ПРОЕКТ
примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Анатомия и физиология человека
с курсом биомеханики зубочелюстной системы
2011 г.
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 060203 «Стоматология ортопедическая» среднего профессионального образования
Организация-разработчик:
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области «Медицинский колледж № 2, Волгоград»
Разработчики:
Силкина Т.В., к.с.н., директор ГОУ СПО «Медицинский колледж № 2, Волгоград»
Герусова Е.А., преподаватель высшей квалификационной категории ГОУ СПО «Медицинский колледж № 2, Волгоград»
Алешечкина А.А., преподаватель высшей квалификационной категории ГОУ СПО «Медицинский колледж № 2, Волгоград»
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр.
|
-
^
|
4
|
-
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
5
|
-
^
|
13
|
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
15
|
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «^
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060203 «Стоматология ортопедическая».
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована -
^
Дисциплина «Анатомия и физиология человека с курсом биомеханики зубочелюстной системы» входит в состав дисциплин профессионального цикла.
^
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
определять групповую принадлежность зуба;
определять вид прикуса;
читать схемы, формулы зубных рядов и зарисовки полости рта;
использовать знания по анатомии, физиологии и биомеханике зубочелюстной системы при изготовлении зубных протезов, ортодонтических аппаратов и челюстно-лицевых протезов и аппаратов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
строение и функцию тканей, органов и систем организма человека;
физиологические процессы, происходящие в организме человека;
анатомическое строение зубочелюстной системы;
физиологию и биомеханику зубочелюстной системы
^
максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;
самостоятельной работы обучающегося 40 часов.
^
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Объем часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
120
|
^
|
80
|
в том числе:
|
|
теоретические занятия
|
48
|
практические занятия
|
32
|
^
|
40
|
в том числе:
|
|
подготовка рефератов, докладов
|
4
|
составление терминологических словарей
|
4
|
заполнение, составление структурно-логических схем и таблиц
|
32
|
Итоговая аттестация в форме экзамена
|
^ Анатомия и физиология человека с курсом биомеханики зубочелюстной системы
^
|
Содержание учебного материала, теоретические и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.
|
Объем часов
|
Уровень освоения
|
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
Раздел 1. «Анатомия и физиология как науки».
|
|
2
|
|
Тема 1.1. «Введение в
|
Содержание учебного материала
|
1
|
|
анатомию и физиологию человека».
|
1.
|
Анатомия как предмет. Физиология. История развития. Связь с другими дисциплинами.
|
|
1
|
2.
|
Методы, используемые в анатомии и физиологии.
|
3.
|
Плоскости, оси и основные ориентиры в анатомии.
|
Тема 1.2. «Человек как предмет изучения анатомии и физиологии. Многоуровневость организма человека».
|
Содержание учебного материала
|
1
|
|
1.
|
Положение человека в природе. Взаимодействие организма человека с внешней средой.
|
|
1
|
2.
|
Многоуровневость организма человека: молекулярный, клеточный, тканевой, органный, системный. Функциональное единство структур.
|
Раздел 2. «Анатомия зубочелюстной системы».
|
|
43
|
|
Тема 2.1. «Анатомическое строение верхней и нижней челюсти. Кровоснабжение, иннервация».
|
Содержание учебного материала
|
4
|
2
|
1.
|
Анатомическое строение верхней и нижней челюсти (отростки, поверхность)
|
2.
|
Контрофорсы
|
3.
|
Кровоснабжение, иннервация верхней и нижней челюсти
|
^
|
4
|
|
Изучить анатомическое строение верхней и нижней челюсти на моделях
Зарисовать контрофорсы верхней челюсти.
Составить схемы кровоснабжения и иннервации верхней и нижней челюсти.
|
^
|
7
|
|
Составить таблицу "Иннервация и кровоснабжение верхней и нижней челюсти"
Составить схему контрофорсов верхней челюсти
|
Тема 2.2. Анатомическое и гистологическое
строение зуба. Зубные ряды. Анатомическое строение зубов верхней и нижней челюсти».
|
Содержание учебного материала
|
6
|
2
|
1.
|
Анатомическое и гистологическое строение зуба
|
2.
|
Признаки принадлежности зуба, поверхности коронки зуба
|
|
3.
|
Молочные и постоянные зубы. Сроки прорезывания, их отличия
Зубная формула молочных и постоянных зубов, их запись
|
4.
|
Анатомическое строение зубов верхней и нижней челюсти
|
^
|
4
|
|
Изучить на таблицах и муляжах анатомическое строение зуба и гистологическое строение твердых тканей зуба, гистологическое строение пульпы зуба.
Показать на муляжах поверхности зуба.
Изучить признаки принадлежности зуба. Изучить по таблицам, муляжам анатомическое строение зубов верхней и нижней челюсти.
Изучить и записать сокращенную стоматологическую формулу по системе ВОЗ.
Построить зубной ряд из россыпи гарнитуры искусственных зубов.
|
^
|
6
|
|
Составить терминологический словарь
Составить схему строения зуба
Составить схему "Поверхности зуба"
|
Тема 2.3. «Морфофункциональная характеристика полости рта».
|
Содержание учебного материала
|
4
|
2
|
1.
|
Виды слизистой оболочки полости рта
|
2.
|
Степень подвижности слизистой оболочки полости рта
|
3.
|
Анатомическое строение различных отделов слизистой оболочки полости рта
|
^
|
4
|
|
Изучить виды слизистой оболочки полости рта, степени подвижности.
Изучить строение различных отделов слизистой оболочки полости рта (губ, щек, десен, языка, мягкого и твердого неба, дна полости рта, подъязычной области, ретромолярной и ретроальвеолярной областей).
|
^
|
4
|
|
Подготовить доклад по теме: "Индивидуальные и возрастные особенности строения слизистой оболочки полости рта с учетом применения в съемном протезировании"
|
Раздел 3. «Физиология и биомеханика зубочелюстной системы»
|
|
22
|
|
Тема 3.1. «Функциональная анатомия зубных рядов».
|
Содержание учебного материала
|
2
|
|
1.
|
Зубные ряды, факторы, способствующие устойчивости зубных рядов
|
2.
|
Особенности строения верхнего и нижнего зубных рядов
|
2
|
3.
|
Понятие о дугах: зубной, альвеолярной, базальной. Окклюзионная плоскость
|
^
|
4
|
|
Составить схему "Виды прикуса"
Составить схему верхнего и нижнего зубного ряда с обозначением дуг.
|
Тема 3.2. . «Анатомическое строение височно-нижнечелюстного сустава. Движение нижней челюсти».
|
Содержание учебного материала
|
4
|
2
|
1.
|
Анатомическое строение височно-нижнечелюстного сустава.
|
2.
|
Движение нижней челюсти (состояние относительного физиологического покоя, вертикальные движения, сагиттальные, трансверзальные).
|
^
|
4
|
|
Заполнить таблицу "Кровоснабжение и иннервация ВНЧС".
|
Тема 3.3. . «Прикус. Виды прикуса. Артикуляция. Окклюзия. Виды окклюзии».
|
Содержание учебного материала
|
2
|
3
|
1.
|
Прикус, виды.
|
2.
|
Артикуляция. Окклюзия. Виды окклюзии
|
^
|
4
|
|
Изучить прикус и определять виды прикуса на моделях
Изучить окклюзию и определять виды окклюзии на моделях
|
^
|
2
|
|
Составить терминологический словарь
Составить схему "Виды прикуса".
|
Раздел 4. «Отдельные вопросы цитологии и гистологии»
|
|
8
|
|
Тема 4.1. «Клетка. Понятие о тканях».
|
Содержание учебного материала
|
2
|
2
|
1.
|
Клетка – структурно-функциональная и генетическая единица организма человека. Основные компоненты клетки (мембрана, цитоплазма, ядро). Функции клеток – причина возникновения потребностей.
|
2.
|
Химическая организация клетки.
|
3.
|
Ткань – определение, классификация, функциональные различия, месторасположение в организме.
|
Тема 4.2. «Гомеостаз. Состав, свойства и функции крови. Группы крови, резус-фактор».
|
Содержание учебного материала
|
2
|
|
1.
|
Состав и функции внутренней среды организма. Основные физиологические константы внутренней среды.
|
2
|
2.
|
Состав крови. Константы крови. Функции крови.
|
3.
|
Механизмы гемостаза.
|
4.
|
Группы крови. Резус-фактор, локализация.
|
5.
|
Гемолиз, его виды.
|
^
|
4
|
|
Составить схему строения форменных элементов крови.
Составить схему свертывания крови.
Составить терминологический словарь
|
Раздел 5.
«Общие понятия об анатомии и физиологии человека»
|
|
45
|
|
Тема 5.1 «Общие вопросы анатомии и физиологии аппарата движения»
|
^
|
4
|
2
|
1.
|
Структура опорно-двигательного аппарата и его физиологическая роль. Скелет – понятие, функции.
|
2.
|
Кость как орган, ее химический состав. Виды костей. Соединения костей.
|
3.
|
Мышца как орган (внешнее и внутреннее строение). Виды мышц. Вспомогательный аппарат мышц.
|
4.
|
Основные физиологические свойства мышц. Работа мышц. Утомление и отдых мышц.
|
^
|
4
|
|
Изучить отделы скелета человека на целом скелете.
Изучить строение кости как органа по учебным таблицам и муляжам.
Изучить виды костей и их соединения на целом скелете.
Изучить строение и классификацию мышц по таблицам и барельефным моделям.
УИРС динамометрия.
|
^
|
2
|
|
Заполнить таблицу «Классификация суставов».
Составить схему строения сустава.
|
Тема 5.2 «Структурно-функциональная характеристика нервной системы. ВНС»
|
Содержание учебного материала
|
2
|
2
|
1.
|
Значение нервной регуляции.
|
2.
|
Структура нервной системы.
|
3.
|
Общие принципы строения центральной нервной системы. Периферическая нервная система.
|
4.
|
Рефлекторная дуга. Рефлекс – понятие, виды (безусловные, условные).
|
5.
|
Классификация ВНС. Области иннервации, функции.
|
^
|
4
|
|
Изучить структуру нервной системы по учебным таблицам и муляжам.
Изучить общие принципы строения ЦНС по микропрепаратам спинного и головного мозга.
Изучить строение и топографические особенности периферических нервных образований по таблицам и анатомическим атласам.
Изучить структуру и физиологические особенности соматической и вегетативной нервной системы.
Исследовать функциональное состояние вегетативной нервной системы
|
^
|
3
|
|
Составить сравнительную таблицу вегетативной нервной системы и соматической.
Заполнить таблицу «Черепно-мозговые нервы».
|
Тема 5.3 «Сенсорные системы организма. Виды анализаторов».
|
^
|
2
|
2
|
1.
|
Определение сенсорной системы, ее значение. Функциональная структура анализатора; виды анализаторов, функции.
Виды рецепторов.
|
2.
|
Соматическая сенсорная система.
|
3.
|
Обонятельная сенсорная система
|
4.
|
Вкусовая сенсорная система.
|
5.
|
Зрительная сенсорная система, ее вспомогательный аппарат.
|
6.
|
Слуховая и вестибулярная сенсорные системы, их вспомогательный аппарат.
|
7.
|
Ноцицептивная (болевая) сенсорная система. Висцеральная сенсорная система.
|
Тема 5.4 «Железы внутренней секреции».
|
Содержание учебного материала
|
2
|
2
|
1.
|
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.
|
2.
|
Виды гормонов, их характеристика.
|
3.
|
Понятие органы – мишени. Гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы внутренней секреции.
|
^
|
2
|
|
Составить таблицу «Физиологические эффекты гормонов»
|
Тема 5.5. «Анатомия и физиология сердечнососудистой системы».
|
Содержание учебного материала
|
2
|
2
|
1.
|
Процесс кровообращения – определение, значение.
|
2.
|
Сердце – расположение, строение. Проводящая система сердца. Основные физиологические свойства сердечной мышцы. Сердечный цикл.
|
3.
|
Функциональные группы сосудов – артерии, вены, звено микроциркуляции, строение, особенности кровотока. Основные показатели кровообращения.
|
4.
|
Сосуды большого и малого кругов кровообращения.
|
5.
|
Механизмы регуляции кровообращения.
|
^
|
4
|
|
Повторить общую структуру сердечнососудистой системы по таблицам и наглядным пособиям.
Определить проекцию сердца на переднюю грудную стенку (на целом скелете).
Повторить внешнее и внутреннее строение сердца по муляжам.
Изучить работу клапанного аппарата в различные фазы сердечного цикла с использованием методических рекомендаций.
Изучить сосуды большого и малого кругов кровообращения по таблицам и наглядным пособиям.
|
Тема 5.6. «Анатомия и физиология дыхательной системы».
|
Содержание учебного материала
|
2
|
2
|
1.
|
Процесс дыхания – определение, этапы. Дыхательный цикл. Факторы, обеспечивающие оптимальный газовый состав организма.
|
2.
|
Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Саморегуляция дыхания.
|
3.
|
Строение и функции верхних и нижних дыхательных путей.
|
Тема 5.7. «Анатомия и физиология пищеварительной системы»
|
Содержание учебного материала
|
2
|
1.
|
Процесс питания определение, этапы.
|
2.
|
Структуры пищеварительной системы.
|
3.
|
Брюшина – строение, отношение органов к брюшине.
|
4.
|
Строение и расположение полости рта, глотки, пищевода, желудка, кишечника.
|
5.
|
Физиология пищеварения.
|
^
|
4
|
|
Изучить строение полости рта и органов ротовой полости с использованием учебных таблиц и муляжей. Составить схему строения зуба. Запись зубной формулы.
Изучить анатомо-физиологические особенности глотки, пищевода, желудка, кишечника по учебным таблицам, анатомическим атласам, муляжам.
Изучить анатомо-физиологические особенности печени и поджелудочной железы.
|
Тема 5.8. «Анатомия и физиология мочеполового аппарата».
|
Содержание учебного материала
|
2
|
2
|
1.
|
Процесс выделения. Органы, выполняющие выделительные функции. Этапы процесса выделения.
|
2.
|
Почки строение, оболочки, фиксирующий аппарат, Топография почек. Кровоснабжение почки. Строение нефронов, их виды.
|
3.
|
Мочеточники, расположение, строение.
|
4.
|
Мочеиспускательный канал женский и мужской.
|
5.
|
Механизмы образования мочи. Регуляция мочеобразования и мочевыделения.
|
^
|
2
|
|
Составить схему «Механизмы образования мочи».
Составить терминологический словарь
|
Тема 5.9. «Органы иммунной системы».
|
Содержание учебного материала
|
2
|
2
|
1.
|
Органы иммунной системы – центральные и периферические. Лимфатическая система, ее взаимоотношения с иммунной системой. Лимфатические узлы - строение, роль в иммунном процессе.
|
2.
|
Селезенка – расположение, строение, роль в иммунном процессе.
|
3.
|
Миндалины – расположение, строение, роль в иммунном процессе.
|
4.
|
Вилочковая железа – расположение, строение
|
5.
|
Лимфоидная ткань стенок органов пищеварительной и дыхательной систем.
|
всего
|
120
|
|
^
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Анатомия и физиология человека»
Оборудование учебного кабинета:
1. Доска классная
2. Стол преподавательский
3. Столы
4. Стулья
5. Книжные шкафы
6. Шкафы для хранения влажных препаратов
7. Шкафы для хранения учебно-наглядных пособий,
приборов, раздаточного материала
8. Стеклянный шкаф для скелета
9.Подставки для анатомических плакатов
10. Экран
Технические средства обучения:
1. Телевизор
2. Видеомагнитофон
3. Компьютер
4. Видеоплеер
^
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Литература
Основные источники:
Алабин, И. В. Анатомия, физиология и биомеханика зубочелюстной системы [Текст]: учеб. пособие / И.В. Алабин, В.П. Митрофаненко.- М.: АНМИ, 2002.- 293с.
Самусев, Р.П. Анатомия человека [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. мед. учеб. заведений / Р.П.Самусев.- 4-е изд., перераб.- М.: Оникс 21 век; Мир и Образование, 2009.- 576с.
Самусев, Р.П. Атлас анатомии человека [Текст] / Р.П. Самусев, В.Я. Липченко.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Оникс 21 век; Мир и Образование, 2002.- 544с.
Дополнительные источники:
Анатомия человека [Текст]: учеб. для стомат. фак. мед. вузов / под ред. Л.Л. Колесникова, С.С. Михайлова.- 4-е изд. перераб и доп.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 816с.
Колесников, Л, Л. Анатомия зубов [Текст]: учеб. пособие для вузов /Л.Л.Колесников, А.В. Чукбар.- М.- Медицина ХХ1, 2005.- 48с.:
^
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
^
(освоенные умения, усвоенные знания)
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
|
Уметь определять групповую принадлежность зуба;
|
Тестирование, устный экзамен, оценка работы на профессиональном модуле.
|
Уметь определять вид прикуса;
|
Тестирование, устный экзамен, оценка работы на профессиональном модуле.
|
Уметь читать схемы, формулы зубных
рядов и зарисовки полости рта;
|
Тестирование, устный экзамен, оценка работы на профессиональном модуле.
|
Уметь использовать знания по анатомии, физиологии и биомеханике зубочелюстной системы при изготовлении зубных
протезов, ортодонтических аппаратов и челюстно-лицевых протезов и аппаратов
|
Тестирование, устный экзамен, оценка работы на профессиональном модуле.
|
-Знать строение и функцию тканей, органов и систем организма человека;
|
Тестирование, решение ситуационных задач, составление словаря терминов, демонстрация на муляжах строения органов и систем, устный экзамен.
|
Знать физиологические процессы,
происходящие в организме человека;
|
Тестирование, решение ситуационных задач, составление словаря терминов,
оформление и подготовка рефератов и докладов, устный экзамен.
|
Знать анатомическое строение зубочелюстной системы;
|
Тестирование, составление словаря терминов, демонстрация на муляжах строения зубочелюстной системы, устный экзамен.
|
Знать физиологию и биомеханику зубо-челюстной системы
|
Тестирование, составление словаря терминов, решение ситуационных задач,
устный экзамен.
|
|