Организация игровой деятельности детей в условиях школы – интерната II вида icon

Организация игровой деятельности детей в условиях школы – интерната II вида





Скачать 135.8 Kb.
Название Организация игровой деятельности детей в условиях школы – интерната II вида
Дата 01.03.2013
Размер 135.8 Kb.
Тип Документы
Организация игровой деятельности детей в условиях школы – интерната II вида


Рассказова Маргарита Геннадьевна

Государственное областное специальное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная коррекционная общеобразовательная школа – интернат II вида. г.Лебедянь. Липецкая область.


Задачи школы II вида подготовить ребенка с нарушением слуха к жизни в обществе и дать определенный багаж знаний, который равен багажу знаний слышащего ученика.

Из истории сурдопедагогики мы знаем, что выдающийся ученый – дефектолог Т.А.Власова поддержала эксперимент по обучению глухих учащихся по программе общеобразовательной школы и получению ими среднего образования за 12 лет. В учебный план школ для глухих и слабослышащих было введено занятие по развитию остаточного слуха. Перед школой II вида одновременно стоят коррекционные задачи:

- развитие слухового восприятия;

- формирование и развитие устной речи.

На примере работы учителя – дефектолога, учителей, воспитателей класса и психолога школы в нашем учреждении мы расскажем о создании адаптивной среды для детей с нарушением слуховой функции в 10 «а» и 2-ом классах.

В 10 «А» классе 4 человека с диагнозами двухсторонняя нейросенсорная тугоухость IV степени; двухсторонняя нейросенсорная тугоухость III степени; двухсторонняя нейросенсорная тугоухость III степени; двухсторонняя хроническая сенсоневральная глухота.

Во 2 классе 6 человек: двухсторонняя врожденная отоневральная глухота; двухсторонняя хроническая сенсоневральная тугоухость IV степени, ограничащая с глухотой; двухсторонняя хроническая сенсоневральная тугоухость IV степени; двухсторонняя сенсоневральная хроническая тугоухость IV степени; состояние после кохлеарной имплантации; двухсторонняя хроническая сенсоневральная глухота с островками слуха.

Группа детей с нарушениями слуха чрезвычайно разнообразна по состоянию слуха, речи, уровню познавательного развития. Наши воспитанники имеют тяжелые нарушения слуха: это дети с тугоухостью III и IV степени и глухие.

Среди детей с нарушенным слухом выделяются дети со сложной структурой дефекта. Помимо снижения слуха имеют другие первичные нарушения интеллекта.

Только совместная кропотливая работа учителей, воспитателей, учителя – дефектолога и психолога, а так же семьи может дать положительные результаты в обучении и воспитании учащихся.

Полноценное общение ребенка с другими детьми и взрослыми – один из факторов, определяющих его социальное развитие. Одна из наиболее распространенных форм общения – речевое. Вся история сурдопедагогики – это история поиска эффективных методов развития словесной речи. В отечественной науке тщательно прорабатывается проблема формирования речи, как средства общения. Возможность ребенка с нарушенным слухом осуществлять речевое общение во многом определяется самим состоянием устной речи.

Одним из важнейших факторов интеллектуального и личностного развития ребенка является его социальное окружение, которое представлено в первую очередь семьей. В семье ребенок получает первые представления о мире, законах функционирования общества, способах поведения, принятых среди людей.

В плане успешности обмена информации с родителями глухие дети оказываются в по-разному трудном положении в зависимости от того, в какой семье – глухих или слышащих – они появились на свет. Слышащие родители глухих детей имеют больше возможностей организовать для своих детей дошкольников подготовку, принимать участие в тренингах для родителей, так как занимают, в среднем, более высокий социальный статус, обладают более широкими возможностями получении информации.

Все родители учащихся 10 «А» класса слышащие, имеют средне – специальное образование, все имеют работу.

Во втором классе есть родители слышащие и имеют средне – специальное и высшее образование; есть мама глухая, не работает, бабушка слышащая..

Дети слышащих родителей имеют большой словарный запас, стараются общаться речью. Глухие же родители говорят со своим ребенком на одном (жестовом) языке, и этот язык – единственный, который глухой ребенок может освоить спонтанно, подобно тому, как слышащий ребенок овладевает родным языком.

Глухие – единственная категория «людей с ограниченными возможностями здоровья», при изучении которой рассматривается состояние слуха членов их семей. Влияние семьи на развитие глухого ребенка рассматривается, как один из важнейших факторов (наряду с такими, как наличие неврологических заболеваний и своевременное и качественное начало обучения).

При общении с семьями глухих родителей, воспитывающих глухих детей, коллегами учитывается, что общество глухих представляет собой особое культурное меньшинство со своим языком, традициями и нормами поведения. Очень сложно сравнивать и уравнивать семьи глухих и слышащих по критерию благополучия / неблагополучия условий воспитания ребенка. Тем не менее многие наблюдения педагогов за глухими детьми из семей глухих и слышащих родителей указывают на более высокие темпы интеллектуально и социального развития глухих детей из семей глухих по сравнению с глухими детьми из семей слышащих. Это объясняется, во – первых, особенным отношением слышащих родителей к ребенку с нарушением слуха, который воспринимается ими как ребенок – инвалид. Во – вторых, отсутствие эффективного канала коммуникации (естественного общего языка). Поэтому опыт и кругозор глухих детей из семей, слышащих родителей бедный и менее структурированный, чем у глухих детей из семей глухих, где дети и родители общаются на своем родном жестовом языке.

При поступлении ребенка в школу, проводятся мероприятия, способствующие осуществлению успешной адаптации детей к новым социальным условиям. Сюда входят: психолого-педагогическое обследование ребенка; наблюдение за поведением и адаптацией детей в классе, за взаимодействием со взрослыми и детьми.

В совместно психолого-педагогическом обследовании учителя – дефектолога, психолога и учителя класса, воспитателей определяются уровень социального, физического, познавательного развития, игровой деятельности, состояния слуха и развития речи.

Кроме того, изучаются анамнестические данные. Особое внимание уделяется изучению поведения ребенка и его эмоционально – волевой сферы. Оценивается способность к установлению контактов со взрослым и сверстниками, реакция на одобрение и порицание, отношение к трудностям и т.д.

Как уже отмечалось, особенности развития неслышащих детей создают трудности в восприятии речи, в усвоении социального опыта, в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, построении межличностных отношений. Усилия педагогов, воспитателей, психолога направлены на то, чтобы обогатить социальный опыт ребенка на всех этапах воспитательно – образовательного процесса, развить эмоциональную сферу, обучить основным приемам продуктивного взаимодействия со взрослыми и детьми, расширить представление слабослышащего ребенка об окружающем мире.

Для успешной адаптации крайне важна правильная самооценка. На начальных этапах психического развития самооценка ребенка зависит от оценок взрослых (родителей, педагогов), их же стандартами он пользуется для оценки окружающих людей. Педагогам и родителям необходимо проявить большое терпение и такт, ярко демонстрировать положительное, ласковое отношение к ребенку, стимулировать его успешность, развивать эмоционально – деловое сотрудничество. Педагоги классов проводят с родителями беседы, что детям с недостатками слуха необходимо речевое общение, как на уроках и во внеурочное время, между собой, и дома с родителями. В основном все родители общаются с детьми устной речью, а родители Астапенко А., Баевой Р. используют жестовую речь, бабушка Канунниковой Н. использует устную речь и дактилологию. Часто учитель и воспитатель выступает в роли переводчика для слышащих родителей.

Для создания адаптивной среды нашим воспитанникам, а в дальнейшем для обеспечения социализации неслышащих детей необходима тесная взаимосвязь педагогов с семьей. Родители активно вовлекаются в воспитательно-образовательный процесс, учатся соблюдать единые с педагогами требования к воспитанию ребенка в семье. Для систематизации работы с родителями проводятся индивидуальные консультации, даются рекомендации по коррекции поведения, произношения, развития. В рамках просвещения проводятся собрания. Родители знакомятся с детскими работами, присутствуют на выступлениях детей.

Оптимальные условия для социального воспитания предоставляет деятельность ребенка (игровая, трудовая, учебная), в которой моделируется отношение людей.

В школе большое внимание уделяется обучению игре, прежде всего, сюжетно – ролевой.

Важную роль игры в психическом развитии ребенка отмечал в свое время выдающийся психолог и дефектолог Л.С. Выготский: «...игра содержит в себе все тенденции развития, является источником развития и создает зоны ближайшего развития. В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде всегда содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего повседневного поведения... По существу через игровую деятельность и движется ребенок» (Л.С. Выготский 1967г.)

При проведении игр сурдопедагог решает следующие конкретные задачи:

  • расширяет знания учащихся по выбранным темам, дает им представления о функциональном назначении и сфере использования изучаемых объектов;

  • учит отражению в играх труда взрослых людей, их взаимоотношений в процессе деятельности;

  • развивает в ходе игр словесное общение детей, учит использовать ранее усвоенный словарь и развивать специфический, связанный с сюжетами игр;

  • развивает активность, самостоятельность, логическое мышление, воображение, формирует познавательные интересы и т. д.;

  • способствует процессу социализации неслышащих.

Для присутствующих была представлена сюжетно – ролевая игра «Магазин» с учащимися первого класса

В процессе сюжетно-ролевой игры глухие и слабослышащие учащиеся могут приобрести знания об особенностях многих профессий, научиться ориентироваться в сфере производства и обслуживания, повысить уровень жизненной компетенции.

В сюжетно-ролевая игре, где, по словам Д.Б. Эльконина, «ребенок как бы переходит в развитой мир высших форм человеческой деятельности, в развитой мир правил человеческих взаимоотношений».

Организованная сюжетно-ролевая игра предполагает совместную деятельность. Ролевое общение — основной мотив, поэтому можно утверждать, что формирующаяся речь неслышащих детей в условиях сюжетно-ролевой игры имеет коммуникативную направленность. Овладевая в игре речью «для других», ребенок тем самым осваивает ее «для себя».

Этап подготовки к игре был проведен наиболее продуктивным способом в форме экскурсии.

Учитель дефектолог - я, воспитатели Челядинова О.В. и Перова Т.Н. до семинара провели с первым классом экскурсию в магазины «Супермаркет», «Обувь», «Одежда», по дороге повторили правила дорожного движения при переходе улицы со светофором.

Дети узнали:

1.Для чего нужен магазин.

2.Что продают в магазине.

3.Кто работает в магазине.

4.Что делает продавец, кассир, покупатель.

5.Какие бывают магазины.

Дети сделали в магазине покупки, побеседовали с кассиром.

Сведения, полученные на экскурсии, дети зафиксировали в словари в виде записей, рисунков, наклеили картинки: магазин, молоко, сметана, кефир, масло, хлебобулочные изделия, одежда, обувь.

Приготовили атрибуты к игре: халат, карточки с надписью: «продавец», «кассир», кассовый аппарат, товар магазина и т.д.

По мнению ряда авторов (А.Г. Зикеев, К.И. Туджанова и др.), для детей с нарушениями слуха чрезвычайно важно правильно составить общую схему развернутого диалога, в которой каждая реплика должна располагаться выше последующей и помещаться в отдельной графе, что будет способствовать успешному оперированию речевым материалом и запоминанию диалогических единств, как составной части диалога. В схеме должна быть обеспечена вариативность диалогических единств, что побуждает к творческому развитию сюжета игры.

Развивающий эффект сюжетно-ролевой игры позволяет говорить о необходимости повышения ее роли в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.

В игровой деятельности не ставится задача специального заучивания слов и фраз, однако сама организация игр обеспечивает непроизвольное усвоение материала. Дети переживают радость от процесса игры, чувство удовлетворения от решения игровых задач.

В качестве примера хочу предложить конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин», которая создает адаптивную среду нашим воспитанникам и является средством интеграции ребенка в среду слышащих. Руководящая роль в игре принадлежит воспитателю.

^ Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Воспитатель Челядинова О.В. 1 класс.

- Сейчас мы будем играть.

- [Как вы думаете, в какую игру мы будем играть?]

- [Рита.]

- Мы будем играть в магазин.

- Почему, кто знает?

(Ребенок поднимает руку.)

- [Лера.]

- В магазине есть продавец, кассир, витрина и продукты.

- Правильно.

- [Кто из вас будет работать в магазине?]

- [Лера.]

- Я буду продавец.

- [Рита.]

- А я кассир.

- [А кто будете вы?]

- [Никита.]

- Я, Андрей и Настя покупатели.

- Андрей Зюзин будет шофер.

Кассир Рита и продавец Лера займите рабочие места. Наденьте халаты. (Андрей Зюзин привез ряженку на машине.)

Лера - Вы привезли ряженку?

Зюзин – Да.

Лера – Спасибо. (Ставит пакеты на витрину).

Покупатель Настя – Добрый день.

Продавец Лера – Здравствуйте! Что вам?

Настя – Дайте, пожалуйста … (называет товар).

Лера – Все?

Настя – Да.

Кассир Рита – С вас двадцать рублей. (пробивает чеки).

Настя – Возьмите (достает из кошелька деньги)

Кассир – Возьмите сдачу.

Покупатель Никита – Добрый день.

Лера – Здравствуйте! Что вам?

^ Никита – Дайте мне … (говорит название товара).

Лера –
Все?

Никита – Да.

Кассир – С вас … рублей. (пробивает чеки)

Никита Возьмите (достает из кошелька).

Кассир – Ваша сдача, возьмите.

Никита – Спасибо. До свидания.

Покупатель Астапенко – Добрый день.

^ Лера – Добрый. Что вам?

Астапенко
– Дайте, пожалуйста …

Лера – Все?

Астапенко – Да.

Кассир – С вас … рублей.

Астапенко – Вот.

Кассир – Возьмите.

Астапенко – Спасибо.

Итог.

- [Что мы делали?]

- Играли.

- [Как называлась игра?]

- Магазин.

- Правильно.

- Вам понравилась игра?

- Да.

- Продавец Лера и кассир Рита хорошо справились со своей работой. Вы хорошо говорили, были вежливые, следили за порядком на прилавке. Были аккуратны. Молодцы. Покупатели Никита, Андрей, Настя тоже хорошо изображали покупателей, хорошо говорили. Молодцы. Андрей Зюзин очень профессионально изображал шофера. Умница. В следующий раз, когда будем играть, вы поменяетесь ролями.

^ Дидактические игры — это разновидность игр с применением правил, специально созданных педагогикой в целях развития детей.

Дидактические игры в работе с детьми, таким образом, выполняют ряд функций:

  • дидактическую — формирование соответствующих знаний, умений, навыков;

  • развивающую - формирование психических функций, обогащение общего и личностного развития; формирование навыков самоконтроля, самооценки, рефлексии;

  • коммуникативную - умение вступать в общение и выполнять игровые задачи в процессе словесной коммуникации, формирование адекватных взаимоотношений, установление эмоциональных контактов;

  • релаксационную (психокоррекционную) — игра снимает эмоциональное напряжение, стабилизирует психическое состояние ребенка;

  • коррекционную — в игре отрабатываются навыки четкой, внятной, выразительной, интонированной речи, происходит развитие слухового восприятия.


В ходе игр по развитию слухового восприятия педагог обязательно следит за состоянием произносительных навыков учащихся.

^ Важными условиями успешной организации и проведения игр являются:

  • Тщательная подготовка педагога к проведению игры.

  • Наличие и доступность дидактических материалов: игрушек, игр, инвентаря, элементов костюма; обучение детей умению пользоваться этими предметами; и, что особенно важно, предметами-заместителями.

  • Создание детям условий для обогащения слуховых впечатлений (на экскурсиях, прогулках и др.), необходимых для проведения игры.

  • Создание речевой среды в процессе игры и активизация общения между играющими.

  • Поддержание собственно игровых интересов детей и создание возможности свободных эмоциональных проявлений.

Игры, направленные на развитие слухового восприятия во внеклассное время, следует проводить не менее одного раза в неделю со всеми учащимися, начиная с подготовительного класса.

Педагоги показали, как они используют в работе дидактические игры.

На семинаре были показаны дидактические игры по физике «Отгадай загадку», «Угадай звуки природы», «Покажи карточку» учителем физики

Первицкой Т.М. по теме «Плавание судов» в 9 «А» классе.

Воспитателем Горбуновой Т.В. игра «Отгадай кроссворд - Улицы Лебедяни». 9 «А» класс. «Наряди елочку» д.игра по математике Торженовой А.В. 1 класс. Д.игра «Строки знакомые нам с детства» учителем литературы Панкратовой Л.П. 9 «А» класс. Подвижные игры показаны воспитателем Перовой Т.Н.

В качестве примера приведем дидактическую игру, которую можно проводить на индивидуальном занятии с одним ребенком и в классе с группой детей.

Д. игра «Завяжи кукле бантик».

Учитель – дефектолог Рассказова М.Г. 1 класс.

Задачи:

Закрепить у детей знание цветов. Развивать слуховое восприятие, речь. Воспитание интереса, коллективизма.

Оборудование: кукла, бантики разного цвета.

ХОД ИГРЫ

К нам в гости пришла кукла Оля. Мы сейчас будем с ней играть. Игра называется «Завяжи кукле бантик».У меня на столе лежат банты разного цвета. Я буду говорить, какой бантик завязать и кому, а вы будете выходить к столу, и завязывать бантик кукле.

- [Завяжи красный бантик, Дима.]

(ребенок выполняет).

- [Какой бантик завязал?] и т.д.

Итог.

Молодцы. Кукла Оля принесла вам подарки.

Девочкам - резинки, а мальчикам брелки.

- [Что мы сейчас делали?]

- Играли.

- [Как называется игра?]

- Завяжи кукле бантик.

- Вы очень хорошо говорили, никто из вас не ошибся.


Работа по развитию слухового восприятия при постоянном использовании индивидуальных слуховых аппаратов является неотъемлемой частью всего образовательно-коррекционного процесса в специальных школах для детей с нарушениями слуха.

Целесообразно неоднократно повторять в течение года все игры, постепенно увеличивая уровень трудности, как за счет введения новых элементов, так и в направлении находчивости, сообразительности, мыслительных способностей детей.

Хороший результат дает разыгрывание детьми подвижных игр со своими игрушками: дети любят обучать их, копируя действия взрослых. Подражая, дети осваивают мир социальных взаимоотношений взрослых.

Процесс коррекции отклонений в развитии всегда понимался как путь овладения ребенком социальным опытом, нормами поведения, а игра помогает ученику получить этот опыт, являясь адаптивной средой для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Организация игровой деятельности детей в условиях школы – интерната II вида icon Программа профилактики венерических заболеваний среди подростков школы интерната VIII вида. Пояснительная

Организация игровой деятельности детей в условиях школы – интерната II вида icon Доклад. Современные методы и приемы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы

Организация игровой деятельности детей в условиях школы – интерната II вида icon Хохлова А. Ю. Аспирант кафедры специальной психологии мгппу педагог психолог школы-интерната №65

Организация игровой деятельности детей в условиях школы – интерната II вида icon Обучение детей с нарушением интеллекта в условиях начальной общеобразовательной школы

Организация игровой деятельности детей в условиях школы – интерната II вида icon Учебный план школы основные учебные результаты школы информация о направлениях инновационной деятельности

Организация игровой деятельности детей в условиях школы – интерната II вида icon Рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы

Организация игровой деятельности детей в условиях школы – интерната II вида icon Тест №1. Как в официальных и нормативно-правовых документах называют школы для детей с нарушениями

Организация игровой деятельности детей в условиях школы – интерната II вида icon Опыт применения реминила в целях медико-социальной реабилитации дементных больных в условиях психоневрологического

Организация игровой деятельности детей в условиях школы – интерната II вида icon Организация обучения детей со снижением интеллекта (синдромом дауна) в условиях пмс-центра

Организация игровой деятельности детей в условиях школы – интерната II вида icon Организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха в условиях ппмс центра

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы