ПРОЕКТ
примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Анатомия и физиология человека с курсом биомеханики зубочелюстной системы
2011 г. Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 060203 «Стоматология ортопедическая» среднего профессионального образования
Организация-разработчик:
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области «Медицинский колледж № 2, Волгоград»
Разработчики:
Силкина Т.В., к.с.н., директор ГОУ СПО «Медицинский колледж № 2, Волгоград»
Герусова Е.А., преподаватель высшей квалификационной категории ГОУ СПО «Медицинский колледж № 2, Волгоград»
Алешечкина А.А., преподаватель высшей квалификационной категории ГОУ СПО «Медицинский колледж № 2, Волгоград»
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| - ^
| 4 | СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 | - ^
| 13 | Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 15 | 1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «^
1.1. Область применения программы Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060203 «Стоматология ортопедическая».
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована -
^ Дисциплина «Анатомия и физиология человека с курсом биомеханики зубочелюстной системы» входит в состав дисциплин профессионального цикла.
^ В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: определять групповую принадлежность зуба; определять вид прикуса; читать схемы, формулы зубных рядов и зарисовки полости рта; использовать знания по анатомии, физиологии и биомеханике зубочелюстной системы при изготовлении зубных протезов, ортодонтических аппаратов и челюстно-лицевых протезов и аппаратов В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: строение и функцию тканей, органов и систем организма человека; физиологические процессы, происходящие в организме человека; анатомическое строение зубочелюстной системы; физиологию и биомеханику зубочелюстной системы ^ максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов; самостоятельной работы обучающегося 40 часов.
^ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов | Максимальная учебная нагрузка (всего) | 120 | ^ | 80 | в том числе: |
| теоретические занятия | 48 | практические занятия | 32 | ^ | 40 | в том числе: |
| подготовка рефератов, докладов | 4 | составление терминологических словарей | 4 | заполнение, составление структурно-логических схем и таблиц | 32 | Итоговая аттестация в форме экзамена | ^ Анатомия и физиология человека с курсом биомеханики зубочелюстной системы ^ | Содержание учебного материала, теоретические и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения | 1. | 2. | 3. | 4. | Раздел 1. «Анатомия и физиология как науки». |
| 2 | | Тема 1.1. «Введение в | Содержание учебного материала | 1 | | анатомию и физиологию человека». | 1. | Анатомия как предмет. Физиология. История развития. Связь с другими дисциплинами. | |
1 | 2. | Методы, используемые в анатомии и физиологии. | 3. | Плоскости, оси и основные ориентиры в анатомии. | Тема 1.2. «Человек как предмет изучения анатомии и физиологии. Многоуровневость организма человека». | Содержание учебного материала | 1 | | 1. | Положение человека в природе. Взаимодействие организма человека с внешней средой. | |
1 | 2. | Многоуровневость организма человека: молекулярный, клеточный, тканевой, органный, системный. Функциональное единство структур. | Раздел 2. «Анатомия зубочелюстной системы». | | 43 | | Тема 2.1. «Анатомическое строение верхней и нижней челюсти. Кровоснабжение, иннервация». | Содержание учебного материала | 4 |
2
| 1. | Анатомическое строение верхней и нижней челюсти (отростки, поверхность) | 2. | Контрофорсы | 3. | Кровоснабжение, иннервация верхней и нижней челюсти | ^ | 4 | | Изучить анатомическое строение верхней и нижней челюсти на моделях Зарисовать контрофорсы верхней челюсти. Составить схемы кровоснабжения и иннервации верхней и нижней челюсти. | ^ | 7 | | Составить таблицу "Иннервация и кровоснабжение верхней и нижней челюсти" Составить схему контрофорсов верхней челюсти | Тема 2.2. Анатомическое и гистологическое строение зуба. Зубные ряды. Анатомическое строение зубов верхней и нижней челюсти». | Содержание учебного материала | 6 |
2 | 1. | Анатомическое и гистологическое строение зуба | 2. | Признаки принадлежности зуба, поверхности коронки зуба | | 3. | Молочные и постоянные зубы. Сроки прорезывания, их отличия Зубная формула молочных и постоянных зубов, их запись | 4. | Анатомическое строение зубов верхней и нижней челюсти | ^ | 4 | | Изучить на таблицах и муляжах анатомическое строение зуба и гистологическое строение твердых тканей зуба, гистологическое строение пульпы зуба. Показать на муляжах поверхности зуба. Изучить признаки принадлежности зуба. Изучить по таблицам, муляжам анатомическое строение зубов верхней и нижней челюсти. Изучить и записать сокращенную стоматологическую формулу по системе ВОЗ. Построить зубной ряд из россыпи гарнитуры искусственных зубов. | ^ | 6 | | Составить терминологический словарь Составить схему строения зуба Составить схему "Поверхности зуба" | Тема 2.3. «Морфофункциональная характеристика полости рта». | Содержание учебного материала | 4 |
2 | 1. | Виды слизистой оболочки полости рта | 2. | Степень подвижности слизистой оболочки полости рта | 3. | Анатомическое строение различных отделов слизистой оболочки полости рта | ^ | 4 | | Изучить виды слизистой оболочки полости рта, степени подвижности. Изучить строение различных отделов слизистой оболочки полости рта (губ, щек, десен, языка, мягкого и твердого неба, дна полости рта, подъязычной области, ретромолярной и ретроальвеолярной областей). | ^ | 4 | | Подготовить доклад по теме: "Индивидуальные и возрастные особенности строения слизистой оболочки полости рта с учетом применения в съемном протезировании" | Раздел 3. «Физиология и биомеханика зубочелюстной системы» |
| 22 |
| Тема 3.1. «Функциональная анатомия зубных рядов». | Содержание учебного материала | 2 |
| 1. | Зубные ряды, факторы, способствующие устойчивости зубных рядов | 2. | Особенности строения верхнего и нижнего зубных рядов | 2
| 3. | Понятие о дугах: зубной, альвеолярной, базальной. Окклюзионная плоскость | ^ | 4 |
| Составить схему "Виды прикуса" Составить схему верхнего и нижнего зубного ряда с обозначением дуг. | Тема 3.2. . «Анатомическое строение височно-нижнечелюстного сустава. Движение нижней челюсти». | Содержание учебного материала | 4 |
2 | 1. | Анатомическое строение височно-нижнечелюстного сустава. | 2. | Движение нижней челюсти (состояние относительного физиологического покоя, вертикальные движения, сагиттальные, трансверзальные). | ^ | 4 |
| Заполнить таблицу "Кровоснабжение и иннервация ВНЧС". | Тема 3.3. . «Прикус. Виды прикуса. Артикуляция. Окклюзия. Виды окклюзии». | Содержание учебного материала | 2 |
3 | 1. | Прикус, виды. | 2. | Артикуляция. Окклюзия. Виды окклюзии | ^ | 4 |
| Изучить прикус и определять виды прикуса на моделях Изучить окклюзию и определять виды окклюзии на моделях | ^ | 2 |
| Составить терминологический словарь Составить схему "Виды прикуса". | Раздел 4. «Отдельные вопросы цитологии и гистологии» |
| 8 |
| Тема 4.1. «Клетка. Понятие о тканях». | Содержание учебного материала | 2
|
2 | 1. | Клетка – структурно-функциональная и генетическая единица организма человека. Основные компоненты клетки (мембрана, цитоплазма, ядро). Функции клеток – причина возникновения потребностей. | 2. | Химическая организация клетки. | 3. | Ткань – определение, классификация, функциональные различия, месторасположение в организме. | Тема 4.2. «Гомеостаз. Состав, свойства и функции крови. Группы крови, резус-фактор». | Содержание учебного материала | 2 |
| 1. | Состав и функции внутренней среды организма. Основные физиологические константы внутренней среды. |
2
| 2. | Состав крови. Константы крови. Функции крови. | 3. | Механизмы гемостаза. | 4. | Группы крови. Резус-фактор, локализация. | 5. | Гемолиз, его виды. | ^ | 4 |
| Составить схему строения форменных элементов крови. Составить схему свертывания крови. Составить терминологический словарь | Раздел 5. «Общие понятия об анатомии и физиологии человека» |
| 45 |
| Тема 5.1 «Общие вопросы анатомии и физиологии аппарата движения» | ^ | 4 |
2
| 1. | Структура опорно-двигательного аппарата и его физиологическая роль. Скелет – понятие, функции. | 2. | Кость как орган, ее химический состав. Виды костей. Соединения костей. | 3. | Мышца как орган (внешнее и внутреннее строение). Виды мышц. Вспомогательный аппарат мышц. | 4. | Основные физиологические свойства мышц. Работа мышц. Утомление и отдых мышц. | ^ | 4 |
| Изучить отделы скелета человека на целом скелете. Изучить строение кости как органа по учебным таблицам и муляжам. Изучить виды костей и их соединения на целом скелете. Изучить строение и классификацию мышц по таблицам и барельефным моделям. УИРС динамометрия. | ^ | 2 |
| Заполнить таблицу «Классификация суставов». Составить схему строения сустава. | Тема 5.2 «Структурно-функциональная характеристика нервной системы. ВНС» | Содержание учебного материала | 2 |
2 | 1. | Значение нервной регуляции. | 2. | Структура нервной системы. | 3. | Общие принципы строения центральной нервной системы. Периферическая нервная система. | 4. | Рефлекторная дуга. Рефлекс – понятие, виды (безусловные, условные). | 5. | Классификация ВНС. Области иннервации, функции. | ^ | 4 |
| Изучить структуру нервной системы по учебным таблицам и муляжам. Изучить общие принципы строения ЦНС по микропрепаратам спинного и головного мозга. Изучить строение и топографические особенности периферических нервных образований по таблицам и анатомическим атласам. Изучить структуру и физиологические особенности соматической и вегетативной нервной системы. Исследовать функциональное состояние вегетативной нервной системы | ^ | 3 |
| Составить сравнительную таблицу вегетативной нервной системы и соматической. Заполнить таблицу «Черепно-мозговые нервы». | Тема 5.3 «Сенсорные системы организма. Виды анализаторов». | ^ | 2 |
2 | 1. | Определение сенсорной системы, ее значение. Функциональная структура анализатора; виды анализаторов, функции. Виды рецепторов. | 2. | Соматическая сенсорная система. | 3. | Обонятельная сенсорная система | 4. | Вкусовая сенсорная система. | 5. | Зрительная сенсорная система, ее вспомогательный аппарат. | 6. | Слуховая и вестибулярная сенсорные системы, их вспомогательный аппарат. | 7. | Ноцицептивная (болевая) сенсорная система. Висцеральная сенсорная система. | Тема 5.4 «Железы внутренней секреции». | Содержание учебного материала | 2
|
2 | 1. | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. | 2. | Виды гормонов, их характеристика. | 3. | Понятие органы – мишени. Гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы внутренней секреции. | ^ | 2 |
| Составить таблицу «Физиологические эффекты гормонов» | Тема 5.5. «Анатомия и физиология сердечнососудистой системы». | Содержание учебного материала | 2 |
2 | 1. | Процесс кровообращения – определение, значение. | 2. | Сердце – расположение, строение. Проводящая система сердца. Основные физиологические свойства сердечной мышцы. Сердечный цикл. | 3. | Функциональные группы сосудов – артерии, вены, звено микроциркуляции, строение, особенности кровотока. Основные показатели кровообращения. | 4. | Сосуды большого и малого кругов кровообращения. | 5. | Механизмы регуляции кровообращения. | ^ | 4 |
| Повторить общую структуру сердечнососудистой системы по таблицам и наглядным пособиям. Определить проекцию сердца на переднюю грудную стенку (на целом скелете). Повторить внешнее и внутреннее строение сердца по муляжам. Изучить работу клапанного аппарата в различные фазы сердечного цикла с использованием методических рекомендаций. Изучить сосуды большого и малого кругов кровообращения по таблицам и наглядным пособиям. | Тема 5.6. «Анатомия и физиология дыхательной системы». | Содержание учебного материала | 2 |
2 | 1. | Процесс дыхания – определение, этапы. Дыхательный цикл. Факторы, обеспечивающие оптимальный газовый состав организма. | 2. | Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Саморегуляция дыхания. | 3. | Строение и функции верхних и нижних дыхательных путей. | Тема 5.7. «Анатомия и физиология пищеварительной системы» | Содержание учебного материала | 2 | 1. | Процесс питания определение, этапы. | 2. | Структуры пищеварительной системы. | 3. | Брюшина – строение, отношение органов к брюшине. | 4. | Строение и расположение полости рта, глотки, пищевода, желудка, кишечника. | 5. | Физиология пищеварения. | ^ | 4 |
| Изучить строение полости рта и органов ротовой полости с использованием учебных таблиц и муляжей. Составить схему строения зуба. Запись зубной формулы. Изучить анатомо-физиологические особенности глотки, пищевода, желудка, кишечника по учебным таблицам, анатомическим атласам, муляжам. Изучить анатомо-физиологические особенности печени и поджелудочной железы. | Тема 5.8. «Анатомия и физиология мочеполового аппарата». | Содержание учебного материала | 2 |
2 | 1. | Процесс выделения. Органы, выполняющие выделительные функции. Этапы процесса выделения. | 2. | Почки строение, оболочки, фиксирующий аппарат, Топография почек. Кровоснабжение почки. Строение нефронов, их виды. | 3. | Мочеточники, расположение, строение. | 4. | Мочеиспускательный канал женский и мужской. | 5. | Механизмы образования мочи. Регуляция мочеобразования и мочевыделения. | ^ | 2 |
| Составить схему «Механизмы образования мочи». Составить терминологический словарь | Тема 5.9. «Органы иммунной системы». | Содержание учебного материала | 2 |
2 | 1. | Органы иммунной системы – центральные и периферические. Лимфатическая система, ее взаимоотношения с иммунной системой. Лимфатические узлы - строение, роль в иммунном процессе. | 2. | Селезенка – расположение, строение, роль в иммунном процессе. | 3. | Миндалины – расположение, строение, роль в иммунном процессе. | 4. | Вилочковая железа – расположение, строение | 5. | Лимфоидная ткань стенок органов пищеварительной и дыхательной систем. | всего | 120 |
| ^ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Анатомия и физиология человека»
Оборудование учебного кабинета: 1. Доска классная 2. Стол преподавательский 3. Столы 4. Стулья 5. Книжные шкафы 6. Шкафы для хранения влажных препаратов 7. Шкафы для хранения учебно-наглядных пособий, приборов, раздаточного материала 8. Стеклянный шкаф для скелета 9.Подставки для анатомических плакатов 10. Экран
Технические средства обучения: 1. Телевизор 2. Видеомагнитофон 3. Компьютер 4. Видеоплеер
^ Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Литература
Основные источники: Алабин, И. В. Анатомия, физиология и биомеханика зубочелюстной системы [Текст]: учеб. пособие / И.В. Алабин, В.П. Митрофаненко.- М.: АНМИ, 2002.- 293с. Самусев, Р.П. Анатомия человека [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. мед. учеб. заведений / Р.П.Самусев.- 4-е изд., перераб.- М.: Оникс 21 век; Мир и Образование, 2009.- 576с. Самусев, Р.П. Атлас анатомии человека [Текст] / Р.П. Самусев, В.Я. Липченко.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Оникс 21 век; Мир и Образование, 2002.- 544с. Дополнительные источники: Анатомия человека [Текст]: учеб. для стомат. фак. мед. вузов / под ред. Л.Л. Колесникова, С.С. Михайлова.- 4-е изд. перераб и доп.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 816с. Колесников, Л, Л. Анатомия зубов [Текст]: учеб. пособие для вузов /Л.Л.Колесников, А.В. Чукбар.- М.- Медицина ХХ1, 2005.- 48с.:
^ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. ^ (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | Уметь определять групповую принадлежность зуба; | Тестирование, устный экзамен, оценка работы на профессиональном модуле.
| Уметь определять вид прикуса; | Тестирование, устный экзамен, оценка работы на профессиональном модуле.
| Уметь читать схемы, формулы зубных рядов и зарисовки полости рта; | Тестирование, устный экзамен, оценка работы на профессиональном модуле. | Уметь использовать знания по анатомии, физиологии и биомеханике зубочелюстной системы при изготовлении зубных протезов, ортодонтических аппаратов и челюстно-лицевых протезов и аппаратов | Тестирование, устный экзамен, оценка работы на профессиональном модуле. | -Знать строение и функцию тканей, органов и систем организма человека; | Тестирование, решение ситуационных задач, составление словаря терминов, демонстрация на муляжах строения органов и систем, устный экзамен. | Знать физиологические процессы, происходящие в организме человека; | Тестирование, решение ситуационных задач, составление словаря терминов, оформление и подготовка рефератов и докладов, устный экзамен. | Знать анатомическое строение зубочелюстной системы; | Тестирование, составление словаря терминов, демонстрация на муляжах строения зубочелюстной системы, устный экзамен. | Знать физиологию и биомеханику зубо-челюстной системы | Тестирование, составление словаря терминов, решение ситуационных задач, устный экзамен. |
|