|
Скачать 61.06 Kb.
|
Урок смотр - знаний. Дыхание. Целъ: углубить знания учащихся закрепить уже, имеющиеся по данной теме. Класс разбивается на 4 команды. У каждого участника цветной номер. По цвету номера выбирается капитан команды и вызываются участники к каждому конкурсу. Конкурс « Биологические задачи». Команда выбирает вопрос (вопросы со звёздочкой оцениваются в три балла, без звёздочки - в один балл). Обсуждение продолжается 1 минуту. Отвечают игроки с жёлтой карточкой. 1*. Рассказывают, что у одного американского ковбоя в перестрелке с бандитами грудная клетка была пробита навылет. Хотя пуля не задела лёгкие, вскоре ковбой всё же умер от удушья. Объясните, почему это произошло. Ответ: Ковбой умер от пневмоторакса: так медики называют нарушение герметичности полости, расположенной между стенками грудной клетки( плевральная полость). При вдохе грудная клетка расширяется, давление в плевральной полости падает ниже атмосферного и, поскольку в норме плевральная полость замкнута, стенки лёгких пассивно следуют за стенками грудной клетки, что приводит к заполнению лёгких воздухом. При выдохе объём грудной клетки уменьшается, лёгкие в силу своей эластичности спадаются, и воздух из них выходит. При пневмотораксе заполнение лёгких воздухом становится невозможным. 2. «Чтобы могло произойти возрастание лёгочной вентиляции от 8 до 100 л/мин, необходимо использование при каждой дыхательной экскурсии всей жизненной ёмкости лёгких и значительное увеличение числа дыханий в минуту» Объясните, что в этом отрывке означает слово «экскурсия»? ^ 3.Почему людям, контактирующим с больными, или же самим больным рекомендуют пользоваться марлевыми повязками, ведь бактерии и вирусы несравнимо меньше ячеек марли? Ответ: Многие инфекции передаются воздушно-капельным путём. Чихая и кашляя больной вместе с капельками слюны выводит из своего организма огромное количество бактерий и вирусов. Капельки оседают на повязке и количество возбудителей болезни , попадающих в организм резко сокращается. 4*.Майору Пронину сообщили, что в море, недалеко от устья реки, выловлен утопленник. « Прежде всего выясните, утонул человек в море или же труп был вынесен туда из реки», дал указание майор. Как выполнить приказ? ^ 5*. Существует часто повторяемая легенда об итальянских детях, которых для участия в религиозной процессии покрасили золотой краской. История эта далее повествует, что все они умерли от удушья, так как «кожа не могла дышать». Но поглощение кислорода через поры кожи едва измеримо, а выделение углекислого газа составляет менее 1%. Отчего же могли умереть дети. ^ 6*. «Для определения количества крови по Холдейну человеку дают вдыхать газовую смесь, содержащую небольшое количество СО. Затем берут из вены порцию крови и определяют…» Что нужно измерить в таком эксперименте, чтобы определить объём крови? ^ 7*.Водолазы могут спускаться на глубину 100 м. без скафандра и до 3000 м в тяжёлом скафандре, используя специальные газовые смеси. Почему на глубине нельзя дышать обычным атмосферным воздухом? Почему поднимать водолазов с большой глубины необходимо очень медленно? ^ 8*. 15 апреля 1875 г. Воздушный шар «Зенит», на борту которого находились 3 воздухоплавателя, достиг высоты 8000 м. Когда шар приземлился, то в живых остался только один человек. Предположите причины гибели людей. ^ 2. Переохлаждение Конкурсы «Назови органы» и конкурс капитанов проводятся параллельно. ^ Представитель от каждой команды, имеющий зелёную карточку выходит за отдельные столы, и выполняют задание по карточкам. Количество баллов определяется количеством верно данных ответов. ![]() 1-язычок 2-надгортанник 3-пищевод 4-гортань 5-язык 6-верхнее нёбо 7-носовая полость Конкурс капитанов. Капитаном команды в данной игре будет игрок с карточкой красного цвета.
Конкурс «Скорая помощь» Отвечают игроки с белой карточкой. 1.На пляже начал тонуть юноша. Вы находитесь ближе всего к нему. Опишите ход ваших действий. Ответ: 1. Подплыть к утопающему сзади. 2.Ухватить за запястье, не давая ухватиться тонущему за вас. 3.Освободить дыхательные пути утопавшего от воды. 4 Если есть необходимость сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. 5.Растереть, укутать в тёплое одеяло. 6. Дать выпить горячий чай или кофе. 2.Произошло удушение вследствии западении языка при обмороке. Как оказать первую помощь. Ответ: 1.Открыть пострадавшему рот. 2.оттянуть язык или запрокинуть голову. 3. Дать понюхать нашатырный спирт. 4. Если есть необходимость сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. 3.Произошёл завал земли. Один рабочий остался под завалом. Ваши действия. Ответ: 1.Извлечь человека из завала. 2.Очистить рот и нос от грязи. 3.Сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. 4. После восстановления дыхания осмотреть повреждения, наложить жгуты и шины, если это необходимо. 5.Растереть, укутать в тёплое одеяло. 6. Дать выпить горячий чай или кофе. 4.Человек получил электротравму от молнии, находится без сознания, сердце остановилось. Ответ: 1.Сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. 2. Осмотреть места поражения. 3. Наложить повязку, немедленно отправить больного в больницу. Конкурс «Кроссворд» Количество баллов определяется по количеству разгаданных слов. Время работы 5 минут. ![]() По вертикали: 2.Заболевание глоточных миндалин. 3.Воспаление гайморовых пазух. 5. Орган, соединяющий гортань с главными бронхами. 6. Лёгочный пузырёк. 7. Лёгочная или пристеночная оболочка. 10. Верхние дыхательные пути, пересекающиеся с органами пищеварения. По горизонтали: 1. Детская инфекционная болезнь. 3.Орган, в котором располагаются голосовые связки. 4.Лимфатические образования глотки. 8. Инфекционная болезнь лёгких. 9.Дыхательные пути, ведущие в лёгкие. 11. Рентгеновское обследование лёгких. 12.часть верхних дыхательных путей, соединяющих носовую полость с глоткой. 13. Болезнь лёгких, чаще встречающаяся у курильщиков. Конкурс « Математический» Игрок с карточкой синего цвета (от каждой команды) выходит за первый стол Решите задачу: Выдыхаемый воздух содержит 16% кислорода (на 4% меньше, чем вдыхаемый). Высчитайте, сколько кислорода потребляет ученик за урок (45 мин), если в 1 мин. он делает 18 дыхательных движений, поглощая каждый раз по 500 см. воздуха. ^ Отвечает игрок с карточкой коричневого цвета. Представьте себе меченую молекулу атмосферного кислорода, проникающую при вдохе в легкие. Какой путь пройдет с воздухом эта молекула от ноздрей до легких. Перечислите последовательно все части воздухоносного пути. Конкурс «Ребус» Карточки со словами: Спирометр, кашель, экскурсия, трахея. Представитель от команды вытягивает карточку с заданием. В течение 3-х минут составить к этому слову ребус. Команда соперник должна расшифровать ребус. |