Одной из важнейших задач приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения является повышение качества оказываемой помощи ни самом нижнем иерархическ icon

Одной из важнейших задач приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения является повышение качества оказываемой помощи ни самом нижнем иерархическ





Скачать 154.33 Kb.
Название Одной из важнейших задач приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения является повышение качества оказываемой помощи ни самом нижнем иерархическ
Дата 01.03.2013
Размер 154.33 Kb.
Тип Документы
Лекция.

«ЦЕНТРЫ ЗДОРОВЬЯ»

Одной из важнейших задач приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения является повышение качества оказываемой помощи ни самом нижнем иерархическом уровне системы здравоохранения.

Из выступления В.В. Путина на встрече с членами Правительства РФ «Особое внимание считаю необходимым уделить развитию первичного медицинского звена, первичной медицинской помощи. Профилактике заболеваний, включая вакцинацию и эффективную диспансеризацию населения».

Продолжающийся рост общей и первичной заболеваемости. Снижение продолжительности жизни россиян обуславливают принятие незамедлительных мер. Направленных на выявление первичных и вторичных факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, своевременную диагностику и адекватную терапию заболеваний.

Наиболее эффективными мерами для решения этой проблемы являются всеобщая диспансеризация и скрининговые обследования населения, позволяющие доступными методами выявить патологию.

Здоровье населения и каждого человека в отдельности является самым ценным благом для общества. Здоровье нации влияет на характер всех демографических процессов в стране, причем оно определяет не только уровень смертности, продолжительности жизни, но и определяет уровень рождаемости, и в конечном итоге, определяет численность населения.

Россия в настоящий момент переживает демографический кризис, обусловленный высокой смертностью населения и снижением фертильности. В 1992г. численность населения России составляла 149млн. человек. А по состоянию на 2008г. она сократилась на 11 млн.- и достигла цифры 138млн. человек. При сохранении таких тенденций в течении последующих 50 лет можно ожидать дальнейшего сокращения численности населения страны более чем на 30%.

Коэффициент фертильности, обеспечивающей воспроизводство населения. Соответствует 2,1 ребенка на женщину детородного возраста. В России данный показатель снизился до 1,1 и по прогнозам, после 2025г. общий коэффициент фетильности в России по-прежнему будет ниже уровня воспроизводства.

Россия является одной из немногих стран мира, где в настоящее время наблюдается сокращение ожидаемой продолжительности жизни. В 2003г продолжительность жизни мужчин составила всего лишь 58 лет, а женщин 72года. Общая продолжительность жизни при рождении в России отстает от данного показателя в Японии на 16 лет, а от среднего уровня по Европейскому союзу – на 14 лет. Хотя ожидаемая продолжительность жизни мужчин при рождении в России примерно на 2 года меньше, чем в Бразилии или Польше, вероятность того, что пятнадцатилетний подросток не доживет до 60 лет превышает 40%, т.е. она на 16% выше, чем в Бразилии, и вдвое выше, чем в Турции.

В настоящее время показано, что наиболее распространенными причинами смертности, заболеваемости и утраты трудоспособности в России являются неинфекционные заболевания и травматизм, на долю которых приходится 68% общей смертности населения. Хронические неинфекционные заболевания - это ряд хронических заболеваний, включающий сердечно-сосудистые заболевания, онкологические, хронические респираторные заболевания, психические расстройства, диабет. Они характеризуются длительным латентным периодом, продолжительным течением болезни и проявлениями, ведущими к ухудшению состояния здоровья. Хронические неинфекционные заболевания обычно имеют длительный инкубационный период и симптомы проявляются через 5-30 лет после воздействия факторов риска, связанных с образом жизни и состоянием окружающей среды.

Наибольший вклад в смертность от хронических неинфекционных заболеваний вносят сердечно-сосудистые заболевания, смертность от которых характеризуется ежегодной потерей примерно 1млн. 200тыс. человек, что составляет около 55% общей смертности. В тоже время в США на долю сердечно-сосудистых заболеваний приходится 38%, в Португалии – 42%, в Бразилии – 32%. На основании таких данных пришли к выводу, что если бы в России удалось добиться снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний на 20%, то ожидаемая продолжительность жизни увеличилась у мужчин до 62,5 лет, у женщин до 79,5 лет. А учитывая то, что значительную роль в развитии сердечно-сосудистых заболеваний играют нездоровый образ жизни, неблагоприятная природная и социальная обстановки, соответственно они предотвратимы, доступны раннему выявлению и лечению.

Ведь по информации Минздравсоцразвития РФ дополнительную диспансеризацию в 2007-2008гг. прошли всего 13,5 млн. человек, это составляет лишь около 15% от всего трудоспособного населения. У половины обследованных были выявлены те или иные хронические заболевания, тогда как до обследования большинство пациентов считали себя здоровыми. И еще один печальный факт – что около 60% пациентов скончавшихся в результате инфаркта, ранее никогда не обращались в ЛПУ по месту жительства с жалобами на сердце. И для того чтобы обследовать остальных граждан трудоспособного возраста потребуется еще 12-13 лет, если не применять инновационные скрининговые методы в первичном звене здравоохранения.

Здоровье населения в интерпретации Всемирной организации здравоохранения определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или немощи. Оно определяет возможность развития и поддержания образования, профессиональной подготовки и интеллектуального потенциала, устанавливает рамки человеческого капитала и трудовых ресурсов общества, провоцирует асоциальное поведение и криминогенную обстановку в обществе. Следовательно здоровье является не только индивидуальной, но и общественной ценностью. Поэтому важной общенациональной задачей является предотвращение ухудшения здоровья граждан и стремление к его улучшению. И поэтому для уменьшения распространенность хронических неинфекционных заболеваний, создаются Центры здоровья.

18 мая 2009 г. вышло Постановление Правительства РФ №413 «О финансовом обеспечении в 2009 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака». А 10 июня 2009 г. был издан Приказ Минздравсоцразвития России № 302н «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации» от 18 мая 2009 года.
Данный приказ содержит перечень оборудования, приобретаемого для Центров здоровья, кроме этого в приказе содержались требования к организации деятельности Центров здоровья, создаваемых на функциональной основе в государственных учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждениях здравоохранения муниципальных образований. Эти требования были уточнены в Приказе Минздравсоцразвития России № 597н от 19 августа 2009 г. «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» С июня 2009 г. началась информационно-консалтинговая поддержка проекта по созданию Центров здоровья. Был проведен анализ возможности функционирования различных образцов медицинской техники в едином комплексе для проведения профилактического скрининга. Также были выработаны рекомендации по оснащению Центров здоровья и разработан алгоритм проведения такого массового обследования населения с пропускной способностью 60–70 человек в день.
В ходе научно-практических конференций для врачей Центров здоровья, проведенных Лигой здоровья нации совместно с руководством органов здравоохранения субъектов Российской Федерации  в Дубне, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и ряде других регионов, были рассмотрены функциональное назначение и технические характеристики медицинской аппаратуры, включенной в табель оснащения Центров здоровья. П одробно освещалось применение новых для первичного звена здравоохранения инновационных методик диагностики и мониторирования факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний.

Центры здоровья – это та структура, которая на деле занимается формированием здорового образа жизни населения. Она не может решить все задачи, но часть задач и очень важных, она взяла на себя, стала звеном, которое совместно с другими ведомствами помогает людям быть здоровыми.

Важным значением Центров здоровья является тот факт, что они усиливают первичную индивидуальную профилактику среди населения. В Центрах здоровья есть кабинет медпрофилактики. Специалисты, которые в нем работают, занимаются популяризацией профилактики. Они также выезжают в школы, детские сады, на предприятия, помогают разрабатывать программы укрепления здоровья работников. Они плотно сотрудничают с министерствами и ведомствами, участвуют в коррекции действующих городских и областных программ по оздоровлению, взаимодействуют со СМИ.  
Итак, Центр здоровья создается, как структурное подразделение в государственных учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждениях здравоохранения муниципальных образований (далее — ЛПУ), включая учреждения здравоохранения для детей. Работа центра здоровья осуществляется по 2-сменному графику в часы работы ЛПУ.

Ответственность за организацию деятельности центра здоровья возлагается на главного врача ЛПУ, на базе которого он создан. Так же структура центра здоровья утверждается руководителем ЛПУ, в составе которого он создан.

Центр здоровья возглавляет заведующий, имеющий высшее медицинское образование и сертификат специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье», и ответственность за качество и эффективность деятельности Центра здоровья возлагается на заведующено центром.

Заведующий Центром здоровья назначается из расчета одна должностьна 8 врачей.
Врачебные должности для обеспечения приема населения в Центре здоровья устанавливаются из расчета 0,4 должности врача на 10 тыс. населения. Должности медицинских сестер устанавливаются из расчета  не менее 0,5 должности на 1 врача. Должности младшего медицинского персонала устанавливаются из расчета не менее 1 должность на 6 врачей. Так как Центры здоровья созданы из расчета один Центр на 200 тыс. человек населения, то рекомендуемый штат будет следующим: 8 врачей, 12 медицинских сестер, 2 должности младшего медицинского персонала. Всего—22 штатных единицы. В своей работе Центр здоровья осуществляет взаимодействие с кабинетами медицинской профилактики, кабинетами здорового ребенка ЛПУ по месту жительства гражданина. Центром здоровья для жителей сельской местности могут проводиться выездные акции. Это особенно актуально для регионов с низкой плотностью населения и там где невозможно организовать транспорт для желающих посетить Центр здоровья.

Основными целями деятельности центра здоровья являются:

  1. Реализация мероприятий по формированию здорового образа жизни у граждан, обратившихся в центр здоровья, включая сокращение потребления алкоголя и табака.

  2. Мотивиция граждан к личной ответственности за свое здоровье и здоровье своих близких и окружающих.

  3. Выявление факторов риска неинфекционных заболеваний.

  4. Просвещение и информирование населения о вреде употребления алкоголя и табака.


Таким образом основными функциями центров здоровья являются:
оценка функциональных и адаптивных резервов организма с учетом возрастных особенностей, прогноз состояния здоровья; динамическое наблюдение за пациентами группы риска развития неинфекционных заболеваний; осуществление мониторинга реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни, факторов риска развития заболеваний; разработка индивидуальной программы по ведению здорового образа жизни, в том числе с учетом физиологических особенностей детского возраста; информирование населения о вредных и опасных для здоровья человека факторах; групповая и индивидуальная пропаганда здорового образа жизни, профилактика возникновения и развития факторов риска различных заболеваний (курение, алкоголь, гиподинамия и др.) и формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих детей и близких; Формирование у населения принципов «ответственного родительства»; обучение граждан гигиеническим навыкам и  мотивирование их к отказу от вредных привычек, включающих помощь в отказе от потребления алкоголя и табака; обучение граждан эффективным методам профилактики заболеваний с учетом возрастных особенностей;  консультирование по сохранению и укреплению здоровья, включая рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха.

Как мы видим, все функции Центров здоровья можно логически условно разделить на две части: первые три из перечисленных выше т.е оценка функциональных и адаптивных резервов организма с учетом возрастных особенностей, прогноз состояния здоровья; динамическое наблюдение за пациентами группы риска развития неинфекционных заболеваний; осуществление мониторинга реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни, факторов риска развития заболеваний и все остальные. Первые подразумевают проведение в Центре  процедур диагностики, тестирования и мониторирования состояния здоровья человека, вторые решают задачу консультирования, обучения и формирования принципов приверженности к здоровому образу жизни.

Соответственно из вышесказанного и строится структура Центра здоровья, которая также делится на два блока. Структура центра здоровья: Блок скрининговой диагностики и мониторирования состояния здоровья: кабинет тестирования на аппаратно-программном комплексе; кабинеты инструментального и лабораторного обследований, кабинеты врачей, прошедших тематическое усовершенствование по формированию здорового образа жизни и медицинской профилактике; кабинет гигиениста стоматологического. Блок первичной и вторичной профилактики: кабинет медицинской профилактики;  кабинет (зал) лечебной физкультуры; школы здоровья.

Центр здоровья оказывает медицинские услуги с периодичностью 1 раз в год, следующим контингентам граждан, включая подростков 15–17 лет и детей, у которых решение о посещении Центра здоровья принято родителями (или другим законным представителем) сомостоятельно:
впервые обратившимся в отчетном году для проведения комплексного обследования, обратившимся для динамического наблюдения в соответствии с рекомендациями врача центра здоровья; направленным ЛПУ по месту прикрепления; направленным медицинскими работниками образовательных учреждений; направленным врачом, ответственным за проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан из I (практически здоров) и II (риск развития заболеваний) групп состояния здоровья; направленным работодателем по заключению врача, ответственного за проведение углубленных медицинских осмотров с I и II группами состояния здоровья. На каждого обратившегося в Центр здоровья:
• заполняется учетная форма № 025-12/у «Талон амбулаторного пациента».
• заводится учетная форма № 025-ЦЗ/у «Карта центра здоровья»,
• проводится комплексное обследование в кабинете инструментальных и лабораторных исследований, результаты которых вносятся в Карту, после чего гражданин направляется к врачу. Ведение учета обратившихся в центр здоровья граждан осуществляется организационно-методическим отделом ЛПУ, на базе которого организован Центр здоровья, или иным структурным подразделением, на которое возложены соответствующие функции.

Таким образом в Центре здоровья ведется следующая медицинская документация:

учетная форма № 025-12/у «Талон амбулаторного пациента» (заполненные талоны передаются в кабинет статистики поликлиники для формирования реестра счетов для оплаты по ОМС). 

учетная форма № 025-ЦЗ/у «Медицинская карта центра здоровья»

учетная форма № 002-ЦЗ/у «Карта здорового образа жизни»

отчетная форма № 68 «Сведения о деятельности Центра здоровья»

А теперь подробно разберем, какие именно инструментальные исследования проводятся в Центре здоровья, что является необходимым минимумом, а что необязательно проводить всем пациентам.
Комплексное обследование при первичном обращении включает в себя: заполнение анкеты, сбор анамнеза, измерение роста и веса, артериального давления; тестирование на аппаратно-программном комплексе для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма; экспресс-анализ для определения общего холестерина и глюкозы в крови; скрининг сердца компьютеризированный (экспресс-оценка состояния сердца по ЭКГ-сигналам от конечностей); комплексную детальную оценку функций дыхательной системы (спирометр компьютеризированный); ангиологический скрининг с автоматическим измерением систолического артериального давления и расчета плече-лодыжечного индекса; осмотр врача. При необходимости выявления дополнительных факторов риска врачом рекомендуется проведение исследований, не входящих в перечень комплексного обследования: биоимпедансометрия; анализ карбоксигемоглобина и СО; определение котинина и других билогических маркеров в биологических средах организма; пульсоксиметрия; осмотр в кабинете гигиениста стоматологического.



При обращении для динамического наблюдения, по рекомендации врача центра здоровья, повторно проводятся только необходимые исследования и осмотр врача. Врач на основании результатов комплексного обследования: проводит гражданину оценку наиболее вероятных факторов риска, функциональных и адаптивных резервов организма с учетом возрастных особенностей, прогноз состояния здоровья; если выявляется подозрение на какое-либо заболевание, то рекомендует гражданину обратиться в ЛПУ для прохождения дополнительной диспансеризации либо к соответствующему врачу-специалисту для определения дальнейшей тактики его наблюдения и лечения. проводит беседу по здоровому образу жизни, составляет индивидуальную программу по здоровому образу жизни.
При необходимости врач рекомендует гражданину: динамическое наблюдение в центре здоровья с проведением повторных исследований в соответствии с выявленными факторами риска или наблюдение в кабинетах медицинской профилактики;
• посещение занятий в соответствующих школах здоровья, лечебно-физкультурных кабинетах и врачебно-физкультурных диспансерах по программам, разработанным в Центре здоровья.

Сведения о гражданах, у которых выявлено подозрение на заболевание и которым необходимо наблюдение в кабинете медицинской профилактики, передаются в кабинет медицинской профилактики и врачу-терапевту участковому в ЛПУ по месту жительства гражданина.
По окончании первичного обращения в Центр здоровья, включающего комплексное обследование, на каждого гражданина заполняется учетная форма № 002-ЦЗ/у «Карта здорового образа жизни, которая может выдаваться пациенту на руки. По истечении отчетного периода центром здоровья составляется отчетная форма № 68 «Сведения о деятельности центра здоровья». Для качественного выявления пациентов с факторами риска развития хронических неинфекционных заболеваний необходимо и качественно выстроить алгоритм профилактического скрининга, как  уже говорилось выше, с пропускной способностью 60–70 человек в день.

Предлагаемый вариант алгоритма проведения профилактического скрининга в Центре здоровья: 1. Заполняется Карта пациента, собирается анамнез, измеряется пациенту рост, вес, уровень его физического развития, а также артериальное давление с помощью ростомера, весов, динамометра, тонометра, входящих в аппаратно-программный комплекс для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма с комплектом оборудования для измерения параметров физического развития. Время на одно обследование — 1–2 мин (ростомер, весы и динамометр через USB-разъем подключены к ПК, данные автоматически вводятся в ПК). Уровень квалификации персонала — медсестра. 2. Определяется содержание углекислого газа в выдыхаемом воздухе и карбоксигемоглобина с помощью смокелайзера и анализатора окиси углерода в выдыхаемом воздухе. Время на одно обследование — 1–2 мин. Уровень квалификации персонала — медсестра. 3. Проводится экспресс-анализ общего холестерина и глюкозы в крови. Время на одно обследование — 3–6 мин. Уровень квалификации персонала —медсестра. 4. Оценивается функциональное состояние сердца с помощью системы скрининга сердца компьютеризированной (экспресс-оценка  состояния сердца по ЭКГ-сигналам от конечностей). Время на одно обследование — 3–4 мин (при необходимости нагрузочной пробы — 6–8 мин). Уровень квалификации персонала — фельдшер или медсестра.
5. Оценивается функция внешнего дыхания с помощью спирометра компьютеризированного (пункт №4). Время на одно обследование — 4–5 мин. Уровень квалификации персонала — фельдшер или медсестра.
6. Определяется композиция состава тела (процентное соотношение воды, мышечной и жировой ткани) с помощью биоимпедансметра. Время на одно обследование — 3–4 мин. Уровень квалификации персонала — медсестра.
7. Оценивается риск наличия обструктивных заболеваний артерий нижних конечностей и сочетанных патологий сердца и магистральных артерий головы с помощью системы ангиологического скрининга с автоматическим измерением систолического артериального давления и расчета плече-лодыжечного индекса. Время на одно обследование — 6–8 мин. Уровень квалификации персонала — фельдшер или медсестра.
8. На основе результатов проведенных ранее процедур, анамнеза и данных компьютерных опросников делается расчет индивидуального риска по стандартизированной методике в организованном программном продукте.
Далее пациент либо направляется на более углубленное обследование в ЛПУ по месту жительства для прохождения дополнительной диспансеризации (ДД) и уточнения диагноза у «узких» специалистов – кардиолога, эндокринолога, пульмонолога, гинеколога и т.д., либо получает рекомендации по ведению здорового образа жизни, отказу от вредных привычек, изменению рациона питания и т.д. Приглашается в «Школу здоровья» для прослушивания курса лекций. Время на одно обследование — 5–25 мин (в зависимости от сложности случая). Уровень квалификации персонала — врач общей практики, терапевт. 9. Проводится экспресс-анализ содержания котинина, алкоголя, наркотических веществ в моче, слюне с помощью тест-полосок (пункт № 9)*. Время на одно обследование — 0,5–1 мин. Уровень квалификации персонала — сам пациент самостоятельно. Данные процедуры выполняются во время выездных мероприятий в образовательных учреждениях, на промышленных предприятиях, во время «ярмарок здоровья» и т.д. 10. При необходимости проводится экспресс-оценка насыщения гемоглобина артериальной крови кислородом (сатурация), частоты пульса и регулярности ритма с помощью пульсоксиметра (пункт № 12). Время на одно обследование — 1–2 мин. Уровень квалификации персонала — медсестра. Осмотр в кабинете гигиениста стоматологического также проводится по решению врача. Из анализа всего вышесказанного и вытекает сущность созданных Центров здоровья — это новые структурные подразделения в системе здравоохранения, создание которых де-факто означает переход на трехзвенную систему организации здравоохранения «центр здоровья–поликлиника–стационар» вместо существующей двухзвенной системы «поликлиника–стационар». При пропускной способности около 19 000 человек в год, созданные 502 Центра здоровья в режиме скрининга могут обследовать только за 2010 г. порядка 9,5 млн человек, что сопоставимо с результатом работы за последние несколько лет всей системы здравоохранения при дополнительной диспансеризации работающих граждан. Плановое увеличение количества Центров здоровья до 2000 позволит в режиме скрининга тотально обследовать все население трудоспособного возраста всего за 3 года! Задача непосильная для двухзвенной системы «поликлиника–стационар». Граждане с выявленными факторами риска пройдут уже в поликлиниках диспансеризацию, т.е. более полное комплексное обследование, а далее пациенты по результатам диспансеризации будут при необходимости отправляться в стационар для уточнения диагноза либо уже для лечения выявленных патологий.

Таким образом, в короткой перспективе с минимальными вложениями возможно принципиально изменить подход к сохранению здоровья наших граждан. Формирование приверженности к здоровому образу жизни будет более действенным, когда будет подкреплено результатами инструментальных исследований. Профилактика пройдет не на популяционном, а на индивидуальном уровне, что на порядок повысит ее эффективность.


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Одной из важнейших задач приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения является повышение качества оказываемой помощи ни самом нижнем иерархическ icon Модернизация системы здравоохранения в Чувашской Республике: итоги и перспективы
Чувашской Республики, плана реструктуризации системы предоставления медицинской помощи в соответствии...
Одной из важнейших задач приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения является повышение качества оказываемой помощи ни самом нижнем иерархическ icon Аналитическая информация о параметрах реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения
Реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в 2011 году осуществляется...
Одной из важнейших задач приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения является повышение качества оказываемой помощи ни самом нижнем иерархическ icon Результаты контрольно-надзорных мероприятий за реализацией приоритетного национального проекта в

Одной из важнейших задач приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения является повышение качества оказываемой помощи ни самом нижнем иерархическ icon Правила выписки, учета, хранения и использования наркотических лекарственных средств. Основные приоритеты
Профилактика вич-инфекции, гепатитов в и С, выявление и лечение больных вич в рамках реализации мероприятий приоритетного...
Одной из важнейших задач приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения является повышение качества оказываемой помощи ни самом нижнем иерархическ icon О реализации в Республике Татарстан приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения за

Одной из важнейших задач приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения является повышение качества оказываемой помощи ни самом нижнем иерархическ icon О выполнении мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» в части повышения доступности

Одной из важнейших задач приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения является повышение качества оказываемой помощи ни самом нижнем иерархическ icon Информация о результатах проверочных мероприятий за реализацией приоритетного национального проекта

Одной из важнейших задач приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения является повышение качества оказываемой помощи ни самом нижнем иерархическ icon Приказ от 24. 03. 2006 г. №247 г. Кемерово Вцелях реализации приоритетного национального проекта

Одной из важнейших задач приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения является повышение качества оказываемой помощи ни самом нижнем иерархическ icon Методическое пособие Издается в рамках приоритетного национального проекта в сфере образования Москва

Одной из важнейших задач приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения является повышение качества оказываемой помощи ни самом нижнем иерархическ icon Скрининговые программы их роль в раннем выявлении онкопатологии. Роль средних медицинских работников
Мероприятия по выявлению и лечению инфицированных вич в свете реализации "Приоритетного национального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы