Методические рекомендации подготовлены к изданию сотрудниками Государственного учреждения Омской области «Областная психолого-медико-педагогическая комиссия» icon

Методические рекомендации подготовлены к изданию сотрудниками Государственного учреждения Омской области «Областная психолого-медико-педагогическая комиссия»





Скачать 2.16 Mb.
Название Методические рекомендации подготовлены к изданию сотрудниками Государственного учреждения Омской области «Областная психолого-медико-педагогическая комиссия»
страница 1/6
Л.А. Воробьева
Дата 02.04.2013
Размер 2.16 Mb.
Тип Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
Методические рекомендации подготовлены к изданию сотрудниками Государственного учреждения Омской области «Областная психолого-медико-педагогическая комиссия»


«Организационная и методическая деятельность ГУ «ПМПК» в организации единого коррекционно – образовательного пространства в Омской области»


Авторы-составители:


Л.А Петрова – директор ГУ «ПМПК»;

Л.А. Воробьева – заместитель директора ГУ «ПМПК», руководитель консультационно-методического отдела;

Е.М. Беленькая – заместитель директора ГУ «ПМПК», руководитель диагностико-аналитического отдела;

Е.А. Гильдинберг – учитель-дефектолог ГУ «ПМПК»;

В.А. Подаксенов – педагог-психолог ГУ «ПМПК».

А.Ф. Романенко – учитель-дефектолог ГУ «ПМПК»;

О.Г. Белоглазова – педагог-психолог ГУ «ПМПК».

Ю. В. Токарева – учитель-дефектолог ГУ «ПМПК»

Л.В. Пархоменко - учитель-логопед ГУ «ПМПК»


Рецензенты:

Т.Ю. Четверикова – к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и психологии ОмГПУ

И.П. Посашкова – к.пс.н., зав. кафедры педагогики и психологии ГОУ ДПО ИРООО


Материалы методических рекомендаций отражают основные вопросы организации, содержания и направления деятельности ГУ «ПМПК» и состоят из двух разделов:

В первом разделе представлены общие вопросы деятельности Государственного учреждения «Психолого-медико-педагогическая комиссия», нормативно – правовая документация, регламентирующая деятельность ПМПК, а так же основные итоги и перспективы дальнейшего развития ГУ Омской области «ПМПК».

Во втором разделе содержаться методические рекомендации, направленные на оказание практической помощи работникам общеобразовательных, специальных и других учреждений по преодолению трудностей детей в обучении и воспитании.

Методическое пособие адресовано руководителям органов образования, инспекторам по охране прав детства, педагогам всех типов образовательных учреждений.


Содержание





Введение


3

I

Общие вопросы деятельности Государственного учреждения «Психолого-медико-педагогическая комиссия» /ГУ «ПМПК»/


4




Правовые основы специального образования в Российской Федерации



4




Из истории развития системы специального образования в Российской Федерации и Омской области


11




Направления деятельности ПМПК


13




Основные итоги и перспективы дальнейшего развития ГУ Омской области «ПМПК»


19

II

Методические рекомендации


23




Психологическая подготовка детей и родителей к прохождению обследования на психолого-медико-педагогической комиссии


23




Педагогическая подготовка детей и родителей к прохождению обследования на психолого-медико-педагогической комиссии


34




Основные направления коррекции эмоциональной сферы детей

с ЗПР дошкольного возраста.


Коррекционно развивающее обучение детей с ЗПР в общеобразовательных школах.


Формирование мотивационного компонента учебной деятельности учащихся с трудностями обучения.


Пути коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков


38


42


45


50




Рекомендации педагогам по ослаблению агрессивного поведения детей и подростков.


55




Психолого – педагогические аспекты побегов детей из детского дома и их профилактика.


Особенности формирования и развития связной речи детей с интеллектуальными нарушениями


Профилактика профессионального «выгорания» педагогов


64


70


71




Приложения

Список используемой литературы


79

102


Введение


Образование детей, чье состояние здоровья предопределяет объективную необходимость особого подхода к организации учебно-воспитательного процесса, относится к числу проблем, актуальность которых не утрачивает своего значения. Провозглашенный в Российской Федерации курс на обеспечение доступности качественного образования всех предусмотренных законом уровней для детей предполагает непрекращающийся поиск инновационных моделей, адекватных этому требованию. Кроме специальных (коррекционных) школ, в общеобразовательных школах открываются классы ЗПР, классы компенсирующего обучения. В дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования формируются специальные группы для «особых» детей. При разумной организации включения (инклюзии) «особых» детей в обычную школу создаются условия, которые способствуют освоению детьми социально - позитивных способов организации своей жизни, препятствующие появлению в состоянии их здоровья новых (вторичных) нарушений. Одновременно обеспечивается их интеграция в детско-взрослое сообщество.

С данной категорией детей постоянно взаимодействуют органы образования, здравоохранения и социальной защиты. Связующим звеном между ними является Психолого-медико-педагогическая комиссия, которая решает проблемы ребенка на межведомственном уровне, объединяя усилия всех специалистов.

В настоящих методических рекомендациях мы предлагаем материалы по организации, содержанию и основным направлениям деятельности Психолого-медико-педагогической комиссии, а также методическое сопровождение к работе специалистов. Это сопровождение включает: просвещение педагогов и других участников образовательного процесса, социально – диспетчерскую деятельность (в рамках взаимодействия отдельных специалистов и служб помощи ребенку и его семье). Применение методических рекомендаций позволит повысить эффективность образования и воспитания «проблемного» ребенка, особенно если основным ее смыслом будет признана деятельность по смягчению воздействия на детей деструктивных факторов. Данный подход дает современное понимание детства как пространства и времени личностного развития ребенка в условиях реальной социальной перспективы, открываемой перед ним государством, обществом, семьей и образовательным учреждением.


^ Общие вопросы деятельности

Государственного учреждения

«Психолого-медико-педагогическая комиссия»


Правовые основы специального образования в Российской Федерации


В настоящий период происходит освоение Российской Федерацией новой этики отношения к детству как к особому этапу в жизни человека. Состоявшееся в мире признание прав детей как важнейшему фактору развития цивилизации предопределяет изменение ситуации в сфере детства на принципиально новых основаниях. Одним из таковых должно быть признано предусмотренное Конвенцией о правах ребенка равноправие всех детей, независимо от их врожденных и/или приобретенных возможностей и условий жизни.


В мировой практике социально-правовой защиты детства выделяется несколько категорий детей, находящихся в особо трудных условиях и являющихся наименее защищенной частью общества. Среди них в особую группу выделяются дети с отклонениями в развитии умственной деятельности, речи, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой сфер, которые неизбежно ограничивают индивидуальные возможности жизнедеятельности и трудоспособности. Эта категория детей обозначается общепринятыми терминами, употребляемыми в международных юридических текстах: disabled (англ.), handicapl (франц.), personas con discapacidad (исп.), инвалиды, люди с недостатками (рус.).

