|
Скачать 61.95 Kb.
|
Оказание психологической помощи учителю с психотипологической изменчивостью личности Глушкова Н.И. Социальная и социально-политическая ситуация в России отразилась прежде всего на системе образования и конкретно на социальном и психическом самочувствии учителей, которое мы рассматриваем как один из важнейших критериев психического и духовного здоровья населения России (на примере Южно-Российского региона России). Неблагоприятное социальное самочувствие учителя рассматривается нами, с одной стороны, как социально-психологический след резких социальных изменений, а с другой - причина деструктивного воздействия профессии. Многие формы проявления негативного социального самочувствия учителя есть, в сущности, уже факт психического и духовного нездоровья. В этой связи остро встает проблема разработки способов индивидуальной и групповой психокоррекции. Главная причина плохого самочувствия учителя - усталость и депрессия - один из зримых критериев и показателей социального самочувствия. Сегодня растет общее число учителей, нуждающихся в психологической помощи (35-54 % в зависимости от региона). Нами выделена группа учителей, выходящих в конституционально-континуальном пространстве из регистра психологической нормы за его пределы. Ни биологическая, ни социальная основы сами по себе, ни даже их отношения не могут образовать целостной структуры личности. Целостная структура личности формируется тогда, когда возникают устойчивые внутренние связи, и на этой основе личность приобретает целостный характер и новое качество. Проведенный многими авторами анализ клинико-генетических корреляций показал, что в генезе психопатий наряду с наследственными факторами большую патогенетическую роль играют неблагоприятные внешние социально-психологические воздействия. Личность включена в общественные отношения активным образом, участвует в их формировании, развитии и т.д. Чем полнее включен индивид в систему общественных отношений, чем шире его возможность двигаться в этой системе, тем больше оснований рассчитывать на формирование у него общественно значимых мотивов. Отгороженность от тех или иных отношений ведет к ограничению мотивационной сферы, т.е. та или иная деятельность должна раскрывать перед индивидуумом перспективы вхождения в систему общественных отношений. Исходя из концепции И.В.Боева, в основе личностно-характерологического континуума учителей, лежит изменчивость личностных, характерологических, психологических и психических свойств от средней полосы психологической нормы к крайним вариантам личностно-характерологической нормы (акцентуаций) учителя, далее к диапазону пограничной аномальной личности и лишь затем к патологическим конституциональным личностным структурам в виде психопатии. В этом отношении индивидуальный подход к изменчивости личностных, психологических и психических свойств, личностной структуры составляет теоретическую основу нашего исследования. Формирование в этих условиях личностно-характерологической, личностно-психологической структуры педагога должно нести в себе то природное, конституциональное "ядро", которое в экстремальных социальных условиях ведет либо к социально приемлемым стереотипам поведенческой адаптации, либо к стереотипу поведенческой и личностной деструкции, дезадаптации. В этом отношении приспособительный, адаптационный процесс носит болезненный, патологический характер, в котором реализуется индивидуальная, видовая форма адаптации. Именно поэтому мы наблюдаем проявления аномальной изменчивости учителя в разных ее вариациях и степени выраженности. Психическое здоровье можно считать измененным до степени болезни в случае нарушения адекватной деятельности психических функций, когда появляются эпизодические, фрагментарные продуктивные психопатологические симптомы невротического, субпсихотического, психотического уровней, сочетающиеся или не сочетающиеся с негативными психопатологическими симптомами. Личностные расстройства представляют собой онтогенетические состояния, проявляющиеся в детстве и подростковом возрасте и сохраняющиеся в период зрелости". Считается, что они не являются вторичными по отношению к другому психическому расстройству или заболеванию мозга, хотя могут предшествовать другим расстройствам или сосуществовать с ними. Чем полнее включен индивид в систему общественных отношений, чем шире его возможность двигаться в этой системе, тем больше оснований рассчитывать на формирование у него общественно значимых мотивов. Отгороженность от тех или иных отношений ведет к ограничению мотивационной сферы, т.е. та или иная деятельность должна раскрывать перед индивидуумом перспективы вхождения в систему общественных отношений. В основе личностно-характерологического континуума учителей, с нашей точки зрения, лежит изменчивость личностных, характерологических, психологических и психических свойств от средней полосы психологической нормы к крайним вариантам личностно-характерологической нормы (акцентуаций) взрослых, далее к диапазону пограничной аномальной личности и лишь затем к патологическим конституциональным личностным структурам в виде психопатии. Формирование в этих условиях личностно-характерологической, личностно-психологической структуры педагога должно нести в себе то природное, конституциональное "ядро", которое в экстремальных социальных условиях ведет либо к социально приемлемым стереотипам поведенческой адаптации, либо к стереотипу поведенческой и личностной деструкции, дезадаптации. Конституционально-психотипологическая личностная изменчивость, возникающая под влиянием эндогенных и социально-экзогенных факторов или их комплексов, провоцирует негативный личностный дрейф по вектору «норма–патология», что ограничивает возможности самоконтроля учителя в нормальной профессиональной деятельности. Именно поэтому мы настаиваем на необходимости оказания психологической помощи в виде консультирования и коррекции тем учителям, которые испытывают личностные трудности в профессиональной деятельности и в повседневной жизни. Нами проводится масштабное исследование интенсивности воздействия значимых эндогенных и экзогенных факторов на развитие характера и уровня профессиональных деформаций, изучение аспектов детерминации воздействия профессиональной деятельности на тенденции развития акцентуаций личности и пограничной аномалии у учителей Южно-Российского региона. Раскрыта конституционально-континуальная сущность и обусловленность психотипологических и личностных особенностей учителя в диапазоне от психологической нормы до аномальной личностной изменчивости, обусловленной влиянием эндогенных и экзогенных факторов, показана динамика психотипологической и личностной изменчивости современного учителя, детерминированная социальными и биологическими факторами. В результате психотерапевтических и коррекционных влияний обоснованы перспективы психологической помощи для учителей различных психосоциотипов, определены возможности дрейфа от пограничной аномальной личности к норме. Актуальность психологичской помощи педагогу очевидна, вместе с тем практическая психология в России находится на стадии становления, и на сегодняшний день, к сожалению, не существует законодательной базы для оказания профессиональной помощи населению, в том числе учителю. Разрабатывая методы психологической помощи учителю нами предложены конституционально-ориентированные психологические и психотерапевтические технологии, апробированы организационные модели психотерапевтической конституционально-типологической коррекции личностных и поведенческих нарушений у учителя с использованием бригады специалистов, оказывающих комплексную адекватную психологическую и психотерапевтическую помощь учителю. При разработке программы интегративной психологической помощи были использованы обобщенные результаты исследования более 300 учителей. В процессе реализации психологической коррекции личностных, психологических переживаний, изменений поведенческого стереотипа педагога, отражающих напряжение функционирования индивидуального барьера психической и психологической адаптации акцентунтов, в случае их расположения в диапазоне психологической нормы-акцентуации в конституционально-континуальном пространстве или при нарушении конституциональных компенсаторных психотипологических механизмов, обусловленных срывом психофизиологического функционирования индивидуального барьера психической и психологической адаптации, что указывает на месторасположение учителя в диапазоне пограничной аномальной личности, мы используем адекватные методы коррекции. Нивелировка аномальных личностных и психотипологических особенностей учителей диапазона пограничной аномальной личности будет отражать восстановление конституциональных психотипологических механизмов декомпенсации, дезадаптации до уровня компенсации и адаптации, свойственных диапазону психологической нормы-акцентуации. Восстановление конституциональных механизмов компенсации детерминирует полноценное функционирование индивидуального барьера психологической и психической адаптации, повышение психологической толерантности к стрессорам. Нами проведен сравнительный анализ оценки эффективности оказания психологической помощи учителю, показаны существенные изменения в состоянии психического и психологического здоровья, которые возникают в результате психологической помощи. Персонификация психологической помощи как системы позволила выявить такую особенность ее функционирования и развития, как нелинейность, выражающаяся в многовариантности и альтернативности психологического воздействия. |