Министерство образования Российской Федерации
Медицинский институт
Якутского государственного университета им. М.К.Аммосова
Кафедра терапевтической стоматологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по производственной практике по терапевтической стоматологии
для студентов 3 курса стоматологического отделения.
Якутск, 2003 г.
Реквизиты автора: Слепцова Вера Алексеевна, старший преподаватель кафедры терапевтической стоматологии МИ ЯГУ.
ВЫПИСКА ИЗ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Семестр
|
Учебных недель
|
Часов в неделю
|
^
|
В том числе
|
Практических занятий
|
Семинарских занятий
|
6
|
2
|
36
|
72
|
68
|
4
|
^
1. Образовательная программа подготовки Врача – стоматолога разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
2.Программа подготовки врача – стоматолога должна
предусматривать изучение студентом следующих циклов и
итоговую государственную аттестацию: цикл ГСЭ- Гуманитарные
и социально – экономические дисциплины; цикл ЕН -
математические, естественнонаучные и медико –
биологические дисциплины;
цикл ОПД – профессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специальности;
ФТД – факультативы.
Содержание национально – регионального компонента основной
образовательной программы подготовки врача должно обеспечивать подготовку в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
1.2.2.Требования к материально – техническому обеспечению
учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную
образовательную
программу подготовки дипломированного специалиста, должно
располагать материально- технической базой, соответствующей
действующим санитарно – техническим нормам и
обеспечивающей проведение всех видов лабораторной,
практической, клинической дисциплинарной, междисциплинарной
подготовки и научно- исследовательской работы студентов,
предусмотренных примерным учебным планом (количество
помещений для размещения кафедр определяется из расчетов не
менее 18кв.м учебных и учебно – лабораторных помещений на1
студента).
^
Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации указанной в.п. 1.2. настоящего государственного образовательного стандарта.
В результате общеклинической подготовки у выпускника должны быть сформированы врачебное поведение и основы клинического мышления, а также умения, обеспечивающие решение профессиональных задач и оказание, медицинской помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях на догоспитальном этапе; предварительной диагностике с последующим направлением к врачу – специалисту при стоматологической симптоматике больных с соматическими и инфекционными заболеваниями.
Стоматологические дисциплины формируют врачебное поведение и мышление, а также умения, обеспечивающие решение профессиональных задач и применение им алгоритма врачебной деятельности по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации больных при заболеваниях зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта, воспалительных заболеваний, травм, врожденных дефектов, деформаций и онкологических заболеваний челюстно- лицевой области, заболеваний височно- нижечелюстного сустава, слюнных желез и нервов лица, частичной и полной адентии и аномалий прикуса.
^
Производственная практика является одним из важнейших звеньев профессионального обучения будущих врачей-стоматологов и имеет цель закрепить знания, полученные при изучении основных клинических и теоретических дисциплин.
Во время прохождения практики каждый студент должен быть обеспечен самостоятельным рабочим местом.
Студентам – практикантам не разрешается работать в две смены с целью окончания производственной практики раньше времени. Во время практики студент ведет поликлинический прием больных. Кроме того, студенты знакомятся с организационными мероприятиями в области стоматологии в системе здравоохранения, с основами практической работы среди населения.
Отчетными документами за проделанную работу являются: дневник производственной практики, который заполняется регулярно и аккуратно, ежегодно подписывается врачом – руководителем практики и дневник учета работы врача – стоматолога (ф – 039 – 2 - у).
Студенты обязаны заполнять лист ежедневного учета (ф – 037/у). В конце практики студент составляет цифровой отчет о своей работе, дневник учета (ф – 039/2 у) по окончании практики заверяется руководителем и сдается вместе с дневником производственной практики на кафедру.
При переходе с 3 – 4 курс студент должен самостоятельно вести прием по терапевтической стоматологии 18 рабочих дня при 6 – дневной рабочей неделе (15 рабочих дней при 5 – дневной рабочей неделе, в том числе 1 суббота на дежурном кресле по оказанию неотложной стоматологической помощи) под наблюдением врача – стоматолога, являющегося руководителем производственной практики.В течении рабочего дня за 5, 5 час. студент принимает 5 больных (за 6, 5 час. – 6 больных) с неосложненным кариесом зубов, пульпитом и периодонтитом, некариозными поражениями, с зубными отложениями.
Рекомендации по подготовке к практике.
Вопросы, изучаемые ранее в лекционном материале и на практических занятиях и необходимые для практики.
Организация стоматологической поликлиники и стоматологического кабинета.
Оснашение рабочего места врача-стоматолога (инструментарий, медикаменты и т. д. ).
Стоматологическая документация.
Временные пломбировочные материалы.
Постоянные пломбировочные материалы.
^
Важнейшим звеном в числе задач является усиление практической подготовки выпускника медицинского института ЯГУ, в частности стоматологов, для первичного звена здравоохранения.
В действующем учебном плане для студентов СТО предусмотрено проведение производственной практики по терапевтической стоматологии после окончания 6 семестра в течение 3 недель. Студенты проходят производственную практику в прикрепленных, хорошо организованных больнично-поликлинических комплексах, отделениях по основным специальностям стоматологического профиля.
Практическая работа студентов слагается из ежедневной 6-часовой работы в стоматологической поликлинике (отделении). Работая в поликлинике, студент наряду с выполнением обязательного объема лечебной работы должен ознакомиться с ее санитарным состоянием: водоснабжение, отопление, оформление лечебных залов; с ее хозяйством: бельевая, порядок снабжения медикаментами и оборудованием; с особенностями работы регистратуры, с порядком приема, постановки на диспансерный учет и санации больных (поступление, заполнение паспортной части истории болезни, заполнение талонов посещений, выписка направлений к специалистам, составление этапного эпикриза, составление выписки из истории болезни, оформление больничного листа), с внутренним распорядком в поликлинике (организация труда медицинского персонала, составление санитарно-просветительной работы), с бюджетом поликлиники и медицинской отчетностью.
За время производственной практики, помимо лечебной работы, студент принимает участие в санитарно-просветительской работе и профилактических мероприятиях, проводимых поликлиникой, в производственных совещаниях, научно-практических конференциях.
За время прохождения производственной практикистудент должен помнить и выполнять основы врачебной этики и деонтологии:
чутко и внимательно относиться к больным и их родственникам;
внушать больному уверенность в правильности поставленного диагноза, плана лечения и благоприятном исходе лечения;
строго выполнять принципы профессиональной этики, правильно строить свои взаимоотношения с персоналом медицинского учреждения;
сохранять врачебную тайну;
уделять особое внимание ведению медицинской документации (истории болезни и др.).
Ассистенты, ответственные за производственную практику и
руководители должны уделять особое внимание этому разделу работы.
За время производственной практики студент должен прочитать лекцию на актуальную санитарно-просветительскую тему по вопросам стоматологии. Работа студента должна быть оценена по пятибальной системе.
Студент должен иметь представление:
1.4.1.1.Иметь представление об общих закономерностях эмбриологии,
анатомии, гистологии, физиологии и патофизиологии органов и
тканей полости рта, патологической анатомии стоматологических
заболеваний, основных принципов диагностики, лечения.
1.4.1.2. Иметь представление об комплексных методах исследования
больных, оснащении и организации стоматологической службы
санитарно – гигиенических требованиях лечебно – профилактических
учреждений.
Должен быть ознакомлен основными принципами первичной профилактики стоматологических заболеваний, материалами и средствами, которые применяются для лечения и профилактики патологических процессов органов и тканей полости рта. Иметь представление об взаимосвязи общих и местных факторов риска в развитии заболеваний, действии материалов и средств на патологические процессы.
Ориентироваться в глубине изложения лекционного материала,
представлением достаточной информации и созданием
ориентировочной основы соответствующих разделов стоматологии на
практических занятиях. Основная цель – студенты должны быть
ознакомлены и иметь представление:
- о проблемах современной стоматологии;
о нормальной анатомии зубочелюстной системы;
о влиянии местных и общих факторов на развитие и течение стоматологических заболеваний.
Студент должен знать:
Знать анатомо – физиологические особенности органов и тканей полости рта при различных патологических процессах.
Знать современные стоматологические материалы, средства, оборудования и инструментарии, использующихся в практической деятельности врача – стоматолога.
Знать основные принципы диагностики, дифференциальной диагностики, лечения и профилактики патологических процессов, развивающихся в органах и тканях полости рта. Предполагает усвоение вопросов теоретической и клинической стоматологии, путем изучения материала в период прохождения
производственной практики, при этом студенты должны знать:
клинику основных стоматологических заболеваний (перечисленных в программе).
- основы мер профилактики.
современные методы диагностики стоматологических заболеваний.
принципы лечения стоматологических
заболеваний.
связь стоматологических заболеваний с
заболеваниями внутренних органов.
деонтологические аспекты в стоматологии.
методы зубов, челюстей и околочелюстных тканей.
правилами техники безопасности, нормами санитарно – гигиенических
требований.
Студент должен уметь:
Уметь анализировать и оценивать состояние здоровья населения,
влияние на него факторов окружающей и производственной среды,
качество медицинской помощи населению.
1.4.3.2. Проводить профилактические мероприятия.
1.4.3.3.Проводить диагностику и дифференцировать атологические состояния
зубов и органов полости рта .
1.4.3.4. Диагностировать и оказывать первую помощь при неотложных и
угрожающих жизни состояниях.
1.4.3.5. Ввести медицинскую документацию.
1.4.3.6. Ввести работу по медицинскому просвещению здоровых и больных,
пропагандировать здоровый образ жизни.
1.4.3.7.Самостоятельно работать с информацией (различной литературой и др.
источниками).
1.4.3.8. Проводить основные и дополнительные методы обследования стоматоло-
гического больного.
Применять современное стоматологическое оборудование,
инструментарий, пломбировочные материалы и знать их
функциональное назначение.
1.4.3.10. Проводить анализ ошибок и осложнений, связанных с
пломбированием зубов по поводу кариеса, его осложнений,
нарушений, вызванных при ортопедических и хирургических
вмешательств.
1.4.3.11.Овладеть принципами профессионального врачебного поведения, этики
и деонтологии, необходимых для выполнения врачебных обязанностей.
^
клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение и профилактика начального кариеса;
клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение поверхностного кариеса;
клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение среднего кариеса;
клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение глубокого кариеса;
клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение гипоплазии;
клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение флюороза;
клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение и профилактика истирания твердых тканей зубов;
клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение и профилактика кислотного некроза;
клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение и профилактика клиновидных дефектов;
клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение и профилактика патологической стираемости твердых тканей зубов;
клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение острого частичного (ограниченного) пульпита;
клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение острого общего пульпита;
клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение острого гнойного пульпита;
клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение хронического фиброзного пульпита;
клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение хронического гипертрофического пульпита;
клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение хронического гангренозного пульпита;
инструментарий для обработки корневых каналов;
виды пломбировочных материалов для заполнения корневых каналов, состав, свойства;
состав, свойства, показания к применению светоотверждаемых композитов;
состав, свойства, пломбировочных цементных материалов;
состав, свойства, показания к применению амальгам. Методика пломбирования, санитарно – гигиенические требования;
дополнительные методы диагностики кариеса, пульпита, периодонтита;
клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение и профилактика острого верхушечного периодонтита;
клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение и профилактика хронического фиброзного периодонтита;
клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение и профилактика гранулирующего периодонтита;
клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение и профилактика гранулематозного периодонтита.
^
Клиника и дифференциальная диагностика кариеса в стадии пятна.
Лечение пульпита методом витальной экстирпации.
Терапевтическая стоматология: определение, задачи, разделы, связь с другими медицинскими дисциплинами.
Современное представление об этиологии и патогенезе кариеса зубов.
Материалы для пломбирования корневых каналов зубов: классификация, свойство, показания к применению.
Эрозия эмали: причины, клиника, дифференциальная диагностика, лечение.
Клиника и дифференциальная диагностика глубокого кариеса.
Пломбирование корневых каналов зубов: цель, методика, осложнения.
Этапы развития терапевтической стоматологии.
Острый очаговый пульпит: клиника, дифференциальная диагностика, выбор метода лечения.
Показания и противопоказания к консервативному лечению периодонтита.
Зубной налет и его роль в возникновении кариеса зубов. методы удаления и профилактики зубного налета.
Клиника и дифференциальная диагностика среднего кариеса.
Методы инструментальной обработки корневых каналов.
Принципы организации стоматологической помощи В РФ.
Острый диффузный пульпит: клиника, дифференциальная диагностика, выбор метода лечения.
Формирование и пломбирование кариозных полостей 1-2 классов.
Стоматологическое образование в Российской Федерации.
Клиновидный дефект: этиология, клиника, дифференциальная диагностика, выбор метода лечения.
Методы и средства медикаментозной обработки корневых каналов зубов.
Организация и оснащение стоматологического кабинета.
Этиология и классификация пульпитов.
Особенности препарирования и пломбирования кариозных полостей 3-4 классов.
Вопросы деонтологии в стоматологии.
Хронический гангренозный пульпит: клиника, дифференциальная диагностика, выбор метода лечения.
Патологическая анатомия кариеса зубов.
Обязанности медсестры и санитарки стоматологического кабинета.
Методы девитальной экстирпации пульпы зуба: показания, методика, рецепты.
Ошибки и осложнения при лечении периодонтита, способы их устранения.
Обработка и стерилизация стоматологического инструментария.
Клиника дифференциальная диагностика поверхностного кариеса.
Гистология и функции пульпы зуба.
Эндодонтический инструментарий: показания к применению.
Хронический гипертрофический пульпит: клиника, дифференциальная диагностика, выбор метода лечения.
Классификация кариеса зубов: топографическая, клиническая.
Типы бормашин, их краткая характеристика.
Лечение среднего кариеса.
Методики серебрения корневых каналов зубов, рецепты.
Виды наконечников к бормашин и их эксплуатация.
Кариес зубов: определение, факторы патогенеза, показатели заболеваемости.
Резорцин - формалиновый методы: показания, методика, рецепты.
Учетная и отчетная документация врача-стоматолога на терапевтическом приеме.
Хронический фиброзный пульпит: клиника, дифференциальная диагностика, выбор метода лечения.
Амальгамы: состав, свойства, приготовление, техника пломбирования.
Медицинская карта стоматологического больного (ф.043/у): правила заболевания.
Методы обследования больного в клинике терапевтической стоматологии.
Патологическая анатомия различных форм пульпита.
Галлодент: состав, свойства, приготовление и методика пломбирования.
Лечение глубокого кариеса.
Электрофорез корневых каналов: показания, методика.
Анатомия постоянных зубов.
Профессиональные поражения твердых тканей зубов: этиология, клиника и лечение.
Обострения хронического пульпита: клиника, дифференциальная диагностика, выбор метода лечения.
Анатомо-топографические особенности различных групп зубов.
Этиология и классификация болезней зубов некариозного происхождения.
Консервативного метод лечения пульпитов: показания, методика, рецепты.
Анатомо-топографические особенности строения полостей и каналов различных групп зубов.
Методы обследования больного при пульпите.
Лечение острого периодонтита.
Фосфатные цементы: свойства, показания и методика, применения.
Обезболивание при лечении пульпита.
Силико-фосфатные и силикатные цементы: состав, свойства.
Биология эмали.
Электроодонтометрия: показания к применению, виды аппаратов, методика исследования.
Обострение хронического периодонтита: этиология, клиника, дифференциальная диагностика, принципы лечения.
Гистология, химический состав, функции дентина и цемент зуба.
Лечение начальных форм кариеса.
Композиционные пломбировочные материалы: состав, свойства, показания и методика применения.
Периодонт: гистологическое строение, функции, изменении при патологических процессах.
Диатермокоагуляция при лечении осложненного кариеса зубов: показания, методика.
Изолирующие и лечебные прокладки при лечении глубокого кариеса.
Слюна и ее биологическая роль.
Хронический гранулематозный периодонтит: этиология, клиника, дифференциальная диагностика, принципы лечения.
Гипоплазия зубов: этиология, клиника, дифференциальная диагностика.
Профилактика кариеса препаратами местного действия.
Теория возникновения кариеса зубов в трудах отечественных ученых.
Изменение цвета зубов: принципы и способы устранения.
Стоматологические инструментарии для осмотра полости рта и лечения зубов.
Метод девитальной ампутации пульпы: показания, методика, рецепты.
Ошибки и осложнения при лечении кариеса зубов.
Значение рациональной гигиены профилактики кариеса зубов.
Хронический фиброзный периодонтит: этиология, клиника, дифференциальная диагностика, принципы лечения.
Методы обезболивания при лечении кариеса зубов.
Флюороз зубов: этиология, клиника, профилактика.
Острый периодонтит: этиология, клиника, дифференциальная диагностика.
Патологическая стираемость зубов: этиология, клиника, лечение.
Обоснования и методы общей профилактики кариеса зубов.
Периодонтит: этиология, классификация, патогенез.
Пульпит в интактных зубах: этиология, клиника, дифференциальная диагностика, принципы лечения.
Гистология, химический состав и функции эмали зуба.
Методы лечения пульпита: классификация показания.
Рентгенодиагностика заболеваний зубов.
Особенности препарирования и пломбирования кариозных полостей 5 класса и атипичных полостей.
Основные принципы препарирования кариозных полостей. Подготовка полостей к пломбированию.
Травма зубов: классификация, особенности обследования, принципы лечения.
Дентикли: гистология, механизм образования, клинические проявления.
Основные принципы пломбирования кариозных полостей. Выбор материалов, сроки затвердевания пломб, их обработка.
Ошибки и осложнения при диагностике и лечении пульпита, методы их устранения.
Вклад отечественных ученых в решении проблем терапевтической стоматологии.
5. ЛИТЕРАТУРА
^
Боровский Е.В. и соавторы «Терапевтическая стоматология» М. 1998г.
Рыбаков А.И., Иванов В.С.Каралькин Д.М. «Пломбировочные материалы» М. 1991г.
Грошиков М.И., Патриков В.К. учебное пособие по терапевтической стоматологии. М. 1992г.
Быков В.Л. «Гистология и эмбриология органов полости рта человека».С – Петербург. / Специальная литература, 1996г.
Баумаин М. «Пломбирование системы корневых каналов», Кельн / Германия/ Стоматология, 1998г.
Леус П.А., Горегляд А.А., и др. «Заболевания зубов и полости рта»1998г. Минск.
5.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СПИСОК
Барер Г.М., Петрикас А.Ж. Анестетики фирмы «Септодонт» - клиническая стоматология 1997г.№1 С. 21- 22.
Боровский Е.В. Эндодонтический инструментарий – клиническая стоматология 1997г. №1 С. 16-20.
Иоффе Е. Краткое руководство по клинической эндодонтии.
|