|
Скачать 124.81 Kb.
|
By T. Tsareva© Урок Дыхание Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей. Задачи: образовательные: раскрыть роль дыхания в освобождении энергии, необходимой для жизнедеятельности организма, строение и функции органов дыхательной системы, установить взаимосвязь между их строением и функциями, разъяснить суть голосообразования; изучить заболевания дыхательных путей и меры их профилактики; воспитательные: обосновать гигиенические правила, способствующие охране голосового аппарата; развивающие: продолжить формирование общности происхождения животных и человека. Оборудование: Таблица 13 – «Органы дыхания»; Таблица 14 –«Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании»; Модели гортани и торса человека; Рельефная таблица – «Органы дыхания». ^ I. Изучение нового материала.
Вопрос уч-ся: Назовите жизненно важные условия человека? (Ответ: пища, вода, воздух). Учитель: Человек может обойтись без пищи несколько недель, Без воды несколько суток, Без воздуха несколько минут. Вопрос уч-ся: Почему? Ответ: питательные вещества в организме запасаются, как и вода, запас же свежего воздуха ограничен объемом легких. ^ вот почему необходимо непрерывное его обновление. Благодаря вентиляции легких в них поддерживается более или менее постоянный газовый состав, который необходим для поступления в кровь кислорода и удаления из крови углекислого газа, других газообразных продуктов распада, а также паров воды. Из предыдущих глав мы знаем, что происходит с тканями, когда к ним поступает недостаточное количество кислорода: функция ткани нарушается, потому что прекращается распад и окисление органических веществ, энергия перестает выделяться, и клетки, лишенные энергетического обеспечения, погибают. Дыханием называют обмен газов между клетками и окружающей средой. (запись определения в рабочую тетрадь) ^ на стр.132 учебника: найдите и запишите в тетрадях,: из каких этапов состоит газообмен. У человека газообмен состоит из 4х этапов:
Учитель: между дыхательной и кровеносной системами существует глубокая взаимосвязь. Различают легочное дыхание, обеспечивающее газообмен между воздухом и кровью, и тканевое дыхание, осуществляющее газообмен между кровью и клетками тканей. ^ участвуют в теплорегуляции и голосообразовании. Функции органов дыхания ![]() ![]() ![]() Газообмен теплорегуляция голосообразование При дыхании с поверхности легких испаряется вода, что ведет к охлаждению крови и всего организма. Кроме того, легкие создают воздушные потоки, приводящие в колебание голосовые связки гортани. ^ Доказательство принадлежности человека к классу млекопитающих и общности происхождения человека и млекопитающих животных. ^ . Самостоятельная работа с учебником по заданию: Рассмотрите рис.59, назовите последовательно органы, по которым воздух проходит в легкие. ^ Дыхательные пути ![]() ![]() Верхние Нижние Носовая и ротовая полости гортань, трахея, бронхи. Носоглотка, глотка. Бронхи многократно ветвятся образуя бронхиальное дерево. По ним воздух достигает альвеол, где и происходит газообмен. Каждое из легких занимает геометрически замкнутую часть грудной полости. Между ними расположено сердце. Легкие покрыты оболочкой, которая называется легочной плеврой. ^ (строение, функции, роль мерцательного эпителия) Вывод: воздух может быть сухой, пыльный влажный, холодный, а порой и знойный. Извилистые ходы увеличивают внутреннюю поверхность, сеть кровеносных сосудов согревает вдыхаемый воздух. Внутренняя поверхность носовой полости выстлана мерцательным эпителием. Он выделяет слизь, увлажняющую воздух и задерживающую пыль. Слизь содержит вещества губительно действующие на микроорганизмы. Реснички мерцательного эпителия изгоняют слизь из носовой полости. Т.О. В.Д.П. выполняет функции: согревания, увлажнения и очищения воздуха, а также защиты организма от вредных воздействий через воздух. Н ![]() ![]() ![]() ![]() ротовая полость. ^ (Объяснение учителя). Вход в трахею начинается через гортань. Она представляет собой широкую трубку, суженную по середине и напоминающая песочные часы. Гортань состоит из хрящей. Спереди и с боков ее прикрывает щитовидный хрящ. У мужчин он несколько выступает вперед, образуя кадык. В узкой части гортани находятся голосовые связки. Их 2-ве пары, но в голосообразовании участвует лишь одна, нижняя пара. Связки могут сближаться и натягиваться, т.е. изменять форму щели, которая образуется между ними. Когда человек спокойно дышит, связки разведены. При глубоком дыхании они разводятся дальше, при пении и речи они смыкаются, остается лишь узкая щель, края которой вибрируют. Они-то и являются источником звуковых колебаний, от которых зависит высота голоса. У мужчин связки длиннее и толще, их звуковые колебания ниже по частоте, поэтому и мужской голос более низкий. У детей и женщин связки тоньше и короче, а поэтому их голос более высокий (Выступление уч-ся: пение высокими и низкими голосами). ^ : почему у мальчиков в переходном возрасте ломается голос? Ответ: переходный возраст – это период полового созревания. В период полового созревания у мальчиков быстро растет гортань, а нервная регуляция мышц и связок перестраивается не сразу. Поэтому подросток то басит, то говорит высоким голосом. В этот период подросткам нельзя петь, громко разговаривать. Учитель: Звуки, образовавшиеся в гортани, усиливаются резонаторами – околоносовыми пазухами – полостями, находящимися в лицевых костях, заполненных воздухом. Под влиянием воздушной струи стенки этих полостей немного вибрируют, вследствие чего звук усиливается и приобретает дополнительные оттенки. Они определяют тембр голоса. Звуки, издаваемые голосовыми связками, еще не речь. Членораздельные звуки речи формируются в ротовой и носовой полостях в зависимости от положения языка, губ, челюстей и распределения звуковых потоков. Работа перечисленных органов при произнесении членораздельных звуков называется артикуляцией. Правильная артикуляция формируется особенно легко в возрасте от года до 5 лет, когда ребенок овладевает родным языком. При общении с маленькими детьми не надо шепелявить, копировать их неправильное произношение, так как это ведет к закреплению ошибок и нарушению речевого развития. ^ (см. приложение №1). Трахеи и главные бронхи. (Самостоятельная работа уч-ся с текстом на стр.136-137 учебника). Обобщение. Из гортани воздух попадает в трахею. Это довольно широкая трубка, которая состоит их хрящевых полуколец с мягкой стороной, обращенной к пищеводу, который примыкает к трахее сзади. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием. Колебания его ресничек выводит пылевые частицы их легких в глотку. Это называется процессом самоочищения легких. Внизу трахея ветвится на два главных бронха – правый и левый. Бронхи имеют хрящевые кольца, которые защищают их от спадания во время вдоха. У мелких бронхов вместо колец остаются небольшие хрящевые пластинки, а в мельчайших бронхах – бронхиолах отсутствуют и они. ^ . (Сообщения уч-ся). Некоторые кости черепа имеют воздушные полости – пазухи. В лобной кости есть фронтальная пазуха, а в верхнечелюстной - гайморова пазуха. Грипп, ангина, ОРЗ (острое респираторное заболевание)могут вызвать воспаление слизистой оболочки околоносовых пазух. Чаще страдают гайморовы пазухи. Их воспаление – гайморит. Нередко бывает и воспаление лобной пазухи – фронтит. При гайморите и фронте наблюдается нарушение носового дыхания, выделение из полости носа слизи, нередко гнойной. Иногда повышается температура. Необходимо лечение – у отоларинголога – специалиста, занимающегося лечением людей с заболеваниями уха, горла и носа. М ![]() ![]() ![]() ![]() За мягким нёбом, а также у входа в пищевод и гортань находятся миндалины. Они состоят из лимфоидной ткани, подобно той, которая находится в лимфатических узлах. Миндалины содержат множество лимфоцитов и фагоцитов, задерживающих и уничтожающих микробов, но при этом они сами иногда воспаляются, становятся отечными и болезненными. Возникает хроническое заболевание – тонзиллит. Аденоиды – опухолевидное разрастание лимфоидной ткани у выхода из носовой полости в носоглотку. Иногда увеличенные аденоиды перекрывают проход воздуха и носовое дыхание затрудняется. Тонзиллит и разросшиеся аденоиды необходимо своевременно лечить: оперативно или консервативно (без операции). Дифтерия – инфекционное заболевание, распространяющее воздушно-капельным путем. Чаще дифтерия поражает детей, но болеют ею и взрослые. Начинается она как обычная ангина. Повышается температура тела, на миндалинах появляются серовато-белые налеты. Шея опухает из-за воспаления лимфатических желез. Возбудитель дифтерии – дифтерийная палочка. Продуктом ее жизнедеятельности является вещество – дифтерийный токсин, который поражает проводящую систему сердца и сердечную мышцу. Возникает тяжелое и опасное заболевание сердца – миокардит. Для профилактики дифтерии здоровым людям вводят противодифтерийную вакцину. Она создает активный искусственный иммунитет, который может сохраняться несколько лет. II. Закрепление
2. Ответьте на вопросы: 1. Почему дети, у которых по тем или иным причинам затруднено дыхание через нос, чаще подвергаются простудным заболеваниям? (Ответ: если человек дышит ртом, то в холодное время года больше вероятность спровоцировать воспаление дыхательных путей, в которые поступает воздух, не подвергшейся обогреву в носовой полости). 2. Почему у оперных певцов лучше развита система органов дыхания? 3. Назовите и покажите на таблице органы дыхательной системы. 4. Работа с терминами: стр. 138. III. Домашнее задание. Изучить 26, выучить термины; выполнить задание: стр.139 под «!» знаком. ^ Позвольте звуку выйти Л.В. СОЛОВЬЕВА, актриса и педагог, убеждена, что голос играет огромную роль в жизни каждого из нас – ведь без умения говорить, свободно чувствовать себя в обществе невозможна подлинная самореализация. Проучившись три года в Америке у выдающегося театрального педагога Кристин Линклэйтер и переведя на русский язык ее книгу «Освобождение голоса», Лариса Владимировна создала учебно – театральную студию при Российской академии театрального искусства (так теперь называется ГИТИС). Цель занятий – освобождение голоса от скованности, напряжения, развитие и укрепление его. Весь организм, с головы до пят, имеет значение для звучания вашего голоса. И первое, с чего надо начинать,- работа над осанкой. Когда позвоночник искривлен, лишняя нагрузка падает на мышцы живота, груди. Если позвоночник деформирован в шейном отделе, создается ненужное напряжение челюстей, языка, гортани, губ и даже бровей. В результате затрудняется дыхание, голосовой аппарат работает хуже. Скрюченный, ссутулившийся человек не может говорить свободным голосом. Добившись хорошей осанки, научившись снимать напряжение, можно приступать к работе над дыханием. Линклэйтер отказалась от «постановки голоса» в привычном понимании. Команды «вдох», «выдох» заменены указаниями: «Позвольте дыханию войти», «Пусть дыхание переместится». Эти установки способствуют глубокой внутренней релаксации. Очень часто мы напрягаем мышцы тела и лица, когда этого не требуется. Постарайтесь избавиться от такой привычки. Возможно, вы даже не замечаете ее за собой. Понаблюдайте за людьми, едущими в транспорте, тогда вам будет легче и на себя посмотреть со стороны. Кто-то сидит, изо всех сил сцепив пальцы рук, у другого плотно сжаты губы, у третьего нахмурены брови, ходят желваки на скулах. Все это затрудняет нормальное дыхание, вызывает усталость, и голоса тоже. Хотите красиво говорить? Работайте над осанкой: занимайтесь физическими упражнениями, плаванием. ^ …Человек, который находится в состоянии затянувшегося стресса (неприятности в семье, на работе), может неожиданно…охрипнуть и даже вовсе лишиться голоса. Дело в том, что голосовые расстройства (охриплость, изменение тембра, шепот вместо громкой речи) зависит в большей степени не от того, идет ли воспалительный процесс в полости носа, глотки, гортани, а чаще обусловлены состоянием нервной системы. ^ Кандидат медицинских наук, Врач- фониатр **** Если подолгу разговаривать и петь, сильно кричать и кашлять на свободном крае голосовых складок «завяжутся» узелки, мозолистые уплотнения. На начальной стадии возникает маленький пузырек, величиной с булавочную головку. Под воздействием непрекращающихся нагрузок пузырек твердеет, превращаясь в узелок. Узелки создают механическое препятствие для полного замыкания голосовой щели. Голос засипит, а в горле запершит. Постоянно хочется откашляться «во весь голос» и освободиться от помех. Но этого делать не стоит. Сильный кашель «разорвет» маленькие и хрупкие кровеносные сосуды складки. Набухшая от кровоизлияния складка лишится способности вибрировать. Голос полностью обеззвучится. Только полный голосовой покой поможет «развязать» эти назойливые узелки. **** Если воздух в комнате сухой, увлажните его, поставив на батарею сосуд с водой. Помните, что голос не только не любит фальши, но не выносит пыли, духоты, табачного дыма, спиртных напитков, громкого крика и простудных заболеваний. Внимательно прислушайтесь к своему голосу. Если заслышали в нем тревожные нотки, поспешите к врачу – специалисту по заболеваниям уха, горла и носа. Приложение №2. Проверка знаний по теме: «Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование».
6- глотка; 7- носоглотка; 8- бронхиолы. 3. Голосовые связки расположены в: 1- трахее; 2- глотке; 3- гортани; 4- ротовой полости. 4. Что относится к верхним дыхательным путям человека? 1- гортань, трахея, бронхи; 2- носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка. 5. Что относится к нижним дыхательным путям человека? 1- гортань, трахея, бронхи; 2- носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка. 6. Дыхание – это (данный вопрос предполагает несколько ответов): 1- процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа; 2- процесс окисления органических веществ с выделением химической энергии; 3- совокупность процессов первого и второго; 4- газообмен в легких; 7. Главный орган голосообразования: 1- легкие; 2- трахея; 3- гортань; 4- бронхи; 8. Инфекционное заболевание дыхательных путей: 1- инсульт; 2- инфаркт; 3- гипертония; 4- дифтерия. ОТВЕТЫ: 1-3; 2- 2,7,6,4,1,5,8,3; 3- 3; 4- 2; 5- 1; 6- 3; 7- 3; 8- 4. Методические рекомендации: 1. Изучить строение и функции органов дыхательной системы. 2. Усилить практическую направленность урока (подчеркнуть преимущества носового дыхания перед дыханием через рот; предупреждение инфекционных и хронических заболеваний дыхательных путей). 3. Значение профилактики дифтерии (введение противодифтерийной вакцины создает активный искусственный иммунитет). 3. Хотите красиво говорить? Работайте над осанкой: занимайтесь физическими упражнениями, плаванием. Берегите голос. Литература
|