Примерная программа учебной дисциплины оп. 02 Анатомия и физиология человека 2012 г icon

Примерная программа учебной дисциплины оп. 02 Анатомия и физиология человека 2012 г





Скачать 387.45 Kb.
Название Примерная программа учебной дисциплины оп. 02 Анатомия и физиология человека 2012 г
Дата конвертации 05.04.2013
Размер 387.45 Kb.
Тип Примерная программа
проект


примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.02 Анатомия и физиология человека


2012 г.

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 060301 Фармация.


Организация – разработчик:

ГБОУ СПО «Ульяновский фармацевтический колледж» Минздравсоцразвития России.

ГБОУ СПО «Пензенский базовый медицинский колледж» Минздравсоцразвития России.


Разработчики:

Завершинская Людмила Алексеевна, заведующая отделом воспитательной и социальной работы, преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека» ГБОУ СПО «Ульяновский фармацевтический колледж» Минздравсоцразвития России.


Баева Наталья Владимировна, методист, председатель цикловой методической комиссии общемедицинских дисциплин, преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека» ГБОУ СПО «Пензенский базовый медицинский колледж» Минздравсоцразвития России.


Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).

Заключение Экспертного совета №________ от «____» ___________20__г.

номер


СОДЕРЖАНИЕ


стр.
  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. ^

    СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5
  1. условия реализации примерной программы учебной дисциплины


16
  1. ^

    Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


18




  1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Анатомия и физиология человека


1.1. Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060301 Фармация.


^ 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина Анатомия и физиология человека является частью цикла общепрофессиональных дисциплин (ОП.02.) основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 060301 Фармация базовой и углубленной подготовки.


^ 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель подготовки по данной учебной дисциплине – сформировать целостное восприятие организма человека в его динамической взаимосвязи с окружающей средой на основных этапах его развития.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • ориентироваться в топографии и функциях органов и систем.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные закономерности развития и жизнедеятельности организма;

  • строение тканей, органов и систем, их функции.


^ 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;

самостоятельной работы обучающегося 40 часов.


^ 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

80

В том числе:




лабораторные работы

0

практические занятия

40

контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

40

В том числе:




домашняя работа (выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях, упражнений и решение морфо-функциональных задач, подготовка наглядно-дидактического материала, составление тестовых заданий, работа с банком тестов)

20

работа с учебной литературой конспектирование, выполнение реферативных работ, поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ, подготовка мультимедийных презентаций творческих работ.


20

Итоговая аттестация в форме экзамена



^

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Анатомия и физиология человека




^ Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

^ Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел № 1.

Анатомия и физиология – науки, изучающие структуры и функции человека. Организм и его составные части

6




Тема 1.1.

Ткани

^ Содержание учебного материала

4

1

Предмет, его задачи и значение в системе фармацевтического образования.

1,2

2

Многоуровневость организма человека. Функциональное единство структур.

3

Органный и системный уровни строения организма. Основные плоскости, оси тела человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле.

4

Ткани, определение, классификация, функциональные различия.

5

Эпителиальная ткань - расположение в организме, виды, функции, строение.

6

Соединительная ткань - расположение в организме, виды, функции, строение.

7

Мышечная ткань - расположение в организме, виды, функции, строение.

8

Нервная ткань. Строение нейрона и виды. Нервное волокно – строение, виды. Нервные окончания: рецепторы, эффекторы.

^ Лабораторные работы

0




Практические занятия

Гистологическое строение тканей

2

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка дидактического материала.

Составление тестовых заданий.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

2

Раздел № 2.

Опорно-двигательный аппарат

16

Тема 2.1.

Костная система

Содержание учебного материала

6

1

Особенности скелета человека. Морфологические и функциональные характеристики непрерывных и прерывных соединений костей.

1,2,3

2

Строение кости, как органа; химический состав костей; рост костей в длину и толщину.

3

Классификация костей; виды соединения костей.

4

Функциональная анатомия отдельных частей скелета: скелета туловища, скелета черепа, скелета верхней и нижней конечности.

5

Изменения скелета под влиянием физической нагрузки. Роль занятий спортом на формирование, развитие, состояние скелета, предупреждение сколиоза; факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на состояние костной ткани в возрастном аспекте.

^ Лабораторные работы

0




Практические занятия

Костная система

4

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Составление схем.

Подготовка дидактического материала.

Составление тестовых заданий.

Подготовка мультимедийных презентаций творческих работ.

3

Тема 2.2.

Мышечная система

^ Содержание учебного материала

4

1

Роль мышечной системы в организме. Механизмы мышечного сокращения и функциональные рабочие группы, выполняющие многочисленные функции.

1,2,3

2

Функциональная анатомия мышц отдельных областей тела человека: туловища, головы, верхней и нижней конечностей.

3

Возрастные особенности мышц, изменение мышц под влиянием физической нагрузки.

Утомление мышц и изменения в организме при мышечном утомлении. Роль спорта, здорового образа жизни, влияющие на функциональные качества работы мышц.

^ Лабораторные работы

0




Практические занятия

Мышечная система

2

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Конспект дополнительной литературы по теме.

Подготовка дидактического материала.

Поиск и обзор электронных источников информации для выполнения творческих работ.

3

Раздел № 3

Анатомо-физиологические основы саморегуляции функций организма

30

Тема 3.1.

Введение в изучение нервной системы. Функциональная анатомия спинного и головного мозга

^ Содержание учебного материала

6

1

Значение, классификация нервной системы. Общие принципы строения центральной нервной системы – серое вещество, белое вещество. Нервный центр – понятие. Виды нервных волокон, нервы – строение, виды.

2

2

Рефлекторная дуга как система нейронов и их отростков, контактирующих посредством синапсов. Структуры рефлекторной дуги. Синапсы, их строение, функции, значение.

3

Краткие данные: спинной мозг. Рефлексы спинного мозга. Рефлекторные дуги простых и сложных соматических рефлексов.

4

Головной мозг, функциональная анатомия отделов мозга. Физиологические свойства коры.

5

Функциональная анатомия ядерных субстанций головного мозга. Оболочки мозга, полости головного мозга. Ликвор.

6

Условные и безусловные рефлексы. Универсальные процессы нервной деятельности (возбуждение и торможение), носители информации (нервный импульс и медиаторы), принцип нервной деятельности (саморегуляция на основе прямой обратной связи). Особенности ВНД у человека.

^ Лабораторные работы

0




Практические занятия

Нервная система

2

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Оформление санбюлетеней.

Подготовка дидактического материала.

Составление тестовых заданий.

Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ.

3

Тема 3.2.

Вегетативная нервная система

^ Содержание учебного материала

4

1

Классификация вегетативной нервной системы, области иннервации и функции вегетативной нервной системы.

1,2

2

Центральные и периферические отделы вегетативной нервной системы. Роль парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы.

3

Влияние вегетативной иннервации на внутренние органы. Вегетативная рефлекторная дуга, медиаторы в

синапсах

^ Лабораторные работы

0




Практические занятия

Нервная система

2

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Составление и решение ситуационных задач.

Работа с банком тестов.

Подготовка мультимедийных презентаций творческих работ.

3

Тема 3.3.

Функциональная анатомия сенсорных систем

^ Содержание учебного материала

4

1

Определение и значение сенсорной системы.

1,2

2

Функциональные структуры анализатора, механизм кодирования информации в ЦНС.

3

Органы чувств, их вспомогательный аппарат и значение в познании внешнего мира.

4

Рецепторный аппарат, проводящие пути, центральный отдел - зрительной, слуховой, вестибулярной, двигательной, тактильной, болевой, температурной, обонятельной и вкусовой сенсорных систем человека.

5

Глаз, глазное яблоко, вспомогательный аппарат глаза. Оптическая система глаза, структуры к ней относящиеся. Аккомодация, аккомодационный аппарат.

6

Орган слуха и равновесия, анатомическое строение, анатомо-физиологические основы слуховых ощущений.

7

Строение кожи – эпидермис, дерма; подкожный слой, железы кожи; производные кожи: волосы, ногти; функции кожи.

