|
Скачать 1.32 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 14 марта 1995 г. N 60 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ НА ОСНОВЕ МЕДИКО - ЭКОНОМИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ В целях совершенствования охраны и укрепления здоровья детей, улучшения качества и эффективности проведения профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов приказываю: 1. Утвердить "Инструкцию по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико - экономических нормативов" (далее - Инструкция). 2. Руководителям территориальных органов управления здравоохранением: 2.1. Разработать и утвердить территориальные целевые программы профилактической помощи детям дошкольного и школьного возрастов. 2.2. Внедрить Инструкцию в деятельность учреждений здравоохранения, размножить в необходимом количестве, обеспечить все лечебно - профилактические учреждения. 2.3. При лицензировании учреждений здравоохранения определить объем медико - экономических нормативов, выполняемый на каждом уровне оказания медицинской помощи (детская поликлиника, ЦРБ, ФАП и др.). Обеспечить профилактические осмотры в полном объеме каждому ребенку за счет выездных и др. организационных форм работы. 3. Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Д.И. Зелинская), Управлению медицинской статистики (Э.И. Погорелова) разработать автоматизированные рабочие места для медицинских работников по оказанию профилактической помощи детям дошкольного и школьного возрастов (1995 - 1996 гг.). 4. Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Д.И. Зелинская) провести методические семинары - совещания для врачей территорий РФ по работе с Инструкцией (1995 г., IV кв.). 5. Информацию о ходе выполнения Приказа представить в Управление охраны здоровья матери и ребенка к 01.02.96. Контроль за выполнением Приказа возложить на начальника Управления охраны здоровья матери и ребенка Д.И. Зелинскую. Заместитель Министра А.Д.ЦАРЕГОРОДЦЕВ ИНСТРУКЦИЯ ^ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ НА ОСНОВЕ МЕДИКО - ЭКОНОМИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ Авторы: к.м.н. Н.А. Ананьева, к.м.н. Н.М. Бондаренко, к.м.н. Л.В. Веремкович, к.м.н. А.С. Зутлер, к.м.н. А.Ф. Крамерова, к.м.н. Л.Л. Рязанова, Н.П. Синякова, к.м.н. Г.П. Юрко, к.б.н. Ю.А. Ямпольская, канд. экон. наук Л.Л. Лунская, главный врач детской поликлиники N 21 г. Москвы М.Х. Штульберг. Медико - экономические нормативы профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов разработаны в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и Министерства образования Российской Федерации от 30.06.92 N 186/272 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях". Приложение 1 к Приказу Минздрава Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 30.06.92 N 186/272 ПОЛОЖЕНИЕ ^ ПОСЕЩАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ┌──────────┬─────────────────┬──────────────────────────────┬──────────────────┐ │Переломные│Доврачебный этап │Врачебно - педагогический этап│Специализированный│ │возрастные│(скрининг и лабо-├─────────────────┬────────────┤ этап │ │ периоды │раторное обследо-│ педиатр │ педагог, │ │ │ │вание) │ │ психолог │ │ ├──────────┼─────────────────┼─────────────────┼────────────┼──────────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ ├──────────┼─────────────────┼─────────────────┼────────────┼──────────────────┤ │Перед пос-│Средний медработ-│Осмотр с анализом│Рекомендации│Невропатолог, │ │туплением │ник лечебно - │данных скрининг -│по режиму │окулист, отоларин-│ │в дошколь-│профилактического│теста и лабора- │адаптации в │голог, хирург - │ │ное учреж-│учреждения │торного обследо- │дошкольном │ортопед, стомато- │ │дение │ │вания. Распреде- │учреждении │лог, логопед │ │ │ │ление по группам │ │(с 3-х лет), по │ │ │ │здоровья │ │показаниям пси- │ │ │ │ │ │хиатр и другие │ │ │ │ │ │специалисты │ │ │ │ │ │ │ │За год до │Средний медработ-│Осмотр с анализом│Определение │Невропатолог, │ │поступле- │ник дошкольного │данных скрининг -│функциональ-│окулист, отоларин-│ │ния в │учреждения │теста и лабора- │ной готов- │голог, хирург - │ │школу │ │торного обследо- │ности к обу-│ортопед, стомато- │ │ │ │вания │чению в шко-│лог, по показаниям│ │ │ │ │ле │логопед, психиатр │ ├──────────┴─────────────────┴─────────────────┴────────────┴──────────────────┤ │ Медико - педагогическая коррекция │ ├──────────┬─────────────────┬─────────────────┬────────────┬──────────────────┤ │Перед пос-│Средний медработ-│Осмотр с анализом│Определение │Невропатолог, │ │туплением │ник дошкольного │данных скрининг -│функциональ-│окулист, отоларин-│ │в школу │учреждения │теста и лабора- │ной готов- │голог, хирург - │ │ │ │торного обследо- │ности к шко-│ортопед, стомато- │ │ │ │вания. Распреде- │ле │лог, по показаниям│ │ │ │ление на медицин-│ │психиатр, логопед │ │ │ │ские группы для │ │ │ │ │ │занятий физичес- │ │ │ │ │ │кой культурой │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Конец пер-│Средний медработ-│Рекомендации для │Оценка адап-│ - " - │ │вого года │ник школы │оздоровления в │тации к обу-│ │ │обучения │ │летние каникулы │чению в шко-│ │ │ │ │ │ле, рекомен-│ │ │ │ │ │дации на ка-│ │ │ │ │ │никулы │ │ │ │ │ │ │ │ │Переход к │ - " - │Оценка нервно - │Оценка адап-│ - " - │ │предметно-│ │психического и │тации │и гинеколог │ │му обуче- │ │физического раз- │ │ │ │нию │ │вития, определе- │ │ │ │ │ │ние биологическо-│ │ │ │ │ │го возраста │ │ │ │ │ │ребенка и соот- │ │ │ │ │ │ветствие паспорт-│ │ │ │ │ │ному │ │ │ ├──────────┴─────────────────┴─────────────────┴────────────┴──────────────────┤ │ Профессиональная ориентация │ ├──────────┬─────────────────┬─────────────────┬────────────┬──────────────────┤ │Пубертат- │ - " - │Врачебно - │Педагог, │ - " - │ │ный пери- │ │профессиональная │психолог │ │ │од (14 - │ │консультация, │Врачебно - │ │ │15 лет) │ │передача сведений│профессио- │ │ │ │ │на юношей допри- │нальная │ │ │ │ │зывного возраста │консульта- │ │ │ │ │в военкоматы │ция │ │ │ │ │ │ │ │ │Перед │Средний медработ-│Врачебно - │Педагог, │Невропатолог, │ │окончанием│ник школы │профессиональная │психолог │окулист, отоларин-│ │образова- │ │консультация, │Врачебно - │голог, хирург - │ │тельного │ │передача сведений│профессио- │ортопед, стомато- │ │учреждения│ │на юношей допри- │нальная │лог, по показаниям│ │- 10 - 11 │ │зывного возраста │консульта- │психиатр, логопед │ │класс │ │в военкоматы │ция │и гинеколог │ │(16 - 17 │ │ │ │ │ │лет) │ │ │ │ │ └──────────┴─────────────────┴─────────────────┴────────────┴──────────────────┘ Примечание. В остальные возрастные периоды проводится скринирование всех детей средними медицинскими работниками, включая тестовую оценку физической подготовки и развития. Врачебные осмотры, в т.ч. специалистов, проводятся по показаниям; скринирование проводится в соответствии с Методическими указаниями "Использование скрининг - тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов"; детям с выявленными отклонениями в состоянии здоровья назначаются оздоровительные мероприятия, которые проводятся в территориальных лечебно - профилактических учреждениях, а при наличии условий - в образовательном учреждении; дети с хроническими заболеваниями, состоящие на диспансерном учете, наблюдаются в соответствии с действующими методическими рекомендациями. Введение Объективный мониторинг здоровья детей дошкольного и школьного возраста с разработкой адекватных программ, обеспечивающих его охрану и укрепление, является не только актуальной медицинской, но и острой социальной проблемой. Основным источником сведений о состоянии здоровья детского населения служат результаты обязательных медицинских осмотров в дошкольном возрасте, перед поступлением в школу, а также в период школьного обучения. Достоверность этой информации впрямую зависит от качества организации и содержания таких осмотров на всей территории страны. В этой связи, а также учитывая переход отечественного здравоохранения на принципы страховой медицины, разработаны нормативы профилактических осмотров дошкольников и школьников. Представленные ниже медико - экономические нормативы базируются на новом Положении о профилактических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения, утвержденном совместным Приказом Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от 30.06.92 N 186/272 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях" (Приложение N 1 к Приказу). Данным Положением стандартизованы сроки, структура, этапность, медико - социальные и психолого - педагогические задачи обязательных медицинских осмотров детей в возрасте от 3-х до 17-ти лет <*>. -------------------------------- <*> а) обязательных углубленных медицинских обследований на возрастном отрезке от 3-х до 17-ти лет - 7. б) 3 обязательных этапа в профилактическом осмотре: доврачебный, педиатрический, специализированный. в) организация осмотров на основе программы скрининг - тестов (тестирование выполняется на доврачебном этапе). Нормативы содержат протоколы действий (перечни элементов обследования) и реестры диагностических процедур, необходимых при обследовании детей с разным уровнем здоровья в рамках профилактического осмотра на доврачебном, педиатрическом и специализированном его этапах. Затраты времени среднего медицинского работника, педиатра, врачей - специалистов на обследование ребенка в соответствии с нормативом определены хронометражем в специальном эксперименте по оценке реализуемости нормативов в условиях образовательного учреждения и территориальной детской поликлиники <*>. -------------------------------- <*> Возможны различные модели организации профилактических осмотров: Модель А - в условиях медицинского кабинета дошкольного учреждения, школы; Модель Б - в условиях детской поликлиники; Модель В (смешанный вариант) - доврачебный и педиатрический этапы осмотра (или только доврачебный) в условиях медицинского кабинета дошкольного учреждения, школы, специализированный (или педиатрический и специализированный) - в условиях поликлиники. Выбор модели организации профилактических осмотров определяется конкретными условиями на местах: обеспеченностью медицинскими кадрами, в т.ч. врачами - специалистами, оснащенностью медицинских кабинетов образовательных учреждений, отдаленностью детских садов и школ от поликлиники, транспортом и т.д. Принципы организации профилактических осмотров детей в условиях детской городской поликлиники при интегрированной форме медицинского обеспечения ("единый педиатр") даны в Приложении (см. Приложение 1). Расчет себестоимости профилактических осмотров, с учетом возраста детей и программы обследования, также базируется на экспериментальных данных (глава VI). Для обеспечения качественного выполнения осмотров в соответствии с нормативами в настоящий документ в виде "дополнительной информации" введены справочные материалы, позволяющие врачу правильно определить объем диагностических процедур, необходимых и достаточных при обследовании как здоровых, так и детей с отклонениями в состоянии здоровья (главы II, III, IV, V) <*>. -------------------------------- <*> Учитывается характер