
СоставителИ:
С.А.Алексеев, заведующий кафедрой общей хирургии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;
А.И.Лемешевский, доцент кафедры общей хирургии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент
Рецензенты:
Кафедра хирургических болезней №2 с курсом детской хирургии Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет»;
Ю.М.Гаин, проректор по научной работе Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», доктор медицинских наук, профессор
^
Кафедрой общей хирургии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»
(протокол № 4 от 26. 10.2010 г.);
Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»
(протокол № 6 от 23.02.2011 г.);
Секцией по специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию
(протокол № 2 от 24.02.2011 г.)
^
«Хирургические болезни» – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики по разделам общей хирургии и частной хирургической патологии. Полученные знания позволят студентам медико-профилактического факультета ориентироваться в основных разделах хирургии, развить клиническое мышление, приобрести хирургические и общемедицинские навыки, усвоить этические и деонтологические аспекты профессии врача.
Типовая программа разработана в соответствии с нормативными документами:
образовательным стандартом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» (ОС РБ 1-79 01 03-2008), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2008 г. № 40;
типовым учебным планом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» (регистрационный № L 79-008/тип.), утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 16 апреля 2008 г.
Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции.
Цель преподавания дисциплины «Хирургические болезни» состоит в формировании знаний, которые позволят овладеть основными принципами диагностики и лечения хирургических заболеваний.
Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляют:
принципы десмургии, асептики и антисептики, основы гемотрансфузиологии, диагностики кровотечений, методики гемостаза и компенсации кровопотери;
общие положения анестезиологии и реаниматологии, пластической хирургии, онкологии и трансплантологии, основные принципы диагностики и лечения гнойных хирургических заболеваний, расстройств периферического кровообращения;
основы диагностики, лечения и профилактики отдельных ургентных хирургических заболеваний;
навыки, необходимые для оказания первичной медицинской помощи пациентам с острыми хирургическими заболеваниями, травмами и неотложными состояниями.
Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в знании и применении:
умений выявлять симптомы хирургических заболеваний;
методов диагностики ряда хирургических заболеваний;
методов овладения приемами первичной медицинской помощи при развитии ряда состояний, угрожающих жизни пациента, а также решении вопросов о месте обследования и лечения пациента с признаками хирургического заболевания.
Преподавание и успешное изучение хирургических болезней осуществляется на базе приобретенных студентами знаний и умений по разделам следующих дисциплин:
^ Знание латинских и греческих словообразовательных элементов и определенного минимума терминологии на латинском языке.
Медицинская биология и общая генетика. Биологические основы жизнедеятельности человека. Биология клетки. Размножение. Протозоология. Биология простейших.
^ Медицинские приборы и аппаратура, используемые в хирургии.
Анатомия человека. Строение тела человека, составляющих его систем, органов, тканей, половые и возрастные особенности организма.
^ Методы гистологических и цитологических исследований. Кровь и лимфа. Рыхлая соединительная ткань. Эпителиальные ткани. Органы кроветворения и иммунной защиты (центральные и периферические), строение, иммуногенез.
^ Основные физиологические функции органов и систем человеческого организма.
Фармакология. Основные принципы действия лекарственных веществ. Антибактериальные и противопаразитарные средства.
^ Воспаление – понятие и биологическая сущность.
Патологическая физиология. Учение о патогенезе. Болезнетворное воздействие факторов внешней среды (биологические факторы – вирусы, бактерии, простейшие). Роль реактивности организма в патологии.
^ Бактериологические и иммунологические методы диагностики хирургических инфекций. Микробиологические основы химиотерапии и антисептики.
^ и оперативная хирургия. Хирургический инструментарий. Техника выполнения наиболее распространенных оперативных вмешательств.
Структура учебной программы дисциплины включает два раздела: общую хирургию и частную хирургию.
^
Студент должен знать:
правила подготовки пациента и операционного поля к операции, методы дезинфекции и стерилизации инструментов, перевязочного материала, перчаток, обработки рук при проведении хирургических вмешательств;
основные антисептики, применяемые для профилактики инфицирования в лечении пациентов;
местные и общие признаки травматических повреждений (механических, термических, химических, лучевых ожогов и отморожений);
основы асептики и антисептики, методы контроля за стерильностью;
общие и местные симптомы кровотечений, основы гемотрансфузиологии;
основы общего и местного обезболивания, реанимации;
клиническую картину, основы диагностики и лечения хирургических заболеваний, особенности обследования пациентов;
технику первичной и вторичной хирургической обработки ран, этапы местного лечения гнойных воспалительных процессов;
уметь:
осуществлять дезинфекцию и стерилизацию инструментария, перевязочного материала, перчаток;
обрабатывать руки при подготовке к хирургическому вмешательству;
готовить пациента и операционное поле к операции;
производить различные виды местного обезболивания с использованием современных анестетиков;
накладывать повязки различных типов и видов;
применять способы временной остановки кровотечения;
определить группу и резус-принадлежность крови пациента, подготовить систему для переливания донорской крови, компонентов, препаратов крови и кровезаменителей.
^ При организации обучения рекомендуются традиционные формы и методы обучения студентов: лекции, практические занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы. Практические занятия рекомендуется проводить с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций учебного материала, видеофильмов), ресурсов компьютерного класса и Internet после выяснения исходного уровня знаний студентов.
Практические занятия проводятся на клинических базах университета. Необходимым условием организации практических занятий является ознакомление студентов с требованиями санитарно-противоэпидемического режима, правилами внутреннего трудового распорядка, техникой безопасности.
Следует предусмотреть самостоятельную работу студентов под руководством преподавателя в палатах, диагностических кабинетах, перевязочной, процедурной и операционной.
Организация самостоятельной работы студентов рекомендуется в формах:
клинического разбора истории болезни с обоснованием диагноза;
проведения самостоятельной учебной курации пациента;
решения ситуационных задач;
получения и внесения в историю болезни результатов лабораторных и инструментальных исследований с использованием персонального компьютера.
Контроль знаний студентов рекомендуется осуществлять путем опроса, бесед, тестирования и решения ситуационных задач. Текущая аттестация проводится в соответствии с типовым учебным планом в форме зачета.
Распределение бюджета учебного времени по семестрам
Шифр, название
специальности
|
Семестр
|
Количество часов учебных занятий
|
Форма
аттестации
|
всего
|
аудиторных
|
из них
|
лекций
|
лабораторных
|
практических
|
семинаров
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1-79 01 03 Медико-профилактическое дело
|
7
|
96
|
58
|
18
|
–
|
40
|
–
|
зачет
|
8
|
116
|
83
|
18
|
–
|
65
|
–
|
зачет
|
Всего часов
|
|
212
|
141
|
36
|
–
|
105
|
–
|
|
^
Наименование раздела (темы)
|
Количество часов
аудиторных занятий
|
лекций
|
практических
|
1. Общая хирургия
|
18
|
40
|
1.1. Введение в хирургию. Десмургия
|
2
|
5
|
1.2.Антисептика и асептика
|
2
|
5
|
1.3. Кровотечения и кровопотеря. Переливание препаратов крови и кровезамещающих растворов
|
2
|
5
|
1.4. Особенности обследования пациентов с хирургическими заболеваниями. Хирургическая операция
|
–
|
5
|
1.5. Общие вопросы анестезиологии и реаниматологии
|
2
|
5
|
1.6. Раны. Хирургия повреждений
|
2
|
5
|
1.7. Общие и частные вопросы хирургической инфекции
|
4
|
5
|
1.8. Основы онкологии, пластической хирургии и трансплантологии
|
4
|
5
|
^ |
18
|
65
|
2.1. Гнойные заболевания легких и плевры
|
2
|
5
|
2.2. Заболевания сосудов
|
2
|
5
|
2.3 Омертвения
|
–
|
5
|
2.4. Заболевания щитовидной железы
|
2
|
5
|
2.5. Заболевания молочных желез
|
2
|
5
|
2.6. Острый аппендицит
|
2
|
5
|
2.7. Заболевания желчного пузыря и желчных протоков
|
2
|
5
|
2.8. Заболевания поджелудочной железы
|
2
|
5
|
2.9. Осложнения язвы желудка и 12-ти перстной кишки
|
2
|
5
|
2.10. Грыжи
|
2
|
5
|
2.11. Кишечная непроходимость
|
–
|
5
|
2.12. Перитонит
|
–
|
5
|
2.13. Заболевания прямой кишки и параректальной клетчатки
|
–
|
5
|
Всего часов
|
36
|
105
|
СОДЕРЖАНИЕ учебного материала
^ Понятие о хирургии. Деонтология в хирургии. История развития хирургии. Развитие хирургии в Беларуси.
Десмургия. Общие принципы наложения повязок. Косыночные повязки. Пращевидные повязки. Клеевые повязки. Лейкопластырные повязки. Бинтовые повязки на голову, шею, конечности.
^ История развития антисептики. Виды современной антисептики. Задачи и методы механической антисептики: туалет раны и первичная хирургическая обработка ран. Современные методы физической антисептики: дренирование ран и полостей, применение ультрафиолетового излучения, медицинских лазеров, вакуумирования ран, гипербарической оксигенации, аэротерапевтических установок. Химическая антисептика: требования к химическим антисептикам, группы и методы их применения. Биологическая антисептика: антибиотики, энзимотерапия, иммунотерапия. Смешанная антисептика.
Асептика. История развития асептики, ее значение в современных условиях. Экзогенная и эндогенная инфекция. Профилактика воздушной, капельной, контактной и имплантационной инфекции.
Организация хирургического отделения. Палаты и их оборудование. Операционный блок, перевязочная и процедурная: устройство и оборудование. Уборка операционной и перевязочной. Поведение персонала и студентов в операционной. Устройство и оборудование хирургического кабинета в поликлинике. Хирургические инструменты, уход за ними и стерилизация. Перевязочный материал и его основные свойства. Подготовка перевязочного материала и белья к стерилизации. Автоклав, сухожаровой шкаф, пароформалиновая камера: устройство, характеристика, параметры работы. Стерилизация перчаток, шовного материала, трансплантатов. Обработка рук врача-хирурга, подготовка операционного поля. Понятие о госпитальной инфекции. Профилактика ВИЧ-инфекции в отделениях хирургического профиля.
^
Определение, классификация, патогенез, клиническая картина. Реакция организма на кровотечение. Факторы, способствующие самостоятельной остановке кровотечения. Временные методы остановки кровотечения. Окончательные методы остановки кровотечения: механические, физические, химические, биологические. Причины смерти при кровопотере.
Гемотрансфузия: определение, методы. История переливания крови. Изогемагглютинация. Группы крови. Rh-Hr-факторы. Методика определения группы и Rh-принадлежности крови. Консервирование донорской крови и ее хранение. Компоненты и препараты крови. Показания и противопоказания к переливанию цельной донорской крови, компонентов и препаратов крови. Определение годности консервированной донорской крови, компонентов и препаратов крови для переливания. Пробы на индивидуальную совместимость, методы и этапы гемотрансфузии. Механизм действия консервированной донорской крови, компонентов и препаратов крови. Ошибки и осложнения при гемотрансфузиях, их профилактика и лечение. Кровезамещающие растворы: классификация, характеристика основных групп, показания и противопоказания к переливанию. Осложнения при переливании кровезаменителей, их профилактика и лечение.
^
Особенности обследования пациентов с острыми и хроническими хирургическими заболеваниями, онкологическими процессами и травмой. Общее представление о современных методах диагностики хирургических заболеваний.
Хирургические вмешательства. Виды хирургических вмешательств, анатомическое и физиологическое обоснование их. Малоинвазивные операции.
Предоперационный период. Обследование пациента, подготовка его к плановому и экстренному оперативному вмешательству. Особенности наблюдения за состоянием пациента во время операции.
Послеоперационный период. Уход за пациентами после операции. Характеристика неосложненного послеоперационного периода. Послеоперационные осложнения, диагностика, лечение, профилактика.
^
Общая хирургия: учебник. В 2 т. / Г.П. Рычагов [и др.] Минск : Выш. шк., 2008. 978 с.
Рычагов, Г.П. Ситуационные задачи и тестовые вопросы по общей хирургии: учеб. пособие / Г.П. Рычагов, В.Е. Кремень. 2-е изд. Минск : АСАР, 2006. 480 с.
Хирургические болезни: учеб. для студентов мед. вузов / М.И. Кузин [и др.]. 3-е изд. М. :Медицина, 2006. 784 с.
Дополнительная:
Алексеев, С.А. Абдоминальный хирургический сепсис: монография / Минск: Юнипак, 2005. 256 с.
Военно-полевая хирургия: учебник для студ. мед. вузов / С.А. Жидков [и др.]; Минск : БГМУ, 2008. 350 с.
Косинец, А.Н. Инфекция в хирургии: учебное пособие / А.Н. Косинец, Ю.В. Стручков, Витебск : 2004. 510 с.
Шотт, А.В. Курс лекций по частной хирургии / А.В. Шотт, В.А. Шотт. Минск. : ООО «Асар», 2004. 528 с.
Общая хирургия: учебник / В. К. Гостищев. 4-е изд. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 848 с.
Общая хирургия: учеб. пособие для мед. вузов / С.В.Петров. 3-е изд. М.: Гэотар-медиа, 2007. 768 с.
Ковалев, А. А. Общая хирургия: курс лекций: учеб. пособие / М. : МИА, 2009. 648 с.
Общая хирургия: учеб.-метод. пособие / Г.П.Рычагов [и др.]. Минск: МГМИ, 2000. 261 с.
Хирургические инфекции: практ. рук. / М.М. Абакумов [и др.]. М.: Литтерра, 2006. 735 с.
Примерный перечень лекций
7-й семестр
Введение в хирургию. История хирургии. Организация хирургической помощи.
Асептика. Антисептика.
Основы гемотрансфузиологии. Кровезаменители.
Основы анестезиологии и реаниматологии.
Общие вопросы травматологии. Травматический шок. Синдром длительного сдавления.
Общие вопросы хирургической инфекции. Септицемия.
Острая и хроническая специфическая хирургическая инфекция.
Общие вопросы онкологии.
Основы пластической хирургии и трансплантологии.
8-й семестр
Гнойные заболевания легких и плевры
Заболевания сосудов.
Заболевания щитовидной железы
Заболевания молочных желез
Острый аппендицит
Заболевания желчного пузыря и желчных протоков
Заболевания поджелудочной железы
Осложнения язвы желудка и 12-ти перстной кишки
Грыжи
Примерный перечень практических занятий
7-й семестр
Введение в хирургию. Десмургия.
Антисептика и асептика.
Кровотечения и кровопотеря. Методы временной и окончательной остановки кровотечений.
Обследование пациентов с хирургическими заболеваниями. Хирургическая операция. Предоперационный и послеоперационный период.
Основы реаниматологии и анестезиологии.
Раны. Хирургия повреждений.
Общие и частные вопросы хирургической инфекции.
Основы онкологии, пластической хирургии и трансплантологии.
8-й семестр
Гнойные заболевания легких и плевры.
Заболевания сосудов.
Омертвения.
Заболевания щитовидной железы.
Заболевания молочных желез.
Острый аппендицит.
Заболевания желчного пузыря и желчных протоков.
Заболевания поджелудочной железы.
Осложнения язвы желудка и 12-ти перстной кишки.
Грыжи.
Кишечная непроходимость.
Перитонит.
Заболевания прямой кишки и параректальной клетчатки.
Примерный перечень практических навыков
Уметь использовать типовые виды бинтовых повязок: круговая, ползучая, спиральная, спиральная с перегибом, крестообразная, колосовидная, «черепашья», возвращающаяся.
Наложить мягкую бинтовую повязку на любую часть тела с пояснением правил наложения бинтовых повязок.
Наложить компрессионную повязку на нижнюю конечность.
Наложить окклюзионную повязку при открытом пневмотораксе. Наложить повязку при множественных «флотирующих» переломах ребер.
Подготовить трубчатый бинт для наложения повязки на голову, конечности и наложить его.
Наложить согревающий компресс на ухо и область локтевого сгиба.
Вымыть руки с мылом и обработать кисти рук содержащим спирт антисептиком по европейскому стандарту.
Вымыть и обработать руки, надеть стерильную маску, халат, перчатки перед операцией.
Выполнить обработку операционного поля и отграничить его стерильным материалом.
Оценить стерильность инструментов, перевязочного материала и операционного белья, прошедших стерилизацию в сухожаровом шкафу и в автоклаве.
Определить пульс на магистральных артериях, пояснить определение их локализации.
Произвести временную остановку кровотечения при ранении магистральных артерий.
Выполнить венепункцию на предплечье (на фантоме).
Пояснить порядок определения группы крови и записи результата в историю болезни.
Пояснить порядок определения резус-совместимости и индивидуальной совместимости по АВО-системе крови реципиента и донора.
Определить годность для гемотрансфузии донорской крови, эритроцитной массы, свежезамороженной плазмы.
Провести биологическую пробу при переливании препаратов крови, кровезаменителей.
Отобрать кровезаменители из разных групп.
Подготовить систему для внутривенного вливания растворов.
Оказать первичную медицинскую помощь при закрытых повреждениях мягких тканей: ушибах, разрывах, растяжениях.
Перевязать послеоперационную рану, снять швы на муляже.
Выбрать средства иммобилизации. Провести иммобилизацию нижней и верхней конечности, таза, позвоночника.
Определить наличие симптомов, указывающих на наличие свободного газа в брюшной полости.
Определить наличие симптомов, указывающих на наличие свободной жидкости в брюшной полости.
Определить наличие основных симптомов раздражения брюшины, симптомов острого аппендицита, холецистита и панкреатита.
Выполнить набор инъекционных препаратов в шприц и пояснить технику его проведения. Выполнить внутрикожную, подкожную, внутримышечную инъекции на муляже.
Оказать помощь пациенту с западением языка.
Выполнить искусственную вентиляцию легких методом «рот в рот», «рот в нос» и с помощью мешка Амбу (на фантоме).
Произвести закрытый массаж сердца (на фантоме).
Собрать набор для пункции плевральной полости при пневмотораксе и гемотораксе, наметить типичные точки для их выполнения.
Собрать набор для катетеризации мочевого пузыря и пояснить технику ее выполнения.

|