ПАМЯТКА
учителю, работающему в ПМПК
УО - умственная отсталость.
Стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга.
УО выражается в двух формах:
|
олигофрения делится:
1. Идиотия - тяжелая степень интеллектуального недаразвития.
2. Имбецильность - более легкая степень.
3. Дебильность - наиболее легкая степень.
|
деменция (распад психики)
|
Коды: 317.00- легкая степень умственной отсталости.
318.00 - умеренная умственная отсталость.
318.10 - выраженная умственная отсталость.
318.20 - глубокая умственная отсталость.
|
^ – это стойкая необратимая недостаточность интеллектуальной сферы и личности в целом, которая является следствием органического поражения (или недоразвития) головного мозга, вызванного биологическими причинами
|
^
|
определяется при наличии незначительной степени снижения интеллекта, способности к обучению по специальной программе, возможности получения несложной профессии и адаптации в обществе.
|
^
|
характеризуется более выраженной степенью снижения интеллекта, способностью к общению с окружающими, но значительными трудностями в обучении, что приводит к возникновению серьезных проблем в социальной адаптации.
|
^
|
определяется при наличии грубых нарушений интеллекта и характеризуется отсутствием способности к обучению, даже в специально организованных условиях, серьезными затруднениями в общении, при сохранении способности к усвоению элементарных навыков самообслуживания
|
ЗПР (ССРР) - задержка психического развития-
легкое психическое недоразвитие, не достигающее степени умственной отсталости (смешанное специфическое расстройство развития)
^
ЗПР (ССРР) - задержка психического развития
|
ССРР неосложненное
|
Проявляется устойчивыми признаками отставания в когнитивном (познавательном), речевом и личностном развитии. У ребенка нет характерных для умственной отсталости признаков крайней тугоподвижности мыслительных процессов, неадекватности эмоционального реагирования, невосприимчивости к помощи. Но все учебные предметы он усваивает медленно, с большим трудом и недостаточно полноценно.
|
ССРР, осложненное синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
|
В этом случае у ребенка отмечается умеренный когнитивный (познавательный) дефицит, но он является слабоуспевающим из-за симптомов невнимательности и (или) гиперактивности. В личностном развитии помимо незрелости отмечается значительное количество потенциально дезадаптирующих признаков (плохо управляемое, оппозиционное, демонстративное поведение)
|
ССРР со специфическим расстройством школьных навыков
|
Умеренный когнитивный (познавательный) дефицит сопровождается значительными трудностями в овладении чтением (дислексия), письма (дисграфия) или счетом (дискалькулия).
|
ССРР, осложненное эмоциональными или поведенческими нарушениями
|
Умеренный когнитивный дефицит сопровождается симптомами тревожного расстройства, фобического расстройства, расстройством настроения, нарушениями поведения.
|
ССРР, осложненное речевыми нарушениями
|
Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:
Не зависит от возраста говорящего
Не являются диалектизмами, безграмотностью речи
Носят устойчивый характер, самостоятельно не исчезают
Требуют специального логопедического воздействия
Часто оказывают отрицательное влияние на развитие ребенка.
|
^
|
Нарушения устной речи:
- дисфония - частичное расстройство голоса,
при котором сохраняется звукопроизношение .
- брадилалия - замедленность речи.
- тахилалия - чрезмерно быстрый темп речи.
- дислалия - нарушение произношения звуков и
их сочетаний. Это нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и нормальной иннервации мышц речевого аппарата, при нормальном интеллекте. Неправильное произношение чаще всего является единственным дефектом всей речи ребенка: понимание речи полноценное, также полноценны словарь и грамматический строй. Виды: функциональная и органическая.
- риналолия - нарушение тембра голоса и звукоп-
роизношения, обусловленное анотомо-физиоло-
гич. дефектами речевого аппарата. нарушения тембра голоса (гнусавость) и звукопроизношения, обусловленная анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (большие аденоиды, расщелины мягкого и твердого неба) Виды: открытая, закрытая и смешанная.
- дизартрия - расстройство артикуляции, вызван-
ное недостаточным развитием речевого аппарата. нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленная судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Отличается спастичностью (повышением мышечного тонуса) артикуляционных и фонационных мышц. Речь замедленная по темпу, толчкообразная. «Каша во рту». В тяжелых случаях – подобие мычания, совершенно непонятное. Виды: бульбарная, псевдобульбарная.
- афазия - нарушение речи, частичная утрата
способности пользоваться языковыми средства-
ми при сохранении функций артикуляционного
аппарата и слуха.
- заикание – это нарушение плавности, темпа ритмической организации речи, обусловленная судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Многие родители связывают начало заикания с пережитым страхом, плохим сном, плохим аппетитом, и изменениями в характере ребенка, повышенная возбудимостью, раздражительностью. Все это говорит о развитии невроза, который приводит к нарушению социального общения. Причины – судороги клонические и тонические.
|
^
дислексия (нарушение чтения).
Нарушение формирования навыка чтения, которое проявляется в смешениях звуков, сходных по артикуляции, звучанию и графическому изображению, замена одних звуков с другими. Характеризуется замедленным или ускоренным темпом чтения, перестановкой букв, проглатыванием слогов, неверной расстановкой ударений. (фонематическая, семантическая, мнестическая, оптическая)
дисграфия (нарушение письма. Специфическое расстройство навыков письма. Проявляется в виде неверного соотнесения звуков устной речи и их графического изображения. Характерны замены сходных, пропуски, перестановки, расчленение и слияние слов, зеркальное написание букв (артикулярно-акустическая, акустическая, оптическая)
дискалькулия - Нарушение формирования навыка счета. Проявляется в виде нарушения осмысления структуры числа, затруднений операций с числами, особенно сложными и с переходом через десяток. Она сочетается с нарушениями пространственного гнозиса. Сочетается с дисграфией в виде зеркального письма, путаницы в написании сходных букв. Не сопровождается нарушением отдельных интеллектуальных процессов (память, абстрактное мышление, обобщение…)
|
|