^ Лабораторные работы

0




Практические занятия

Сенсорные системы

2

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение заданий в рабочей тетради

Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ

Подготовка мультимедийных презентаций творческих работ.

Составление и решение ситуационных задач.

3

Тема 3.4.

Эндокринная система

^ Содержание учебного материала

4

1

Виды секреции желез. Гормоны, механизм действия, виды гормонов, свойства гормонов.




1,2

2

Гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы внутренней секреции (гипофиз, эпифиз, щитовидная, паращитовидные, поджелудочная, вилочковая, половые железы, надпочечники - расположение, внешнее и внутреннее строение), гормоны и их физиологические эффекты, проявление гипо- и гиперфункции желёз.




^ Лабораторные работы

0




Практические занятия

Эндокринная система

2

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Оформление санбюлетеней.

Подготовка дидактического материала.

Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ.

Составление и решение ситуационных задач.

3

Раздел № 4

Анатомо-физиологические основы крово- и лимфообращения

14

Тема 4.1.

Анатомо-физиологические основы кровообращения

^ Содержание учебного материала

8

1

Анатомическое строение и топография сердца.

2

2

Строение стенки сердца: миокард, эндокард, перикард. Камеры сердца. Клапанный аппарат сердца.

3

Фазы сердечной деятельности. Тоны сердца.

4

Частота сердечных сокращений. Брадикардия. Тахикардия.

5

Проводящая система сердца. Артерии. Вены. Капилляры.

6

Круги кровообращения. Сосуды малого и большого круга кровообращения.

7

Пульс. Артериальное давление. Понятие гипертония и гипотония.

^ Лабораторные работы

0




Практические занятия

Анатомо-физиологические основы крово- и лимфообращения

4

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Подготовка к контрольной работе.

Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ.

Подготовка мультимедийных презентаций творческих работ.

Составление схем магистральных сосудов малого и большого кругов кровообращения.

Составление кроссвордов.

Составление тестовых заданий.

2

Тема 4.2.

Анатомо-физиологические основы лимфообращения

^ Содержание учебного материала

2

1

Строение системы лимфообращения. Лимфа.

1,2,3

2

Отличие строения лимфатического капилляра от кровеносного.

3

Строение лимфоузла, его функции.

4

Строение и функции селезёнки.

5

Значение лимфатической системы для организма, и её связь с иммунной системой.

^ Лабораторные работы

0




Практические занятия

0

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа студентов

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ.

Подготовка мультимедийных презентаций творческих работ.

2

Раздел № 5

Внутренняя среда организма. Кровь

12

Тема 5.1.

Анатомо-физиологические особенности системы крови


^ Содержание учебного материала

6

1

Общая характеристика и физиологическое значение жидкостей, образующих внутреннюю среду организма.

1,2,3

2

Кровь, определение, функции. Понятие осмотического и онкотического давления крови. Буферные системы крови.

3

Состав крови. Плазма. Белки плазмы.

4

Форменные элементы крови. Эритроциты. СОЭ. Гемолиз. Гемоглобин. Лейкоциты, их виды. Понятие лейкоцитарной формулы. Фагоцитоз. Тромбоциты.

5

Свертывающая и противосвертывающая системы крови.

6

Группы крови. Резус- фактор. Донор. Реципиент. Переливание крови.

7

Влияние факторов внешней среды, социальных факторов на качественный состав крови.

^ Лабораторные работы

0




Практические занятия

Внутренняя среда организма. Кровь

4

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Составление ситуационных задач.

Подготовка наглядно-дидактического материала.

Составление тестовых заданий.

Составление кроссвордов.

2

Тема 5.2.

Иммунная система

^ Содержание учебного материала

2

1

Иммунитет – определение, виды (врождённый, приобретенный, активный, пассивный, специфический,

неспецифический, клеточный, гуморальный). Понятия «антиген», «антитело».

1,2,3

2

Органы иммунной системы: центральные (красный костный мозг, вилочковая железа) и периферические

(лимфатические узлы, лимфоидная ткань кишечника, селезёнка, кровь).

3

Функциональная характеристика иммунной системы.

