Перечень экзаменационных вопросов по курсу
«Анатомия, физиология и патология органов зрения, слуха и речи».
Введение в анатомию, физиологию и патологию органов зрения, речи и слуха. Цели, задачи и место среди других отраслей медицинских знаний. История и пути развития отечественной отоларингологии.
Слуховой анализатор: анатомия, физиологические основы работы слухового анализатора.
Вестибулярный анализатор: анатомия. Физиология и возрастные особенности онтогенетического развития.
Острое гнойное воспаление среднего уха. Мастоидит. Антротомия.
Хроническое гнойное воспаление среднего уха. Радикальная операция. Тимпанопластика.
Негнойные заболевания уха: острый и хронический катар среднего уха, кохлеарный неврит, отосклероз, болезнь Меньера.
Морфолого – физиологические особенности носа и околоносовых пазух. Дефекты и деформации наружного носа, искривление перегородки носа. Носовое кровотечение, фурункул, острый ринит.
Хронический ринит. Параназальный синусит. Риногенные осложнения.
Морфолого – физиологическая характеристика лимфаденоидного глоточного кольца. Классификация тонзиллитов. Ангина. Поражение миндалин при острых инфекционных заболеваниях и заболеваниях системы крови.
Хронический тонзиллит и его значение в клинике внутренних болезней. Гиперторофия небных и глоточной миндалин.
Структурные особенности и функции гортани. Певческий голос. Отек и стеноз гортани.
Ларингит. Острый ларинготрахеит у детей. Интубация и трахеотомия.
Опухоли и инфекционные гранулемы верхних дыхательных путей и уха.
Особенности строения глазного яблока у детей.
Методы офтальмологического обследования.
Аномалии рефракции и аккомодации. Нарушение зрения (миопия, астигматизм, гиперметропия).
Аномалии зрачка и радужной оболочки. Нарушения глазодвигательной функции и косоглазие (страбизм, гетеротрофия, тропия, фория, пучеглазие).
Аномалии зрительного нерва. Изменения внутриглазного давления. Заболевания сетчатки и стекловидного тела. Аномалии глазницы. Травмы глаза.
Профессиональный отбор и экспертиза при патологии органов зрения, слуха и речи.
Гигиена зрения. Условия формирования сохранного зрения. Причины дальнозоркости и близорукости, степень снижения зрения и влияние на характер и поведение ребенка. Профилактика этих состояний. Косоглазие, причины возникновения, раннее выявление и методы медицинского воздействия. Цветоощущение. Причины возникновения расстройств цветоощущения. Гигиенические требования к освещенности рабочего места, к просмотрам диафильмов и телевизионных передач. Расположение экрана, дальность расстояния, длительность просмотра фильмов.
Гигиена органов дыхания и голосового аппарата. Особенности строения верхних дыхательных путей и голосовых связок у детей; состояние слизистых. Значение носового дыхания. Воспалительные процессы в носоглотке. Аденоиды и нарушение носового дыхания. Дыхание через рот и его отрицательное значение.
Заболевания органов дыхания: острые воспалительные процессы (ОРЗ), бронхиты, трахеиты, пневмония. Осложнения: бронхиальная астма, отиты, аденоиды, ангины. Переход воспалительного процесса из носоглотки на голосовой аппарат, нарушение силы и тембра голоса, охриплость.
Профилактика заболеваний дыхательных путей. Закаливание детей с раннего детского возраста. Занятия физкультурой. Одежда для прогулок. Сон на свежем воздухе. Гигиенические условия в детских учреждениях: проветривание помещений, влажная уборка помещений. Раннее выявление заболевших детей и своевременное лечение.
Профилактика голосового аппарата у детей. Значение речевого режима в детских учреждениях. Возрастной аспект использования голосового напряжения. Не допускать длительного крика, в зимнее время не выходить на улицу сразу из теплого помещения, не употреблять на улице холодную воду, мороженое. Педагогические занятия с детьми с учетом соблюдения голосового режима. Подбор песен и стихотворений с учетом возрастных групп
|