|
Скачать 190.49 Kb.
|
Ф![]() Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Кафедра анатомии, физиологии и валеологии УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе УрГПУ__________________ Т.Н. Шамало «____» ____________________ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» по циклу ОПД Очная форма обучения Курс 1 Семестр 2 Объем в часах всего – 100 В т.ч.: лекции – 36 Практические занятия – 14 Самостоятельная работа – 50 Экзамен – 2 семестр Екатеринбург, 2006 Рабочая программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология». ГОУ ВПО Уральский Государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2006г. Составители: Малафеева С.Н., Жданова Е.В. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры анатомии, физиологии и валеологии Протокол № 7 от 26.06.2006г. Зав. кафедрой ________________ С.Н. Малафеева Утверждена отделом экспертизы качества образования УрГПУ Протокол № ___ от _______ 2006г. Начальник отдела _________ Р.Ю. Шибанов ВВЕДЕНИЕ Учебная дисциплина «Возрастная анатомия и физиология» знакомит будущих педагогов с особенностями жизнедеятельности ребёнка на всех этапах его развития, начиная от рождения и до вступления в период полового созревания. Знание возрастных возможностей ребёнка позволяет педагогу выбрать адекватные возрасту формы и методы воспитательно-образовательной деятельности без ущерба для здоровья детей. Цель изучения дисциплины состоит в том, чтобы дать студентам необходимые знания о специфике организма человека, закономерностях его биологического и социального развития, функциональных возможностях детского организма в разном возрасте, основных психофизиологических механизмах ориентировочной, познавательной и учебной деятельности как фундамента для изучения психологии и педагогики, а также дисциплин медико-биологического блока. При изучении «Возрастной анатомии и физиологии» решаются следующие задачи:
Основные теоретические положения дисциплины излагаются на лекциях, изучение анатомии органов на муляжах и влажных препаратах, а также освоение методик измерения функциональных показателей и из оценки осуществляется на практических занятиях, качество знаний оценивается по результатам выполнения контрольных тестов и заданий для самостоятельной работы. Организационно-методические данные дисциплины: объемы различных форм учебной работы в часах в соответствии с учебным планом университета.
^ «Возрастная анатомия и физиология»
Примечание к содержанию курса: Курс состоит из 12 тематических блоков, в содержание которых внесены дополнения, направленные на формирование ценностного отношения у студентов к своему здоровью и изложены различные подходы, усиливающие воспитательные возможности дисциплины (рекомендуемые дополнения выделены курсивом по окончанию содержания каждой темы). ^ Введение. Организм как открытая саморегулирующаяся система Предмет и задачи курса «Возрастная анатомия и физиология», его связь с другими дисциплинами медико-биологической, психолого-педагогической и предметной подготовки будущего учителя. Понятие об анатомии и физиологии как о науках, изучающих строение организма, его жизнедеятельность и условия сохранения здоровья человека. Место и значение дисциплины в профессиональной подготовке педагога для научного обоснования учебно-воспитательного процесса, гигиенического нормирования физической и умственной нагрузок в соответствии с возрастными особенностями, профилактики школьной патологии, инфекционных и неинфекционных заболеваний. Организм как саморегулирующаяся система. Свойства системы. Внутренняя среда и гомеостаз, его значение. ^ Общие закономерности роста и развития организма: системогенез, гетерохронность, биогенетический закон и др. Онтогенез и филогенез. Количественные и качественные изменения в процессе развития организма. Возрастная периодизация, ее практическое значение и морфо-функциональные и социально-педагогические критерии. Календарный (паспортный) и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Сенситивные и критические периоды развития ребенка. ^ Значение внешней среды и наследственности для развития организма детей. Связь организма с окружающей средой; влияние природных и социальных факторов на развитие ребенка. Специфическая роль социальной среды для формирования человека. Понятие об акселерации и ретардации. ^ Значение желез внутренней секреции для развития организма и регуляции его функций (гуморальная). Понятие об эндокринных железах. Внутренняя секреция эндокринных желез. Понятие о гипофункции и гиперфункции желез. Гормоны, их структура, механизм действия. Роль желез внутренней секреции в формировании поведенческих реакций детей. Связь эндокринных желез с отделами головного мозга. Гипофиз, выделяемые гормоны и связь с гипоталамусом (гипоталамо-гипофизарная система). Гормоны, выделяемые эпифизом, щитовидной и паращитовидными железами, их специфические особенности. Гормоны поджелудочной железы, ее гипо- и гиперфункции. Гормоны коры, мозгового вещества надпочечников и стресс. Виды стрессовых состояний. Концепция стресса по Г. Селье. Особенности функционирования эндокринной системы в период полового созревания. Роль половых желез в процессах роста и развития организма. Стадии полового созревания, развитие вторичных половых признаков. Психосексуальная сфера ребенка и формирование сексуальной культуры в разные периоды онтогенеза. ^ Значение и функции нервной системы. Строение и принципы ее классификации. Возрастные особенности. Связь нервной и гуморальной систем. Центральная нервная система. Стволовая часть головного мозга. Продолговатый мозг, мост мозга (варолиев мост), задний мозг. Степень зрелости структур продолговатого мозга для необходимости реализации жизненно важных функций (рефлексы глотания, сосания, пищеварения, сердечно-сосудистой и дыхательной систем). Ретикулярная формация, ее структура, роль восходящей и нисходящей систем в регуляции и организации поведенческих реакций. Средний мозг (ножки и крыша мозга). Мозжечок, темпы его развития на первом году жизни ребенка. Структуры промежуточного мозга: таламус и гипоталамус, группы ядер, неравномерность их дифференцировки в онтогенезе. Конечный (передний) мозг: базальные ганглии и большие полушария. Спинной мозг: его строение и функции. Периферическая нервная система: спинномозговые и черепные нервы, сплетения и узлы, нервные окончания. Основные структуры нервной ткани. Нейрон – структурная и функциональная единица нервной системы. Классификация нейронов по их строению и функциям. Значение отдельных частей нейрона. Миелиновые и безмиелиновые нервные волокна, особенности проведения возбуждения в них. Синапсы, их строение, механизм функционирования. Рефлекс как основной акт нервной деятельности. Классификация рефлексов. Регуляция функций в организме. Доминанта как основной рабочий принцип нервной системы. ^ Общая характеристика сенсорных систем (отделы и их функции). Общие свойства: чувствительность к адекватным раздражителям, пороги ощущения, адаптация, взаимодействие. Общие принципы развития и функционального созревания сенсорных систем. Строение и функциональное значение анализаторов. Значение сенсорных систем в поддержании активности мозга, автоматическом регулировании гомеостаза, организации адекватного поведения и познавательной деятельности ребенка. ^ Зрительная сенсорная система: строение и функции глаза. Понятие о рефракции и цветоразличении. Значение зрительной информации. Возрастные особенности зрения: зрительные рефлексы, световая чувствительность, острота зрения, аккомодация, конвергенция, поле зрения. Бинокулярное зрение, его нарушение. Гигиена зрения. Профилактика близорукости. ^ Слуховая сенсорная система, ее строение и функции. Строение уха. Восприятие звука. Возрастные особенности слуха. Пороги слышимости. Острота слуха. Особенности восприятия речи. Гигиена слуха. Вредное влияние шума. Профилактика нарушений слуха. ^ Вестибулярный аппарат, его структуры и функции. Оценка положения и перемещения тела в пространстве. Роль в поддержании позы и организации сложных движений. Особенности у детей. ^ Рецепторы мышц и сухожилий. Центры мышечной чувствительности. «Мышечное чувство» и его значение для точности выполнения двигательных актов. ^ Пути проведения и переработка сигналов, поступающих от интерорецепторов внутренних органов. Изменения во внутренней среде организма и деятельность висцеральной сенсорной системы. Тема 6. Анатомия и физиология вегетативных систем. Возрастные особенности 6.1. Кровь Внутренняя среда организма. Функции крови, ее роль в теплорегуляции. Состав и свойства плазмы крови, ее физико-химические свойства. Свертывание крови. Профилактика малокровия у детей и подростков. ^ Сердце. Топография, формы и размеры. Околосердечная сумка. Строение сердца: стенки, полости, клапаны. Особенности строения сердечной мышцы. Автоматия сердца, синусный отдел как водитель сердечного ритма. Проводящая система сердца и ее функциональное назначение. Кровоснабжение и иннервация сердца. Возрастные особенности работы сердца. Факторы, неблагоприятно действующие на сердце и сосуды. Движение крови по сосудам. Непрерывность тока крови. Факторы, способствующие движению крови по венам. Нервно-гуморальная регуляция функций в организме. Кровяное давление как фактор, обеспечивающий движение крови. Давление крови – диастолическое, систолическое, пульсовое. Возрастные особенности. Измерение артериального давления в покое и после физической нагрузки. Определение систолического и минутного объемов крови расчетным методом, сопоставление с нормативными значениями, согласно возрасту. ^ Анатомическое строение органов дыхания, их функциональные особенности. Профилактика острых респираторных заболеваний. Виды дыхания, его регуляция. Механизм газообмена в легких и тканях. Изучение функционального состояния дыхательной системы. Измерение легочных объемов. Метод спирометрии. Пробы с задержкой дыхания. ^ Обмен веществ и энергии. Виды обмена веществ. Взаимосвязь белкового, углеводного, липидного обменов. Минеральный и водный обмены. ^ Общие данные об аппарате движения. Пассивная и активная его части. Общий обзор скелета человека. Механические и биологические функции. Основные отделы скелета. Виды костей, их функции и связь со строением. Химический состав, физические свойства костей и их соединения. Позвоночный столб, его строение и функции. Физиологические изгибы позвоночного столба и их функциональное значение. Возрастные особенности позвоночного столба. Нарушения опорно-двигательного аппарата. Профилактика остеопороза. Осанка, анатомо-функциональные предпосылки формирования осанки в школьном возрасте, ее нарушение, значение правильной осанки у школьников. Причины возникновения сколиоза и его профилактика. Понятие о плоскостопии. Суставы. Профилактика вывихов. Мышцы туловища. Функции, строение мышц, их виды. Развитие мышц в разные периоды онтогенеза. Сила и работа мышц. Физическое развитие как процесс формирования морфологических и функциональных признаков организма, его созревания и достижения биологической зрелости и как достигнутый к моменту обследования уровень развития признаков, характеризующих форму, размеры, массу тела, пропорции и физическую работоспособность. Соматометрические, физиометрические и соматоскопические показатели физического развития. Оценка физического развития по антропометрическим показателям. Двигательная активность как фактор развития и укрепления здоровья. Двигательный режим учащихся. Развитие двигательных навыков. Понятие о гиподинамии. Влияние физических упражнений на организм человека. ^ Структурно-функциональная организация коры головного мозга. Кортикализация функций, связь функций коры больших полушарий с высшей нервной деятельностью, развитие коры больших полушарий в онтогенезе. Асимметрия полушарий головного мозга. Три типа корковых областей: сенсорные, моторные и ассоциативные (третичные). Центры, связанные с речевой деятельностью. Тема 10. Психофизиологические аспекты поведения ребенка ^ Высшая нервная деятельность (ВНД) и ее роль в формировании поведения. Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов. Сигнальное значение условных рефлексов. Условный рефлекс и научение (обучение). Условия и механизм образования рефлексов, торможение условных рефлексов (внешнее и запредельное): значение и возрастные особенности. Понятие о динамическом стереотипе, возрастные особенности. Динамический стереотип и его роль в обучении и воспитании. Динамический стереотип и режим дня. Образование двигательных навыков. Индивидуальные особенности ВНД у человека. Тип, темперамент, характер. Частные типы высшей нервной деятельности у человека. Общее представление о функциональных нарушениях высшей нервной деятельности. Причины и проявления неврозов. Дидактогенные неврозы, их специфика и профилактика. ^ Поведение как интегрированная форма деятельности, направленное на удовлетворение потребностей организма. Социальные и духовные потребности человека. Нейрофизиологические основы поведения человека. Локализация функций в коре больших полушарий. Суточные ритмы организма, активное бодрствование и сон. Значение сна, его рациональная организация. Нейрофизиологические механизмы восприятия и внимания. Эмоции, их роль в обучении и воспитании. Физиологические основы памяти, ее виды. Коммуникативное поведение как средство взаимодействия между детьми. Сенсорные контакты – зрительный, акустический (звук), химический (запах) и тактильный (прикосновение). Роль зрительных и акустических контактов для отношений с окружающими. Роль тактильной чувствительности в коммуникативном поведении у новорожденных и детей младшего возраста. Становление коммуникативного поведения и его составляющие на каждом этапе онтогенеза. Значение сенсорной информации для развития коммуникативного поведения. Формирование группового коммуникативного поведения. Нарушения коммуникативного поведения. ^ Центры речи: центр Брока - моторная речь, центр Верника – сенсорный центр речи и их речевые поля. Роль полушарий в ориентации речи. Связь других участков коры больших полушарий с моторной речевой функцией. Нарушение речи. Развитие речи ребенка в онтогенезе. Система «сигналов» и ее роль в формировании абстрактного мышления у детей и их обучении. Периоды для формирования речевой функции. Влияние сенсорной информации на формирование связей между нейронами различных структур мозга, обеспечивающих первые сенсомоторные реакции ребенка. Процесс восприятия речи как средство коммуникации. Акустическая имитация, связь моторных и сенсорных механизмов; развитие речевого соматосенсорного поведения. |