Тема: «Значение дыхания, строение дыхательной системы» icon

Тема: «Значение дыхания, строение дыхательной системы»





Скачать 91.28 Kb.
Название Тема: «Значение дыхания, строение дыхательной системы»
Тарасова И.В
Дата 24.03.2013
Размер 91.28 Kb.
Тип Документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение

“Лицей №35”


Интегрированный урок по биологии и химии


Тема: «Значение дыхания, строение дыхательной системы»


Авторы-составители:

Тарасова И.В., учитель биологии;

Гилмуллин Д. Ф., учитель химии


Новокузнецк, 2007


Задача урока: раскрыть значение дыхания и взаимосвязи органов дыхания и кровообращения;

показать роль кислорода в энергетическом обмене;

раскрыть строение органов дыхания в связи с их функциями.

Оборудование:

биология – таблица Органы дыхания», рельефная таблица

«Сигитальный срез головы человека, модели: торс и гортань человека, прибор для изучения, вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

химия – КмnO4, спиртовка, штатив, пробка с газоотводной трубкой, вата колба, пробирка с водой на получение О2, кристаллизатор, подкрашенная вода, плавающая свеча, склянка, тоненькая резиновая трубка.

Проект урока


  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

    • Значение дыхания в высвобождении энергии органических веществ.

    • Сравнение процессов дыхания и горения (демонстрация химических и биологических опытов).

    • Определение понятия дыхания.

    • Определение состава воздуха участвующего в дыхании как смеси газов.

    • Строение дыхательной системы.

  3. Закрепление.

  4. Обобщение.

  5. Домашнее задание.

Ход урока


Актуализация знаний в форме фронтальной беседы.

Учитель биологии: Пока дышу, надеюсь (Dum spiro, spero) – римский поэт Овидий.

Эта фраза стала эпиграфом, к нашему уроку, т.к. дыхание - самая драгоценная, оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование.

Как вы уже знаете, всем живым существам на Земле необходи­ма энергия для поддержания своей жизнедеятельности.

Вопрос: - Вспомните, откуда добывают энергию растения? (Растения используют энергию солнечного света.)

Совершенно верно. Растения способны поглощать световую энергию при участии пигмента хлорофилла, который содержится в зеленых частях растений, в основном в листьях.

Вопрос: - Что же происходит с этой энергией дальше? (Она использу­ется на построение органических веществ из углекислого газа и воды.)

Правильно. И называется этот процесс фотосинтезом.

Вопрос:-^ А откуда добывают энергию животные? (Животные добыва­ют энергию из готовых органических веществ, получаемых с пи­щей.)

Безусловно. Но ведь для того чтобы освободить энергию, за­ключенную в органических веществах, надо их разложить на более простые. Это достигается окислением, то есть взаимодействием молекул органических веществ с кислородом.

^ Учитель химии: Ребята, а какой химический процесс по своему проявлению сходен с дыханием? (горение). Я предлагаю опытным путем доказать, что эти процессы имеют много общего.

  1. Демонстрируется опыт: «Получение кислорода и собирание его способом вытеснения

воды».





2. Демонстрируется опыт «Горение угля в О2»

Нагревают древесный уголь в спиртовке и помещают в колбу наполненную кислородом. Уголь начинает слабо гореть. Учитель записывает реакцию на доске.

В результате проведенного опыта в колбе собрался какой то газ, чтобы выяснить какой проведем качественную реакцию на обнаружение СО2.

^ 3. Демонстрация опыта «Качественная реакция на обнаружение СО2»

В колбу, наполненную газом, добавляем известковую воду. Вода мутнеет. Значит в ней содержится СО2.

А теперь, я предлагаю убедиться в том, что в процессе дыхания тоже образуется СО2.

^ 4. Демонстрация опыта с дыхательными клапанами.

Итак, в результате проведенных опытов мы доказали, что процессы дыхания и горения имеют много общих свойств и различий

  • Процесс горения идет при высоких t.

  • Процесс дыхания идет при комнатной t.

  • В процессе дыхания и горения используется О2.

  • В процессе дыхания и горения образуется СО2.

Ребята, обратите внимание, что в процессе проведения опыта с дыхательными клапанами вода помутнела в обеих колбах. Это говорит о том, что мы дышим не чистым О2, смесью газов. Наземные животные и человек приспособлены к потреблению кислорода, разбавленного азотом. Чистый кислород для организма ядовит. Отрицательно влияет на организм и недостаток этого газа, и избыток его. Кислорода в воздухе не так уж много — около 21 %. Углекислого газа в атмосферном воз­духе всего 0,03 % (фактически «следы»), азота — 79 %. Таким образом, животные и человек дышат кислородом, разбавлен­ным азотом. В выдыхаемом воздухе кислорода содержится при­мерно 16 %, а углекислого газа — около 4 %. Поэтому говорить, что мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ, неточно. Мы дышим газовой смесью, основная часть которой — азот — в дыхании не участвует. Опыт ставится так. В кристаллизатор наливается подкрашенная вода. Зажигается свеча на пробке, которая плавает на поверхности воды, налитой в кристаллизатор. Склянку переворачивают вверх дном и помещают в кристаллизатор с водой так, чтобы пробка со свечой оказалась внутри склянки. Закрывают отверстие в склянке. Свеча некоторое время продолжает гореть, а затем гаснет, и уровень воды в склянке поднимается на одну пятую часть.

Учащимся поясняют, что кислород в воздушной смеси вы­горел, его объем заполнил углекислый газ, который растворил­ся в воде. Образовался вакуум, который заполнила вода. Раньше этот объем принадлежал кислороду.

Этот опыт наглядно показывает, что воздух представляет смесь газов и О2 в воздухе не так уж много.

^ Учитель биологии:

Вопрос: - Так откуда же берется кислород, необходимый для окисле­ния? (Животные получают кислород из воздуха при дыхании.)

Совершенно верно. Вот мы и подошли к вопросу о сущности дыхания. Таким образом, биологическое значение дыхания состоит именно в окислении органических веществ и освобождении заклю­ченной в них энергии.

Функция дыхательной системы человека сводится к тому, чтобы снабжать кровь достаточным количеством кислорода и удалять из нее углекислый газ.

При нормальном дыхании человек дышит через нос. А зачем человеку нос? Подобно глазам, губам, ресницам нос, как бы критически к нему не относиться, — украшение лица. Представить человека с двумя дырочками на ровном месте просто невозможно!

«Без носа человек — черт знает что — птица не птица, гражданин не гражданин,

— просто возьми, да и вышвырни за окошко!..» — так написал о носе Н. В. Гоголь.

А если серьезно? Для чего появился нос у человека разумного? Ведь у его предков

—человекообразных обезьян — его не было! Чтобы узнать об этом, я вам предлагаю совер­шить необычное путешествие вместе с воздухом, который попадает в наш организм.

Итак, внимание! Мы отправляемся! Будьте внимательны при путешествии, нас ждет впереди много необычного. Мы влетаем в нос! Глядите-ка, кто-то лежит рядом с нами! Кто же это? Похоже, что микробы! Осторожно, не запутайтесь в волосках ноздрей! Полетели дальше, в розовую пещеру. Осторожно, стенки сверху донизу вымазаны специальной липкой слизью! А для чего она нужна?

Функция ее защитная (очищает и обеззараживает воздух);

а еще функции носа - согревание поступающего воздуха;

— увлажнение поступающего воздуха;

— обонятельная; и участие в речи и мимике.

Но что же происходит с воздухом дальше? Вместе с ним продолжим свой путь и мы. Внимание: пролетаем перекресток в горле, где начинаются два тоннеля: воздушный и пищевой.

Воздушный канал начинается гортанью и имеет специальное приспособление - над­гортанник, который препятствует попаданию пищи в дыхательное горло.

Гортань изнутри выстлана слизистой оболочкой и имеет множество рецепторов, ко­торые быстро реагируют на маленькие кусочки пищи или вредные газовые примеси. При этом возникает кашель — усиленный выдох, благодаря которому полость гортани очища­ется.

А теперь мы несемся вниз по воздушной трубе, которая получила название - тра­хея (от греч. rtracheiua arteria - буквально означает «шероховатое дыхательное горло» или «большая артерия»). Древние анатомы, таким образом, приписывали этим органам оди­наковые функции.

Стенки тоннеля мерцают от легких волн, бегущих снизу. Эти волны образуют ма­ленькие реснички, которые быстро-быстро, пятьсот раз в минуту, трепещут и постепен­но выталкивают прорвавшуюся сюда, через все барьеры, пыль. Без этих мерцательных ресничек в наших легких за всю жизнь скопилось бы полведра пыли! Длина трахеи при­мерно 15 см. На уровне 4—5 грудных позвонков трахея делится на два бронха — правый и левый. Каждый бронх входит в легкое, где ветвится на мелкие бронхи, которые в свою очередь разветвляются на бронхиолы толщиной 0,5 мм. Таких бронхиол около 25 млн. Каждая из них заканчивается ходами с группой воздушных мешочков. Они похожи на виноградинки и называются очень красиво - альвеолы. Легкие можно сравнить со ска­зочным «виноградным деревом». Почему деревом, спросите вы? Трахея - «ствол этого дерева», а вот и две короткие толстые «ветки» — бронхи, которые отходят влево и впра­во. На них растут две большие, во всю грудь «кроны» — легкие, состоящие из 3400 млн. «ягодок» — альвеол.

