|
Скачать 75.3 Kb.
|
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СНИЖЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (СИНДРОМОМ ДАУНА) В УСЛОВИЯХ ПМС-ЦЕНТРА. Егупова О.В., учитель-логопед ОЦПМСС Синдром Дауна - самая распространённая генетическая аномалия. По статистике, один из шестисот-восьмисот новорожденных появляется на свет с синдромом Дауна. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Синдром Дауна был впервые описан в 1866 году британским врачом Джоном Лэнгдоном Дауном и назван по его имени. Почти столетие спустя в 1959 году французский ученый Жером Лежен обосновал хромосомное происхождение этого синдрома, и сегодня мы знаем, что синдром Дауна - это генетическое состояние, которое существует с момента зачатия и определяется наличием в клетках человека дополнительной хромосомы. Наличие этой дополнительной хромосомы обуславливает появление ряда особенностей, присущих этой категории детей. Как и все дети с тотальным недоразвитием, дети с синдромом Дауна отличаются той или иной степенью снижения критичности, адекватности и обучаемости. Основные этапы развития они проходят как правило позднее, чем их условно нормативные сверстники, и проходят не вполне полноценно, а в некотором «сжатом», «усеченном» режиме. Исходный уровень психического развития может быть от значительной задержки до уровня, близкого к возрастной норме. Но при этом все-таки нельзя забывать, что чем старше становится ребенок с синдромом Дауна, тем сильнее заметен разрыв с «обычными» детьми. Так же для детей с синдромом Дауна характерно:
Значительные изменения в системе образования Столичного мегаполиса привели к появлению новых форм как дошкольного так и школьного образования. Открытие Лекотек, «Служб ранней помощи», «Консультативных пунктов», групп кратковременного пребывания «Особый ребенок», групп для детей со сложной структурой дефекта, инклюзивных групп, инклюзивных классов в общеобразовательных школах, привело к увеличению и разнообразию оказываемой коррекционно-педагогической помощи, к большей доступности получения образования «особыми» детьми. Возросшая популярность инклюзивного образования среди родителей детей с синдромом Дауна, увеличение количества семей с такими детьми в Столице (миграционные потоки, приток в мегаполис семей из ближнего Подмосковья) остро ставит вопрос о правильном подборе такому ребенку образовательного маршрута, выборе наиболее приемлемых форм получения образования в каждом конкретном случае. Государственное образовательное учреждение Центр психолого- педагогической реабилитации и коррекции «Тверской» находится в Центральном административном округе г.Москвы. Основной целью его работы является оказание комплексной психолого – педагогической помощи детям с различными проблемами в развитии. Центр посещают дети как с «условно нормативным развитием» так и дети с выраженными нарушениями. На базе Центра проводятся как индивидуальные так и групповые занятия. Открытие на базе ЦППРиК «Тверской» Окружной психолого–медико-педагогической комиссии по комплектованию инклюзивных классов, выявило перед специалистами проблему неготовности детей с синдромом Дауна к условиям школьного обучения, неверному пониманию специалистами дошкольных учреждений, работающих с такой категорией детей, особенностей такой работы. Поэтому было принято решение об открытии группы по подготовке к школе для детей с синдромом Дауна на базе ЦППРиК «Тверской». Образовательный процесс начался с первого этапа работы (август 2009 г.). Он включал в себя три шага: 1 шаг: формирование группы. В группу были приглашены дети с синдромом Дауна старшего дошкольного возраста, 5- 6 лет. Всего детей было 6 человек: 4 девочки и 2 мальчика. Все дети посещали дошкольные образовательные учреждения г.Москвы. 2 шаг: проведение подробной дефектологической и логопедической диагностики, выявление уровня актуального развития детей, а так же определение зоны ближайшего развития. 3 шаг: беседа с родителями на выяснение их ожиданий от предстоящих занятий, их взглядов на дальнейший образовательный маршрут ребенка. В ходе беседы с родителями был затронут следующий круг актуальных проблем:
Второй этап работы (конец августа начало сентября 2009г.): этап планирования содержания, постановки целей работы. По результатам диагностики, бесед с родителями совместным консилиумом специалистов ведущих группу были определены цели работы: диагностическая, социальная, коррекционно – развивающая, учебная. Выделены принципы обучения: предметно – практической деятельности, индивидуального подхода в обучении, коррекционно – компенсирующей направленности обучения, лексической замкнутости, концентричности подачи материала, социальной направленности коррекционно-развивающего обучения. Поставлены основные задачи первого года обучения (программа рассчитана на 2 года групповых занятий): социальная адаптация ребенка, формирование алгоритма учебной деятельности, формирование позитивного отношения к процессу обучения, расширение сенсорных представлений, развитие коммуникативных возможностей ребенка (вербальных и невербальных), формирование системных представлений об окружающем мире, развитие произвольной регуляции, формирование познавательной активности. Отобрано содержание образовательной программы которое представлено пятью предметными областями:
Через все содержание образовательной части программы проходит формирование социальных компетентностей «особого» ребенка. Третий этап работы (конец сентября – май 2009 г.): непосредственная организация занятий. Групповые занятия проводились один раз в неделю при участии нескольких специалистов, таких как логопед и дефектолог. Кроме того, к работе группы привлекались один - два социальных педагога, которые выполняли роль тьютеров в организации занятий и осуществлении индивидуального подхода. Занятие длилось от 60 мин. до полутора часов с обязательными физкультминутками и регулярной сменой видов деятельности. По окончании занятия педагоги беседовали с родителями, объясняли домашнее задание и предоставляли устный отчет о проделанной работе группы в целом и каждым ребенком в отдельности, подробно отвечали на вопросы родителей. Для максимальной эффективности учебного процесса необходима зонированная организация рабочего пространства классной комнаты или кабинета. Предлагается выделить не менее трех «зон»:
Также необходимо упомянуть о сенсорной насыщенности среды различными материалами и пособиями. Подготавливая кабинет к занятию нужно помнить об особенностях аффективной сферы каждого конкретного ребенка. Так для детей уравновешенного и тормозимо-инертного типов допускается яркая, разнообразная, сенсорно насыщенная среда. Это стимулирует их познавательную активность, поддерживает заинтересованность в учебном процессе. Напротив, дети аффективно-неустойчивого типа, часто демонстрирующие на занятии полевое поведение и тенденцию к негативизму, нуждаются в ограничении ярких материалов и дидактических пособий. Их количество должно быть четко продумано, рекомендуется минимальная вариативность. В проводимом занятии условно можно выделить три части. Вводная часть. Это подготовительный этап занятия, который обычно проходит в свободной зоне. Дети здороваются друг с другом в соответствии с особым ритуалом приветствия. Здесь же в игровой форме могут быть предложены какие-либо дидактические игры и элементарные опыты, помогающие повторить или закрепить пройденный ранее материал или познакомить учащихся с новой темой занятия; упражнения по развитию и совершенствованию навыков крупной и мелкой моторики. Основная часть занятия в основном проходит за партами в рабочей зоне, где детям предъявляются с учетом их индивидуальных особенностей задания по развитию речи и навыков чтения, элементарных логических и пространственных представлений, по обучению счету, совершенствованию графомоторных навыков. Кроме того, большое внимание уделяется развитию социальных умений и навыков: дети учатся находить свою парту, бесшумно садиться за нее, доставать из портфеля необходимые учебные вещи, аккуратно организуя своё рабочее место, по просьбе педагога выходить к доске, принимать как индивидуальную, так и фронтальную инструкцию и действовать в соответствии с ней. Для закрепления и дальнейшей проработки материала урока дети отправляются в свободную зону, где с ними проводят физкультминутки и предлагают разнообразные дидактические и сюжетно-ролевые игры. Закрепление основной темы занятия осуществляется в зоне творчества, где организуется совместная проектная деятельность, основной смысл которой – научиться применять полученные знания на практике. Это может быть лепка, рисование, вырезание, изготовление игрушек, аппликаций, приготовление фруктовых и овощных салатов, напитков. Данный этап занятия максимально приближен по своей структуре к школьному уроку. В заключительной части занятия дети получают домашнее задание, собирают портфели, вместе с педагогами вспоминают, что они сегодня делали на занятии, что лучше всего запомнилось, больше всего понравилось. По специально установленному ритуалу все прощаются друг с другом и покидают класс. Заключительная часть проходит в свободной зоне. Учитывая сложившуюся ситуацию в образовании, возросшую социальную активность родителей, их образовательный запрос в отношении детей с синдромом Дауна, поиска педагогами наиболее адекватных и эффективных технологий работы с детьми данной нозологической группы можем говорить о целесообразности, необходимости и эффективности предложенной формы работы. |