|
Скачать 0.58 Mb.
|
Предложения по внесению изменений в проект Порядка оказания медицинской помощи по профилю «Косметология»
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» определено:- врач-дерматовенеролог – «ставит диагноз и проводит все необходимые лечебно-профилактические мероприятия при неинфекционных болезнях кожи, инфекционных и паразитарных болезнях кожи, микозах, инфекциях, передаваемых половым путём». Перечень медицинских услуг, предоставляемых врачом-дерматовенерологом, определён Номенклатурой работ и услуг в здравоохранении, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития РФ 12 июля 2004 г. В первичный приём врача дерматовенеролога в соответствии с Номенклатурой работ и услуг входит перечень медицинских услуг обязательного и дополнительного ассортимента.
Следовательно, действующими нормативными документами врачу дерматовенерологу разрешено оказывать услуги по профилю «косметология» и в случае, если в Порядке допускать к деятельности по профилю «косметология» только врача-косметолога, то необходимо обязательно внести изменения в Номенклатуру работ и услуг в здравоохранении. Требования к профессиональной квалификации врача-дерматовенеролога, оказывающего медицинские услуги по профилю «косметология» определены приказом Минздрава СССР от 28 декабря 1982 г. N 1290 «О мерах по улучшению косметологической помощи населению», определяющим наличие специальной подготовки по дерматовенерологии и косметологии. В случае отмены вышеупомянутого приказа это будет означать только то, что врачу дерматовенерологу для оказания медицинских услуг по косметологии не требуется специальная подготовка по косметологии, так как выполнение косметологических услуг ему предписано Номенклатурой работ и услуг в здравоохранении. В соответствии с пп. е) п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30) соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, является лицензионным требованием, нарушение которого относится к грубым и может повлечь аннулирование лицензии. В настоящее время разрешения на применение медицинских технологий, методов профилактики, диагностики и лечения по профилю косметология, включая указанные в Порядке, выданы врачам-дерматовенерологам, врачам-хирургам и врачам челюстно-лицевым хирургам. В этих разрешениях отсутствуют врачи-косметологи. Для того, чтобы врач косметолог имел право применять данные технологии, необходимо новое утверждение технологий уже применяемых в косметологии. В случае судебных разбирательств с пациентами, суд обязательно укажет на неправомерность применения врачом косметологом технологии при оказании медицинской услуги, предписанной установленным порядком для выполнения врачу дерматовенерологу. Таким образом, применение данных методов врачами-косметологами без внесения соответствующих изменений в разрешение на применение технологии является грубым нарушением лицензионных требований и влечет аннулирование лицензии. Поэтому, если Порядок оказания по профилю «косметология» рассматривает именно работу по профилю, а не работу только врача-косметолога, то нужно определить перечень специалистов, которые имеют право оказывать косметологические услуги. Номенклатурой работ и услуг в здравоохранении предусмотрен перечень услуг по оперативному лечению кожи, подкожно-жировой клетчатки и придатков кожи. Например:
В зависимости от технологии, данные услуги в настоящее время в косметологических клиниках оказывает как врач дерматовененеролог, так и врач-хирург, имеющий квалификацию по челюстно-лицевой хирургии и прошедший специальную подготовку по вопросам хирургической косметологии. Например, удаление доброкачественных новообразований кожи возможно методом лазерной деструкции ткани кожи (врач-дерматовенеролог) и оперативным путём (врач хирург, врач челюстно-лицевой хирург). В том и другом случае это будет косметологическая услуга, выполненная разными методами и разными врачами специалистами. Порядок оказания медицинской помощи по профилю «косметология» - это не порядок работы врача-косметолога, это порядок выполнения работ и услуг по профилю «косметология», предусмотренных Номенклатурой работ и услуг в здравоохранении и оказываемых различными врачами специалистами. Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» предусмотрено выполнение работ и услуг по косметологии терапевтической и косметологии хирургической. В соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности, в частности, являются: - наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг). Медицинские услуги по косметологии хирургической могут оказываться только врачами, имеющими квалификацию хирурга и отсутствие этих специалистов в Порядке по профилю «косметология» входит в противоречие с Положением о лицензировании медицинской деятельности. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16 марта 2010 г. N 151н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным дерматовенерологического профиля и больным лепрой» предусмотрено организация в структуре кожновенерологического диспансера отделения (кабинета) терапевтической косметологии. Санитарными нормами и Правилами 2.1.3.2630 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» предусмотрен врачебный приём косметолога-терапевта, а именно: Пункт 10. 19 Прием косметолога-терапевта Пункт 10.19.1 Оказание медицинской помощи по косметологии терапевтической без нарушения целостности кожных покровов, в том числе с применением физиотерапевтических методов лечения проводится в кабинете врача косметолога. Исходя из вышеизложенного, в Порядке по профилю «косметология» должно быть зафиксировано разделении косметологии на терапевтическую и хирургическую с указанием врачей-специалистов, имеющих право оказания данных услуг, а именно: - врач-косметолог; - врач-дерматовенеролог; - врач-хирург; - врач челюстно-лицевой хирург. В этом случае Порядок оказания медицинской помощи по профилю «косметология» не будет противоречить требованиям существующих нормативно-правовых документов. По вопросу предлагаемых кабинетов.
Открытие коммерческого косметологического центра в современных условиях – мероприятие финансово затратное, причем, как правило, наибольшей статьей расходов является приобретение (или аренда) недвижимости (особенно в Москве и Санкт-Петербурге). Как следствие этого, в коммерчески эффективных учреждениях наблюдается тенденция к универсализации используемых медицинских помещений с целью их оптимального использования. При этом специализированное косметологическое оборудование может перемещаться из кабинета в кабинет. Многолетний опыт работы ряда косметологических учреждений показал высокую экономическую эффективность такого приема в работе. В связи с изложенным, хочется обсудить целесообразность выделения большого количества кабинетов с разными целевыми назначениями (кабинет врачебного приема, манипуляционный кабинет, процедурный кабинет, кабинет для лечения волос и др.). Важность вопроса подтверждается также и тем, что структура спроса различные косметологические услуги динамично меняется не только в зависимости от сезона, но даже в течение дня. Именно поэтому появляется высокий риск простоя в течение рабочего дня ряда узкоспециализированных помещений.
Возможно, было бы целесообразнее разделить все медицинские кабинеты косметологического центра на две принципиально различные по видам услуг категории:
В таком случае, более узкая специализация кабинетов, если таковая потребуется, становится мероприятием сугубо организационным и осуществляется по усмотрению администрации конкретного медицинского центра, в зависимости от потребностей.
В случае выделения двух вышеперечисленных категорий кабинетов, стандарты их оснащения могут включать в себя необходимый минимум оборудования: медицинская мебель, средства поддержания санитарно-эпидемиологического режима (облучатель-рециркулятор воздуха, стерилизаторы, холодильники для хранения расходных материалов и т.д.). Что касается косметологического оборудования, то его выбор зависит от большого количества разнообразных факторов (контингент пациентов, спектр услуг, ценовая политика и др.), которые представляется сложным изложить непосредственно в приложениях к Порядку. Вполне возможно, что определенный набор косметологического оборудования может быть положен в основу определения статуса, или ранга, конкретного учреждения. Но этот аспект требует обсуждения в дальнейшем. С практической точки зрения, представляется также довольно сложной задача эксплуатации кабинета, в котором одновременно и стационарно находится много косметологических аппаратов (например, аппарат для воздействия на ткани фокусированным ультразвуком, лазерный терапевтический аппарат, аппарат широкополостного импульсного цвета, аппарат для фонофореза, аппарат для электромиостимуляции, аппарат для радиочастотного воздействия на покровные ткани, аппарат для микротоковой терапии), ряд из которых не всегда и не всеми специалистами используется. Оснащение кабинетов В соответствии с пп. д), е) п. 3 Положения об организации работы по разработке порядков оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11 августа 2008 г. N 410н) Порядок может включать в себя примерный табель оснащения и рекомендуемые штатные нормативы. Установление стандарта оснащения кабинетов, а не примерного табеля оснащения является вмешательством в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства, так как оснащение кабинетов зависит от объёма предоставляемых услуг и навязывание оборудования, не предполагаемого субъектом предпринимательства к использованию при оказании услуг, является ограничением прав на свободу предпринимательства. Установленный Порядком стандарт оснащения приведёт к необоснованным требованиям со стороны контрольно-надзорных органов при лицензировании и проведении лицензионного контроля по вопросу обязательного наличия всего спектра оборудования, установленного стандартом. Финансовые траты на приобретение оборудования, предписанного стандартом оснащения, но не используемого при оказании медицинских услуг, собственник компенсирует увеличением стоимости медицинской услуги. Кроме того, перечень оборудование является закрытым, окончания действия регистрационного удостоверения, появление нового оборудования потребует изменения Порядка. Допуск медицинского оборудования в оборот осуществляется путем регистрации изделий медицинского назначения с выдачей удостоверения соответствующего образца Росздравнадзором РФ. Требования органов Роспотребнадзора и лицензирования к кабинетам. СанПиН 2.1.2.2631-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги" определяет требования к следующим кабинетам: - косметический, - педикюра, - массажа, - солярий, - пирсинга, - татуажа Санитарными нормами и Правилами 2.1.3.2630 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» предусмотрены требования к следующим кабинетам: - кабинет врача - манипуляционная; - процедурная врача-косметолога с парентеральными вмешательствами; - кабинет массажа;
Установление наименований кабинетов, к которым не установлены санитарно-гигиенические требования изначально создаёт коррупциогенный момент при последующем лицензировании.
Обоснование для исключения пункта 5 Если оставить п.5 в предложенной редакции, то это лишит квалифицированной помощи большое количество пациентов. Современное лечение ангиом, капиллярных мальформаций кожи и других сосудистых поражений кожи, как у детей, так и у взрослых, во всем мире и в нашей стране проводится селективными лазерами без повреждения кожных покровов. Хирургических вмешательств при этом проводить не требуется. Поэтому такое лечение должно являться прерогативой врача-дерматолога, прошедшего специальную подготовку по применению лазеров. В качестве подтверждения можно сослаться на десятки, даже сотни научных статей. Не следует исключать из практики врача-косметолога ангиом лица, капиллярных дисплазий, врожденных сосудистых и пигментных опухолей ограниченного размера у пациента детского возраста, так как накоплен огромный опыт лечения данных заболеваний врачами – косметологами с положительным эффектом по отработанным методикам.
Предлагаемая в Порядке по профилю «косметология» классификация медицинских услуг не соответствует требованиям Номенклатуры работ и услуг в здравоохранении, которая составлена в соответствии с Отраслевым классификатором «Простые медицинские услуги» 91500.09.0001-2001(утв. приказом Минздрава РФ от 10 апреля 2001 г. N 113) и утверждена Министерством здравоохранения и социального развития РФ 12 июля 2004 г. Целью разработки и внедрения данной Номенклатуры является обеспечение единой нормативной базы работ и услуг в здравоохранении на всей территории Российской Федерации, включая протоколы ведения больных, методики выполнения сложных и комплексных медицинских услуг, лицензионные требования и условия, табель оснащения медицинских учреждений. Арбитражные суды в своей деятельности руководствуются данной Номенклатурой при решении спорных вопросов о необходимости наличия у хозяйствующего субъекта лицензии на медицинскую деятельность. Применение налогового законодательства в здравоохранении (НДС, единый налог на вменённый доход) также напрямую связано с данной Номенклатурой (оказание медицинских услуг). Класс «Кожа, подкожно-жировая клетчатка, придатки кожи» отражён в разделах: 01 Методы функционального обследования без использования приспособлений, приборов (физикальные исследования, включая сбор жалоб, анамнеза, перкуссию, пальпацию и аускультацию). 02 Методы функционального обследования с использованием простых приспособлений, приборов, не требующих специальных навыков и помощи ассистента. 03 Методы визуального обследования, требующие специальных приборов, навыков, помощи ассистента. 04 Регистрация звуковых сигналов, издаваемых или отражающихся органами или тканями. 05 Регистрация электромагнитных сигналов, испускаемых или потенцированных в органах и тканях. 06 Ренгенологические исследования и ренгенотерапия. 07 Исследования с помощью радионуклидов и методы радиационной терапии. 08 Морфологическое исследование тканей. 09 Исследования биологических жидкостей. 10 Диагностические исследования, выполняемые в процессе лечения. 11 Специальные методы получения исследуемых образцов, методы доступа и введения. 12 Исследования функций органов или тканей с использованием специальных процедур, приспособлений и методик, не обозначенных в других рубриках. 13 Исследования и воздействия на сознание и психическую сферу. 14 Манипуляции сестринского ухода. 15 Десмургия, иммобилизация, бандажи, ортопедические пособия. 16 Оперативное лечение. 17 Методы электромагнитного лечебного воздействия на органы и ткани. 20 Лечение климатическими воздействиями (вода, воздух и др.). 21 Лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия). 22 Лечение с помощью лучевого (звукового, светового, ультрафиолетового, лазерного) воздействия. 24 Методы диагностики и лечения, основанные на тепловых эффектах. 25 Консервативные методы лечения, не обозначенные в других рубриках. В данном случае необходимо: - привести перечень предлагаемых медицинских услуг в соответствие с Номенклатурой; - из предлагаемого перечня необходимо исключить услуги немедицинского характера; - манипуляции сестринского ухода необходимо привести в строгое соответствие с Номенклатурой, при этом в обязательном порядке исключить мезотерапию, дермабразию, микропигментирование, татуаж. При оказании медицинских услуг пациент обладает правами в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I, а именно: - пациент подписывает информированное согласие; - пациент подписывает договор об оказании медицинских услуг; - на пациента распространяется действие статьи 61 Основ законодательства об охране здоровья граждан в РФ (Врачебная тайна); - возмещение ущерба осуществляется в соответствии со статьей 66 Основ законодательства об охране здоровья граждан в РФ. Кроме того: - на пациента оформляется медицинская документация (карта амбулаторного больного); - диагноз в карте амбулаторного больного оформляется в соответствии с МКБ-10; Оказание медицинских услуг осуществляется только при наличии лицензии на медицинскую деятельность. При оказании услуг немедицинского характера потребитель услуги выступает уже не как пациент, а как клиент и обладает правами в соответствии с Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей». Судебные органы при отнесении услуг к медицинским или немедицинским основываются на Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении, поэтому несоответствие услуг в Порядке по профилю «косметология» требованиям Номенклатуры изначально создаёт проблемы в будущих судебных разбирательствах. Является необоснованным выделение в п.13.2 Порядка косметических и SPA-салонов: Во-первых, если в них оказывается медицинская помощь, то они являются медицинскими организациями, подлежащими лицензированию наравне со всеми прочими. Во-вторых, непонятно почему в салонах средний медперсонал может самостоятельно осуществляться оказание медицинских услуг неинвазивного характера (без повреждения эпителиального покрова) без назначения врача, в то время как в соответствии с п.13.1 назначение врача необходимо. В-третьих, не обозначена четкая дефиниция между медицинскими и косметическими услугами, выполнение которых предусмотрено в салонах в соответствии с СанПиНом 2.1.2.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги» в следующих кабинетах косметический, педикюра, массажа, солярий, пирсинга, татуажа. Как известно, данные услуги не подлежат лицензированию, и требование о выполнении их медицинским персоналом не обосновано. Без разграничения медицинских и косметических услуг, включение последних в порядок не обосновано. Несоответствие требованиям действующих нормативно-правовых документов. В существующем виде проект Порядка оказания медицинской помощи по профилю «косметология» противоречит требованиям: - Постановления Правительства РФ от 22 января 2007г. N30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности»; - Приказа Минздравсоцразвития РФ от 16 марта 2010 г. N 151н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным дерматовенерологического профиля и больным лепрой»; - Номенклатуры работ и услуг в здравоохранении, утвержденные Министерством здравоохранения и социального развития РФ 12 июля 2004г.; - Санитарных норм и Правил 2.1.3.2630 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; - СанПиНа2.1.2.2631-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги"; - Положения об организации работы по разработке порядков оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (утвержденные Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11 августа 2008 г. N 410н). Приложение 1 |