Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность icon

Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность





Скачать 221.19 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность
С.В.Шишова
Дата01.03.2013
Размер221.19 Kb.
ТипПрограмма
ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Рабочая программа учебной дисциплины

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

Специальность: 050704 «Дошкольное образование»

Квалификация: воспитатель

Тамбов 2008

Одобрено кафедрой Составлена в соответствии с

психологии, педагогики и Государственными требованиями к

частных методик отделения уровню подготовки выпускника по

«Дошкольное образование» специальности:

Зав. кафедрой 050704 «Дошкольное образование»

___________________

О.А.Дробышева

«Утверждаю»

Зам. директора по УР А. Г. Малышкина

Автор:

преподаватель ТОГОУ СПО

«Педагогический колледж» С.В.Шишова

Рецензенты:

преподаватель анатомии, физиологии

и гигиены ТОУГОУ СПО

«Педагогический колледж» Н.Н.Коняхина


доктор медицинских наук, профессор,

зав. кафедрой «Адаптивная физическая культура»

ТГУ им. Г.Р.Державина Симонов С.Н.


^ Пояснительная записка.


Программа содержит необходимые для будущих учителей начальных классов знания по возрастной анатомии, физиологии и гигиене детей раннего, дошкольного и школьного возраста с учётом современных достижений биологической и медицинской науки.

Для научно обоснованного построения учебно-воспитательного процесса с детьми, использования научно обоснованных психолого-педагогических подходов к ребёнку, необходимо знать возрастные особенности функционирования и развития разных органов и систем.

Изучение анатомо-физиологических особенностей детей не может быть плодотворным без достаточного представления о строении и функциях организма взрослого человека. Однако эти сведения даются в том объёме, который необходим для лучшего понимания возрастных особенностей организма ребёнка.

В содержании программы предусмотрено обсуждение и изучение факторов, ведущих к нарушению нормального процесса развития детей.

Вопросы гигиены детей раннего и младшего школьного возраста преподносятся тесной связи с изложением анатомо-физиологических особенностей ребёнка, что придаёт всему курсу педагогическую направленность.

В программе предусмотрено изучение вопросов по анатомии и физиологии, которые имеют прямое или косвенное отношение к педагогике и психологии. Это разделы «Нервная система», «Анализаторы» и особенно «Высшая нервная деятельность».

Программа ориентирована на применение знаний, полученных студентами в других курсах для понимания сущности раскрываемых тем, тем самым, предусматривая раскрытие не только анатомо-физиологических и гигиенических вопросов, но и отражение психологических и педагогических аспектов предмета.

На уроках используются знания, полученные в курсе «Основы здорового образа жизни», «ОБЖ», «Психология детей раннего и дошкольного возраста», «Основы специальной педагогики и психологии».

На теоретических уроках преподаватель излагает наиболее важные вопросы возрастных особенностей развития систем органов и организма ребёнка раннего, дошкольного и школьного возраста в целом, знакомит с вопросами гигиены.

Практические уроки проводятся в форме уроков учебно-методического характера, в форме уроков в ДОУ, где студенты закрепляют знания, полученные на теоретических занятиях.

Учебная практика предусматривает выполнение заданий преподавателя по проведению диагностики физического развития ребенка, выявление нарушений осанки и стопы у детей своей возрастной группы, проведение корригирующей гимнастики.

Самостоятельная работа предусматривает:

- изучение студентами программного материала по учебнику, по лекциям преподавателя, учебно-методическим пособиям,

- выполнение домашних заданий по составлению докладов на применение знаний, полученных студентами в других курсах для понимания сущности раскрываемых тем. Тем самым предусматривается раскрытие не только анатомо-физиологических и гигиенических вопросов, но и отражение психологических и педагогических аспектов предмета.

На уроках используются знания, полученные в курсе «Основы здорового образа жизни», «ОБЖ», «Психология детей раннего и дошкольного возраста», «Основы специальной педагогики и психологии».

На теоретических уроках преподаватель излагает наиболее важные вопросы возрастных особенностей развития систем органов и организма ребёнка, знакомит с вопросами гигиены.

Практические уроки проводятся в форме уроков учебно-методического характера, в форме уроков в ДОУ, где студенты закрепляют знания, полученные на теоретических занятиях.

Учебная практика предусматривает выполнение заданий преподавателя по проведению диагностики физического развития детей, написанию рефератов, сообщений, рекомендаций для родителей.

Учёт успеваемости проводится в процессе всего периода изучения данной дисциплины. Оценка выставляется на основании данных текущей успеваемости, в конце изучения курса предусмотрен экзамен.

Совершенствование педагогических умений и навыков осуществляется в процессе педагогической практики в образовательных учреждениях, во внеклассных формах работы в педколледже.

В процессе изучения курса студенты должны знать:

  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей раннего, дошкольного и школьного возраста;

  • возрастные особенности развития и функционирования организма и различных систем ребёнка;

  • факторы, ведущие к нарушению нормального процесса развития детей;

  • особенности гигиенического воспитания и просвещения в образовательном учреждении;

Студенты должны уметь:

  • определять норму физического состояния организма ребёнка, создавать условия в образовательном учреждении, исключающие факторы, ведущие к нарушению нормального процесса развития детей;

  • осуществлять гигиеническое воспитание детей раннего, дошкольного и школьного возраста.



^ Учебный план.


Курс «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».

для специальностей «Педагог дошкольного образования»

«Преподавание в начальных классах»



Содержание


V семестр

VI семестр

Всего

1


2


3

Число недель в семестре

Число часов в неделю

Форма аттестации

16


2


Зачет

19


2


Экзамен

35


70


Всего учебных часов по дисциплине 70

4

Лекций

13

17

30

5

Практических занятий

15

25

40

6


Самостоятельная работа

8

13

22






^ Тематический план курса

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

для специальностей «Педагог дошкольного образования» и «Преподавание в начальных классах»



Темы

Мак. уч. нагр.

Количество часов

Сам. работа

Всего

Лекции

Практ. работы

1

Предмет, значение и задачи курса.

2

2

2

-

-

2

Нервная система.

11

8

5

3

3

3

Высшая нервная деятельность.

13

10


6

4

3

4

Анализаторы.

12

10

2

8

2

5

Система крови.

8

6

4

2

2

6

Сердечно-сосудистая система.

7

5

1

4

2

7

Органы дыхания.

6

5

2

3

1

8

Система органов пищеварения.

7

5


2

3

2

9

Обмен веществ и энергии, питание.

4

3

1

2

1

10

Органы выделения.

4

3

2

1

1

11

Железы внутренней

секреции.

7

5

-

5

2

12

Кожа. Основы закаливания.

3

2





2

1

13

Опорно-двигательный аппарат.

6


4


1

3

2

14

Гигиеническое воспитание и просвещение в образовательном учреждении

2

2

2

-






ИТОГО

92

70

30

40

22

^ СОДЕРЖАНИЕ учебных тем.


1.Предмет, значение и задачи курса.

Требования к студентам колледжа по курсу «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». Связь с другими учебными предметами. Характеристика здоровья современного ребенка.

2. Нервная система.

Значение нервной системы. Нейрон как структурная единица нервной системы. Общий обзор строения периферической и центральной нервной системы. Кора больших полушарий, основные области коры. Передача возбуждения по нервному волокну. Синапсы, их строение. Рефлекторная дуга. Элементы рефлекторной дуги. Классификация рефлексов. Взаимодействие процессов возбуждения и торможения как основа координации. Явления торможения, их механизмы и значение. Понятие о доминанте.

Знать: классификацию нервной системы, строение нейронов, их виды; строение рефлекторной дуги, головного и спинного мозга; функции, выполняемые единой нервной системой и отдельными её компонентами.

Уметь: находить различия между процессами возбуждения и торможения, симпатической и парасимпатической нервной системой, различать области коры больших полушарий головного мозга.

Практическое занятие №1. Тема: «Строение ЦНС».

Практическое занятие №2. Тема: «Кора больших полушарий».

Практическое занятие №3. Тема: «Явление торможения».

Самостоятельная работа студентов: таблицы «Сравнение симпатической и парасимпатической НС», «Функции переднего мозга», схема рефлекторной дуги чихания и кашля.

^ 3. Высшая нервная деятельность.

И.М. Сеченов и И.П. Павлов – основоположники учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы. Торможение условных рефлексов.

Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. Особенности высшей нервной деятельности человека. Две сигнальные системы действительности: сигналы непосредственные и речевые. Рефлекторный характер речевой деятельности. Анализ и синтез речевых сигналов как основа процессов мышления. Образование и длительное сохранение условных рефлексов – основа обучения и памяти. Формирование условно-рефлекторной деятельности в онтогенезе ребёнка. Условия, облегчающие формирование у ребёнка навыков и умений. Динамический стереотип.

Психологические основы индивидуальных особенностей ВНД. Учение И.П. Павлова об основных типах нервной системы.

Утомление и переутомление. Профилактика утомления. Функциональные нарушения высшей нервной деятельности. Физиология сна и бодрствования организма. Виды сна.

Знать: психологические основы индивидуальных особенностей ВНД, причины переутомления детей дошкольного возраста и их профилактику, причины детских неврозов.

Уметь: находить отличия между условными и безусловными рефлексами, выявлять нарушения высшей нервной деятельности.

Практическая работа №4. Тема «Динамический стереотип».

Практическая работа №5. Тема «Психологические основы индивидуальных особенностей ВНД».

Практическая работа №6. Тема «Причины переутомления детей».

Практическая работа №7. Тема «Причины детских неврозов».

Самостоятельная работа студентов: биографии Сеченова И.М. и Павлова И.П., дать характеристику врожденным и приобретенным программам поведения; «Профилактика переутомления детей дошкольного возраста».


4. Анализаторы.

Теория познания и учение И.П. Павлова об анализаторах. Ошибки органов чувств и их устранение.

Кожный анализатор, внутренний, обонятельный, вкусовой, слуховой, зрительный анализаторы. Формирование структур анализаторов в процессе индивидуального развития организма ребёнка. Гигиена анализаторов. Заболевания анализаторов и их профилактика.

Знать: что такое анализатор, какие виды анализаторов существуют в организме человека, особенности каждого анализатора, о заболеваниях анализаторов и проведении их профилактики, как формируются структуры анализаторов в процессе индивидуального развития детского организма.

Уметь: определять остроту слуха, зрения, порог вкусовой чувствительности.

Практическая работа №8. Тема «Гигиена кожного анализатора».

Практическая работа №9. Тема «Восприятие различных запахов».

Практическая работа №10. Тема «Определение порога вкусовой чувствительности».

Практическая работа №11. Тема «Строение внутреннего уха».

Практическая работа №12. Тема «Определение остроты зрения».

Практическая работа №13. Тема «Развитие анализаторов».

Практическая работа №14. Тема «Гигиена зрительного анализатора».

Практическая работа №15. Тема «Гигиена слухового анализатора».

Самостоятельная работа студентов: определение остроты слуха, «Что делать при глазных травмах» (сообщение).



5. Кровь.

Состав и свойства крови. Внутренняя среда организма. Механизмы поддержания гомеостаза. Плазма крови, форменные элементы. Понятия об иммунитете, его роль в сохранении биологической индивидуальности. Особенности состава и свойств крови у детей. Малокровие и его профилактика у детей.

Знать: что составляет внутреннюю среду организма, какие форменные элементы входят в состав крови, что такое иммунитет, его виды, какие особенности имеет кровь детей.

Уметь: находить различия между форменными элементами крови, выявлять признаки малокровия у детей и проводить его профилактику.

Практическая работа №16. Тема «Состав крови».

Практическая работа №17. Тема «Иммунная система».

Самостоятельная работа студентов: схема «внутренняя среда организма», «виды иммунитета» (схема)


6.Сердечно-сосудистая система.

Значение. Круги кровообращения. Строение сердца, сердечный цикл, автоматия сердца. Возрастные изменения частоты и силы сердечных сокращений. Кровяное давление и скорость движения крови у детей раннего дошкольного возраста. Запасные силы сердца. Значение физкультуры и спорта для повышения выносливости сердца. Недопустимость физической перегрузки. Болезни органов кровообращения.

Знать: большой и малый круги кровообращения, строение сердца, цикл его работы (фазы работы сердца), какие болезни сердечно-сосудистой системы существуют.

Уметь: определять кровяное давление, степень влияния физических нагрузок на работу сердца.

Практическая работа №18. Тема «Круги кровообращения».

Практическая работа №19. Тема «Строение сердца».

Практическая работа №20. Тема «Влияние физических упражнений на работу сердца».

Практическая работа №21. Тема «Заболевания сердечно-сосудистой системы».

