|
Скачать 1.03 Mb.
|
![]() МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ 14 марта 1995 г. N 60 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ НА ОСНОВЕ МЕДИКО - ЭКОНОМИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ В целях совершенствования охраны и укрепления здоровья детей, улучшения качества и эффективности проведения профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить "Инструкцию по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико - экономических нормативов" (далее - Инструкция). 2. Руководителям территориальных органов управления здравоохранением: 2.1. Разработать и утвердить территориальные целевые программы профилактической помощи детям дошкольного и школьного возрастов. 2.2. Внедрить Инструкцию в деятельность учреждений здравоохранения, размножить в необходимом количестве, обеспечить все лечебно - профилактические учреждения. 2.3. При лицензировании учреждений здравоохранения определить объем медико - экономических нормативов, выполняемый на каждом уровне оказания медицинской помощи (детская поликлиника, ЦРБ, ФАП и др.). Обеспечить профилактические осмотры в полном объеме каждому ребенку за счет выездных и др. организационных форм работы. 3. Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Д.И. Зелинская), Управлению медицинской статистики (Э.И. Погорелова) разработать автоматизированные рабочие места для медицинских работников по оказанию профилактической помощи детям дошкольного и школьного возрастов (1995 - 1996 гг.). 4. Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Д.И. Зелинская) провести методические семинары - совещания для врачей территорий РФ по работе с Инструкцией (1995 г., IV кв.). 5. Информацию о ходе выполнения приказа представить в Управление охраны здоровья матери и ребенка к 01.02.96. Контроль за выполнением приказа возложить на начальника Управления охраны здоровья матери и ребенка Д.И.Зелинскую. Заместитель Министра А.Д.ЦАРЕГОРОДЦЕВ ^ НИИ ГИГИЕНЫ И ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ ГКСЭН РФ ИНСТРУКЦИЯ ^ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ НА ОСНОВЕ МЕДИКО - ЭКОНОМИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ Авторы: к.м.н. Н.А. Ананьева, к.м.н. Н.М. Бондаренко, к.м.н. Л.В. Веремкович, к.м.н. А.С. Зутлер, к.м.н. А.Ф. Крамерова, к.м.н. Л.Л. Рязанова, Н.П. Синякова, к.м.н. Г.П. Юрко, к.б.н. Ю.А. Ямпольская, канд. экон. наук Л.Л. Лунская, главный врач детской поликлиники N 21 г. Москвы М.Х. Штульберг. Медико - экономические нормативы профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов разработаны в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и Министерства образования Российской Федерации от 30.06.92 N 186/272 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях". ВВЕДЕНИЕ Объективный мониторинг здоровья детей дошкольного и школьного возраста с разработкой адекватных программ, обеспечивающих его охрану и укрепление, является не только актуальной медицинской, но и острой социальной проблемой. Основным источником сведений о состоянии здоровья детского населения служат результаты обязательных медицинских осмотров в дошкольном возрасте, перед поступлением в школу, а также в период школьного обучения. Достоверность этой информации впрямую зависит от качества организации и содержания таких осмотров на всей территории страны. В этой связи, а также учитывая переход отечественного здравоохранения на принципы страховой медицины, разработаны нормативы профилактических осмотров дошкольников и школьников. Представленные ниже медико - экономические нормативы базируются на новом Положении о профилактических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения, утвержденном совместным Приказом Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от 30.06.92 N 186/272 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях" (Приложение N 1 к приказу). Данным Положением стандартизованы сроки, структура, этапность, медико - социальные и психолого - педагогические задачи обязательных медицинских осмотров детей в возрасте от 3-х до 17-ти лет<*>. -------------------------------- <*> а) обязательных углубленных медицинских обследований на возрастном отрезке от 3-х до 17-ти лет - 7. б) 3 обязательных этапа в профилактическом осмотре: доврачебный, педиатрический, специализированный. в) организация осмотров на основе программы скрининг - тестов (тестирование выполняется на доврачебном этапе). ПОЛОЖЕНИЕ ^ ПОСЕЩАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Далее приводится Приложение 1 к Приказу Минздрава Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 30.06.1992 г. N 186/272 Нормативы содержат протоколы действий (перечни элементов обследования) и реестры диагностических процедур, необходимых при обследовании детей с разным уровнем здоровья в рамках профилактического осмотра на доврачебном, педиатрическом и специализированном его этапах. Затраты времени среднего медицинского работника, педиатра, врачей - специалистов на обследование ребенка в соответствии с нормативом определены хронометражем в специальном эксперименте по оценке реализуемости нормативов в условиях образовательного учреждения и территориальной детской поликлиники<*>. -------------------------------- <*> Возможны различные модели организации профилактических осмотров: Модель А - в условиях медицинского кабинета дошкольного учреждения, школы; Модель Б - в условиях детской поликлиники; Модель В (смешанный вариант) - доврачебный и педиатрический этапы осмотра (или только доврачебный) в условиях медицинского кабинета дошкольного учреждения, школы, специализированный (или педиатрический и специализированный) - в условиях поликлиники. Выбор модели организации профилактических осмотров определяется конкретными условиями на местах: обеспеченностью медицинскими кадрами, в т.ч. врачами - специалистами, оснащенностью медицинских кабинетов образовательных учреждений, отдаленностью детских садов и школ от поликлиники, транспортом и т.д. Принципы организации профилактических осмотров детей в условиях детской городской поликлиники при интегрированной форме медицинского обеспечения ("единый педиатр") даны в Приложении (см. Приложение 1). Расчет себестоимости профилактических осмотров, с учетом возраста детей и программы обследования, также базируется на экспериментальных данных (глава VI). Для обеспечения качественного выполнения осмотров в соответствии с нормативами в настоящий документ в виде "дополнительной информации" введены справочные материалы, позволяющие врачу правильно определить объем диагностических процедур, необходимых и достаточных при обследовании как здоровых, так и детей с отклонениями в состоянии здоровья (главы II, III, IV, V)<*>. -------------------------------- <*> Учитывается характер патологии, наиболее часто диагностируемой у дошкольников и школьников. Центральной фигурой в организации профилактических осмотров и их комплексной оценке является педиатр. Этим объясняется объем и характер справочных материалов, включенных в норматив педиатрического осмотра (главы II, V). Медико - экономические нормативы профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов, при согласовании правовых норм, явятся основой государственных стандартов. ^ ДЕТЕЙ ОТ 3-Х ДО 17 ЛЕТ (СКРИНИНГ И ЛАБОРАТОРНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ) ОСМОТР МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРОЙ (ФЕЛЬДШЕРОМ) ^ ------------------------------------------------------------------ | N | Вид деятельности<*> |Затраты времени| |п/п| |на обследование| | | | 1 ребенка | |---+--------------------------------------------+---------------| |1. |Суммирование результатов анкетного теста |1 мин. | | | | | |2. |Определение роста и массы тела |1 мин. | | | | | |3. |Оценка физического развития с помощью |20 сек. | | |таблицы | | | | | | |4. |Измерение АД с корректировкой цифр с |50 сек. | | |помощью специальной таблицы (у школьников) | | | | | | |5. |Плантография (получение отпечатка стоп, |1 мин. | | |оценка плантограммы) | | | | | | |6. |Определение остроты зрения |30 сек. | | | | | |7. |Исследование тестом Малиновского |30 сек. | | | | | |8. |Исследование бинокулярного зрения |10 сек. | | | | | |9. |Исследование слуха с помощью шепотной речи |30 сек. | | | | | |10.|Определение сахара и белка в моче |1 мин. | | | | | |11.|Оформление документации тестового |2 мин. | | |обследования | | | | | | |12.|Вспомогательная работа (контроль за сбором |1 мин. 10 сек. | | |мочи, беседа с ребенком в процессе обследо- | | | |вания и др.) | | |---+--------------------------------------------+---------------| | | |10 мин. | ------------------------------------------------------------------ -------------------------------- <*> Объем исследований зависит от возраста детей (см. табл.). ^ Подробное описание каждого теста базовой скрининг - программы и принципов организации осмотров на основе скрининг - тестов содержится в методическом пособии "Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг - тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы" (под редакцией академика РАМН Г.Н. Сердюковской), М., 1993. Пособие утверждено Министерством здравоохранения РФ в 1992 г. ^ ТЕСТОВОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ -------------------------------------------------------------------------- |Возраст| Исследования | |в годах|----------------------------------------------------------------| | |ан- |физи-|арте-|опорно - | органа зрения: |орга-|опре-|опре-| | |кет-|чес- |риал.|двигатель- | |на |деле-|деле-| | |ный |кого |дав- |ного аппа- | |слу- |ние |ние | | |тест|раз- |ления|рата: | |ха: |белка|глю- | | | |вития| |-----------+-----------------|шо- |в мо-|козы | | | | | |опре-|опре-|опре-|опре-|опре-|пот- |че |в мо-| | | | | |деле-|деле-|деле-|деле-|деле-|ная | |че | | | | | |ние |ние |ние |ние |ние |речь | | | | | | | |осан-|стопы|ост- |пред-|бино-| | | | | | | | |ки |<*> |роты |мио- |кул. | | | | | | | | | | |зре- |пии |зре- | | | | | | | | | | |ния | |ния | | | | | | | | | | |<**> | | | | | | |-------+----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----| |3<***> | + | + | |+ | + | + | | |+ | + | + | | | | | |или | | | | | | | | |4 | | + | |+ | | | |+ | | | | |5<***> | + | + | |+ | + | + | | | | + | + | |6 | | + | |+ | | |+ |или | | | | | | | | |или | | |или | | | | | |7<***> | + | + | + |+ | + | + |+ | |+ | + | + | | | | | | | | | | |или | | | |8 | | + | + | | | | | |+ | | | |9 | | + | + | | + | | |+ | | + | + | |10<***>| + | + | + |+ | | + | | | | | | |11 | | + | + | | + | | | | | + | + | |12 | | + | + | | | | | | | | | |13 | | + | + | | + | + | | | | + | + | |14<***>| + | + | + |+ | | | | | | | | |15 | | + | + | | + | | | | | + | + | |16 | | + | + | | | + | | | | | | |17<***>| + | + | + | | + | + | | | | + | + | -------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Детям с изменениями стопы, с ожирением различных степеней, со сколиозом - данное исследование проводится ежегодно. <**> Детям "группы риска" данное исследование проводится ежегодно, так же, как и детям с миопией. <***> Декретированные возрастные группы согласно Приложению N 1 к Приказу N 186/272 от 30.06.92 МЗ и МО РФ. ^ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРАХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ШКОЛЬНИКОВ ------------------------------------------------------------------ | Возраст | Вид исследования<*> | | |----------------------------------------------| | |клинический|общий |анализ кала |флюорография | | |анализ кро-|анализ|на яйца глис-|органов груд-| | |ви |мочи |тов |ной клетки | |-----------------+-----------+------+-------------+-------------| |3 г. | + | + | + | | |(перед поступле- | | | | | |нием в дошкольное| | | | | |учреждение) | | | | | |-----------------+-----------+------+-------------+-------------| |5 или 6 лет | + | + | + | | |(за год до посту-| | | | | |пления в школу) | | | | | |-----------------+-----------+------+-------------+-------------| |6 или 7 лет | + | + | + | | |(перед поступле- | | | | | |нием в школу) | | | | | |-----------------+-----------+------+-------------+-------------| |10 лет | + | + | + | | |(5-ый класс - | | | | | |переход на пред- | | | | | |метное обучение) | | | | | |-----------------+-----------+------+-------------+-------------| |14 - 15 лет | + | + | + | + | |(пубертатный | | | | | |период) | | | | | |-----------------+-----------+------+-------------+-------------| |16 - 17 лет | + | + | + | + | |(11 класс - | | | | | |окончание школы) | | | | | ------------------------------------------------------------------ -------------------------------- <*> Дополнительные лабораторные и инструментальные исследования - по показаниям. ^ ДЕТЕЙ ОТ 3-Х ДО 17 ЛЕТ ОСМОТР ПЕДИАТРА ------------------------------------------------------------------ | N | Вид деятельности |Затрата|Необходимые |Дополнительные | |п/п| |времени|обследования|обследования по| | | |на об- | |показаниям | | | |следо- | | | | | |вание 1| | | | | |ребенка| | | |---+-----------------------+-------+------------+---------------| |1. |Сбор анамнеза |1 мин. |Клинический |Копрологический| | | | |анализ кро- |анализ кала, | |2. |Осмотр кожных покровов |30 сек.|ви, общий |анализ кала на | | |и волосистой части | |анализ мочи.|дисбактериоз. | | |головы | |Анализ кала |Анализ слизи из| | | | |на яйца гли-|зева и носа. | |3. |Осмотр видимых слизис- |30 сек.|стов (аска- |Анализ мочи по | | |тых оболочек: | |ридоз, энте-|Нечипоренко, | | |конъюнктивы глаз, поло-| |робиоз, про-|Аддис - Каков- | | |сти рта, зева | |стейшие). |скому, по Зим- | | | | |Антропомет- |ницкому и др. | |4. |Осмотр и пальпация |30 сек.|рия, измере-| | | |области щитовидной | |ние АД, час-| | | |железы | |тоты пульса,| | | | | |дыхания. | | |5. |Пальпация периферичес- |30 сек.| | | | |ких лимфоузлов: | | | | | |подчелюстных, паховых, | | | | | |подмышечных | | | | | | | | | | |6. |Исследование органов |2 мин. | | | | |кровообращения (осмотр,| | | | | |перкуссия, аускультация| | | | | |сердца) | | | | | | | | | | |7. |Исследование органов |2 мин. | | | | |дыхания (перкуссия и | | | | | |аускультация легких) | | | | | | | | | | |8. |Исследование органов |2 мин. | | | | |пищеварения (пальпация | | | | | |органов брюшной полос- | | | | | |ти, области правого | | | | | |подреберья, печени, | | | | | |эпигастральной облас- | | | | | |ти, селезенки, правой | | | | | |и левой подвздошной | | | | | |областей, надлобковой | | | | | |области) | | | | | | | | | | |9. |Осмотр половых орга- |30 сек.| | | | |нов - внешний осмотр | | | | | | | | | | |10.|Осмотр грудных желез у |30 сек.| | | | |девочек | | | | | | | | | | |11.|Оформление первичной |5 мин. | | | | |медицинской документа- | | | | | |ции по данным осмотра | | | | | | |-------+------------+---------------| | | |15 мин.| | | ------------------------------------------------------------------ Осмотр ротовой полости и зева следует проводить при помощи шпателя и с произнесением ребенком гласной "А". Обращается внимание на состояние зубов, прикус, высоту стояния твердого неба, величину и вид небных миндалин. Различают 3 степени гипертрофии миндалин: I степень - миндалины заполняют латеральную треть пространства между небными дужками и маленьким язычком (норма). II степень - миндалины заполняют 2/3 этого пространства. III степень - миндалины соприкасаются между собой. При осмотре необходимо пальпировать подчелюстные, передние и задние шейные, заушные лимфоузлы. Обращается также внимание на голосовую функцию - звучность голоса. Осматриваются слуховые проходы (наличие выделений). Исследование органов кровообращения начинают с определения частоты сердечных сокращений, наполнения пульса, ритма, напряжения. Перкуссией и пальпацией определяются границы сердца, верхушечный и сердечный толчок. При аускультации отмечают звучность и чистоту тонов. В случаях выявления сердечных шумов проводят исследования в различных положениях (стоя, лежа) и функциональные пробы с дозированной физической нагрузкой. Устанавливают характер шумов, локализацию оптимальной слышимости. Оценка результатов ортостатической пробы: учащение пульса за 1 минуту менее 16 - хороший результат, от 16 до 20 - средний, более 20 - ниже среднего результат. Оценка результатов пробы с 20 приседаниями за 30 секунд: время восстановления пульса к исходному уровню: менее 3-х минут - хороший результат, от 3-х до 4-х минут - средний, более 4-х минут - ниже среднего результат. В процессе исследования органов пищеварения выясняют состояние аппетита, характер стула, наличие и характер болей в животе, связь их с приемом пищи (до или после еды) и наличием диспептических явлений (тошноты, рвоты, отрыжки, изжоги). Осмотр начинают с полости рта: отмечают состояние слизистых, обложенность языка, десен, верхнего неба, зубов. Выявляются симптомы хронической интоксикации (бледность кожных покровов, орбитальные тени). Пальпаторно определяют состояние (напряжение) мышц живота, наличие и локализацию болевых точек (эпигастральная и пилородуоденальной областей, точка желчного пузыря в правом подреберье, левое подреберье, область сигмы). Устанавливают размеры печени и селезенки, их консистенцию, чувствительность, симптомы раздражения желчного пузыря (Ортнера, Мюсси, Менделя) для сравнения проверяются с обеих сторон. При оценке состояния мочевыделительной системы выявляют наличие в анамнезе частых простудных заболеваний и ангин, бессимптомных повышений температуры, отягощенной наследственности по почечной патологии, в том числе при беременности у матери. Уточняют жалобы на частые и болезненные мочеиспускания, задержки и недержание мочи, боли в животе и пояснице. При осмотре обращают внимание на цвет кожных покровов (бледность), отеки, повышение АД, наличие вагинитов у девочек, положительный симптом Пастернацкого, изменения в анализах мочи. При осмотре девочек 5 - 10 классов особое внимание уделяют гинекологическому анамнезу, жалобам. Наличие отклонений или нарушений в темпах полового развития, менструальной функции, состоянии половых органов требуют направления в гинекологический кабинет для детей и подростков. ^ При осмотре необходимо учитывать информацию, содержащуюся в анкетном скрининг - тесте<*>, данные лабораторных исследований крови, мочи, кала, показатели АД. При отсутствии в бригаде гинеколога и эндокринолога оценку полового развития дает педиатр. -------------------------------- <*> См. Методическое пособие "Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг - тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы" (под редакцией академика РАМН Г.Н. Сердюковской). М., 1993. Утверждено Минздравом РФ в 1992 г. При осмотре обращают внимание на внешний вид, телосложение, конституцию, питание, выражение лица, состояние кожных покровов и слизистых оболочек. При изучении состояния кожи обращается внимание на наличие в анамнезе экссудативного диатеза, кожных реакций на прививки и лекарства, нарушений пигментного обмена, а также на наследственную отягощенность по кожным, обменным и эндокринным заболеваниям. При осмотре обращается внимание на патологические изменения кожных покровов, волос, ногтей. Описывается локализация, характер и размеры сыпи или других изменений, их связь с приемом пищи или лекарств, состояние лимфатических узлов. При оценке состояния дыхательной системы выявляют наличие в анамнезе частых простудных заболеваний, аллергий, коклюша. Уточняют жалобы на кашель, одышку, изменение голоса. При объективном обследовании определяют состояние верхних дыхательных путей (носа, гортани), характер перкуторного звука над легкими, состояние дыхания и наличие хрипов в легких при аускультации. Проверить дыхательную функцию носа можно с помощью небольшого кусочка ваты, поднесенного сначала к одной, затем к другой ноздре ребенка. При свободном носовом дыхании ватка быстро отклоняется в сторону (наиболее частой причиной затрудненного носового дыхания у детей является ринит, аденоидные вегетации, искривление носовой перегородки). При исследовании состояния эндокринной системы обращают внимание на внешний вид исследуемого (пропорциональность телосложения, длина и масса тела, состояние подкожно - жирового слоя), отмечают степень развития вторичных половых признаков: Ax - оволосение в подмышечных впадинах, P - развитие волос на лобке, Ma - развитие грудных желез, Me - возраст появления менструаций. 1. Стадии развития волосяного покрова на лобке: Р0 - отсутствие волос; Р1 - единичные короткие волосы; Р2 - волосы в центре лобка, густые, длинные; Р3 - волосы на всем треугольнике лобка, густые, длинные; Р4 - волосы на всем треугольнике лобка, густые, длинные, распространяющиеся на внутреннюю поверхность бедер и вверх по белой линии живота (мужской тип оволосения). 2. Стадии развития волосяного покрова в подмышечных впадинах: Ах0 - отсутствие волос; Ах1 - единичные волосы; Ах2 - волосы в центре впадины, хорошо выражены; Ах3 - волосы по всей подмышечной области, густые. 3. Стадии развития грудных желез: Ма - детская стадия; Ма1 - сосок приподнят над околососковым кружком, железы не выделяются; Ма2 - околососковый кружок увеличен, вместе с соском образует конус, железы несколько выделяются; Ма3 - сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса, железы поднимаются на большом участке; Ма4 - женская стадия: сосок приподнят над околососковым кружком, железы принимают размеры и форму, свойственные взрослой женщине. Степень полового созревания обозначают формулой, в которой фиксируются стадии развития всех указанных компонентов. Например, Ах1F2 у мальчиков или МА1Ах1Р2 у девочек и т.д. Возрастные нормативы развития вторичных половых признаков у детей приведены в таблице. С 11-летнего возраста у девочек к формуле полового созревания добавляются данные о наличии (Ме+, Ме-) регул. ^ ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДИАТРОМ РЕБЕНКА НА КОНСУЛЬТАЦИЮ К ВРАЧУ - СПЕЦИАЛИСТУ ------------------------------------------------------------------ | N | Врач - специалист | Основные показания | |п/п| | | |---+-------------------+----------------------------------------| | 1 | 2 | 3 | |---+-------------------+----------------------------------------| |1. |Эндокринолог |1. Наличие сведений об эндокринных забо-| | | | леваниях (сахарный диабет, тиреоток- | | | | сикоз, ожирение и др.) у ближайших | | | | родственников. | | | |2. Жалобы на повышенную жажду, диурез, | | | | сухость во рту, значительную потерю в| | | | весе при нормальном или даже повышен-| | | | ном аппетите, чрезмерную раздражи- | | | | тельность, беспокойство. | | | |3. Наличие клинических проявлений раз- | | | | личных эндокринных расстройств: | | | | гиперпигментация на коже, слизистой | | | | оболочке рта, конъюнктиве глаз; | | | | гипертрихоз, гирсутизм, наличие | | | | полос растяжения, экзофтальм, избы- | | | | точная масса тела (более чем на | | | | 16%), истощение, крипторхизм, высо- | | | | кое артериальное давление, наличие | | | | сахара в моче. | | | | | |2. |Гинеколог |1. Наличие в анамнезе сведений об отста-| | | | вании в физическом и половом разви- | | | | тии, высоком инфекционном индексе, | | | | отсутствии менструаций после 13 лет, | | | | появлении вторичных половых призна- | | | | ков до 9 лет. | | | |2. Жалобы на боли в животе, соматически | | | | не обусловленные, не болезненные, | | | | нерегулярные, длительные (более 8 | | | | дней), обильные менструации, гнойные | | | | выделения из половых путей, зуд в | | | | области половых органов. | | | |3. Наличие отставания в развитии вторич-| | | | ных половых признаков, патологическое| | | | оволосение; опухоли в животе; лейко- | | | | цитурия. | | | | | |3. |Невропатолог и |1. Наличие в анамнезе травм черепа, в | | |психиатр | том числе и родовых, инфекционных | | | | заболеваний нервной системы (менинги-| | | | ты, менингоэнцефалиты), судорожных | | | | синдромов при заболеваниях, обмороч- | | | | ных состояний, ночного недержания | | | | мочи. | | | |2. Жалобы на стойкие головные боли у | | | | соматически здорового школьника, | | | | головокружение, тошноты, рвоты, обмо-| | | | рочные состояния, нарушения формулы | | | | сна, снохождение, сноговорение, | | | | бессонница, раздражительность, плак- | | | | сивость, беспокойство, рассеянность, | | | | снижение памяти. | | | |3. Наличие клинических проявлений психо-| | | | нервных расстройств: асимметрия | | | | лица, параличи, парезы конечностей, | | | | миотонии, мышечные атрофии, признаки | | | | болезни Дауна, расстройства вегета- | | | | тивной нервной системы (лабильность | | | | пульса, акроцианоз, гипергидроз), | | | | нарушения артериального давления, | | | | насильственные движения, умственная | | | | отсталость, неправильные формы пове- | | | | дения (психопатоподобные, выраженная | | | | двигательная расторможенность). | | | | | |4. |Отоларинголог |1. Наличие в анамнезе частых острых | | | | респираторных заболеваний, ангин, | | | | отитов, носовых кровотечений. | | | |2. Жалобы на снижение слуха, затруднен- | | | | ное носовое дыхание, упорные головные| | | | боли в лобной части, головокружения, | | | | повышенную возбудимость вестибулярно-| | | | го анализатора ("укачивание" в транс-| | | | порте). | | | |3. Наличие снижения остроты слуха, | |