4

Влияние факторов внешней среды на состояние иммунной системы.

^ Лабораторные работы

0




Практические занятия

0

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ.

Конспектирование учебной литературы.

Работа с банком тестов.

2

Раздел № 6

Анатомо-физиологические основы процесса дыхания

8

Тема 6.1.

Строение органов дыхательной системы

^ Содержание учебного материала

3

1

Грудная полость. Органы средостения.

1,2

2

Плевра. Плевральная полость.

3

Воздухоносные органы: полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, бронхиальное дерево – строение стенки, анатомические образования.

4

Анатомическое строение легких. Ацинус.

^ Лабораторные работы

0




Практические занятия

Анатомо-физиологические основы процесса дыхания

2

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Оформление санбюллетней.

Составление тестовых заданий.

Подготовка наглядно-дидактического материала.

1

Тема 6.2.

Физиология органов дыхания

^ Содержание учебного материала

3

1

Дыхание, определение. Дыхание в разных условиях, адаптационные изменения.




1,2

2

Нервно-рефлекторный и гуморальный механизмы регуляции дыхания.

3

Механизм вдоха и выдоха. Жизненная емкость легких. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

4

Этапы дыхания. Регуляция дыхания. Дыхательный центр. Роль СО2 в регуляции дыхания.

^ Лабораторные работы

0




Практические занятия

Анатомо-физиологические основы процесса дыхания

2

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ.

Составление тестовых заданий.

Составление ситуационных задач.

1

Раздел № 7

Анатомо-физиологические основы пищеварения

24

Тема 7.1.

Строение органов пищеварительного тракта

^ Содержание учебного материала

4

1

Пищеварительный тракт и органы его составляющие: полость рта, язык, зубы, глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишка. Принцип и особенности строения стенки, анатомические образования.

2

^ Лабораторные работы

0




Практические занятия

Строение органов пищеварительного тракта и больших пищеварительных желез

2

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ.

Подготовка мультимедийных презентаций творческих работ.

2

Тема 7.2.

Строение больших пищеварительных желез

^ Содержание учебного материала

4

1

Большие слюнные железы: строение, места открытия выводных протоков, секрет слюнных желез.

2

2

Поджелудочная железа – анатомическое строение и месторасположение, функции.

3

Печень – анатомическое строение и месторасположение, функции, макро- и микроскопическое строение печени.

4

Желчный пузырь – расположение, строение, функции.

^ Лабораторные работы

0




Практические занятия

Строение органов пищеварительного тракта и больших пищеварительных желез

2

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Конспектирование учебной литературы.

Работа с банком тестов.

Составление кроссвордов.

2

Тема 7.3.

Физиология пищеварения

^ Содержание учебного материала

4

1

Регуляция пищеварения. Роль пищи в регуляции пищеварения. Основные питательные вещества. Функции пищеварительного тракта. Ферменты. Роль И.П. Павлова в развитии учения о пищеварении.

1,2

2

Пищеварение в полости рта. Физиология слюнных желез.

3

Глотание, движение пищи в глотке и пищеводе.

4

Пищеварение в желудке под воздействием ферментов желудочного сока. Физиология желез желудка.

5

Эвакуация содержимого желудка в двенадцатиперстную кишку.

6

Физиология печени, поджелудочной железы.

7

Пищеварение в тонком кишечнике, виды. Моторная функция тонкой кишки. Всасывание в тонкой кишке.

8

Пищеварение в толстой кишке под действием ферментов кишечного сока и бактерий. Формирование каловых масс.

9

Регуляторные механизмы секреции и отделения пищеварительных соков.

^ Лабораторные работы

0




Практические занятия

Физиология пищеварения. Обмен веществ и энергии

2

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа студентов

Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ

Подготовка мультимедийных презентаций творческих работ.

2

Тема 7.4.

Обмен веществ и энергии

^ Содержание учебного материала

4

1

Понятие об ассимиляции, диссимиляции. Обмен веществ и энергии – определение.

1,2

2

Пищевой рацион – определение, распределение суточного рациона. Режим питания. Диета – определение,

основы действия.

3

Энергетический баланс. Основной обмен, факторы на него влияющие. Рабочая прибавка.

4

Белки: биологическая ценность, энергетическая ценность, суточная потребность человека в белках.

Азотистый баланс, понятие, виды. Конечные продукты белкового обмена, пути выведения из организма.

5

Углеводы: биологическая ценность, энергетическая ценность, суточная потребность человека в углеводах,

пути выведения из организма.

6

Жиры: биологическая ценность, энергетическая ценность, суточная потребность человека в углеводах, пути выведения из организма.

7

Водно-солевой обмен.

8

Витамины – понятие, биологическая ценность, факторы, влияющие на потребность организма в витаминах. Понятие о гиповитаминозах, авитаминозах, гипервитаминозах.

^ Лабораторные работы

0




Практические занятия

Физиология пищеварения. Обмен веществ и энергии

2

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации для выполнения творческих работ.

Подготовка мультимедийных презентаций творческих работ.

Оформление санбюллетней.

2

Раздел № 8

Анатомо-физиологические основы выделения и репродукции

10

Тема 8.1.

Строение и функции органов мочевой системы

^ Содержание учебного материала

4

1

Мочевая система, органы ее образующие.

1,2

2

Топография почек.

3

Почки, макроскопическое строение: края, ворота, оболочки, фиксирующий аппарат, корковое и мозговое

вещество, чашечки, сосочки, лоханки. Кровоснабжение почки.

4

Строение нефронов, их виды.

5

Мочеточники, расположение, строение.

6

Мочевой пузырь – расположение, отношение к брюшине, строение.

7

Мочеиспускательный канал женский и мужской

8

Определение и характеристика мочевыделения. Механизмы образования мочи: фильтрация, реабсорбция, секреция.

9

Количество и состав первичной мочи, количество и состав конечной мочи. Суточный диурез. Водный баланс.

^ Лабораторные работы

0




Практические занятия

Анатомо-физиологические основы выделения и репродукции

2

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Конспектирование учебной литературы.

Составление тестовых заданий.

Подготовка наглядно-дидактического материала.

1

Тема 8.2.

Строение и функции органов половой системы

^ Содержание учебного материала

4

1

Процесс ово- и сперматогенеза. Мужской и женский половой цикл. Механизм движения яйцеклетки из яичника в матку. Оплодотворение яйцеклетки. Механизм движения сперматозоидов.

1,2

2

Критерии оценки процесса репродукции – развитие вторичных половых признаков, менструаций, возможность наступления и развития беременности.

3

Женские половые органы – внутренние (яичники, маточные трубы, матка, влагалище) и наружные (большие и малые половые губы, клитор, девственная плева).

4

Молочная железа – функция, расположение, внешнее строение, строение дольки.

5

Мужские половые органы – внутренние (яичко, придаток яичка, семявыносящий проток, семенные пузырьки, предстательная железа, куперовы железы) и наружные (половой член, мошонка).

^ Лабораторные работы

0




Практические занятия

Анатомо-физиологические основы выделения и репродукции

2

^ Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

Поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации.

Оформление санбюллетней.

Конспектирование учебной литературы.

Работа с банком тестов.

Составление кроссвордов.

1

Всего:

120


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
^

3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Анатомии и физиологии человека. Он же может являться и лабораторией для выполнения практических занятий.


Оборудование учебного кабинета:

  1. Доска классная

  2. Стол и стул для преподавателя

  3. Столы и стулья для студентов

  4. Шкафы


Технические средства обучения:

  1. Компьютер

  2. DVD–проигрыватель

  3. Мультимедийная установка

  4. Интерактивная доска


Оборудование лаборатории и рабочих мест:

  1. Фонендоскоп 1

  2. Тонометр

  3. Микроскоп с набором объективов

  4. Спирометр

  5. Динамометр

  6. Скелет туловища с тазом

  7. Набор костей черепа: лобная, затылочная, клиновидная, теменная, височная, решетчатая, скуловая, верхняя челюсть, нижняя челюсть, основание черепа, череп целый, череп с разрозненными костями

  8. Набор костей туловища: ребра, грудина, набор позвонков, крестец

  9. Набор костей верхней конечности: ключица, лопатка, плечевая, локтевая, лучевая, кисть, кисть комплект из 27 костей

  10. Набор костей нижней конечности: газ, бедренная, большеберцовая, малоберцовая, стопа

  11. Оси вращения суставов: плечевого, грудино-ключичного, локтевого, коленного

  12. Кости на планшете: скелет верхней конечности, скелет стопы, стелет кисти, позвоночный столб, скелет нижней конечности

  13. Мышцы (муляж – планшеты): мышцы головы и шеи, мышцы туловища, мышцы стопы, мышцы кисти, мышцы верхней и нижней конечности

  14. Нервная система: головной мозг (модель), головной мозг (планшет), головной мозг (сагитт. разрез), спинной мозг (планшет), солнечное сплетение (муляж)

  15. Железы (на планшете): поджелудочная, щитовидная, околощитовидная, яички, яичники, предстательная, вилочковая, шишковидная, надпочечники, придаток мозга - гипофиз

  16. Кровообращение: сердце (модель), фронтальный разрез сердца (на планшете), схема кровообращения человека (на план.)

  17. Система дыхания: легкие (модель), бронхиальное дерево (сегментарные бронхи), органы дыхания и средостения (муляж), органы средостения (муляж),гортань (модель)

  18. Органы пищеварения (на планшете): пищеварительная система, кишечник, ворсинки тонкой кишки, печень (муляж), пищеварительная система (модель)

  19. Мочевыделительная система: почки (на планшете), мочевыделительная система (на планшете)

  20. Органы грудной и брюшной полости: мужской таз (сагиттальный разрез), женский таз (сагиттальный разрез), торс человека (модель), сагиттальный разрез головы и шеи, топография кисти рук, топография головы и шеи.

  21. Лимфатическая система ( на планшете): сенсорные системы - кожа (на планшете), глаз (увеличенная модель), ухо (модель), полукружные каналы с улиткой и т.д.

  22. Таблицы (плакаты) по темам



^

3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.


Основные источники:

  1. Самусев Р.П., Липченко В.Я. Атлас нормальной анатомии человека.- М.: ООО «Издательство ОНИКС»: ООО «Мир и образование», 2008

  2. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека .– Ростов н/Д: Феникс, 2005.


Дополнительная литература:

  1. Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А. Анатомия и физиология. Учебник для медицинских колледжей – М.: «Геотир-Медиа», 2008

  2. Горелова Л.В. Анатомия в схемах и таблицах – Ростов н/Д: Феникс, 2006


Интернет – ресурсы, электронные учебные пособия и учебники:

  1. www.e-anatomy.ru

  2. www.anatomus.ru

  3. www.spravochnic-anatomia.ru

  4. www.fiziologiyacheloveka.ru

  5. Мое тело. Анатомия и физиология человека. Интерактивная энциклопедия.

  6. Иващук В.В. Первая помощь до приезда врача. Дополнительное пособие по курсу ОБЖ, 2006-2009г. Электронное пособие.

  7. Первая медицинская помощь 2006, DVD.
^

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.





^ Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

  • ориентироваться в топографии и функциях органов и систем, включая в себя:

  • определять и различать виды тканей по таблицам и в атласе;

  • обоснованно определять, называть и показывать на скелете основные части костей, их анатомические образования с функциональной оценкой;

  • демонстрировать на муляжах и планшетах мышцы различных функциональных групп;

  • определять, называть и показывать отделы нервной системы, детали их анатомического строения;

  • демонстрировать в атласе и на муляжах анатомические структуры органов чувств;

  • называть и показывать железы внутренней секреции на муляжах и таблицах;

  • показывать на муляжах и таблицах структуры сердечно-сосудистой системы;

  • исследовать пульс, измерять АД;

  • различать форменные элементы и группы крови по микротаблицам;

  • определять, называть и показывать на планшетах органы дыхательной системы и детали их анатомического строения;

  • определять частоту дыхания и жизненную емкость легких;

  • определять, называть и показывать на планшетах органы пищеварительной системы, их топографию и анатомические образования;

- демонстрировать проекцию органов пищеварительного тракта на переднюю брюшную стенку на человеке;

  • оценивать состав, свойства и значение пищеварительных соков и ферментов в них содержащихся;

  • обоснованно составлять режим питания, распределять суточный рацион;

- определять, называть и показывать на планшетах детали анатомического строения органов мочевой системы и объяснять их функции;

  • определять, называть и показывать на плакатах органы половой системы, анатомические образования с анализом функции.


Усвоенные знания:

  • основные закономерности развития и жизнедеятельности организма;

  • строение тканей, органов и систем, их функции, включая в себя:

  • основные термины, определяющие положение органов, их частей в теле;

  • анатомическое строение, местоположение, функции различных видов тканей;

  • анатомическое строение скелета, его определение и функции;

  • анатомическое строение мышц, классификация, функциональная характеристика мышц отдельных областей тела человека;

  • значение, принципы строения, функциональная анатомия отделов центральной и вегетативной нервной системы;

  • структура, представляющие отделы сенсорных систем человека;

  • функциональная анатомия органов чувств;

  • анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль желез внутренней секреции;

  • анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов сердечно-сосудистой системы;

  • анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов лимфатической системы;

  • состав и функции крови;

  • анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов иммунной системы;

  • анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов дыхания;

  • анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль и физиология органов пищеварения;

  • обмен веществ: белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей, витаминов;

  • анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов мочевой системы;

  • анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов половой системы.

Текущий контроль:

    • письменный опрос

    • собеседование

    • компьютерное тестирование

    • решение ситуационных задач

    • оценка точности и полноты выполнения индивидуальных домашних заданий, заданий в рабочей тетради и заданий по практике

    • наблюдение за процессом выполнения заданий по практике

    • проверка умений демонстрации анатомических образований органов на муляжах, планшетах и таблицах


^ Итоговый контроль – экзамен, который рекомендуется проводить по окончании изучения учебной дисциплины. Экзамен включает в себя контроль усвоения теоретического материала (в виде тестирования) и контроль усвоения практических умений.


Критерии оценки итогового экзамена:

  • уровень усвоения студентами материала, предусмотренного учебной программой дисциплины;

  • уровень умений, позволяющих студенту ориентироваться в топографии и функциях органов и систем;

  • обоснованность, четкость, полнота изложения ответов;

  • уровень информационно-коммуникативной культуры.










Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Примерная программа учебной дисциплины оп. 02 Анатомия и физиология человека 2012 г icon Примерная программа учебной дисциплины оп. 03. Анатомия и физиология человека

Примерная программа учебной дисциплины оп. 02 Анатомия и физиология человека 2012 г icon Примерная программа учебной дисциплины анатомия и физиология человека по специальности 060604. 51

Примерная программа учебной дисциплины оп. 02 Анатомия и физиология человека 2012 г icon Примерная программа учебной дисциплины анатомия и физиология человека с курсом биомеханики зубочелюстной

Примерная программа учебной дисциплины оп. 02 Анатомия и физиология человека 2012 г icon Примерная программа дисциплины «Анатомия, физиология и основы балетной медицины»

Примерная программа учебной дисциплины оп. 02 Анатомия и физиология человека 2012 г icon Примерная программа дисциплины «Анатомия, физиология и основы балетной медицины»

Примерная программа учебной дисциплины оп. 02 Анатомия и физиология человека 2012 г icon Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность

Примерная программа учебной дисциплины оп. 02 Анатомия и физиология человека 2012 г icon Рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Примерная программа учебной дисциплины оп. 02 Анатомия и физиология человека 2012 г icon Примерная программа дисциплины «Анатомия, физиология, биомеханика и основы медицины в хореографии»

Примерная программа учебной дисциплины оп. 02 Анатомия и физиология человека 2012 г icon Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б 02. Анатомия человека

Примерная программа учебной дисциплины оп. 02 Анатомия и физиология человека 2012 г icon Рабочая программа учебной дисциплины анатомия Брянск 2012

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина