|
Скачать 0.52 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный университет» Кафедра логопедии и медико-биологических дисциплин Чигинцева Елена Геннадьевна Методические материалы для студентов по изучению дисциплины
Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой _____________________ (подпись зав. кафедрой) Магнитогорск, 2010^ Чигинцева Е.Г. доцент кафедры логопедии и медико-биологических дисциплин ведет основные курсы для студентов факультета педагогического образования и сервисных технологий: «Нарушения голоса», «Алалия», «Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками», «Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями». Елена Геннадьевна руководит дипломными и курсовыми работами, различными видами студенческих практик. Сфера научных интересов Чигинцевой Е.Г. лежит в области формирования семейного общения родителей и детей с нарушениями речи. Кроме того, ее интересуют проблемы методики преподавания специальных дисциплин, изучаемых на факультете. Она регулярно принимает участие во Всероссийских и международных, региональных и городских конференциях имеет 23 публикации, в том числе методическое пособие для студентов по логопедии, электронно-методические комплексы, компьютерную программу. Являясь учителем-логопедом, Чигинцева Е.Г долгое время занимается, в том числе, практической профессиональной деятельностью. ^ Цели курса: Усвоение теоретических и практических навыков и умений, которые позволяют овладеть системой восстановления голоса и творчески использовать в своей дальнейшей работе. ^ Ознакомление с механизмом формирования голоса с особенностями становления детского голоса, видами нарушений голосовой функции и приемами их исправления. Ознакомление с методикой обследования голосового аппарата. Ознакомление с содержанием работы по профилактике нарушений голоса, с современным состоянием проблемы нарушения голосовой функции. Особенности изучения дисциплины: 1) для изучения данной дисциплины студенты должны обладать знаниями по дисциплинам: в области логопедии и медицинских дисциплин.
Тема 1. Анатомо- физиологические особенности голосового аппарата. Участие в голосообразовании диафрагмы, легких, бронхов, трахеи, гортани, глотки, полости носа и придаточных пазух. Механизм голосообразования. Регулирующая роль коры головного мозга. Цель изучения: ознакомление с анатомо-физиологическим механизмом голосообразования Изучив данную тему студент должен: - знать: - механизм голосообразования с точки зрения анатомии и физиологии. - уметь:
При изучении темы 1 необходимо:
Особое внимание обратить на: - участие в голосообразовании диафрагмы, легких, бронхов, трахеи, гортани, глотки, полости носа и придаточных пазух. Механизм голосообразования. Регулирующую роль коры головного мозга. Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:
План практических/лабораторных/семинарских занятий по теме 1. 1.Анатомо-физиологическое строение речевого аппарата. 1.1. Основные отделы центрального и периферического речевого аппарата. 1.2.Периферический речевой аппарат. 1.3.Анатомо-физиологические особенности голосового отдела. 2. Механизм голосообразования. Задания для самостоятельной работы 1.Зарисовать строение речевого аппарата, обозначив центральную и периферическую часть речевого аппарата. 2.Зарисовать вертикальный разрез гортани. 3.Составить таблицу «Участие периферических органов речевого аппарата в голосообразовании».
4.Подготовить конспект работы №3, с.306-310 (см. учебно- методическое обеспечение курса и список литературы). 5. Использовать в подготовке к практической работе №7,с.6-21, №2,с.39-41, №1,с.15-20 ( см. список литературы) Занятие №2 Тема: Голос. Общая характеристика. 1.Акустические параметры голоса. 2.Теории голосообразования. 3.Харктеристика голоса в зависимости от способов подачи и целей использования. 4.Этапы развития детского голоса. Задания для самостоятельной работы 1.Подготовить таблицу «Акустические параметры голоса».
2.Подобрать примеры различных способов голосоподачи среди известных людей голосоречевых профессий. 3.Использовать в подготовке практической работы источники: № 3,с.308-310, №9,№10,с31-38 (см. список литературы). Занятие №3 Тема: История становления фонопедии и фониатрии. 1.Фонопедия и фониатрия и их место в комплексной коррекционной работе по восстановлению голоса. 2.Исторический путь становления наук. Задания для самостоятельной работы 1.Составить таблицу «Исторический путь становления фонопедиии, фониатрии».
2.Использовать в подготовке работы источники: №11,с.25-34, №12,с.203-204 (см. список литературы). Занятие№4 ^ 1.Различные подходы в вопросах этиологии, патогенеза, клиники нарушений голоса.(сравнить исследования Д.К. Вильсона, К-П Беккера и М. Совака, О.В.Правдиной, Е.С. Алмазовой, Е.В. Лавровой). 2.Классификации нарушений голоса, разработанные Е.С.Алмазовой и Е.В. Лавровой . Задания для самостоятельной работы 1.Составить таблицу « Классификация расстройств голоса у детей и подростков» по Е.С. Алмазовой. Отразить в таблице логопедический, медицинский, психологический аспект классификации. 2.Использовать в подготовке практической работы источники: №3,с.310-314, №4,с.6-9,№2,с.172-182,№5,с.67-69 ( см. список литературы). Занятие №5 Тема: Органические нарушения голоса. 1.Виды органических расстройств голосовых функций. 1.1.Периферические органические нарушения голоса. 1.2.Центральные органические нарушения голоса. 2.Методика логопедической работы. 2.1.Коррекционно-логопедическая работа по развитию голоса и речи у детей с доброкачественными опухолями. 2.2.Восстановление голоса после удаления гортани. 2.3.Восстановление голоса при парезах и параличах гортани. 2.4.Восстановление голоса при хронических ларингитах. Задания для самостоятельной работы 1.Составить таблицу «Содержание курса логопедических занятий по восстановлению голоса у детей»(по Е.С. Алмазовой).
2.Составить таблицу «Восстановление голоса после удаления гортани» и конспект работы №11,с.35-43(по С.Л.Таптаповой).
3.Составить таблицу «Восстановление голоса у детей с органическими изменениями гортани».
3.Подготовить конспект работы №15 с.152-167 (см. список литературы). 3.Использовать в подготовке практического занятия работы №4,с.54-58,с.59-133, №12,с.221-223(см. список литературы). Занятие №6 Тема: Функциональные нарушения голоса 1.Виды функциональных расстройств голосовой функции. 1.1.Периферические функциональные расстройства голоса . 1.2.Центральные функциональные расстройства голоса. 2.Восстановление функциональных нарушений голоса. Задания для самостоятельной работы 1.Подготовить конспекты работы №7,с.52-56,№12с224-225( см. список литературы). 2.Подготовить подбор логопедических игр на развитие силы голоса, используя работу №13. Занятие№7 Тема: Исследования голосовых функций 1.Методы исследования голосовой функции (клинические, инструментальные, педагогические). 2.Комплексное медико-педагогическое обследование больных с расстройствами голоса (составление карты обследования). Задания для самостоятельной работы 1.Подготовить конспект работы №11, с.71-78. 2.Использовать в подготовке работу №12, с.211-212, №11, с.71-78. Занятие№8 Тема: Профилактическая работа по предотвращению возникновения нарушений голоса. 1.Профилактика голосовых расстройств. 2.Влияние нарушений голоса на формирование личности. 3.Реабилитация больных с нарушением голоса. Задания для самостоятельной работы 1. Составить рекомендации по профилактике голоса для взрослых, детей, родителей. 2. Использовать в подготовке к практическому занятию: работу № 14,с.34-42, №3,с.99-302, №3,с.302-306, №7, с.84-85. Нулевой диагностический срез Дополни: 1.«Речь осуществляется анатомо – физиологическим аппаратом, состоящим из … и … органов речи». 2.«Периферический речевой аппарат состоит из отделов:….» 3.«В дыхательный отдел входит…» 4.«В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно несколько функций….». 5. «Вдох при речи становится более … и более …». Назови: 6.Перечислить основные типы дыхания. 7.Перечислить активные и пассивные органы артикуляционного аппарата. 8.Назвать резонирующие органы и полости. Контрольные текущие задания. Тест № 1. Тема: Механизм образования голоса. Вопрос 1. История развития фонопедии.
- военными действиями, - эпидемиями инфекционных заболеваний, - развитием торговли, - развитием театрального искусства, - влиянием религии, - развитием мореплавания. 3. Первичное возникновение наук: - фонопедия, - фониатрия. 4. Возникновение фонопедии связано с изобретением: - стетоскопа, - фонендоскопа, - микроскопа, - ларингоскопа. 5. Фонопедия – это …… Вопрос 2. Анатомо-физиологический механизм голосообразования.
- вдоха, - выдоха, - удлиненного вдоха, - удлиненного выдоха.
- глотке, - трахее, - гортани.
Вопрос 3 Акустические основы голосообразования. 1. Источник звука человеческого голоса- …. 2. Дать определение голоса. 3. Высота звука определяется …. 4. Сила голоса зависит от ….. 5. Звуки речи состоят из основного тона и многочисленных …. Количество в речи …. Определяет ….. 6. Дать определение резонанса. 7. Наиболее физиологически обоснованной считается …. Атака звука. 8. При нарушения слуха голос приобретает ….. 9. Глухой от рождения ребенок в младенческом возрасте - не имеет голоса - имеет голос - имеет измененный голос |