проект
примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 Анатомия и физиология человека
2012 г.
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 060301 Фармация.
Организация – разработчик:
ГБОУ СПО «Ульяновский фармацевтический колледж» Минздравсоцразвития России.
ГБОУ СПО «Пензенский базовый медицинский колледж» Минздравсоцразвития России.
Разработчики:
Завершинская Людмила Алексеевна, заведующая отделом воспитательной и социальной работы, преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека» ГБОУ СПО «Ульяновский фармацевтический колледж» Минздравсоцразвития России.
Баева Наталья Владимировна, методист, председатель цикловой методической комиссии общемедицинских дисциплин, преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека» ГБОУ СПО «Пензенский базовый медицинский колледж» Минздравсоцразвития России.
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
Заключение Экспертного совета №________ от «____» ___________20__г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр.
|
-
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4
|
-
^
|
5
|
-
условия реализации примерной программы учебной дисциплины
|
16
|
-
^
|
18
|
паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Анатомия и физиология человека
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060301 Фармация.
^
Учебная дисциплина Анатомия и физиология человека является частью цикла общепрофессиональных дисциплин (ОП.02.) основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 060301 Фармация базовой и углубленной подготовки.
^
Цель подготовки по данной учебной дисциплине – сформировать целостное восприятие организма человека в его динамической взаимосвязи с окружающей средой на основных этапах его развития.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в топографии и функциях органов и систем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные закономерности развития и жизнедеятельности организма;
строение тканей, органов и систем, их функции.
^
максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;
самостоятельной работы обучающегося 40 часов.
^
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Объем часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
120
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
80
|
В том числе:
|
|
лабораторные работы
|
0
|
практические занятия
|
40
|
контрольные работы
|
0
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
40
|
В том числе:
|
|
домашняя работа (выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях, упражнений и решение морфо-функциональных задач, подготовка наглядно-дидактического материала, составление тестовых заданий, работа с банком тестов)
|
20
|
работа с учебной литературой конспектирование, выполнение реферативных работ, поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ, подготовка мультимедийных презентаций творческих работ.
|
20
|
Итоговая аттестация в форме экзамена
|
^
^
|
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
|
^
|
Уровень освоения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Раздел № 1.
|
Анатомия и физиология – науки, изучающие структуры и функции человека. Организм и его составные части
|
6
|
|
Тема 1.1.
Ткани
|
^
|
4
|
1
|
Предмет, его задачи и значение в системе фармацевтического образования.
|
1,2
|
2
|
Многоуровневость организма человека. Функциональное единство структур.
|
3
|
Органный и системный уровни строения организма. Основные плоскости, оси тела человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле.
|
4
|
Ткани, определение, классификация, функциональные различия.
|
5
|
Эпителиальная ткань - расположение в организме, виды, функции, строение.
|
6
|
Соединительная ткань - расположение в организме, виды, функции, строение.
|
7
|
Мышечная ткань - расположение в организме, виды, функции, строение.
|
8
|
Нервная ткань. Строение нейрона и виды. Нервное волокно – строение, виды. Нервные окончания: рецепторы, эффекторы.
|
^
|
0
|
|
Практические занятия
Гистологическое строение тканей
|
2
|
^
|
0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка дидактического материала.
Составление тестовых заданий.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
|
2
|
Раздел № 2.
|
Опорно-двигательный аппарат
|
16
|
Тема 2.1.
Костная система
|
Содержание учебного материала
|
6
|
1
|
Особенности скелета человека. Морфологические и функциональные характеристики непрерывных и прерывных соединений костей.
|
1,2,3
|
2
|
Строение кости, как органа; химический состав костей; рост костей в длину и толщину.
|
3
|
Классификация костей; виды соединения костей.
|
4
|
Функциональная анатомия отдельных частей скелета: скелета туловища, скелета черепа, скелета верхней и нижней конечности.
|
5
|
Изменения скелета под влиянием физической нагрузки. Роль занятий спортом на формирование, развитие, состояние скелета, предупреждение сколиоза; факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на состояние костной ткани в возрастном аспекте.
|
^
|
0
|
|
Практические занятия
Костная система
|
4
|
^
|
0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Составление схем.
Подготовка дидактического материала.
Составление тестовых заданий.
Подготовка мультимедийных презентаций творческих работ.
|
3
|
Тема 2.2.
Мышечная система
|
^
|
4
|
1
|
Роль мышечной системы в организме. Механизмы мышечного сокращения и функциональные рабочие группы, выполняющие многочисленные функции.
|
1,2,3
|
2
|
Функциональная анатомия мышц отдельных областей тела человека: туловища, головы, верхней и нижней конечностей.
|
3
|
Возрастные особенности мышц, изменение мышц под влиянием физической нагрузки.
Утомление мышц и изменения в организме при мышечном утомлении. Роль спорта, здорового образа жизни, влияющие на функциональные качества работы мышц.
|
^
|
0
|
|
Практические занятия
Мышечная система
|
2
|
^
|
0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Конспект дополнительной литературы по теме.
Подготовка дидактического материала.
Поиск и обзор электронных источников информации для выполнения творческих работ.
|
3
|
Раздел № 3
|
Анатомо-физиологические основы саморегуляции функций организма
|
30
|
Тема 3.1.
Введение в изучение нервной системы. Функциональная анатомия спинного и головного мозга
|
^
|
6
|
1
|
Значение, классификация нервной системы. Общие принципы строения центральной нервной системы – серое вещество, белое вещество. Нервный центр – понятие. Виды нервных волокон, нервы – строение, виды.
|
2
|
2
|
Рефлекторная дуга как система нейронов и их отростков, контактирующих посредством синапсов. Структуры рефлекторной дуги. Синапсы, их строение, функции, значение.
|
3
|
Краткие данные: спинной мозг. Рефлексы спинного мозга. Рефлекторные дуги простых и сложных соматических рефлексов.
|
4
|
Головной мозг, функциональная анатомия отделов мозга. Физиологические свойства коры.
|
5
|
Функциональная анатомия ядерных субстанций головного мозга. Оболочки мозга, полости головного мозга. Ликвор.
|
6
|
Условные и безусловные рефлексы. Универсальные процессы нервной деятельности (возбуждение и торможение), носители информации (нервный импульс и медиаторы), принцип нервной деятельности (саморегуляция на основе прямой обратной связи). Особенности ВНД у человека.
|
^
|
0
|
|
Практические занятия
Нервная система
|
2
|
^
|
0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Оформление санбюлетеней.
Подготовка дидактического материала.
Составление тестовых заданий.
Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ.
|
3
|
Тема 3.2.
Вегетативная нервная система
|
^
|
4
|
1
|
Классификация вегетативной нервной системы, области иннервации и функции вегетативной нервной системы.
|
1,2
|
2
|
Центральные и периферические отделы вегетативной нервной системы. Роль парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы.
|
3
|
Влияние вегетативной иннервации на внутренние органы. Вегетативная рефлекторная дуга, медиаторы в
синапсах
|
^
|
0
|
|
Практические занятия
Нервная система
|
2
|
^
|
0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Составление и решение ситуационных задач.
Работа с банком тестов.
Подготовка мультимедийных презентаций творческих работ.
|
3
|
Тема 3.3.
Функциональная анатомия сенсорных систем
|
^
|
4
|
1
|
Определение и значение сенсорной системы.
|
1,2
|
2
|
Функциональные структуры анализатора, механизм кодирования информации в ЦНС.
|
3
|
Органы чувств, их вспомогательный аппарат и значение в познании внешнего мира.
|
4
|
Рецепторный аппарат, проводящие пути, центральный отдел - зрительной, слуховой, вестибулярной, двигательной, тактильной, болевой, температурной, обонятельной и вкусовой сенсорных систем человека.
|
5
|
Глаз, глазное яблоко, вспомогательный аппарат глаза. Оптическая система глаза, структуры к ней относящиеся. Аккомодация, аккомодационный аппарат.
|
6
|
Орган слуха и равновесия, анатомическое строение, анатомо-физиологические основы слуховых ощущений.
|
7
|
Строение кожи – эпидермис, дерма; подкожный слой, железы кожи; производные кожи: волосы, ногти; функции кожи.
|
^
|
0
|
|
Практические занятия
Сенсорные системы
|
2
|
^
|
0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение заданий в рабочей тетради
Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ
Подготовка мультимедийных презентаций творческих работ.
Составление и решение ситуационных задач.
|
3
|
Тема 3.4.
Эндокринная система
|
^
|
4
|
1
|
Виды секреции желез. Гормоны, механизм действия, виды гормонов, свойства гормонов.
|
|
1,2
|
2
|
Гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы внутренней секреции (гипофиз, эпифиз, щитовидная, паращитовидные, поджелудочная, вилочковая, половые железы, надпочечники - расположение, внешнее и внутреннее строение), гормоны и их физиологические эффекты, проявление гипо- и гиперфункции желёз.
|
|
^
|
0
|
|
Практические занятия
Эндокринная система
|
2
|
^
|
0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Оформление санбюлетеней.
Подготовка дидактического материала.
Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ.
Составление и решение ситуационных задач.
|
3
|
Раздел № 4
|
Анатомо-физиологические основы крово- и лимфообращения
|
14
|
Тема 4.1.
Анатомо-физиологические основы кровообращения
|
^
|
8
|
1
|
Анатомическое строение и топография сердца.
|
2
|
2
|
Строение стенки сердца: миокард, эндокард, перикард. Камеры сердца. Клапанный аппарат сердца.
|
3
|
Фазы сердечной деятельности. Тоны сердца.
|
4
|
Частота сердечных сокращений. Брадикардия. Тахикардия.
|
5
|
Проводящая система сердца. Артерии. Вены. Капилляры.
|
6
|
Круги кровообращения. Сосуды малого и большого круга кровообращения.
|
7
|
Пульс. Артериальное давление. Понятие гипертония и гипотония.
|
^
|
0
|
|
Практические занятия
Анатомо-физиологические основы крово- и лимфообращения
|
4
|
^
|
0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Подготовка к контрольной работе.
Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ.
Подготовка мультимедийных презентаций творческих работ.
Составление схем магистральных сосудов малого и большого кругов кровообращения.
Составление кроссвордов.
Составление тестовых заданий.
|
2
|
Тема 4.2.
Анатомо-физиологические основы лимфообращения
|
^
|
2
|
1
|
Строение системы лимфообращения. Лимфа.
|
1,2,3
|
2
|
Отличие строения лимфатического капилляра от кровеносного.
|
3
|
Строение лимфоузла, его функции.
|
4
|
Строение и функции селезёнки.
|
5
|
Значение лимфатической системы для организма, и её связь с иммунной системой.
|
^
|
0
|
|
Практические занятия
|
0
|
^
|
0
|
Самостоятельная работа студентов
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ.
Подготовка мультимедийных презентаций творческих работ.
|
2
|
Раздел № 5
|
Внутренняя среда организма. Кровь
|
12
|
Тема 5.1.
Анатомо-физиологические особенности системы крови
|
^
|
6
|
1
|
Общая характеристика и физиологическое значение жидкостей, образующих внутреннюю среду организма.
|
1,2,3
|
2
|
Кровь, определение, функции. Понятие осмотического и онкотического давления крови. Буферные системы крови.
|
3
|
Состав крови. Плазма. Белки плазмы.
|
4
|
Форменные элементы крови. Эритроциты. СОЭ. Гемолиз. Гемоглобин. Лейкоциты, их виды. Понятие лейкоцитарной формулы. Фагоцитоз. Тромбоциты.
|
5
|
Свертывающая и противосвертывающая системы крови.
|
6
|
Группы крови. Резус- фактор. Донор. Реципиент. Переливание крови.
|
7
|
Влияние факторов внешней среды, социальных факторов на качественный состав крови.
|
^
|
0
|
|
Практические занятия
Внутренняя среда организма. Кровь
|
4
|
^
|
0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Составление ситуационных задач.
Подготовка наглядно-дидактического материала.
Составление тестовых заданий.
Составление кроссвордов.
|
2
|
Тема 5.2.
Иммунная система
|
^
|
2
|
1
|
Иммунитет – определение, виды (врождённый, приобретенный, активный, пассивный, специфический,
неспецифический, клеточный, гуморальный). Понятия «антиген», «антитело».
|
1,2,3
|
2
|
Органы иммунной системы: центральные (красный костный мозг, вилочковая железа) и периферические
(лимфатические узлы, лимфоидная ткань кишечника, селезёнка, кровь).
|
3
|
Функциональная характеристика иммунной системы.
|
4
|
Влияние факторов внешней среды на состояние иммунной системы.
|
^
|
0
|
|
Практические занятия
|
0
|
^
|
0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ.
Конспектирование учебной литературы.
Работа с банком тестов.
|
2
|
Раздел № 6
|
Анатомо-физиологические основы процесса дыхания
|
8
|
Тема 6.1.
Строение органов дыхательной системы
|
^
|
3
|
1
|
Грудная полость. Органы средостения.
|
1,2
|
2
|
Плевра. Плевральная полость.
|
3
|
Воздухоносные органы: полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, бронхиальное дерево – строение стенки, анатомические образования.
|
4
|
Анатомическое строение легких. Ацинус.
|
^
|
0
|
|
Практические занятия
Анатомо-физиологические основы процесса дыхания
|
2
|
^
|
0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Оформление санбюллетней.
Составление тестовых заданий.
Подготовка наглядно-дидактического материала.
|
1
|
Тема 6.2.
Физиология органов дыхания
|
^
|
3
|
1
|
Дыхание, определение. Дыхание в разных условиях, адаптационные изменения.
|
|
1,2
|
2
|
Нервно-рефлекторный и гуморальный механизмы регуляции дыхания.
|
3
|
Механизм вдоха и выдоха. Жизненная емкость легких. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
|
4
|
Этапы дыхания. Регуляция дыхания. Дыхательный центр. Роль СО2 в регуляции дыхания.
|
^
|
0
|
|
Практические занятия
Анатомо-физиологические основы процесса дыхания
|
2
|
^
|
0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ.
Составление тестовых заданий.
Составление ситуационных задач.
|
1
|
Раздел № 7
|
Анатомо-физиологические основы пищеварения
|
24
|
Тема 7.1.
Строение органов пищеварительного тракта
|
^
|
4
|
1
|
Пищеварительный тракт и органы его составляющие: полость рта, язык, зубы, глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишка. Принцип и особенности строения стенки, анатомические образования.
|
2
|
^
|
0
|
|
Практические занятия
Строение органов пищеварительного тракта и больших пищеварительных желез
|
2
|
^
|
0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ.
Подготовка мультимедийных презентаций творческих работ.
|
2
|
Тема 7.2.
Строение больших пищеварительных желез
|
^
|
4
|
1
|
Большие слюнные железы: строение, места открытия выводных протоков, секрет слюнных желез.
|
2
|
2
|
Поджелудочная железа – анатомическое строение и месторасположение, функции.
|
3
|
Печень – анатомическое строение и месторасположение, функции, макро- и микроскопическое строение печени.
|
4
|
Желчный пузырь – расположение, строение, функции.
|
^
|
0
|
|
Практические занятия
Строение органов пищеварительного тракта и больших пищеварительных желез
|
2
|
^
|
0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Конспектирование учебной литературы.
Работа с банком тестов.
Составление кроссвордов.
|
2
|
Тема 7.3.
Физиология пищеварения
|
^
|
4
|
1
|
Регуляция пищеварения. Роль пищи в регуляции пищеварения. Основные питательные вещества. Функции пищеварительного тракта. Ферменты. Роль И.П. Павлова в развитии учения о пищеварении.
|
1,2
|
2
|
Пищеварение в полости рта. Физиология слюнных желез.
|
3
|
Глотание, движение пищи в глотке и пищеводе.
|
4
|
Пищеварение в желудке под воздействием ферментов желудочного сока. Физиология желез желудка.
|
5
|
Эвакуация содержимого желудка в двенадцатиперстную кишку.
|
6
|
Физиология печени, поджелудочной железы.
|
7
|
Пищеварение в тонком кишечнике, виды. Моторная функция тонкой кишки. Всасывание в тонкой кишке.
|
8
|
Пищеварение в толстой кишке под действием ферментов кишечного сока и бактерий. Формирование каловых масс.
|
9
|
Регуляторные механизмы секреции и отделения пищеварительных соков.
|
^
|
0
|
|
Практические занятия
Физиология пищеварения. Обмен веществ и энергии
|
2
|
^
|
0
|
Самостоятельная работа студентов
Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ
Подготовка мультимедийных презентаций творческих работ.
|
2
|
Тема 7.4.
Обмен веществ и энергии
|
^
|
4
|
1
|
Понятие об ассимиляции, диссимиляции. Обмен веществ и энергии – определение.
|
1,2
|
2
|
Пищевой рацион – определение, распределение суточного рациона. Режим питания. Диета – определение,
основы действия.
|
3
|
Энергетический баланс. Основной обмен, факторы на него влияющие. Рабочая прибавка.
|
4
|
Белки: биологическая ценность, энергетическая ценность, суточная потребность человека в белках.
Азотистый баланс, понятие, виды. Конечные продукты белкового обмена, пути выведения из организма.
|
5
|
Углеводы: биологическая ценность, энергетическая ценность, суточная потребность человека в углеводах,
пути выведения из организма.
|
6
|
Жиры: биологическая ценность, энергетическая ценность, суточная потребность человека в углеводах, пути выведения из организма.
|
7
|
Водно-солевой обмен.
|
8
|
Витамины – понятие, биологическая ценность, факторы, влияющие на потребность организма в витаминах. Понятие о гиповитаминозах, авитаминозах, гипервитаминозах.
|
^
|
0
|
|
Практические занятия
Физиология пищеварения. Обмен веществ и энергии
|
2
|
^
|
0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ.
Подготовка мультимедийных презентаций творческих работ.
Оформление санбюллетней.
|
2
|
Раздел № 8
|
Анатомо-физиологические основы выделения и репродукции
|
10
|
Тема 8.1.
Строение и функции органов мочевой системы
|
^
|
4
|
1
|
Мочевая система, органы ее образующие.
|
1,2
|
2
|
Топография почек.
|
3
|
Почки, макроскопическое строение: края, ворота, оболочки, фиксирующий аппарат, корковое и мозговое
вещество, чашечки, сосочки, лоханки. Кровоснабжение почки.
|
4
|
Строение нефронов, их виды.
|
5
|
Мочеточники, расположение, строение.
|
6
|
Мочевой пузырь – расположение, отношение к брюшине, строение.
|
7
|
Мочеиспускательный канал женский и мужской
|
8
|
Определение и характеристика мочевыделения. Механизмы образования мочи: фильтрация, реабсорбция, секреция.
|
9
|
Количество и состав первичной мочи, количество и состав конечной мочи. Суточный диурез. Водный баланс.
|
^
|
0
|
|
Практические занятия
Анатомо-физиологические основы выделения и репродукции
|
2
|
^
|
0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Конспектирование учебной литературы.
Составление тестовых заданий.
Подготовка наглядно-дидактического материала.
|
1
|
Тема 8.2.
Строение и функции органов половой системы
|
^
|
4
|
1
|
Процесс ово- и сперматогенеза. Мужской и женский половой цикл. Механизм движения яйцеклетки из яичника в матку. Оплодотворение яйцеклетки. Механизм движения сперматозоидов.
|
1,2
|
2
|
Критерии оценки процесса репродукции – развитие вторичных половых признаков, менструаций, возможность наступления и развития беременности.
|
3
|
Женские половые органы – внутренние (яичники, маточные трубы, матка, влагалище) и наружные (большие и малые половые губы, клитор, девственная плева).
|
4
|
Молочная железа – функция, расположение, внешнее строение, строение дольки.
|
5
|
Мужские половые органы – внутренние (яичко, придаток яичка, семявыносящий проток, семенные пузырьки, предстательная железа, куперовы железы) и наружные (половой член, мошонка).
|
^
|
0
|
|
Практические занятия
Анатомо-физиологические основы выделения и репродукции
|
2
|
^
|
0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации.
Оформление санбюллетней.
Конспектирование учебной литературы.
Работа с банком тестов.
Составление кроссвордов.
|
1
|
Всего:
|
120
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
^
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Анатомии и физиологии человека. Он же может являться и лабораторией для выполнения практических занятий.
Оборудование учебного кабинета:
Доска классная
Стол и стул для преподавателя
Столы и стулья для студентов
Шкафы
Технические средства обучения:
Компьютер
DVD–проигрыватель
Мультимедийная установка
Интерактивная доска
Оборудование лаборатории и рабочих мест:
Фонендоскоп 1
Тонометр
Микроскоп с набором объективов
Спирометр
Динамометр
Скелет туловища с тазом
Набор костей черепа: лобная, затылочная, клиновидная, теменная, височная, решетчатая, скуловая, верхняя челюсть, нижняя челюсть, основание черепа, череп целый, череп с разрозненными костями
Набор костей туловища: ребра, грудина, набор позвонков, крестец
Набор костей верхней конечности: ключица, лопатка, плечевая, локтевая, лучевая, кисть, кисть комплект из 27 костей
Набор костей нижней конечности: газ, бедренная, большеберцовая, малоберцовая, стопа
Оси вращения суставов: плечевого, грудино-ключичного, локтевого, коленного
Кости на планшете: скелет верхней конечности, скелет стопы, стелет кисти, позвоночный столб, скелет нижней конечности
Мышцы (муляж – планшеты): мышцы головы и шеи, мышцы туловища, мышцы стопы, мышцы кисти, мышцы верхней и нижней конечности
Нервная система: головной мозг (модель), головной мозг (планшет), головной мозг (сагитт. разрез), спинной мозг (планшет), солнечное сплетение (муляж)
Железы (на планшете): поджелудочная, щитовидная, околощитовидная, яички, яичники, предстательная, вилочковая, шишковидная, надпочечники, придаток мозга - гипофиз
Кровообращение: сердце (модель), фронтальный разрез сердца (на планшете), схема кровообращения человека (на план.)
Система дыхания: легкие (модель), бронхиальное дерево (сегментарные бронхи), органы дыхания и средостения (муляж), органы средостения (муляж),гортань (модель)
Органы пищеварения (на планшете): пищеварительная система, кишечник, ворсинки тонкой кишки, печень (муляж), пищеварительная система (модель)
Мочевыделительная система: почки (на планшете), мочевыделительная система (на планшете)
Органы грудной и брюшной полости: мужской таз (сагиттальный разрез), женский таз (сагиттальный разрез), торс человека (модель), сагиттальный разрез головы и шеи, топография кисти рук, топография головы и шеи.
Лимфатическая система ( на планшете): сенсорные системы - кожа (на планшете), глаз (увеличенная модель), ухо (модель), полукружные каналы с улиткой и т.д.
Таблицы (плакаты) по темам
^
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Самусев Р.П., Липченко В.Я. Атлас нормальной анатомии человека.- М.: ООО «Издательство ОНИКС»: ООО «Мир и образование», 2008
Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека .– Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Дополнительная литература:
Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А. Анатомия и физиология. Учебник для медицинских колледжей – М.: «Геотир-Медиа», 2008
Горелова Л.В. Анатомия в схемах и таблицах – Ростов н/Д: Феникс, 2006
Интернет – ресурсы, электронные учебные пособия и учебники:
www.e-anatomy.ru
www.anatomus.ru
www.spravochnic-anatomia.ru
www.fiziologiyacheloveka.ru
Мое тело. Анатомия и физиология человека. Интерактивная энциклопедия.
Иващук В.В. Первая помощь до приезда врача. Дополнительное пособие по курсу ОБЖ, 2006-2009г. Электронное пособие.
Первая медицинская помощь 2006, DVD.
^
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
^
(освоенные умения, усвоенные знания)
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
|
Освоенные умения:
ориентироваться в топографии и функциях органов и систем, включая в себя:
определять и различать виды тканей по таблицам и в атласе;
обоснованно определять, называть и показывать на скелете основные части костей, их анатомические образования с функциональной оценкой;
демонстрировать на муляжах и планшетах мышцы различных функциональных групп;
определять, называть и показывать отделы нервной системы, детали их анатомического строения;
демонстрировать в атласе и на муляжах анатомические структуры органов чувств;
называть и показывать железы внутренней секреции на муляжах и таблицах;
показывать на муляжах и таблицах структуры сердечно-сосудистой системы;
исследовать пульс, измерять АД;
различать форменные элементы и группы крови по микротаблицам;
определять, называть и показывать на планшетах органы дыхательной системы и детали их анатомического строения;
определять частоту дыхания и жизненную емкость легких;
определять, называть и показывать на планшетах органы пищеварительной системы, их топографию и анатомические образования;
- демонстрировать проекцию органов пищеварительного тракта на переднюю брюшную стенку на человеке;
оценивать состав, свойства и значение пищеварительных соков и ферментов в них содержащихся;
обоснованно составлять режим питания, распределять суточный рацион;
- определять, называть и показывать на планшетах детали анатомического строения органов мочевой системы и объяснять их функции;
определять, называть и показывать на плакатах органы половой системы, анатомические образования с анализом функции.
Усвоенные знания:
основные закономерности развития и жизнедеятельности организма;
строение тканей, органов и систем, их функции, включая в себя:
основные термины, определяющие положение органов, их частей в теле;
анатомическое строение, местоположение, функции различных видов тканей;
анатомическое строение скелета, его определение и функции;
анатомическое строение мышц, классификация, функциональная характеристика мышц отдельных областей тела человека;
значение, принципы строения, функциональная анатомия отделов центральной и вегетативной нервной системы;
структура, представляющие отделы сенсорных систем человека;
функциональная анатомия органов чувств;
анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль желез внутренней секреции;
анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов сердечно-сосудистой системы;
анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов лимфатической системы;
состав и функции крови;
анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов иммунной системы;
анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов дыхания;
анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль и физиология органов пищеварения;
обмен веществ: белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей, витаминов;
анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов мочевой системы;
анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов половой системы.
|
Текущий контроль:
письменный опрос
собеседование
компьютерное тестирование
решение ситуационных задач
оценка точности и полноты выполнения индивидуальных домашних заданий, заданий в рабочей тетради и заданий по практике
наблюдение за процессом выполнения заданий по практике
проверка умений демонстрации анатомических образований органов на муляжах, планшетах и таблицах
^ – экзамен, который рекомендуется проводить по окончании изучения учебной дисциплины. Экзамен включает в себя контроль усвоения теоретического материала (в виде тестирования) и контроль усвоения практических умений.
Критерии оценки итогового экзамена:
уровень усвоения студентами материала, предусмотренного учебной программой дисциплины;
уровень умений, позволяющих студенту ориентироваться в топографии и функциях органов и систем;
обоснованность, четкость, полнота изложения ответов;
уровень информационно-коммуникативной культуры.
|
|