|
Скачать 1.8 Mb.
|
Содержание Раздел 1Раздел 1 3 Введение 5 1 Теоретические основы БЖД 7 1.1 Основные понятия и определения дисциплины 7 1.2 Риск – мера опасности 9 1.3 Понятие опасности и ее классификация 11 1.4 Антропогенные негативные факторы [3, 4, 6] 12 1.5 Последовательность изучения опасности 16 1.6 Принципы обеспечения безопасности 17 Контрольные вопросы к теме 1 20 2 Человек как элемент системы «Человек – среда» 21 2.1 Основные элементы защитной системы человека 21 2.2 Анализаторы человека 26 2.3 Функциональные состояния действующего человека 33 2.4 Психические качества человека и их связь с работоспособностью 34 2.5 Основные методы защиты человека от опасностей 39 Контрольные вопросы к теме 2 41 3 Бытовая (жилая) среда и ее влияние на здоровье человека 42 3.1 Определение бытовой среды. Основные группы неблагоприятных факторов бытовой среды [5] 42 3.2 Влияние на здоровье человека состава воздуха жилища 45 3.3 Шумовое загрязнение жилой среды 61 3.4 Вибрация в условиях жилищ 70 3.5 Электромагнитные поля (ЭМП) – неблагоприятный фактор среды обитания 72 3.6 Ионизирующее излучение 78 Контрольные вопросы к теме 3 99 4 Обеспечение светового и цветового режима в жилых помещениях [1, 5, 6, 14–16] 101 4.1 Влияние естественного света на жизнедеятельность человека 101 4.2 Основные светотехнические характеристики 101 4.3 Естественное освещение и инсоляция 104 4.4 Нормирование естественного освещения 105 4.5 Расчетные методы оценки естественной освещенности 108 4.6 Совмещенное освещение 112 4.7 Искусственное освещение 113 4.8 Гигиеническая оценка искусственного освещения 115 4.9 Цветовое оформление жилища 117 Контрольные вопросы к теме №4 127 5 Природная среда 128 5.1 Природные условия, влияющие на живые организмы 128 5.2 Понятие экологической ниши живого организма 131 5.3 Экологические факторы человека 136 5.4 Адаптация живых организмов к экологическим факторам 161 Контрольные вопросы к теме 5 162 ВведениеСовременный человек постоянно находится в мире опасностей – природных, технических, антропогенных, социальных и др. Многие опасности взаимодействуют между собой, при этом влияние каждой из них на человека может значительно усилиться. Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – это область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты от них. ^ – обеспечение нормальных (комфортных) условий деятельности людей, защита человека и природной среды от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно допустимые уровни. ^ предупреждение и упреждение потенциальной опасности. Основное положение БЖД – любая деятельность потенциально опасна. ^ потенциальная опасность, т.е. скрытая, проявляющаяся при определенных условиях, иногда трудно предсказуемых. В результате изучения курса БЖД специалист-выпускник вуза должен знать:
Специалист с высшим образованием должен уметь:
^ Вся совокупность человеческой активности образует понятие деятельности. Деятельность – это необходимое условие существования человеческого общества. В БСЭ1 дано следующее определение: «Деятельность – это специфически человеческая форма активного отношения человека к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное преобразование». Поиск пищи, построение жилища, отдых, воспитание детей, сон и др. – все это деятельность. Формы деятельности многообразны, они охватывают практические, интеллектуальные, духовные процессы, процессы, протекающие в быту, в производственной, культурной, научной и других сферах. Даже ночью, когда человек спит, в его мозгу протекают процессы упорядочивания собранной информации. Одна из особенностей любого вида деятельности состоит в том, что всякая деятельность потенциально опасна, т.е. в процессе деятельности появляются скрытые силы, которые представляют опасность для человека. Модель процесса деятельности представлена на рисунке 1.1, из которого видно, что человек и окружающая его среда находятся во взаимодействии. ![]() Человек в процессе деятельности действует на среду, добиваясь получения какой-либо выгоды: защиты от холода (рубит лес), получения пищи (охота, рыбалка), приобретение одежды (засеивая поля хлопчатником) и др. Среда, в свою очередь, положительно действует на человека, предоставляя ему необходимое – это обратная положительная связь. Но, вырубая лес, человек наносит вред природе. Вместо леса будет, например, болото, при этом погибнут жители леса (зайцы, медведи, лоси). Среда при этом негативно действует на человека: нет диких зверей – не на кого охотиться, может наступить голод, а за ним наступят болезни и смерть человека. Это обратная отрицательная связь. Поэтому модель «Человек – Среда» по отношению к человеку является двухцелевой: одна цель состоит в достижении человеком посредством деятельности определенного эффекта, например, обеспечение его пищей, вторая – в исключении возникающих при этом нежелательных последствий деятельности. К нежелательным последствиям относятся угроза здоровью и жизни человека, аварии, катастрофы и др. Явления, вызывающие негативные последствия, называются опасностями. Большинство опасностей характеризуются априорными (предвестники) и апостериорными (следы) признаками. Например, рассмотрим опасность – взрыв газа: предвестником этой опасности является запах газа в помещении, следами – разрушения, причиненные взрывом. Различают скрытые (потенциальные) и реальные опасности. Чтобы потенциальная опасность реализовалась, необходимы определенные условия, называемые причинами. Например, человек идет по мосту со сломанным пролетом. Если неисправность видна – это реальная опасность, которую человек может избежать, перешагнув сломанный пролет. Если поломки не видно, то это скрытая опасность. В этом случае можно определить вероятность возникновения опасности – вероятность того, что человек наступит на сломанный пролет. Но и этой опасности можно избежать, если проверять каждую доску всякого моста. |
![]() |
Контрольные вопросы по теме |
![]() |
Контрольные вопросы к теме |
![]() |
Контрольные вопросы к теме |
![]() |
Контрольные вопросы по теме Витамины |
![]() |
Контрольные вопросы к теме: «Опухоли из мезенхимальной, нервной и меланинобразующей тканей» |
![]() |
Контрольные вопросы к теме: «Расстройство кровообращения: полнокровие, стаз, кровотечение» |
![]() |
Задание № Письменно ответьте на вопросы по разделу «Медицина критических состояний»: Современные |
![]() |
7. Лекции. Контрольные вопросы по теме: Кровь. Значение изучения крови в системе медицинского образования, |
![]() |
Контрольные вопросы к теме «Опухоли зубочелюстной системы» Классификация опухолей и опухолевидных образований челюстно-лицевой системы и органов полости рта |
![]() |
Контрольные вопросы по теме: Для успешной Овладеть методикой аускультации сердца как важной составляющей профессиональных компетенций (пк-20),... |