Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голосообразование icon

Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голосообразование





Скачать 124.81 Kb.
Название Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голосообразование
Дата 01.03.2013
Размер 124.81 Kb.
Тип Урок

By T. Tsareva©

Урок Дыхание


Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голосообразование.

Заболевания дыхательных путей.


Задачи: образовательные: раскрыть роль дыхания в освобождении энергии, необходимой для жизнедеятельности организма, строение и функции органов дыхательной системы, установить взаимосвязь между их строением и функциями, разъяснить суть голосообразования; изучить заболевания дыхательных путей и меры их профилактики;


воспитательные: обосновать гигиенические правила, способствующие охране голосового аппарата;


развивающие: продолжить формирование общности происхождения животных и человека.

Оборудование: Таблица 13 – «Органы дыхания»;

Таблица 14 –«Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании»;

Модели гортани и торса человека;

Рельефная таблица – «Органы дыхания».


^ Ход урока.


I. Изучение нового материала.


    1. Значение дыхания.


Вопрос уч-ся: Назовите жизненно важные условия человека? (Ответ: пища, вода, воздух).


Учитель: Человек может обойтись без пищи несколько недель,

Без воды несколько суток,

Без воздуха несколько минут.

Вопрос уч-ся: Почему?

Ответ: питательные вещества в организме запасаются, как и вода, запас же свежего воздуха ограничен объемом легких.


^ Обобщение учителя: вот почему необходимо непрерывное его обновление. Благодаря вентиляции легких в них поддерживается более или менее постоянный газовый состав, который необходим для поступления в кровь кислорода и удаления из крови углекислого газа, других газообразных продуктов распада, а также паров воды.


Из предыдущих глав мы знаем, что происходит с тканями, когда к ним поступает недостаточное количество кислорода: функция ткани нарушается, потому что прекращается распад и окисление органических веществ, энергия перестает выделяться, и клетки, лишенные энергетического обеспечения, погибают.


Дыханием называют обмен газов между клетками и окружающей средой.

(запись определения в рабочую тетрадь)


^ Задание уч-ся: на стр.132 учебника: найдите и запишите в тетрадях,: из каких этапов состоит газообмен.


У человека газообмен состоит из 4х этапов:


  1. обмен газов между воздушной средой и легкими (выполняет система органов дыхания);

  2. обмен газов между легкими и кровью;

  3. транспортировка газов кровью;

  4. газообмен в тканях (2,3,4 этапы выполняет система органов кровообращения)


Учитель: между дыхательной и кровеносной системами существует глубокая взаимосвязь.


Различают легочное дыхание, обеспечивающее газообмен между воздухом и кровью, и тканевое дыхание, осуществляющее газообмен между кровью и клетками тканей.


^ Кроме обеспечения газообмена, органы дыхания выполняют еще две важные функции: участвуют в теплорегуляции и голосообразовании.


Функции органов дыхания




Газообмен теплорегуляция голосообразование


При дыхании с поверхности легких испаряется вода, что ведет к охлаждению крови и всего организма. Кроме того, легкие создают воздушные потоки, приводящие в колебание голосовые связки гортани.


^ 2. Органы дыхания, их топография;


Доказательство принадлежности человека к классу млекопитающих и общности происхождения человека и млекопитающих животных.


^ 3. Строение и функции органов дыхания у человека.


Самостоятельная работа с учебником по заданию:


Рассмотрите рис.59, назовите последовательно органы, по которым воздух проходит в легкие.

^ Органы, которые подводят воздух к альвеолам легких, называются дыхательными путями.


Дыхательные пути




Верхние Нижние

Носовая и ротовая полости гортань, трахея, бронхи.

Носоглотка, глотка.


Бронхи многократно ветвятся образуя бронхиальное дерево. По ним воздух достигает альвеол, где и происходит газообмен. Каждое из легких занимает геометрически замкнутую часть грудной полости. Между ними расположено сердце. Легкие покрыты оболочкой, которая называется легочной плеврой.


^ Носовая полость (строение, функции, роль мерцательного эпителия)


Вывод: воздух может быть сухой, пыльный

влажный, холодный,

а порой и знойный.

Извилистые ходы увеличивают внутреннюю поверхность,

сеть кровеносных сосудов согревает вдыхаемый воздух.

Внутренняя поверхность носовой полости выстлана мерцательным эпителием. Он выделяет слизь, увлажняющую воздух и задерживающую пыль. Слизь содержит вещества губительно действующие на микроорганизмы. Реснички мерцательного эпителия изгоняют слизь из носовой полости.


Т.О. В.Д.П. выполняет функции: согревания, увлажнения и очищения воздуха, а также защиты организма от вредных воздействий через воздух.


Носовая полость воздух носоглотку глотку гортань.


ротовая полость.


^ Гортань – орган голосообразования (Объяснение учителя).


Вход в трахею начинается через гортань. Она представляет собой широкую трубку, суженную по середине и напоминающая песочные часы. Гортань состоит из хрящей.

Спереди и с боков ее прикрывает щитовидный хрящ. У мужчин он несколько выступает вперед, образуя кадык.


В узкой части гортани находятся голосовые связки.

Их 2-ве пары, но в голосообразовании участвует лишь одна, нижняя пара. Связки могут сближаться и натягиваться, т.е. изменять форму щели, которая образуется между ними. Когда человек спокойно дышит, связки разведены. При глубоком дыхании они разводятся дальше, при пении и речи они смыкаются, остается лишь узкая щель, края которой вибрируют. Они-то и являются источником звуковых колебаний, от которых зависит высота голоса. У мужчин связки длиннее и толще, их звуковые колебания ниже по частоте, поэтому и мужской голос более низкий. У детей и женщин связки тоньше и короче, а поэтому их голос более высокий (Выступление уч-ся: пение высокими и низкими голосами).

^ Вопрос уч-ся:

почему у мальчиков в переходном возрасте ломается голос?

Ответ: переходный возраст – это период полового созревания. В период полового созревания у мальчиков быстро растет гортань, а нервная регуляция мышц и связок перестраивается не сразу. Поэтому подросток то басит, то говорит высоким голосом. В этот период подросткам нельзя петь, громко разговаривать.

Учитель:

Звуки, образовавшиеся в гортани, усиливаются резонаторами – околоносовыми пазухами – полостями, находящимися в лицевых костях, заполненных воздухом. Под влиянием воздушной струи стенки этих полостей немного вибрируют, вследствие чего звук усиливается и приобретает дополнительные оттенки. Они определяют тембр голоса.

Звуки, издаваемые голосовыми связками, еще не речь. Членораздельные звуки речи формируются в ротовой и носовой полостях в зависимости от положения языка, губ, челюстей и распределения звуковых потоков. Работа перечисленных органов при произнесении членораздельных звуков называется артикуляцией.

Правильная артикуляция формируется особенно легко в возрасте от года до 5 лет, когда ребенок овладевает родным языком. При общении с маленькими детьми не надо шепелявить, копировать их неправильное произношение, так как это ведет к закреплению ошибок и нарушению речевого развития.


^ Сообщения учащихся: «Позвольте звуку выйти» (см. приложение №1).


Трахеи и главные бронхи. (Самостоятельная работа уч-ся с текстом на стр.136-137 учебника). Обобщение. Из гортани воздух попадает в трахею. Это довольно широкая трубка, которая состоит их хрящевых полуколец с мягкой стороной, обращенной к пищеводу, который примыкает к трахее сзади.

Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием. Колебания его ресничек выводит пылевые частицы их легких в глотку. Это называется процессом самоочищения легких. Внизу трахея ветвится на два главных бронха – правый и левый. Бронхи имеют хрящевые кольца, которые защищают их от спадания во время вдоха. У мелких бронхов вместо колец остаются небольшие хрящевые пластинки, а в мельчайших бронхах – бронхиолах отсутствуют и они.


^ 4. Инфекционные хронические заболевания дыхательных путей. (Сообщения уч-ся).

Некоторые кости черепа имеют воздушные полости – пазухи.

В лобной кости есть фронтальная пазуха, а в верхнечелюстной - гайморова пазуха.


Грипп, ангина, ОРЗ (острое респираторное заболевание)могут вызвать воспаление слизистой оболочки околоносовых пазух. Чаще страдают гайморовы пазухи. Их воспаление – гайморит.

Нередко бывает и воспаление лобной пазухи – фронтит.


При гайморите и фронте наблюдается нарушение носового дыхания, выделение из полости носа слизи, нередко гнойной. Иногда повышается температура. Необходимо лечение – у отоларинголога – специалиста, занимающегося лечением людей с заболеваниями уха, горла и носа.


Миндалины. Из носовой полости воздух носоглотка глотка

гортань.

За мягким нёбом, а также у входа в пищевод и гортань находятся миндалины.

Они состоят из лимфоидной ткани, подобно той, которая находится в лимфатических узлах. Миндалины содержат множество лимфоцитов и фагоцитов, задерживающих и уничтожающих микробов, но при этом они сами иногда воспаляются, становятся отечными и болезненными. Возникает хроническое заболевание – тонзиллит.

Аденоиды – опухолевидное разрастание лимфоидной ткани у выхода из носовой полости в носоглотку. Иногда увеличенные аденоиды перекрывают проход воздуха и носовое дыхание затрудняется.

Тонзиллит и разросшиеся аденоиды необходимо своевременно лечить: оперативно или консервативно (без операции).

Дифтерия – инфекционное заболевание, распространяющее воздушно-капельным путем. Чаще дифтерия поражает детей, но болеют ею и взрослые. Начинается она как обычная ангина. Повышается температура тела, на миндалинах появляются серовато-белые налеты. Шея опухает из-за воспаления лимфатических желез.

Возбудитель дифтерии – дифтерийная палочка. Продуктом ее жизнедеятельности является вещество – дифтерийный токсин, который поражает проводящую систему сердца и сердечную мышцу. Возникает тяжелое и опасное заболевание сердца – миокардит.

Для профилактики дифтерии здоровым людям вводят противодифтерийную вакцину. Она создает активный искусственный иммунитет, который может сохраняться несколько лет.


II. Закрепление

  1. Выполнение теста: значение дыхания, строение и функции органов дыхательной системы (см. приложение №2).


2. Ответьте на вопросы:


1. Почему дети, у которых по тем или иным причинам затруднено дыхание через нос, чаще подвергаются простудным заболеваниям? (Ответ: если человек дышит ртом, то в холодное время года больше вероятность спровоцировать воспаление дыхательных путей, в которые поступает воздух, не подвергшейся обогреву в носовой полости).

2. Почему у оперных певцов лучше развита система органов дыхания?

3. Назовите и покажите на таблице органы дыхательной системы.

4. Работа с терминами: стр. 138.


III. Домашнее задание. Изучить 26, выучить термины; выполнить задание: стр.139 под «!» знаком.


^ IV. Итоги урока.


Приложение №1.



Позвольте звуку выйти


Л.В. СОЛОВЬЕВА, актриса и педагог, убеждена, что голос играет огромную роль в жизни каждого из нас – ведь без умения говорить, свободно чувствовать себя в обществе невозможна подлинная самореализация.

Проучившись три года в Америке у выдающегося театрального педагога Кристин Линклэйтер и переведя на русский язык ее книгу «Освобождение голоса», Лариса Владимировна создала учебно – театральную студию при Российской академии театрального искусства (так теперь называется ГИТИС). Цель занятий – освобождение голоса от скованности, напряжения, развитие и укрепление его.


Весь организм, с головы до пят, имеет значение для звучания вашего голоса. И первое, с чего надо начинать,- работа над осанкой. Когда позвоночник искривлен, лишняя нагрузка падает на мышцы живота, груди. Если позвоночник деформирован в шейном отделе, создается ненужное напряжение челюстей, языка, гортани, губ и даже бровей. В результате затрудняется дыхание, голосовой аппарат работает хуже. Скрюченный, ссутулившийся человек не может говорить свободным голосом.

Добившись хорошей осанки, научившись снимать напряжение, можно приступать к работе над дыханием. Линклэйтер отказалась от «постановки голоса» в привычном понимании. Команды «вдох», «выдох» заменены указаниями: «Позвольте дыханию войти», «Пусть дыхание переместится». Эти установки способствуют глубокой внутренней релаксации.

Очень часто мы напрягаем мышцы тела и лица, когда этого не требуется. Постарайтесь избавиться от такой привычки.

Возможно, вы даже не замечаете ее за собой. Понаблюдайте за людьми, едущими в транспорте, тогда вам будет легче и на себя посмотреть со стороны. Кто-то сидит, изо всех сил сцепив пальцы рук, у другого плотно сжаты губы, у третьего нахмурены брови, ходят желваки на скулах. Все это затрудняет нормальное дыхание, вызывает усталость, и голоса тоже.


Хотите красиво говорить?

Работайте над осанкой: занимайтесь физическими упражнениями, плаванием.


^ Отчего можно потерять голос.


…Человек, который находится в состоянии затянувшегося стресса (неприятности в семье, на работе), может неожиданно…охрипнуть и даже вовсе лишиться голоса. Дело в том, что голосовые расстройства (охриплость, изменение тембра, шепот вместо громкой речи) зависит в большей степени не от того, идет ли воспалительный процесс в полости носа, глотки, гортани, а чаще обусловлены состоянием нервной системы.


^ З.И. АНИКЕЕВА,

Кандидат медицинских наук,

Врач- фониатр


****


Если подолгу разговаривать и петь, сильно кричать и кашлять на свободном крае голосовых складок «завяжутся» узелки, мозолистые уплотнения. На начальной стадии возникает маленький пузырек, величиной с булавочную головку. Под воздействием непрекращающихся нагрузок пузырек твердеет, превращаясь в узелок. Узелки создают механическое препятствие для полного замыкания голосовой щели.

Голос засипит, а в горле запершит. Постоянно хочется откашляться «во весь голос» и освободиться от помех. Но этого делать не стоит. Сильный кашель «разорвет» маленькие и хрупкие кровеносные сосуды складки. Набухшая от кровоизлияния складка лишится способности вибрировать. Голос полностью обеззвучится. Только полный голосовой покой поможет «развязать» эти назойливые узелки.


****


Если воздух в комнате сухой, увлажните его, поставив на батарею сосуд с водой. Помните, что голос не только не любит фальши, но не выносит пыли, духоты, табачного дыма, спиртных напитков, громкого крика и простудных заболеваний. Внимательно прислушайтесь к своему голосу. Если заслышали в нем тревожные нотки, поспешите к врачу – специалисту по заболеваниям уха, горла и носа.


Приложение №2.


Проверка знаний по теме: «Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование».


  1. Надгортанник закрывает вход в гортань во время:

    1. сна

    2. вдоха

    3. глотания

    4. прохождения пищи по пищеводу




  1. Расположите органы дыхания в том порядке, в котором через них проходит вдыхаемый воздух:

    1. трахея; 2- носовая полость; 3- альвеолы; 4- гортань; 5- бронхи;

6- глотка; 7- носоглотка; 8- бронхиолы.


3. Голосовые связки расположены в:

1- трахее;

2- глотке;

3- гортани;

4- ротовой полости.


4. Что относится к верхним дыхательным путям человека?

1- гортань, трахея, бронхи;

2- носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка.


5. Что относится к нижним дыхательным путям человека?

1- гортань, трахея, бронхи;

2- носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка.


6. Дыхание – это (данный вопрос предполагает несколько ответов):

1- процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа;

2- процесс окисления органических веществ с выделением химической энергии;

3- совокупность процессов первого и второго;

4- газообмен в легких;


7. Главный орган голосообразования:

1- легкие;

2- трахея;

3- гортань;

4- бронхи;


8. Инфекционное заболевание дыхательных путей:

1- инсульт;

2- инфаркт;

3- гипертония;

4- дифтерия.


ОТВЕТЫ: 1-3; 2- 2,7,6,4,1,5,8,3; 3- 3; 4- 2; 5- 1; 6- 3; 7- 3; 8- 4.


Методические рекомендации:


1. Изучить строение и функции органов дыхательной системы.

2. Усилить практическую направленность урока (подчеркнуть преимущества носового дыхания перед дыханием через рот; предупреждение инфекционных и хронических заболеваний дыхательных путей).

3. Значение профилактики дифтерии (введение противодифтерийной вакцины создает активный искусственный иммунитет).

3. Хотите красиво говорить? Работайте над осанкой: занимайтесь физическими упражнениями, плаванием. Берегите голос.


Литература


  1. И.Ф. Ишкина. Биология. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маш, И.Н. Беляева «Биология. Человек. 8 класс». Часть II. Волгоград, 2003г.

  2. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. М., Дрофа, 2002г.

  3. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М., Дрофа, 2003г.

  4. Г.М. Муртазин. Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье. Книга для учителя. М., Просвещение, 1989г.

  5. «1600 задач, тестов и проверочных работ по биологии». Для школьников и поступающих в ВУЗы. М., Дрофа, 2003г.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голосообразование icon Тема: Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания

Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голосообразование icon Тема: «Значение дыхания, строение дыхательной системы»

Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голосообразование icon Задачи: Раскрыть значение биологического окисления; > Показать роль органов дыхания для поддержания

Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голосообразование icon Вэту систему входят легкие, дыхательные пути, кожа, нос; ее основными функциями является дыхание

Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голосообразование icon Туберкулез относится к инфекционным заболеваниям, вызывается туберкулезной палочкой (бациллой Коха).
Коха. Туберкулез чаще поражает органы дыхания. Но встречаются и внелегочные формы туберкулеза. Могут...
Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голосообразование icon Методика и техника аускультации. Значение работ отечественных ученых 21. Методика исследования системы

Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голосообразование icon Попадание инородного тела в глаз, ухо, дыхательные пути, пищевод

Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голосообразование icon Программа государственного экзамена по специальности для специальности 010707 «Медицинская физика»
В физиологию и анатомию: основные задачи, методы исследования, взаимосвязь с другими науками. Значение...
Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голосообразование icon Аускультация легких. Нормальные дыхательные шумы и изменение их при патологических состояниях. Побочные

Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голосообразование icon Тест "Дыхательная система " 1 вариант Процесс дыхания характерен для: а только для животных б только

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы