|
Скачать 59.55 Kb.
|
Содержание
Психомышечные упражненияПодвижные игры, игры малой подвижности |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПУТЁМ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ. Климова Е.А., учитель – логопед I квалификационной категории, Запорожец Л.Г., инструктор по ФИЗО I квалификационной категории, ГБОУ д\ с №1138 В содержании Программы «Развитие образования города Москвы на 2012 – 2016 годы «Столичное образование» отмечается тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения. Одной из наиболее острых проблем является нарушение речевого развития детей: до 60% первоклассников имеют нарушения устной речи, 25 % - письменной, что создаёт риск школьной дезадаптации. Это определяет необходимость развития системы диагностики и сопровождения детей младшего возраста, что даёт возможность избежать возникновения и усугубления речевых проблем. Учитель-логопед в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида работает в отличном от речевого сада режиме. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю, а порой 1-2 раза) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения (см. Письмо Первого заместителя руководителя Департамента Образования г. Москвы Курнешовой Л.Е. №2-34-20 от 11.08 2005 года). В условиях логопункта дети получают коррекционную помощь в виде логопедического сопровождения. Все это накладывает определенный отпечаток на содержание логопедической работы. Поэтому профилактика возникновения речевых нарушений – одна из важнейших задач в работе учителя-логопеда. Успешность этой работы многократно возрастает при тесном взаимодействии специалистов дошкольного учреждения. В настоящее время воспитательно-образовательный процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объёма и интенсивности организованной образовательной деятельности. Интеграция логопедического сопровождения и образовательных областей («Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Музыка») - оптимальное решение коррекционно - педагогических задач. У детей с нарушениями речи очень часто страдает общая моторика: движения характеризуются недостаточной чёткостью и организованностью, отмечается недоразвитие чувства ритма, координации, имеются трудности в регуляции и контроле произвольных движений и т.д. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной, поэтому при движениях импульсы от работающих мышц по нервным волокнам достигают подкорковых центров, а оттуда происходит активизирующее воздействие на клетки всех областей коры головного мозга. В случае снижения двигательной активности воздействие импульсов от работающих мышц на кору происходит недостаточно. Точное выполнение ребёнком упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает движения артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти. Отсюда следует вывод, что, развивая общую моторику, мы будем способствовать развитию речи. Тесное сотрудничество учителя - логопеда и воспитателя по физической культуре повышает эффективность работы по профилактике речевых нарушений. В условиях нашего ДОУ работа по профилактике начинается с изучения анамнестических данных о развитии детей. Из 23 детей средней группы (4-5 лет) практически все имеют отягощённый анамнез. Отмечено влияние патологических факторов в пренатальном периоде и во время родов: - острые вирусные инфекции, хронические соматические заболевания, токсикоз I, II половины беременности, тяжёлые стрессовые ситуации у мамы – 13 детей; - рождение при кесаревом сечении- 1 ребёнок; – тугое двойное обвитие пуповины вокруг шеи – 1 ребёнок; – преждевременные роды – 1 ребёнок; - перехоженная беременность (42 недели) - 2 ребёнка. Была выявлена перинатальная энцефалопатия (ПЭП) с синдромами: - нарушения мышечного тонуса - 9 детей; - повышенной нервно - рефлекторной возбудимости – 3 детей. По данным медицинских обследований, 2 ребёнка имеют диагноз ММД, 3 – невротические реакции. 16 человек имеют II и III группы здоровья, часто болеют простудными заболеваниями, имеют хронические заболевания (пиелонефриты, гипертрофия нёбных миндалин, аденоиды III степени, ФИСС), 3 человека состоят на учёте у невропатолога. Обследование речевого развития показало, что соответственное возрасту речевое развитие имеют лишь 4 ребёнка (17%), фонетическое нарушение речи имеется у 6 детей (26%), фонетико – фонематическое недоразвитие речи отмечено у 10 детей (43%), 3 детей имеют диагноз ОНР, II уровень речевого развития (14%). По данным обследования видно, что большинству детей уже требуется коррекционная работа, но они не были зачислены на занятия к учителю-логопеду по возрасту и в связи с ограничением количества детей (см. Письмо Первого заместителя руководителя Департамента Образования г. Москвы Курнешовой Л.Е. №2-34-20 от 11.08 2005 года). Проводимая нами работа по предупреждению возникновения речевых нарушений и их коррекции путём развития двигательной сферы ребёнка представляет собой интегрированные физкультурно - речевые занятия для детей младшего дошкольного возраста. Учителем - логопедом и инструктором по физической культуре проводятся совместные консультации для воспитателей и родителей о влиянии двигательной активности на развитие ребёнка. Учителем – логопедом были подобраны речевые упражнения и игры, загадки для детей младшего дошкольного возраста, упражнения для артикуляционной и пальчиковой гимнастики, которые инструктор по физической культуре включает в свои занятия. На итоговых интегрированных физкультурно-речевых занятиях закрепляются, обобщаются и систематизируются знания детей. Структура занятий такова, что в одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания и упражнения. Смена видов деятельности обеспечивает эффективность воздействия и стимулирует эмоциональный отклик детей. За основу взята структура занятия по физической культуре. Обязательны следующие этапы работы, на каждом из которых решаются определённые задачи: 1. Ходьба и бег. При этих видах деятельности происходит подготовка организма ребёнка к дальнейшей работе (происходит возбуждение корковых центров головного мозга, усиливается кровообращение, тренируется дыхание). 2. Общеразвивающие упражнения (ОРУ). На этом этапе тренируется умение выполнять упражнения по словесной инструкции, совершенствуется ориентировка в собственном теле, а затем и в пространстве (формирование условно - рефлекторных связей). 3. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, самомассаж головы, шейно - воротниковой зоны и рук. Этот вид деятельности обеспечивает стимулирование речевого развития ребёнка и создание предпосылок для полноценного формирования навыков письма (обеспечение притока в кору головного мозга сигналов из скелетной мускулатуры). 4. Упражнения и игры на координацию речи и движения. На этом этапе помощью стихотворной ритмической речи происходит выработка правильного темпа речи, ритма дыхания, речевого слуха и речевой памяти (стимулирование координированной работы корковых систем речи, слуха и зрения, мышц рук, ног и туловища). Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. 5^ я. Во время этого вида деятельности происходит выработка умения регулировать свой мышечный тонус (расслабление различных групп мышц по контрасту с их напряжением), что необходимо при выработке правильных артикуляционных поз. 6. ^ . Этот вид деятельности всегда является для детей источником радости и новых психофизических ощущений. При этом у него происходит формирование способности ощущать собственные мышечные ощущения: плавность, темп, ритм, амплитуду движений, появляется моторная ловкость. Благодаря этому развиваются и психические функции - умение направлять внимание на собственные эмоциональные ощущения и эмоции окружающих, а также умение управлять своими ощущениями. Во время игры происходит обогащение словарного запаса у детей, закрепление лексико-грамматических конструкций, развитие оптико – пространственных представлений, улучшается эмоциональное самочувствие. В процессе оперирования игровым материалом развиваются и познавательные процессы (внимание, память, восприятие), их произвольность; а также совершенствуется словесно-логическое мышление как одна из функций речи. Таким образом, результатом подобной интегрированной познавательно-речевой и физкультурной деятельности должно стать совершенствование двигательной сферы детей как одного из факторов психологического базиса для развития высших функций, каковой и является речь. Своевременное развитие и коррекция моторных навыков у детей младшего дошкольного возраста является профилактикой возникновения речевых нарушений и их коррекции. Залогом успеха работы являются систематичность и планомерность. |