патологии, наиболее часто диагностируемой у дошкольников и школьников. Центральной фигурой в организации профилактических осмотров и их комплексной оценке является педиатр. Этим объясняется объем и характер справочных материалов, включенных в норматив педиатрического осмотра (главы II, V). Медико - экономические нормативы профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов, при согласовании правовых норм, явятся основой государственных стандартов. I. Доврачебный этап профилактического осмотра детей от 3-х до 17 лет (Скрининг и лабораторное обследование) ^ ПО СКРИНИНГ - ПРОГРАММЕ ┌───┬────────────────────────────────────────────┬───────────────┐ │ N │ Вид деятельности <*> │Затраты времени│ │п/п│ │на обследование│ │ │ │ 1 ребенка │ ├───┼────────────────────────────────────────────┼───────────────┤ │1. │Суммирование результатов анкетного теста │1 мин. │ │ │ │ │ │2. │Определение роста и массы тела │1 мин. │ │ │ │ │ │3. │Оценка физического развития с помощью │20 сек. │ │ │таблицы │ │ │ │ │ │ │4. │Измерение АД с корректировкой цифр с │50 сек. │ │ │помощью специальной таблицы (у школьников) │ │ │ │ │ │ │5. │Плантография (получение отпечатка стоп, │1 мин. │ │ │оценка плантограммы) │ │ │ │ │ │ │6. │Определение остроты зрения │30 сек. │ │ │ │ │ │7. │Исследование тестом Малиновского │30 сек. │ │ │ │ │ │8. │Исследование бинокулярного зрения │10 сек. │ │ │ │ │ │9. │Исследование слуха с помощью шепотной речи │30 сек. │ │ │ │ │ │10.│Определение сахара и белка в моче │1 мин. │ │ │ │ │ │11.│Оформление документации тестового │2 мин. │ │ │обследования │ │ │ │ │ │ │12.│Вспомогательная работа (контроль за сбором │1 мин. 10 сек. │ │ │мочи, беседа с ребенком в процессе обследо- │ │ │ │вания и др.) │ │ ├───┼────────────────────────────────────────────┼───────────────┤ │ │ │10 мин. │ └───┴────────────────────────────────────────────┴───────────────┘ -------------------------------- <*> Объем исследований зависит от возраста детей (см. табл.). ^ ТЕСТОВОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ ┌───────┬────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │Возраст│ Исследования │ │в годах├────┬─────┬─────┬───────────┬─────────────────┬─────┬─────┬─────┤ │ │ан- │физи-│арте-│опорно - │ органа зрения: │орга-│опре-│опре-│ │ │кет-│чес- │риал.│двигатель- │ │на │деле-│деле-│ │ │ный │кого │дав- │ного аппа- │ │слу- │ние │ние │ │ │тест│раз- │ления│рата: │ │ха: │белка│глю- │ │ │ │вития│ ├─────┬─────┼─────┬─────┬─────┤шо- │в мо-│козы │ │ │ │ │ │опре-│опре-│опре-│опре-│опре-│пот- │че │в мо-│ │ │ │ │ │деле-│деле-│деле-│деле-│деле-│ная │ │че │ │ │ │ │ │ние │ние │ние │ние │ние │речь │ │ │ │ │ │ │ │осан-│стопы│ост- │пред-│бино-│ │ │ │ │ │ │ │ │ки │<*> │роты │мио- │кул. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │зре- │пии │зре- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ния │ │ния │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │<**> │ │ │ │ │ │ ├───────┼────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤ │3 <***>│ + │ + │ │+ │ + │ + │ │ │+ │ + │ + │ │ │ │ │ │или │ │ │ │ │ │ │ │ │4 │ │ + │ │+ │ │ │ │+ │ │ │ │ │5 <***>│ + │ + │ │+ │ + │ + │ │ │ │ + │ + │ │6 │ │ + │ │+ │ │ │+ │или │ │ │ │ │ │ │ │ │или │ │ │или │ │ │ │ │ │7 <***>│ + │ + │ + │+ │ + │ + │+ │ │+ │ + │ + │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │или │ │ │ │8 │ │ + │ + │ │ │ │ │ │+ │ │ │ │9 │ │ + │ + │ │ + │ │ │+ │ │ + │ + │ │10<***>│ + │ + │ + │+ │ │ + │ │ │ │ │ │ │11 │ │ + │ + │ │ + │ │ │ │ │ + │ + │ │12 │ │ + │ + │ │ │ │ │ │ │ │ │ │13 │ │ + │ + │ │ + │ + │ │ │ │ + │ + │ │14<***>│ + │ + │ + │+ │ │ │ │ │ │ │ │ │15 │ │ + │ + │ │ + │ │ │ │ │ + │ + │ │16 │ │ + │ + │ │ │ + │ │ │ │ │ │ │17<***>│ + │ + │ + │ │ + │ + │ │ │ │ + │ + │ └───────┴────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┘ -------------------------------- <*> Детям с изменениями стопы, с ожирением различных степеней, со сколиозом - данное исследование проводится ежегодно. <**> Детям "группы риска" данное исследование проводится ежегодно, так же, как и детям с миопией. <***> Декретированные возрастные группы согласно Приложению N 1 к Приказу N 186/272 от 30.06.92 МЗ и МО РФ. Дополнительная информация Подробное описание каждого теста базовой скрининг - программы и принципов организации осмотров на основе скрининг - тестов содержится в методическом пособии "Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг - тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы" (под редакцией академика РАМН Г.Н. Сердюковской), М., 1993. Пособие утверждено Министерством здравоохранения РФ в 1992 г. ^ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРАХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ШКОЛЬНИКОВ
-------------------------------- <*> Дополнительные лабораторные и инструментальные исследования - по показаниям. II. Педиатрический этап профилактического осмотра детей от 3-х до 17 лет ^ ┌───┬───────────────────────┬───────┬────────────┬───────────────┐ │ N │ Вид деятельности │Затрата│Необходимые │Дополнительные │ │п/п│ │времени│обследования│обследования по│ │ │ │на об- │ │показаниям │ │ │ │следо- │ │ │ │ │ │вание 1│ │ │ │ │ │ребенка│ │ │ ├───┼───────────────────────┼───────┼────────────┼───────────────┤ │1. │Сбор анамнеза │1 мин. │Клинический │Копрологический│ │ │ │ │анализ кро- │анализ кала, │ │2. │Осмотр кожных покровов │30 сек.│ви, общий │анализ кала на │ │ │и волосистой части │ │анализ мочи.│дисбактериоз. │ │ │головы │ │Анализ кала │Анализ слизи из│ │ │ │ │на яйца гли-│зева и носа. │ │3. │Осмотр видимых слизис- │30 сек.│стов (аска- │Анализ мочи по │ │ │тых оболочек: │ │ридоз, энте-│Нечипоренко, │ │ │конъюктивы глаз, полос-│ │робиоз, про-│Аддис - Каков- │ │ │ти рта, зева │ │стейшие). │скому, по Зим- │ │ │ │ │Антропомет- │ницкому и др. │ │4. │Осмотр и пальпация │30 сек.│рия, измере-│ │ │ │области щитовидной │ │ние АД, час-│ │ │ │железы │ │тоты пульса,│ │ │ │ │ │дыхания │ │ │5. │Пальпация периферичес- │30 сек.│ │ │ │ │ких лимфоузлов: │ │ │ │ │ │подчелюстных, паховых, │ │ │ │ │ │подмышечных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │6. │Исследование органов │2 мин. │ │ │ │ │кровообращения (осмотр,│ │ │ │ │ │перкуссия, аускультация│ │ │ │ │ │сердца) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │7. │Исследование органов │2 мин. │ │ │ │ │дыхания (перкуссия и │ │ │ │ │ │аускультация легких) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │8. │Исследование органов │2 мин. │ │ │ │ │пищеварения (пальпация │ │ │ │ │ │органов брюшной полос- │ │ │ │ │ │ти, области правого │ │ │ │ │ │подреберья, печени, │ │ │ │ │ │эпигастральной облас- │ │ │ │ │ │ти, селезенки, правой │ │ │ │ │ │и левой подвздошной │ │ │ │ │ │областей, надлобковой │ │ │ │ │ │области) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │9. │Осмотр половых орга- │30 сек.│ │ │ │ │нов - внешний осмотр │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │10.│Осмотр грудных желез у │30 сек.│ │ │ │ │девочек │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │11.│Оформление первичной │5 мин. │ │ │ │ │медицинской документа- │ │ │ │ │ │ции по данным осмотра │ │ │ │ │ │ ├───────┼────────────┼───────────────┤ │ │ │15 мин.│ │ │ └───┴───────────────────────┴───────┴────────────┴───────────────┘ Осмотр ротовой полости и зева следует проводить при помощи шпателя и с произнесением ребенком гласной "А". Обращается внимание на состояние зубов, прикус, высоту стояния твердого неба, величину и вид небных миндалин. Различают 3 степени гипертрофии миндалин: I степень - миндалины заполняют латеральную треть пространства между небными дужками и маленьким язычком (норма). II степень - миндалины заполняют 2/3 этого пространства. III степень - миндалины соприкасаются между собой. При осмотре необходимо пальпировать подчелюстные, передние и задние шейные, заушные лимфоузлы. Обращается также внимание на голосовую функцию - звучность голоса. Осматриваются слуховые проходы (наличие выделений). Исследование органов кровообращения начинают с определения частоты сердечных сокращений, наполнения пульса, ритма, напряжения. Перкуссией и пальпацией определяются границы сердца, верхушечный и сердечный толчок. При аускультации отмечают звучность и чистоту тонов. В случаях выявления сердечных шумов проводят исследования в различных положениях (стоя, лежа) и функциональные пробы с дозированной физической нагрузкой. Устанавливают характер шумов, локализацию оптимальной слышимости. Оценка результатов ортостатической пробы: учащение пульса за 1 минуту менее 16 - хороший результат, от 16 до 20 - средний, более 20 - ниже среднего результат. Оценка результатов пробы с 20 приседаниями за 30 секунд: время восстановления пульса к исходному уровню: менее 3-х минут - хороший результат, от 3-х до 4-х минут - средний, более 4-х минут - ниже среднего результат. В процессе исследования органов пищеварения выясняют состояние аппетита, характер стула, наличие и характер болей в животе, связь их с приемом пищи (до или после еды) и наличием диспептических явлений (тошноты, рвоты, отрыжки, изжоги). Осмотр начинают с полости рта: отмечают состояние слизистых, обложенность языка, десен, верхнего неба, зубов. Выявляются симптомы хронической интоксикации (бледность кожных покровов, орбитальные тени). Пальпаторно определяют состояние (напряжение) мышц живота, наличие и локализацию болевых точек (эпигастральная и пилородуоденальной областей, точка желчного пузыря в правом подреберье, левое подреберье, область сигмы). Устанавливают размеры печени и селезенки, их консистенцию, чувствительность, симптомы раздражения желчного пузыря (Ортнера, Мюсси, Менделя) для сравнения проверяются с обеих сторон. При оценке состояния мочевыделительной системы выявляют наличие в анамнезе частых простудных заболеваний и ангин, бессимптомных повышений температуры, отягощенной наследственности по почечной патологии, в том числе при беременности у матери. Уточняют жалобы на частые и болезненные мочеиспускания, задержки и недержание мочи, боли в животе и пояснице. При осмотре обращают внимание на цвет кожных покровов (бледность), отеки, повышение АД, наличие вагинитов у девочек, положительный симптом Пастернацкого, изменения в анализах мочи. При осмотре девочек 5 - 10 классов особое внимание уделяют гинекологическому анамнезу, жалобам. Наличие отклонений или нарушений в темпах полового развития, менструальной функции, состоянии половых органов требуют направления в гинекологический кабинет для детей и подростков. Дополнительная информация При осмотре необходимо учитывать информацию, содержащуюся в анкетном скрининг - тесте <*>, данные лабораторных исследований крови, мочи, кала, показатели АД. При отсутствии в бригаде гинеколога и эндокринолога оценку полового развития дает педиатр. -------------------------------- <*> См. Методическое пособие "Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг - тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы" (под редакцией академика РАМН Г.