А сейчас мы с вами врываемся в одну из альвеол. Ого, как она сразу раздулась! При сильном вдохе альвеолы растягиваются и могут покрыть площадь 150 м2. Это в 75 раз больше, чем поверхность тела человека, площадь которого равна 2 м2. Именно в них и происходит газообмен между окружающей средой и кровью. Альвеолы густо оплетены на грудную клетку и плотно облегчает ее внутреннюю поверхность. Таким образом, плев­ра двумя листками покрывает и легкое, и внутреннюю стенку грудной клетки. А между этими листками остается плевральная щель. А для чего она нужна? Об этом мы узнаем несколько позже. капиллярами. А стенки альвеол очень тонкие: они состоят только из одного слоя клеток. Стенки капилляров тоже состоят из одного слоя клеток. Все это создает отличные условия для проникновения газов сквозь стенки капилляров и легочных пузырьков.

Легкие покрыты тончайшей пленкой — плеврой. Она покрывает все легкое, переходит

Но что это? Наша «виноградинка» - альвеола вдруг сжалась! Теперь обратно.

Раз «дерево» наше сказочное, то и корень у него не простой. Он не только петь, но и смеяться, и плакать, и кричать умеет. Ну, а как же это ему удается?

Учитель демонстрирует модель гортани или обращается к таблице. Гортань пред­ставляет собой широкую трубку, суженную посередине, напоминает собой песочные часы. Она имеет очень сложное строение - состоит из большого количества хрящей и мышц, приводящих их в движение. Сложность строения гортани обусловлена тем, что она, помимо проведения воздуха, самым непосредственным образом участвует в голосообразовании. Итак, нам сейчас предстоит провести небольшое исследова­ние, благодаря которому мы должны выяснить, как возникают звуки человеческой речи.

^ Организуется работа в группах с учебником и его рисунками по следующему пла­ну:

  1. При каком положении голосовых связок и голосовой щели образуются зву­ки?

  2. Приведите известные вам из жизни или самонаблюдений факты, говорящие о значении для речи различных органов ротовой и носовой полости.

  3. Ответьте на вопросы: от чего зависят индивидуальные особенности голоса?
    Почему у женщин более высокий голос, чем у мужчин? Почему у детей более высокий голос, чем у взрослых?

  4. С помощью учебника выясните, какие факторы приводят к заболеванию го­лосовых связок — ларингиту.

III. Закрепление изученного материала

  1. Фронтальный опрос по вопросам:

    • Какие органы образуют дыхательную систему?

    • Перечислите функции носовой полости.

    • Каково значение гортани?

    • В чем сходство дыхания и горения?

  1. Построение дыхательной системы?

  2. Перевертыши

  • рецепторов слизистой изнутри оболочкой гортань и множество выстлана имеет

  • попаданию дыхательное пищи горло над­гортанник в препятствует

  • окружающей и газообмен средой между происходит кровью альвеолах в

  1. Решение задач.

  • У лягушки отношение поверхности легких и поверхности кожи равно 2:3, а у человека - 100:1. Какие из этого можно сделать выводы?

  • Используя знания, полученные при изучении курса Животные, вспомните и укажите у каких животных впервые появляется дыхательная система?

  • Представьте себе молекулу атмосферного кислорода, поникающие при вдохе в легкие. Проследите мысленно, и укажите путь, который она пройдет от ноздрей до легких.

  1. Выполнение задания № 96 в рабочей тетради.

  2. Лабиринт.

^ VI. Общие выводы урока

  1. Дыхание - процесс обеспечения клеток организма кислородом, осуществле­ния окислительно-восстановительных реакций, в результате которых выде­ляется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организ­ма, и выведения углекислого газа.

  2. По способу снабжения тканей организма кислородом различают кожное, тра­хейное, жаберное или легочное дыхание.

  3. Дыхательная система человека состоит из воздухоносных путей (носовая по­лость, глотка, гортань, трахея, бронхи) и легких.

  4. В носовой полости воздух очищается, обеззараживается, увлажняется и со­гревается, в легких происходит газообмен.

  5. Гортань является не только органом проведения воздуха, она участвует в голосообразовании.

V. Домашнее задание § 26




Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Тема: «Значение дыхания, строение дыхательной системы» icon Тема: Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания

Тема: «Значение дыхания, строение дыхательной системы» icon Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голосообразование

Тема: «Значение дыхания, строение дыхательной системы» icon Задачи: Раскрыть значение биологического окисления; > Показать роль органов дыхания для поддержания

Тема: «Значение дыхания, строение дыхательной системы» icon 8 класс Строение и функции дыхательной системы Задачи

Тема: «Значение дыхания, строение дыхательной системы» icon Тема: Строение кожи и её значение

Тема: «Значение дыхания, строение дыхательной системы» icon Тема: «Значение кожи и ее строение»

Тема: «Значение дыхания, строение дыхательной системы» icon Тема: «Строение кожи и ее значение»

Тема: «Значение дыхания, строение дыхательной системы» icon Тема урока. Значение кожи и ее строение

Тема: «Значение дыхания, строение дыхательной системы» icon Тема урока: Кожа. Значение и строение кожи

Тема: «Значение дыхания, строение дыхательной системы» icon Методика и техника аускультации. Значение работ отечественных ученых 21. Методика исследования системы

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы