|
Скачать 207.49 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» Главное управление здравоохранения Администрации Оренбургской областиМетодические указанияпо проведению производственной практики студентов III курса стоматологического факультета по терапевтической стоматологии в качестве помощника врача-стоматолога (для профессорско-преподавательского состава и врачей-стоматологов, руководящих практикой) ^ Методические указания по проведению производственной практики студентов III курса стоматологического факультета по терапевтической стоматологии в качестве помощника врача-стоматолога составлены на основе рабочей программы по терапевтической стоматологии для специальности: 040400 – «Стоматология» /М., ВУНМЦ, 2003/Составители: зав. кафедрой стоматологии и челюстно-лицевой хирургии доцент А.А. Матчин, главный стоматолог области А.С. Жук, ассистенты: В.Н. Безносик, С.В. Гречихина, С.Б. Северинова. Методические указания одобрены и рекомендованы к печати цикловой методической комиссией по специальности «Стоматология» Издательство общий отдел ОрГМА Лицензия 021239 от 01.03.05г. Подписано в печать 01.03.2005г. Заказ № Формат бумаги А-4. Тираж 100 экз. тел. 77-24-59 ^ Производственная практика студентов III курса стоматологического факультета является неразрывной частью учебного процесса. Главная её цель – научить студентов навыкам самостоятельной работы в качестве помощника врача-стоматолога терапевта, что делает производственную практику важным этапом в подготовке практического врача-стоматолога. Непосредственное руководство работой студентов III курса стоматологического факультета возлагается на врачей-стоматологов стоматологических поликлиник (стоматологических отделений в ЛПУ), а общим руководителем является заместитель главного врача или заведующий лечебно-профилактическим отделением стоматологической поликлиники. Методическое руководство производственной практикой студентов III курса стоматологического факультета осуществляется кафедрой стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ОрГМА. Персональную ответственность за организацию практики несут главный врач ЛПУ или стоматологической поликлиники и заведующий указанной кафедрой. По согласованию общего и непосредственного руководителей практики от стоматологической поликлиники и от медицинской академии составляется график работы студентов в терапевтическом отделении стоматологической поликлиники. Преподаватели кафедры, ответственные за производственную практику, посещают базы и оказывают необходимую методическую и консультативную помощь общему и непосредственным руководителям практики от ЛПУ в подготовке студентов. Система подготовки и проведения практики отражена в аналогичных методических указаниях по организации практики на других факультетах академии: «Временное положение о производственной практике студентов 2-5 курсов» - Оренбург, 1998г.; «Должностные обязанности работников органов здравоохранения и врачей лечебных учреждений по организации и руководству летней производственной практикой студентов 2-3-4-5 курсов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов Оренбургской медицинской академии» - Оренбург, 1999г.; «Организация и проведение летней производственной практики студентов 2-3-4-5 курсов лечебного и педиатрического факультетов, 2-3-4 курсов медико-профилактического факультета» - Оренбург, 1999г.; «Методические указания по ведению дневников и приёму зачётов на производственной практике 2-5 курсов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов» - Оренбург, 1999; «Краткое методическое пособие по овладению студентами II курса стоматологического факультета практическими умениями в период летней производственной практики» - Оренбург, 2004г. ^ студентов III курса стоматологического факультета ГОУ ВПО ОрГМА Росздрава РФ Производственная практика студентов III курса стоматологического факультета в качестве помощника врача-стоматолога терапевта (сроком 12 рабочих дней) проводится в VI семестре. Производственная практика осуществляется в базовой клинической стоматологической поликлинике, стоматологических поликлиниках и стоматологических отделениях городских поликлиник города Оренбурга и Оренбургской области. Работа студентов проходит в поликлиническом терапевтическом отделении. Если поликлиника работает по графику 5 дней в неделю, студент должен отработать 2 субботы на «дежурном кресле» по оказанию неотложной стоматологической помощи. Кроме того, дополнительно студент должен дать одно 12-часовое дежурство в кабинете экстренной стоматологической помощи для оказания неотложной помощи в ночное время, праздничные или воскресные дни. Студент работает в качестве помощника врача-стоматолога терапевта в терапевтическом кабинете. Продолжительность рабочего дня – 5 часов 30 минут при шестидневной неделе или 6 часов 30 минут при пятидневной рабочей неделе. Непосредственное руководство работой студентов III курса стоматологического факультета возлагается на врачей-стоматологов стоматологических поликлиник (стоматологических отделений в ЛПУ), а общим руководителем является заместитель главного врача или заведующий лечебно-профилактическим отделением стоматологической поликлиники. ^Производственная практика студентов III курса стоматологического факультета преследует цели ознакомить студентов с организацией работы областной или городской (районной) стоматологических поликлиник. Закрепить практические навыки для будущей самостоятельной работы в лечебных профилактических учреждениях по терапевтической стоматологии. Выработать навыки в проведении санитарно-просветительной работы путем проведения бесед, чтения лекций больным, выпуска санбюллетеней. ^ Закрепить практические навыки при работе в поликлиническом отделении по терапевтической стоматологии в качестве помощника врача-стоматолога терапевта. Закрепить и расширить знания о клинических проявлениях, методах обследования в стоматологической поликлинике и дифференциальной диагностике основных стоматологических заболеваний: а) болезни твёрдых тканей зуба кариозного и некариозного происхождения; б) воспалительные заболевания пульпы, периодонтит; в) болезни пародонта; г) заболевания слизистой оболочки полости рта. Закрепить практические навыки по методам анестезии при лечении зубов на верхней и нижней челюстях. Закрепить знания по оформлению медицинской документации (медицинская карта стоматологического больного, формы учета и отчетности и др.). Освоить практические навыки при работе в кабинете экстренной стоматологической помощи в качестве помощника дежурного врача-стоматолога на ночном дежурстве. Детально ознакомиться с организацией работы лечебного отделения, его оборудованием, распределением обязанностей персонала, медицинской документацией. Самостоятельно провести две лекции или четыре беседы, выпустить и оформить санбюллетень (один на группу студентов в поликлинике). ^ При исполнении обязанностей помощника врача стоматолога-терапевта студенты должны освоить следующие разделы работы:
^Проведение практики регламентируется совместным приказом Главным Управлением Здравоохранения г. Оренбурга и медицинской академии. Персональную ответственность за организацию и проведение практики непосредственно в медицинских учреждениях возлагается на руководителя учреждения согласно договору между вузом и ЛПУ. Общее руководство практикой студентов возлагается приказом руководителя лечебного учреждения на заведующего лечебно-профилактическим отделением. Непосредственное руководство работой студентов тем же приказом возлагается на врачей-стоматологов стоматологических поликлиник (стоматологических отделений в ЛПУ). Методическое руководство производственной практикой студентов III курса стоматологического факультета осуществляется кафедрой стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ОрГМА. Персональную ответственность за организацию практики несёт заведующий указанной кафедрой. ^
^
^
В первый день производственной практики непосредственный руководитель, под руководством которого будет работать студент, обращает внимание на внешний вид студента (наличие халата, шапочки, сменной обуви, отсутствие длинных и окрашенных ногтей). Знакомит студента с организацией поликлинического приема больных: часами работы смены, расписанием работы других кабинетов (хирургического, физиотерапевтического, рентгенологического, пародонтологического), с правилами работы регистратуры. Знакомит студента с правилами работы и оснащением кабинета, документацией поликлиники (формами учета и отчетности, контрольной картой диспансерного наблюдения, диспансеризацией больных и плановой санацией, другой документацией). Обязанности вузовского руководителя практики:
- о явке студентов на практику; - о недостатках и трудностях в организации практики;
^
^ Вся работа, проделанная студентами во время летней производственной практики, ежедневно отражается в дневнике с указанием времени её выполнения. Зачет в конце практики принимается на базе ЛПУ, в котором проходила практика, комиссией в составе заведующего лечебно-профилактическим отделением, непосредственных руководителей практики – терапевтов-стоматологов, сотрудника кафедры стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ОрГМА - руководителя производственной практики. Студенты допускаются к зачёту при наличии положительной характеристики, оформленного и подписанного ассистентом, общим и непосредственными руководителями практики. После приёма зачёта дневник заверяется подписью главного врача стоматологической поликлиники и печатью этого учреждения. Зачет принимается по дневнику. Кроме того, в процессе сдачи зачета студенту могут быть заданы дополнительные теоретические контрольные вопросы, касающиеся оборудования стоматологического терапевтического кабинета, сан-эпид режима, техники безопасности, методики и техники выполнения конкретных манипуляций при лечении кариеса и его осложнений, использованию пломбировочных материалов. С контрольными вопросами студенты должны быть ознакомлены до начала практики. На зачете вопросы студенту задаются в следующем порядке: 1. Вопросы по ошибкам и замечаниям, выявленным и фиксированным в дневнике при ежедневных и промежуточных проверках дневника руководителями от ЛПУ и ассистентом-руководителем. 2. Вопросы по технике любых диагностических и лечебных процедур, выполненных студентом лично. 3. Любой вопрос из перечня контрольных теоретических вопросов. Зачет целесообразно проводить в два этапа: на первом, который может продолжаться в течение нескольких последних дней практики, необходимо проверить освоение умений:
Второй этап проводится в день зачета в виде общепринятого опроса по дневнику производственной практики. По результатам опроса выставляется оценка «зачтено» или «не зачтено». В конце зачета с группой студентов обсуждаются положительные и отрицательные моменты организации практики с целью устранения недостатков в следующем учебном году. При выставлении на зачете оценки «не зачтено» практика проводится повторно. При пропуске всей практики, или более чем половины без уважительной причины, на студента накладывается административное взыскание, или студент отчисляется из академии (по решению ректората). В первом случае практика проводится повторно в полном объеме в период каникул. При пропуске менее половины сроков производственной практики она продляется на соответствующее число пропущенных дней, а на студента налагается административное взыскание. При пропуске более половины практики по уважительной причине она переносится на другой срок и проводится в полном объеме. При пропуске менее половины практики она продляется на соответствующее число пропущенных дней. Студент, не выполнивший программу производственной практики, получивший отрицательный отзыв о работе, к зачету не допускается. Зачет проводится после устранения студентом допущенных нарушений. В этом случае при отсутствии оценки «зачтено» до 10 сентября текущего года студент представляется деканатом на заседание ректората на предмет отчисления из академии. При невыполнении необходимого объема санитарно-просветительной работы, зачет может быть принят условно до сроков выполнения. ^ студентов III курса стоматологического факультета По терапевтической стоматологии:
19. Способы и средства изоляции зуба от слюны (коффердам, рабердам, слюноотсос, ватные валики). Методика применения. 20. Методы обследования стоматологического больного: жалобы, анамнез, внешний осмотр, осмотр полости рта, обследование зубов, зубных рядов, пародонта. 21. Принципы и техника препарирования кариозных полостей I класса по Блэку различных групп зубов. Особенности препарирования кариозных полостей под различные пломбировочные материалы. 22. Принципы и техника препарирования кариозных полостей II класса по Блэку различных групп зубов. Особенности препарирования кариозных полостей под различные пломбировочные материалы. 23. Принципы и техника препарирования кариозных полостей III класса по Блэку различных групп зубов. Особенности препарирования кариозных полостей под различные пломбировочные материалы.
25. Принципы и техника препарирования кариозных полостей IV класса по Блэку различных групп зубов. Особенности препарирования кариозных полостей под различные пломбировочные материалы. 26. Принципы и техника препарирования кариозных полостей V класса по Блэку различных групп зубов. Особенности препарирования кариозных полостей под различные пломбировочные материалы. 27. Инструменты, ошибки, осложнения при препарировании кариозных полостей.
35. Методика проведения торусальной анестезия. Выключение щечного нерва и язычного нервов. 36. Методика проведения ментальной анестезии (внутриротовая и внеротовая). 37. Местные осложнения (повреждения нервов и сосудов, мышц, инфицирование, постинъекционное сведение челюстей) при местном обезболивании. Профилактика и лечение осложнений. 38. Документация в клинике терапевтической стоматологии. Медицинская карта стоматологического больного. 39. Местные анестетики и медикаментозные средства, применяемые для местного обезболивания. 40. Инфильтрационное обезболивание на верхней и нижней челюсти. Методика внутрипульпарной анестезии. |