Н. Сердюковской). М., 1993. Утверждено Минздравом РФ в 1992 г. При осмотре обращают внимание на внешний вид, телосложение, конституцию, питание, выражение лица, состояние кожных покровов и слизистых оболочек. При изучении состояния кожи обращается внимание на наличие в анамнезе экссудативного диатеза, кожных реакций на прививки и лекарства, нарушений пигментного обмена, а также на наследственную отягощенность по кожным, обменным и эндокринным заболеваниям. При осмотре обращается внимание на патологические изменения кожных покровов, волос, ногтей. Описывается локализация, характер и размеры сыпи или других изменений, их связь с приемом пищи или лекарств, состояние лимфатических узлов. При оценке состояния дыхательной системы выявляют наличие в анамнезе частых простудных заболеваний, аллергий, коклюша. Уточняют жалобы на кашель, одышку, изменение голоса. При объективном обследовании определяют состояние верхних дыхательных путей (носа, гортани), характер перкуторного звука над легкими, состояние дыхания и наличие хрипов в легких при аускультации. Проверить дыхательную функцию носа можно с помощью небольшого кусочка ваты, поднесенного сначала к одной, затем к другой ноздре ребенка. При свободном носовом дыхании ватка быстро отклоняется в сторону (наиболее частой причиной затрудненного носового дыхания у детей является ринит, аденоидные вегетации, искривление носовой перегородки). При исследовании состояния эндокринной системы обращают внимание на внешний вид исследуемого (пропорциональность телосложения, длина и масса тела, состояние подкожно - жирового слоя), отмечают степень развития вторичных половых признаков: Ax - оволосение в подмышечных впадинах, P - развитие волос на лобке, Ma - развитие грудных желез, Me - возраст появления менструаций. 1. Стадии развития волосяного покрова на лобке: Р0 - отсутствие волос; Р1 - единичные короткие волосы; Р2 - волосы в центре лобка, густые, длинные; Р3 - волосы на всем треугольнике лобка, густые, длинные; Р4 - волосы на всем треугольнике лобка, густые, длинные, распространяющиеся на внутреннюю поверхность бедер и вверх по белой линии живота (мужской тип оволосения). 2. Стадии развития волосяного покрова в подмышечных впадинах: Ах0 - отсутствие волос; Ах1 - единичные волосы; Ах2 - волосы в центре впадины, хорошо выражены; Ах3 - волосы по всей подмышечной области, густые. 3. Стадии развития грудных желез: Ма - детская стадия; Ма1 - сосок приподнят над околососковым кружком, железы не выделяются; Ма2 - околососковый кружок увеличен, вместе с соском образует конус, железы несколько выделяются; Ма3 - сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса, железы поднимаются на большом участке; Ма4 - женская стадия: сосок приподнят над околососковым кружком, железы принимают размеры и форму, свойственные взрослой женщине. Степень полового созревания обозначают формулой, в которой фиксируются стадии развития всех указанных компонентов. Например, Ах1F2 у мальчиков или МА1Ах1Р2 у девочек и т.д. Возрастные нормативы развития вторичных половых признаков у детей приведены в таблице. С 11-летнего возраста у девочек к формуле полового созревания добавляются данные о наличии (Ме+, Ме-) регул. ^ РЕБЕНКА НА КОНСУЛЬТАЦИЮ К ВРАЧУ - СПЕЦИАЛИСТУ ┌───┬───────────────────┬────────────────────────────────────────┐ │ N │ Врач - специалист │ Основные показания │ │п/п│ │ │ ├───┼───────────────────┼────────────────────────────────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ ├───┼───────────────────┼────────────────────────────────────────┤ │1. │Эндокринолог │1. Наличие сведений об эндокринных забо-│ │ │ │ леваниях (сахарный диабет, тиреоток- │ │ │ │ сикоз, ожирение и др.) у ближайших │ │ │ │ родственников. │ │ │ │2. Жалобы на повышенную жажду, диурез, │ │ │ │ сухость во рту, значительную потерю в│ │ │ │ весе при нормальном или даже повышен-│ │ │ │ ном аппетите, чрезмерную раздражи- │ |