Рабочая группа Комиссии по правам человека ООН, занимающаяся разработкой комплекса принципов и гарантий для защиты людей этой категории, пришла к единодушному выводу о необходимости использования данного термина, поскольку он более глубоко и научно определяет способности человека, отличные от нормальных, и не привносит уничижительного смысла в это слово. Дети-инвалиды входят в более широкую группу: «дети в беде» или «дети с особыми потребностями», «дети с ограниченными возможностями». Их жизнь отличается от нормального детства и нередко наполнена физической болью и душевными страданиями. Социальная поддержка детей этой категории считается одной из важнейших гуманистических задач всех стран международного сообщества и отражена в важнейших международных правовых документах.

^ Основные международные юридические концепции

Права лиц с психическими и физическими недостатками в течение длительного времени являются предметом пристального внимания со стороны международного сообщества и отражены в ряде документов Организации Объединенных Наций (ООН): Всеобщая декларация прав человека, Декларация о правах инвалидов, Декларация о правах умственно отсталых лиц, Конвенция о правах ребенка.

Органы Организации Объединенных Наций по правам человека обратили особое внимание на необходимость обеспечить защиту детей, и детей-инвалидов в частности. 20 ноября 1989 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка — «великую хартию вольностей для детей, мировую конституцию прав ребенка». Главная цель конвенции — максимальная защита интересов ребенка. Ее положения, по сути, сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защиту и обеспечение активного участия в жизни общества. Ст. 23 конвенции целиком посвящена признанию прав «неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка»: на достойную жизнь в обществе. Пункт 1 этой статьи предусматривает приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности.

Конвенция ООН о правах ребенка, предъявляя к государствам требования по соблюдению провозглашенных в ней прав детей, считает необходимым, чтобы каждое государство привело свое национальное законодательство в соответствие с этим международным актом.

Не менее значимым является еще один международный документ – Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной ассамблеей ООН, в которой отмечается, что они имеют те же гражданские и политические права, что и другие люди. Декларация заявляет, что инвалиды должны пользоваться особыми правами в получении специальных услуг, которые позволили бы им максимально проявлять свои способности и ускорили бы процесс интеграции и реинтеграции в общество.

Генеральная Ассамблея ООН на своей пятьдесят четвертой сессии отнесла положение детей к числу одной из семи основных задач, стоящих сегодня перед миром. Человечество не может смириться с тем, что жизни детей ежедневно угрожает смертельная опасность из-за жестокости или безразличия взрослых. В этой связи первое десятилетие нового тысячелетия объявлено Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в отношении детей в мире.

На изменение отношения к людям, страдающим умственной отсталостью, направлены основные положения Декларации ООН о правах умственно отсталых лиц. Этот документ подтверждает, что умственно отсталый человек имеет неотъемлемое право на человеческое достоинство. Настоящее и будущее людей основано на соблюдении тех же самых прав человека, которые являются благодеянием для всех людей на всем земном шаре.

На основании анализа вышеперечисленных международных документов можно сделать следующие выводы.

- Принцип равенства прав, заключающийся в понятии прав человека и четко обозначенный во всех документах, предоставляет инвалидам и лицам с ограниченными возможностями те же права, что и всем людям.

- Инвалиды и лица с ограниченными возможностями являются обладателями особых прав (например, право глухого пользоваться услугами переводчика во время судебного процесса и т.п.). Особые права упоминаются не в одном законодательном акте, а представлены во многих правовых документах.

- Провозглашение прав и свобод человека в международных законодательных актах неотделимо от возложения на граждан определенных обязанностей. Любое государство, принимая решение о ратификации (принятии) того или иного международного правового документа, обязуется привести свое национальное законодательство в соответствие с принципами, отраженными в этом документе. Анализируя законодательную политику Российской Федерации, можно констатировать, что за последние годы на государственном уровне приняты определенные меры по ратификации и реализации ряда международных документов.

^ Государственно-правовые основы социальной защиты инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в России

Свободы, права и обязанности граждан, закрепленные в нормах международного права, регулируются системой нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти и другими компетентными органами.

Основным правовым актом в нашей стране является принятая в декабре 1993 г. Конституция Российской Федерации. Конституция регламентирует основы общественного и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права и обязанности. В главе «Права человека» конституции закреплены, отвечающие духу и букве международных договоров и соглашений, заключенных Россией, демократичные и подлинно гуманистические положения, призванные обеспечить защиту прав всех слоев населения. Социальное равенство, равноправие, закрепленное в конституции, еще не есть фактически полное равенство в силу естественного различия между индивидами. Например, инвалид или больной человек имеют ограниченные возможности в реализации своих способностей по сравнению со здоровым человеком. Вот почему создаваемые на основе конституции другие законы предусматривают определенные правовые льготы отдельным категориям граждан, главное назначение которых состоит в обеспечении социальной справедливости в общественной жизни.

Среди принципиально важных законодательных решений в области защиты прав человека в Российской Федерации за последние годы можно выделить следующие:

- закрепление прав детей в главных сферах их жизнедеятельности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и заключительными замечаниями Комитета ООН по правам ребенка (Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании», указ президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов сферы жизнедеятельности», федеральная программа «Дети России»);

- разработка мер по улучшению здоровья населения, в том числе инвалидов и детей-инвалидов, их физического, умственного, психического развития (Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, законы РФ «О социальной защите инвалидов», федеральная программа «Социальная поддержка инвалидов», «О внесении изменений и дополнений в закон РФ “Об образовании”, указ президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», указ президента РФ «О гарантиях прав граждан на получение образования», Семейный кодекс Российской федерации, постановление правительства РФ и парламента «О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования», послание президента РФ парламенту «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов»);

- определение через государственные и общественные институты системы компенсаций, в том числе семьям, имеющим детей-инвалидов (указ президента РФ «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров», закон РФ «О социальной защите инвалидов»);

- поддержка приемных семей, детей, лишившихся родительского попечения, решение ряда вопросов усыновления детей (Семейный кодекс Российской Федерации, Положение о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой);

- преодоление генетически обусловленных заболеваний, снижение рождаемости детей у лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, («Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», указ президента РФ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ», федеральная программа «Дети России»);

- формирование и реализация государственной политики в интересах детей и других незащищенных слоев населения (постановление правительства РФ «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей», закон РФ «О социальной защите инвалидов», указ президента РФ «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов»).

Перечень обозначенных выше документов доказывает стремление государства и правительства РФ выработать новый взгляд на положение наиболее уязвимой категории населения России — детей и инвалидов как особой социально-демографической группы общества, обладающей специфическими потребностями и интересами, удовлетворение которых должно осуществляться в приоритетном порядке.

Знание содержания нормативно-правовых актов по вопросам социальной защиты и социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями является непременным условием юридически грамотного осуществления практической работы специалистов, занимающихся проблемами полноценной реализации личностных прав детей и взрослых с особыми потребностями. С расширением в современном обществе масштабов социальной работы развивается и законодательная база. Основополагающее значение для организации и наполнения конкретным содержанием деятельности учебно-воспитательных учреждений, реабилитационных центров и социальных служб являются принятые в конце 1995 — начале 1996 г. федеральные законы РФ «О социальной защите инвалидов» (2 декабря 1995 г.), («Семейный кодекс Российской Федерации» (1 марта 1996 г.), «О внесении изменений и дополнений в закон РФ “Об образовании” (5 января 1996 г.).

Основные статьи закона РФ «О социальной защите инвалидов» вступили в силу с 1 января 1996 г. (за исключением ст. 2 29, 30). Чтобы понять самую суть нового закона, нужно знать, что ранее действовавшее законодательство об инвалидах не содержало ни одного кодифицированного, единого правового акта. Многочисленные правовые нормы были разбросаны по разным источникам, принимались в раннее время, касались разных категорий инвалидов. Характеризовались непоследовательностью и противоречивостью, что затрудняло их применение.

Инвалидность трактовалась как степень утраты трудоспособности. При такой постановке вопроса дети в возрасте до 16 лет не могли быть признаны инвалидами (лишь с выходом приказа Минздрава СССР К 1265 от 14.12.79 г. в нашей стране официально появился термин «дети-инвалиды»).

Новый закон вводит правовое понятие «инвалид». Инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья, обусловленное: 1) заболеванием; 2) последствиями травм; 3.) анатомическими дефектами. Не всякое нарушение здоровья ведет к инвалидности, а только то, которое связано со стойким расстройством функций организма. Назначение инвалидности ребенку является юридическим актом и осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ 1 117 от 4 июля 1991 г. «О порядке выдачи Медицинского заключения на ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет». К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем». Именно ограничение жизнедеятельности вызывает необходимость особой социальной защиты инвалидов, которая определяется ст. 2 закона как система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими возможностей участия в жизни общества.

Закон предусматривает, что признание лица инвалидом и определение групп инвалидности осуществляется не врачебно-трудовыми экспертными комиссиями, как прежде, а вновь образованной государственной службой медико-социальной экспертизы. Закон возлагает на эту службу принципиально новую функцию — разработку индивидуальных программ реабилитации инвалидов на основе базовой федеральной программы реабилитации.

Закон закрепил за инвалидами особые условия реализации их имущественных прав (ст. 15, 17).

Ст. 18 закона посвящена воспитанию и обучению детей-инвалидов. Согласно ей образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами общего среднего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. При реализации права инвалидов на образование государство гарантирует им необходимые для этого условия. Общее образование осуществляется бесплатно как в общеобразовательных, так и в специальных образовательных учреждениях.

Закон предусматривает создание специальных условий для пребывания детей-инвалидов в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей, возможности которых не позволяют посещать такие учреждения, создаются специальные дошкольные учреждения. Если и это невозможно, специальное обучение организуют на дому.

Содержание детей-инвалидов в учреждениях системы государственного образования осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Оговариваются в законе особые права инвалидов на труд, медицинское обслуживание и лечение, транспортное обслуживание и жилищные льготы.

Гарантированные законом права инвалидов и особые условия их реализации направлены на повышение социального статуса человека с ограниченными возможностями в структуре современного общества, на обеспечение им относительно независимой жизнедеятельности. С выходом закона можно говорить о том, что федеральная комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов» получила единую законодательную базу.

В Российской Федерации законодательное закрепление вопросов, связанных с обеспечением надлежащих условий для воспитания и обучения подрастающего поколения, нашло отражение в законе «Об образовании» (1992 г), который признан одним из самых демократичных в мире. Однако некоторые его положения нуждались в дополнительной доработке.

В апреле 1994 г. появился проект поправок, подготовленный образовательными ведомствами, который, по мнению правоведов, педагогов, социальных работников, существенно ухудшал и бюрократизировал закон «Об образовании». Всего ведомствами было предложено 130 поправок, ужесточающих закон, разрушающих его идеологию свободы, сотрудничества и развития. При помощи средств массовой информации Комитет по образованию Государственной думы предложил обсудить новый законопроект с привлечением специалистов и всех заинтересованных лиц. В результате из ведомственных поправок было принято всего 19, еще восемь оставлены как варианты, а 103 совершенно неприемлемые, контрреформаторские поправки отменены.

После длительной и острой дискуссии на всех уровнях законотворческих государственных структур был принят окончательный вариант федерального закона, который утвержден президентом РФ и получил название «О внесении изменений и дополнений в закон «Об образовании». Новый закон был опубликован и вступил в силу 5 января 1996 г. В нем закреплены государственные гарантии в сфере образования лицам с отклонениями в развитии. Закон утверждает государственные гарантии на получение образования лицам с отклонениями в развитии. В частности, ст. 50, пункт 10 закона предусматривает создание для детей и подростков с отклонениями в развитии специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп) обеспечивающих их лечение воспитание и обучение социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам.

Направление детей и подростков в эти учреждения проводится только с согласия родителей (лиц, их замещающих) по заключению специальных психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

Рассматривая вопросы законодательства в области образования детей со специальными нуждами, необходимо констатировать, что существующий федеральный закон затрагивает лишь некоторые аспекты специального образования. Назрела необходимость принятия закона «О специальном образовании», проект которого разработан группой российских правоведов и дефектологов при участии европейских консультантов, специализирующихся в этой области. Закон был принят Государственной думой, где и находится в настоящее время с замечаниями президента, требующими внесения некоторых изменений. Создание закона «О специальном образовании», предусматривающего широкую вариативность образовательных возможностей для детей и взрослых, включая интегрированное обучение, имеет важное значение для дальнейшего развития всей системы образования в России.

Новый Семейный кодекс Российской Федерации введен в действие 1 марта 1996 г. Принятие нового Семейного кодекса связано в первую очередь с коренными изменениями в политической и социально-экономической жизни страны, непосредственно затрагивающими такие важные социальные институты общества, какими являются брак и семья. Регулирование семейных отношений приведено в соответствие с Конституцией РФ, другими федеральными законами, и, прежде всего с новым Гражданским кодексом РФ. В нормах Семейного кодекса получили свое отражение положения международных правовых актов в области прав человека, ратифицированных Российской Федерацией, а также положительный опыт реформирования семейного законодательства в зарубежных странах. Кодекс учел практику применения действующего законодательства, критику его отдельных положений, предложения, высказанные в процессе его подготовки законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, практическими работниками, учеными.

Основные положения семейного законодательства — добровольность брака, единоравенство прав супругов в семье, приоритет семейного воспитания детей, приоритет защиты их прав и интересов, а также прав и интересов нетрудоспособных членов семьи – остаются незыблемыми. Однако формы и способы их обеспечения претерпели существенные изменения.

Кодекс охватывает все основные аспекты семейных отношений. Сюда входят личные неимущественные и имущественные отношения, отношения между разными членами семьи, отношения по поводу детей, оставшихся без попечения родителей, отношения с участием иностранцев.

Одной из важнейших тенденций нового кодекса является стремление рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект «родительской власти». Соответствующие нормы кодёкса исходят из основополагающего принципа — правовое положение ребенка в семье определяется с точки зрения интересов ребенка (а не прав и обязанностей родителей) и включает следующие основные права ребенка:

- жить и воспитываться в семье;

- знать своих родителей (насколько это возможно);

- право на заботу и на воспитание своими родителями (а при их отсутствии другими ответственными за это лицами);

- на обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства (ст. 54);

- на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55);

- на защиту своих прав и законных интересов (в том числе право самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — в суд (ст. 56);

- выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни (ст. 57);

- на имя и фамилию (ст. 58);

- на получение содержания и право собственности на принадлежащее ему имущество (ст. 60).

Впервые в кодексе определены основы правовой защиты детей от насилия в семье. В этой связи установлено, что способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей (с. 65). Усилены нормы, касающиеся лишения родительских прав (ст. 69-72). Восстановление родительских прав допускается только при наличии согласия ребенка, достигшего 10 лет (ст. 72). Дальнейшее развитие получил институт судебного ограничения родительских прав (ст. 73-76). Допускается также досудебное, немедленное отобрание ребенка у родителей в случаях непосредственной угрозы его жизни и здоровью в семье (ст. 77).

Кодекс подробно регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов (ст. 61-69).

Анализируя законодательную базу по защите социально-экономических, социально- культурных, гражданских и политических прав детей, в том числе детей с отклонениями в развитии, можно объединить их в свод социальных прав на каждом этапе детства.

С момента рождения:

- право на гражданство по принципу крови, а не места проживания;

- право на имя, отчество и фамилию;

- пособие по случаю рождения при многодетности и малообеспеченности его в семье, инвалидности.

до 1,5 года:

- право не разлучаться с матерью;

- право быть принятым в ясли;

- оплачиваемый отпуск матери по уходу за ребенком;

- право на постоянную заботу со стороны родителей.

до 3 лет:

- право матери находиться с ребенком в больнице;

- отпуск матери по уходу за ребенком без сохранения содержания;

- право на иностранное усыновление детей с отклонениями в развитии;

- право быть принятым в детский сад;

- право на воссоединение с семьей и контакты с обоими родителями и другими членами семьи.

С 6-7 лет:

- право на образование, поступление в государственную школу, бесплатное и обязательное начальное образование.

С 10 лет:

- усыновление только с согласия ребенка;

- право решения, с кем быть в случае развода родителей.

С 11 лет:

- право на свободное участие в культурной жизни, творческой деятельности, на свободный досуг и отдых;

- определение в специальную школу и воспитательное учреждение.

С 14 лет:

- изменение гражданства с согласия ребенка;

- получение паспорта;

- определение в специальное ПТУ и право на свободный выбор учебного заведения;

- уголовная ответственность за совершенное убийство и преступление тяжкого характера;

- имущественная ответственность за причиненный материальный ущерб.

До 15 лет:

- установление социальной опеки над ребенком;

- право на неучастие в прямых военных действиях;

- защита от информации, наносящей вред его благополучию и становлению как личности.

С 15 лет:

- свобода доступа к правовой помощи;

- право поступления на работу с согласия профсоюза;

- право распоряжаться собственным заработком;

- совершение деловых сделок с согласия родителей и самостоятельных мелко-бытовых сделок;

- право на внесение самостоятельных вкладов в банк;

- право на установление попечительства.

С 16 лет:

- уголовная ответственность;

- возможность вступления в брак;

- поступление на работу с определенными льготами;

- право на посещение любых зрелищных мероприятий, приобретение любых изделий.

С 18 лет:

- совершеннолетие. Полная правовая ответственность перед законом;

- право на самостоятельный брак;

- право на материнство.

Права лиц с ограниченными возможностями приведены в соответствие с нормами международного права и осуществляются на политическом, социальном, экономическом, законодательном и организационно-правовом уровнях. Конституция как основной закон государства, важнейшие федеральные законы, нормативно-правовые акты образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты и поддержки всех слоев населения.

Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с профессиональной деятельностью специалистов: педагогов, учителей - дефектологов, воспитателей, социальных и медицинских работников, практических психологов. Юридическая компетентность всех профессионалов и должностных лиц является надежной гарантией в защите прав человека, удовлетворении законных интересов, реализации свобод и обязанностей каждой личности.


Из истории развития системы специального образования в России и Омской области.


В отечественной педагогике обучение и воспитание «особых» детей как проблема острого социально – педагогического характера была поставлена в начале XX века в работах В.П. Кащенко и других ученых. Отечественные психиатры, И.П. Мержиевский, П.П. Кащенко В.А. Гиляровский, В.Я. Яковенко, Г.И. Трошин придавали большое значение статистическому изучению психической заболеваемости среди населения и были инициаторами проведения местных переписей психических больных. В дореволюционной России было проведено 37 переписей “помешанных” и “слабоумных” в различных регионах. Самой крупной фиксацией лиц с психическими и физическими недостатками была Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года.

В 1909-1910 годах Г.И. Трошин исследовал “ненормальных” детей в 26 школах Петербурга и установил, что число отстающих учащихся, не способных окончить курс начальной школы, составляет 1,79 %. Это дети, требующие специального обучения в особых школах. Г.И. Трошин сделал заключение, что “детская ненормальность в большинстве случаев составляет продукт ненормальных общественных условий, а борьба с нею составляет обязанность общества и, что степень участия к ненормальным детям является показателем общественной благоустроенности ... как много сделано в этой области в других странах и как печально положение ненормальных детей в России”. Переписи были первым шагом на пути к ознакомлению общества с количеством и условиями жизни слабоумных вне стен больниц и школ, с определением хотя бы приблизительной потребности в медико-педагогической помощи. Таким образом, необходимость разработки методов выявления умственной отсталости у детей возникла в России в начале 20 века в связи с открытием первых вспомогательных школ и классов.

Вопросы методов обследования детей были предметом обсуждения на Первом Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике в декабре 1910 года в Петербурге и на 4-ой секции Первого Всероссийского съезда по вопросам народного образования. Этой проблемой занимались такие ученые как Е.В. Герье, В.П., Кащенко, М.П. Постовская, ГН. Россолимо и др. особая роль в разработке научных основ дифференциальной диагностики детей с отклонениями в развитии принадлежит Л.С. Выготскому.

В сложной социально экономической обстановке в стране в 20 - 30-е годы передовые педагоги, психологи, врачи много внимания уделяли проблемам изучения детей. В детском обследовательском институте в Петрограде под руководством А.С. Грибоедова, в Московской медико-педагогической опытной станции, руководимой В Кащенко, в ряде обследовательских кабинетов и научно-практических учреждений в числе различных исследований в области дефектологии большое место занимала разработка диагностических методик. 26 октября 1926 года издается официальный документ “Об отборе детей во вспомогательные детские учреждения”, в котором излагаются принципы, методика и организация приема во вспомогательные школы. В школах началось массовое тестирование, при этом были ошибки и перегибы. На недопустимость такой практики было указано в постановлении ЦК ВКПБ от 4 июля 1936 года “О педологических извращениях в системе Наркомпросов”. Следствием явилось прекращение исследований психологов в этой области.

Шли годы, и, не смотря на все сложности, дефектологи и врачи искали пути и методы более точной диагностики психических отклонений. Требования тщательного исследования детей при приеме во вспомогательную школу выдвигались на первый план в действовавших инструкциях по комплектованию этих учреждений (1940, 1956, 1964, 1969, 1974 г.г.). Комплектование вспомогательных школ проводилось медико-педагогическими комиссиями, которые создавались органами народного образования и здравоохранения и работали преимущественно в конце учебного года.

В 50 - 70-е годы усилилось внимание ученых и практических работников к проблемам детей с нарушениями интеллекта. Значимыми явились исследования в области патопсихологии под руководством Б.В. Зейгарник, нейропсихологические методы исследования детей под руководством А.Р. Лурия. Большая заслуга в этом принадлежит Г.М. Дульневу и Ж.И. Шиф.

Все более активными становятся в 80 - 90-е годы усилия специалистов в деле разработки и совершенствования организационных форм и методов изучения детей с отклонениями в развитии, которые нуждаются в специальном обучении и воспитании. Современными исследователями в этой области являются: О.Н. Усанова, С.Д. Забрамная, В.И. Лубовский и др.

Первое вспомогательное учреждение в Омской области открылось в 1941 году. Это был вспомогательный дошкольный детский дом № 3. В 1959 году в г. Омске открылась первая вспомогательная школа № 4.


В 70-е годы складывается система специального образования:

1961 г. – вспомогательная школа-интернат №8 г. Омск;

1962 г. – вспомогательная школа-интернат дня детей сирот в с. Южное Павлоградского района;

1962 г. – вспомогательная школа-интернат № 12 г. Омск;

1963 г. – Большеуковская вспомогательная школа-интернат;

1963 г. – Калачинская вспомогательная школа-интернат;

1963 г. – Нововаршавская вспомогательная школа-интернат;

1963 г. – вспомогательная школа-интернат № 6 г. Омск;

1963 г. – вспомогательная школа-интернат № 3 г. Омск;

1965 г. – вспомогательная школа-интернат № 17 г. Омск;

1967 г. – Тевризская вспомогательная школа-интернат для детей сирот;

1969 г. – Исилькульская вспомогательная школа-интернат;

1969 г. – Петропавловская вспомогательная школа-интернат;

1971 г. – Щербакульская вспомогательная школа-интернат;

1974 г. – Тарская вспомогательная школа, вспомогательная школа-интернат;

1975 г. – вспомогательная школа-интернат для детей сирот № 16 г. Омск;

1979 г. – вспомогательная школа №18 г. Омск;

1981 г. – Тарская вспомогательная школа-интернат для детей сирот;

1987 г. – Полтавская вспомогательная школа-интернат;

1988 г. – вспомогательная школа-интернат в с. Красноярка Омского района;

1988 г. – вспомогательная школа-интернат для детей сирот № 5 г. Омск;

2004 г. – Шуховская специальная (коррекционная) школа-интернат Знаменского района


^ Планируется открытие:

2006 г. – Называевская специальная (коррекционная) школа-интернат;

2006 г. – Прииртышская специальная (коррекционная) школа-интернат Таврического района;

2007 г. – Кормиловская специальная (коррекционная) школа-интернат

Комплектование этих учреждений по Омской области осуществлялось кустовыми медико-педагогическими комиссиями при вспомогательных школах под руководством областного отдела народного образования, а городе Омске - городской МПК. В целях совершенствования всей системы комплектования специальных коррекционных учреждений для детей с нарушениями в развитии в 1994 году создана областная постоянно действующая психолого-медико-педагогическая комиссия (приказ комитета по образованию администрации Омской области № 91 от 4.03.1994 года).


Направления деятельности Государственного учреждения «Психолого-медико-педагогическая комиссия

Государственное учреждение Омской области «Областная психолого-медико-педагогическая комиссия» действует на основании Устава, имеет свое штатное расписание, разработанные и утвержденные должностные инструкции.

Государственное учреждение Омской области «Областная психолого-медико-педагогическая комиссия» (далее «Комиссия») создано в соответствии с Распоряжением Правительства Омской области от 17 марта 2004 года № 19 РП «О создании государственного учреждения Омской области «Областная психолого-медико-педагогическая комиссия».

Официальное наименование Комиссии:

Полное: Государственное учреждение Омской области «Областная психолого-медико педагогическая комиссия».

Сокращенное:^ ГУ «ПМПК»

Место нахождения комиссии:

Российская Федерация, 644001, г. Омск

Учредителем Комиссии является Омская область.

Функции Учредителя осуществляют:

- Министерство образования Омской области как отраслевой орган исполнительной власти Омской области;

- Министерство имущественных отношений Омской области как орган исполнительной власти Омской области в сфере управления собственностью в Омской области.

Комиссия является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, обладает обособленны имуществом, имеет печать со своим наименованием, штамп, бланки.

Комиссия выступает истцом и ответчиком в суде общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах в соответствии с федеральным законодательством.

Комиссия отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в её распоряжении денежных средств. При их недостаточности субсидиарную по его обязательствам несет собственник имущества в порядке, установленном законодательством.

В своей деятельности Комиссия руководствуется Конвенцией ООН «О правах ребенка», федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом.

Основные цели Комиссии:

- защита законных прав и интересов детей;

- разработка и реализация эффективных мер психолого-медико-педагогического воздействия, направленных на своевременное выявление и решение проблем, связанных с воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей, имеющих нарушения в психофизическом и интеллектуальном развитии.

Основные виды деятельности Комиссии:

- комплексное обследование детей раннего, дошкольного и школьного возраста, имеющих нарушения в психофизическом и интеллектуальном развитии;

- направление детей в научно-исследовательские центры и лечебно-профилактические учреждения для углубленного и динамического лечения и изучения особенностей их развития на основании заключения Комиссии;

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям), педагогам и другим заинтересованным лицам, организациям по проблемам обучения и воспитания детей с недостатками психофизического и интеллектуального развития;

- консультативная, разъяснительная работа среди населения, работников учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты об особенностях психофизического состояния детей с отклонениями в развитии и необходимости оказания им квалифицированной помощи;

- диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;

- учет обследованных детей.

Комиссия в соответствии с федеральным законодательством вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Комиссия осуществляет следующие виды предпринимательской деятельности - разработка, тиражирование и издание методической литературы.

Доходы, полученные от предпринимательской деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество, поступают в самостоятельное распоряжение Комиссии и учитываются на отдельном балансе.

Комиссия может осуществлять международное сотрудничество и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с федеральным законодательством.

Министерство образования Омской области в установленном порядке:

- утверждает Устав Комиссии по согласованию с Министерством имущественных отношений Омской области;

- утверждает штатное расписание ГУ «ПМПК» (в составе 28,5 штатных единиц).

Комиссия самостоятельно осуществляет определенную настоящим Уставом деятельность в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Комиссия может приобретать от своего имени имущественные и неимущественные права и нести обязанности, заключать договоры и иные сделки с юридическими и физическими лицами на основании и в порядке, предусмотренном законодательством.

Комиссия имеет право в порядке, установленном законодательством:

- планировать свою деятельность и определять перспективы развития;

- заключать договоры с организациями и физическими лицами на выполнение работ и оказание услуг в соответствии с видами деятельности Комиссии;

- быть членом некоммерческих организаций, созданных в форме ассоциаций и союзов для достижений уставных целей;

- приобретать или арендовать при осуществлении хозяйственной деятельности основные и оборотные средства за счет имеющихся у неё финансовых ресурсов и иных источников;

- на самостоятельное распоряжение доходами от самостоятельной хозяйственной деятельности, ведение которой не запрещено федеральным законодательством и предусмотрено настоящим Уставом;

- осуществлять внешнеэкономическую деятельность, не запрещенную законодательством;

- осуществлять иные права, предусмотренные законодательством.

Комиссия обязана:

- осуществлять реализацию целей, определенных настоящим Уставом;

- представлять в Министерство образования Омской области по утвержденным формам необходимую сметно-финансовую документацию в полном объеме (в т.ч. по видам деятельности);

- обеспечивать сохранность, эффективность и целевое использование имущества;

- осуществлять в соответствии с федеральным законодательством социальное, медицинское и иные виды обязательного страхования своих работников, обеспечивать им условия для трудовой деятельности, своевременно выплачивать им заработную плату;

- обеспечивать сохранность документов (управленческих, финансово-хозяйственных, по личному составу и других);

- обеспечивать передачу на государственное хранение документов, имеющих научно-историческое значение, в архивные фонды в соответствии с согласованным перечнем документов;

- осуществлять оперативных бухгалтерский учет результатов производственной, хозяйственной и иной деятельности, вести статистическую бухгалтерскую отчетность, отчитываться о результатах деятельности в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством;
- выполнять иные обязанности в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Руководство ПМПК осуществляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности Правительством Омской области по представлению Министерства образования Омской области, согласованному с Министерством имущественных отношений Омской области из числа лиц, имеющих высшее дефектологическое образование. Специалисты ПМПК принимаются на работу и увольняются директором ГУ «ПМПК».

ГУ «ПМПК» сотрудничает с различными учреждениями и организациями Омской области.


^ В состав ГУ «ПМПК» входят 2 отдела:

1. Диагностико-аналитический отдел

В круг обязанностей диагностико-аналитического отдела входит:

Комплексная всесторонняя динамическая оценка нарушений в развитии; определение специальных образовательных потребностей, определение специальных условий получения образования, направление детей для консультирования в учреждения других ведомств, оформление коллегиального заключения, анализ «входящей» информации и результатов обследования ребенка на ПМПК. Формулирование и проверка гипотезы о структуре и динамике развития ребенка; Формирование базы данных о детях и подростках, прошедших через ПМПК;

2. Консультационно-методический отдел

^ В круг обязанностей консультационно-методического отдела входит:

Анализ деятельности системы ПМПК. Координация и контроль деятельности системы ПМПК; проведение методических совещаний, трансляция новых технологий; планирование и осуществление индивидуальной подготовки специалистов ПМПК, организация лекций, семинаров, тренингов для специалистов др. ведомств, рекомендации по реализации образовательного маршрута и сопутствующей помощи вне системы образования, консультирование детей и подростков; консультирование лиц, представляющих интересы детей, отслеживание судьбы детей, прошедших через ПМПК; контроль эффективности рекомендаций; просвещение населения, семей, специалистов, детского населения, управленцев разных ведомств и уровней, общественности. Информирование населения о социально-правовых гарантиях семей, детей и деятельности системы ПМПК.

^ Обращение в ПМПК


Инициатор обращения


Инициаторами обращения в ПМПК могут быть родители (законные представители), и, с согласия родителей (законных представителей), - работники учреждений и ведомств, сотрудничающих с ПМПК, обнаружившие показания к направлению ребенка на ПМПК.

Это могут быть:

- образовательные учреждения разных видов;

- лечебно-профилактические учреждения, в т.ч. дома ребенка;

- центры социальной защиты, бюро МСЭ;

- иные организации.

В реальной практике инициаторами обращения в ПМПК чаще других являются работники учреждений образования. Это не удивительно, так как большинство детей значительную часть времени проводят именно в образовательных учреждениях.

В образовательном учреждении любой работник (и специалисты, непосредственно работающие с детьми, и обслуживающий персонал) должен быть проинформирован о возможности обращения к председателю ПМП-консилиума или непосредственно к директору образовательного учреждения по поводу так называемых проблемных детей или детей группы риска. Такое обращение предполагает лишь донесение соответствующей информации до сведения указанных выше компетентных лиц, но ни в коем случае не допускает обсуждения проблемы ребенка при нем, обвинений в его адрес, других рассуждений, которые могут нанести травму психике ребенка.

Прежде чем будет решен вопрос о направлении ребенка в ПМПК, ребенка наблюдают специалисты ПМП-консилиума, которые, только с согласия родителей, могут провести соответствующие специальные обследования (психологическое, дефектологическое, логопедическое, медицинское и другие, в зависимости от имеющихся в ПМП-консилиуме образовательного учреждения специалистов).

Работникам учреждений и ведомств, обнаруживших соответствующие показания к направлению ребенка на ПМПК, необходимо в профессиональной, психологически и этически корректной и доступной для понимания форме рекомендовать родителям обратиться в ПМПК. Важно обосновать позитивную роль официального направления и прилагаемых к нему документов для решения имеющихся трудностей у ребенка.

Возможно обращение самих детей и подростков в любую из структур системы ПМПК. Для этого специалистам этих структур, в рамках просветительской деятельности, следует доносить до детей и подростков информацию о существовании ПМПК и ПМП-консилиумов образовательных учреждений и о тех услугах, которые они могут оказать детям и подросткам. Эту информацию необходимо представлять в доступной детскому восприятию и пониманию форме, обязательно сообщая о конфиденциальности (неразглашении тайны) приема. Дети и подростки должны быть проинформированы о том, что наиболее доступным для них является обращение в ПМП-консилиум образовательного учреждения, в котором они обучаются и воспитываются. Однако если по каким бы то ни было причинам они не хотят обнаруживать свою проблему непосредственно в образовательном учреждении, возможно обращение в ПМПК любого уровня. Самостоятельное обращение в ПМПК возможно с 12-летнего возраста, что не исключает приема детей и более раннего возраста при полной гарантии соблюдения и защиты их прав.


^ Консультационно-методический отдел


Основным направлением деятельности консультационно-методического отдела является, прежде всего, консультирование детей и подростков с минимальной мозговой дисфункцией, имеющих временные или несложные отклонения в обучении или поведении. Консультирование данной группы детей проходит при обязательном присутствии родителей или законных представителей ребенка, его классного руководителя или того учителя, на уроках которого происходят наиболее яркие проявления трудностей в обучении и поведении, самого ребенка.

Инициировать представление ребенка на консультацию может как классный руководитель, учитель, на уроках которого наиболее ярко проявляются проблемы ребенка, школьный психолог, социальный педагог, так и родители, которые со своей стороны заинтересованы в скорейшем, положительном решении возникающих проблем.

Необходимо сказать, что возраст детей, получающих консультацию специалистов консультационно-методического отдела, неограничен.

Для качественной и объективной оценки специалистами проблемы ребенка на консультацию необходимо предоставить:

  • медицинскую карту ребенка, где представлена наиболее полная картина развития ребенка, перенесенных им заболеваний и прочих факторов, повлиявших на его развитие;

  • рабочие тетради по тому предмету, который вызывает особые трудности в усвоении;

  • характеристику на ребенка, отражающую объективную ситуацию взаимоотношений ученика с учителем, одноклассниками, родителями или лицами, их заменяющими.

Предварительная беседа в присутствии всех специалистов отдела, проводится с инициатором представления ребенка на консультацию. Основная задача – осветить главную проблему ученика, схему его взаимодействия с учителями, одноклассниками, родителями.

Работа с каждым ребенком должна проводиться индивидуально. Возможно только присутствие родителей. Однако если в семье сложились недостаточно доверительные отношения или родители занимают излишне жесткую позицию в подходе к вопросу обучения и воспитания ребенка, допустима беседа один-на-один при пассивном участии родителей – они видят, но ничего не слышат и не могут повлиять на ответы школьника.

На завершающем этапе беседы присутствуют все участники консультации кроме ребенка. Выносится коллегиальное решение дальнейшего взаимодействия, возможная медикаментозная коррекция, разрабатывается программа психолого-педагогического сопровождения ученика, и обозначаются контрольные сроки и дальнейшие действия в зависимости от результативности коррекционной программы.

Не менее значимым направлением деятельности консультационно-методического отдела является проведение научно-практических семинаров для специалистов образования, медицины и социального развития населения. Семинары проводятся по трем направлениям:

  • для работников общеобразовательных учреждений (детские дома, школы), куда приглашаются заместители директора по учебной и воспитательной работе, руководители методических объединений начальных классов, социальные педагоги, психологи, медицинские работники школ);

  • для работников специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов, куда приглашаются заместители директора по учебной и воспитательной работе, руководители методических объединений начальных классов, социальные педагоги, психологи, медицинские работники);

  • для работников центров социальной реабилитации (учреждения системы социального развития населения), куда приглашаются педагоги и психологи, работающие с детьми с тяжелой патологией.

Основой для составления программы научно-практических семинаров являются наиболее острые вопросы, с которыми сталкиваются педагогические и медицинские работники в своей непосредственной каждодневной работе.

На сегодняшний день семинары проводятся по основным темам:

1. «Психологическая подготовка ребенка и родителей к прохождению обследования на основной психолого-медико-педагогической комиссии»

2. «Основные вопросы обучения и воспитания детей с проблемами в развитии в условиях общеобразовательных учреждений»

3. «Особенности обучения и воспитания детей с девиантным поведением в условиях общеобразовательных учреждений»

4. «Комплексное медико-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений»

5. «Особенности адаптации и социализации детей с тяжелой патологией интеллектуального развития в условиях индивидуальной работы»

6. «Подходы к воспитанию и обучению детей в современных условиях для воспитанников детского дома»

Каждый специалист консультационно-методического отдела разрабатывает программу своего выступления, основываясь на особенностях работы аудитории (педагоги, работники сферы социального развития или медицинские работники). Слушателям предлагается наглядный раздаточный материал, призванный помочь в дальнейшей ежедневной работе с детьми, имеющими минимальную мозговую дисфункцию или нарушения поведения.

Особое внимание в проведении семинаров отводится блоку ответов на вопросы аудитории. Это помогает работникам консультации выяснить актуальность тематики последующих семинаров.

Заинтересованность педагогических, медицинских и социальных работников в участии в проведении научно-практических семинаров, проводимых специалистами консультационно-методического отдела психолого-медико-педагогической комиссии, доказывает значимость и необходимость данного вида работы.


^ Основные итоги и перспективы дальнейшего развития ГУ «ПМПК»


Современный этап развития коррекционно-развивающего обучения характеризуется усилением внимания к особенностям психического и физического развития детей. В настоящее время неуклонно возрастает число детей с парциальными и множественными нарушениями развития, несформированностью эмоционально-волевых процессов. Это определяет содержание и методы коррекционного воздействия, создание специальных программ, индивидуализацию процессов обучения во всех типах учреждений.

Психологи и педагоги дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, специалисты ПМПК отмечают значительный рост числа обращений по поводу тех или иных видов школьной неуспешности или дезадаптации детей младшего школьного возраста. Дети старшего дошкольного возраста психологически недостаточно готовы к началу школьного обучения. Причем, во многих случаях общая оценка интеллектуального развития подобного контингента детей может и не выходить за пределы средненормативных показателей. В то же время, при более детальном изучении у них обнаруживается специфика двигательного, речевого, эмоционального развития, а так же несформированность предпосылок овладения программным материалом.

Таким образом, контингент детей с проблемами неуспешности – это в основном дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста, которые помимо проблем овладения программным материалом, суженного объема активного внимания и запоминания, двигательно беспокойны или заторможены, трудно подчиняемы инструкциям взрослых, инфантильны, значительно более утомляемы, чем их сверстники.

Данные проблемы в большей или меньшей степени характерны для различных видов отклоняющегося развития, и встречаются у детей массовых школ так же у детей, посещающих специальные (коррекционные) учреждения.

По последним статистическим данным Министерства образования РФ из 100% детей

41 % - дети с трудностями обучения;

22 % - дети с интеллектуальными нарушениями;

20 % - дети с речевыми нарушениями;

17 % - дети с сенсорными, эмоциональными и поведенческими расстройствами.

Одновременно отмечается, что психические расстройства имеют 10 % детей в возрасте до 3 лет, 45 % - детей дошкольного возраста. За время обучения в школе количество детей с нарушениями психики увеличивается на 5-6 % и к моменту окончания школы эта категория детей составляет около 80 %.

Практика диагностической и коррекционно-развивающей работы показывает, что психическая деятельность ребенка формируется на самых ранних этапах онтогенеза и, несомненно, протекает на фоне и в результате постоянного взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Поэтому коррекционно-развивающая работа с детьми с различными вариантами отклоняющегося развития должна включать специальные технологии и методы, базирующиеся на знаниях специальной детской психологии, нейропсихологии, психопатологии, сенсомоторной коррекции и т.д.

Особого внимания, в настоящее время, требует и проблема школьной дезадаптации детей сирот. Среди них преобладают учащееся с отклонениями в поведении, трудностями в общении. Чаще всего школьная дезадаптация возникает вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушений межличностных отношений, что формирует у него внутреннюю напряженность тревожность, агрессивность, конфликтность, ощущение неполноценности, ненужности, отверженности.

Все эти направления и особенности учитываются коллективом ГУ ПМПК. За 2006 год психолого-медико-педагогической комиссией были обследованы 1497 детей, проживающих в г.Омске и Омской области. Психолого-медико-педагогической комиссией практикуется проведение выездных, так называемых «кустовых», заседаний. А это значит, в течение недели специалисты ПМПК диагностируют и консультируют детей, родителей и педагогов близ лежащих районов, работая на базе специальной (коррекционной) школы. Для каждого ребенка было определено направление получения дальнейшего образования и даны рекомендации о типе образовательного учреждения и форме дальнейшего обучения и воспитания.


Количество детей, обследованных Областной ПМПК

Таблица 1



Количество детей

2005 г.

2006 г.

1

общее количество обследованных детей

953

1497

2

количество детей, обследованных в районах области

820

865

3

количество детей, обследованных в городе

133

632



Полученные данные свидетельствуют о повышении количества детей, прошедших освидетельствование на ПМПК в 2006 году, на 37,5%. Этот факт связан с переход городских образовательных учреждений на баланс областного бюджета, а следовательно и увеличением числа учреждений, комплектованием которых занимается областная психолого-медико-педагогическая комиссия.

По статистическим данным за 2006 год, большую часть детей, прошедших ПМПК составляют дети младшего школьного возраста.


Распределение детей, прошедших ПМПК по возрастным категориям

Таблица 2



год

возрастная группа

3 – 7 лет

7 – 11 лет

старше 11 лет

2005

70

668

215

2006

213

909

375


Следует отметить, что за последний год значительно увеличилось количество детей дошкольного возраста, прошедших обследование на ПМПК. А это значит, что уже на раннем этапе дети получат адекватную помощь и смогут избежать вторичных нарушений, осложняющих первичный дефект. Стоит отметить также, что увеличение категории детей старее 11 лет настораживает. Зачастую это дети, которые вовремя не прошли обследование на ПМПК, из-за желания педагогов сохранить класс-комплект.

Особого актуальным остается вопрос консультирования, определения индивидуального маршрута обучения и воспитания, адаптации в социуме детей, воспитывающихся в домах ребенка и детских домах. По данным статистического отчета за 2006 год на ПМПК заключения получили 265 детей, направленных государственными учреждениями, что составляет 17,7% от общего числа обследованных детей. Этим детям необходимо более детальное освидетельствование, разработка индивидуальной помощи, как медико-педагогической, так и социально-адаптационной, так как все они имеют различные проблемы развития: ослабленное здоровье, задержки психического развития, социально-педагогическую запущенность, отставание в развитии речи и другие.

На сегодня для обучения учащихся – воспитанников детских домов не созданы необходимые условия. Педагоги, обучающие их, не используют в работе программу коррекционно-развивающего обучения, с помощью которой можно скорректировать отклонения в развитии познавательной сферы и речи, восполнить пробелы в знаниях и помочь освоить программу средней общеобразовательной школы.

Анализируя данные о детях, прошедших освидетельствование на ПМПК, были выявлены основные группы отклонений в развитии.
  1   2   3   4   5   6

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические рекомендации подготовлены к изданию сотрудниками Государственного учреждения Омской области «Областная психолого-медико-педагогическая комиссия» icon Отчет о деятельности мбкду «Психолого-медико-педагогическая комиссия» города Соликамска

Методические рекомендации подготовлены к изданию сотрудниками Государственного учреждения Омской области «Областная психолого-медико-педагогическая комиссия» icon Э. А. Хасанова Государственное бюджетное учреждение Нефтекамская зональная психолого-медико-педагогическая

Методические рекомендации подготовлены к изданию сотрудниками Государственного учреждения Омской области «Областная психолого-медико-педагогическая комиссия» icon Областная психолого – медико – педагогическая служба

Методические рекомендации подготовлены к изданию сотрудниками Государственного учреждения Омской области «Областная психолого-медико-педагогическая комиссия» icon Методические рекомендации составлены сотрудниками Государственного учреждения науки Центрального

Методические рекомендации подготовлены к изданию сотрудниками Государственного учреждения Омской области «Областная психолого-медико-педагогическая комиссия» icon Методические рекомендации. М.: Гоу впо «мгмсу росздрава», М. Гоувпо «мма им. И. М. Сеченова», 2007,

Методические рекомендации подготовлены к изданию сотрудниками Государственного учреждения Омской области «Областная психолого-медико-педагогическая комиссия» icon Тематика лекций Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2

Методические рекомендации подготовлены к изданию сотрудниками Государственного учреждения Омской области «Областная психолого-медико-педагогическая комиссия» icon Методические указания "Лечение и профилактика сифилиса" были подготовлены сотрудниками цкви и утверждены

Методические рекомендации подготовлены к изданию сотрудниками Государственного учреждения Омской области «Областная психолого-медико-педагогическая комиссия» icon Методические рекомендации г. Красноярск, 2004г Методические рекомендации подготовлены директором
Организация работы учреждений здравоохранения при угрозе и проведении террористических актов
Методические рекомендации подготовлены к изданию сотрудниками Государственного учреждения Омской области «Областная психолого-медико-педагогическая комиссия» icon Внастоящее время в логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая

Методические рекомендации подготовлены к изданию сотрудниками Государственного учреждения Омской области «Областная психолого-медико-педагогическая комиссия» icon Методические рекомендации для акушеров-гинекологов, врачей-интернов, студентов Подготовлены к м.

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы