|
Скачать 221.19 Kb.
|
ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность: 050704 «Дошкольное образование» Квалификация: воспитатель Тамбов 2008 Одобрено кафедрой Составлена в соответствии с психологии, педагогики и Государственными требованиями к частных методик отделения уровню подготовки выпускника по «Дошкольное образование» специальности: Зав. кафедрой 050704 «Дошкольное образование» ___________________ О.А.Дробышева «Утверждаю» Зам. директора по УР А. Г. Малышкина Автор: преподаватель ТОГОУ СПО «Педагогический колледж» С.В.Шишова Рецензенты: преподаватель анатомии, физиологии и гигиены ТОУГОУ СПО «Педагогический колледж» Н.Н.Коняхина доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой «Адаптивная физическая культура» ТГУ им. Г.Р.Державина Симонов С.Н. ^ Программа содержит необходимые для будущих учителей начальных классов знания по возрастной анатомии, физиологии и гигиене детей раннего, дошкольного и школьного возраста с учётом современных достижений биологической и медицинской науки. Для научно обоснованного построения учебно-воспитательного процесса с детьми, использования научно обоснованных психолого-педагогических подходов к ребёнку, необходимо знать возрастные особенности функционирования и развития разных органов и систем. Изучение анатомо-физиологических особенностей детей не может быть плодотворным без достаточного представления о строении и функциях организма взрослого человека. Однако эти сведения даются в том объёме, который необходим для лучшего понимания возрастных особенностей организма ребёнка. В содержании программы предусмотрено обсуждение и изучение факторов, ведущих к нарушению нормального процесса развития детей. Вопросы гигиены детей раннего и младшего школьного возраста преподносятся тесной связи с изложением анатомо-физиологических особенностей ребёнка, что придаёт всему курсу педагогическую направленность. В программе предусмотрено изучение вопросов по анатомии и физиологии, которые имеют прямое или косвенное отношение к педагогике и психологии. Это разделы «Нервная система», «Анализаторы» и особенно «Высшая нервная деятельность». Программа ориентирована на применение знаний, полученных студентами в других курсах для понимания сущности раскрываемых тем, тем самым, предусматривая раскрытие не только анатомо-физиологических и гигиенических вопросов, но и отражение психологических и педагогических аспектов предмета. На уроках используются знания, полученные в курсе «Основы здорового образа жизни», «ОБЖ», «Психология детей раннего и дошкольного возраста», «Основы специальной педагогики и психологии». На теоретических уроках преподаватель излагает наиболее важные вопросы возрастных особенностей развития систем органов и организма ребёнка раннего, дошкольного и школьного возраста в целом, знакомит с вопросами гигиены. Практические уроки проводятся в форме уроков учебно-методического характера, в форме уроков в ДОУ, где студенты закрепляют знания, полученные на теоретических занятиях. Учебная практика предусматривает выполнение заданий преподавателя по проведению диагностики физического развития ребенка, выявление нарушений осанки и стопы у детей своей возрастной группы, проведение корригирующей гимнастики. Самостоятельная работа предусматривает: - изучение студентами программного материала по учебнику, по лекциям преподавателя, учебно-методическим пособиям, - выполнение домашних заданий по составлению докладов на применение знаний, полученных студентами в других курсах для понимания сущности раскрываемых тем. Тем самым предусматривается раскрытие не только анатомо-физиологических и гигиенических вопросов, но и отражение психологических и педагогических аспектов предмета. На уроках используются знания, полученные в курсе «Основы здорового образа жизни», «ОБЖ», «Психология детей раннего и дошкольного возраста», «Основы специальной педагогики и психологии». На теоретических уроках преподаватель излагает наиболее важные вопросы возрастных особенностей развития систем органов и организма ребёнка, знакомит с вопросами гигиены. Практические уроки проводятся в форме уроков учебно-методического характера, в форме уроков в ДОУ, где студенты закрепляют знания, полученные на теоретических занятиях. Учебная практика предусматривает выполнение заданий преподавателя по проведению диагностики физического развития детей, написанию рефератов, сообщений, рекомендаций для родителей. Учёт успеваемости проводится в процессе всего периода изучения данной дисциплины. Оценка выставляется на основании данных текущей успеваемости, в конце изучения курса предусмотрен экзамен. Совершенствование педагогических умений и навыков осуществляется в процессе педагогической практики в образовательных учреждениях, во внеклассных формах работы в педколледже. В процессе изучения курса студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
^ Курс «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». для специальностей «Педагог дошкольного образования» «Преподавание в начальных классах»
^ «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» для специальностей «Педагог дошкольного образования» и «Преподавание в начальных классах»
^ 1.Предмет, значение и задачи курса. Требования к студентам колледжа по курсу «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». Связь с другими учебными предметами. Характеристика здоровья современного ребенка. 2. Нервная система. Значение нервной системы. Нейрон как структурная единица нервной системы. Общий обзор строения периферической и центральной нервной системы. Кора больших полушарий, основные области коры. Передача возбуждения по нервному волокну. Синапсы, их строение. Рефлекторная дуга. Элементы рефлекторной дуги. Классификация рефлексов. Взаимодействие процессов возбуждения и торможения как основа координации. Явления торможения, их механизмы и значение. Понятие о доминанте. Знать: классификацию нервной системы, строение нейронов, их виды; строение рефлекторной дуги, головного и спинного мозга; функции, выполняемые единой нервной системой и отдельными её компонентами. Уметь: находить различия между процессами возбуждения и торможения, симпатической и парасимпатической нервной системой, различать области коры больших полушарий головного мозга. Практическое занятие №1. Тема: «Строение ЦНС». Практическое занятие №2. Тема: «Кора больших полушарий». Практическое занятие №3. Тема: «Явление торможения». Самостоятельная работа студентов: таблицы «Сравнение симпатической и парасимпатической НС», «Функции переднего мозга», схема рефлекторной дуги чихания и кашля. ^ И.М. Сеченов и И.П. Павлов – основоположники учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы. Торможение условных рефлексов. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. Особенности высшей нервной деятельности человека. Две сигнальные системы действительности: сигналы непосредственные и речевые. Рефлекторный характер речевой деятельности. Анализ и синтез речевых сигналов как основа процессов мышления. Образование и длительное сохранение условных рефлексов – основа обучения и памяти. Формирование условно-рефлекторной деятельности в онтогенезе ребёнка. Условия, облегчающие формирование у ребёнка навыков и умений. Динамический стереотип. Психологические основы индивидуальных особенностей ВНД. Учение И.П. Павлова об основных типах нервной системы. Утомление и переутомление. Профилактика утомления. Функциональные нарушения высшей нервной деятельности. Физиология сна и бодрствования организма. Виды сна. Знать: психологические основы индивидуальных особенностей ВНД, причины переутомления детей дошкольного возраста и их профилактику, причины детских неврозов. Уметь: находить отличия между условными и безусловными рефлексами, выявлять нарушения высшей нервной деятельности. Практическая работа №4. Тема «Динамический стереотип». Практическая работа №5. Тема «Психологические основы индивидуальных особенностей ВНД». Практическая работа №6. Тема «Причины переутомления детей». Практическая работа №7. Тема «Причины детских неврозов». Самостоятельная работа студентов: биографии Сеченова И.М. и Павлова И.П., дать характеристику врожденным и приобретенным программам поведения; «Профилактика переутомления детей дошкольного возраста». 4. Анализаторы. Теория познания и учение И.П. Павлова об анализаторах. Ошибки органов чувств и их устранение. Кожный анализатор, внутренний, обонятельный, вкусовой, слуховой, зрительный анализаторы. Формирование структур анализаторов в процессе индивидуального развития организма ребёнка. Гигиена анализаторов. Заболевания анализаторов и их профилактика. Знать: что такое анализатор, какие виды анализаторов существуют в организме человека, особенности каждого анализатора, о заболеваниях анализаторов и проведении их профилактики, как формируются структуры анализаторов в процессе индивидуального развития детского организма. Уметь: определять остроту слуха, зрения, порог вкусовой чувствительности. Практическая работа №8. Тема «Гигиена кожного анализатора». Практическая работа №9. Тема «Восприятие различных запахов». Практическая работа №10. Тема «Определение порога вкусовой чувствительности». Практическая работа №11. Тема «Строение внутреннего уха». Практическая работа №12. Тема «Определение остроты зрения». Практическая работа №13. Тема «Развитие анализаторов». Практическая работа №14. Тема «Гигиена зрительного анализатора». Практическая работа №15. Тема «Гигиена слухового анализатора». Самостоятельная работа студентов: определение остроты слуха, «Что делать при глазных травмах» (сообщение). 5. Кровь. Состав и свойства крови. Внутренняя среда организма. Механизмы поддержания гомеостаза. Плазма крови, форменные элементы. Понятия об иммунитете, его роль в сохранении биологической индивидуальности. Особенности состава и свойств крови у детей. Малокровие и его профилактика у детей. Знать: что составляет внутреннюю среду организма, какие форменные элементы входят в состав крови, что такое иммунитет, его виды, какие особенности имеет кровь детей. Уметь: находить различия между форменными элементами крови, выявлять признаки малокровия у детей и проводить его профилактику. Практическая работа №16. Тема «Состав крови». Практическая работа №17. Тема «Иммунная система». Самостоятельная работа студентов: схема «внутренняя среда организма», «виды иммунитета» (схема) 6.Сердечно-сосудистая система. Значение. Круги кровообращения. Строение сердца, сердечный цикл, автоматия сердца. Возрастные изменения частоты и силы сердечных сокращений. Кровяное давление и скорость движения крови у детей раннего дошкольного возраста. Запасные силы сердца. Значение физкультуры и спорта для повышения выносливости сердца. Недопустимость физической перегрузки. Болезни органов кровообращения. Знать: большой и малый круги кровообращения, строение сердца, цикл его работы (фазы работы сердца), какие болезни сердечно-сосудистой системы существуют. Уметь: определять кровяное давление, степень влияния физических нагрузок на работу сердца. Практическая работа №18. Тема «Круги кровообращения». Практическая работа №19. Тема «Строение сердца». Практическая работа №20. Тема «Влияние физических упражнений на работу сердца». Практическая работа №21. Тема «Заболевания сердечно-сосудистой системы». Самостоятельная работа студентов: таблица «Фазы работы сердца», «Последствия гиподинамии». ^ Значение и сущность дыхания. Аппарат внешнего дыхания. Дыхательный цикл. Механизм вдоха и выдоха. Жизненная ёмкость лёгких. Развитие органов дыхания у детей. Возрастные изменения частоты, глубины дыхания, жизненной ёмкости лёгких. Гортань как голосовой аппарат. Гигиена дыхания. Воспитание правильного дыхания у детей. ^ : определять жизненную ёмкость лёгких, проводить дыхательную гимнастику. Практическая работа №22. Тема «Механизмы вдоха и выдоха». Практическая работа №23. Тема «Гигиена дыхания». Практическая работа №24. Тема «Дыхательная гимнастика». Самостоятельная работа студентов: схема «Цикл дыхания». 8. Пищеварение. Значение пищеварения. Органы пищеварительного аппарата. Полость рта. Зубы молочные и постоянные, их рост и развитие. Уход за зубами. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Защитные рефлексы. Всасывание. Роль печени в процессах пищеварения. Возрастные особенности строения и функции пищеварительного аппарата. Поражения слизистой оболочки рта. Профилактика гельминтозов. Практическая работа №25. Тема «Строение пищеварительной системы». Практическая работа №26. Тема «Рост и развитие зубов». Практическая работа №27. Тема «Гельминтозы человека и животных». Самостоятельная работа студентов: «Уход за полостью рта», «Микроорганизмы кишечника». 9. Обмен веществ и энергии. Питание. Обмен веществ и энергии в организме. Ассимиляция и диссимиляция. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ. Особенности обмена в детском возрасте. Витамины и их роль в обмене веществ. Значение витаминов для роста и развития ребёнка. Способы обогащения пищи витаминами. Авитаминозы, гипо- и гипервитаминозы. Энергетическая сторона обмена. Физиолого-гигиенические основы питания. Аппетит. Средства, возбуждающие аппетит. Значение соблюдения правильного режима и гигиенической обстановки питания. Последствия недоедания и чрезмерного переедания. Жажда и питьевой режим. Знать: органы пищеварительного аппарата, понятия ассимиляции и диссимиляции, особенности обмена веществ в детском организме, какие заболевания ЖКТ наиболее часто встречаются, Уметь: правильно составлять рацион питания, с учетом затрат энергии организмом, соблюдать правильный режим и гигиену питания. Практическая работа №28. Тема «Витамины». Практическая работа №29. Тема «Рацион питания». Самостоятельная работа студентов: схема обмена веществ в организме. 10. Органы выделения. Пути выделения продуктов обмена из организма. Строение почек. Механизмы образования мочи. Возрастные особенности водно-солевого обмена у детей. Ночное недержание мочи у детей, его причины, профилактика. Болезни почек и мочевыводящих путей у детей. ^ : проводить профилактику заболеваний мочевыделительной системы, объяснить механизмы образования и выведения мочи. Практическая работа №30. Тема «Строение почек». Самостоятельная работа студентов: «профилактика заболеваний почек у детей» (сообщение). ^ Железы внутренней секреции и их значение. Свойства и функции гормонов. Понятие о гипо- и гиперфункции ЖВС. Гипофиз, его роль в регуляции роста организма. Щитовидная железа, её влияние на физическое и умственное развитие. Надпочечники, внутрисекреторная функция поджелудочной железы. Сахарный диабет. Вилочная железа, её влияние на рост и развитие. Формирование вторичных половых признаков. Половое воспитание дошкольников. Профилактика онанизма. Возрастные особенности желез внутренней секреции. Знать: какие железы относятся к железам внутренней секреции, какие функции они выполняют, заболевания желез внутренней секреции, возрастные особенности, характерные для ЖВС. Уметь: отличать первичные и вторичные половые признаки, осуществлять половое воспитание детей дошкольного возраста, различать гипо- и гиперфункции ЖВС. Практическая работа №31. Тема «Железы внутренней секреции». Практическая работа №32. Тема «Функции гипофиза». Практическая работа №33. Тема «Функции щитовидной железы». Практическая работа №34. Тема «Функции поджелудочной железы». Практическая работа №35. Тема «Особенности желез внутренней секреции». Самостоятельная работа студентов: «Половое воспитание дошкольников», «Сахарный диабет» (сообщения). 12. Кожа. Значение и строение кожи человека. Особенности строения и функции кожи детей. Роль кожи в теплорегуляции. Сосудистые потоотделительные реакции у детей. Гигиена кожи. Значение чистоты и целостности кожных покровов. Заболевание кожных покровов. ^ Закаливание как система мероприятий, направленных на укрепление здоровья и повышение сопротивляемости организма к заболеваниям. Воздух как фактор оздоровления и закаливания. Значение солнечной радиации для жизнедеятельности организма, его роста и развития. Закаливание водой. Знать: какое строение имеет кожа человека, какую роль она выполняет и какие заболевания кожных покровов существуют, значение солнечной радиации. Уметь: методически подходить к проведению мероприятий по закаливанию организма, соблюдать гигиенические требования. Практическая работа №36. Тема «Кожа человека». Практическая работа №37. Тема «Методика проведения закаливающих мероприятий с детьми различного возраста». Самостоятельная работа студентов: «Заболевания кожных покровов у детей» (сообщение). ^ Значение и функции скелета и скелетных мышц. Строение скелета человека. Строение суставов. Развитие скелета ребёнка. Изгибы позвоночника и их образование. Строение и свойство скелетных мышц. Рост и развитие мышц после рождения. Развитие и усложнение координации движения. Развитие с возрастом основных показателей работы двигательного аппарата – силы, скорости, выносливости. Формирование правильной осанки. Профилактика нарушений осанки. Плоскостопие. Влияние физической культуры на развитие и укрепление двигательного аппарата. Значение для гигиенического воспитания детей нормальных условий, личного примера взрослых, настойчивости воспитателя и родителей в требовании правильного и регулярного выполнения детьми гигиенических навыков. Знать: особенности строения скелета человека, его возрастные изменения, роль физической культуры в развитии и укреплении опорно-двигательного аппарата. Уметь: проводить профилактику нарушений осанки, плоскостопия, прививать детям гигиенические навыки. Практическая работа №38. Тема «Строение скелета». Практическая работа №39. Тема «Выявление нарушений осанки». Практическая работа №40. Тема «Корректирующая гимнастика при нарушении осанки и плоскостопии». Самостоятельная работа студентов: «Изгибы позвоночника и их образование», «Причины нарушений осанки детей» (сообщения), строение суставов. Вопросы к зачету.
Вопросы к экзамену.
Литература.
|