Учебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов стоматологического факультета icon

Учебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов стоматологического факультета





Скачать 0.51 Mb.
Название Учебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов стоматологического факультета
страница 1/5
Дата 25.02.2013
Размер 0.51 Mb.
Тип Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ

АКАДЕМИЯ





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ОФТАЛЬМОЛОГИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА


г. Ставрополь – 2009


УДК 617. 7 - 009. 7: 616. 31 (07. 07)


Учебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов стоматологического факультета. Ставрополь. Изд. СГМА. 2009 г.


Составители: академик РАЕН, д.м.н., профессор Л.П.Чередниченко

к.м.н., доцент Г.В.Кореняк

к.м.н., доцент М.Л.Чередниченко


АННОТАЦИЯ


Учебно-методическое пособие по офтальмологии, подготовленное для студентов стоматологического факультета включает в себя новейшие достижения науки и требования в свете новых веяний в учебную программу всего курса глазных болезней. Авторами учтены все требования к преподаванию офтальмологии, высшей школы министерства образования Российской Федерации., современные знания медицины в целом и основ офтальмологии в частности, которые получает студент на практических занятиях должны быть обеспечены теорией, логикой мышления и владением практическими навыками исследования органа зрения, что необходимо для врача общей практики – семейного врача. Текст пособия включает в себя все основополагающие схемы, указания, рецептуру, контрольные и тестовые задания, позволяющие студенту рационально и целенаправленно реализовать учебные часы практических занятий, успешно провести курацию больного и с интересом выполнить УИРС.

Пособие отвечает требованиям программы по изучению офтальмологии для студентов медицинских университетов и академий, утвержденной управлением учебных заведений департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава Российской Федерации от 2003 г.


В В Е Д Е Н И Е


Учебно-методические рекомендации практических занятий студентам стоматологического факультета СГМА продиктованы современными требованиями к высшей школе в целях подготовки профессиональных специалистов для практического здравоохранения. Подготовка врача общей практики (семейного врача), имеет прямое отношение и к будущим врачам-стоматологам, которые должны иметь хорошие современные теоретические знания, а также умение владеть основными, современными методами исследования органа зрения у пациентов.

Основной задачей в подготовке врача-стоматолога является изучение наиболее часто встречающейся патологии органа зрения, связанной с заболеваниями полости рта и зубочелюстной системы, овладение студентами навыков, необходимых для оказания неотложной помощи при поражениях глаз изолированных, сочетанных и комбинированных с поражениями зубочелюстной системы. Важным моментом для врача-стоматолога является знание и других заболеваний глаза, как у взрослых, так и у детей, распознавание которых и своевременное направление к офтальмологу даст возможность сохранить зрение, так как тесная анатомическая взаимосвязь зубочелюстной системы и органа зрения, общая иннервация с рядом пограничных областей проявляется симптомами, характерными для той или другой патологии.

Отсутствие практического руководства по глазным болезням для студентов стоматологического факультета в значительной степени снижает их возможности в приобретении основных навыков в освоении методов исследования органа зрения, необходимых для них в дальнейшей лечебной работе.

Исходя из этого, нами, в данных методических рекомендациях для студентов-стоматологов и представлены отдельные основные разделы офтальмологии, овладев которыми, студент сможет самостоятельно обследовать пациента – изучить зрительные функции, произвести осмотр, проанализировать предварительно собранный анамнез истории болезни и жизни, с последующей систематизацией его и общего состояния пациента, что позволит правильно установить диагноз. В предлагаемом пособии выделяются основные задачи занятия, чем определяется порядок работы студента на практических занятиях. Для более качественной самостоятельной работы студентов приводится перечень дополнительной и специальной литературы, тестовый контроль, что обеспечивает более полную подготовку специалиста для будущей врачебной деятельности.





ЗАДАЧИ

^ СТОМАТОЛОГА В ПРОФИЛАКТИКЕ

ГЛАЗНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ


На современном этапе развития медицинской науки перед стоматологами и офтальмологами должны быть поставлены общие задачи по профилактике глазных заболеваний у детей дошкольного, школьного возраста и взрослых. Причем ряд мероприятий в профилактике основных глазных заболеваний может быть реализован только совместными усилиями офтальмологов и стоматологов.

С целью повышения эффективности профилактических мероприятий среди детей и взрослого населения необходимо:

  1. Ознакомить широкий круг акушер-гинекологов, педиатров, стоматологов с причинами и механизмом развития аномалий челюстно-лицевой области и органа зрения.

  2. Реанимировать санитарно-просветительскую работу среди молодежи по пропаганде здорового образа жизни, вести борьбу с курением, пьянством, наркоманией.

  3. Усилить профилактические мероприятия по борьбе с инфекционными заболеваниями, стрессовыми ситуациями и травматизмом беременных; при заболеваниях будущей матери в первом триместре беременности, обеспечить рациональную медикаментозную терапию, исключить применение препаратов тератогенного действия.

  4. Обязательной является консультация офтальмологом пациентов с врожденной патологией челюстно-лицевой области (гемангиома, лимфангиома, расщелины лица, родовая травма челюстно-лицевой области).

  5. Осуществление тесного контакта в работе участкового педиатра и участкового детского стоматолога; у детей до года обязательный осмотра стоматолога и офтальмолога и занесение данных осмотра в амбулаторную карту.

  6. Следует прививать детям умение не только чистить зубы и полоскать рот водой после приема пищи, но и правильно умываться, ухаживать за органом зрения.

  7. Обязательная консультация офтальмолога при воспалительных заболеваниях полости рта при детских инфекционных заболеваниях (корь, скарлатина, эпидпаротит, дифтерия и т.д.).

  8. Обязательная консультация офтальмологом лиц с воспалительными процессами мягких и костных тканей челюстно-лицевой области (лимфааденит, одонтогенный периостит, острый одонтогенный остеомиелит, одонтогенная флегмона).

  9. Обязательная консультация офтальмологом лиц пожилого возраста с новообразованием челюстно-лицевой области.
^




ПЛАН-СХЕМА

МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ОФТАЛЬМОЛОГИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА





  1. Беседа с группой студентов заведующего кафедрой об этике и деонтологии в офтальмологии, о клинической базе кафедры и основных показателях работы, о системе УИРС, принципах и системе контроля знаний, об особенностях подготовки врача общей практики (семейного врача).

  2. Мотивация цели, задач, методов и объема исследований на каждом занятии с учетом тесной анатомической взаимосвязи зубочелюстной системы и органа зрения.

  3. Демонстрация тематических больных на каждом занятии (3-4 больных). Демонстрация основных микрохирургических операций на дисплее, прямая живая трансляция из операционной.

  4. Разбор преподавателем каждого больного с участием всех студентов с обязательным оформлением микростатуса, истории болезни, установлением диагноза и назначения лечения .

  5. Самостоятельная госпитальная система обследования всех больных, курируемых на занятии с отработкой практических навыков. Демонстрация практических навыков на мониторе.

  6. Текущий контроль по тестово-эталонной системе письменно и устно с последующим резюме преподавателя при положительных и отрицательных ответах.

  7. Работа с курируемыми больными, оформление истории болезни, диспансерных карт. Выполнение УИРС. Само- и взаимодиспансеризация по состоянию глаз друг у друга.



^

СХЕМА ОПИСАНИЯ ЗДОРОВОГО ГЛАЗА




Веки покрывают и выполняют форму глазного яблока, гласная щель миндалевидной формы, подвижность их не ограничена, смыкание краев век плотное и полное на всем протяжении, интермаргинальное пространство не изменено. Рост ресниц правильный : на верхнем веке вперед и кверху, на нижнем веке вперед и книзу. Слезные точки на вершине слезных бугорков обращены в сторону глазного яблока и слезного озерца, слезное мясцо бледно розового цвета. При пальпации области проекции слезного мешка патологических выделений нет. Соединительная оболочка хрящей век и переходных складок, глазного яблока розовая, блестящая, влажная, ход сосудов не изменен, четко видны протоки мейбомиевых желез. Орбита - форма обычная, края ее при пальпации без деформации, гладкие. Положение глазного ябло­ка в орбите правильное, срединное, подвижность в полном объеме. Склера молочно-белого цвета, поверхность гладкая на всем протяжении, сосуды не изменены. Лимб полупрозрачный, шириной 1-1,5 мм. Роговица – прозрачная, блестящая, сферичная, зеркальная, покрыта перикорнеальной пленкой, нормальных размеров, чувствительность сохранена. Горизонтальный диаметр у новорожденного 9 мм, к году - 10 мм, к 7 годам - 11 мм, у взрослого 11,5-12 мм. Передняя камера средней глубины, влага прозрачная. Радужка - в цвете не изменена (описать цвет), рисунок рельефный, крипты ее выражены. Зра­чок правильной круглой формы, положение его правильное – срединное, реакция зрачка на свет живая, диаметр зрачка 3-3,5 мм. Область зрачка черного цвета, в проходящем свете с глазного дна получается равномерный розовый рефлекс. Глазное дно: диск зрительного нерва бледно-розовый. Границы четкие, сосуды соразмерные. Макулярный и фовеальный рефлексы хорошо выражены. Периферические отделы глазного дна без патологии. ВГД при пальпации в норме (Тн).


^ ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
  1   2   3   4   5

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов стоматологического факультета icon Учебно-методическое пособие для практических занятий по дерматовенерологии для студентов стоматологического

Учебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов стоматологического факультета icon Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета Воронеж 2001 г
Черных А. В., Витчинкин В. Г., Котюх В. А., Малеев Ю. В., Якушева Н. В., Исаев А. В., Левтеев Е....
Учебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов стоматологического факультета icon Учебно-методическое пособие по пропедевтике стоматологических заболеваний для самостоятельной работы

Учебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов стоматологического факультета icon Учебно-методическое пособие для студентов стоматологического факультета Воронеж, 1981 Г
Хирургическая анатомия клетчаточных пространств головы и операции при одонтогенных флегмонах
Учебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов стоматологического факультета icon Учебно-методическое пособие предназначено для студентов стоматологического факультета по разделу:
Травматические перфорации дна верхнечелюстной пазухи. Клиника, диагностика, лечение
Учебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов стоматологического факультета icon Методическое пособие Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому

Учебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов стоматологического факультета icon Методика проведения производственной практики студентов стоматологического факультета
Учебно-методическое пособие для руководителей производственной практики академических и академически-производственных...
Учебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов стоматологического факультета icon Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для студентов
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной формы обучения для проведения теоретических...
Учебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов стоматологического факультета icon Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для студентов
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной формы обучения для проведения теоретических...
Учебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов стоматологического факультета icon Учебно-методическое пособие для студентов 6 курса лечебного факультета и факультета по подготовке

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы