|
Скачать 0.55 Mb.
|
Министерство образования Республики Беларусь Учебно-методическое объединение вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию утверждаю Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь А.И.Жук «___» _____ 2010 г. Рег. № ТД-L_____ /тип. СТОМАТОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА И ПРОФИЛАКТИКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-79 01 07 Стоматология
Минск 2010 СоставителИ: Т.Н.Терехова, заведующая кафедрой стоматологии детского возраста Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор; Н.В.Шаковец, доцент кафедры стоматологии детского возраста Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; Л.П.Белик, доцент кафедры стоматологии детского возраста Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; Т.В.Попруженко, доцент кафедры стоматологии детского возраста Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; Т.Г.Белая, доцент кафедры стоматологии детского возраста Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; А.К.Корсак, доцент кафедры стоматологии детского возраста Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Рецензенты: Кафедра детской стоматологии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»; Ю.П.Чернявский, заведующий кафедрой терапевтической стоматологии Учреждения образования «Витебский ордена Дружбы народов государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент ^ Кафедрой стоматологии детского возраста Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 2 от 28.10.2009 г.); Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 4 от 23.12.2009 г.); Секцией по специальности 1-79 01 07 Стоматология Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 2 от 28.12.2009 г.) Пояснительная записка Стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики по диагностике, лечению и профилактике стоматологических заболеваний у детей. Диагностика заболеваний, как и выбор методов лечения патологических процессов челюстно-лицевой области в детском возрасте имеет особенности. Знание и учет этих отличий обеспечивает своевременное и правильное распознавание, выбор врачом-стоматологом адекватных методов лечения и профилактики стоматологических заболеваний. Профилактика стоматологических заболеваний в настоящее время стала ведущим направлением в стоматологии, что отражено государственной программой профилактики кариеса зубов и заболеваний периодонта среди населения Республики Беларусь (приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь №375 от 30 сентября 1998г.) Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Настоящая типовая учебная программа включает новейшие научные данные по профилактике основных стоматологических заболеваний, детской терапевтической стоматологии, поликлинической и госпитальной детской хирургической стоматологии. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции. В данной типовой учебной программе, в отличие от предыдущей, учтен международный опыт (в частности, со стандартами Европейской Академии детской стоматологии и стандартами оказания стоматологической помощи детям в США, июнь 2007). Цель преподавания и изучения дисциплины «Стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний» состоит в приобретении студентами знаний, умений, которые обеспечивают формирование профессиональной компетенции, а также необходимый уровень стоматологической помощи детям. Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:
Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в формировании клинического мышления при соблюдении норм медицинской этики и деонтологии. Преподавание и успешное изучение дисциплины «Стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин: ^ Основные физико-химические свойства стоматологических материалов. Основные механические характеристики зуба, мышечной и костной ткани. Основные понятия о функциональных и патологических динамических статических нагрузках на ткани зубов, реставрации, периодонте. Свойства рентгеновского и лазерного излучения. ^ Биохимия твердых тканей зуба и челюстей. Биохимический состав слюны, обмен фтора, кальция, фосфора в организме. Роль и функция витаминов. ^ Основные закономерности эмбрионального развития человека. Критические периоды развития организма и тератогенез. Клинические проявления генетической патологии челюстно-лицевой области. Эволюция челюстно-лицевой области. ^ Анатомическая терминология. Строение верхней и нижней челюстей. Строение зуба. Развитие мышц лица, шеи, зубной, альвеолярной и базальной дуг. Строение и функции периодонта. Височно-нижний челюстной сустав: строение, функции. Твердое/мягкое небо: строение, формы. Возрастные различия в анатомии органов полости рта. ^ Развитие лица и зубочелюстной системы. Общая морфологическая характеристика зубов (эмаль, дентин, пульпа, периодонт, цемент). Маргинальный периодонт: его строение, клеточный состав. Зубная альвеола: строение, функциональная характеристика. Слизистая оболочка полости рта: гистохимическая и функциональная характеристика. ^ Назначение медицинского инструментария. Препарирование и реставрация твердых тканей зуба. Инструменты, материалы и методы для эндодонтического лечения зубов. ^ Функциональная характеристика органов и тканей челюстно-лицевой области. Микробиология, вирусология, иммунология. Микрофлора полости рта; биоценоз над- и поддесневой дентальной биопленки. Специфические и неспецифические факторы защиты органов полости рта. Методы диагностики микробных, грибковых и вирусных заболеваний. ^ Патоморфология заболеваний зубов, периодонта, костной ткани и слизистой оболочки полости рта. Патологическая физиология. Общее учение о врожденных пороках. Основы патологических процессов, протекающих в эмали, дентине, цементе, периодонте, кости, слизистых оболочках. Фармакология. Лекарственные препараты при лечении заболеваний кариеса, пульпы, периодонта, слизистой оболочки полости рта у детей. Местная анестезия, седация, премедикация, общее обезболивание. ^ Этиология, патогенез, клиника, классификация, диагностика, лечение некариозных заболеваний твердых тканей зуба кариеса, пульпита, апикального периодонтита, гингивита и маргинального периодонтита, заболеваний слизистой оболочки полости рта. ^ Методы местного обезболивания в челюстно-лицевлой области. Одонтогенные воспалительные заболевания, травма, доброкачественные и злокачественные опухоли, патология слюнных желез, актиномикоз челюстно-лицевой области: этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение. Педиатрия. Заболевания внутренних органов у детей. Аллергические заболевания. Болезни крови и кроветворных органов. Гиповитаминозы. ^ Методы и техника рентгенологического исследования челюстей, височно-нижнечелюстного сустава. Оториноларингологя. Взаимосвязь дыхания, глотания, речеобразования при формировании зубочелюстной системы. Взаимосвязь стоматологических заболеваний с патологией ЛОР-органов. ^ Особенности психологии детей и подростков. Инфекционные болезни. Инфекционные заболевания у детей у детей с проявлениями в полости рта, этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика. ^ Методы изучения распространенности стоматологических заболеваний. Основы планирования стоматологической помощи. Принципы организации стоматологической лечебно-профилактической помощи. Организация экспертизы временной нетрудоспособности. Финансирование учреждений здравоохранения стоматологического профиля. Дерматовенерология. Дерматовенерические заболевания с проявлениями в полости рта: этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика. ^ «Стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний» состоит из трех разделов: «Профилактика стоматологических заболеваний», «Детская терапевтическая стоматология» и «Поликлиническая и госпитальная детская хирургическая стоматология». ^ Студент должен знать:
уметь:
^ При организации обучения используются традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия, а также элементы самостоятельной управляемой работы студентов. Самостоятельная работа студентов организуется во время аудиторных занятий и самостоятельной внеаудиторной учебы. Самостоятельная работа студентов включает:
Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet. Студентов знакомят с международными и отечественными юридическими и этическими нормами, важными для проведения стоматологического обследования и лечения детей. К практической работе допускаются студенты, освоившие правила безопасных методов и приемов работы при оказании стоматологической помощи детям. На практических занятиях студенты решают ситуационные задачи, проводят сбор анамнеза и стоматологическое обследование пациента, обучаются методам профилактики и диагностики, овладевают основными мануальными навыками лечения стоматологических заболеваний у детей. Студенты учатся представлять полученные данные в виде записей в истории болезни, обосновывать и формулировать диагноз, составлять план лечебно-профилактических мероприятий и регистрировать его выполнение. Контроль подготовки студентов рекомендуется осуществлять путём устного опроса, проверки выполнения письменных тестовых заданий, решения ситуационных задач в процессе практических занятий. Текущая аттестация проводится в форме зачетов и экзамена с использованием компьютерного тестового контроля знаний студентов. Итоговая аттестация – государственный экзамен. Распределение бюджета учебного времени по семестрам
|