ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ТГПУ)
УТВЕРЖДАЮ
Директор ИК ТГПУ
______________________
«______» _________________ 2008 г.
П Р О Г Р А М М А Д И С Ц И П Л И Н Ы
Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения
ОПД. Ф. 11
1. Цели и задачи дисциплины
Изучение строения и функционирования органов слуха, речи, зрения;
Изучение возрастных особенностей этих органов у детей разного возраста;
Ознакомление с наиболее часто встречающейся патологией органов слуха, речи, зрения и причинами тугоухости, глухоты, нарушения речи и зрения;
Ознакомление с методами исследования слуховых, речевых и зрительных функций у взрослых и детей;
Ознакомление с методами коррекции и компенсации слуха и зрения для развития речи и психического развития ребенка.
^
После изучения данного курса студенты должны:
1. Знать строение органов слуха, речи, зрения;
2. Знать физиологию органов слуха, речи, зрения;
3. Знать возрастные особенности органов слуха, речи, зрения;
4. Уметь провести исследование слуховых, речевых и зрительных функций у ребенка
5. Знать этиологию, патогенез, клинику врожденной и приобретенной патологии органов слуха, речи, зрения;
6. Знать основные направления лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы при патологии органов слуха, речи, зрения;
7. Иметь навыки по профилактике нарушений и охране органов слуха, речи, зрения.
^
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестры
|
|
|
1 2 3
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
120
|
|
|
120
|
|
Аудиторные занятия
|
54
|
|
|
54
|
|
Лекции
|
36
|
|
|
36
|
|
Практические занятия и семинары
|
18
|
|
|
18
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
|
|
И (или) другие виды аудиторных занятий
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа
|
66
|
|
|
66
|
|
Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
|
|
Расчетно-графические работы
|
|
|
|
|
|
Реферат
|
|
|
|
|
|
И (или) другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
|
Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
|
Экзамен
|
|
|
Экзамен
|
|
4. Содержание дисциплины
^
№
п/п
|
Раздел дисциплины
|
Лекции
|
Практические и семинарские
занятия
|
Лабораторные занятия
|
1
|
Анатомия, физиология и патология органов слуха
|
12
|
6
|
|
2
|
Анатомия, физиология и патология органов речи
|
14
|
6
|
|
3
|
Анатомия, физиология и патология органов зрения
|
10
|
6
|
|
|
^
|
36
|
18
|
|
|
|
|
|
|
^
Общая характеристика сенсорных систем (анализаторов). Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Строение кортиева органа. Звук его характеристика, распространение звука в среде, понятие о резонансе. Механизм восприятия звуковых колебаний. Проводящие пути и корковый отдел слуховой сенсорной системы. Костная проводимость звука. Чувствительность слуховой сенсорной системы, слуховая адаптация, слуховое утомление. Возрастные особенности строения и функционирования органа слуха. Методы исследования слуха у взрослых и особенности исследования слуха у детей. Значение слуха для развития речи и общего психического развития.
Патология наружного, среднего и внутреннего уха, ее связь речевыми нарушениями. Классификация стойких нарушений слуха у детей и особенности речевого развития детей с нарушениями слуха. Методы компенсации нарушенной слуховой функции у детей. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушении слуха у детей.
^ Понятие о периферическом и центральном отделах речевого аппарата. Дыхательный отдел речевого аппарата. Участие органов дыхания в речевой функции. Особенности дыхания при речи. Возрастные особенности органов дыхания.
Артикуляционный отдел речевого аппарата. Активные и пассивные органы артикуляции. Значение для звукопроизношения анатомо-физиологических особенностей губ, десен, зубов, мягкого и твердого неба, возрастные особенности этих отделов. Строение и функции языка, мышцы языка, их значение. Роль языка в речевой функции.
Голосовой отдел речевого аппарата. Гортань, ее местоположение, строение, хрящи гортани. Эластический конус, голосовые связки (ложные и истинные), голосовая щель. Наружные и внутренние мышцы гортани, их значение, функции гортани. Возрастные и половые особенности гортани. Механизм голосообразования, особенности механизма шепота, фальцета. Характеристика голоса: сила, высота, тембр.
Резонаторный отдел речевого аппарата. Понятие о надставной трубе, ее отделы. Строение и функции полости носа, придаточные пазухи носа, их значение. Строение и функции отделов глотки (носоглотки, ротоглотки, гортанной части). Глоточное лимфоидное кольцо, его значение. Возрастные особенности резонаторного отдела речевого аппарата.
Особенности исследования органов речи у детей.
Патология органов речи у детей, аномалии развития, повреждения и заболевания, их влияние на голосо- и речеобразование.
. Роль педагога и воспитателя в лечебно-коррекционной работе при нарушениях речи у детей. Значение социальной среды для развития речи у детей.
^
Строение глаза, вспомогательного аппарата глаза. Оптическая система глаза, построение изображения на сетчатке глаза. Аккомодация глаза, ее механизм. Строение и функции сетчатки глаза. Функциональное значение палочек и колбочек. Цветовое зрение, острота зрения, поле зрения, бинокулярное зрение. Проводящие пути корковый отдел зрительной сенсорной системы. Возрастные особенности строения и функционирования зрительной сенсорной системы. Методы исследования зрительных функций у детей.
Врожденная и приобретенная патология органов зрения. Причины глубоких нарушений зрения у детей. Роль зрительного восприятия в формировании речи у тугоухих и глухих детей и их психофизическом развитии. Офтальмологические рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с той или иной патологией зрения. Гигиена и охрана зрения у детей. Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специальных учреждениях для детей с нарушениями зрения.
^
№ п/п
|
№ раздела дисциплины
|
Наименование практических работ
|
1
|
1
|
Изучение строения наружного, среднего и внутреннего уха, строения кортиева органа - 2 час.
Определение остроты слуха. Сравнение воздушной и костной проводимости звука у человека — 2 час.
Семинар «Патология органа слуха» -2 час.
|
2
|
2
|
Изучения строения и функций гортани, мышц гортани-- 2час.
Семинар «Артикуляционный и резонаторный отделы речевого аппарата» - 2 час.
Семинар «Патология органов речи»- 2 час.
|
3
|
3
|
Определение остроты зрения, исследование состояния бинокулярного зрения, цветового зрения у человека- 2 час.
Определение границ бесцветного и цветового полей зрения у человека- 2 час.
Семинар «Строение и функционирование зрительной сенсорной системы»- 2час.
|
^
Богомильский М.Р. Болезни уха, горла, нос: учеб. пособие /М.Р. Богомильский В.Р. Чистякова - М.: 2000.- 230 с.
Казионова Л.Ф. Физиология человека и животных. «Высшая нерная деятельность и сенсорные системы»: Практикум / Л.Ф.Казионова, С.В.Низкодубова, М.Л.Седокова; под ред. С.В.Низкодубовой.- Томск: Центр уч-метод лит-ры ТГПУ, 2005.- 76 с.
Леонтьева Н.Н Анатомия и физиология детского организма (основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опорно-двигательный аппарат): учеб. для вузов / Н.Н.Леонтьева, К.В.Маринова – М.: Просвещение,1986.- 287 с.
Нейман Л.Б. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учеб. для высш. учеб. заведений / Л.Б. Нейман, М.Р. Богомильский, под редакцией В.И.Селиверстова. Коррекционная педагогика. - М.: Гуманитарный изд. Центр «Владос», 2003.-224 с.
Низкодубова С.В. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учеб. пособие /С.В.Низкодубова , Н.С.Хоч — Томск.- 2004. - 169 с.
Основы физиологии человека: учеб. для вузов / Н.А.Агаджанян, И.Г.Власова и др.; под редакцией Н.А.Агаджаняна. - 2-е изд.-М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, -2001.- 409 с.
Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн.1 Физиология нервной, мышечной и сенсорных систем: учеб.для биол. и медиц. спец. вузов /А.Д.Ноздрачев, И.А.Баранникова, А.С.Батуева и др.; под редакцией проф. А.Д. Ноздрачева.- М.: Высшая школа, 1991.- 512 с.
Овчинников Ю.М, Гамов В.П. Болезни носа, глотки, гортани и уха: учеб. для мед.ин-тов / Ю.М. Овчинников, В.П. Гамов - М.: Медицина, 2005.- 540 с.
Физиология человека /п од редакцией чл.кор.АМН СССР Г.И.Косицкого.- Изд.3 перераб.и доп.- М.: Медицина, 1985.- 444 с.
^
Таблицы, муляжи, учебные кинофильмы и видеофильмы, компьютерные программы для промежуточного контроля знаний.
^
Влажные натуральные анатомические препараты органов речи, зрения, муляжи, учебные планшеты, таблицы, приборы для исследования слуховых и зрительных функций (периметр, прибор для исследования функций зрения, полихроматические таблицы, камертоны)
^
Для лучшего усвоения дисциплины необходимо использование разнообразного иллюстративного материала на лекциях и практических занятиях; проведение текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов.
8.1. Методические рекомендации преподавателю
Систематическая (ежегодная) переработка лекционного материала курса дисциплины с учетом данных современной науки.
Создание методических указаний, тестовых заданий для текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов на бумажном и электронном носителях.
Подготовка интерактивных презентаций лекций, использование при проведении лекций и практических занятий учебных фильмов, слайдов и демонстрационных опытов.
Для эффективного освоения дисциплины использовать в теоретическом и практическом курсах наглядные материалы (влажные препараты, муляжи, планшеты и др.) методического анатомического кабинета - музея ТГПУ.
8.2. Методические указания для студентов
Для освоения дисциплины студентам необходимо по каждому разделу:
Изучить литературные источники и выделить главные мысли в соответствии с контрольными вопросами в форме: резюме, тезисов, цитат, конспекта.
Подготовить устное выступление продолжительностью 3-5 минут, используя материалы учебных пособий, монографий, содержание лекционного материала, практических занятий, ресурсов Интернет.
Подготовить реферативную работу по предложенным темам, используя имеющиеся информационные материалы с учетом современных достижений науки и оформить ее на бумажных или электронных носителях.
Защитить перед аудиторией свою точку зрения по рассматриваемой проблеме.
Примерный перечень тем реферативных работ:
Строение, функции и патология наружного уха.
Строение, функции и патология среднего уха.
Строение, функции и патология внутреннего уха.
Обучение глухих и тугоухих детей
Строение, функции и патология артикуляционного отдела периферического речевого аппарата
Строение и функции гортани, механизм голосообразования.
Патология голосового отдела речевого аппарата.
Строение, функции и патология резонаторного отдела речевого аппарата.
Возрастные и половые особенности гортани.
Строение глаза. Оптическая система глаза.
Аккомодация, ее особенности у детей.
Строение, функции сетчатки глаза.
Близорукость, причины ее возникновения, профилактика, близорукости у детей.
Цветовое зрение, его нарушения.
Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушении слуха и речи у детей.
Примерный перечень вопросов к экзамену:
Общая характеристика сенсорных систем (анализаторов)
Строение и функции наружного уха, среднего уха, внутреннего уха.
Механизм возникновения слуховых ощущений. Механизм восприятия звуков разной высоты.
Костная проводимость звука, ее значение .
Проводящие пути и корковый отдел слуховой сенсорной системы.
Звук, его характеристики (физические и физиологические), виды.
Чувствительность слуховой сенсорной системы. Слуховая адаптация, слуховое утомление.
Возрастные особенности слуховой сенсорной системы.
Значение слуха для восприятия речи.
Исследование слуха у детей и взрослых (речью, камертонами, аудиометром).
Патология различных отделов органа слуха и связь ее с речевыми нарушениями.
Классификация стойких нарушений слуха у детей.
Методы компенсации нарушенной слуховой функции у детей.
Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушении слуха у детей.
Понятие о периферическом и центральном речевых аппаратах.
Дыхательный отдел речевого аппарата. Участие органов дыхания в речевой функции. Особенности дыхания при речи.
Артикуляционный отдел речевого аппарата. Роль пассивных и активных органов произношения в артикуляции гласных и согласных звуков.
Значение для звукопроизношения анатомо-физиологических особенностей губ, десен, зубов, мягкого и твердого неба, их возрастные особенности.
Строение и функции языка, мышцы языка, их значение, роль языка в образовании звуков.
Гортань как орган дыхания и голосообразования, ее строение (хрящи, суставы, мышцы, голосовые связки, голосовая щель).
Механизм голосообразования (фонация), особенности механизма шепота, фальцета.
Возрастные и половые особенности гортани.
Резонаторный отдел речевого аппарата. Понятие о надставной трубе.
Звуки речи, их образование (артикуляция). Роль резонаторов в речевой функции.
Патология органов речи у детей, аномалии развития, повреждения и заболевания, их влияние на голосо- и речеобразование.
Профилактика нарушений голоса и речи у детей. Роль педагога и воспитателя в лечебно-коррекционной работе при нарушениях речи у детей. Значение социальной среды для развития речи у детей.
Строение глаза и вспомогательного аппарата глаза. Оптическая система глаза. Построение изображения на сетчатке глаза. Аккомодация глаза, ее механизм.
Строение и функции сетчатки глаза, Роль палочек и колбочек.
Цветовое зрение. Острота зрения, поле зрения, бинокулярное зрение
Проводящие пути и корковый отдел зрительной сенсорной системы.
Возрастные особенности строения и функционирования зрительной сенсорной системы.
Исследования функций зрения.
Нарушения рефракции глаза: близорукость, дальнозоркость, профилактика близорукости у детей.
Врожденная и приобретенная патология органов зрения, этиология, клиника, профилактика.
Роль зрительного восприятия устной речи в развитии речевой функции тугоухих и глухих детей.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки специальности 031800 «Логопедия».
Программу составила:
Доцент кафедры МБД Казионова Л.Ф.
Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры_МБД_
протокол № __1__ от «29» августа 2008 г
Зав. кафедрой МБД _______________________ Низкодубова С.В.
Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ИПП ТГПУ
Председатель методической комиссии ИПП ____________ Батурина О.А.
Согласовано:
Декан ИПП _____________ Каюмова Е.А.
|