|
Скачать 167.19 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО от 2005г. Данная программа разработана для студентов 1 курса факультета естествознания в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта направление «050102 Биология». Данный предмет обеспечивает решение следующих задач:
В результате пройденного курса студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
Большое внимание в программе уделено нейрофизиологическим механизмам обучения и воспитания и сенсорным системам растущего организма. Впервые изучаются физиологические основы функциональной готовности ребёнка к обучению в школе, физиологические основы адаптации к школе и школьного стресса. Особое значение имеют индивидуальные задания, с помощью которых планируется закрепить теоретические знания и научиться гигиеническому анализу образовательной среды. Согласно учебному плану на курс обучения «Возрастная физиология » на ОЗО факультета естествознания отводится 12 часов обязательных аудиторных занятий, где 6 часов – лекционных, 6 – лабораторных занятий, а также 60 часов самостоятельной работы.
^
^ Тема 1. Предмет и содержание курса «Основы возрастной физиологии и школьной гигиены». Возрастная физиология и школьная гигиена как элементы системы педагогических наук. Предмет возрастной физиологии. Возрастная физиология – научная основа школьной гигиены. Роль физиологических и гигиенических знаний в активном и сознательном участии педагога в работе по охране здоровья детей и подростков, созданию оптимальных условий для их развития. Деятельность педагога по воспитанию у учащихся убеждения в необходимости активного отношения к своему здоровью. Основные этапы развития возрастной физиологии и школьной гигиены. ^ Организм человека как единое целое. Понятие о росте и развитии детского организма. Эндогенные и экзогенные регуляторы развития. Закономерности онтогенетического развития: принцип системогенеза, опережающего обеспечения, межсистемной и внутрисистемной гетерохронности, надёжности биологической системы. Половой диморфизм и обусловленность роста и развития полом. Роль наследственности и окружающей среды в онтогенезе человека. Роль матери на разных этапах развития ребёнка (мать – плод, мать – ребёнок), последствия материнской депривации. Филогенетическая зрелость и её критерии. Компенсация физиологической незрелости. Двигательная активность – мощный фактор роста и развития организма. Современная схема возрастной периодизации. Акселерация ретардация развития детей и подростков. Закономерности роста и развития – теоретическая основа гигиенического нормирования факторов окружающей среды для детей и подростков. Тема 3,4 Нервная система как ведущий регулятор роста и развития. Становление центральных и периферических отделов ЦНС. Нейрофизиологические механизмы обучения и воспитания. Структурно-физиологические особенности нервных клеток и нервных волокон, их возрастные изменения. Физиологические свойства нервной ткани: возбудимость и возбуждение, проводимость, лабильность. Рефлекс, как основная форма нервной деятельности. Рефлекторное кольцо. Принцип обратной связи. Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы. Нервный центр и его свойства. Иррадиация, индукция, доминанта. Особенности протекания иррадиации, индукции у детей, учёт этих особенностей в процессе обучения и воспитания. Учение А.А. Ухтомского о доминанте и её значении в управлении познавательной деятельностью учащихся. Увеличение стойкости доминантного очага с возрастом. ВНД и её возрастные особенности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов – основоположники учения о ВНД. Возрастные особенности условнорефлекторной деятельности: скорость образования, величина и устойчивость условных рефлексов. Ориентировочный рефлекс. Подражательный рефлекс. Торможение условных рефлексов. Безусловное торможение (индукционное, запредельное) и особенности его проявления у школьников. Охранительный характер торможения. Особенности условного торможения у детей. Выработка условного торможения у детей – физиологическая основа воспитания. Динамический стереотип как основа привычек и навыков, как физиологическая основа режима дня. Механизм его формирования и роль в процессе обучения и воспитания. Качественные особенности ВНД человека. Возрастные особенности нейродинамики взаимодействия первой и второй сигнальных систем. Рациональное соотношение в учебном материале наглядно-конкретного и вербального методов. Типологические особенности ВНД ребёнка. Учёт типов ВНД при осуществлении индивидуального подхода к учащимся. Интегративная деятельность мозга и системная организация приспособительных поведенческих реакций. Основные закономерности системной организации функции ЦНС в процессе индивидуального развития. Роль эмоций и мотиваций в воспитании и обучении. Память – сила, которая лежит в основе всего психического развития. Виды памяти. Физиологические механизмы памяти. Нейрофизиологические механизмы сна. Формирование системы восприятия. Онтогенетические особенности процесса внимания и нейрофизиологические механизмы его формирования. ^ Сенсорная информация как фактор развития детей. Сенсорная депривация. Роль сенсорного восприятия в раннем детстве. Методы развития органов чувств у детей. Сенсорная гимнастика М. Монтессори. Общая схема строения анализаторов. Основные функциональные особенности. Пространственные, временные и эмоциональные аспекты ощущения. Зрительный анализатор. Оптическая система глаза. Зрачковые реакции. Аккомодация. Аномалии рефракции (астигматизм, близорукость, дальнозоркость, сферическая аберрация, хроматическая аберрация). Нейрофизиологическая основа одновременного контраста. Световая и темновая адаптация, сверхъяркие стимулы, последовательные образы. Бинокулярное зрение. Цветовое зрение. Цвет и измерение цвета. Смешение цветов. Теории цветового зрения. Нарушение цветового зрения. Морфофункциональные особенности органов зрения у детей и подростков. Общая характеристика разных видов и способов освещения. Повреждения глаз, вызываемые условиями освещения. Гигиенические особенности норм освещения. Виды зрительного утомления. Профилактика близорукости у детей. Офтольмотренаж. Слуховой анализатор. Строение и акустические свойства уха. Возрастные особенности слухового анализатора. Гигиена слуха. Отрицательное воздействие шума. Особенности функционирования кожного, двигательного, вкусового, обонятельного, вестибулярного анализаторов у детей и подростков. Взаимосвязь анализаторов. ^ Физиологические особенности растущего организма – главный гигиенический принцип режима школы. Благоприятные и неблагоприятные факторы среды, влияющие на физическое и умственное развитие детей. Учитель – один из ведущих факторов среды. Индивидуальная коррекция режима с учётом биологического возраста ребёнка, состояния здоровья и типа ВНД. Биоритмологические принципы рациональной организации режима дня. Построение учебного процесса с учетом работоспособности детей в динамике года, недели, дня, отдельного урока. Оптимальный двигательный режим. Соотношение динамических и статических нагрузок. Утомление как охранительная реакция и стимулятор восстановительных процессов. Активный отдых по И.М. Сеченову. Цветовой и звуковой режим учебного заведения. ^ Железы внутренней секреции. Гормоны. Роль гормонов в реализации генетической программы индивидуального развития. Динамика гормональных функций от рождения до половой зрелости. Особенности нейро-гуморальной регуляции обмена веществ у детей и подростков. Гормональная регуляция процессов роста. Половое созревание человека. Стадии полового созревания, их физиологическая характеристика. Гормоны и адаптация детей и подростков. Функциональная активность симпатоадреналовой и гипофизарно-надпочечниковой систем. Адаптация к учебным нагрузкам. Роль гормонов в обучаемости и памяти. Гормоны и иммунитет. Двигательная активность – мощный активатор двигательной системы. ^ (сердечно-сосудистая, дыхательная и пищеварительная системы). Механизмы системного гомеостатического регулирования кровообращения дыхания, поддержания относительного постоянства концентрации питательных веществ во внутренней среде организма. Особенности строения и функции органов вегетативного обеспечения в детском возрасте. Важнейшие этапы постнатального развития органов вегетативного обеспечения: период новорожденности; первый год жизни; возраст 6-7 лет; препубертатный и пубертатный периоды. Половая гетерохрония в становлении функций. Благоприятные и не благоприятные факторы в морфофункциональном становлении органов вегетативного обеспечения. Уровень функционирования основных систем вегетативного обеспечения – одно из ведущих условий умственной и физической работоспособности. ^
Форма контроля: Темы входят в вопросы зачёта. Студенты выполняют рефераты по данным темам. ^ Основная: Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М., Высшая школа, 1985. Хрипкова П.Г. Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990. Дополнительная: Физиология развития ребёнка. Под ред. В.И. Козлова, Д.А. Фарбер. М.: Педагогика, 1983. Физиология подростка. Под ред. Д.А. Фарбер. М., Педагогика !989. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. Под ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. М.: Педагогика 1982. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. Под ред. М.В. Антроповой, М.М. Кольцовой. М.: Педагогика 1983. Нормализация учебной нагрузки школьников: экспериментальное физиолого-гигиеническое исследование. Под ред. М.В. Антроповой, В.И. Козлова. М.: Педагогика 1988. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. 6-е издание М.: Медицина, 1982. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991. ^ Курс______ Студент (Ф.И.О.)___________________________________________ Вопросы: 1.Как определить биологический возраст ребенка? а) по уровню физического и умственного развития. б) по двигательной активности в) по совокупности морфологических признаков. ^ а) как у взрослых. б) реже, чем у взрослых в) чаще, чем у взрослых. 3.Какой фактор определяет ЧСС у детей? а) размеры сердца б) тонус вегетативной нервной системы в) систолический объем ^ а) резцы на верхней челюсти б) резцы на нижней челюсти. в) клыки 5.Какая кислотность желудочного сока у подростка? а) соответствует взрослому б) более щелочная в) более кислая 6.Как соотносятся процессы возбуждения и торможения в нервных центрах ребенка? а) преобладают процессы возбуждения б) преобладают процессы торможения в) находятся в равновесии ^ ? а) сила б) точность в) скорость 8.Что определяет дальнозоркость детского глаза? а) слабость глазных мышц б) укорочение оптической оси в) удлинение оптической оси 9.В каком возрасте завершается миелинизация нервных волокон? а) в период полового созревания б) к моменту рождения в) к двум годам ^ а) доминантный очаг возбуждения б) индукция в) иррадиация ^ 90% - 100% - отлично 70% – 80% - хорошо 50% - 60% - удовлетворительно < 50% - неудовлетворительно Вопросы к зачету по возрастной физиологии. 1.Предмет возрастная физиология и его значение для работы учителя. 2.Понятие роста и развития. 3.Значение наследственных факторов и окружающей среды для роста и развития ребенка. 4.Критические периоды роста и развития ребенка. 5.Возрастная периодизация. Понятие биологического возраста. 6.Процессы возбуждения и торможения в нервной системе, их возрастные особенности. 7.Понятие нервных центров, их свойства и возрастные особенности. 8.Рефлекс – основа деятельности нервной системы. Координирующая и интегрирующая функции нервной системы. 9.Гетерохрония и надежность биологических систем – основные факторы роста и развития. 10.Понятие доминантного очага. Возрастные особенности доминанты и их значение для обучения. 11.Безусловный и условный рефлексы и их роль в приспособлении организма к окружающей среде. 12.Высшая нервная деятельность, ее возрастные особенности. 13.Первая и вторая сигнальная системы, их взаимосвязь и роль во взаимоотношении организма с окружающей средой. 14.Условно-рефлекторный характер речи. Основные этапы овладения речи ребенком. 15.Ориентировочный, игровой и подражательный рефлексы. Их значение для развития ребенка. 16.Взаимосвязь физического и умственного развития ребенка. 17.Внешнее торможение условно-рефлекторной деятельности. 18.Угасание и дифференцировочное торможение, их возрастные особенности и использование в педпрактике. 19.Запаздывание и условный тормоз, их возрастные особенности и значение в образовательном процессе. 20.Понятие динамического стереотипа. Его роль в воспитании и обучении детей. 21.Анализаторы, их свойства и функции. 22.Восприятие и внимание, их связь с доминантой и возрастные особенности. 23.Особенности условно-рефлекторной деятельности человека – речь и мышление, их возрастные особенности. 24.Процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий, формирование типов ВНД у детей. 25.Краткосрочная и долгосрочная память. Приемы запоминания (механическое, логическое, ассоциативное) и их использование в педпрактике. 26.Виды памяти, их связь с развитием условно-рефлекторной деятельностью ребенка. 27.Нервно-гуморальная регуляция деятельности организма. 28.Значение эндокринной системы для роста и развития ребенка. 29.Особенности зрительного анализатора в детском возрасте. 30.Развитие скелета. Профилактика нарушения опорно-двигательного аппарата. 31.Понятие об иммунитете. Роль профилактических прививок. 32.Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы. 33.Работоспособность. Основные мероприятия, направленные на профилактику утомления в школе. Вопросы к зачету по возрастной физиологии. 1.Предмет возрастная физиология и его значение для работы учителя. 2.Понятие роста и развития. 3.Значение наследственных факторов и окружающей среды для роста и развития ребенка. 4.Критические периоды роста и развития ребенка. 5.Возрастная периодизация. Понятие биологического возраста. 6.Особенности развития вегетативных функций у детей с рождения до 3-х лет. 7.Возрастные изменения опорно-двигательного аппарата у детей до 3-х лет. 8. Психофизиологическое становление функций памяти, внимания, мышления у детей до 3-х лет. 9.Гетерохрония и надежность биологических систем – основные факторы роста и развития. 10. Особенности развития вегетативных функций у детей с 4 до 12 лет. 11. Возрастные изменения опорно-двигательного аппарата у детей с 4 до 12 лет. 12.Высшая нервная деятельность, ее особенности у детей с 4 до 7 лет. Понятие готовности к школе. 13.Особенности становления функций памяти, мышления и внимания у детей с 8 до 12 лет. 14.Условно-рефлекторный характер речи. Основные этапы овладения речи ребенком. 15.Ориентировочный, игровой и подражательный рефлексы. Их значение для развития ребенка. 16.Взаимосвязь физического и умственного развития ребенка. 17. Возрастные изменения вегетативных функций у детей пубертантного периода. 18. Влияние половых гормонов на созревание мнестических функций. 19.Изменения показателей кардиореспираторной системы в онтогенезе. 20.Становление функций дыхательной системы у детей. 21.Анализаторы, их свойства и функции. 22.Восприятие и внимание, их возрастные особенности. 23.Особенности условно-рефлекторной деятельности человека – речь и мышление, их возрастные особенности. 24. Возрастные особенности пищеварительной системы детей с рождения до 3 лет. 25. Иммунная система в онтогенезе. 26.Виды памяти, их связь с развитием условно-рефлекторной деятельностью ребенка. 27.Нервно-гуморальная регуляция деятельности организма. 28.Значение эндокринной системы для роста и развития ребенка. 29.Особенности зрительного анализатора в детском возрасте. 30.Развитие скелета. Профилактика нарушения опорно-двигательного аппарата. 31.Понятие об иммунитете. Роль профилактических прививок. 32.Возрастные особенности выделительной системы. 33.Работоспособность. Основные мероприятия, направленные на профилактику утомления в школе. 34. Функциональная асимметрия мозга. |