Самостоятельная работа студентов: таблица «Фазы работы сердца», «Последствия гиподинамии».


^ 7. Органы дыхания.

Значение и сущность дыхания. Аппарат внешнего дыхания. Дыхательный цикл. Механизм вдоха и выдоха. Жизненная ёмкость лёгких. Развитие органов дыхания у детей. Возрастные изменения частоты, глубины дыхания, жизненной ёмкости лёгких. Гортань как голосовой аппарат. Гигиена дыхания. Воспитание правильного дыхания у детей.

^ Знать: как происходит развитие органов дыхания у детей, о гигиене дыхания и возрастных изменениях, строение гортани

Уметь: определять жизненную ёмкость лёгких, проводить дыхательную гимнастику.

Практическая работа №22. Тема «Механизмы вдоха и выдоха».

Практическая работа №23. Тема «Гигиена дыхания».

Практическая работа №24. Тема «Дыхательная гимнастика».

Самостоятельная работа студентов: схема «Цикл дыхания».


8. Пищеварение.

Значение пищеварения. Органы пищеварительного аппарата. Полость рта. Зубы молочные и постоянные, их рост и развитие. Уход за зубами. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Защитные рефлексы. Всасывание. Роль печени в процессах пищеварения. Возрастные особенности строения и функции пищеварительного аппарата. Поражения слизистой оболочки рта. Профилактика гельминтозов.

Практическая работа №25. Тема «Строение пищеварительной системы».

Практическая работа №26. Тема «Рост и развитие зубов».

Практическая работа №27. Тема «Гельминтозы человека и животных».

Самостоятельная работа студентов: «Уход за полостью рта», «Микроорганизмы кишечника».


9. Обмен веществ и энергии. Питание.

Обмен веществ и энергии в организме. Ассимиляция и диссимиляция. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ. Особенности обмена в детском возрасте. Витамины и их роль в обмене веществ. Значение витаминов для роста и развития ребёнка. Способы обогащения пищи витаминами. Авитаминозы, гипо- и гипервитаминозы. Энергетическая сторона обмена.

Физиолого-гигиенические основы питания. Аппетит. Средства, возбуждающие аппетит. Значение соблюдения правильного режима и гигиенической обстановки питания. Последствия недоедания и чрезмерного переедания. Жажда и питьевой режим.

Знать: органы пищеварительного аппарата, понятия ассимиляции и диссимиляции, особенности обмена веществ в детском организме, какие заболевания ЖКТ наиболее часто встречаются,

Уметь: правильно составлять рацион питания, с учетом затрат энергии организмом, соблюдать правильный режим и гигиену питания.

Практическая работа №28. Тема «Витамины».

Практическая работа №29. Тема «Рацион питания».

Самостоятельная работа студентов: схема обмена веществ в организме.


10. Органы выделения.

Пути выделения продуктов обмена из организма. Строение почек. Механизмы образования мочи. Возрастные особенности водно-солевого обмена у детей. Ночное недержание мочи у детей, его причины, профилактика. Болезни почек и мочевыводящих путей у детей.

^ Знать: механизмы образования и пути выведения продуктов обмена из организма, заболевания мочевыделительной системы, строение почек.

Уметь: проводить профилактику заболеваний мочевыделительной системы, объяснить механизмы образования и выведения мочи.

Практическая работа №30. Тема «Строение почек».

Самостоятельная работа студентов: «профилактика заболеваний почек у детей» (сообщение).


^ 11. Железы внутренней секреции.

Железы внутренней секреции и их значение. Свойства и функции гормонов. Понятие о гипо- и гиперфункции ЖВС. Гипофиз, его роль в регуляции роста организма. Щитовидная железа, её влияние на физическое и умственное развитие. Надпочечники, внутрисекреторная функция поджелудочной железы. Сахарный диабет. Вилочная железа, её влияние на рост и развитие. Формирование вторичных половых признаков. Половое воспитание дошкольников. Профилактика онанизма. Возрастные особенности желез внутренней секреции.

Знать: какие железы относятся к железам внутренней секреции, какие функции они выполняют, заболевания желез внутренней секреции, возрастные особенности, характерные для ЖВС.

Уметь: отличать первичные и вторичные половые признаки, осуществлять половое воспитание детей дошкольного возраста, различать гипо- и гиперфункции ЖВС.

Практическая работа №31. Тема «Железы внутренней секреции».

Практическая работа №32. Тема «Функции гипофиза».

Практическая работа №33. Тема «Функции щитовидной железы».

Практическая работа №34. Тема «Функции поджелудочной железы».

Практическая работа №35. Тема «Особенности желез внутренней секреции».

Самостоятельная работа студентов: «Половое воспитание дошкольников», «Сахарный диабет» (сообщения).


12. Кожа.

Значение и строение кожи человека. Особенности строения и функции кожи детей. Роль кожи в теплорегуляции. Сосудистые потоотделительные реакции у детей. Гигиена кожи. Значение чистоты и целостности кожных покровов. Заболевание кожных покровов.

^ Основы закаливания организма.

Закаливание как система мероприятий, направленных на укрепление здоровья и повышение сопротивляемости организма к заболеваниям. Воздух как фактор оздоровления и закаливания. Значение солнечной радиации для

жизнедеятельности организма, его роста и развития. Закаливание водой.

Знать: какое строение имеет кожа человека, какую роль она выполняет и какие заболевания кожных покровов существуют, значение солнечной радиации.

Уметь: методически подходить к проведению мероприятий по закаливанию организма, соблюдать гигиенические требования.

Практическая работа №36. Тема «Кожа человека».

Практическая работа №37. Тема «Методика проведения закаливающих мероприятий с детьми различного возраста».

Самостоятельная работа студентов: «Заболевания кожных покровов у детей» (сообщение).


^ 14. Опорно-двигательный аппарат.

Значение и функции скелета и скелетных мышц. Строение скелета человека. Строение суставов. Развитие скелета ребёнка. Изгибы позвоночника и их образование. Строение и свойство скелетных мышц. Рост и развитие мышц после рождения. Развитие и усложнение координации движения. Развитие с возрастом основных показателей работы двигательного аппарата – силы, скорости, выносливости. Формирование правильной осанки. Профилактика нарушений осанки. Плоскостопие. Влияние физической культуры на развитие и укрепление двигательного аппарата.

Значение для гигиенического воспитания детей нормальных условий, личного примера взрослых, настойчивости воспитателя и родителей в требовании правильного и регулярного выполнения детьми гигиенических навыков.

Знать: особенности строения скелета человека, его возрастные изменения, роль физической культуры в развитии и укреплении опорно-двигательного аппарата.

Уметь: проводить профилактику нарушений осанки, плоскостопия, прививать детям гигиенические навыки.

Практическая работа №38. Тема «Строение скелета».

Практическая работа №39. Тема «Выявление нарушений осанки».

Практическая работа №40. Тема «Корректирующая гимнастика при нарушении осанки и плоскостопии».

Самостоятельная работа студентов: «Изгибы позвоночника и их образование», «Причины нарушений осанки детей» (сообщения), строение суставов.


Вопросы к зачету.

  1. Значение нервной системы. Нейрон как структурная единица нервной системы.

  2. Общий обзор строения периферической и центральной нервной системы.

  3. Кора больших полушарий. Основные области коры.

  4. Синапсы и их строение.

  5. Рефлекторная дуга. Классификация рефлексов.

  6. Безусловные и условные рефлексы.

  7. Явление торможения условных рефлексов, их механизмы и значение.

  8. Психологические основы индивидуальных особенностей ВНД.

  9. Функциональные нарушения ВНД. Утомление и переутомление.

  10. Физиология сна и бодрствования организма. Виды сна.

  11. Зрительный анализатор.

  12. Кожный, обонятельный и вкусовой анализаторы.

  13. Слуховой анализатор.

  14. Динамический стереотип.

  15. Гигиена анализаторов.

  16. Состав и свойства крови. Внутренняя среда организма.

  17. Плазма крови, форменные элементы.

  18. Особенности состава и свойств крови у детей. Малокровие и его профилактики у детей.

  19. Заболевания анализаторов и их профилактика.

  20. Гипофиз, его роль в регуляции роста организма.

  21. Иммунитет, его роль в сохранении биологической индивидуальности.



Вопросы к экзамену.


  1. Значение нервной системы. Нейрон как структурная единица нервной системы.

  2. Формирование правильной осанки. Профилактика нарушений осанки.

  3. Общий обзор строения периферической и центральной нервной системы.

  4. Строение скелета человека.

  5. Кора больших полушарий. Основные области коры.

  6. Значение и функции скелета и скелетных мышц. Строение суставов.

  7. Синапсы и их строение.

  8. Гипофиз, его роль в регуляции роста организма

  9. Рефлекторная дуга. Классификация рефлексов.

  10. Щитовидная железа, её влияние на умственное и физическое развитие.

  11. Безусловные и условные рефлексы.

  12. Уровни организации организма.

  13. Явление торможения условных рефлексов, их механизмы и значение.

  14. Возрастная периодизация.

  15. Психологические основы индивидуальных особенностей ВНД.

  16. Строение сердца, сердечный цикл, автоматия сердца.

  17. Функциональные нарушения ВНД. Утомление и переутомление.

  18. Железы внутренней секреции, их значение, свойства и функции гормонов.

  19. Физиология сна и бодрствования организма. Виды сна.

  20. Значение и строение кожи человека. Роль кожи в терморегуляции.

  21. Биологические ритмы.

  22. Круги кровообращения.

  23. Значение и сущность дыхания. Строение органов дыхания.

  24. Зрительный анализатор.

  25. Кожный, обонятельный и вкусовой анализаторы.

  26. Дыхательный цикл. Механизм вдоха и выдоха.

  27. Слуховой анализатор.

  28. Значение пищеварения. Органы пищеварительного тракта.

  29. Динамический стереотип.

  30. Гигиена анализаторов.

  31. Состав и свойства крови. Внутренняя среда организма.

  32. Надпочечники, внутрисекреторные функции поджелудочной железы.

  33. Роль печени в процессе пищеварения. Возрастные особенности строения и функции пищеварительного аппарата.

  34. Плазма крови, форменные элементы.

  35. Особенности состава и свойств крови у детей. Малокровие и его профилактики у детей.

  36. Физиолого-гигиенические основы питания.

  37. Заболевания анализаторов и их профилактика.

  38. Полость рта. Зубы молочные и постоянные. Пищеварение в ротовой полости. Уход за зубами.

  39. Пищеварение в желудке и кишечнике. Защитные рефлексы. Всасывание.

  40. Пути выведения продуктов обмена из организма. Строение почек.

  41. Обмен веществ и энергии в организме.

  42. Профилактика гельминтозов.

  43. Обмен белков, жиров и углеводов. Особенности обмена в детском возрасте.

  44. Гигиена учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

  45. Иммунитет, его роль в сохранении биологической индивидуальности.

  46. Витамины и их роль в обмене веществ.



Литература.


  1. Амосов Н.М. Физическая активность и сердце. К. Здоровье 1989.

  2. Амосов Н.М. Сердце и физические упражнения. М. Медицина 1990.

  3. Брехман Н.И. Валеология – наука о здоровье. М. ФИЗ 1990.

  4. Брагинская В.П. Активная иммунизация детей. М. Медицина 1984.

  5. Вайтенко В.П. Введение в саналогию. К. Здоровье 1991.

  6. Георгиева Н.В. Физиология. М. Медицина 1981.

  7. Зайцев Г.К. Твоё здоровье. С-П. Акцидент 1998.

  8. Кабанов А.Н. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. М. Просвещение 1975.

  9. Танкова-Ямкольская Р.В. Основы медицинских знаний. М. Просвещение 1981.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность iconРабочая Программа учебной дисциплины (модуля) Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность iconРабочая программа дисциплины возрастная анатомия, физиология, патология и гигиена направление подготовки

Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность iconРабочая Программа учебной дисциплины (модуля) Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Её изучение является одним из этапов формирования педагога (бакалавра, магистра) в педагогическом...
Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность iconРабочая программа учебная дисциплина Возрастная анатомия, физиология и гигиена (наименование)

Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность iconРабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной

Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность iconРабочей программы учебной дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена уровень основной образовательной

Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность iconРабочая Программа учебной дисциплины (модуля) Возрастная физиология и психофизиология

Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность iconМетодические указания для самостоятельной работы по учебной дисциплине оп. 03. «Возрастная анатомия,

Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность iconАннотация программы учебной дисциплины «анатомия и возрастная физиология» Цели и задачи дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность iconРабочая программа учебной дисциплины «анатомия» специальность 060101. 65 «лечебное дело»

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы