Образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план и рабочую программу (модуль) по специальности icon

Образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план и рабочую программу (модуль) по специальности





Скачать 332.56 Kb.
НазваниеОбразовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план и рабочую программу (модуль) по специальности
Дата01.03.2013
Размер332.56 Kb.
ТипОбразовательная программа
Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования


Российский национальный

исследовательский медицинский университет

имени Н.И. Пирогова

Минздравсоцразвития России


педиатрический факультет

Кафедра факультетской педиатрии


ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (аспирАНтурА)

по специальности

^ 14.00.09 – Педиатрия


Москва – 2012


ВВЕДЕНИЕ


Главные положения основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) по подготовке научно-педагогических кадров по специальности 14.01.09 – «Педиатрия» разработаны Экспертным советом Высшей аттестационной комиссии (ВАК) по медицине (терапевтические специальности): http://db.informika.ru/pke/140009_01.htm

В настоящей программе (август-2011) отражены федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «16» марта 2011 г. N 1365, в том числе соотношение частей образовательной программы и их объемы.

Образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план и рабочую программу (модуль) по специальности 14.01.08 – «Педиатрия», обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Образовательная составляющая программы включает следующие разделы:

  1. Обязательные дисциплины (ОД.А.00);

  2. Факультативные дисциплины (ФД.А.00);

  3. Практика (П.А.00).

Исследовательская составляющая программы включает такие разделы как:

  1. Научно-исследовательская работа аспиранта и выполнение диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (НИР.А.00);

  2. Кандидатские экзамены (КЭ.А.00);

  3. Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (ПД.А.00).

Нормативный срок освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования в очной форме обучения не может превышать три года, в заочной форме – четыре года. Исключение составляет обучение по отдельным специальностям научных работников технических, естественных отраслей наук, по которым срок обучения может составлять в очной форме четыре года, в заочной форме – пять лет1.

Трудоёмкость освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования (по её составляющим и их разделам) – собственно учебный план профессиональной послевузовской подготовки в аспирантуре на нашей кафедре факультетской педиатрии №1, в соответствии с последними Постановлениями МЗиСР РФ, а также рекомендациями Ученого совета РНИМУ, представлен следующим образом (табл. 1):

^ Таблица 1. Трудоемкость освоения основной образовательной программы в аспирантуре по специальности «Педиатрия».

Индекс

Наименование разделов и дисциплин

(модулей)

Трудоемкость

в зач. ед.2

Трудоемкость в часах

ОД.А.00

Обязательные дисциплины

19

792

ОД.А.01

История и философия науки

2

72

ОД.А.02

Иностранный язык

2

72

ОД.А.03

Специальная дисциплина отрасли науки и научной специальности: 14.01.08. – Педиатрия

10

360

ОД.А.04-

ОД.А.07

Дисциплины по выбору аспиранта3

Программы элективов

5

180




Детская аллергология










Реабилитология в педиатрии










Детская гематология/онкология и иммунология



















ОД.А.08

Биоэтика

1

36




Информатика

2

72




Педагогика

2

72

ФД.А.00

Факультативные дисциплины4, в том числе:

0

0

ФД.А.03

Охрана интеллектуальной собственности

0

0

ФД.А.04

Авторские курсы по программам, учитывающим результаты исследований научных школ

0

0













П.А.00

Практика

3

108


Итого на образовательную составляющую


27


972

НИР.А.00

Научно-исследовательская работа аспиранта и выполнение диссертации на соискание ученой степени кандидата наук

165

5940

КЭ.А.00

Кандидатские экзамены

3

108

КЭ.А.01

Кандидатский экзамен по истории и философии науки

1

36

КЭ.А.02

Кандидатский экзамен по иностранному языку

1

36

КЭ.А.03

Кандидатский экзамен по специальной дисциплине в соответствии с темой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук по специальности 14.01.08 – Педиатрия

1

36

ПД.А.00

Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук5

15

540

Итого на исследовательскую составляющую:

183

6588

^ Общий объем подготовки аспиранта6

210

7560



ПРОГРАММА (модули) и УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности 14.01.08. – Педиатрия

Учебно-тематический план программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре по специальности «Педиатрия» представляет распределение времени на освоение обязательных дисциплин и элективов (табл. 2).


Таблица 2. Учебно-тематический план образовательной программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре по специальности «Педиатрия» по освоению обязательных дисциплин (ОД.А.00-ОД.А.10), включая дисциплины по выбору аспиранта



№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

В том числе

Контроль знаний (экзамен, зачет)

Трудоемкость в зачет. единицах

Трудоемкость в часах

Аудиторная работа (ч)7

Внеаудиторная самостоятельная работа (ч)

Лекции

Семинары, практические занятия

ОД.А.00

Обязательные дисциплины

22

792

24

540

228




ОД.А.01

История и философия науки

2

72

8

40

24

экзамен

ОД.А.02

Иностранный язык

2

72

2

46

24

экзамен

ОД.А.03

Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности «Педиатрия»

10

360

12

228

120

экзамен

ОД.А.04-ОД.А.07

^ Дисциплины по выбору аспиранта

5

180

2

118

60

зачет




Детская аллергология






















Реабилитология в педиатрии






















Детская гематология/онкология и иммунология



















ОД.А.08

Биоэтика

1

36

2

22

12

зачет

ОД.А.09

Информатика

2

72

8

40

24

зачет




Педагогика

2

72

8

40

24

зачет

























ФД.О.00

Факультативные дисциплины8

0

0

0

0

0







^ Итого на образовательную составляющую

27

972

42

642

288




П.А.00

Практика

3

108

0

72

36

зачет




Клиническая практика

2

72

0

48

24







Педагогическая практика

1

36

0

24

12







^ Всего на образовательную составляющую, в т.ч. практику

30

1080

42

714

324






^ ПРОГРАММА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

послевузовского профессионального образования (аспирантура)

по специальности 14.01.09. – Педиатрия

В основу настоящей образовательной программы послевузовского образования (аспирантура) положены следующие разделы:

  1. Принципы организации медицинской помощи и санитарной статистики детского населения.

  2. Физиология растущего организма.

  3. Диагностика, терапия и профилактика болезней детского возраста.

  4. Вопросы детской нутрициологии.

  5. Вопросы гигиены и воспитания детей.



Государственная и общественная забота об охране здоровья детей в России

Основные принципы организации здравоохранения в России. Научные основы организации лечебно-профилактической помощи детям и подросткам. Достижения педиатрии в области снижения детской заболеваемости и смертности. Деятельность детских поликлиник, стационара. Диспансеризация детей. Медицинская деонтология. Роль отечественных ученых в развитии педиатрической науки.

^ Санитарная статистика детского населения

Основные показатели, характеризующие рождаемость населения. Общий показатель рождаемости, общий коэффициент плодовитости. Факторы, влияющие на общий показатель рождаемости. Общий показатель смертности населения. Естественный прирост населения.

Методы изучения заболеваемости детей. Индекс здоровья. Возрастные показатели заболеваемости детей, её структура. Факторы, способствующие заболеваниям детей. Группы риска среди детского населения.

Детская смертность (ранняя неонатальная, неонатальная, постнеонатальная смертность). Перинатальная смертность. Мертворождаемость. Соотношение мертворождаемости и ранней неонатальной смертности. Структура детской смертности. Основные причины неонатальной, постнеонатальной и детской смертности.

Факторы, влияющие на детскую смертность. Наследственные и врожденные факторы риска детской смертности.

^ Физиология растущего организма

Оценка показателей и определение уровня физического и нервно-психического развития здорового ребенка в различные периоды детства. Особенности развития ребенка в течение первого года жизни.

Определение группы здоровья. Особенности физического воспитания и закаливания детей в дошкольных учреждениях. Оценка готовности ребенка к обучению в школе. Процессы акселерации. Особенности пубертатного периода.

Возрастные особенности водно-солевого обмена у детей. Равновесие кислот и оснований, механизмы его нарушений. Потребность детей в воде и электролитах. Нормативы содержания основных электролитов (Nа+, К+, Са2+) в крови и моче и состояния кислотно-основного равновесия; клиническое значение определения этих показателей.

Возрастные особенности обмена белков, аминокислот и других азотсодержащих соединений у детей. Потребность детского организма в белках, Нормативы содержания общего белка, белковых фракций, величин основных показателей азотистого обмена (мочевина, аминоазот, аммиак, креатинин) в биологических жидкостях. Клиническое значение определения белковых фракций.

Возрастные особенности обмена углеводов у детей. Потребность организма ребенка в углеводах. Расщепление и всасывание углеводов в кишечнике. Нормативы основных показателей углеводного обмена в крови у детей (глюкоза и другие сахара). Сложные белково-углеводные комплексы (гликопротеиды, мукополисахариды), их роль в организме. Клиническое значение определения показателей углеводного обмена у детей.

Возрастные особенности обмена жиров у детей. Потребность детского организма в жирах. Роль процессов перекисного окисления липидов в организме. Обмен холестерина и его нарушения у детей. Понятие о белково-липидных комплексах (липопротеиды различной плотности), их роль в организме. Нормативы основных показателей жирового обмена в крови у детей (холестерин и его фракции, общие липиды, триглицериды, неэстерифицированные жирные кислоты, фосфолипиды). Клиническое значение определения основных показателей обмена жиров у детей.

Возрастные особенности энергетического обмена у детей. Понятие об основных энергетических системах (цикл Кребса, гликолиз, пентозный цикл), их роль в организме. Нормативы содержания основных макроэргических соединений (АТФ, креатинфосфат) в крови и клиническое значение их определения.

Понятие о ферментах, изоферментах, их роль в организме. Основные ферментативные показатели, используемые в педиатрии. Клиническое значение определения активности трансаминаз, изоферментов ЛДГ, креатинфосфокиназы, амилазы в различных биологических субстратах.

Роль гормонов в регуляции обмена веществ в организме. Значение нарушений содержания гормонов гипофиза (АКТГ, соматотропный гормон, тиреотропный гормон), надпочечников (глюкокортикоиды, минералокортикоиды; катехоламины), щитовидкой и паращитовидных желез, поджелудочной железы (глюкагон, инсулин) и половых желез.

Понятие о циклических нуклеотидах (цАМФ, цГМФ), простагландинах, их роль в организме.

Понятие о нуклеиновых кислотах, их роль в организме. Выявление наиболее распространенных наследственных болезней обмена веществ с помощью скрининг‒тестов. Молекулярно-генетические исследования в педиатрии. Основные биохимические маркеры нарушений пуринового обмена у детей, определяемые в крови и моче.

Клиническое значение определения в крови билирубина и его фракций (прямой, непрямой) при различных нарушениях пигментного обмена у детей.

Важнейшие витамины и их значение для растущего организма. Потребность детского организма в витаминах, минералах, микроэлементах. Биохимические аспекты биологического и терапевтического действия витаминов (А, Е, Д и др., минералов и микроэлементов).

^ Нутрициология детей и подростков. Вскармливание и питание детей

Вскармливание детей первого года жизни. Принципы и алгоритмы естественного, смешанного и искусственного вскармливания. Характеристика молозива, грудного и коровьего молока. Современное представление о преимуществах естественного вскармливания и раннего прикладывания к груди. Питательные смеси и продукты прикорма промышленного производства для детей первого года жизни. Понятие о сбалансированном питании детей грудного и раннего возраста. Питание детей ясельного и дошкольного возрастов. Организация питания школьников.

Принципы лечебно-профилактического питания детей раннего и старшего возраста из групп высокого риска по развитию атопии, ожирения, метаболических расстройств.

Принципы лечебного питания при алиментарно-ассоциированных заболеваниях: гипотрофии (недостаточности питания), железодефицитных состояниях, ферментопатиях желудочно-кишечного тракта, аллергии к белкам коровьего молока, лактазной недостаточности, целиакии, синдроме мальабсорбции и др.

Нутритивная поддержка при различных заболеваниях новорожденных, детей и подростков. Нутритивная поддержка в постоперационном периоде. Особенности нутритивной поддержки при инфекционных заболеваниях.

^ Болезни периода новорожденности

Принципы организации отделений патологии новорожденных. Этапное обслуживание новорожденных детей.

Анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка. Пограничные (переходные) состояния.

Врожденные аномалии развития, эмбрио- и фетопатии. Врожденные инфекции: цитомегалия, герпес, листериоз, хламидиоз, микоплазмоз, краснуха, токсоплазмоз, сифилис, врожденный гепатит. Скрининг – тесты наследственных заболеваний.

Гипоксия плода и асфиксия новорожденного. Шкала Апгар. Перинатальные поражения ЦНС (этиология, классификация, клиника, лечение).

Синдром дыхательных расстройств (респираторный дистресс-синдром), шкала Сильвермана. Пневмонии новорожденных: особенности патогенеза, дифференциальная диагностика и лечение.

Гнойно-воспалительные (локализованные) заболевания новорожденных. Сепсис новорожденных. Роль условно-патогенной флоры в патологии новорожденных детей. Дисбактериоз кишечника и его коррекция. Дифференциальная диагностика желтухи в периоде новорожденности. Гемолитическая болезнь новорожденных. Показания к заменному переливанию крови и его техника. Геморрагическая болезнь новорожденных.

Недоношенные дети, дети с низкой массой и экстремально низкой массой тела при рождении. Внутриутробная гипотрофия.

Влияние факторов риска на развитие плода. Алкогольный синдром плода. Диабетическая эмбриофетопатия. Причины мертворождаемости и недоношенности. Уход и вскармливание недоношенных детей. Особенности развития недоношенных детей. Лактационный иммунитет. Раннее прикладывание к груди новорожденных детей.

Интенсивная терапия и реанимация в периоде новорожденности. Гипогликемия новорожденных.

^ Болезни детей раннего возраста

Оценка физического и психомоторного развития детей раннего возраста («индексы развития»). Сигмальные отклонения параметров физического развития. Современные технологии и методы оценки развития психических и моторных функций, предречевых и речевых навыков у детей первых 3х лет жизни.

Вскармливание детей раннего возраста: понятие «рационального и сбалансированного» вскармливания, преимущества грудного вскармливания, профилактика гипогалактии. Сроки введения прикорма. Характеристика молочных смесей для искусственного вскармливания здоровых детей. Последующие («третьи») формулы для питания детей 2-го и 3-го годов жизни. Национальная Программа вскармливания и питания детей первых лет жизни (2010).

Возрастные анатомо-физиологические особенности ЖКТ детей раннего возраста. Синдром срыгивания и рвоты, дифференциальная диагностика. Неинвазивные современные технологии оценки функциональных расстройств пищеварения у детей.

Аномалии развития ЖКТ: пороки развития ротоглотки, пищевода, желудка, гастродуоденального и верхнекишечного отделов (пилоростеноз, синдром Ледда) и толстого кишечника (болезнь Гиршпрунга, долихосигма). Дифференциальный диагноз, показания к использованию новейших технологических методов обследования. Врачебная тактика при ургентных состояниях.

Хронические расстройства питания (нарушения нутритивного статуса): гипотрофия, паратрофия, гипо- и гипервитаминозы.

Нарушения минерального обмена у детей раннего возраста: рахит, спазмофилия, гипервитаминоз D, остеопатии. Современные компьютерные технологии, используемые для диагностики нарушений фосфорно-кальциевого обмена у детей. Новейшие методы терапевтического воздействия. Стандарты терапии.

Железодефицитные анемии у детей раннего возраста. Современные инновационные технологии, используемые для дифференциальной диагностики анемий. Стандарты обследования и лечения.

Особенности течения заболеваний органов дыхания в раннем детстве: пневмонии, энзимопатии и наследственно обусловленные заболевания легких, респираторные аллергозы (бронхиолит, обструктивный бронхит, поллиноз, аллергический ринит и др.). Бронхиальная астма. Стандарты диагностики и терапии.

Заболевания сердечно-сосудистой системы у детей раннего возраста. Врожденные пороки сердца. Кардиопатии с нарушениями ритма (врожденная пароксизмальная тахикардия, миокардиты различной этиологии, токсическая кардиопатия, фиброэластоз). Новые технологии, применяемые для диагностики и контроля за эффективностью лечения. Сердечная и сосудистая недостаточность.

Синдром нарушенного кишечного всасывания: лактазная недостаточность, целиакия, муковисцидоз, экссудативная энтеропатия и др. Стандарты диагностики. Место диетотерапии при этих заболеваниях. Современные фермент-замещающие технологии. Алгоритмы базисного и сопроводительного лечения.

Пищевая аллергия, аллергодерматозы, атопический дерматит. Новые технологии и стандарты диагностики атопических и аллергических заболеваний. Стандарты диагностики и лечения.

Часто болеющие дети (ЧБД). Критерии выделения основных групп. Место современных технологий в обследовании ЧБД, существующие стандарты диагностики и терапии, новые методы оздоровления этой категории пациентов.

Нарушения состава кишечной микробиоты. Способы и методы диагностики. Нутритивные технологии, используемые для коррекции дисбиоза кишечника. Стандарты лекарственной терапии, основные фармгруппы препаратов. Лечебное питание, специальные продукты.

Дефицит железа, цинка, других микроэлементов, витаминов. Клинические проявления в зависимости от степени выраженности дефицита микронутриентов. Лабораторные тесты, оценивающие обеспеченность микроэлементами и витаминами, их клиническое значение. Основные направления диетотерапии и медикаментозного лечения. Последствия перенесенных дефицитных состояний.

^ Болезни органов дыхания

Анатомо-физиологическая и функциональная характеристика органов дыхания в различные возрастные периоды.

Показатели функции внешнего дыхания. Тканевое дыхание. Дыхательная недостаточность, виды диагностики. Показания к бронхологическим методам исследования.

Понятие о мукоцилиарном клиренсе и иммунологической защите дыхательного тракта. Роль органов дыхания в поддержании гомеостаза. Ателектаз. Эмфизема. Отек легких. Бронхиальная обструкция. Инфаркт легкого.

Хронический тонзиллит, аденоидит. Острые респираторные заболевания, круп. Острый отит. Синуситы. Бронхит, бронхиолит. Острые пневмонии — классификация, особенности диагностики и клинического течения в зависимости от этиологии возбудителя, места возникновения заболевания (домашние, внутрибольничные), сроков разрешения (острые, затяжные), наличия осложнений. Плевриты. Инородные тела бронхов. Рецидивирующий бронхит. Хронические бронхолегочные заболевания. Пороки развития бронхов и легких. Поражения легких при иммунодефицитных состояниях. Аллергический альвеолит и диффузные легочные фиброзы. Муковисцидоз: клинические формы и их диагностика, стандарты обследования и терапии, прогноз. Базисная терапия в зависимости от формы муковисцидоза, возможности использования нанотехнологических методов лечения; мониторинг состояния. Показания к оперативному лечению хронических заболеваний органов дыхания.

Рациональный выбор антибактериальных препаратов при заболеваниях органов дыхания. Противокашлевые средства и их применение в педиатрии. Муколитическая терапия и методы эвакуации мокроты. Кинезитерапия: основные принципы и возможности использования. Кислородотерапия и методы искусственной вентиляции легких. Показания к проведению плевральной пункции и дренажа плевральной полости. Показания к бронхоскопии.

Туберкулез. Периоды туберкулезной инфекции, основные формы туберкулеза первичного периода (первичный комплекс, бронхоаденит), диссеминированный туберкулез легких, особенности туберкулеза в подростковом возрасте. Современные методы диагностики туберкулеза, стандарты терапии, прогноз в зависимости от формы заболевания, возраста детей (подростков), коморбидных состояний.

Паразитарные заболевания легких. Клинические проявления, стандарты диагностики и терапии.

^ Аллергические болезни

Особенности формирования аллергических реакций и заболеваний у детей. Методы аллергологической диагностики на современном этапе, их практическое и клиническое значение.

Бронхиальная астма у детей. Астматический бронхит. Аллергический ринит. Поллинозы. Современные стратегические направления диагностики, терапии, профилактики. Специфическая иммунотерапия при аллергических заболеваниях у детей: стандарты терапии. Прогноз.

Аллергодерматозы у детей, их дифференциальная диагностика. Стандарты диагностики и лечения аллергодерматозов. Рецидивирующий отек Квинке – возможности иммунологического воздействия.

Неотложная терапия бронхиальной астмы, анафилактического шока, аллергического отека гортани. Профилактика аллергических реакций и заболеваний у детей. Псевдоаллергические реакции.

^ Заболевания сердечно-сосудистой системы в детском возрасте

Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы в различные возрастные периоды. Методы исследования сердечно-сосудистой системы у детей (показания).

Врожденные пороки сердца. Классификация, клиника, показания к хирургическому лечению.

Ревматическая лихорадка. Современные воззрения на этиологию и патогенез ревматических болезней. Особенности течения, стандарты обследования и терапии.

Приобретенные пороки сердца у детей. Этиология, классификация, клиника, диагностика, показания к хирургическому лечению. Современные методы хирургической коррекции различных приобретенных пороков сердца.

Нарушения ритма сердца и проводимости. Основные формы. Этиология и патогенез. Клиническое значение. Принципы терапевтической и хирургической коррекции. Основные классы антиаритмических препаратов.

Инфекционный (неревматический) миокардит. Кардиомиопатии у детей. Классификация, клиника, диагностика, лечение.

Синдром пролапса митрального клапана. Клиника, диагностика.

Инфекционный эндокардит у детей. Этиология, механизмы возникновения, клиника и диагностика. Профилактика и лечение инфекционного эндокардита. Показания к хирургическому лечению.

Поражение сердца при отдельных заболеваниях (бронхолегочной системы, печени, ЛОР-органов, наследственных болезнях и синдромах, системных заболеваниях соединительной ткани и др.)

Сердечная недостаточность у детей. Причины возникновения, патогенез, клиника и диагностика хронической сердечной недостаточности. Лечение и профилактика. Ранняя доклиническая стадия сердечной недостаточности. Острая сердечная недостаточность у детей. Неотложные мероприятия при острой сердечной недостаточности.

Артериальная гипертензия – первичная и вторичная. Причины возникновения, основные отличия. Клиника, диагностика. Вторичная (симптоматическая) артериальная гипертензия у детей. Основные нозологические группы по этиологии. Дифференциальная диагностика. Основные принципы терапии первичной и вторичной артериальной гипертензии. Группы гипотензивных препаратов применяющихся в детской практике.

Диффузные болезни соединительной ткани. Системная красная волчанка, системная склеродермия, дерматомиозит. Узелковый периартериит. Ревматоидный артрит. Принципы и основные виды лечения диффузных болезней соединительной ткани, показания для санаторно-курортного лечения.

^ Болезни крови у детей

Гематологические методы исследования. Клеточный состав костного мозга. Особенности показателей периферической крови у детей различного возраста.

Система гемостаза (система свертывания крови, противосвертывающие механизмы). Патология гемостаза. Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура. Тромбопатии. Гемофилия. Геморрагический васкулит.

Анемии у детей. Наследственные и приобретенные гемолитические анемии. Железодефицитные анемии. Гемоглобинопатии. Гипо- и апластические анемии. Стандарты диагностики и терапии.

Гемобластозы. Острый лимфобластный и миелобластный лейкоз. Хронический миелолейкоз. Лимфогрануломатоз. Лимфосаркомы. Гистиоцитоз из клеток Лангерганса. Острая лучевая болезнь. Лейкемоидные реакции. Дифференциальная диагностика. Стандарты диагностики в различные периоды заболевания. Прогноз.

Диссеминированное внутрисосудистое свертывание крови (ДВС-синдром). Главные этиопатогенетические механизмы. Современные возможности лечения и профилактики.

^ Болезни органов пищеварения

Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей. Основные методы исследования желудка, кишечника и печени у детей. Интрагастральная рН-метрия. Оценка внешней и внутрисекреторной функции поджелудочной железы (прозериновой, секретин-панкреозиминовой).

Пороки развития пищевода, желудка и кишечника. Тактика обследования.

Гастроэзофагальная рефлюксная болезнь. Гастрит острый и хронический. Гастродуоденит. Язвенная болезнь. Панкреатит. Этиология, патогенез, клиника, лечение.

Виды дискинезий желчных путей у детей. Аномалии развития желчных путей. Холециститы. Тактика обследования, стандарты терапии.

Основные патофизиологические синдромы поражения печени: холестаз, цитолиз, мезенхимально-воспалительная и белково-синтетическая недостаточность печени. Инструментальные методы диагностики заболеваний печени и их клиническое значение.

Хронический гепатит. Классификация хронического гепатита. Цирроз печени, его стадии. Клинико–патогенетические особенности хронического вирусного гепатита B,C,D,Е,F. Методы лечения различных форм хронического гепатита и цирроза печени. Показания к оперативному лечению цирроза печени. Принципы лечения пищеводно-желудочных кровотечений при циррозе печени.

Ацетонемическая рвота у детей.

Энтероколит, неспецифический язвенный колит, болезнь Крона, синдром мальабсорбции. Муковисцидоз (кишечная форма).

Острый живот у детей. Аппендицит. Перитонит. Инвагинация кишок. Спаечная болезнь.

^ Болезни почек и органов мочевой системы (ОМС)

Анатомо-физиологические особенности почек у детей. Методы исследования функционального состояния почек. Современные методы функциональной диагностики нарушений функции почек и ОМС.

Наследственные и врожденные заболевания почек и ОМС. Наследственный нефрит. Синдром Альпорта. Амилоидоз почек. Пороки развития почек и ОМС.

Наследственные тубулопатии. Стандарты диагностики и лечения. Современные возможности фермент-замещающей терапии. Прогноз.

Цистит. Мочекаменная болезнь. Гемолитико-уремический синдром.

Стандарты диагностики и лечения первичного и вторичного пиелонефрита. лечение.

Гломерулонефрит, клинико-морфологические варианты. Новейшие методы диагностики и терапевтического воздействия. Прогноз.

Острая почечная недостаточность. Показания к диализу и трансплантации почек.

^ Болезни нервной системы и наследственные болезни у детей

Анатомо-физиологические особенности становления и развития нервной системы в зависимости от возраста. Перинатальное поражение головного и спинного мозга, их последствия (задержка и отставание психомоторного развития, судороги, микро– и гидроцефалия, детский церебральный паралич). Пороки развития нервной системы. Методы исследования нервной системы.

Прогрессирующие нервно-мышечные заболевания. Опухоли головного и спинного мозга. Эпилепсия. Невротические расстройства нервной системы (тики, ночной энурез, заикание).

Основные формы наследственной патологии в соответствии с типом мутации. Представление о болезнях с наследственным предрасположением. Принципы диагностики и лечения наследственных болезней. Медико-генетическое консультирование.

Хромосомные болезни: болезнь Дауна, аберрации половых хромосом.

Иммунодефицитные состояния у детей.

^ Болезни обмена веществ и эндокринной системы

Основные клинические проявления гиповитаминозов А, В1, В2, В6, В12, К, недостаточность пантотеновой и фолиевой кислот. Рахит, витамин D — резистентные формы рахита. Гипервитаминоз D. Нарушения минерализации скелета у детей: факторы риска, диагностика и профилактика.

Клинические проявления наследственных заболеваний, обусловленных ошибками метаболизма аминокислот, липидов, мукополисахаридов, гликогена. Гликогеновая болезнь. Болезни накопления. Мукополисахаридозы. Типы фенилкетонурии, современные возможности диетотерапии и фермент-замещающие технологии.

Основные функции и взаимосвязь гормонов эндокринных желез. Сахарный диабет, признаки гипо- и гипергликемической комы. Принципы расчета потребности в инсулине. Неотложная помощь при гипо- и гипергликемической коме. Врожденная дисфункция коры надпочечников. Острая недостаточность надпочечников. Аддисонова болезнь. Диффузный токсический зоб. Эндемический зоб. Нарушение полового развития. Патология гипофиза. Гипопаратиреоидизм. Основные показания и принципы применения кортикостероидных препаратов у детей.

Ожирение у детей, его причины и типы. Виды и особенности клинических проявлений гипер- и дислипидемий в детском возрасте. Стандарты обследования и терапии.

^ Иммунодефицитные состояния (ИДС)

Первичные и врожденные ИДС. В-клеточные иммунодефицитные заболевания, их клинические проявления. ИДС с преимущественным дефектом Т-клеточного звена иммунитета. Комбинированные ИДС. Дефекты фагоцитоза. Методы диагностики и принципы терапии. Прогноз.

Комплексная оценка иммунологического статуса ребенка.

^ Инфекционные болезни

Возрастные особенности иммунитета. Факторы гуморального и клеточного иммунитета. Инфекционный процесс и развитие невосприимчивости. Предпосылки к специфической иммунизации.

Основные методы лабораторной диагностики инфекционных болезней: бактериологические, серологические, вирусологические. Оценка результатов индивидуальных исследований кала, крови, мокроты, спинномозговой жидкости, костного мозга.

Грипп и его осложнения. Парагриппозная, РС-вирусная, аденовирусная инфекции. Микоплазменная инфекция. Инфекция вирусом простого герпеса. Пневмоцистоз. Хламидиоз. Корь. Скарлатина. Коклюш. Дифтерия. Эпидемический паротит. Ветряная оспа. Краснуха.

Инфекционный мононуклеоз. Псевдотуберкулез. Менингококковая инфекция.

Бактериальные менингиты. Туберкулезный менингит. Серозный менингит.

Полиомиелит. Энцефалиты и энцефалические реакции при инфекционных заболеваниях.

Брюшной тиф и паратифы. Сальмонеллезы. Бактериальная дизентерия. Ротавирусная диарея. Иерсиниозы. Амебная дизентерия и другие паразитарные диареи. Вирусный гепатит А, B, C, D, E.

Принципы регидратационной терапии при инфекционных болезнях у детей. Расчет потребности в жидкости и электролитах при разных степенях эксикоза. Лечение первичного инфекционного токсикоза (нейротоксикоза).

Иммунотерапия инфекционных болезней.

Иммунопрофилактика детских инфекций: календарь прививок, основные вакцинные препараты, организация прививок, основные вакцинальные осложнения.

^ Принципы реанимации и интенсивной терапии

Организация службы реанимации и интенсивной терапии.

Принципы реанимации при терминальных состояниях и клинической смерти ребенка. Реанимация новорожденных в родильном доме.

Общие принципы и методы коррекции дыхательной недостаточности. Интенсивная терапия при остром нарушении кровообращения у детей, включая экстренные мероприятия при острой сердечной и острой сосудистой недостаточности.

Интенсивная терапия при первичном инфекционном токсикозе, нейротоксикозе, синдроме токсикоза с эксикозом.

Интенсивная терапия при коматозных состояниях: диабетическая кома, гипогликемическая кома, азотемическая кома (уремия), надпочечниковая кома.

Инфузионная терапия при нарушениях водно-электролитного баланса и кислотно-основного состояния. Интенсивная терапия при острой почечной недостаточности. Интенсивная терапия при острых экзогенных интоксикациях (отравлениях).

Особенности интенсивной терапии при некоторых заболеваниях новорожденных (болезнь гиалиновых мембран, синдром аспирации мекония, апноэ новорожденных, пневмоторакс и пневмомедиастинум и др.).


список

рекомендуемой литературы

для внеаудиторной ПОДГОТОВКИ специалистов

в системе ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (аспирАНтурА)

по специальности 14.01.08 – Педиатрия



  1. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А., Камаев И.А., Огнева М.Л. Часто болеющие дети. Н.Новгород: НГМА, 2004.

  2. Анемии у детей: диагностика, дифференциальная диагностика и лечение. Под ред. А.Г. Румянцева и Ю.Н. Токарева. 2-е изд. доп. и перераб. М.: МАКС Пресс, 2004.

  3. Балаболкин М.И. Эндокринология детского возраста. 2-е изд., дополн. и перераб. М.: Мед-Пресс, 2008.

  4. Барашнев Ю.И., Бахарев В.А., Новиков П.В. Диагностика и лечение врожденных и наследственных заболеваний у детей. М.: Медицина, 2004.

  5. Баркаган Л.З. Нарушение гомеостаза у детей. М.: Медицина, 1993.

  6. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей. Руководство для врачей. В 2х тт. М.: Медицина, 1987.

  7. Берман Р.Э., Клигман Р.М., Дженсон Х.Б. Педиатрия по Нельсону. В 5 тт. 17-е изд., дополн. и перераб. Изд.: Рид Элсивер. Пер. с англ. М.: МИА, 2009.

  8. Детские болезни. Под ред. Н.П. Шабалова. В 2х тт. СПб.: Сотис, 2004.

  9. Детское питание. Руководство для врачей. Под ред. В.А. Тутельяна, И.Я. Коня. М.: МИА, 2009.

  10. Дефицит железа у детей и подростков: причины, диагностика, лечение, профилактика. Под ред. Г.А. Самсыгиной, Т.В. Казюковой, А.А. Левиной. Учебное пособие для врачей-педиатров (УМО-581). М.: РГМУ, 2009.

  11. Избранные лекции по педиатрии. Под ред. А.А. Баранова, Р.Р. Шиляева, Б.С. Каганова. М.: Династия, 2005.

  12. Ладодо К.С. Рациональное питание детей раннего возраста. М.: Династия, 2008.

  13. Лекции по педиатрии. Том 6. Нефрология. Под ред. В.Ф. Демина, С.О. Ключникова, Ф.И. Руснака, И.М. Османова. М.: РГМУ, 2009.

  14. Лекции по педиатрии. Том 7. Диетология и нутрициология. Под ред. В.Ф. Демина, С.О. Ключникова, Ю.Г. Мухиной. М.: РГМУ, 2007.

  15. Леонтьева И.В. Лекции по кардиологии детского возраста. М.: Медпрактика-М, 2005.

  16. Махонова Л.А., Дурнов Л.А. Гистиоцитарные заболевания у детей. М.: МИА, 2004.

  17. Молочный В.П. Педиатрия: неотложные состояния у детей. М.: Феникс, 2007.

  18. Молочный В.П., Учайкин В.Ф. Неотложные состояния в педиатрии: Руководство для педиатров. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

  19. Муковисцидоз у детей: Практические рекомендации. Под ред. проф. Н.И. Капранова. М., 2008.

  20. Неонатология. Под ред. Н.П. Шабалова: в 2х тт. 5-е изд., доп. и перераб. СПб.: СпецЛит, 2009.

  21. Неонатология: национальное руководство. Под ред. Н.Н. Володина. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.

  22. Непосредственное обследование ребенка: Практическое руководство. Под ред. В.В. Юрьева. СПб.: Питер, 2008.

  23. Нефрология. Под ред. Е.М. Шилова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.

  24. Новиков П.В. Рахит и наследственные рахитоподобные заболевания у детей: диагностика, лечение, профилактика. М.: Триада-Х, 2006.

  25. Основы интенсивной терапии и реанимации в педиатрии. Под ред. В.А. Михельсона. М.: Медицина, 2002.

  26. Парийская Т.В., Егорова Л.И., Муратов П.А. Острые отравления у детей. Диагностика и лечение. М.: Издательство «АСТ», 2004.

  27. Патологическая анатомия болезней плода и ребенка. Под ред. Т.Е. Ивановской и Л.В. Леоновой: в 2х тт. М.: Медицина, 1988.

  28. Педиатрия. Избранные лекции. Под ред. Г.А. Самсыгиной. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  29. Педиатрия: национальное руководство. Под ред. А.А. Баранова. В 2-х тт. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  30. Поляков В.Е., Лысенко А.Я. Гельминтозы у детей и подростков. М.: Медицина, 2003.

  31. Практическое руководство по детским болезням. Под ред. В.Ф. Коколиной и А.Г. Румянцева (многотомное продолжающее издание). М.: Медпрактика, 2003-2010 гг.

  32. Пропедевтика детских болезней. Под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  33. Пульмонология детского возраста: проблемы и решения. Под ред. Ю.Л. Мизерницкого и А.Д. Царегородцева. М.: МИА, 2005.

  34. Рациональная фармакотерапия детских заболеваний. Рук-во для врачей в 2х тт. Под общей ред. А.А. Баранова, Н.Н. Володина, Г.А. Самсыгиной. М.: Литтерра, 2007-2008.

  35. Рациональная фармакотерапия заболеваний. Рук-во для врачей. Под общей ред. А.Г. Чучалина (многотомное продолжающееся изд.). М.: Литтерра, 2004-2010 гг.

  36. Рачинский С.В., Таточенко В.К. Болезни органов дыхания у детей. Руководство для врачей, 2-е изд. М.: Медицина, 2001.

  37. Румянцев А.Г., Демьянова Т.Г., Григорьянц Л.Я., Авдеева Т.Г. Наблюдение за глубоко недоношенными детьми на первом году жизни. М.: Медпрактика, 2006.

  38. Самсыгина Г.А. Инфекции респираторного тракта у детей раннего возраста: Методическое пособие. М.: РГМУ, 2008.

  39. Самсыгина Г.А., Буслаева Г.Н. Кандидоз новорожденных и детей первого года жизни. Пособие для практических врачей. М.: ООО «Печатный Город», 2004.

  40. Скрипченко Н.В., Команцев В.Н. Инфекционные заболевания периферической нервной системы у детей. М.: Медицина, 2006.

  41. Сорокина М.Н., Скрипченко Н.В. Вирусные энцефалиты и менингиты у детей. М.: Медицина, 2004.

  42. Таболин В.А. Желтухи новорожденных детей. Метод. рекомендации. М.: Медицина, 1989.

  43. Учайкин В.Ф., Нисевич Н.И., Чередниченко Т.В. Вирусные гепатиты от А до ТТV у детей. М.: «Новая Волна», 2003.

  44. Фармакотерапия детских болезней. Под ред. А.Д. Царегородцева. М.: МИА, 2010.

1 Пункт 4 статьи 11 Федерального закона от 22.08.1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35; ст. 4135; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280; 2011, N 1, ст. 38).

2 Одна зачетная единица соответствует 36 акад. часам Максимальный объем учебной нагрузки аспиранта, включающий все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, составляет 54 академических часа в неделю.

3 Дисциплины по выбору аспиранта (ОД.А.04-ОД.А.07) выбираются им из числа предлагаемых образовательным учреждением, реализующими образовательную программу послевузовского профессионального образования.

4 Факультативные дисциплины (ФД.А.00) не являются обязательными для изучения аспирантом. Время, отведенное на ФД, может быть частично или полностью использовано в других разделах образовательной составляющей программы.

5 Подготовка к защите диссертации (ПД.А.00) включает оформление диссертационной работы и представление её на кафедру (в научный совет, лабораторию, сектор) или в совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, ученой степени доктора наук.

6 Без учета каникул

7 На каждую лекцию или семинар отводится, в среднем, один учебный час.

8 Время, отведенное на ФД (2 зач.ед./ 72 ч), использовано на увеличение объема подготовки аспиранта по специальности (ОД.А.03).


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план и рабочую программу (модуль) по специальности iconОбразовательная программа послевузовского профессионального образования в клинической ординатуре
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план и рабочую программу (модуль) по специальности iconОсновная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования

Образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план и рабочую программу (модуль) по специальности iconОбразовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности анестезиология-реаниматология

Образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план и рабочую программу (модуль) по специальности iconОсновная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования

Образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план и рабочую программу (модуль) по специальности iconОсновная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования

Образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план и рабочую программу (модуль) по специальности iconОбразовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 14. 01.

Образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план и рабочую программу (модуль) по специальности icon«астраханская государственная медицинская академия» основная профессиональная образовательная программа

Образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план и рабочую программу (модуль) по специальности icon«астраханская государственная медицинская академия» основная профессиональная образовательная программа

Образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план и рабочую программу (модуль) по специальности icon«астраханская государственная медицинская академия» основная профессиональная образовательная программа

Образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план и рабочую программу (модуль) по специальности icon«астраханская государственная медицинская академия.» Основная профессиональная образовательная программа

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы