|
Скачать 476.35 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ставропольская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Кафедра гистологии, эмбриологии, цитологии. Утверждаю проректор по учебной работе проф. А. Б.Ходжаян «2» мая 2011г. Согласовано декан факультета доцент,- Л.Я. Климов РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по гистологии, эмбриологии, цитологии, для специальности 060103 Педиатрия Всего часов-216 В том числе: Лекций - 30 Практических занятий -90 Самостоятельных занятий -60 Отчетность - экзамен, 3 семестр- 36 часов г. Ставрополь, 2011г. Рабочая учебная программа разработана на основании типовой (примерной) учебной Программы и государственного образовательного стандарта. Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры гистологии, эмбриологии и цитологии. «12мая 2011года> протокол №33 Заведующий кафедрой доц. Радцева Г.Л. Р ![]() «22 мая» 2О11 года Председатель ЦМК профессор II If) A.A. Коробкеев. А.А. Коробкеев. ^ Предмет гистология на кафедре СтГМА изучается во втором и третьем семестрах. Во 2-м семестре студентами изучается раздел «Цитология», «Общая гистология» и ряд тем по частной гистологии, в 3-ем семестре -большинство тем «Частной гистологии» и «основы эмбриологии человека». Изучение дисциплины складывается из чтения лекций, проведения практических занятий, курсов элективных лекций, самостоятельной работы студентов. Преподавание гистологии на педиатрическом факультете, ведется с учетом профилизации обучения. 2-часовые лекции педиатрическому факультету читаются зав. кафедрой доцентом Радцевой Г.Л. 7 лекций во 2-ом и 8 лекций в 3-ем семестре. Практические занятия следуют после предварительного чтения лекций. При чтении лекций и проведении практических занятий за основу берется рабочая программа по гистологии. В лекции излагаются наиболее сложные, нередко дискуссионные вопросы темы. Менее сложные вопросы тем, указанные в плане лекций и практических занятий, разбираются на практических занятиях. Ряд тем отведены на самостоятельное изучение. Чтение лекций проводится, учитывая современные новейшие данные в медицине, биологии и гистологии. Демонстрация лекционного материала происходит с помощью мультимедийной установки. Осуществляется чтение комплексных лекций с кафедрой биологии, анатомии, физиологии и др. кафедрами. Проводится чтение проблемных лекций: «Регенерация клеток, тканей и органов», «Трансплантация клеток, тканей и органов» и др. На кафедральных совещаниях проводится обсуждение чтения лекций (кроветворение в эмбриональном и постнатальном периодах, клеточные взаимодействия в иммунном ответе и др). и практических занятий. Для более углубленного изучения материала на кафедре проводятся элективы: «Основы приготовления гистологического препарата». По этим вопросам читаются 2 лекции, проводятся несколько лабораторных занятий, состоящий из 2 лекций и 2 лабораторных занятий и 6 элективных лекций по возрастным особенностям. Практические занятия проводятся согласно плану еженедельно для каждой группы факультета. Занятия 2-часовые во 2-ом и 3-часовые в 3-ем семестрах. Каждая Академическая группа делится на 2 подгруппы по 10-12 человек. Каждый студент имеет закрепленный за ним микроскоп и набор гистологических препаратов. Все учебные комнаты обеспечены плазменной панелью и ноутбуком для показа презентаций к занятию, наборами гистологических препаратов, таблиц, слайдов, светооптической аппаратуры. При подготовке к практическим занятиям студенты знакомятся с материалами темы, согласно контрольным вопросам. Задание по подготовке к новому практическому занятию контрольные вопросы, изучаемая литература вывешиваются на стенде, а также помещены в интернете на кафедральном сайте. На занятии имеются методические разработки для студентов ( аписанные сотрудниками кафедры, которые постоянно пересматриваются и редактируются) и ситуационные задачи. Учебный процесс на кафедре основывается на разумном сочетании традиционных методов обучения с методами, рассчитанными на максимум самостоятельной работы. Так, контроль исходного уровня знаний дополняется обязательным фронтальным опросом с разбором наиболее сложных вопросов тем. После разбора темы и резюме преподавателя дается объяснение к изучению микропрепаратов и их зарисовке, изучаются электроннограммы. Определение конечного уровня знаний в конце занятия включает в себя опрос по препаратам, (решение визуализированных задач), оценку умения использовать данные микроскопического строения органов для суждения о функции изучаемых тканей и органов. Обязательным является решение ситуационных задач. Самостоятельная работа студентов складывается из внеаудиторной работы и самостоятельной работы на практических занятиях. В связи с увеличением времени, отведенного на самостоятельную работу этот раздел введен в учебный план и осуществляется контроль этого процесса. Самостоятельная работа заключается в следующем: при подготовке к практическим занятиям студент ориентируется на контрольные вопросы, вывешенные для данного занятия на стенде, или в интернете, рекомендуемую основную и дополнительную литературу. На практических занятиях студенты самостоятельно с помощью методических разработок изучают гистологические препараты, детали их строения (под контролем преподавателя). Кроме того, выделяется по 30 минут для изучения некоторых препаратов, выделенных только для самостоятельного изучения, «чтения» препаратов органов человека. На кафедре имеются методические разработки для практических занятий для студентов педиатрического факультета. На практических занятиях применяются элементы УИРС: чтение «немых» препаратов, электроннограмм, приготовление временных гистологических препаратов (окраска гемотоксилин-эозином и заключение срезов), приготовление мазков крови, решение ситуационных задач, подготовка реферативных докладов. В дни отработок студентам выдаются микроскоп и набор гистологических препаратов для самостоятельной работы. В комнате самоподготовки оформлен стенд для самостоятельной работы студентов. В нем отражены все темы практических занятий по семинарам, литература, контрольные вопросы, рисунки с препаратов, задание, ситуационные задачи. Студенты пользуются методическими разработками для практических занятий, составленными сотрудниками кафедры. Консультации в течение 2 и 3 семестров обучения проводятся всеми преподавателями кафедры в определенные дни недели. В первом семестре проводятся 2 итоговых занятия: 1-е по цитологии и 2-е по общей гистологии. Зачет проводится по теоретическим вопросам и деталям строения «немых» препаратов. Во втором семестре 2 итоговых занятия. 1- е включает следующие темы: нервная система, органы чувств, сердечнососудистая система, эндокринная система, сенсорные органы. Второе- пищеварительная система, дыхательная выделительная системы, кожные покровы, половая система, особенности развития зародыша человека. Затем итоговый тест- контроль в конце каждого семестра. При этом каждый студент отвечает письменно на вопросы 50 ситуационных задач. На кафедре используется балльно-рейтинговая система. За занятие выводится средняя оценка, включающая контроль на входе, опрос по теоретическим вопросам темы и контроль на выходе. Ежемесячно средняя балльно-рейтинговая оценка вывешивается на стенде. Большую { ль в более углубленном освоении предмета играет участие в работе научного студенческого кружка. В январе каждого учебного года проводится экзамен. Перед экзаменом на кафедральном совещании подводятся итоги учебного года. Студентам, обучающимся на кафедре гистологии с рейтинговой оценкой 4,7 и выше выставляется автомат. В период экзаменационной сессии для подготовки и его сдачи ежедневно осуществляется выдача микроскопов и набора препаратов каждому студенту. По теоретическим вопросам проводят консультации зав. кафедрой и доцент, консультации по препаратам и демонстрации слайдов проводят ст. преподаватели и ассистенты. На экзамене студент после подготовки сначала отвечает по деталям строения «немых» препаратов, затем на 3 теоретических вопроса билета. Оценка слагается из оценок по всем теоретическим вопросам, оценки знаний микропрепаратов, тест-контроля и средне-годовой балльно-рейтинговой оценки. В конце сессии проводится кафедральное совещание на которых подводятся итоги сессии, отмечаются 1 .мы, которые плохо усваиваются студентами. Чаще всего это «Органы кроветворения и иммунологической защиты», «Кроветворение», «Органы чувств». Вносятся практические предложения по лучшему усвоению этих тем. Изучение дисциплины согласуется с базовыми дисциплинами и дисциплинами вышестоящего уровня. Предметом согласования является совместный протокол согласования. Ряд студентов активно участвует в студенческом научном кружке, посещает факультативные и элективные занятия. Впоследствии из таких студентов формируется резерв кадров кафедры. Воспитательные задачи на кафедре решаются в ходе учебной деятельности и направлены на воспитание у студентов обязательности, пунктуальности, толерантности, аккуратности, бережного отношения к имуществу, умению вести себя с сокурсниками, старшими, больными v др. ^ ЦЕЛЬ- формирование у студентов теоретических, практических и научных г редставлений о микроскопической функциональной морфологии и развитии клеточных, тканевых и органных систем человека, их возрастных изменений, обеспечивающих базис для изучения теоретических и клинических дисциплин и способствующих формированию врачебного мышления. Задачи: - изучение общих и специфических структурно-функциональных свойств клеток всех тканей организма и закономерностей их эмбрионального и постэмбрионального развития;
- сформировать знания и навыки организации мероприятий по охране труда и технике безопасности;
^ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: -способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); способности и готовности выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача-педиатра, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК- 2); -способности и готовности к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3); -способности и готовности изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 31); -способности и готовности к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств в педиатрии, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32). В результате изучения дисциплины студент должен ЗНАТЬ:
УМЕТЬ: - пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;
- анализировать информацию, полученную с помощью методов светооптической и электронной микроскопии. Владеть:
- чтением и анализом научной тематической литературы по гистологии и использованием их для реферативных и научных сообщений; - приготовлять временные гистологические препараты. СОДЕРЖАНИЕДИСЦИПЛИНЫ Введение Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет и задачи дисциплины. Порядок изучения дисциплины. Отчетность. Литература. ^ ТЕМА № 1. Цитология (клеточная биология). Предмет и задачи цитологии, ее значение в системе биологических и медицинских наук. Понятие о клетке, как основной единице живого. Общий план строения клеток эукариот. Строение клетки. Биологическая мембрана как основа строения клетки. Строение, основные свойства и функции. Плазматическая мембрана. Структурно-химические особенности. Характеристика надмембранного (гликокаликса) и подмембранного (кортикального) слоев. Морфологическая характеристика и механизмы барьерной, рецепторной и транспортной функций. Взаимосвязь плазматической мембраны над- и подмембранного слоев клеточной оболочки в процессе функционирования. Общая характеристика межклеточных взаимодействий. Классификация. Межклеточные соединения (контакты): простые контакты, соединения типа замка, плотные соединения, десмосомы, щелевидные контакты (нексусы), синаптические соединения (синапсы). Цитоплазма.Гиалоплазма. Физико-химические свойства, химический состав. Участие в клеточном метаболизме. Органеллы. Определение, классификации. Органеллы общего и специального значения. Мембранные и немембранные органеллы.Органеллы общего значения. Мембранные: Эндоплазматическая сеть. Строение и функции гранулярной и падкой эндоплазматической сети. Пластинчатый комплекс (Комплекс Гольджи). Строение и функции. Лизосомы. Строение, химический состав, функции. Пероксисомы. Митохондрии. Строение, функции. Немембранные органеллы: рибосомы, центриоли. Строение и функции в неделящемся ядре и при митозе. Фибриллярные структуры цитоплазмы. Цитоскелет. Основные компоненты цитоскелета: микротрубочки, микрофиламенты, тонофиламенты. Их строение, химический состав. Органеллы специального значения: миофибриллы, микроворсинки, реснички, жгутики. Строение и функции. Включения. Определение. Классификация. Значение в жизнедеятельности клеток и организма. Ядро. Роль ядра в хранении и передаче генетической информации и в синтезе белка. Понятие о ядерно-цитоплазматическом отношении. Общий план строения интерфазного ядра: хроматин, ядрышко, ядерная оболочка, кариоплазма (нуклеоплазма). Значение в ; тзнедеятельности ядра. Хроматин. Понятие о деконденсированном и конденсированном хроматине (эухроматине, гетерохроматине, хромосомах), степень их участия в синтетических процессах. Строение хромосомы. Половой хроматин. Ядрышко. Ядрышко как производное хромосом. Понятие о ядрышковом организаторе. Характеристика фибриллярных и гранулярных компонентов, их взаимосвязь с интенсивностью синтеза РНК. Ядерная оболочка. Строение и функции. Основные проявления жизнедеятельности клеток. Внутриклеточная регенерация. Общая характеристика и биологическое значение. Информационные межклеточные взаимодействия,, Гуморальные, синаптические, взаимодействия через внеклеточный матрикс и щелевые контакты. Реакция клеток на внешние воздействия. Воспроизведение клеток. Клеточный цикл. Определение понятия; этапы клеточного цикла для клеток, сохранивших способность к делению, и клеток, утративших способность к делению. Митотический цикл. Определение понятия. Фазы цикла («нтерфаза, митоз). Биологическое значение митоза и его механизм. Преобразование структурных компонентов клетки на различных этапах митоза. Эндомитоз, биологическое значение. Полиплоидия; механизмы образования полиплоидных клеток (одноядерных, многоядерных), функциональное значение этого явления. Мейоз. Его механизм и биологическое значение. Гибель клеток. Дегенерация, некроз. Апоптоз (программированная гибель клеток). Определение понятия и его биологическое значение. ^ ТЕМА № 2: ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ ТКАНИ. Ткани как системы клеток и их производных - один из иерархических уровней цианизации живого. Неклеточные структуры - симпласты и межклеточное вещество как произодные клеток. Синцитии. Понятие о клеточных популяциях. Клеточная популяция (клеточный тип, дифферон, клон). Статическая, растущая, обновляющаяся клеточные популяции. Стволовые клетки и их свойства. Детерминация и дифференциация клеток в ряду последовательных делений, коммитирование потенций. Диффероны. Тканевый тип, генез (гистогенез). Закономерности возникновения и эволюции тканей, теории параллелизма А.А. Заварзина и дивергентной эволюции Н.Г. Хлопина, их синтез на современном уровне развития науки. Принципы классификации тканей. Классификация тканей. Восстановительные способности тканей - типы физиологической регенерации в обновляющихся, растущих и стационарных клеточных популяциях, репаративная регенерация. Компенсаторно-приспособительные и адаптационные изменения тканей, их пределы. Эпителиальные ткани. Общая характеристика. Источники развития. Морфофункцио-нальная и генетическая классификация эпителиальных тканей. Покровные эпителии. Строение однослойных (однорядных и многорядных) и многослойных эпителиев (неороговевающего, ороговевающего, переходного). Особенности межклеточных контактов в различных видах эпителия. Горизонтальная и вертикальная анизоморфность эпителиальных пластов. Цитокератины как маркеры различных видов эпителиальных тканей. Физиологическая и репаративная регенерация эпителия. Роль стволовых клеток в эпителиальных тканях обновляющегося типа. Железистый эпителий. Классификация: экзокринные и эндокринные железы. Классификация экзокринных желез по строению и по способам выделения секрета. Особенности строения эндокринных желез. ТЕМА № 3: Ткани внутренней среды. Кровь и лимфа. Кровь. Основные компоненты крови как ткани - плазма и форменные элементы. Функции крови. Содержание форменных элементов в крови взрослого человека. Лейкоцит, формула крови. Возрастные и половые особенности крови. Эритроциты: размеры, форма, строение и функции, классификация эритроцитов по форме, размерам и степени зрелости. Особенности строения плазмолеммы эритроцита и его цитоскелета. Виды гемоглобина и связь с формой эритроцита. Ретикулоциты. Лейкоциты: классификация и общая характеристика. Лейкоцитарная формула. Гранулоциты - нейтрофилы, эозинофилы, базофилы, их содержание, размеры, форма, строение, основные функции. Агранулоциты -моноциты, лимфоциты, количество, размеры, особенности строения и функции. Характеристика лимфоцитов - количество, морфофункциональные особенности, типы, понятие о рециркуляции лимфоцитов. Кровяные пластинки (тромбоциты). Размеры, l роение, функция. Соединительные ткани. Общая характеристика соединительных тканей. Классификация. Источники развития. Волокнистые соединительные ткани. Общая характеристика. Классификация. Рыхлая волокнистая соединительная ткань. Клетки рыхлой волокнистой соединительной ткани. Фибробласты, их разновидности. Макрофаги, виды, строение, роль в защитных реакциях организма. Понятие о системе мононуклеарных фагоцитов. Лейкоциты, их роль в защитных реакциях организма. Адипоциты (жировые клетки) белой и бурой жировой ткани, строение и значение. Эндотелиоциты, перициты, адвентициальные клетки, строение и функциональная характеристика. Плазматические клетки, тучные клетки, пигментные клетки, их происхождение, строение, функция. Межклеточное вещество. Общая характеристика и строение. Основное вещество, и волокнистые структуры Представление о различных типах коллагена и их локализации в организме. Возрастные изменения. Плотная волокнистная соединительная ткань, ее разновидности, строение и функции. Сухожилие как орган. Специализированные соединительные ткани: ретикулярная, жировая пигментная слизистая ткани, строение, функции. Скелетные ткани. Общая характеристика скелетных тканей. Классификация. Хрящевые ткани. Общая характеристика. Виды хрящевых тканей, их строение. Хондрогенез и возрастные изменения хрящевых тканей. Костные ткани. Классификация: ретикулофиброзная (грубоволокнистая) и пластинчатая (тонковолокнистая) костные ткани, их строение и функции. Общая характеристика. Гистогенез и регенерация костных тканей. Возрастные изменения. Факторы, оказывающие влияние на строение костных тканей. Кость как орган. ТЕМА № 4 Мышечные ткани. Общая характеристика. Морфо-функциональная и гистогенетическая классификация. Соматическая поперечно-полосатая (исчерченная) мышечная ткань. Микроскопическое и электронно-микроскопическое строение. Механизм мышечного сокращения. Регенерация мышечной ткани, значение миосателлитоцитов. Мышца как орган. Сердечная поперечнополосатая (исчерченная) мышечная ткань. Источник развития, Морфофункциональная характеристика рабочих и проводящих кардиомиоцитов. Гладкая (неисчерченная) мышечная ткань. Источник развития. Морфологическая и функциональная характеристика. Регенерация. Мионейральная ткань, миоидные и миоэпителиальные клетки. Источники развития. ТЕМА № 5 Нервная ткань. Общая характеристика нервной ткани. Эмбриональный гистогенез. Нейроциты (нейроны). Морфологическая и функциональная классификация. Общий план строения нейрона. Микро- и ультраструктура перикариона (тела нейрона), аксона, дендритов. Базофильное вещество (субстанция Ниссля). Особенности цитоскелета нейроцитов (нейрофиламенты и нейротрубочки). Транспортные процессы в цитоплазме нейронов. Аксональный транспорт - антероградный и ретроградный. Быстрый и медленный транспорт, роль микротрубочек. Понятие о нейромедиаторах. Секреторные нейроны, особенности их строения и функция. Нейроглия. Общая характеристика. Источники развития глиоцитов. Классификация: макроглия (олигодендроглия, астроглия и эпендимная глия), микроглия. Нервные волокна. Общая характеристика. Классификация. Особенности формирования, г троения и функции безмиелиновых и миелиновых нервных волокон. Дегенерация и регенерация нервных волокон. Нервные окончания. Общая характеристика. Классификация. Рецепторные, эффекторные окончания - двигательные и секреторные. Нервно-мышечное окончание (моторная бляшка) в скелетных мышцах и в гладкой мышечной ткани. Синапсы. Классификация, строение. Понятие о рефлекторных дугах. ^ ТЕМА № 6: Нервная система. Общая характеристика. Развитие. Нервная трубка и ее дифференцировка на вентрикулярную, субвентрикулярную (камбиальную), промежуточную (плащевую) и маргинальную зоны. Нервный гребень и плакоды. Периферическая нервная система. С гроение периферического нерва. Спинномозговые чувствительные нервные узлы. Строение и функция спинального ганглия. Характеристика нейронов и нейроглии. Центральная нервная система. Строение серого и белого вещества. Типы нервных центров. Спинной мозг. Общая характеристика, строение. Строение серого вещества: виды нейронов и их участие в образовании рефлекторных дуг, типы глиоцитов. Ядра серого вещества. Современные представления о пластинках Рекседа. Строение белого вещества. Головной мозг. Кора головного мозга. Цито- и Миелоархитектоника. Мозжечок. Строение и нейронный состав коры мозжечка. Грушевидные, корзинчатые и звездчатые нейроциты, клетки-зерна. Афферентные и эфферентные нервные волокна. Межнейрональные связи, тормозные нейроны. Головной мозг. Общая характеристика строения. Кора большого мозга. Цито- и миелоархитектоника слоев (пластинок) коры больших полушарий. Нейронный состав, характеристика пирамидных нейронов. Представление о модульной организации коры. Автономная (вегетативная) нервная система. Общая характеристика строения центральных и периферических отделов парасимпатической и симпатической систем. Строение и нейронный состав ганглиев (экстрамуральных и интрамуральных). Пре- и постганглионарные нервные волокна. Возрастные изменения. ТЕМА № 7 Сердечно-сосудистая система. Сердечно-сосудистая система. Строение и эмбриональное развитие сердечнососудистой системы. Кровеносные сосуды. Общие принципы строения, тканевой состав. 1 лассификация сосудов. Зависимость строения сосудов от гемодинамических условий. Васкуляризация сосудов (сосуды сосудов). Возрастные изменения в сосудистой стенке. Артерии. Классификация. Особенности строения и функции артерий различного типа: мышечного, мышечно-эластического и эластического. Микроциркуляторное русло. Артериолы, их виды и роль в кровообращении. Строение. Гемокапилляры. Классификация, функция и строение. Органные особенности капилляров. Венулы. Их виды, функциональное значение, строение. Артериоло-венулярные анастомозы. Значение для кровообращения. Классификация. Строение артериоло-венулярных анастомозов различного типа. Вены. Строение стенки вен в связи с гемодинамическими условиями. Классификация. Особенности строения вен различного типа (мышечного и безмышечного). Строение венозных клапанов. Лимфатические сосуды. Строение и классификация. Сердце. Источники развития. Строение с4енки сердца, его оболочек, их тканевой состав. Эндокард. Миокард, рабочие, проводящие и секреторные кардиомиоциты. Регенерации. Проводящая система сердца, ее морфофункциональная характеристика. Эпикард и перикард. Перестройка и развитие сердца после рождения. Возрастные изменения сердца. Сердце новорожденного. ТЕМА № 8. Система органов кроветворения и иммунной защиты. Общая характеристика системы кроветворения и иммунной защиты. Основные источники развития. Центральные органы кроветворения и иммуногенеза. Костный мозг. Строение, тканевой состав и функции красного костного мозга. Особенности васкуляризации и строение гемокапилляров. Понятие о микроокружении. Желтый костный мозг. Возрастные изменения. Регенерация костного мозга. Тимус. Эмбриональное развитие. Рг>ль в лимфоцитопоэзе. Строение и тканевой состав коркового и мозгового вещества долек. Васкуляризация. Строение и значение гемато-тимического барьера. Временная (акцидентальная) и возрастная инволюция тимуса. Периферические органы кроветворения ;> иммуногенеза. Селезенка. Источник развития. Строение и тканевой состав (белая и красная пульпы. Т- и В-зависимые зоны). Кровоснабжение селезенки. Лимфатические узлы. Источники развития Строение и тканевой состав. Корковое вещество, паракортикальная зона и мозговое вещество. Их морфофункциональная характеристика, клеточный состав. Т-и В-зависимые зоны. Система синусов. Васкуляризация. Лимфоидные образования в составе слизистых оболочек. Гемоцитопоэз и лимфоцитопоэз. Виды гемоцитопоэза: эмбриональный и постнатальный. Постэмбриональный гемопоэз: физиологическая регенерация крови. Понятие о стволовых клетках крови (СКК) и колониеобразующих единицах (КОЕ), у арактеристика плюрипотентных предшественников (стволовых, коммитированных клеток), унипотентных предшественников, бластных форм. Морфологически неидентифицируемые и морфологически идентифицируемые стадии развития клеток крови (характеристика клеток в дифферонах: эритроцитов, гранулоцитов, моноцитов, Т-лимфоцитов, В-лимфоцитов и кровяных пластинок (тромбоцитов). Особенности Т- и В-лимфопоэза во взрослом организме. Регуляция гемопоэза и лимфопоэза, роль микроокружения. Эмбриональный гемоцитопоэз. Развитие крови как ткани (гистогенез). Мезобластический. гепатоспленотимический и медуллярный этапы становления системы кроветворения Иммунитет. Виды. Характеристика основных клеток, осуществляющих иммунные реакции - нейтрофильных лейкоцитов, макрофагов, антигенпредставляющих клеток, Т- лимфоцитов, В-лимфоцитов, плазмоцитов. Понятие об антигенах и антителах. Антигеннезависимая и антигензависимая пролиферация лимфоцитов. Процессы лимфоцитопоэза в Т- и В-зависимых зонах периферических лимфоидных органов. Понятие о циркуляции и рециркуляции Т- и В-лимфоцитов. Гуморальный и клеточный иммунитет -особенности кооперации макрофагов, антигенпредставляющих клеток, Т- и В-лимфоцитов. Эффекторные клетки и клетки памяти в гуморальном и клеточном иммунитете. Естественные киллеры. Плазматические клетки и стадии их дифференциации. Регуляция иммунных реакций: цитокины, гормоны. ТЕМА № 9. Сенсорная система Органы чувств. Классификация. Орган зрения. Общая характеристика. Источники эмбрионального развития и гистогенез. Общий план строения глазного яблока. Оболочки, их отделы и производные, тканевой состав. Основные функциональные аппараты: диоптрический, аккомодационный и рецепторный. Строение и роль составляющих их роговицы, хрусталика, стекловидного тела, радужки, сетчатки. Нейронный состав и глиоциты сетчатки. Строение и патофизиология палочко- и колбочконесущих нейронов сетчатки. Особенности строения центральной ямки диска зрительного нерва. Пигментный эпителий сетчатки, строение и значение. Морфологические основы циркуляции внутриглазной жидкости. Возрастные изменения. Орган обоняния. Общая характеристика. Строение и клеточный состав обонятельной выстилки: рецепторные, поддерживающие и базальные клетки. Гистофизиология органа обоняния. Возрастные изменения. Г жероназальный орган. Орган вкуса. Общая характеристика. Строение и клеточный состав вкусовых почек. Гистофизиология органа вкуса. Органы слуха и равновесия. Общая характеристика. Наружное ухо. Среднее ухо. Внутреннее ухо: костный и перепончатый лабиринты. Вестибулярная часть перепончатого лабиринта: эллиптический и сферический мешочки и полукружные каналы. Их рецепторные отделы: строение и клеточный состав пятна и ампулярных гребешков. Гистофизиология вестибулярного лабиринта. Улитковая часть перепончатого лабиринта: строение улиткового канала, строение и клеточный состав спирального органа, его иннервация. Гистофизиология восприятия звуков. Возрастные изменения. ТЕМА № 10 Эндокринная система. Общая характеристика и классификация эндокринной системы. Центральные и периферические звенья эндокринной системы. Понятие о гормонах, клетках-мишенях и их рецепторах к гормонам. Механизмы регуляции в эндокринной системе. Классификация эндокринных желез. Гипоталамо-гипофизарная нейросекреторная система. Гипоталамус. Нейроэндокринные нейроны крупноклеточных и мелкоклеточных ядер гипоталамуса. Гипоталамоаденогипофизарная и гипоталамонейрогипофизарная системы. Либерины и статины, их роль в регуляции эндокринной системы. Регуляция функций гипоталамуса центральной нервной системой. Гипофиз. Эмбриональное развитие. Строение и функции аденогипофиза. Цитофункциональная характеристика аденоцитов передней доли гипофиза. Гипоталамоаденогипофизарное кровообращение, его роль во взаимодействии гипоталамуса и гипофиза. Средняя (промежуточная) доля гипофиза и ее особенности у человека. Строение и функция нейрогипофиза, его связь с гипоталамусом. Возрастные изменения. Эпифиз к.озга. Строение, клеточный состав, функция. Возрастные изменения. Периферические эндокринные железы. Щитовидная железа. Источники развития. Строение. Фолликулы как морфофункциональные единицы, строение стенки и состав коллоида фолликулов. Фолликулярные эндокриноциты (тироциты), их гормоны и фазы секреторного цикла. Роль гормонов тироцитов. Перестройка фолликулов в связи с различной функциональной активностью. Парафолликулярные эндокриноциты (кальцитониноциты, С-клетки). Источники развития, локализация и функция. Фолликулогенез. Околощитовидные железы. Источники развития. Строение и клеточный состав. Роль в регуляции минерального обмена. Структура околощитовидных желез у новорожденных и возрастные изменения. Надпочечники. Источники развития. Фетальная дефинитивная кора надпочечников. Зоны коры и их клеточный состав. Особенности строения корковых эндокриноцитов в связи с синтезом и секрецией кортикостероидов. Роль гормонов коры надпочечников в регуляции водно-солевого равновесия, развитии общего адаптационного синдрома, регуляции белкового синтеза. Мозговое вещество надпочечников. Строение, клеточный состав, гормоны и роль мозговых эндокриноцитов (эпинефроцитов и норэпинефроцитов). Возрастные изменения надпочечника. Эндокринные структуры желез смешанной секреции. Эндокринные островки поджелудочной железы. Эндокринная функция гонад (яичек, яичников), плаценты. Одиночные гормонопродуцирующие клетки. Представление о диффузной эндокринной системе (ДЭС), локализация элементов, их клеточный состав. Нейроэндокринные клетки. Представления о АПУД системе. ТЕМА № 11 Пищеварительная система. Общая характеристика пищеварительной системы. Основные источники развития тканей пищеварительной системы в эмбриогенезе. Общий принцип строения стенки пищеварительного канала Понятие о слизистой оболочке, ее строение и функция. Иннервация и васкуляризация стенки пищеварительного канала. Передний отдел пищеварительной системы. Ротовая полость. Строение слизистой оболочки в связи с функцией и особенностями пищеварения в ротовой полости. Строение миндалины. Большие слюнные железы. Классификация, источники развития, строение и функции. Язык. Строение. Особенности строения слизистой оболочки на верхней и нижней поверхностях органа. Сосочки языка, их виды, строение, функции. Зубы. Строение. Эмаль, дентин и цемент, строение, функция и химический состав. Пульпа зуба - строение и значение. Ьериодонт - строение и значение. Кровоснабжение и иннервация зуба. Развитие и смена зубов. Пищевод. Строение и тканевой состав стенки пищевода в различных его отделах. Железы пищевода, их гистофизиология. Средний и задний отделы пищеварительной системы. Особенности строения стенки различных отделов. Источники развития. Желудок. Строение слизистой оболочки в различных отделах органа. Морфо- физиологическая характеристика покровного эпителия, слизеобразование. Локализация, строение и клеточный состав желез в различных отделах желудка. Микроскопические особенности экзо- и эндокринных клеток. Регенерация железистого эпителия и эпителия желез желудка. Кровоснабжение и иннервация желудка. Возрастные особенности строения желудка. Тонкая кишка. Характеристика различных отделов тонкой кишки. Строение стенки, ее тканевый состав. Система "крипта-ворсинка" как структурно-функциональная единица. Виды клеток эпителия ворсинок и крипт, их строение и цитофизиология. Гистофизиология процесса пристеночного пищеварения и всасывания. Роль слизи и микроворсинок энтероцитов в пристеночном пищеварении. Цитофизиология экзо- и эндокринных клеток. Регенерация эпителия тонкой кишки. Кровоснабжение и иннервация стенки тонкой кишки. Возрастные изменения стенки тонкой кишки. Лимфоидные образования в стенке кишки. Толстая кишка. Строение стенки, ее тканевый состав. Лимфоидные образования в стенке. Червеобразный отросток. Особенности строения и функции. Поджелудочная железа. Общая характеристика. Строение экзокринного и эндокринного отделов. Типы эндокриноцитов островков и их морфофункциональная характеристика. Особенности гистофизиологии в разные периоды детства. Изменения железы при старении организма. Печень. Общая характеристика. Особенности кровоснабжения. Строение классической дольки как структурно-функциональной единицы печени. Представления о портальной дольке и ацинусе. Регенерация. Особенности строения печени новорожденных. Возрастные особенности. Тема: 12. Кожа и ее производные. Кожа. Общая характеристика. Тканевой состав, развитие. Регенерация. Эпидермис. Основные диффероны клеток в эпидермисе. Слои эпидермиса. Их клеточный состав. Антигенпредставляющие клетки кожи. Особенности строения эпидермиса "толстой" и ' Тонкой" кожи. Понятие о процессе кератинизации, его значение. Клеточное обновление эпидермиса и представление о его пролиферативных единицах и колонковой организации. Местная система иммунного надзора эпидермиса - клетки Лангерганса и лимфоциты, их гистофункциональная характеристика. Дерма. Сосочковый и сетчатый слои, их тканевой состав. Особенности строения дермы в коже различных участков тела - стопы, ладоней, лица, суставов и др. Гиподерма. Железы кожи. Сальные и потовые железы (меро- и апокриновые), их развитие, строение, гистофизиология. Молочные железы - см. в разделе "Женская половая система". Возрастные особенности кожи и ее желез. Придатки кожи. Волосы. Источник развития, строение, рост и смена волос, иннервация. ТЕМА № 13 Дыхательная система. Общая характеристика дыхательной системы. Воздухоносные пути и респираторный отдел. Источники развития. Внелегочные воздухоносные пути. Особенности строения стенки воздухоносных путей: носовой полости, гортани, трахеи и главных бронхов. Тканевой состав и гистофункциональная характеристика их оболочек. Клеточный состав эпителия слизистой оболочки. Легкие. Внутрилегочные воздухоносные пути: бронхи и бронхиолы, строение их стенок в зависимости от их калибра. Ацинус как морфофункциональная единица легкого. Структурные компоненты ацинуса. Строение стенки альвеол. Типы альвеолоцитов, их цитофункциональная характеристика. Структурно-химическая организация и функция сурфактантно-альвеолярного комплекса. Строение межальвеолярных перегородок. Аэрогематический барьер и его значение в газообмене. Макрофаги легкого. Кровоснабжение легкого. Плевра. Морфофункциональная характеристика. ТЕМА № 14 Система органов мочеобразования и мочевыведения. Общая характеристика системы мочевых органов. Развитие. Почки. Корковое и мозговое вещество почки. Васкуляризация почки - кортикальная и юкстамедуллярная системы кровоснабжения. Нефрон - как морфофункциональная единица почки, его строение. Типы нефронов, их топография в корковом и мозговом веществе. Почечные тельца, их основные компоненты. Строение сосудистых клубочков. Структурная организация почечного фильтра и роль в мочеобразовании. Юкстагломерулярный аппарат. Гистофизиология канальцев нефронов и собирательных трубочек в связи с их участием в образовании окончательной мочи. Строма почек, ее гистофункциональная характеристика. Понятие о противоточной системе почки. Эндокринный аппарат почки строение и функция. Особенности почки у новорожденного. Возрастные изменения. Мочевыводящие пути. С .роение мочеточников. Строение мочевого пузыря. Треугольник Льето. Понятие о цистоидах. ТЕМА № 15 Половые системы. Развитие. Индифферентная и половая дифференцировка. Мужские половые органы. Гистогенетические процессы в зачатке гонады, ведущие к развитию яичка. Яичко. Строение. Извитые семенные канальцы, строение стенки. Сперматогенез. Цитологическая характеристика его основных фаз. Роль сустентоцитов в сперматогенезе. Гематотестикулярный барьер. Эндокринная функция яичка: мужские половые гормоны и синтезирующие их гландулоциты (клетки Лейдига), их цитохимические особенности, участие в регуляции сперматогенеза. Семявыносящие пути. Простата. Строение и функции. Возрастные изменения. Женские половые органы. Яичник. Развитие. Общая характеристика строения. Особенности строения коркового и мозгового вещества. Овогенез. Отличия овогенеза от сперматогенеза. Строение и развитие фолликулов. Овуляция. Понятие об овариальном цикле и его регуляции. Развитие, строение и функции желтого тела в течение овариального цикла и при беременности. Атрезия фолликулов. Эндокринная функция яичника: женские половые гормоны и вырабатывающие их клеточные элементы. Возрастные особенности. Матка. Развитие. Строение стенки матки. Оварио-менструальный цикл и его фазы. Особенности строения эндометрия в различные фазы цикла. Связь циклических изменений эндометрия и яичника. Васкуляризация и иннервация матки. Возрастные изменения. Маточные трубы. Развитие, строение и функции. Молочная (грудная) железа. Происхождение. Развитие. Строение. Гюстнатальные изменения. Функциональная морфология лактирующей и нелактирующей (нефункционирующей и после лактации) молочной железы. ТЕМА № 16 Основы эмбриологии человека. Основы общей эмбриологии и эмбриологии птиц, как основа для понимания особенностей эмбрионального развития человека. Периодизация развития человека и животных. Представление о биологических процессах, лежащих в основе развития зародыша -индукция, детерминация, деление, миграция клеток, рост, дифференцировка, взаимодействие клеток, гибель клеток. Особенности эмбрионального развития человека. Критические периоды в развитии. Нарушение процессов детерминации как причина аномалий и уродств. Прогенез. Особенности структуры половых клеток. Оплодотворение. Геологическое значение оплодотворения, особенности и хронология процесса. Дистантные и контактные взаимодействия половых клеток. Преобразования в спермин: капацитация, акросомальная реакция, пенетрация спермием прозрачной зоны и плазмолеммы овоцита, сброс цитоплазматической оболочки спермия, поворот спермия, формирование мужского пронуклеуса. Преобразования в овоците: рассеивание клеток лучистого венца, кортикальная реакция, выброс ферментов кортикальных гранул, преобразование прозрачной зоны (зонная реакция), активация цитоплазматических процессов, окончание мейоза, полярные тельца. Первая неделя развития. Зигота - одноклеточный зародыш, ее геном, активация внутриклеточных процессов. Дробление. Специфика дробления у человека и хронология процесса. Строение зародыша на разных стадиях дробления. Роль прозрачной зоны. Характеристика темных и светлых бластомеров, их межклеточных контактов. Уменьшение размеров бластомеров, их взаимодействие. Морула. Бластоциста. Внутренняя клеточная n хсса (эмбриобласт) и трофобласт. Стадия свободной бластоцисты. Состояние матки к началу имплантации. Начало 1-й фазы гаструляции. Имплантация. Хронология процесса имплантации. Дифференцировка трофобласта на цитотрофобласт и синцитиотрофобласт. Гистиотрофный тип питания. Активация синцитиотрофобласта. Образование лакун и их соединение с кровеносными сосудами эндометрия, питания. Гематотрофный тип питания. Формирование первичных и вторичных ворсин хориона. Вторая неделя развития. Гаструляция. Разделение эмбриобласта на эпибласт и гипобласт. Преобразование гипобласта, формирование первичного желточного мешка. Преобразование эпибласта: образование амниотической полости и выделение амниотической эктодермы, формирование амниотического пузыря; начало 2-й фазы гаструляции путем эмиграции - формирование первичной полоски и первичного узелка, образование зародышевой мезодермы, головного отростка, энтодермы зародыша. Образование внезародышевой мезодермы. Третья неделя развития. Дифференцировка зародышевой мезодермы (сомиты, нефрогонотомы, висцеральный и париетальный листки спланхнотома, эмбриональный целом). Рост головного отростка, образование хорды. Формирование нервной трубки и нервных гребней, асинхронность развития головного и каудального отделов. Туловищная складка, образование первичной кишки. Дифференцировка внезародышевой мезодермы. Аллантоис, Вторичный пузырек, желточный мешок, соединительная ножка, слоя, подстилающего трофобласт. Образование третичных ворсин хориона. Гематотрофный тип питания. Эмбриональный органогенез. Внезародышевые органы. Амнион, его строение и значение. Пуповина, ее образование и структурные компоненты: студенистая (слизистая) ткань, сосуды, рудименты желточного мешка и аллантоиса. Система мать-плацента-плод и факторы, влияющие на ее физиологию. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Краткий итог изученного материала. Задачи на предстоящую аттестацию. Перспективы развития дисциплины, способы пополнения знаний студентами. ^ ПО РАЗДЕЛАМ, ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ (каф. гистологии)
2 семестр обучения. РАЗДЕЛ №1 ЦИТОЛОГИЯ
3-й семестр обучения
^
^ а) основная литература:
б) дополнительная литература:
Б.А Слука // Минск: Высшей шк., 1999. 3. Волкова, О.В. Эмбриогенез и возрастная гистология внутренних органов человека / О.В. Волкова, М.И. Пекарский // М.: Медицина 1976. '' Гистология. Атлас для практических занятий. Учебное пособие. Н.В. Бойчук, P.P. Исламов, С.Л. Кузнецов, Ю.А. Челышев.- М.: «ГОЭТАР-Медиа», 2008.
в) программное обеспечение: общесистемное и прикладное программное обеспечение. г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы - интернет ресурсы, отвечающие тематике дисциплины. ^ Плошадь учебных помещений (более 18 м2 на одного студента): 4 учебных комнаты, 1 комната для самостоятельной работы, (она же используется и как учебная). 1 гистохимическая лаборатория (для приготовления гистологических препаратов, для учебного процесса и в научно-исследовательской работе), Лекционный зал. «Звездочка» Количество микроскопов и набора препаратов индивидуально для каждого студента. Набор микроскопических препаратов по цитологии (288 кор.). Набор микроскопических препаратов по общей гистологии (441 кор.). Набор микроскопических препаратов по частной гистологии (82 кор + ЖКТ-88 кор., ССС -109 кор, НС и Орг. Чувств- 11 кор, орг дыхания и кожа- 49 кор, железы жкт-70 кор, кровь и кроветворные органы -47 кор. ). Набор микроскопических препаратов по эмбриологии (178 кор.). Набор микроскопических препаратов по препаратов по всем разделам гистологии. (Фонд препаратов по строению и возрастным особенностям микроскопического строения органов и тканей человека используются как демонстрационные). Набор электронных фотографий. Мультимедийный комплекс (2 ноутбука, 2 проектора, 2 экрана), 4 плазменных панели, Слайдоскоп, 6ПК, Мониторы, Мультимедийные презентации и таблицы ко всем занятиям и лекциям. Сканеры, Совмещенный принтер, сканер и копир, Дипроекторы. Кинофильм. Комплекс специализированного оборудования (система ввода, микроскоп, ПК) и программное обеспечение Видео Тест - Морфология 5.0. Наборы слайдов по различным разделам дисциплины. Набор таблиц по различным разделам дисциплины. Ситуационные задачи, Видеофильм. Доски. |