|
Скачать 0.51 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ![]() УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОФТАЛЬМОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА г. Ставрополь – 2009 УДК 617. 7 - 009. 7: 616. 31 (07. 07) Учебно-методическое пособие по офтальмологии для студентов стоматологического факультета. Ставрополь. Изд. СГМА. 2009 г. Составители: академик РАЕН, д.м.н., профессор Л.П.Чередниченко к.м.н., доцент Г.В.Кореняк к.м.н., доцент М.Л.Чередниченко АННОТАЦИЯ Учебно-методическое пособие по офтальмологии, подготовленное для студентов стоматологического факультета включает в себя новейшие достижения науки и требования в свете новых веяний в учебную программу всего курса глазных болезней. Авторами учтены все требования к преподаванию офтальмологии, высшей школы министерства образования Российской Федерации., современные знания медицины в целом и основ офтальмологии в частности, которые получает студент на практических занятиях должны быть обеспечены теорией, логикой мышления и владением практическими навыками исследования органа зрения, что необходимо для врача общей практики – семейного врача. Текст пособия включает в себя все основополагающие схемы, указания, рецептуру, контрольные и тестовые задания, позволяющие студенту рационально и целенаправленно реализовать учебные часы практических занятий, успешно провести курацию больного и с интересом выполнить УИРС. Пособие отвечает требованиям программы по изучению офтальмологии для студентов медицинских университетов и академий, утвержденной управлением учебных заведений департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава Российской Федерации от 2003 г. В В Е Д Е Н И Е Учебно-методические рекомендации практических занятий студентам стоматологического факультета СГМА продиктованы современными требованиями к высшей школе в целях подготовки профессиональных специалистов для практического здравоохранения. Подготовка врача общей практики (семейного врача), имеет прямое отношение и к будущим врачам-стоматологам, которые должны иметь хорошие современные теоретические знания, а также умение владеть основными, современными методами исследования органа зрения у пациентов. Основной задачей в подготовке врача-стоматолога является изучение наиболее часто встречающейся патологии органа зрения, связанной с заболеваниями полости рта и зубочелюстной системы, овладение студентами навыков, необходимых для оказания неотложной помощи при поражениях глаз изолированных, сочетанных и комбинированных с поражениями зубочелюстной системы. Важным моментом для врача-стоматолога является знание и других заболеваний глаза, как у взрослых, так и у детей, распознавание которых и своевременное направление к офтальмологу даст возможность сохранить зрение, так как тесная анатомическая взаимосвязь зубочелюстной системы и органа зрения, общая иннервация с рядом пограничных областей проявляется симптомами, характерными для той или другой патологии. Отсутствие практического руководства по глазным болезням для студентов стоматологического факультета в значительной степени снижает их возможности в приобретении основных навыков в освоении методов исследования органа зрения, необходимых для них в дальнейшей лечебной работе. Исходя из этого, нами, в данных методических рекомендациях для студентов-стоматологов и представлены отдельные основные разделы офтальмологии, овладев которыми, студент сможет самостоятельно обследовать пациента – изучить зрительные функции, произвести осмотр, проанализировать предварительно собранный анамнез истории болезни и жизни, с последующей систематизацией его и общего состояния пациента, что позволит правильно установить диагноз. В предлагаемом пособии выделяются основные задачи занятия, чем определяется порядок работы студента на практических занятиях. Для более качественной самостоятельной работы студентов приводится перечень дополнительной и специальной литературы, тестовый контроль, что обеспечивает более полную подготовку специалиста для будущей врачебной деятельности. ЗАДАЧИ ^ ГЛАЗНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ На современном этапе развития медицинской науки перед стоматологами и офтальмологами должны быть поставлены общие задачи по профилактике глазных заболеваний у детей дошкольного, школьного возраста и взрослых. Причем ряд мероприятий в профилактике основных глазных заболеваний может быть реализован только совместными усилиями офтальмологов и стоматологов. С целью повышения эффективности профилактических мероприятий среди детей и взрослого населения необходимо:
ДЛЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
^ Веки покрывают и выполняют форму глазного яблока, гласная щель миндалевидной формы, подвижность их не ограничена, смыкание краев век плотное и полное на всем протяжении, интермаргинальное пространство не изменено. Рост ресниц правильный : на верхнем веке вперед и кверху, на нижнем веке вперед и книзу. Слезные точки на вершине слезных бугорков обращены в сторону глазного яблока и слезного озерца, слезное мясцо бледно розового цвета. При пальпации области проекции слезного мешка патологических выделений нет. Соединительная оболочка хрящей век и переходных складок, глазного яблока розовая, блестящая, влажная, ход сосудов не изменен, четко видны протоки мейбомиевых желез. Орбита - форма обычная, края ее при пальпации без деформации, гладкие. Положение глазного яблока в орбите правильное, срединное, подвижность в полном объеме. Склера молочно-белого цвета, поверхность гладкая на всем протяжении, сосуды не изменены. Лимб полупрозрачный, шириной 1-1,5 мм. Роговица – прозрачная, блестящая, сферичная, зеркальная, покрыта перикорнеальной пленкой, нормальных размеров, чувствительность сохранена. Горизонтальный диаметр у новорожденного 9 мм, к году - 10 мм, к 7 годам - 11 мм, у взрослого 11,5-12 мм. Передняя камера средней глубины, влага прозрачная. Радужка - в цвете не изменена (описать цвет), рисунок рельефный, крипты ее выражены. Зрачок правильной круглой формы, положение его правильное – срединное, реакция зрачка на свет живая, диаметр зрачка 3-3,5 мм. Область зрачка черного цвета, в проходящем свете с глазного дна получается равномерный розовый рефлекс. Глазное дно: диск зрительного нерва бледно-розовый. Границы четкие, сосуды соразмерные. Макулярный и фовеальный рефлексы хорошо выражены. Периферические отделы глазного дна без патологии. ВГД при пальпации в норме (Тн). ^ |