Доклад о нарушениях в России прав людей, живущих с вич. 2010-2011 icon

Доклад о нарушениях в России прав людей, живущих с вич. 2010-2011





Скачать 210.45 Kb.
НазваниеДоклад о нарушениях в России прав людей, живущих с вич. 2010-2011
Дата25.02.2013
Размер210.45 Kb.
ТипДоклад
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ




Доклад

о нарушениях в России прав людей, живущих с ВИЧ. 2010-2011


Межрегиональная Ассоциация правозащитных организаций «АГОРА» при поддержке Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (UNAIDS) в течение года вела общероссийскую базу данных случаев, масштабов, форм последствий и наиболее типичных источников нарушений прав людей, живущих с ВИЧ, на территории РФ. Информация собиралась у пациентов, сотрудников некоммерческих организаций, работающих с данной категорией, а также из открытых источников. Примерно треть обращений поступила с "горячей линии" Всероссийского общественного объединения людей, живущих с ВИЧ. Также мониторились СМИ, которые сообщали когда, в каком регионе, а также какое именно нарушение прав было допущено в отношении людей, живущих с ВИЧ. Результаты анализа нарушений, зафиксированных в базе, весьма показательны. Несмотря на то, что исследованию подверглись исключительно нарушения, допущенные в отношении пациентов, тем не менее, эти выводы наглядно показывают несовершенство взаимоотношений между государством в лице медицинских учреждений и пациентами, будь то пациенты с ВИЧ-инфекцией, туберкулезом, или иными болезнями.

Несмотря на подавляющее большинство вопросов о медицинском обеспечении, людей, живущих с ВИЧ, не интересуют исключительно вопросы предоставления медицинской помощи. В базу внесены также и сообщения о нарушении прав ЛЖВ при реализации ими трудовых прав, в вопросах семьи и брака. Специалисты связывают такое расширение прав, защищаемых ЛЖВ, с появлением в России доступной антиретровирусной терапии. Несомненно, терапия существенно улучшила качество жизни пациента, в первую очередь, позволило ему работать, учиться, создавать семью, обеспечивать себя и своих близких. Именно поэтому у людей, живущих с ВИЧ, стали возникать иные потребности, связанные не только с здравоохранением, и, как следствие, необходимость соблюдения прав ЛЖВ в реализации таких потребностей.

Безусловно, в РФ сохраняется множество стереотипов, связанных с ВИЧ-инфекцией, и в первую очередь, это стереотип — кто же является ВИЧ-инфицированным? К сожалению, и сегодня некоторые жители РФ уверены, что эта болезнь поражает исключительно потребителей инъекционных наркотиков, а также работников коммерческого секса обоих полов. В беседах с обратившимися было отмечено, что очень многие ЛЖВ опасаются разглашения диагноза именно по причине имеющегося стереотипа — они боятся того, что их «запишут в наркоманы». Тем не менее, цифры говорят о другом. По данным Роспотребнадзора на 1октября 2011 года1 — в России зарегистрировано 662 744 случаев ВИЧ-инфекции, из них 5 416 случаев - дети до 15 лет. За первые 9 месяцев 2011 года зафиксировано около 49 тысяч новых случаев ВИЧ-инфекции. При этом 39% случаев инфицирования ВИЧ приходится на гетеросексуальные половые контакты, из которых на долю женщин выпадает большее количество зараженных. Во многих регионах за последние годы отмечено, что среди обратившихся в СПИД-центры впервые преобладает половой путь заражения. При этом отмечается, что среди заболевших женщин около 80% находится в репродуктивном возрасте, никогда не являлись наркозависимыми и не занимались коммерческим сексом. Именно поэтому в базе зафиксировано некоторое количество случаев нарушений, выразившихся в заражении ВИЧ-инфекцией при половом контакте.

Также среди ВИЧ-инфицированных встречаются люди, которые приобрели диагноз в медицинских учреждениях, в том числе и по халатности врачей. Так, наиболее известен случай, когда в 1988 году 74 человека, большинство из которых — дети, были заражены ВИЧ-инфекцией в Республиканских детской и инфекционной больницах в Элисте из-за нарушения норм стерилизации многоразовых шприцев. На сегодняшний день 40 из них скончались (некоторые в детском возрасте) однако, по словам родственников, есть среди них девушки, которые выжили, вышли замуж и родили детей. Только 9 ноября 2011 года, Элистинский городской суд вынес решение о взыскании с Республиканской детской больницы в Калмыкии компенсацию морального вреда в размере 100 тысяч рублей каждому из истцов.

Эта статистика наглядно опровергает имеющиеся стереотипы портрета ВИЧ-положительного человека, о чем было сказано выше.

При работе с базой юристы отметили следующее. Так, например, основное законодательство РФ, связанное с регулированием правоотношений в сфере ВИЧ, было принято в середине 1990-х годов. В том числе и основной нормативно-правовой акт, который специально посвящен взаимодействию граждан и государства в области предупреждения и лечения ВИЧ-инфекции - Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". Конечно же, с момента его принятия в 1995 году, в него в разные годы вносились изменения2. В 2007 году был отменен признак «смертельное заболевание» у ВИЧ-инфекции с заменой данного признака на «хроническое». Или же в 2010 году название статьи 22 Закона было изменено с «Гарантии в области труда» на «Гарантии медицинским и иным работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека». Но очевидно, что знания, практическая и научная медицина в области ВИЧ-инфекции, статистические данные о ее распространении, а также отношение к сообществу ЛЖВ в мире и в России существенно изменились в сторону развития с 1995 года, то есть с момента принятия основного российского закона, регулирующего вопросы ВИЧ-инфекции в РФ. И новые знания, и практика существенно улучшили качество жизни пациента с ВИЧ-инфекцией в различных сферах. В том числе и АРВ-терапия в РФ появилась в конце 90-х годов (также уже после принятия вышеуказанного Федерального закона) и стала серьезным прорывом в лечении ВИЧ. 22 ноября 2011 года в РФ был принят Закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", который пришел на смену Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, действующему аж с 1993 года. Приняв новый Закон, государство осознало необходимость замены старого законодательства, основываясь на реалиях нового времени. Возможно, что закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" выпуска 1995 года также нуждается в серьезном изменении, учитывая все последние прорывы в лечении ВИЧ-инфекции.

Всего при ведении базы были зафиксированы следующие нарушения (таблица № 1)



Нарушения прав ЛЖВ в сфере медицинского обеспечения

159

Отказ в предоставлении гражданства или разрешения на временное проживание в РФ по причине ВИЧ-инфекции

12

Разглашение диагноза ВИЧ-инфекция

11

Заражение ВИЧ-инфекцией

6

Дискриминация в связи с ВИЧ-инфекцией

6

Дискриминация в связи с ВИЧ-инфекцией с сфере трудовых правоотношений

5

Попытки лишения жилплощади

2

Нарушение прав сотрудниками милиции (полиции)

1

Правовое консультирование по различным вопросам в связи с ВИЧ-инфекцией

34

Всего

236


Как видно, подавляющее большинство вопросов и жалоб на нарушения прав ЛЖВ были зафиксированы в сфере медицинского обеспечения. При этом все жалобы на нарушения в медицине в отношении ВИЧ-положительных людей касались непредоставления АРВ-терапии, отказов в направлении пациентов с ВИЧ на тестирование на вирусную нагрузку и иммунный статус, а также непредоставления какого-либо иного лечения, не связанного с ВИЧ, но по причине наличия у человека ВИЧ-инфекции.


^ Нарушения прав ЛЖВ в сфере медицинского обеспечения

(таблица № 2)


Непредоставление адекватного лечения ЛЖВ

72

Непредоставление АРВ-терапии

52

Непредоставление медицинской помощи по причине ВИЧ-статуса

35

Всего

159



^ Отказы в предоставлении терапии


Итак, большое количество сообщений касалось непредоставления АРВ-терапии, а также фактов отказов гражданам в проведении тестов на вирусную нагрузку и иммунный статус, в том числе и по причине ее отсутствия в медицинском учреждении (региональном СПИД-центре или аптеке). Аналогичные нарушения также поступали из мест лишения свободы, когда осужденному отказывали в предоставлении аналогичных услуг. Пациенты также расценивали как нарушение их прав факты замены им схем АРВ-терапии, когда они не были уверены, что замена схемы происходит не по медицинским показаниям, а по причине отсутствия того или иного препарата в наличии. Со слов пациентов, также совпадающих с мнением медицинских учреждений, взятых из открытых источников, практически во всех случаях отказов в предоставлении АРВ-терапии, врачи региональных СПИД-центров ссылаются на банальное отсутствие лекарств, связанных с несвоевременной закупкой их федеральными органами здравоохранения, либо с несвоевременной поставкой лекарств в регионы. Аналогичные отказы слышат пациенты с ВИЧ и в местах лишения свободы.


«Установлено, что Минздравсоцразвития России в 2010 году длительное время не проводились закупки диагностических средств и антивирусных препаратов. Выявлены факты недопоставок в отдельные регионы антиретровирусных препаратов для лечения ВИЧ-инфицированных по заключенным в 2010 году государственным контрактам. Закупка антивирусных препаратов для лечения лиц, инфицированных вирусами гепатитов В и С, министерством начала осуществляться лишь в ноябре 2010 года. Кроме того, Минздравсоцразвития России своевременно не был подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации о закупке и передаче диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, на 2011 года.» - ответ Генеральной прокуратуры РФ на жалобу об отсутствии в регионах препаратов (от 9 сентября 2011 года № 72/3-124-2011).


В мае-июне 2011 года в 15 регионах России (Санкт-Петербург, Московская, Оренбургская, Волгоградская, Кемеровская, Рязанская, Челябинская, Ярославская, Саратовская, Курская, Тульская, Тюменская, Брянская области, Ставропольский и Пермский край) зафиксированы проблемы с проведением обследований ВИЧ-положительных пациентов, а именно с проведением анализов на иммунный статус и вирусную нагрузку (их называют тест-системами), которые позволяют определить, в каком состоянии находится человек. В нашей таблице № 2 сообщение об отказе в проведении такого анализа фиксировалось как непредоставление адекватного лечения ЛЖВ (количество поступивших сигналов — 72). По данному поводу Генеральная прокуратура РФ поручила региональным органам прокуратуры провести проверки о конкретных фактах отказов гражданам в проведении указанных тестов. Позиция представителей Минздравсоцразвития по вопросу отсутствия тест-систем отличалась от позиции региональных СПИД-центров — первые утверждали, что согласно Федеральному закону Российской Федерации от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" они не обязаны закупать тест-системы в полном объеме на все регионы, о чем регионы были предупреждены с ноября 2010 года и именно на них лежит ответственность, чтобы заложить средства в местные бюджеты. Из регионов же поступала противоположная информация с критикой в адрес Минздрава по причине задержки по поставкам тест-систем.

Вместе с тем, такая позиция перекладывания ответственности друг на друга позволяет нам сделать следующие выводы — государство не сократило количество бюджетных средств, выделяемых на предоставление ВИЧ-инфицированным бесплатной АРВ-терапии в рамках Национального проекта. Дело в том, что федеральный центр и регионы не смогли договориться между собой по вопросам элементарной логистики и транспортных услуг, а также не вовремя проведенного конкурса по государственному заказу. Поскольку АРВ-терапия состоит из дорогостоящих лекарственных препаратов, и не по карману рядовому пациенту, государство обязано провести ряд действий, установленных в законе, для обеспечения хорошо работающего механизма. Цель — не допустить нарушения сроков поставки лекарств и не допустить коррупционную составляющую. На практике же получилось, что именно по причине длительности и затянутости процедур, произошли нарушения сроков поставки терапии в региональные СПИД-центры, которые, в свою очередь, вовремя не смогли выдать пациентам АРВ-терапию, а также провести анализ на вирусную нагрузку и иммунный статус.

Что означает «Непредоставление медицинской помощи по причине ВИЧ-статуса» в таблице № 2 с количеством обращений 35? Несмотря на то, что общественные организации, международные фонды, а также государство предпринимают колоссальные усилия по разъяснению населению и медицинскому персоналу способов передачи ВИЧ-инфекции, все еще встречаются случаи, когда врачи отказывают в предоставлении таких медицинских услуг, как стоматологические и хирургические, пациентам с ВИЧ-инфекцией. База нарушений содержит информацию о таких отказах, и их количество выглядит достаточно пугающе. Складывается ощущение, что статья 5 ФЗ от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ, которая закрепляет, что ВИЧ-инфицированные граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами, в реальности не соблюдается.


^ Мигранты. Отказ в предоставлении разрешения на временное

проживание в России по причине ВИЧ-статуса


Жалобы на вышеуказанные действия Федеральной миграционной службы и даже их количество не вызвало большого удивления при формировании базы нарушений прав ВИЧ-инфицированных. Такие кейсы, в том числе и те, которые прошли судебное обжалование, хорошо известны юристам, которые помогают ВИЧ-инфицированным для определения своего миграционного статуса. Несмотря на то, что эта категория дел прошла рассмотрение во всех высших судебных органах России, а также в Европейском суде по правам человека, все-таки следует отметить, что еще не сформировалось единообразное понимание судами таких категорий дел.

Действительно, согласно Федеральному закону № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», заявитель, который желает проживать на территории РФ официально и не быть нелегальным мигрантом, должен предъявить медицинскую справку, что он не инфицирован ВИЧ. И, соответственно, если иностранец не представил такую справку, то разрешение на временное проживание не будет предоставлено (пункт 1 (13)).

Однако не все неграждане РФ с ВИЧ-статусом подлежат немедленной депортации из России. В 2006 году Конституционный суд России постановил, что миграционные службы и суды все-таки могут разрешать официальное проживание в РФ мигрантам с ВИЧ-статусом. В том случае, если такой мигрант имеет веские, в первую очередь, семейные обстоятельства для этого — длительное проживание в России вместе со своей семьей, рождение детей, работа и родственные связи.

Аналогичное решение в марте 2011 года вынес Европейский суд по правам человека (дело "Киютин против России"). Суд посчитал, что российские власти, отказав ВИЧ-инфицированному гражданину Узбекистана в предоставлении разрешения на временное проживание в РФ, тем самым нарушили требования статьи 14 (запрещение дискриминации) в сочетании с положениями статьи 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Конвенции. Данное решение Европейского суда по правам человека вызвало большое количество аналогичных обращений, как в российские суды, так и в Европейский суд.

При работе юристов по такому нарушению можно отметить следующее — суды выносят совершенно противоположные решения вроде бы по аналогичным обращениям мигрантов. Безусловно, данная категория гражданских дел не самая распространенная в гражданском судопроизводстве. Однако из анализируемой базы нарушений мы видим, что суды отказывают в разрешении на временное проживание в РФ мигрантам, имеющим семью и граждан-детей, тогда как известно о большом количестве положительных решений, внесенных различными судами РФ.

При этом надо отметить следующий факт — несмотря на то, что в российском законодательстве существуют ограничения на временное проживание в России ВИЧ-инфицированных граждан иных стран, тем не менее, российское законодательство позволяет принимать судебные решения о разрешении такого проживания, так как решения Конституционного суда РФ обязательны для применения и фактически имеют статус закона. Соответственно, для соблюдения прав людей, живущих с ВИЧ, в этом вопросе со стороны российского законодателя не требуется принятия дополнительных правовых норм. Однако все-таки суды идут неохотно на вынесение судебных решений по разрешению ВИЧ-инфицированным временного проживания в России. Тем более, остаются единичными случаи, когда подобное разрешение выдают сама миграционная служба, хотя она также имеет возможность применять Определения Конституционного суда РФ. Поэтому улучшить ситуацию по соблюдению прав человека в этом вопросе возможно на уровне правоприменения, без внесения какого-либо изменения в законодательные нормы.


^ Разглашение диагноза


По количеству зафиксированных в базе такое нарушение, как разглашение диагноза ВИЧ, стоит как одно из самых часто упоминаемых. Нарушения прав пациентов, связанных с разглашением диагноза ВИЧ-инфекция, по своей правовой природе ничем не отличаются от аналогичных нарушений, связанных с разглашением любого другого диагноза — гинекологические заболевания, онкология, наркомания, психическое заболевание, а также о факте любого хирургического вмешательства.

В РФ отсутствует какой-то отдельный закон, который бы специально регулировал вопросы, связанные с разглашением диагноза ВИЧ-инфекция. Но поскольку ВИЧ-инфекция является болезнью, а лица, инфицированные ВИЧ, — пациентами, то в отношении разглашения диагноза применяется нормативный акт, который является общим для всех пациентов - ранее это были Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I, а в ближайшем будущем — Закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".


22 ноября 2011 года новый закон о здравоохранении, который заменит выше озвученные Основы законодательства, был подписан Президентом РФ, и должен начать работу уже с 2012 года. Принятый закон готовит серьезные изменения в уже сложившуюся медицинскую практику. В том числе были внесены существенные поправки в правовую норму, регулирующую соблюдение врачебной тайны. Новая норма о врачебной тайне существенно расширяет полномочия медицинских учреждений по обмену информацией о диагнозе, о факте обращения за медицинской помощью, чем это предусмотрено действующим законодательством. Появится возможность передавать информацию без согласия гражданина в случаях расследования несчастных случаев на производстве, а также обмениваться информацией в медицинских информационных системах и в медицинских организациях в целях оказания медпомощи. Огромное недовольство со стороны ЛЖВ вызывал тот факт, что СПИД-центр, где они стоят на учете, передавал информацию о его ВИЧ-статусе в районную поликлинику по месту жительства, а также в иные медицинские учреждения, где ему может оказываться помощь. Люди, живущие с ВИЧ, не скрывают, что не доверяют действующей системе хранения информации в государственных медицинских учреждениях, поэтому опасаются разглашения своего диагноза и, как следствие, дискриминации со стороны окружающих. И такие опасения не являются напрасными или излишними — как видно из приведенной таблицы, в базе нарушений прав имеется информация о дискриминационных нарушениях — 11 случаев, когда люди сообщали, что они пострадали от дискриминационного отношения к ним в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции, в том числе и на рабочем месте. В настоящее время старый закон стоит на соблюдении такой позиции пациента, однако с момента вступления нового законодательства о здравоохранении в силу, подобный обмен медицинской информацией будет осуществляться в рамках закона. Люди, живущие с ВИЧ, обоснованно опасаются, что с вступлением в действие новой нормы, увеличится количество случаев незаконного разглашения врачебной тайны. Поскольку пациенты не заинтересованы в принятии данной нормы, то можно говорить о том, что возможность подобного обмена информацией делается исключительно в интересах медицинского сообщества, а не в интересах пациента.

В базе нарушений зафиксирован случай, который может стать отправной точкой для серьезного анализа возможности разглашения диагноза внутри системы правоохранительных органов. Так, житель Москвы Г., ранее судимый, с диагнозом ВИЧ-инфекция, тщательно скрывает свой ВИЧ-статус, поскольку опасается дискриминации, в первую очередь, на рабочем месте, и, как следствие, потери работы. В разговоре со своим знакомым он узнал, что на одном из рынков Москвы продается CD-носитель, на котором записана милицейская база — сведения о ранее судимых и привлекавшихся к административной или уголовной ответственности жителях Москвы, с указанием полных анкетных данных, точного места жительства, и с некоторыми характеристиками. Также знакомый сказал, что Г. указан, как ранее судимый, ВИЧ-инфицированный и наркозависимый. Г. приобрел такой CD-носитель, и вся информация подтвердилась. Этот кейс наглядно показывает, что информация, имеющаяся в правоохранительных органах, не защищена должным образом, и имеется реальная возможность ее попадания в общий доступ. Более того, несмотря на то, что Г. обратился в Следственный комитет РФ с просьбой расследовать данный факт и установить, по чьей же вине произошла серьезная утечка информации, данное обстоятельство так и осталось невыясненным — правоохранительный орган проверку проводить отказался. Это демонстрирует и то, что правоохранительные органы не считают серьезным нарушением факт разглашения персональных данных человека, что даже не считают нужным устанавливать истину. Пока будет иметь место подобное отношение государства, в лице его компетентных органов, к персональным данным человека, нельзя утверждать, что она будет получать надежную защиту. И последний вопрос, который вызывает данный кейс, — насколько важна информация о диагнозе человека для работы правоохранительных органов. Понятно, что информацию о ВИЧ-статусе в оперативные данные приводит стереотип о том, что все ВИЧ-инфицированные либо наркозависимые, либо работники коммерческого секса. Обе группы имеют некий оперативный интерес для сотрудников полиции (милиции), наркоконтроля и других органов. Однако выше мы уже рассматривали, что в скором времени этот стереотип будет несостоятелен — об этом говорят статистические данные о способах приобретения ВИЧ-инфекции. Последует ли за этим исключение из полицейских баз данных информации о наличии ВИЧ-статуса? Сомнительно.


Иногда к разглашению диагноза людей подталкивает само законодательство. Согласно ст. 6.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, сокрытие лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, источника заражения, а также лиц, имевших с указанным лицом контакты, создающие опасность заражения этими заболеваниями, является административным правонарушением. Такие люди подлежат административной ответственности. Что означает это на практике? При постановке на учет региональные СПИД-центры проводят свои эпидемиологические расследования, в том числе и путем заполнения специализированных анкет самим ВИЧ-инфицированным. В анкете есть вопрос, «от кого, по Вашему мнению, Вы заразились ВИЧ-инфекцией?». На практике врачи всегда стараются выяснить этот вопрос. При отказе пациента сообщить имя источника своего заражения, пациент может быть привлечен к административной ответственности. Такая ситуация не является вымышленной, в действительности - региональные управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека требуют от региональных СПИД-центров и иных профильных медицинских учреждений предоставить информацию о таких пациентах для составления протокола об административных правонарушениях по данной статье КоАП РФ.

С точки зрения соблюдения прав и основных свобод человека и гражданина, сама правовая норма, закрепленная в статье 6.1. Кодекса об административных правонарушениях РФ, противоречит статье 8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Уважение тайны данных о здоровье человека является важнейшим принципом правовых систем всех участников Конвенции. Кроме этого, если речь идет о де юре близком для ВИЧ-инфицированного человеке (муж, жена, совместно проживающие), то в этом случае он имеет право сослаться на статью 51 Конституции РФ, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.


В любом случае сообщение какой-либо приватной информации врачу должно строго охраняться законом, без возможности передавать эту информацию куда-либо без согласия на это самого пациента. Только так можно обеспечить полное доверие между врачом и пациентом, следствием которого является восприятие назначаемого лечения. Нельзя ставить пациента перед выбором — «либо ты разглашаешь диагноз иного человека, в том числе и близкого тебе, либо ты будешь привлечен к административной ответственности». Пока существует возможность привлечь к какой-либо ответственности ВИЧ-инфицированного за сведения, которые он сообщил или не сообщил при оказании ему медицинской помощи, нельзя признавать, что ВИЧ-инфицированный полностью защищен от разглашения его диагноза. Для того, чтобы проверить данную правовую норму на соответствие Конституции РФ, необходимо обратиться в Конституционный суд РФ.

И последнее. Иногда так называемые «перегибы на местах» становятся причиной разглашения данных о состоянии здоровья, хотя изначально преследовалась весьма благая цель — предупреждение распространения ВИЧ-инфекции. ФЗ от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ устанавливает, что работники отдельных профессий и организаций проходят обязательное медицинское освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (ст.9). Список таких профессий и организаций четко установлен3. Однако на практике мы видим совсем иную картину — работодатель вводит справку об отсутствии ВИЧ-инфекции как обязательный документ при приеме на работу, либо обязывает проходить подобный медицинский осмотр весь персонал, отказ от прохождения которого будет караться увольнением. Понятно, что работодатель не является тем субъектом, который имеет право обладать полной информацией о состоянии здоровья своего работника, если сам работник этого не хочет. Такое принуждение к обязательному тестированию напрямую ведет к разглашению диагноза. Например, Международная организация труда4 ставит перед собой одну из целей — достигнуть полного запрета на требование со стороны работодателя справки о наличии или отсутствия ВИЧ-инфекции, который существенно сократит уровень дискриминации.


^ Правовое консультирование по различным вопросам в связи с ВИЧ


Надо сказать, что некоторое удивление вызвало большое количество звонков и сообщений (всего 34), которые не были так или иначе связаны с уже имеющимися нарушениями прав ВИЧ-инфицированных, а касались необходимости получить ту или иную правовую консультацию по теме ВИЧ. Да, юристы, практикующие в РФ, отмечают серьезную правовую неграмотность населения, в том числе и образованного. Также известно, что к профессиональной юридической помощи граждане прибегают в самый последний момент, когда уже ранее они самостоятельно сделали ряд юридических ошибок. Но сообщество лиц, живущих с ВИЧ, всегда выделялось иным отношением к праву. ЛЖВ, как правило, стремятся знать законодательство, для того, чтобы требовать полного его соблюдения по отношению к себе. Зафиксированные в базе нарушений вопросы для правовых консультаций касались различных сфер — количество обязательной нормы питания для осужденных с ВИЧ в местах лишения свободы, возможности получения ВИЧ-инфицированным инвалидности, привлечения к уголовной ответственности за заражение ВИЧ-инфекцией и другие вопросы. Поскольку база показала потребность ЛЖВ в правовом консультировании по различным вопросам в сфере ВИЧ, то возможно и в дальнейшем развивать это направление работы с ВИЧ-положительными людьми.


^ Правовые рекомендации по соблюдению прав людей, живущих с ВИЧ


Как уже было сказано выше, только правовая активность людей, живущих с ВИЧ, сможет окончательно сформировать российскую судебную практику по тем вопросам и проблемам, которые возникают у ВИЧ-инфицированных. Так складывается в России, что для того, чтобы правоприменителям получить разъяснения высших судебных органов России — Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ — по вопросам, интересующих ВИЧ-положительных, необходимо, чтобы суды низового уровня имели достаточное количество рассмотренных дел по этим вопросам. И только в случае большого количества отличных друг от друга решений, принятых судами в одном или разных регионах, мы можем рассчитывать на то, что Верховный суд РФ, например, даст разъяснения о правильной и единообразном понимании проблемы. Судебная практика показывает, что в очень большом количестве судебных дел суды встают на сторону ВИЧ-положительных. Это невозможно не приветствовать, однако только от ВИЧ-положительных людей зависит, получит ли это обстоятельство закрепление.


Именно активность людей помогла выявить как проблему, так и виновных в отсутствии тест-систем и терапии в этом году. В рамках ведения базы данных нарушений было отмечено большое количество звонков и сообщений из разных регионов страны об отсутствии тест-систем, в связи с чем Ассоциация «АГОРА» обратилась с соответствующей жалобой в Генеральную прокуратуры РФ с просьбой разобраться и установить причину проблем. Генеральная прокуратура провела проверку по указанным в жалобе фактам и выявила, что Минздравсоцразвития России в 2010 году длительное время не проводили закупки диагностических средств и антивирусных препаратов, а также недопоставили препараты в регионы. Иными словами, Генеральная прокуратура РФ, получив сигнал из общественной организации о нарушении закона, выполнила те функции, которые возложены на нее законом — провела проверку по нарушению, установила причины нарушения закона, выявила виновных в этом. В этом случае мы можем говорить, что причинами выявления проблемы явилась как раз активность людей.


Но, как правило, серьезная активность проявляется только тогда, когда нарушения в отношении ВИЧ-инфицированных носят уже массовый характер. Однако юристы советуют не дожидаться усугубления проблемы, а проявлять правовую активность в каждом отдельном единичном нарушении. Это и обращения в прокуратуру, и в суд по любому вопросу, когда права и законные интересы человека явно игнорируются. Иногда даже обращение вышестоящему начальству имеет положительный результат. Так, пациент Г. обратился в Московский СПИД-центр за очередной частью АРВ-терапии, однако, не смотря на имеющийся рецепт, выписанный лечащим врачом, в аптеке отказались выдавать нужный препарат, сославшись на его отсутствие. Пациент, обратился в общественную организацию, где попросил бланк заявления в суд по факту отказа в выдачи терапии. Придя вновь в медицинское учреждение, он показал бланк заявления в суд и предупредил, что обратился за правовой помощью в правозащитную организацию. В том случае, если он получит отказ в предоставлении терапии, Г. пообещал сразу же идти в суд. Недолго посовещавшись, медицинские работники выдали Г. требуемый препарат терапии, не смотря на то, что «этого препарата нет». Из этого примера видно, что представители медицинских учреждений, нарушающие права ВИЧ-инфицированных, сильно рассчитывают на терпение людей, а также на их сильное нежелание идти в суды и другие государственный органы до последнего. Любое проявление твердой позиции по отстаиванию своих прав, воспринимается как атака, и часто решает вопросы на месте.


Совершенно иная ситуация с проблемой по предоставлению разрешения на временное проживание в России мигрантам с ВИЧ-инфекцией. Выше уже говорилось о том, что российское законодательство не ставит препятствия ВИЧ-инфицированным мигрантам с семьей получить официальное разрешение на проживание в России. Однако ни сама миграционная служба, ни суды не горят большим желанием разрешать ВИЧ-инфицированным временно проживать в России — такие решения выносятся очень редко и очень неохотно. И здесь можно утверждать, что улучшить ситуацию по соблюдению прав человека в этом вопросе возможно на уровне правоприменения, на уровне работы с судами, без принятия дополнительных законов.


Ирина ХРУНОВА, адвокат,

правовой аналитик Ассоциации АГОРА

1http://aset-kz.org/index.php?option=com_content&view=article&id=93:----01102011-unaids-&catid=1:latest-news&Itemid=50

2Всего в Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ вносились изменения 8 раз — законами от 12 августа 1996 г., 9 января 1997 г., 7 августа 2000 г., 22 августа 2004 г., 18 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 27 июля 2010 г., 18 июля 2011 г


3Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 877.

4www.ilo.org.


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Доклад о нарушениях в России прав людей, живущих с вич. 2010-2011 iconПособие для людей, живущих с вич/спидом Брент Паттерсон

Доклад о нарушениях в России прав людей, живущих с вич. 2010-2011 iconДоклад о нарушениях прав и свобод человека и гражданина при призыве на военную службу и направлении

Доклад о нарушениях в России прав людей, живущих с вич. 2010-2011 iconВ. Б. Звоновский Статья представляет результаты исследования социальных установок в отношении людей,

Доклад о нарушениях в России прав людей, живущих с вич. 2010-2011 icon«Основные тенденции развития эпидемии вич/спид в Минской области. Выполнение мероприятий Государственной
О количеству зарегистрированных случаев вич-инфекции после России и Украины. Именно на эти страны...
Доклад о нарушениях в России прав людей, живущих с вич. 2010-2011 iconДоклад о состоянии соблюдения прав и защиты интересов ребенка на территории республики бурятия в
О состоянии соблюдения прав и защиты интересов ребенка на территории республики бурятия
Доклад о нарушениях в России прав людей, живущих с вич. 2010-2011 iconПроект программы подготовлен в соответствии с решением совещания рабочей группы Стоматологической
Федеральная государственная программа первичной профилактики стоматологических заболеваний среди...
Доклад о нарушениях в России прав людей, живущих с вич. 2010-2011 iconПроект программы подготовлен в соответствии с решением совещания рабочей группы Стоматологической
Федеральная государственная программа первичной профилактики стоматологических заболеваний среди...
Доклад о нарушениях в России прав людей, живущих с вич. 2010-2011 icon"о соблюдении прав детей-инвалидов в российской федерации" Специальный доклад

Доклад о нарушениях в России прав людей, живущих с вич. 2010-2011 iconФедеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека главный государственный

Доклад о нарушениях в России прав людей, живущих с вич. 2010-2011 iconСпециальный Доклад о соблюдении прав человека в психиатрических учреждениях Пензенской области

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы