Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность: №040102 «Аллергология и иммунология» Москва 2001 icon

Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность: №040102 «Аллергология и иммунология» Москва 2001





Скачать 1.01 Mb.
Название Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность: №040102 «Аллергология и иммунология» Москва 2001
страница 1/15
Дата 01.03.2013
Размер 1.01 Mb.
Тип Образовательный стандарт
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Министерство здравоохранения Российской Федерации


Учебно-методическое объединение медицинских
и фармацевтических вузов



Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова


«СОГЛАСОВАНО»


Руководитель департамента образовательных

медицинских учреждений

и кадровой политики

МЗ РФ

Н.Н. Володин



«УТВЕРЖДАЮ»


Зам. председателя

учебно-методического

объединения медицинских

и фармацевтических вузов


И.Н. Денисов

8 июня 2001 г.




25 мая 2001 г.



^ Образовательный стандарт послевузовской
профессиональной подготовки специалистов



Специальность:
№ 040102 «Аллергология и иммунология»



Москва - 2001


Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки врача по специальности «аллергология и иммунология», образовательные программы и тестовые задания разработаны кафедрой клинической иммунологии и аллергологии Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова:



  • Зав. кафедрой профессор, д.м.н. А.В.Караулов




  • Профессор кафедры, д.м.н. С.И.Сокуренко




  • Доцент кафедры, к.м.н. И.В.Сидоренко




  • Доцент кафедры, к.м.н. Г.В.Бармотин



Рецензенты:



  • Зав. кафедрой иммунологии РГМУ
    профессор, д.м.н. Ковальчук Л.В.




  • Зав. лабораторией молекулярной
    иммунологии НИИ физико-химической

медицины МЗ РФ профессор, д.б.н. Арион В.Я.
^

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ


  2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  3. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА АЛЛЕРГОЛОГА-ИММУНОЛОГА

  4. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ КЛИНИЧЕСКОГО ОРДИНАТОРА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АЛЛЕРГОЛОГИЯ И ИММУНОЛОГИЯ»

  5. ^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

  6. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ ОРДИНАТУРЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АЛЛЕРГОЛОГИЯ И ИММУНОЛОГИЯ»

  7. ^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ ОРДИНАТУРЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АЛЛЕРГОЛОГИЯ И ИММУНОЛОГИЯ»

  8. УЧЕБНЫЙ ПЛАН АТТЕСТАЦИОННОГО (СЕРТИФИКАЦИОННОГО) ЦИКЛА ПО АЛЛЕРГОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ.

  9. ^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН АТТЕСТАЦИОННОГО (СЕРТИФИКАЦИОННОГО) ЦИКЛА ПО АЛЛЕРГОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ.

  10. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЦИКЛА ОБЩЕЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПО АЛЛЕРГОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ

  11. ^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЦИКЛА ОБЩЕЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПО АЛЛЕРГОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ

  12. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЦИКЛА ТЕМАТИЧЕСКОГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ «АЛЛЕРГОЛОГИЯ И ИММУНОЛОГИЯ» (ТУ-1)

  13. ^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЦИКЛА ТЕМАТИЧЕСКОГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ «МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И ТЕРАПИИ АЛЛЕРГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ИММУНОДЕФИЦИТОВ» (ТУ-2)

  14. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЦИКЛА ТЕМАТИЧЕСКОГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ «АЛЛЕРГОЛОГИЯ И ИММУНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА» (ТУ-3)

  15. ^ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АЛЛЕРГОЛОГИЯ И ИММУНОЛОГИЯ»

  16. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ И ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

  17. ^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



ВВЕДЕНИЕ


Усиление внимания к аллергологии и клинической иммунологии за последние годы связано со значительной распространенностью аллергических болезней среди населения, увеличением числа больных с различными формами иммунной недостаточности, высокой частотой развития временной и стойкой нетрудоспособности, определяющей большую социальную роль этой патологии. Особое внимание уделяется ранней диагностике и современной этиопатогенетической терапии аллергических заболеваний и иммунодефицитов. Последние годы ознаменовались крупными открытиями в области теоретической и практической иммунологии и аллергологии, что позволило сформировать новые подходы к диагностике заболеваний, в основе которых лежат иммунопатологические процессы, разработать новые методы терапии и оценки эффективности лечения. Описаны новые заболевания, получены фундаментальные данные по этиологии и патогенезу некоторых болезней, выявлены новые гены, ответственные за развитие аллергии и некоторых форм первичных иммунодефицитов, разработаны современные методы диагностики. Эти достижения создали реальную базу для раннего выявления и своевременного адекватного лечения и реабилитации больных, что послужило основой разработки профилактики иммунозависимых и аллергических заболеваний с использованием быстро расширяющегося арсенала иммуномодулирующих и противоаллергических препаратов.

Знания практических врачей в области аллергологии и иммунологии недостаточны. Это объясняется рядом причин, в том числе неполными сведениями об аллергии и иммунодефицитах, получаемыми студентами медицинских вузов, полиморфностью ранних проявлений отдельных нозологических форм, трудностью диагностики заболеваний на ранних этапах болезни. Отмеченный за последние годы рост числа больных аллергическими заболеваниями, в том числе среди детей и подростков, подтверждает актуальность подготовки квалифицированных кадров.

Кроме того, в последние годы чрезвычайно возрос интерес к различным формам иммунологической недостаточности, что диктует необходимость ознакомления практических врачей с теоретическими и практическими аспектами диагностики и лечения больных с первичными и вторичными иммунодефицитами.

Все вышесказанное отражает актуальность создания государственных стандартов подготовки врачей по специальности «аллергология и иммунология» в объеме:

  • 2-годичное послевузовское профессиональное образование в клинической ординатуре (Приказ №23 от 17.02.93 «Об утверждении положения о клинической ординатуре») – 96 недель; 3456 часов;

  • аттестационные (сертификационные) циклы – не менее 144 часов (Постановление Госкомвуза №13 от 27.12.95 «Об утверждении форм документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной подготовке специалистов и требования к документам».

  • общее усовершенствование по аллергологии и иммунологии (переподготовка) очная форма, очно-заочная форма. Не менее 500 часов. (Постановление Госкомвуза №13 от 27.12.95 «Об утверждении форм документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной подготовке специалистов и требования к документам».

  • циклы тематического усовершенствования – очная форма, очно-заочная форма. Не менее 72-100 часов (Постановление Госкомвуза №13 от 27.12.95 «Об утверждении форм документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной подготовке специалистов и требования к документам».



^

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В соответствии с приказом Минздрава РФ № 337 от 27.08.1999 г. «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» специальность «аллергология и иммунология» (шифр специальности 040102) внесена в качестве одной из основных дисциплин в Перечень специальностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в учреждениях здравоохранения РФ.

Подготовка специалистов аллергологов-иммунологов осуществляется после годичной первичной специализации по терапии (интернатура) в течение 2-х летнего последипломного обучения (ординатура). Также для послевузовской подготовки предусмотрены аттестационные (сертификационные) циклы, общее усовершенствование по специальности (переподготовка) и тематические циклы усовершенствования.

Обучение проводится на кафедрах аллергологии и клинической иммунологии государственных медицинских высших учебных заведений последипломного образования и факультетов усовершенствования врачей (последипломного профессионального образования). Педагогический состав обучающих кафедр должен иметь базовое образование по аллергологии и иммунологии, преподаватели должны иметь ученую степень (не менее 10% - докторов наук) и опыт работы в аллергологии и иммунологии не менее 5 лет. Высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов аллергологов- иммунологов, должно располагать материально-технической базой в соответствии с санитарно-техническими нормами и обеспечивающей проведение всех видов клинической, практической, лабораторной, теоретической подготовки и научно-исследовательской работы обучаемых.

Общая характеристика клинической ординатуры

Нормативная продолжительность обучения в клинической ординатуре составляет 2 года. Обучение предусматривает только очную форму. Учебная нагрузка ординатора соответствует 2-й врачебной категории и складывается из аудиторной учебной и самостоятельной лечебной работы под руководством профессора или доцента.

Расчет учебного времени проводится на 1 клинического ординатора в количестве 3 часов в неделю при коэффициенте 1:6 на одного преподавателя, что составляет 264 часа за 2 года обучения. Общее учебное время клинического ординатора включает 1728 часов за 1 год обучения или 3456 часов за 2 года из расчета 36-часовой рабочей недели и 11 месяцев в году (48 недель в год, 92 недели – за 2 года). Продолжительность отпуска клинического ординатора составляет 24 дня. Самостоятельная работа ординатора составляет 1725 часов за 2 года обучения.

После успешного завершения клинической ординатуры выдается документ установленного образца, дающий право претендовать на аттестацию по 2-й врачебной категории или на подтверждение (или повышение) имеющейся категории и получении лицензии на осуществление профессиональной деятельности.

В план обучения наряду с клинической подготовкой входит подготовка по фундаментальным дисциплинам с учетом специальности (общая патология, микробиология, вирусология, генетика) и по смежным дисциплинам (инфекционным болезням, пульмонологии, отоларингологии, дерматологии, фтизиатрии), а также элективы - курсы по выбору обучаемых.

Важным разделом клинической подготовки является работа в стационаре, включающая ведение больных с основными нозологическими формами, диагностический и дифференциально-диагностический поиск, выбор терапевтической тактики, проведение специфической иммунотерапии аллергенами и фармакотерапии, ведение документации и др. Важным разделом клинической подготовки является работа в поликлинике. Изучаются основы общественного здоровья и здравоохранения, вопросы организации аллергологической и иммунологической службы.


Послевузовская профессиональная подготовка врачей по специальности аллергология и иммунология.

Специалист аллерголог-иммунолог работает в специализированном аллергологическом / иммунологическом отделении стационаров или в аллергологическом / иммунологическом кабинете поликлиники. Особенности семиотики поражения внутренних органов и систем при многих аллергических заболеваниях и иммунодефицитах настолько разнообразны, что специалист аллерголог-иммунолог должен быть хорошо подготовлен по другим терапевтическим специальностям, включая пульмонологию, отоларингологию, гематологию, онкологию, невропатологию, дерматологию, гастроэнтерологию, инфекционные болезни. На современном этапе обучение специалиста должно включать подготовку по работе с компьютером.

Двухгодичное обучение в ординатуре при подготовке специалиста аллерголога- иммунолога представляется относительно малым, что определяет необходимость повторных циклов подготовки специалистов аллергологов- иммунологов.

Быстрый прогресс иммунологии и аллергологии определяют необходимость регулярного обучения специалистов на циклах повышения квалификации. Представляется необходимым проведение тематического усовершенствования для аллергологов- иммунологов раз в 2-3 года. Специалист аллерголог- иммунолог раз в 5 лет должен пройти обучение на аттестационном (сертификационном цикле) для подтверждения своего соответствия служебному положению.

При переквалификации врачей иных терапевтических специальностей необходимо планировать 2-х годичное обучение (ординатуру), а при изменении характера работы аллерголога-иммунолога (переход из амбулаторного звена здравоохранения в стационар и наоборот) возможно обучение на рабочем месте.

Целью аттестационных (сертификационных) циклов является подготовка врачей аллергологов-иммунологов к сдаче аттестационного экзамена; дальнейшее совершенствование знаний, умений и навыков, приобретение и освоение новых и современных знаний по теоретическим и практическим вопросам, необходимых для выполнения профессионально-должностных обязанностей врача аллерголога-иммунолога. Продолжительность сертификационного цикла не менее 144 часов.

Целью общего усовершенствования по специальности (переподготовки) по аллергологии-иммунологии является изучение актуальных теоретических и практических вопросов аллергологии и иммунологии, приобретение практических навыков по диагностике и лечению аллергических заболеваний и иммунодефицитных состояний с учетом занимаемой врачебной должности, профиля учреждения. Продолжительность цикла специализации не менее 500 часов.

Целью цикла тематического усовершенствования (ТУ) является глубокое теоретическое и практическое изучение отдельных проблем, необходимых для практической деятельности в соответствии с характером работы специалистов.

Программы циклов тематического усовершенствования рассчитаны на освоение клинических, лабораторных и функциональных методов исследования, новых подходов к терапии аллергических заболеваний и иммунопатологических состояний. На циклы тематического усовершенствования зачисляются аллергологи-иммунологи, терапевты, педиатры, имеющие стаж работы по специальности не менее 3-х лет. Прохождение тематического усовершенствования может осуществляться не ранее чем через 2-3 года после предыдущего усовершенствования.

Продолжительность цикла тематического усовершенствования не менее 72-100 часов. Предпочтительнее представляется очная форма обучения, хотя в плане циклов тематического усовершенствования длительностью более 3 недель может включаться и заочная часть, не превышающая 10% общей длительности цикла, в течение этого времени обучающийся самостоятельно работает с литературой, пишет реферат по темам, определяемым преподавателями. При проведении выездных циклов (очно-заочной форме обучения) целесообразно уменьшение нагрузки на 25-30% за счет самостоятельной работы.

Для выполнения всей программы кафедра должна располагать современным оборудованием и техническими средствами, обеспечивающими иллюстративную часть преподавания. База, на которой будет проходить обучение, должна иметь соответствующий контингент больных для проведения клинических разборов и обходов.

Список литературы позволяет врачу аллергологу-иммунологу ориентироваться на материалы, которые должны изучаться врачом во время обучения на цикле, а также при самостоятельной подготовке к аттестации. Для всех видов обучения обязательна проверка уровня базисных знаний и навыков врачей. После обучения проводится экзамен.

В целях обеспечения повышения квалификации врачей аллергологов- иммунологов в регионах России проводятся выездные циклы обучения по специальности аллергология-иммунология. Выездные циклы необходимо организовывать на базах крупных медицинских учреждений (областная больница, терапевтическая клиника медицинского ВУЗа), имеющих поликлиническое отделение. В зависимости от целевой установки обучения длительность выездных циклов может варьировать от 72 часов до нескольких месяцев (в последнем случае предусматривается прерывистое обучение в 2-3 этапа по 2-4 недели).


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность: №040102 «Аллергология и иммунология» Москва 2001 icon Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность: №040109
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов по специальности...
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность: №040102 «Аллергология и иммунология» Москва 2001 icon Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность: №040128
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалиста с высшим медицинским...
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность: №040102 «Аллергология и иммунология» Москва 2001 icon Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность: №040123
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалиста с высшим образованием...
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность: №040102 «Аллергология и иммунология» Москва 2001 icon Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность: №040129

Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность: №040102 «Аллергология и иммунология» Москва 2001 icon Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность: №040109

Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность: №040102 «Аллергология и иммунология» Москва 2001 icon Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность: №040113

Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность: №040102 «Аллергология и иммунология» Москва 2001 icon Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов по специальности...
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность: №040102 «Аллергология и иммунология» Москва 2001 icon Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов по специальности...
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность: №040102 «Аллергология и иммунология» Москва 2001 icon Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским...
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность: №040102 «Аллергология и иммунология» Москва 2001 icon Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность: №040118

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы