Работа с частоболеющими детьми Кого считать часто болеющим ребенком icon

Работа с частоболеющими детьми Кого считать часто болеющим ребенком





Скачать 291.64 Kb.
Название Работа с частоболеющими детьми Кого считать часто болеющим ребенком
Дата 01.03.2013
Размер 291.64 Kb.
Тип Документы
Работа с частоболеющими детьми

Кого считать часто болеющим ребенком

Часто болеющими называют детей, которые, по меньшей мере, в два раза чаще, чем их сверстники, переносят разнооб­разные острые инфекционные заболевания в первые 8 лет жиз­ни; или детей, у которых почти каждая острая инфекция длится гораздо дольше, чем у большин­ства ровесников; а также детей, у которых со временем под вли­янием частых болезней формируется один или несколько хро­нических недугов (см. таблицу). Часто болеющие дети (ЧБД) со­ставляют, по данным разных ав­торов, от 20 до 65% детской по­пуляции. Они относятся ко II группе здоровья (дети с рис­ком развития у них хроническо­го заболевания).

У детей старше 3-летнего воз­раста в качестве критерия для включения в группу ЧБД мож­но использовать инфекционный индекс (ИИ), определяемый как отношение суммы всех случаев ОРЗ в течение года к возрасту ребенка. ИИ у редко болеющих детей составляет 0,2—0,3, а у детей из группы ЧБД — 1,1—3,5.

При включении ребенка в группу ЧБД необходимо также учитывать:

  • частоту ОРЗ в течение года;

  • тяжесть каждого ОРЗ;

  • наличие осложнений ОРЗ;

  • необходимость применения антибактериальных препара­тов при лечении ОРЗ;

  • продолжительность интервала между эпизодами ОРЗ.


Критерии включения детей в группу ЧБД

Возраст ребенка

Частота эпизодов ОРЗ в год

До 1 года

4 и более

1 – 3 года

6 и более

4 – 5 лет

5 и более

Старше 5 лет

4 и более


^ Что надо знать о часто болеющих детях

Часто болеющие дети — про­блема медицинская и соци­альная. У таких детей, как пра­вило, нарушен календарь про­филактических прививок, чаше всего они не могут посещать ДОУ, вынуждены пропускать занятия в школе. Родителям при­ходится периодически оставать­ся дома с больным ребенком.

У ЧБД формируется «пороч­ный круг»: на фоне ослабленно­го иммунитета ребенок заболевает ОРЗ, которые, в свою очередь, еще больше ослабляют иммуни­тет. В результате повышенной чувствительности организма к различным инфекционным аген­там и снижения защитных меха­низмов велика вероятность разви­тия хронических, вялотекущих инфекционных и неинфекцион­ных заболеваний (гастрит и язвен­ная болезнь желудка и двенадца­типерстной кишки, бронхиальная астма, хронические гайморит, фронтит и др.). Наличие хрони­ческих инфекций может привести к отставанию в физическом раз­витии, аллергизации.

У часто болеющих детей могут развиваться и различные психо­логические проблемы. Прежде всего, это «комплекс неполноценности», ощущение неуверен­ности в себе. Невозможность из-за частых болезней жить полно­ценной жизнью может привести к социальной дезадаптации, ре­бенок начинает избегать сверст­ников, становится замкнутым, грубым, раздражительным.

Социальный аспект пробле­мы часто болеющих детей за­ключается еще и в том, что они постепенно отвыкают от посе­щения детского коллектива. Об­щение и взаимодействие со сверстниками тем не менее тес­ным образом связаны с учебной деятельностью. Исследования психологов показывают, что у ЧБД имеются трудности в об­щении со сверстниками.

Частые или продолжительные болезни выбивают ребенка из ритма жизни сверстников, кото­рые постепенно начинают обго­нять его в обучении, а иногда — развитости. Обсуждая вопрос о влиянии нагрузки на здоровье детей, имеющих общую, так на­зываемую соматическую, ослабленность, надо помнить о том, что у ЧБД, как правило, отмеча­ются низкая и неустойчивая ра­ботоспособность, удлинение пе­риода врабатывания, сокращение периода оптимальной работоспо­собности, быстрое и более рез­кое наступление утомления.

Частые ОРЗ еще в начале адаптации ребенка к детскому саду свидетельствуют о сниже­нии сопротивляемости организ­ма инфекционным заболевани­ям. Это первый сигнал о наступающем перенапряжении организма и нарастающем утомлении. Нельзя забывать, что даже одно заболевание (не говоря уже о повторных) надолго выбивает ребенка из учебного процесса. По крайней мере, в течение месяца у переболевшего малыша могут отмечаться высокая утомляемость, раздражительность, плохой сон и аппетит. Другими словами, наблюдаются все признаки функциональной слабости нервной системы.

Дети, имеющие комплекс соматических расстройств, как правило, тяжело адаптируются в ДОУ. Даже высокое интеллектуальное развитие не спасает часто болеющих детей, и у таких детей могут возникать трудности в обучении, которые бывают, как правило, комплексными.

Иногда это приводит к отчужденности и отстраненности от других детей и сверстников, если ребенок посещает дошкольное учреждение.

Частые ОРЗ также могут приводить к социальной дезадаптации ребенка из-за ограниченности общения со сверстниками и пропусков занятий в образовательном учреждении. В таких случаях не следует откладывать визит к детскому психологу, который квалифицированнее родителей сможет оказать ребенку психологическую помощь и поможет мамам и папам понять «трудности» характера их детей.

Таким образом, видно, что частые и особенно тяжело протекающие ОРЗ могут приводить к нарушению физического и нервно-психического развития детей, а также способствуют снижению функциональной активности иммунитета, формированию хронических воспалительных процессов в органах дыхания. Учитывая столь негативные возможные последствия, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы предотвратить ослабление иммунитета ребенка.


^ От чего зависит активность иммунной системы ребенка.


Причинные факторы частых ОРЗ неоднородны, но все они свидетельствуют о снижении иммунологической реактивности организма, что наблюдается при следующих состояниях:

- неблагополучное анте- и постнатальное развитие ребенка;

- диатезы (лимфатический, аллергический);

- дисбактериозы;

- очаги хронической инфекции носоглотки и полости рта;

- нерациональное питание ребенка (избыток углеводов, дефицит белка, витаминов, микроэлементов);

- повторные назначения антибиотиков, салицилатов;

- неблагополучная экологическая обстановка;

- поступление детей раннего возраста в ДОУ, несоответствующая возрастным возможностям нагрузка.

Отсутствие своевременных реабилитационных мероприятий у данной группы детей приводит к тому, что уже в старшем дошкольном возрасте у 52-60 % из них формируются хронические заболевания, среди которых ведущее место занимает патология ЛОР-органов и бронхолегочной системы. Подверженность рецидивирующим респираторным инфекциям часто сочетается с различными отклонениями в поведении, нервно-психическом и речевом развитии. В связи с этим реабилитация часто болеющих детей должна быть обязательно комплексной и включать не только медицинские, но и психолого-педагогические и логопедические методы воздействия.


Что делать, если ребенок часто болеет

Если ребенок часто болеет, нужно начинать (или продол­жать) общеукрепляющие про­филактические мероприятия. Важно вылечить хронические заболевания, особенно патоло­гию ЛОР-органов: хронические тонзиллиты, синуситы (гаймо­рит, фронтит), аденоиды.

К счастью, все не так драма­тично и безысходно. Еще в древ­ности врачи утверждали, что дети умеют «перерастать» свои болезни. И действительно, 90% часто болеющих детей рано или поздно перерастают проблему. Случается это в индивидуаль­ные сроки — тогда, когда завер­шается самоорганизация био­ритмов, но, как правило, не позже 12-летнего возраста.


^ Принципы оздоровления ЧБД

Основные принципы меро­приятий по реабилитации ЧБД:

  • проведение индивидуальной целенаправленной круглого­дичной программы профи­лактики и оздоровления;

  • комплексность;

  • неспецифичность методов воздействия.

ЧБД, особенно в возрасте 3— 6 лет, требуют некоторых осо­бенностей воспитания:

  • коррекция режима дня, дос­таточное пребывание на све­жем воздухе;

  • осторожное закаливание в теплое, а затем и в холодное время года с использованием природных и климатических факторов — воздушные и солнечные ванны, водные об­тирания;

  • оздоравливание в привычном климатическом поясе;

  • санация хронических и форми­рующихся очагов инфекции;

  • коррекция питания;

  • повышение сопротивляемо­сти организма.

Коррекция режима дня: преж­де всего, требует организации
щадящего режима дня, преду­сматривающего условия, ис­ключающие стрессовые ситуа­ции и переутомления. С целью оздоровления детей рекомендуется увеличить по сравнению с «возрастными нор­мами» продолжительность сна (с обязательным дневным сном) и время ежедневного пребывания на свежем воздухе на 1—1,5 ч.

^ Составная часть комплексной реабилитации — рациональное питание. Питание ЧБД должно быть разнообразным, достаточ­но калорийным, содержать оп­тимальное количество белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов. Учитывая, что ЧБД, как правило, отстают в физическом развитии, калорий­ность их питания должна быть повышена по сравнению с нор­мами примерно на 10—15%. Это обусловлено еще и тем обстоя­тельством, что детям в процес­се восстановительного лечения назначают физиотерапевтичес­кие процедуры, массаж, лечеб­ную гимнастику, что обусловливает повы­шение энергозатрат.

Соответствующее лечебное питание повышает защищен­ность детского организма и спо­собствует благоприятному тече­нию болезни и скорейшему вос­становлению здоровья.

При большинстве заболева­ний потребность ребенка в пи­щевых веществах и калориях практически не отличается от потребностей здорового ребен­ка. Ограничение пищи допуска­ется лишь на короткий срок в начале болезни или при выра­женном ее обострении, когда у ребенка имеются интоксикация, повышенная температура, рво­та, отвращение к еде. При этом больному ребенку необходимо давать достаточное количество жидкости, а при улучшении со­стояния сравнительно быстро (в течение 1—4 дней) перехо­дить на полноценное питание. Особое место в диете часто болеющих детей принадлежит овощам, фруктам, ягодам, зеле­ни. Эти продукты обладают пре­красными вкусовыми качества­ми, богаты витаминами, мине­ральными веществами, многие обладают специальными лечеб­ными свойствами. Так, в яблоках, моркови, петрушке, картофеле и других содержатся пектиновые вещества, способствующие пра­вильному функционированию органов пищеварения, обладаю­щие бактерицидными свойства­ми. Большинство фруктов и ово­щей богаты клетчаткой, которая повышает моторную деятель­ность кишечника. Ароматические вещества овощей и фруктов воз­буждают секрецию пищевари­тельных соков и повышают их активность, поэтому детям с по­ниженным аппетитом полезно давать салаты из сырых овощей и фруктов перед каждым при­емом пищи. Они не только повы­шают аппетит, но и улучшают ус­воение белков других продуктов. Содержащиеся в некоторых овощах и фруктах дубильные вещества обладают дезинфициру­ющим и противовоспалительным действием. Ими богаты черника, рябина, айва, груши, гранаты. А фитонциды, содержащиеся в таких продуктах, как чеснок, зеленый и репчатый лук, зелень петрушки, укропа, сель­дерея, кинзы и других, оказыва­ют выраженное противомикробное действие. Эти продукты же­лательно использовать в питании ЧБД систематически, но особен­но важно — в периоды сезонных подъемов ОРЗ.

^ При всех заболеваниях значи­тельно возрастает потребность в витаминах, особенно в витами­не С — аскорбиновой кислоте, которая повышает устойчивость организма к воздействию мно­гих вредных факторов, в том числе к возбудителям инфекци­онных заболеваний. Овощи, фрукты, ягоды, зелень — цен­нейшие источники естествен­ных витаминов. Витамином С особенно богаты черная смо­родина, шиповник, облепиха, рябина, цитрусовые, капуста, картофель, сладкий перец, то­маты, различная огородная зе­лень, дикорастущая зелень (крапива, щавель); каротином (провитамином А) богаты тома­ты, морковь, тыква, абрикосы, хурма, облепиха, морошка. Все эти продукты следует широко использовать в питании часто болеющих детей. При отсутствии свежих фрук­тов и овощей пользуйтесь спе­циальными плодоовощными консервами для детского и диетического питания, а также свежезамороженными овощами и фруктами. Возможно также использование сушеных овощей и фруктов.

^ Большое значение имеет со­блюдение режима питания. При большинстве заболеваний целесообразно увеличить чис­ло приемов пищи до 5—6 раз в день. Это позволяет сократить промежутки между отдельны­ми кормлениями, уменьшить количество пищи на каждый ее прием и ускорить восстанов­ление нарушенных функций организма.

^ Физическое воспитание и зака­ливание. Утро рекомендуется на­чинать с оздоровительного бега. В теплое время года бег прово­дится на улице, а в холодное — в зимнем саду. После утреннего бега проводится утренняя гимнастика, в которой физкультурные упраж­нения чередуются со специальными дыхательными в соотношении 1:1. Специальные дыхательные уп­ражнения позволяют очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, восстановить нару­шенное носовое дыхание, повы­сить общую сопротивляемость организма, его тонус, качество иммунных процессов, улучшить самочувствие и нервно-психичес­кое состояние ребенка. На занятиях по физкультуре (в том числе ЛФК) используют­ся комплексы дыхательной гим­настики по А.Н. Стрельниковой и К.П. Бутейко. Грамотно органи­зованное физическое воспитание детей с отклонениями в состоя­нии здоровья способствует пре­красной адаптации организма, и после года занятий физическое развитие больных детей соответствует таковому у здоровых.

Основные принципы закали­вания ЧБД:

  • проведение закаливающих процедур с учетом состояния здоровья ребенка;

  • постепенное увеличение ин­тенсивности закаливающих процедур;

  • систематическое и последова­тельное их проведение;

  • учет индивидуальных особен­ностей ребенка, недопусти­мость проведения процедур при отрицательном эмоцио­нальном отношении к ним ребенка;

  • возобновление закаливающих процедур после перерывов сле­дует начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливания, но с более быстрым их нарастанием.

^ Для повышения сопротивля­емости детского организма ис­пользуется следующая система закаливающих мероприятий:

  • методика контрастного воз­душного закаливания, пре­дусматривающая закаливание воздушным потоком путем снижения температуры в од­ном из помещений на 3—5 °С.

  • во время оздоровительного бега дети несколько раз пере­бегают из теплого (темпера­тура 18—20 °С) в холодное помещение (температура воз­духа снижена до 12—15 °С);

  • ежедневно после еды прово­дится полоскание полости рта 1%-ным солевым раствором комнатной температуры;

  • умывание лица и рук холод­ной водой;

  • регулярные водные процеду­ры (купание в бассейне, кон­трастное обливание ног, кон­трастный душ).

В оздоровлении ЧБД важное значение имеет систематическое проведение специальных комп­лексов ЛФК, направленных на обеспечение хорошего дренажа бронхов и повышение тонуса дыхательной мускулатуры (осо­бенно диафрагмы).

Медицинская реабилитация (после консультации с врачом) включает:

  • санацию хронических очагов инфекции;

  • физиотерапевтические мето­ды профилактики;

  • неспецифическую имммуно-корригирующую терапию (пре­параты, повышающие общую сопротивляемость организма).

Комплексная реабилитация ЧБД с коррекцией сопутствую­щих иммунных, вегетативных, неврологических нарушений приводит к снижению заболева­емости в 2—4 раза и способствует хорошей социальной адаптации.


^ Организация оздоровительной работы в МБДОУ № 3 с ослабленными и часто болеющими детьми.

Основная цель коррекционной работы — комплекс­ная реабилитация часто болеющих детей, включающая проведение мероприятий, направленных на предупреж­дение заболевания и укрепление здоровья воспитанников. Для ее достижения создана необходимая предметно-пространственная среда, подобрано физкультурное оборудование.

Для решения задач по укреплению здоровья и физическому развитию детей в ДОУ имеются:

— физкультурные уголки в каждой группе, оснащенные в доста­точном количестве специальным оборудованием и инвентарем, мягкими модулями, реабилитационными мячами;

  • медицинский кабинет;

— оборудованная физкультурная площадка на улице;

— разнообразный спортивный инвентарь.

^ В детском саду работает ком­плексная система оздоровления, предназначенная для ослабленных и часто болеющих детей (ЧБД):

- отработана модель взаимодей­ствия педагогического и меди­цинского персонала в работе с часто болеющими и ослаблен­ными детьми;

- разработаны здоровьесберегающие технологии с целью пpoфилактики заболеваний и кор­рекции оздоровления детей.
Через различные формы мето­дической работы (консультации, семинары-практикумы, открытые просмотры из опыта работы) разработана и внедрена система оздоровления ЧБД с учетом воспитательно-образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности (табл. 1).


^ Формы методической работы по внедрению комплексной системы оздоровления


^ Формы работы

Ответственный

1

3

Курсы повышения квалификации воспитателей и специалистов

заведующий

Методические объединения

заведующий

Семинары семинары- практикумы



Физические упражнения для детей раннего и дошко­льного возраста

Воспитатели,

Медицинская сестра

Медико-педагогический контроль во время органи­зованных форм обучения

Заведующий, Медицинская сестра

Организация и проведение обследования физической подготовленности дошко­льников

Воспитатели,

Медицинская сестра







Консультации



Определение и общая ха­рактеристика группы ос­лабленных и часто болею­щих детей

Воспитатели,

Медицинская сестра




Двигательный режим ЧБД. Виды двигательной активности

Воспитатели,

Медицинская сестра




Формы проведения коррекционной гимнастики с деть­ми 2—4 лет

Медицинская сестра




Подбор и расстановка ме­бели в соответствии с Сан-ПиН 2.4.1.1249-03

Медицинская сестра




Дыхательная гимнастика

Воспитатели, медицинская сестра поЛФК




Лечебные игры

Воспитатели, медицинская сестра




Проведение и анализ открытых просмотров детской деятельности

Современные формы про­ведения утренней и коррекционной гимнастики с детьми 2—7 лет

Воспитатели




Организация и проведение дней здоровья совместно с родителями воспитанников

Заведующий, воспитатели




Организация гимнастики перед сном и после сна с младшими дошкольниками

Воспитатели




Проведение подвижных игр с ЧБД

Воспитатели,

Медицинская сестра




Педсовет






























































Педсовет

Итоги тематической про­верки.

Сообщения из опыта рабо­ты воспитателей:

— - итоги адаптации детей к детскому саду;

- двигательный режим в группах

Заведующий, воспитатели



Создание предмет­но-развивающей среды

Смотр-конкурс оборудования физкультурных уголков в раз­ных возрастных группах

Заведующий

Воспитатели, медицинская сестра

Участие в методической работе



Разработка комплексов коррекционной гимнастики для детей разных возрастных групп

Воспитатели, медицинская сестра

Составление комплексов физ­культминуток и динамических разминок

II —

Разработка и системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

II —

Взаимодействие с родителями

Анкетирование. Индивидуальное и групповое консультирование с приглаше­нием специалистов медиков. Организация работы по физическому воспи­танию «День здоровья». Оформление групповых тема­тических папок: «Здоровье», «Советы врача».

Организация работы группо­вых библиотечек для родителей

Заведующий, воспитатели, медицинская сестра



Воспитательно-образователь­ный процесс построен на осно­ве создания благоприятных ус­ловий для обеспечения физичес­кого и психического развития детей, эмоционального благопо­лучия каждого ребенка, повыше­ния его познавательной активно­сти, функциональных и адаптив­ных возможностей.

Для детей разработан гибкий режим, предусматривающий:

  • увеличение периода приема детей в утренние часы (до 9.00);

  • увеличение продолжительнос­ти дневного сна;

  • строгое соблюдение продолжи­тельности и организации про­гулок на воздухе;

  • творческий подход к содержа­нию и методике проведения занятий;

— чередование умственной и физической деятельности.
Воспитательно-образователь­ный процесс в группах строится с учетом лечебно-оздо­ровительных мероприятий, кото­рые проходят в индивидуальной
и подгрупповой форме:

  • кварцевание рециркулярными лампами;

  • витаминотерапия (ревит);

  • щадящий режим нагрузок;

  • дыхательные упражнения и лечебные игры в группе и на занятиях по физической куль­туре;

  • индивидуальная работа в груп­пе и на прогулке, проводимая воспитателями групп.


В детском саду разработаны формы оздоровительной работы с детьми (табл. 2), а для каждого ребенка составляется индивиду­альный план оздоровления, куда вносятся все проводимые с ним мероприятия (табл. 3). В конце года подводятся итоги — анали­зируются показатели заболевае­мости и рассчитывается показа­тель эффективности оздоровле­ния (ПЭО) (табл. 4).

Необходимое условие успеш­ной работы по оздоровлению воспитанников — взаимодей­ствие с семьей.

Формы работы с родителями:

  • собеседование, анкетирование;

  • наглядная агитация (стенды, памятки, статьи из периодичес­кой печати);

  • групповые родительские собра­ния: ознакомительные в начале года, общепрофилактические со специалистами, итоговые;

  • групповые и индивидуальные беседы;

  • дни открытых дверей (с пока­зом физкультурных занятий);

  • совместные мероприятия детей и взрослых (спортивные раз­влечения, спортивные праздники и т.д.).


Родителям рекомендован следующий план оздоровления, единый с ДОУ:

1. Обеспечение оптимального режима:

  • продленный сон;

  • регулярные закаливающие процедуры (не прекращать их после очередного ОРЗ, а толь­ко снизить интенсивность);

  • дыхательная гимнастика (по­стоянно);

  • обязательное полоскание рта после еды;

  • дотация фруктов и овощей по сезону, в том числе лука и чес­нока;

  • питьевые дрожжи;

  • настойка шиповника;

  • средства для повышения аппе­тита;

  • витамины в возрастной дозе.

2. Осенью и весной в течение 10—15 дней необходимо вклю­чать комплекс профилактических мероприятий:

— смазывание зева водным ра­створом прополиса или раство­ром Люголя, медом с сокомалоэ, каланхоэ (в пропорции2:1);

— физиотерапевтические методы лечения по назначению врача.

  1. Использование оксолиновой мази в период повышенной за­болеваемости.

  2. Консультации 1—2 раза в год у оториноларинголога, осмотр детей стоматологом, анализы мочи, крови.

Только совместными усилия­ми педагогов, медицинских ра­ботников и родителей можно достичь эффективности в оздо­ровлении ослабленных и часто болеющих детей.

В приложении даны различные упражнения, лечебные игры, ко­торые можно успешно использо­вать в организации оздорови­тельной деятельности с ЧБД.


Приложение

Дыхательные упражнения

«Часики»

Встать прямо, ноги слегка рас­ставить, руки опустить. Размахи­вая прямыми руками вперед-назад, произносить «тик-так». Повторить 6—7 раз.

«Дудочка»

Сесть на стул, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, под­нести к губам. Сделать медлен­ный выдох с произнесением «п-ф-ф-ф-ф». Повторить 4—6 раз.

«Петушок»

Встать прямо, ноги слегка рас­ставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), затем похлопать ими по бедрам, произ­нося «ку-ка-ре-ку» (выдох). По­вторить 4—6 раз.

«Каша кипит»

Сесть на стул. Одну руку по­ложить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь (вдох), опустить грудь (выдыхая воздух) и выпя­тить живот (выдох). При выдо­хе громко произносить «ф-ф-ф». Повторить 4—6 раз.

«Паровозик»

Ходить по комнате, делая по­переменные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». По­вторять в течение 20—30 с.

«Веселый мячик»

Встать прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом (диамет­ром до 10 см) к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперед, произнося «у-х-х» (выдох), до­гнать мяч. Повторить 4—7 раз.

«Гуси»

Медленно ходить по комнате. На вдох поднимать руки в сто­роны, на выдох — опускать вниз с длительным произнесением «г-у-у-у». Повторять в течение минуты.

Эти упражнения можно вклю­чать в комплекс утренней гим­настики, разминки после сна, на прогулке (не менее 2 раз в день).

^ Оздоровительные упражнения для горла

«Лошадка»

Вспомните, как звучит по мо­стовой цоканье копыт лошадки, катающей на своей спине весе­лых ребятишек. Цокаем языком то громче, то тише, скорость дви­жения лошадки также показыва­ем, снижая и увеличивая темп повтора (20—30 с).


«Ворона»

Воспитатель. Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимет голову, то в сто­рону повернет. И каркает так, что ее всюду слышно.

Дети произносят протяжно «ка-а-а-р».

Так громко каркала ворона, что охрипла и стала каркать без­звучно и с закрытым ртом.

Повторить 5—6 раз.

«Змеиный язычок»

Представляя, что длинный зме­иный язык пытается высунуться как можно дальше, стараться дос­тать до подбородка. Повторить 6 раз.

«Зевота»

Сидя, удобно расслабиться, опустить голову, широко рас­крыть рот. Не закрывая его, вслух произнести «о-о-хо-хо-о», позе­вать. Повторить 5—6 раз.

«Веселые плакальщики»

Имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими, прерывистыми движе­ниями плеч и шумным вдохом без выдоха. Повторять в течение 30-40 с.

«Смешинка»

Воспитатель. Попала сме­шинка в рот и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурились, губы радостно раздвинулись и все рассмеялись: ха-ха-ха, хи-хи-хи, гы-гы-гы. А нажав на хохотальную точку на кончике носа и посмотревшись в зеркало, можно смеяться так, словно перед вами самый веселый в мире клоун.


Профилактические

упражнения для верхних

дыхательных путей

Цели: — научить дышать через нос; — подготовить детей к выполне­нию более сложных дыхатель­ных упражнений.


  1. Погладить нос (боковые части носа) от кончика к перено­сице — вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами. Повторить 5—6 раз.




  1. Сделать по 8—10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем через левую, по очереди закрывая их указательным паль­цем.




  1. Сделать вдох носом. На вы­дохе протяжно тянуть «м-м-м», одновременно постукивая паль­цами по крыльям носа.




  1. При вдохе оказывать сопро­тивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа паль­цами. Во время более продолжи­тельного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания пальцами по кры­льям носа.




  1. Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с по­стукиванием по крыльям носа произнести «ба-бо-бу» и «г-м-м-м».




  1. Быстро втянуть живот, одно­временно сделав резкий выдох через нос. Повторить 3—4 раза.



7. Во время выдоха широко раскрыть рот и максимально высунуть язык, стараясь его кон­чиком достать до подбородка. Произнести «а-а-а». Повторить 5—6 раз.


^ Лечебные игры для детей 2-4 лет

«Булькание»

Цели: восстановить носовое дыхание; формировать ритмичный вы­дох, углубляя его. Материалы: стаканы, напол­ненные на '/3 водой, соломинки.

Перед каждым ребенком на столике стоит стакан с водой и соломинкой. Ведущий показывает, как нужно правильно дуть в ста­кан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхает че­рез нос и делает глубокий длин­ный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук.

По команде ведущего все дети начинают вдыхать и затем буль­кать.

«Совушка-сова»

Цели: скорректировать движения рук с дыхательными движениями грудной клетки; улучшать функцию дыхания (углубленный выдох).

Дети садятся полукругом пе­ред ведущим. По его сигналу «День!» дети-«совы» медленно поворачивают голову влево и вправо. По сигналу «Ночь!» они смотрят вперед и взмахивают руками-«крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят «у-у-ф-ф». Повторить 2—4 раза.

«Шарик лопнул»

Цели: восстановить носовое дыхание; формировать углубленное ды­хание, правильное смыкание губ, ритмирование. Материалы: фанты из бумаги.
Дети садятся полукругом. Ве­дущий предлагает «надуть ша­рик». Дети должны, «надувая шар», широко развести руки в сторо­ны и глубоко вдохнуть воздух носом, затем выдуть его в воображаемый шарик через рот «ф-ф», медленно соединяя ладони под «шариком». По хлопку веду­щего «шарик» лопается — дети хлопают в ладоши. Из «шарика» выходит воздух: дети произно­сят звук [ш], делая губы хобот­ком и складывая руки на коле­нях. Повторить 2—5 раз.

«Запасливые хомячки»

Цель: тренировать носовое ды­хание, смыкание губ, координацию движений.

Материалы: 2 стула, листы бу­маги (обручи), 4—5 фантов.

Ведущий рассказывает детям о том, что хомячки носят запасы в щечках. Затем предлагает перене­сти через «болото» зерно. Необ­ходимо от стула до стула («боло­то»), шагая по листам бумаги (об­ручам), преодолеть «болото» и перенести все фанты на другую сторону. Ребенок берет в руку фант, надувает щеки и переходит через «болото» по «кочкам» (ли­стам бумаги или обручам). На другой стороне оставляет фант на стуле, хлопает себя по щекам и возвращается по «кочкам» обрат­но. Затем начинает снова, пока не перенесет все фанты.

«Чей шарик дальше?»

Цели: укреплять круговые мышцы рта; тренировать навыки правиль­ного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

Материалы: стол, 2 пинг-понговых шарика (лучше разного цвета), 2 кубика (или пуговицы) таких же цветов, как шарики, ленточка.

Дети разбиваются на пары. Каждому вручается пинг-понговый шарик. На столе расклады­вают ленту, на нее кладут шари­ки. Дети по команде должны вдохнуть через нос и подуть на свой шарик. Там, где шарик ос­танавливается, напротив ставит­ся кубик соответствующего цвета. Побеждает тот участник, чей шарик за три попытки укатил­ся дальше.

«Кто самый громкий?»

Цель: тренировать носовое ды­хание, смыкание губ.

Материал: фанты-жетоны.

Ведущий показывает детям, как играть: выпрямить спину, сомк­нуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой (рот закрыт) и произносить (выдыхать) «м-м», одновре­менно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. В результате чего полу­чается длинный выдох. Звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным. Затем прижима­ется правая ноздря и также на выдохе с произнесением [м] надо похлопать указательным пальцем по левой. Игра повторяется не­сколько раз. После каждого раза тому, кто произнес звук [м] пра­вильно и громче всех, вручается фант.

«Поезд с арбузами»

Цели: улучшать глубину и ритм ды­хания; укреплять мышцы рук, пояса верхних конечностей, грудной клетки; тренировать координацию движений;

учиться согласовывать свои действия с действиями других участников игры. Материалы: 3—4 мяча разной формы.

Дети садятся на коврик в круг. Ведущий находится за кругом и бросает мячик кому-нибудь из них. Дети перебрасывают мяч друг другу по очереди. После коман­ды «Стоп!» ребенок, у которого мяч, кидает его ведущему — «по­грузка арбузов на поезд». Затем дети произносят «гу-гу-гу» — поезд движется, а играющие де­лают круговые движения рука­ми. Через 2—3 мин они останав­ливаются. Дети говорят «ш-ш-ш» — поезд приехал. После этого начинается выгрузка арбузов: те же движения, что и при погрузке. Ведущему необходимо обращать внимание на правильную осан­ку дошкольников, чтобы при звуке [ш] губы складывались в трубочку.

«Пчелка»

Цели: формировать правильное ды­хание (глубину и ритм); укреплять мышцы рук, пояса верхних конечностей, развивать внимание.

Ведущий предлагает поиграть в «пчелку». Ребенку показывают, что надо сидеть прямо, скрестив руки на груди, опустив голову. После слов ведущего «Пчела сказала: "Жу, жу, жу"» ребенок рит­мично сжимает обеими руками грудную клетку и произносит звук [ж] на вдохе. Вместе с ведущим на вдохе разводит руки и стороны и, расправляя плечи, го­ворит: «Полечу и пожужжу, де­тям меда принесу». Встает и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате и снова садится на прежнее место. Игра повторяется 4-5 раз.


^ Формы работы по оздоровлению дошкольников



Формы

Содержание

Обеспечение здорового ритма жизни

Щадящий режим (адаптационный период);

Гибкий режим;

Организация микроклимата и стиля жизни группы.

Физические упражнения

Утренняя гимнастика;

Физкультурные занятия;

Подвижные игры;

Профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, логоритмическая, улучшение осанки, коррекция плоскостопия);

Спортивные игры;

Ритмика

Гигиенические и водные процедуры

Умывание;

Мытье рук;

Обеспечение чистой среды;

Ножные ванны.

Световоздушные ванны

Проветривание помещений (в том числе сквозное);

Сон при открытых фрамугах (в теплое время года);

Прогулки на свежем воздухе;

Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

Активный отдых

Развлечения, праздники;

Дни здоровья;

Каникулы.

Специальное закаливание

Босохождение;

Дыхательная гимнастика;

Солевые дорожки.

Физиотерапия

УФО по назначению врача.

Гигиеническое воспитание

Периодические информационные материалы;

«Круглые столы» (в том числе по здоровому образу жизни);

Занятия по основам безопасности жизнедеятельности



^ План оздоровления ЧБД





мероприятия

дата

сроки

1.

Осмотр врачом:

- педиатром;

- отоларингологом;

- стоматологом;

- хирургом;

- дерматологом

2 раза в год

Март-апрель, сентябрь-октябрь

2.

Лабораторные исследования:

- общий анализ крови;

- общий анализ мочи;

- анализ на выявление гельминтов

2 раза в год

Март, сентябрь

3.

Сезонная профилактика простудных заболеваний:

- поливитамины;

- глюконат кальция;

- аскорбиновая кислота;

- экстракт элеутерококка

2 раза в год


1др.1р/день

0,5 3р/день

1др. 2р/день

1кап. на год жизни 1раз в день

Весна, осень


15 дней

15 дней

30 дней

15 дней

4.

Профилактика гриппа:

- интерферон;

- ремантадин;

- вакцинация;

- орошение зева и носа отваром трав, оксолиновая мазь


5 кап. 2р/день

1таб/день


7 дней

5.

Специальные закаливающие процедуры:

- влажное обтирание лица, рук, шеи;

- полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры после приема пищи;

- воздушные, солнечные ванны;

- босохождение;

- хождение по дорожкам здоровья

ежедневно


Осень, зима.


Весна, лето.

6.

Физкультурно-оздоровительная работа:

- утренняя гимнастика;

- физкультурные занятия;

- дыхательная гимнастика;

- ежедневные прогулки;

- гимнастика пробуждения;

- сон при открытых фрамугах;

- оздоровительный бег;

- физ.минутки;

- полноценное питание;

- соблюдение режима дня

ежедневно

В течение года

7.

Физиотерапия по назначению врача:

- ингаляции;

- УФО, УВЧ;

- массаж грудной клетки

2 раза в год

10 дней

8.

Лечебное питание:

- восстановление микрофлоры кишечника(курсы пребиотиков);

- овощные салаты;

- фрукты, соки


Декабрь


В течении года


2 месяца


ежедневно

9.

Сквозное проветривание в отсутствие детей

В течении года

ежедневно

10.

Витаминизация 3-х блюд витамином «С»

В течении года

ежедневно

11.

Мини-туризм, праздники, развлечения

В весенне-летний период

1р/месяц

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Работа с частоболеющими детьми Кого считать часто болеющим ребенком icon Отчет по клиническому изучению бад трансфер Фактор «трансфер фактор™ в комплексе лечебно-реабилитационных

Работа с частоболеющими детьми Кого считать часто болеющим ребенком icon Тема: «Оздоровительная работа с детьми в мбдоу д/с «Светлячок»

Работа с частоболеющими детьми Кого считать часто болеющим ребенком icon «Знайте всё о «дорожных ловушках»
Дтп ребенком находились взрослые, не сумевшие предотвратить несчастье. От вашего поведения зачастую...
Работа с частоболеющими детьми Кого считать часто болеющим ребенком icon Народные методы лечения гайморита
Как часто мы не уделяем надлежащего внимания простому насморку? Почему принято считать, что все как-то...
Работа с частоболеющими детьми Кого считать часто болеющим ребенком icon Перечень заболеваний ребенка в возрасте до 7 лет, при возникновении которых выплата пособия по временной

Работа с частоболеющими детьми Кого считать часто болеющим ребенком icon Перечень заболеваний ребенка в возрасте до 7 лет, при возникновении которых выплата пособия по временной

Работа с частоболеющими детьми Кого считать часто болеющим ребенком icon «об утверждении перечня заболеваний ребенка в возрасте до 7 лет, при возникновении которых выплата

Работа с частоболеющими детьми Кого считать часто болеющим ребенком icon Памятки для сотрудников образовательных учреждений по работе с детьми с ограниченными возможностями

Работа с частоболеющими детьми Кого считать часто болеющим ребенком icon «Растем здоровыми» (из цикла занятий с детьми исследовательского проекта «Почему болеют дети») Воспитатель:
Нод с детьми дошкольного возраста в образовательной области «Здоровье» на тему «Растем здоровыми»...
Работа с частоболеющими детьми Кого считать часто болеющим ребенком icon Ответы на часто задаваемые вопросы сексологу: Часто ли встречаются сексуальные нарушения?

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы