Содержание
Заинтересованное отношение школьников к освоению учебного материалаОсознание практической значимости изучаемой информации. Создание ситуации успеха Задачи программы 1-й класс 2. Анатомо-физиологические и психологические особенности возрастно-полового развития – 2 часа. 3. Здоровье и здоровый образ жизни – 9 часов. 4. Нравственно-этические основы здоровья – 2 часа. 5. Рациональная организация жизнедеятельности – 2 часа. 6. Методы оценки и коррекции психофизиологического состояния – 1 час. 7. Факторы риска здоровья и профилактика заболеваний – 6 часов. 8. Основы семейной жизни – 2 часа. 9. Поведение в чрезвычайных ситуациях – 4 часа. 10. Поведение в быту – 3 часа. 11. Антропогенные изменения в природе и их влияние на организм человека – 1 час. Требования к уровню подготовленности учащихся первого года обучения 1. Место человека в природе и обществе – 3 часа. 2. Анатомо-физиологические и психологические особенности возрастно-полового развития – 4 часа. 3. Здоровье и здоровый образ жизни – 8 часов. 4. Нравственно-этические основы здоровья – 2 часа. ... Полное содержание |
МОУ Вощиковская СОШ им. А.И. Королева
Рабочая программа кружка «Культура здоровья» Руководитель: Новоселова Н.Н. 2011-2012 уч. годПояснительная записка Одна из важнейших задач современного образования – помочь ребенку реализовать свой потенциал. Но потенциал нельзя раскрыть, если человек не обладает хорошим здоровьем. От его состояния зависят и физические возможности, и работоспособность, жизненные и социальные мотивации и многое другое. Осознание школьниками значимости здоровья тесно связано с получением знаний и навыков по этой теме. Без усвоения соответствующих знаний невозможна сознательная деятельность. Только на основе знаний здоровьеформирующая деятельность может быть по-настоящему творческой, позволять человеку находить собственные пути укрепления здоровья, создавать собственный стиль здоровой жизни. С этих позиций одной из основных задач школы должно быть воспитание у детей культуры здоровья и безопасного поведения. Для достижения этой цели необходимо, во-первых, помочь детям осознать жизненный приоритет здоровья как одной из важнейших общечеловеческих ценностей и, во-вторых, обучить их здоровому и безопасному поведению в различных ситуациях. Программа кружка «культура здоровье» создана на основе программы Э.Н. Вайнера «Возможности воспитания культуры здоровья в общеобразовательной школе» и предназначена для обучающихся начальной школы с перспективой ее доработки до 11 класса. Для достижения высокой эффективности усвоения материала используются следующие методологические принципы: а) ^ . Учащимся предлагаются задания индивидуального характера, в ходе которых он должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, то есть не сравнивать себя с другими по принципу «лучше – хуже», а сравнивать свои вчерашние достижения с сегодняшними. Такой подход воспитывает у ребенка ответственность за себя, уверенность, что только от него самого зависит достижение поставленной цели. Для стимулирования интереса учащихся к вопросам здоровья их приобщают к целенаправленной поисковой активности. В младших классах это условие реализуется через возможность выбора из различных вариантов, через предложение проанализировать свое поведение, образ жизни, обстановку дома. б) ^ Любой новый материал занятия включает прикладной или практический компонент: где, когда, как в жизни могут пригодиться эти знания. Такой подход обеспечивает понимание учащимся важности осваиваемого материала, его необходимости для настоящей или будущей жизни. Кроме того, ученику предлагается самому найти варианты использования изучаемой информации, проводить анализ своего собственного поведения и на возможные пути его коррекции. в) ^ . Для создания ситуации успеха перед каждым учеником ставятся индивидуально ориентированные задания, стимулирующие ребенка к активной работе. ^ : - Формирование установки на приоритет здоровья и выработка лично мотивированного отношения школьников к проблеме здорового образа жизни. - Формирование системного мировоззрения учащихся в вопросах становления, поддержания и укрепления здоровья. - Обучение школьников основам знаний об организме человека и его индивидуально-типологических особенностях и возможностях. - Обучение учащихся практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения, поддержания и укрепления здоровья. - Побуждение школьников к самопознанию и самосовершенствованию и создание собственных форм здоровой жизнедеятельности. Программа предполагает обеспечить школьников системой знаний по различным аспектам здоровья, которые отражены в следующих разделах программы: - место человека в природе и обществе; - анатомо-физиологические и психологические особенности возрастно-полового развития; - здоровье и здоровый образ жизни; - нравственно-этические основы здоровья; - рациональная организация жизнедеятельности; - методы оценки и коррекции психофизиологического состояния; - факторы риска здоровья и профилактика заболеваний; - основы семейной жизни; - охрана здоровья в чрезвычайных ситуациях; - первая (доврачебная) помощь. Практически каждый из предлагаемых разделов находит свое отражение в программах всех классов. Программа рассчитана на занятия по 1 часу в неделю в учебном году на всем протяжении обучения в школе. ^ 1. Место человека в природе и обществе – 2 часа. Природа и человек. Мир, окружающий тебя. Единство живой и неживой природы. Красота живых существ. Место человека в мире природы. Сходство и различие человека и животных. Признаки жизни у растений и животных: движение, питание, дыхание, размножение, выделения и др. Элементарные сведения об эволюции человека. ^ Части тела и их взаимодействие. Особенности организма первоклассника. Строение тела человека: скелет, голова, туловище, конечности, кожа. Их назначение. Организм человека как целое и роль нервной системы в их единстве. Практическое занятие: выявление доминирующей руки. ^ Что такое здоровье. Образ жизни и здоровье человека. Понятие о болезни. Понятие о гигиене тела и жилища. Двигательный режим первоклассника. Понятие о рациональном питании. Закаливание. Что значит быть здоровым. Зачем надо быть здоровым. Почему заболевает человек. Может ли сам человек предупредить болезнь. Зачем нужно питаться. Правила питания. Полезные продукты. Ошибки в питании. Опасность употребления незнакомых веществ. Как надо правильно дышать. Как следует двигаться в течение дня. Как правильно сидеть за столом, стоять, носить тяжести. Гигиена тела, полости рта, сна, рабочего места, зрения, чтения, письма, просмотра телепередач. Закаливание – способ предупреждения простуд. Освоение практических навыков: Как следует сидеть за партой. Как правильно чистить зубы. Что делать, чтобы глаза не устали. Проверим свой ранец. Утренняя зарядка. ^ Понятия «добро» и «зло». Привычки полезные и вредные. Уважение к окружающим людям как признак культуры. Правила общения. Понятие о полезных (соблюдение гигиенических норм, выполнение физических упражнений, уважительное отношение к людям и др.) и вредных (малоподвижность, переедание, курение, употребление алкоголя и др.) привычках. Отношение к вредным привычкам в семье. Освоение практических навыков: Как обращаться с товарищами. Как избежать ненужных конфликтов. ^ Режим дня первоклассника. Что такое режим и зачем он нужен. Как влияет учебная деятельность на организм первоклассника. Признаки утомления. Для чего нужны перемены в учебных занятиях. Как чередовать учебную нагрузку и отдых. Каким должен быть отдых. Освоение практических навыков: Построение режима на неделю. ^ Настроение и поведение. От чего зависит настроение. Приятные и неприятные эмоции. Движение и настроение. ^ Причины заболеваний. Инфекции. Малоподвижность. Стрессы. Неправильное питание. Неправильный режим. Вредные привычки. Почему мы болеем. Простуды: причины (переохлаждение, слабый иммунитет, несоблюдение гигиенических норм…), профилактика (закаливание, оптимальная температура в помещении, достаточная двигательная активность, рациональное питание) и поведение при начинающейся простуде. Недостаток движения: причины, последствия, как надо двигаться в течение дня. Стрессы: причины, следствия для здоровья, предупреждение и действия при стрессах. Последствия неправильного режима. Влияние вредных привычек на организм. Освоение практических навыков: Точечный массаж по А. Уманской. Как надо питаться при простуде. ^ Моя семья. Члены семьи и их роли. Состав семьи. Любовь и уважение как основа отношений в семье. Родители, бабушки, дедушки, дети, родственники. Связь поколений. ^ Основы безопасного поведения на улице. Как обратиться за помощью в экстренных случаях. Поведение с незнакомыми людьми. Как вызвать милицию. Правила поведения на улице. Правила пользования городским и личным транспортом. Общение с незнакомыми людьми. Поведение в подъезде. Если один дома. Поведение при пожаре, прорыве водопровода, отопления, утечке газа и др. Как вызвать пожарных, милицию. Как связаться с родителями. Освоение практических навыков: Как переходить дорогу. Вызываем милицию, пожарную машину, «скорую помощь». ^ Опасности дома и поведение в случае их возникновения. Бытовая травма: ушиб, порез, ожог. Домашняя аптечка. Отношение к лекарствам. Профилактика и самопомощь при бытовых травмах. Как правильно вызвать скорую медицинскую помощь. Освоение практических навыков: Остановим кровотечение. Первая помощь при ожоге. ^ Поведение на природе. Роль природы в обеспечении здоровья человека. Почему и как надо поддерживать чистоту природы. ^ Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
2-й класс ^ Отражение в мифах и сказках красоты живой природы. Происхождение человека. Индивидуальная неповторимость каждого человека. Красота внешняя и внутренняя, духовная. Что значит быть красивым человеком? ^ Составные части тела (клетки, ткани, органы, позвоночник, мозг). Главные органы: сердце, легкие, органы пищеварения. Их работа. Органы чувств, их значение. Понятие о возрастном развитии. Особенности организма младшего школьника. Освоение практических навыков: Тренируем глаза. Заботимся о здоровье волос. ^ Что значит быть здоровым. Понятие о здоровом образе жизни. Активный образ жизни. Подвижные игры, физкультминутки, физкультпаузы. Зачем нужно питаться. Состав пищи. Витамины, их роль в обеспечении здоровья. Сколько надо есть. Как надо жевать. Вода – наш друг. Как надо заботиться о глазах. Чтобы уши слышали. Как ухаживать за зубами, волосами, ногтями. Как ухаживать за руками и ногами. Солнце, воздух и вода – друзья и враги. Освоение практических навыков: Учимся измерять пульс. Как ухаживать за ногтями. ^ Чувства и культура их выражения: доброта, любовь, милосердие, обида. Причины распространенных конфликтов и их анализ, меры предупреждения. Поведение в общественных местах, в гостях, за столом. Освоение практических навыков: Приветствуем друг друга. Как входить и выходить из помещения. ^ Что значит правильный режим дня. Значение и гигиена сна. Сновидения – почему они возникают и что означают. Утренняя зарядка. Как надо готовить домашние задания. Активный и пассивный отдых. Правильно ли мы отдыхаем. Чем заняться после школы, в выходные дни. Сколько, что и как надо смотреть по телевизору. Компьютер в жизни второклассника. Освоение практических навыков: Как правильно выполнять домашние задания. ^ Проверим свою память. Как тренировать память. От чего зависит настроение и как его улучшить. Наблюдательность, ее тренировка. Освоение практических навыков: Тренируем внимание. Как лучше запомнить учебный материал. ^ Инфекция, пути ее распространения (через воздух, воду, грязные руки). Простудные и простудно-инфекционные заболевания, меры их предупреждения. Поведение при простуде и при гриппе. Закаливание дома. Как надо одеваться и как вести себя на холодном воздухе. Почему болят зубы. Если дома курят. Освоение практических навыков: Как правильно принимать контрастный душ. Гигиена рук. ^ Мальчик и девочка: мы разные и мы одинаковые. Роли мужчины и женщины в семье. Как я появился на свет. Этика отношений между членами семьи. Освоение практических навыков: Этика поведения девочки и мальчика. ^ Правила обращения с незнакомыми веществами. Опасные вещества дома. Один дома. Поведение при прорыве водопровода, пожаре. В дверь позвонили. Дядя предлагает мороженое. Поведение при пользовании транспортом. Освоение практических навыков: Составим домашнюю аптечку. Как себя вести дома одному. ^ Первая помощь при ушибах, при попадании инородного предмета в глаз, нос, горло, ухо. Кровотечение из носа. Действия при зубной боли, боли в животе. Поведение при грозе. Освоение практических навыков: Как себя вести при попадании инородных предметов в тело. Как остановить кровотечение. ^ Экология воздуха. Значение зеленых насаждений в жизни человека. Чистый двор. Что делать, если другие люди засоряют окружающую среду. ^ Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
3-й и 4-й классы ^ Единство человека и природы. Биологические ритмы. 2. Анатомо-физиологические и психологические особенности возрастно-полового развития – 4 часа. Организм как единое целое. Скелет, его части. Значение скелета. Значение дыхания. Как дышат животные. Органы дыхания, их роль. Как правильно дышать. Гигиена дыхания. Дыхание во время учебной работы. Как поддерживать здоровый воздух в помещении. Кожа и ее функции. Родимые пятна, родинки и бородавки, почему они возникают и что означают. Органы чувств и их гигиена. Освоение практических навыков: Правильное дыхание. Правильная осанка. ^ Что значит быть здоровым. Как измерить свое здоровье. Правила здорового образа жизни. Физические упражнения младшеклассника. Их влияние на развитие организма. Составление комплекса упражнений утренней гимнастики. Основы правильного питания. Сколько и что надо есть в течение дня. Вред переедания. Симптомы простудных и простудно-инфекционных заболеваний. Поведение при ангине и тонзиллите. Роль закаливания, правильного питания, двигательного режима и чистого воздуха в профилактике простуд. Осанка. Как поддерживать правильную осанку. Как одеваться. В здоровом образе жизни нет места алкоголю. Освоение практических навыков: Разработка и освоение комплекса упражнений утренней гимнастики. Определение необходимого суточного набора продуктов питания. Средства предупреждения усталости глаз. Меры и средства ухода за одеждой и обувью. Меры и средства срочной профилактики простуд и инфекций. ^ Этика поведения и общения с товарищами, взрослыми, пожилыми людьми. Кому нужно помогать. Как относиться к доброму и злому поступку. Щедрость и жадность. Хорошие и дурные манеры. Поведение в общественном месте. Освоение практических навыков: Твоя реакция на добрые и злые поступки. Как правильно общаться с товарищами и взрослыми. Твоя посильная работа в классе и дома. ^ Как планировать жизнь на неделю. Как правильно организовать досуг. Роль отдыха и подвижных игр в режиме дня. Как правильно подготовиться ко сну. Какой должна быть постель. Каникулы для здоровья. Освоение практических навыков: Как правильно организовать свое свободное время. Как правильно подготовиться ко сну. ^ Учимся расслабляться. Учимся запоминать. Ведем диалог, а не спор. Освоение практических навыков: Способы расслабления с помощью регуляции дыхания. Способы запоминания. ^ Гигиена зрения. Осваиваем упражнения для профилактики нарушений зрения. Дышим «животом». Гигиена одежды и обуви. Понятие о прививках. Освоение практических навыков: Какой должна быть подсветка рабочего места. Как одеваться по погоде. Если стало зябко. ^ Как я появился на свет. Семейные традиции. Кто в семье главный. Мои обязанности в семье. Уважение и забота о близких. Культура общения мальчиков и девочек. Освоение практических навыков: Что значит проявлять заботу о ближних, сопереживать. Твои обязанности в семье. ^ Правила пользования электронагревательными, газовыми приборами. Профилактика электротравм, отравления газом. В лифте с незнакомыми людьми. Переходим улицу. Отношения с домашними животными – своими и незнакомыми. Поведение школьника у воды и на воде, с животными. Ядовитые растения. Собираем грибы. Как обращаться за помощью к посторонним. Рабочие телефоны родителей. А если заблудился?.. Освоение практических навыков: Как правильно пользоваться бытовыми электронагревательными и газовыми приборами. Как безопасно вести себя у воды, на воде, с животными. Как определить сторону света. ^ Если болит живот. Как оказать помощь потерявшему сознание после поражения электротоком. Что делать при укусах насекомых. Ушиб, порез – первая помощь. Если болит голова. Освоение практических навыков: Как оказать помощь потерявшему сознание. Поведение при боли в животе. ^ Шум и его влияние на здоровье и умственную работоспособность. Экологическое поведение во время отдыха на природе. Правила разжигания костра. Охрана зеленых насаждений. Освоение практических навыков: Что значит поддерживать чистоту окружающей среды во время отдыха на природе. ^ Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
Тематическое планирование
^ Учащийся должен знать:
Учащийся должен иметь представление:
Учащийся должен уметь:
|
![]() |
Рабочая программа по предмету «Биология» 8 класс Программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной... |
![]() |
Тематическое планирование по биологии Класс Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А. Г. Драгомилова, Р. Д.... |
![]() |
Конкурсная программа «Здоровье сгубишь новое не купишь» в начальной школе. Ведущий |
![]() |
Обучение детей с нарушением интеллекта в условиях начальной общеобразовательной школы |
![]() |
Образовательная программа кружка (авторская) «Человек и его здоровье» Срок реализации программы 2 |
![]() |
Всемирного дня здоровья 2012 года «Старение и здоровье» с девизом «Хорошее здоровье прибавляет жизни Ежегодно 7 апреля отмечается Всемирный день здоровья. Именно в это день в 1948 году была создана... |
![]() |
Программа по валеологии «Здоровей-ка» для учащихся начальной школы (1 4) |
![]() |
Формирование у школьников навыков здорового питания средствами учебно-методического комплекса в образовательной |
![]() |
Региональное общественное движение в поддержку сексуальной культуры «культура и здоровье» российское |
![]() |
Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для студентов |