Скачать 5.38 Mb.
|
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Бурятия ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ в 2011 ГОДУ Улан - Удэ 2012 Общество, в котором на деле защищают права ребенка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную предсказуемую перспективу Президент Российской Федерации Д.А. Медведев Доклад подготовлен в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2009 № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка», Указом Президента Республики Бурятия от 29.10. 2010 № 123 «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Бурятия» и Распоряжением Президента Республики Бурятия от 22.03.2011 № 16-рп. Институт Уполномоченного по правам ребенка в Республике Бурятия существует чуть больше 1 года. В соответствии с выполняемыми задачами Уполномоченный в 2011 году работал над вопросами обеспечения государственной защиты прав и законных интересов ребенка, восстановления нарушенных прав ребенка, подготовки предложений по совершенствованию нормативных правовых актов Республики Бурятия, информирования населения о состоянии и мерах по защите прав детей, взаимодействия с государственными органами, органами местного самоуправления, правоохранительными и иными структурами, работающими в сфере защиты прав детства. Оценивая ситуацию в решении проблем защиты прав детей, Уполномоченный исходит, прежде всего, из принципа объективности, отмечая положительные моменты и в то же время, обозначая поле деятельности по тем вопросам, в решении которых нет сдвигов. Уполномоченный видит свою задачу не только в разрешении конкретных вопросов, представляющих интересы детей в индивидуальном порядке, но и в том, чтобы способствовать системным изменениям по улучшению положения детей в целом. В основу доклада положены итоги обобщения и анализа письменных и устных обращений граждан, материалы проверок, проведенных с участием Уполномоченного и его аппарата, информация, представленная органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, сведения, полученные в ходе участия в совещаниях, встречах, конференциях, на которых обсуждались вопросы защиты прав и интересов детей, посещения различных государственных учреждений для несовершеннолетних, в чьи обязанности входит защита прав и интересов ребенка, официальные статистические данные по Республике Бурятия. Аппаратом Уполномоченного представлен анализ основных международных, федеральных и республиканских нормативно – правовых актов, регулирующих деятельность по защите прав детей. Раздел 1. ПРАВА ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ: ^ 1.1. Международно – правовой аспект защиты прав ребенка Обеспечение прав ребенка относится к глобальным проблемам современности, в решении которых заинтересовано все мировое сообщество. Это объясняется определяющей ролью подрастающего поколения в гарантировании жизнеспособности общества и прогнозировании его будущего развития. Однако следует признать, что ни одно государство в мире не может претендовать на роль образца в области соблюдения прав ребенка. Даже для самых демократических и экономически развитых государств характерны рост преступности несовершеннолетних, наличие семей с низким жизненным уровнем, смертность детей из-за недостаточного медицинского обслуживания, рост количества беспризорных детей. Все эти факторы доказывают невозможность разрешения детской проблемы только национальными средствами и вызывают необходимость объединения усилий мирового сообщества в целом. Вопросы прав ребенка являются ключевой категорией, определяющей положение детей во всем мире. Защита прав ребенка в значительной степени обуславливается тем, насколько общество осведомлено о правах детей и о механизмах их реализации и защиты. Основные международно-правовые документы, содержащие требования государственной политики в отношении детей:
Принципы и нормы международного права:
^ Принятые на федеральном уровне документы подчеркивают важность дальнейшего совершенствования законодательного регулирования правового статуса несовершеннолетних и укрепления правовой защиты детства в России. Правовую основу организации и осуществления деятельности по защите прав и законных интересов несовершеннолетних граждан в Российской Федерации составляют Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Семейный Кодекс РФ, Федеральные законы от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и др. Считаем необходимым отметить, что в 2011 году были внесены изменения в ряд нормативных правовых документов. Мониторинг изменений федерального законодательства в течение 2011 года 1. Право ребенка на жизнь и охрану здоровья. Федеральный закон от 11.07.2011 № 202-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О рекламе». Установлены новые требования к рекламе медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности (новая часть 12 статьи 24 Закона). Такая реклама должна сопровождаться предупреждением о возможности бесплодия и иных вредных последствий для здоровья женщины в результате искусственного прерывания беременности. Такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства). Реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности не должна содержать утверждение о безопасности таких медицинских услуг. ^ «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах». Общий объем финансирования ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах» снижен с 54276,9 млн. рублей до 47755,51 млн. рублей. Кроме того, в Программе уточнены: мероприятия, направленные на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения; организационно-планировочные и инженерные меры, направленные на совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов в городах; мероприятия, направленные на развитие системы оказания помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП. ^ «О внесении изменений в Положение о Всероссийской службе медицины катастроф». К задачам Всероссийской службы медицины катастроф отнесено осуществление экстренной и консультативной медицинской помощи пострадавшим (больным) и медицинской эвакуации В соответствии с изменениями, внесенными в Положение о Всероссийской службе медицины катастроф, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.02.1996 N 195, Всероссийская служба медицины катастроф функционально объединяет: службу медицины катастроф Минздравсоцразвития РФ; службу медицины катастроф Минобороны РФ; силы и средства МЧС РФ, МВД РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, РАМН, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, ОАО «Российские железные дороги» и других организаций, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Служба в целях выполнения возложенных на нее задач осуществляет свою деятельность на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы Службы функционируют в режиме повседневной деятельности. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации может устанавливаться один из следующих режимов функционирования: режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации. Руководителем Службы является Министр здравоохранения и социального развития РФ. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 01.06.2011 № 79 «Об утверждении СанПиН 2.3.2.2871-11 «Изменения № 24 к СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.07.2011 № 21407. Уточнены допустимые уровни содержания антибиотиков в пищевых продуктах для питания:
Уточнены допустимые уровни содержания антибиотиков в основных сырье и компонентах, используемых при изготовлении продуктов детского питания (в числе продуктов: мясо и субпродукты убойных животных; мясо птицы; рыба; масло коровье высший сорт, жир птичий топленый). Данные правила и нормативы устанавливают гигиенические нормативы безопасности и пищевой ценности для человека пищевых продуктов, а также требования по соблюдению указанных нормативов при изготовлении, ввозе и обороте пищевых продуктов. <Письмо> Роспотребнадзора от 15.06.2011 № 01/7310-1-32 «О требованиях к организации питания детей в летних оздоровительных учреждениях». В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений среди детей и подростков в оздоровительных учреждениях в данном документе опубликован список продуктов, которые не должны использоваться в питании детей в летних оздоровительных учреждениях. В этот перечень вошли такие продукты, как: - остатки пищи от предыдущего приема, а также пища, приготовленная накануне; - рыба без термической обработки (строганина, вобла и др.) - прокисшее молоко «самоквас»; - напитки, морсы и пр. собственного приготовления, квас; - изделия из мясной обрези, отходы колбасных цехов, свиные баки, диафрагмы, кровь, мозги, рулеты из мякоти голов; - консервированные продукты домашнего приготовления; - консервированные продукты в томатном соусе; - порошки неизвестного состава в качестве разрыхлителей теста; - сухие концентраты для приготовления гарниров и др. В питание детей не должны включаться: острые соусы, горчица, хрен, перец, уксус, натуральный кофе, соки и напитки в виде сухих концентратов, майонез. Кроме того, из рациона детей должны быть временно исключены холодные закуски, блюда и продукты, не подвергавшиеся термической обработке, как потенциальный фактор передачи инфекции. <Информация> Росалкогольрегулирования «Разъяснения по вопросам применения в отношении розничной продажи алкогольной продукции норм Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 18.07.2011 № 218-ФЗ». Росалкогольрегулированием даны разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере производства и оборота алкогольной продукции в связи с внесенными в него изменениями. ^ приняты поправки, направленные в том числе на повышение эффективности правового регулирования в указанной сфере, снижение масштабов злоупотребления алкоголем и профилактику алкоголизма среди населения, в том числе несовершеннолетнего. В разъяснениях, в частности, затронуты вопросы, касающиеся: - прекращения деятельности обособленными подразделениями лицензиатов, расположенными в местах, не соответствующих установленным требованиям (законом установлен запрет на продажу алкогольной продукции не только в детских, образовательных и медицинских организациях, но и на прилегающих к ним территориях); - ограничения времени продажи алкогольной продукции; - продажи пищевой продукции с содержанием этилового спирта от 0,5 до 1,5 процента. Методические указания «МУ 3.1.1.2957-11. 3.1.1 Профилактика инфекционных заболеваний. Кишечные инфекции. Эпидемиологический надзор, лабораторная диагностика и профилактика ротовирусной инфекции». Определяют организацию и порядок проведения эпидемиологического надзора, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в отношении ротовирусной инфекции (РВИ), а также порядка сбора, упаковки, хранения, транспортировки и проведения лабораторных исследований клинического материала в целях выявления этиологического агента и проведения его субтипирования. Постановление Правительства РФ от 21.10.2011 г. № 856 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год». В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи Правительство Российской Федерации определили виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структуру тарифов на медицинскую помощь, критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации на территории Российской Федерации бесплатно. На органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой возложена обязанность по разработке и утверждению территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год (включая территориальные программы обязательного медицинского страхования). Указано, какие составляющие должны быть включены в программу. Установлено, что в целях повышения эффективности оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмешательства, в структуре медицинских учреждений муниципальной системы здравоохранения может создаваться служба неотложной медицинской помощи. Мероприятия по восстановительному лечению и реабилитации больных осуществляются в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, иных медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, включая центры восстановительной медицины и реабилитации, в том числе детские, а также санатории, в т.ч. детские и для детей с родителями. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 г. № 158н «Об утверждении правил обязательного медицинского страхования». Правила устанавливают порядок подачи заявления о выборе (замене) страховой медицинской организации застрахованным лицом; единые требования к полису обязательного медицинского страхования; порядок выдачи полиса обязательного медицинского страхования либо временного свидетельства застрахованному лицу; порядок направления территориальным фондом обязательного медицинского страхования сведений о принятом решении об оплате расходов на лечение застрахованного лица непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве; порядок оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию; порядок оказания видов медицинской помощи, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, застрахованным лицам за счет средств обязательного медицинского страхования в медицинских организациях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации и находящихся за пределами территории Российской Федерации; требования к размещению страховыми медицинскими организациями информации; положение о деятельности Комиссии по разработке программы обязательного медицинского страхования согласно приложению № 1 к настоящим Правилам и др. Установлено, что к заявлению о выборе (замене) страховой медицинской организации прилагаются следующие документы или их заверенные копии, необходимые для регистрации в качестве застрахованного лица: для детей после государственной регистрации рождения и до четырнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации: свидетельство о рождении; документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка; СНИЛС (при наличии); 2) для граждан Российской Федерации в возрасте четырнадцати лет и старше: документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина Российской Федерации, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта); СНИЛС (при наличии). Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 г. № 158н «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в целях определения размера компенсации за технические средства реабилитации (изделия), приобретенные инвалидами (ветеранами) за собственный счет, и (или) оплаченные за счет собственных средств услуги по их ремонту». Указан перечень технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в целях определения размера компенсации за технические средства реабилитации (изделия), приобретенные инвалидами (ветеранами) за собственный счет, и (или) оплаченные за счет собственных средств услуги по их ремонту. Разработан в соответствии с пунктом 15.1 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.07.2011 № 107 «Об утверждении СП 3.1.2951-11 «Профилактика полиомиелита» Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.11.2011 г. № 22378. Установлены основные требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения и ликвидацию заболеваний полиомиелитом на территории Российской Федерации. Отражены вопросы иммунизация детей против полиомиелита в плановом порядке и по эпидемическим показаниям. Установлено, что с целью повышения санитарной грамотности проводится гигиеническое воспитание населения, которое включает в себя информирование об основных клинических формах, симптомах полиомиелита, мерах профилактики, глобальной ситуации о заболеваемости полиомиелитом, с привлечением средств массовой информации и выпуском средств наглядной агитации: листовок, плакатов, бюллетеней, а также проведением индивидуальных бесед. Работа по организации и проведению информационно-разъяснительной работы среди населения должна проводиться органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан и организации здравоохранения, центрами медицинской профилактики. Данные правила и нормативы являются обязательными для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. ^ . Правительством РФ утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год. Перечень включает указание на анатомо-терапевтическо-химическую классификацию (АТХ), а также названия лекарственных препаратов и лекарственных форм. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.07.2011 № 108 «Об утверждении СП 3.1.2952-11 «Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита». Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.11.2011 № 22379. Установлены основные требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проводимых с целью предупреждения возникновения и распространения заболеваний корью, краснухой, эпидемическим паротитом. Федеральный закон от 30.11.2011 № 357-ФЗ «О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2012 год». В 2012 году, установлен норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, в размере 604 рубля. 2. Права ребенка в сфере семейного воспитания. Федеральный закон от 04.05.2011 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законом внесены изменения в Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленные на урегулирование вопросов предварительного, до вступления в законную силу судебного решения, определения места жительства ребенка и (или) порядка осуществления родительских прав на период при раздельном проживании родителей и при отсутствии соглашения между ними по требованию родителей (одного из них). В этих целях ст. 65 Семейного кодекса РФ дополнена положением, в соответствии с которым в указанных случаях в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, суду предоставлено право определить место жительства ребенка на период до вступления в законную силу судебного решения по этому вопросу. Законом установлено требование обязательного участия органа опеки и попечительства при принятии такого решения, а также учета судом мнения ребенка и иных обстоятельств, указанных в законе (привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития). По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, суду также предоставлено право с обязательным участием органа опеки и попечительства определить порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения (ст. 66 Семейного кодекса РФ). Соответствующими положениями дополнен также и Гражданский процессуальный кодекс РФ (ст. 152, часть 6.1), согласно которым по указанным вопросам судом при наличии положительного заключения органа опеки и попечительства и с обязательным учетом мнения детей выносится определение. При наличии обстоятельств, свидетельствующих, что изменение фактического места жительства детей на период до вступления в законную силу соответствующего судебного решения противоречит интересам детей, суд на указанный период определяет местом жительства детей фактическое место их жительства. В соответствии с указанными изменениями в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях вводится ответственность за нарушение родителями (законными представителями) прав несовершеннолетних на общение с родителями или близкими родственниками в период судебного разбирательства, а также за сокрытие места нахождения детей помимо их воли, неисполнение судебного решения об определении места жительства детей, либо неисполнение судебного решения о порядке осуществления родительских прав. За такие правонарушения предусмотрен штраф в размере от 2 до 3 тысяч рублей, а за повторное их совершение – от 4 до 5 тысяч рублей или административный арест до 5 суток. 3. Право ребенка на образование. Федеральный закон от 03.06.2011 № 121-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании». Согласно внесенным в закон изменениям граждане, освоившие образовательные программы среднего (полного) общего образования на родном языке, получили право пройти итоговую аттестацию по родному языку и родной литературе не в форме ЕГЭ. Полномочиями по определению формы и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации по родному языку и родной литературе законом наделены региональные органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования. Предусмотрено также участие региональных органов государственной власти в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов России и в формировании федеральных перечней учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, в части включения в них учебников по родному языку и родной литературе. ^ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании». Законом закреплены правовой статус и основы функционирования детских школ искусств. Статья 26 Закона Российской Федерации «Об образовании» дополнена пунктом 1.1, устанавливающим, что дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем детском возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области искусств. Освоение указанных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся, формы и порядок проведения которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Лицам, прошедшим итоговую аттестацию, завершающую освоение дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, выдается заверенное печатью соответствующего образовательного учреждения свидетельство об освоении этих программ по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры. ^ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании». Согласно дополнениям, внесенным в Закон РФ «Об образовании», вводятся особого вида интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования для творчески одаренных детей, что позволит им наряду с обязательным общим образованием получить среднее профессиональное образование в области искусства. Подготовка таких специалистов будет начинаться на базе начального общего образования. С этой целью предусматривается проведение отбора детей, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусства и качествами, необходимыми для освоения соответствующих образовательных программ. Порядок проведения конкурса будет устанавливаться Министерством культуры РФ по согласованию с Министерством образования и науки РФ. Одновременно установлено, что в случае исключения из такой школы учебное заведение обязано обеспечить перевод ученика в другое образовательное учреждение. Это позволит реализовать право такого ребенка на образование. |