|
Скачать 291.64 Kb.
|
Работа с частоболеющими детьми Кого считать часто болеющим ребенком Часто болеющими называют детей, которые, по меньшей мере, в два раза чаще, чем их сверстники, переносят разнообразные острые инфекционные заболевания в первые 8 лет жизни; или детей, у которых почти каждая острая инфекция длится гораздо дольше, чем у большинства ровесников; а также детей, у которых со временем под влиянием частых болезней формируется один или несколько хронических недугов (см. таблицу). Часто болеющие дети (ЧБД) составляют, по данным разных авторов, от 20 до 65% детской популяции. Они относятся ко II группе здоровья (дети с риском развития у них хронического заболевания). У детей старше 3-летнего возраста в качестве критерия для включения в группу ЧБД можно использовать инфекционный индекс (ИИ), определяемый как отношение суммы всех случаев ОРЗ в течение года к возрасту ребенка. ИИ у редко болеющих детей составляет 0,2—0,3, а у детей из группы ЧБД — 1,1—3,5. При включении ребенка в группу ЧБД необходимо также учитывать:
Критерии включения детей в группу ЧБД
^ Часто болеющие дети — проблема медицинская и социальная. У таких детей, как правило, нарушен календарь профилактических прививок, чаше всего они не могут посещать ДОУ, вынуждены пропускать занятия в школе. Родителям приходится периодически оставаться дома с больным ребенком. У ЧБД формируется «порочный круг»: на фоне ослабленного иммунитета ребенок заболевает ОРЗ, которые, в свою очередь, еще больше ослабляют иммунитет. В результате повышенной чувствительности организма к различным инфекционным агентам и снижения защитных механизмов велика вероятность развития хронических, вялотекущих инфекционных и неинфекционных заболеваний (гастрит и язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, хронические гайморит, фронтит и др.). Наличие хронических инфекций может привести к отставанию в физическом развитии, аллергизации. У часто болеющих детей могут развиваться и различные психологические проблемы. Прежде всего, это «комплекс неполноценности», ощущение неуверенности в себе. Невозможность из-за частых болезней жить полноценной жизнью может привести к социальной дезадаптации, ребенок начинает избегать сверстников, становится замкнутым, грубым, раздражительным. Социальный аспект проблемы часто болеющих детей заключается еще и в том, что они постепенно отвыкают от посещения детского коллектива. Общение и взаимодействие со сверстниками тем не менее тесным образом связаны с учебной деятельностью. Исследования психологов показывают, что у ЧБД имеются трудности в общении со сверстниками. Частые или продолжительные болезни выбивают ребенка из ритма жизни сверстников, которые постепенно начинают обгонять его в обучении, а иногда — развитости. Обсуждая вопрос о влиянии нагрузки на здоровье детей, имеющих общую, так называемую соматическую, ослабленность, надо помнить о том, что у ЧБД, как правило, отмечаются низкая и неустойчивая работоспособность, удлинение периода врабатывания, сокращение периода оптимальной работоспособности, быстрое и более резкое наступление утомления. Частые ОРЗ еще в начале адаптации ребенка к детскому саду свидетельствуют о снижении сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям. Это первый сигнал о наступающем перенапряжении организма и нарастающем утомлении. Нельзя забывать, что даже одно заболевание (не говоря уже о повторных) надолго выбивает ребенка из учебного процесса. По крайней мере, в течение месяца у переболевшего малыша могут отмечаться высокая утомляемость, раздражительность, плохой сон и аппетит. Другими словами, наблюдаются все признаки функциональной слабости нервной системы. Дети, имеющие комплекс соматических расстройств, как правило, тяжело адаптируются в ДОУ. Даже высокое интеллектуальное развитие не спасает часто болеющих детей, и у таких детей могут возникать трудности в обучении, которые бывают, как правило, комплексными. Иногда это приводит к отчужденности и отстраненности от других детей и сверстников, если ребенок посещает дошкольное учреждение. Частые ОРЗ также могут приводить к социальной дезадаптации ребенка из-за ограниченности общения со сверстниками и пропусков занятий в образовательном учреждении. В таких случаях не следует откладывать визит к детскому психологу, который квалифицированнее родителей сможет оказать ребенку психологическую помощь и поможет мамам и папам понять «трудности» характера их детей. Таким образом, видно, что частые и особенно тяжело протекающие ОРЗ могут приводить к нарушению физического и нервно-психического развития детей, а также способствуют снижению функциональной активности иммунитета, формированию хронических воспалительных процессов в органах дыхания. Учитывая столь негативные возможные последствия, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы предотвратить ослабление иммунитета ребенка. ^ Причинные факторы частых ОРЗ неоднородны, но все они свидетельствуют о снижении иммунологической реактивности организма, что наблюдается при следующих состояниях: - неблагополучное анте- и постнатальное развитие ребенка; - диатезы (лимфатический, аллергический); - дисбактериозы; - очаги хронической инфекции носоглотки и полости рта; - нерациональное питание ребенка (избыток углеводов, дефицит белка, витаминов, микроэлементов); - повторные назначения антибиотиков, салицилатов; - неблагополучная экологическая обстановка; - поступление детей раннего возраста в ДОУ, несоответствующая возрастным возможностям нагрузка. Отсутствие своевременных реабилитационных мероприятий у данной группы детей приводит к тому, что уже в старшем дошкольном возрасте у 52-60 % из них формируются хронические заболевания, среди которых ведущее место занимает патология ЛОР-органов и бронхолегочной системы. Подверженность рецидивирующим респираторным инфекциям часто сочетается с различными отклонениями в поведении, нервно-психическом и речевом развитии. В связи с этим реабилитация часто болеющих детей должна быть обязательно комплексной и включать не только медицинские, но и психолого-педагогические и логопедические методы воздействия. Что делать, если ребенок часто болеет Если ребенок часто болеет, нужно начинать (или продолжать) общеукрепляющие профилактические мероприятия. Важно вылечить хронические заболевания, особенно патологию ЛОР-органов: хронические тонзиллиты, синуситы (гайморит, фронтит), аденоиды. К счастью, все не так драматично и безысходно. Еще в древности врачи утверждали, что дети умеют «перерастать» свои болезни. И действительно, 90% часто болеющих детей рано или поздно перерастают проблему. Случается это в индивидуальные сроки — тогда, когда завершается самоорганизация биоритмов, но, как правило, не позже 12-летнего возраста. ^ Основные принципы мероприятий по реабилитации ЧБД:
ЧБД, особенно в возрасте 3— 6 лет, требуют некоторых особенностей воспитания:
Коррекция режима дня: прежде всего, требует организации щадящего режима дня, предусматривающего условия, исключающие стрессовые ситуации и переутомления. С целью оздоровления детей рекомендуется увеличить по сравнению с «возрастными нормами» продолжительность сна (с обязательным дневным сном) и время ежедневного пребывания на свежем воздухе на 1—1,5 ч. ^ Питание ЧБД должно быть разнообразным, достаточно калорийным, содержать оптимальное количество белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов. Учитывая, что ЧБД, как правило, отстают в физическом развитии, калорийность их питания должна быть повышена по сравнению с нормами примерно на 10—15%. Это обусловлено еще и тем обстоятельством, что детям в процессе восстановительного лечения назначают физиотерапевтические процедуры, массаж, лечебную гимнастику, что обусловливает повышение энергозатрат. Соответствующее лечебное питание повышает защищенность детского организма и способствует благоприятному течению болезни и скорейшему восстановлению здоровья. При большинстве заболеваний потребность ребенка в пищевых веществах и калориях практически не отличается от потребностей здорового ребенка. Ограничение пищи допускается лишь на короткий срок в начале болезни или при выраженном ее обострении, когда у ребенка имеются интоксикация, повышенная температура, рвота, отвращение к еде. При этом больному ребенку необходимо давать достаточное количество жидкости, а при улучшении состояния сравнительно быстро (в течение 1—4 дней) переходить на полноценное питание. Особое место в диете часто болеющих детей принадлежит овощам, фруктам, ягодам, зелени. Эти продукты обладают прекрасными вкусовыми качествами, богаты витаминами, минеральными веществами, многие обладают специальными лечебными свойствами. Так, в яблоках, моркови, петрушке, картофеле и других содержатся пектиновые вещества, способствующие правильному функционированию органов пищеварения, обладающие бактерицидными свойствами. Большинство фруктов и овощей богаты клетчаткой, которая повышает моторную деятельность кишечника. Ароматические вещества овощей и фруктов возбуждают секрецию пищеварительных соков и повышают их активность, поэтому детям с пониженным аппетитом полезно давать салаты из сырых овощей и фруктов перед каждым приемом пищи. Они не только повышают аппетит, но и улучшают усвоение белков других продуктов. Содержащиеся в некоторых овощах и фруктах дубильные вещества обладают дезинфицирующим и противовоспалительным действием. Ими богаты черника, рябина, айва, груши, гранаты. А фитонциды, содержащиеся в таких продуктах, как чеснок, зеленый и репчатый лук, зелень петрушки, укропа, сельдерея, кинзы и других, оказывают выраженное противомикробное действие. Эти продукты желательно использовать в питании ЧБД систематически, но особенно важно — в периоды сезонных подъемов ОРЗ. ^ особенно в витамине С — аскорбиновой кислоте, которая повышает устойчивость организма к воздействию многих вредных факторов, в том числе к возбудителям инфекционных заболеваний. Овощи, фрукты, ягоды, зелень — ценнейшие источники естественных витаминов. Витамином С особенно богаты черная смородина, шиповник, облепиха, рябина, цитрусовые, капуста, картофель, сладкий перец, томаты, различная огородная зелень, дикорастущая зелень (крапива, щавель); каротином (провитамином А) богаты томаты, морковь, тыква, абрикосы, хурма, облепиха, морошка. Все эти продукты следует широко использовать в питании часто болеющих детей. При отсутствии свежих фруктов и овощей пользуйтесь специальными плодоовощными консервами для детского и диетического питания, а также свежезамороженными овощами и фруктами. Возможно также использование сушеных овощей и фруктов. ^ . При большинстве заболеваний целесообразно увеличить число приемов пищи до 5—6 раз в день. Это позволяет сократить промежутки между отдельными кормлениями, уменьшить количество пищи на каждый ее прием и ускорить восстановление нарушенных функций организма. ^ Утро рекомендуется начинать с оздоровительного бега. В теплое время года бег проводится на улице, а в холодное — в зимнем саду. После утреннего бега проводится утренняя гимнастика, в которой физкультурные упражнения чередуются со специальными дыхательными в соотношении 1:1. Специальные дыхательные упражнения позволяют очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, восстановить нарушенное носовое дыхание, повысить общую сопротивляемость организма, его тонус, качество иммунных процессов, улучшить самочувствие и нервно-психическое состояние ребенка. На занятиях по физкультуре (в том числе ЛФК) используются комплексы дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой и К.П. Бутейко. Грамотно организованное физическое воспитание детей с отклонениями в состоянии здоровья способствует прекрасной адаптации организма, и после года занятий физическое развитие больных детей соответствует таковому у здоровых. Основные принципы закаливания ЧБД:
^
В оздоровлении ЧБД важное значение имеет систематическое проведение специальных комплексов ЛФК, направленных на обеспечение хорошего дренажа бронхов и повышение тонуса дыхательной мускулатуры (особенно диафрагмы). Медицинская реабилитация (после консультации с врачом) включает:
Комплексная реабилитация ЧБД с коррекцией сопутствующих иммунных, вегетативных, неврологических нарушений приводит к снижению заболеваемости в 2—4 раза и способствует хорошей социальной адаптации. ^ Основная цель коррекционной работы — комплексная реабилитация часто болеющих детей, включающая проведение мероприятий, направленных на предупреждение заболевания и укрепление здоровья воспитанников. Для ее достижения создана необходимая предметно-пространственная среда, подобрано физкультурное оборудование. Для решения задач по укреплению здоровья и физическому развитию детей в ДОУ имеются: — физкультурные уголки в каждой группе, оснащенные в достаточном количестве специальным оборудованием и инвентарем, мягкими модулями, реабилитационными мячами;
— оборудованная физкультурная площадка на улице; — разнообразный спортивный инвентарь. ^ - отработана модель взаимодействия педагогического и медицинского персонала в работе с часто болеющими и ослабленными детьми; - разработаны здоровьесберегающие технологии с целью пpoфилактики заболеваний и коррекции оздоровления детей. Через различные формы методической работы (консультации, семинары-практикумы, открытые просмотры из опыта работы) разработана и внедрена система оздоровления ЧБД с учетом воспитательно-образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности (табл. 1). ^
Воспитательно-образовательный процесс построен на основе создания благоприятных условий для обеспечения физического и психического развития детей, эмоционального благополучия каждого ребенка, повышения его познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей. Для детей разработан гибкий режим, предусматривающий:
— чередование умственной и физической деятельности. Воспитательно-образовательный процесс в группах строится с учетом лечебно-оздоровительных мероприятий, которые проходят в индивидуальной и подгрупповой форме:
В детском саду разработаны формы оздоровительной работы с детьми (табл. 2), а для каждого ребенка составляется индивидуальный план оздоровления, куда вносятся все проводимые с ним мероприятия (табл. 3). В конце года подводятся итоги — анализируются показатели заболеваемости и рассчитывается показатель эффективности оздоровления (ПЭО) (табл. 4). Необходимое условие успешной работы по оздоровлению воспитанников — взаимодействие с семьей. Формы работы с родителями:
Родителям рекомендован следующий план оздоровления, единый с ДОУ: 1. Обеспечение оптимального режима:
2. Осенью и весной в течение 10—15 дней необходимо включать комплекс профилактических мероприятий: — смазывание зева водным раствором прополиса или раствором Люголя, медом с сокомалоэ, каланхоэ (в пропорции2:1); — физиотерапевтические методы лечения по назначению врача.
Только совместными усилиями педагогов, медицинских работников и родителей можно достичь эффективности в оздоровлении ослабленных и часто болеющих детей. В приложении даны различные упражнения, лечебные игры, которые можно успешно использовать в организации оздоровительной деятельности с ЧБД. Приложение Дыхательные упражнения «Часики» Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед-назад, произносить «тик-так». Повторить 6—7 раз. «Дудочка» Сесть на стул, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленный выдох с произнесением «п-ф-ф-ф-ф». Повторить 4—6 раз. «Петушок» Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), затем похлопать ими по бедрам, произнося «ку-ка-ре-ку» (выдох). Повторить 4—6 раз. «Каша кипит» Сесть на стул. Одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь (вдох), опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот (выдох). При выдохе громко произносить «ф-ф-ф». Повторить 4—6 раз. «Паровозик» Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20—30 с. «Веселый мячик» Встать прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом (диаметром до 10 см) к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперед, произнося «у-х-х» (выдох), догнать мяч. Повторить 4—7 раз. «Гуси» Медленно ходить по комнате. На вдох поднимать руки в стороны, на выдох — опускать вниз с длительным произнесением «г-у-у-у». Повторять в течение минуты. Эти упражнения можно включать в комплекс утренней гимнастики, разминки после сна, на прогулке (не менее 2 раз в день). ^ «Лошадка» Вспомните, как звучит по мостовой цоканье копыт лошадки, катающей на своей спине веселых ребятишек. Цокаем языком то громче, то тише, скорость движения лошадки также показываем, снижая и увеличивая темп повтора (20—30 с). «Ворона» Воспитатель. Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимет голову, то в сторону повернет. И каркает так, что ее всюду слышно. Дети произносят протяжно «ка-а-а-р». Так громко каркала ворона, что охрипла и стала каркать беззвучно и с закрытым ртом. Повторить 5—6 раз. «Змеиный язычок» Представляя, что длинный змеиный язык пытается высунуться как можно дальше, стараться достать до подбородка. Повторить 6 раз. «Зевота» Сидя, удобно расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести «о-о-хо-хо-о», позевать. Повторить 5—6 раз. «Веселые плакальщики» Имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими, прерывистыми движениями плеч и шумным вдохом без выдоха. Повторять в течение 30-40 с. «Смешинка» Воспитатель. Попала смешинка в рот и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурились, губы радостно раздвинулись и все рассмеялись: ха-ха-ха, хи-хи-хи, гы-гы-гы. А нажав на хохотальную точку на кончике носа и посмотревшись в зеркало, можно смеяться так, словно перед вами самый веселый в мире клоун. Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей Цели: — научить дышать через нос; — подготовить детей к выполнению более сложных дыхательных упражнений.
7. Во время выдоха широко раскрыть рот и максимально высунуть язык, стараясь его кончиком достать до подбородка. Произнести «а-а-а». Повторить 5—6 раз. ^ «Булькание» Цели: восстановить носовое дыхание; формировать ритмичный выдох, углубляя его. Материалы: стаканы, наполненные на '/3 водой, соломинки. Перед каждым ребенком на столике стоит стакан с водой и соломинкой. Ведущий показывает, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхает через нос и делает глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук. По команде ведущего все дети начинают вдыхать и затем булькать. «Совушка-сова» Цели: скорректировать движения рук с дыхательными движениями грудной клетки; улучшать функцию дыхания (углубленный выдох). Дети садятся полукругом перед ведущим. По его сигналу ![]() «Шарик лопнул» Цели: восстановить носовое дыхание; формировать углубленное дыхание, правильное смыкание губ, ритмирование. Материалы: фанты из бумаги. Дети садятся полукругом. Ведущий предлагает «надуть шарик». Дети должны, «надувая шар», широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом, затем выдуть его в воображаемый шарик через рот «ф-ф», медленно соединяя ладони под «шариком». По хлопку ведущего «шарик» лопается — дети хлопают в ладоши. Из «шарика» выходит воздух: дети произносят звук [ш], делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Повторить 2—5 раз. «Запасливые хомячки» Цель: тренировать носовое дыхание, смыкание губ, координацию движений. Материалы: 2 стула, листы бумаги (обручи), 4—5 фантов. Ведущий рассказывает детям о том, что хомячки носят запасы в щечках. Затем предлагает перенести через «болото» зерно. Необходимо от стула до стула («болото»), шагая по листам бумаги (обручам), преодолеть «болото» и перенести все фанты на другую сторону. Ребенок берет в руку фант, надувает щеки и переходит через «болото» по «кочкам» (листам бумаги или обручам). На другой стороне оставляет фант на стуле, хлопает себя по щекам и возвращается по «кочкам» обратно. Затем начинает снова, пока не перенесет все фанты. «Чей шарик дальше?» Цели: укреплять круговые мышцы рта; тренировать навыки правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах. Материалы: стол, 2 пинг-понговых шарика (лучше разного цвета), 2 кубика (или пуговицы) таких же цветов, как шарики, ленточка. Дети разбиваются на пары. Каждому вручается пинг-понговый шарик. На столе раскладывают ленту, на нее кладут шарики. Дети по команде должны вдохнуть через нос и подуть на свой шарик. Там, где шарик останавливается, напротив ставится кубик соответствующего цвета. Побеждает тот участник, чей шарик за три попытки укатился дальше. «Кто самый громкий?» Цель: тренировать носовое дыхание, смыкание губ. Материал: фанты-жетоны. Ведущий показывает детям, как играть: выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой (рот закрыт) и произносить (выдыхать) «м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. В результате чего получается длинный выдох. Звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным. Затем прижимается правая ноздря и также на выдохе с произнесением [м] надо похлопать указательным пальцем по левой. Игра повторяется несколько раз. После каждого раза тому, кто произнес звук [м] правильно и громче всех, вручается фант. «Поезд с арбузами» Цели: улучшать глубину и ритм дыхания; укреплять мышцы рук, пояса верхних конечностей, грудной клетки; тренировать координацию движений; учиться согласовывать свои действия с действиями других участников игры. Материалы: 3—4 мяча разной формы. Дети садятся на коврик в круг. Ведущий находится за кругом и бросает мячик кому-нибудь из них. Дети перебрасывают мяч друг другу по очереди. После команды «Стоп!» ребенок, у которого мяч, кидает его ведущему — «погрузка арбузов на поезд». Затем дети произносят «гу-гу-гу» — поезд движется, а играющие делают круговые движения руками. Через 2—3 мин они останавливаются. Дети говорят «ш-ш-ш» — поезд приехал. После этого начинается выгрузка арбузов: те же движения, что и при погрузке. Ведущему необходимо обращать внимание на правильную осанку дошкольников, чтобы при звуке [ш] губы складывались в трубочку. «Пчелка» Цели: формировать правильное дыхание (глубину и ритм); укреплять мышцы рук, пояса верхних конечностей, развивать внимание. Ведущий предлагает поиграть в «пчелку». Ребенку показывают, что надо сидеть прямо, скрестив руки на груди, опустив голову. После слов ведущего «Пчела сказала: "Жу, жу, жу"» ребенок ритмично сжимает обеими руками грудную клетку и произносит звук [ж] на вдохе. Вместе с ведущим на вдохе разводит руки и стороны и, расправляя плечи, говорит: «Полечу и пожужжу, детям меда принесу». Встает и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате и снова садится на прежнее место. Игра повторяется 4-5 раз. ^
^
|