|
Скачать 270.23 Kb.
|
Показатели деятельности номинанта в номинации «За внедрение новых методик обучения в послевузовском образовании» Сирака Сергея Владимировича, заведующего кафедрой стоматологии Института последипломного и дополнительного образования СтГМА, доктора медицинских наук профессора Раздел 1. Описание высокой (новой) технологии (методики) обучения На кафедре стоматологии ИПДО Ставропольской государственной медицинской академии разработана модульная система для последипломного обучения врачей-интернов, клинических ординаторов и циклов повышения квалификации для врачей-стоматологов. Для каждой специальности (хирургическая, терапевтическая и ортопедическая стоматология) разработан свой модуль в объеме 15% от типовой программы обучения (сертификационные циклы). Каждый модуль также является основой для формирования тематического цикла с продолжительностью обучения от 72 до 144 часов. Модульная программа разработана с целью получения обучающимся не только обширных знаний, заложенных в типовой программе, но и конкретной информации по вопросам, не входящим в установленный перечень. Каждый модуль состоит из традиционных видов занятий: лекция, семинар, тестовый контроль, клиническая конференция. Кроме этого, используются следующие формы обучения: мастер-класс, фантомный курс, деловая игра и самостоятельный прием пациентов по системе: «смотрю-делаю-закрепляю-использую». В основе обучения лежит работа врачей малыми группами 3-5 человек на 1 преподавателя. Мастер-классы проводят доктора медицинских наук, профессора и доценты (кандидаты медицинских наук). Используются новейшие материалы, инструменты и технологии (в том числе авторские, запатентованные) – этап «смотрю». На фантомном курсе каждый врач-интерн, клинический ординатор или врач-стоматолог имеет возможность самостоятельно отработать отдельные элементы увиденных в мастер-классе врачебных манипуляций (используются препараты сухих челюстей, силиконовые аналоги или модели челюстей из супергипса) – этап «делаю». На этапе компьютерной деловой игры (собственная разработка коллектива кафедры) каждый врач закрепляет полученные навыки путем выработки правильной тактики при лечении основных стоматологических заболеваний и автоматического контроля усвоенных знаний – этап «закрепляю». Деловая игра по каждому разделу стоматологии помимо мобильной компьютерной версии, имеет дополнительно печатный вариант (50 экземпляров по каждой теме) для самостоятельной подготовки в домашних условиях. На заключительном этапе обучения каждый врач ведет самостоятельный прием пациентов в клинике (не менее 3 больных по каждой теме) - этап «использую». В модульную программу входят семинары-коллоквиумы, проводимые для врачей-интернов, клинических ординаторов и врачей-стоматологов по тематикам, находящимся на стыке нескольких специальностей, например, стоматология – оториноларингология, стоматология – фармакология, стоматология – челюстно-лицевая хирургия, стоматология – микробиология, стоматология – функциональная диагностика и т.д. Основной задачей семинара–коллоквиума является выявление возможной «одонтогенной» причины заболевания, новейшие методы его лечения и профилактики, инновационные технологии и аппаратура. 1.1. Подробная характеристика каждого этапа. 1.1.1. Примеры проведения мастер-классов по каждому из разделов стоматологии (этап «смотрю»). Хирургическая стоматология и обезболивание. Обучение проводит д.м.н., профессор Сирак Сергей Владимирович. В модуль обучения входит: 1. Изучение особенностей местного обезболивания с использованием карпульных технологий, компьютерного беспроводного шприца «Anaeject» (Япония), насадки на карпульный шприц Vibrajet VJR3R Rechargeable (США), разбор ошибок и осложнений, особенностей обезболивания у пациентов групп риска, пожилых, детей, беременных, больных сахарным д 2. Зубосохраняющие операции, методики атравматичного удаления зубов с использованием щипцов «Physics forceps» (ф. «Golden Misch», США), систем «EASY X-TRAC-system» (США) и Sapian Root Remove System (США) – системы для удаления фрагментированных корней зубов, избранные вопросы имплантологии, включая немедленную дентальную имплантацию с использованием системы ENDURE, внутрикостных имплантатов ^ и мини-имплантатов MDI (США), операции отрытого и закрытого синус-лифтинга с использованием хирургического набора «DASK» (Япония). 3. Хирургические методы лечения осложнений, возникающих на эндодонтическом и ортопедическом приеме. Терапевтическая стоматология. Обучение проводит к.м.н., доцент Сирак Алла Григорьевна: 1. Эндодонтическая обработка корневых каналов. Система ротационных NiTi инструментов – «RaCe», «BioRaCe», «S-Apex» (Швейцария), беспроводного эндодонтического мотора «^ («Sybron Endo», Япония). 2. Работа с мини-апекслокатором «ROOT ZX» (ф. J.MORITA, Япония). 3. Удаление зубных отложений ультразвуковым методом с использованием аппарата «Mini Piezon» (EMS Швейцария) и пигментированного зубного налета с использованием аппарата ^ 4. Специфические поражения СОПР (сифилис). Проявления в полости рта. Дифференциальная диагностика. Вирусные заболевания СОПР (герпес, гингивостоматит Венсана). Грибковые заболевания СОПР. СПИД. Вирусные гепатиты. Обучение проводит к.м.н. Будзинский Николай Эрнестович: 1. Этапы эндодонтического лечения. Техника пломбирования корневых каналов. Эндодонтическая обработка корневых каналов при помощи вращающихся инструментов и эндодонтического мотора «X-SMART» (трансляция с помощью интраоральной видеокамеры «Verident»). 2. Дезинфекция и обработка корневого канала ультразвуком с гипохлоритом натрия (использование аппарата «Mini Piezon»). 3. Восстановление коронковой части зуба прямым способом с использованием фотокомпозитов последнего поколения («^ », «Charisma master», «Artist»), (рис. 2). Обучение проводит к.м.н. Копылова Ирина Анатольевна: 1. Отбеливание зубов. Современные отбеливающие системы. Методы профессионального отбеливания. Система «Zoom Chairside» («Discus Dental»). 2. Применение апекслокатора «Sybron Endo Mini» (Япония) 3. Реставрация твердых тканей зуба с использованием универсального фотокомпозита «Filtek Ultimate» и «Filtek Z250» (3M ESPE США). Обучение проводит к.м.н. Готлиб Ангелина Олеговна: 1. Все о дезинфекции и стерилизации. Мероприятия в отношении «новых» инфекций. Поэтапная профилактика инфекции. Аппараты, растворы, методы. Ортопедическая стоматология. Обучение проводит к.м.н. Урясьева Эльвира Валерьевна: 1. Дефекты коронковой части зуба. Микропротезирование. Частичная потеря зубов. Современные методы ортопедического лечения при частичной потере зубов. 2. Бюгельные протезы (по материалам открытых лекций проф. Рейнхарда Маркскорса). Протезирование при заболеваниях пародонта. Артикуляторы. Эстетика в ортопедической стоматологии (рис. 3-4). Рис. 4. Исправление ошибок на гипсовой модели ^ », когда каждый этап инструментальной обработки кариозных полостей, эндодонтического или имплантологического вмешательства воспроизводится врачами-стоматологами вслед за преподавателем. В качестве фантомов используются силиконовые модели различных фирм-производителей (США, Япония, Франция, Россия), сухие препараты челюстей и гипсовые модели, подготовленные непосредственно на кафедре. ^ Кроме этого, в виварии Ставропольской государственной медицинской академии с врачами-интернами проводится отработка практических навыков на лабораторных животных по разделу «Амбулаторная хирургическая стоматология» и «Рентгенология в стоматологии» - разрез, наложение швов, установка дентального имплантата, рентгенологический контроль. ^ Цель данной игры состоит в обучении врача быстро и правильно ориентироваться в решении предложенной клинической ситуации, используя для этих целей компьютерную программу собственной разработки. Компьютерная версия деловой игры по всем разделам стоматологии представлена в программе «Windows ХР» версии «WinWord 2003» Для прохождения игры необходимо войти в программу «Деловая игра», расположенную на рабочем столе компьютера. Выбрав раздел «Установки», войти в необходимый раздел стоматологии (терапия, ортопедия или хирургия), отметив его и нажав с помощью «мыши» клавишу «Дальше». Затем необходимо инициировать клавишу «Тест» и найти свою фамилию для проведения тестирования. После выполнения данных манипуляций на экране появится предлагаемая задача в виде клинической ситуации. Решение предложенной врачу клинической ситуации предусматривает прохождение четырех уровней: постановка предварительного диагноза, проведение полного обследования по данной патологии, постановка окончательного диагноза с проведением лечения данного заболевания и определение наиболее важных возможных осложнений, возникающих на этапах и после лечения данного заболевания. ^ (подзадача) - постановка предварительного диагноза. Прочитав внимательно условие задачи, необходимо ответить на вопрос первого уровня. Для ответа на поставленный вопрос предлагаются возможные варианты ответов, из которых необходимо выделить с помощью «мыши» один правильный ответ – диагноз. По окончании ответа необходимо нажать клавишу «Дальше». На экране появится оценка за вопрос и комментарий к ответу. При неправильно поставленном диагнозе программа закрывается. При правильном диагнозе для продолжения игры необходимо инициировать клавишу «Дальше» ^ предлагает провести полное обследование по данной патологии. При этом на экране появляются вопросы, на которые необходимо дать полный ответ, выделив курсором все возможные правильные ответы. Каждый ответ (правильный и неправильный) имеет балльную оценку при и ответе суммируется. Рис. 10. Второй этап За каждый последующий ответ выставляется средний балл с учетом предыдущих ответов. При прохождении всего уровня выставляется общая оценка и дается комментарий. В случае неправильных ответов и выставлении оценки «2 балла», программа закрывается и на экране появляется комментарий, по каким разделам необходимо пополнить знания (рис. 11). Рис. 11. Второй этап ^ предлагает поставить окончательный диагноз и, наметив план, провести лечение данного заболевания. Прохождение данного уровня проводится аналогично предыдущему. При получении положительной оценки за данный уровень игры необходимо перейти к следующему с помощью клавиши «Дальше». ^ – определение наиболее важных возможных осложнений, возникающих на этапах и после лечения данного заболевания позволяет наиболее полно и объективно оценить знания тестируемого по данному заболеванию. По окончании игры программа предлагает комментарий. После этого программа завершается. ^ На заключительном этапе обучения каждый врач-интерн или врач-стоматолог ведет самостоятельный прием пациентов в клинике (не менее 3 больных по каждому разделу). ^ Новизна предлагаемой методики обучения врачей-интернов, клинических ординаторов и врачей-стоматологов на циклах общего усовершенствования и профессиональной переподготовки вполне очевидна. Исходя из общей специфики стоматологических специальностей, врачам предлагаются четкие и конкретные учебные модели по выработке у них новых профессиональных навыков, причем основной акцент делается на разделы «знаю-использую». Авторский вклад в разработке модульного обучения неоднократно подтвержден успешно проведенными циклами обучения врачей-стоматологов как на базе Ставропольской государственной медицинской академии, так и за пределами Ставропольского края – Ростовской области, Краснодарском крае, республиках Карачаево-Черкесии, Ингушетии и Чечни. ^ Кроме стоматологических специальностей разработаны модули по смежным со стоматологией направлениям медицины – оториноларингологии, оперативной хирургии, фармакологии, челюстно-лицевой хирургии, микробиологии, функциональной диагностике. ^ Результаты научных исследований, проводимые сотрудниками кафедры соответствуют научному направлению подготовки на кафедре и внедряются в учебный процесс. За 2010 год внедрены: 1. Разработанная на кафедре «Методика исследования стоматологической заболеваемости у населения Ставропольского края» включена в программу обучения врачей-стоматологов, клинических интернов, клинических ординаторов, соискателей и аспирантов на кафедре стоматологии факультета последипломного образования СтГМА. 2. Разработанная на кафедре «^ включена в программу обучения врачей-стоматологов, клинических интернов, клинических ординаторов, соискателей и аспирантов на кафедре стоматологии факультета последипломного образования СтГМА. 3. Разработанная на кафедре «^ включена в программу обучения врачей-стоматологов, клинических интернов, клинических ординаторов, соискателей и аспирантов на кафедре стоматологии факультета последипломного образования СтГМА. 4. Разработанный на кафедре «^ включен в программу обучения врачей-стоматологов, клинических интернов, клинических ординаторов, соискателей и аспирантов на кафедре стоматологии факультета последипломного образования СтГМА. 5. Разработанный на кафедре «^ включен в программу обучения врачей-стоматологов, клинических интернов, клинических ординаторов, соискателей и аспирантов на кафедре стоматологии факультета последипломного образования СГМА. 6. Разработанный на кафедре «Способ лечения радикулярной кисты челюсти» включен в программу обучения врачей-стоматологов, клинических интернов, клинических ординаторов, соискателей и аспирантов на кафедре стоматологии факультета последипломного образования СтГМА. 7. Разработанный на кафедре «Способ лечения неврита нижнего альвеолярного нерва, вызванного выведением пломбировочного материала в нижнечелюстной канал» включен в программу обучения врачей-стоматологов, клинических интернов, клинических ординаторов, соискателей и аспирантов на кафедре стоматологии факультета последипломного образования СтГМА. 8. Разработанный на кафедре «Способ костной пластики при удалении ретинированного зуба мудрости» включен в программу обучения врачей-стоматологов, клинических интернов, клинических ординаторов, соискателей и аспирантов на кафедре стоматологии факультета последипломного образования СтГМА. 9. Разработанный на кафедре «Способ лечения верхнечелюстного синусита» включен в программу обучения врачей-стоматологов, клинических интернов, клинических ординаторов, соискателей и аспирантов на кафедре стоматологии факультета последипломного образования СтГМА. 10. Разработанный на кафедре «Способ оперативного доступа к верхнечелюстному синусу» включен в программу обучения врачей-стоматологов, клинических интернов, клинических ординаторов, соискателей и аспирантов на кафедре стоматологии факультета последипломного образования СтГМА. Положительные результаты разработанной модульной системы повышения квалификации врачей-стоматологов подтверждаются широким внедрением полученных новых профессиональных навыков в практику. Результаты обучения внедрены в муниципальных стоматологических поликлиниках Ставропольского края: Краевой стоматологической поликлинике, Стоматологической поликлинике СтГМА, стоматологических поликлиника в гг. Георгиевск, Буденновск, Благодарный, Невинномысск, Михайловск, Минеральные Воды, Кисловодск, Ессентуки, Лермонтов и др. Кроме этого, результаты обучения внедрены в работу частных стоматологических кабинетов ООО «Квинтэсс», ООО «Аполония», ООО «Центр 7», ООО «Фитодент», ООО «Северо-Кавказский медицинский учебно-методический Центр», ООО «Полет», ООО «Эталон», ООО «Диадент», ООО «Амфи-дент», ООО «Дента-вита». ^ Для внедрения в учебный процесс модульной системы повышения квалификации врачей-стоматологов за последние 3 года использованы следующие научные разработки: 1. Получено 35 патентов РФ на изобретение и 23 рационализаторские предложения. 2. Опубликовано 34 научные статьи в рецензируемых журналах, 125 статей в региональной печати, издано 6 учебных пособий с грифом УМО, 35 методических рекомендаций, 1 практическое руководство для врачей-стоматологов с грифом УМО: «Основы хирургической помощи в стоматологической поликлинике», Москва, 2010. Издано 5 монографий: "Лечение и профилактика травм нижнего альвеолярного нерва, вызванных выведением пломбировочного материала в нижнечелюстной канал". 2006, Ставрополь. "Использование современных остеопластических материалов для пластики костных дефектов челюстей". 2007, Москва. "Хирургическая помощь при осложнениях эндодонтического лечения зубов". 2007, Москва. "Амбулаторно-хирургическая помощь при осложнениях эндодонтического лечения". 2007, Москва. "Современные аспекты догоспитальной хирургической стоматологии". 2009, Москва. 3. Проведено 44 мастер-класса в различных городах Ставропольского края и республиках Северо-Кавказского федерального округа. 4. Получено 8 грантов от «Фонда содействия развитию инновационных технологий в научно-технической сфере» при Правительстве РФ. 5. Защищено 12 кандидатов медицинских наук.
Получены гранты: - грант по конкурсной программе СТАРТ-2007 от «Фонда содействия развитию инновационных технологий в научно-технической сфере» при Правительстве РФ по проекту № 07-03-Н5.2-0555. Победители - С.В. Сирак, 2007 г. - грант по конкурсной программе СТАРТ-2008 от «Фонда содействия развитию инновационных технологий в научно-технической сфере» при Правительстве РФ по проекту № 08-3-Н5.2-0333. Победители - С.В. Сирак, 2008 г. - грант по конкурсной программе СТАРТ-2008 от «Фонда содействия развитию инновационных технологий в научно-технической сфере» при Правительстве РФ по проекту №08-3-Н5.2-0397. Победители - С.В. Сирак, А.А. Слетов, 2008 г. - грант по конкурсной программе СТАРТ-2008 от «Фонда содействия развитию инновационных технологий в научно-технической сфере» при Правительстве РФ по проекту № 09-3-Н2.1-0214. Победители - С.В. Сирак, 2009 г. - грант по конкурсной программе СТАРТ-2010 от «Фонда содействия развитию инновационных технологий в научно-технической сфере» при Правительстве РФ по проекту № 01-03-Н5.2-0323. Победители - С.В. Сирак, А.Г. Сирак 2010 г. - грант по конкурсной программе «УМНИК» от «Фонда содействия развитию инновационных технологий в научно-технической сфере» при Правительстве РФ по проекту № 7963. Победители - С.В. Сирак, О.В. Афанасьева, 2008 г. - грант по конкурсной программе «УМНИК» от «Фонда содействия развитию инновационных технологий в научно-технической сфере» при Правительстве РФ по проекту № 3327. Победители - С.В. Сирак 2009 г. - грант по конкурсной программе «УМНИК» от «Фонда содействия развитию инновационных технологий в научно-технической сфере» при Правительстве РФ по проекту № 2119. Победители - С.В. Сирак, И.А. Копылова 2010 г. ^ 1. За последние 3 года основные положения новой модульной системы обучения в послевузовском образовании врачей-стоматологов доложены на: X Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы клиники, диагностики и лечения в многопрофильном лечебном учреждении» Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (г. Санкт- Петербург, апрель, 2011); XII научно-практической конференции «Актуальные вопросы хирургической стоматологии» (г Санкт-Петербург, октябрь, 2010); VII Всероссийской научно-практической конференции «Образование, наука и практика в стоматологии» по объединенной тематике «3D-технологии – новое развитие стоматологии» (Москва, февраль, 2010); V Международная (XIV Всероссийская) Пироговская студенческая научная медицинская конференция студентов и молодых учёных (Москва, март, 2010); научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной стоматологии», посвященной 80-летию проф. А.Г. Шаргородского (Смоленск, июнь, 2010); ХII научно-практической конференции «Актуальные вопросы челюстно-лицевой хирургии и стоматологии», посвященной 80-летию кафедры челюстно-лицевой хирургии и стоматологии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (г. Санкт - Петербург, октябрь, 2009); юбилейной научно-практическая конференции «Актуальные вопросы челюстно-лицевой хирургии и стоматологии» Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (г. Санкт - Петербург, май, 2009); XXII, XXIII, XXIV научно-практических конференциях стоматологов Ставропольского края «Актуальные проблемы стоматологии» (Ставрополь, 2008, 2009, 2010), на XV, XVI итоговых научных конференциях молодых ученых и студентов СтГМА (Ставрополь, 2008, 2009); на XVII итоговой научной конференции молодых ученых и студентов СтГМА с международным участием (Ставрополь, 2009, 2010). 2. Награды и дипломы крупных научных конференций и выставок: диплом и медаль V Международного симпозиума «Актуальные вопросы черепно-челюстно-лицевой хирургии и нейропатологии» 19-21 октября 2007 г., в г. Москве, получены за доклад на тему: «Использование новых данных о строении и вариабельности нижнечелюстного канала для планирования имплантологического и терапевтического лечения. Медаль «За боевое содружество» за проведение выездного цикла по обучению врачей-стоматологов и участия в программе повышения квалификации военно-полевых челюстно-лицевых хирургов военных госпиталей Чечни и Ингушетии, от 16.06.2007, по приказу №148 военного коменданта г. Грозный генерала Г.П. Фоменко. Диплом и медаль «За заслуги в научной работе» по решению Ученого Совета Ставропольской государственной медицинской академии 12.09.2008. Диплом X Научного Форума «Стоматология-2008» и научно-практической конференции «Современные технологии в стоматологии», в г. Москве, 9-10 декабря 2008 г. за доклад на тему: «Разработка и использование новых остеорепаративных средств для пластики костных дефектов челюстей»; Диплом I степени на VII всероссийском научном конкурсе-смотре по объединенной тематике «ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА И ПРАКТИКА В СТОМАТОЛОГИИ» за доклад на тему: «Осложнения на этапе пломбирования корневых каналов зубов, их прогнозирование, лечение и профилактика», Москва, 8-12 февраля 2010 г. |