Методические материалы для студентов по изучению дисциплины Нарушение голоса icon

Методические материалы для студентов по изучению дисциплины Нарушение голоса





Скачать 0.52 Mb.
Название Методические материалы для студентов по изучению дисциплины Нарушение голоса
страница 1/2
Е.Г. доцент
Дата 04.03.2013
Размер 0.52 Mb.
Тип Руководство
  1   2
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»

Кафедра логопедии и медико-биологических дисциплин


Чигинцева Елена Геннадьевна


Методические материалы для студентов по изучению дисциплины

Нарушение голоса






Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой

_____________________

(подпись зав. кафедрой)


Магнитогорск, 2010




^

1. Основные сведения об авторе


Чигинцева Е.Г. доцент кафедры логопедии и медико-биологических дисциплин ведет основные курсы для студентов факультета педагогического образования и сервисных технологий: «Нарушения голоса», «Алалия», «Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками», «Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями». Елена Геннадьевна руководит дипломными и курсовыми работами, различными видами студенческих практик.

Сфера научных интересов Чигинцевой Е.Г. лежит в области формирования семейного общения родителей и детей с нарушениями речи. Кроме того, ее интересуют проблемы методики преподавания специальных дисциплин, изучаемых на факультете. Она регулярно принимает участие во Всероссийских и международных, региональных и городских конференциях имеет 23 публикации, в том числе методическое пособие для студентов по логопедии, электронно-методические комплексы, компьютерную программу.

Являясь учителем-логопедом, Чигинцева Е.Г долгое время занимается, в том числе, практической профессиональной деятельностью.
^



  1. Цели и задачи дисциплины


Цели курса:

Усвоение теоретических и практических навыков и умений, которые позволяют овладеть системой восстановления голоса и творчески использовать в своей дальнейшей работе.

^ Задачи курса:

Ознакомление с механизмом формирования голоса с особенностями становления детского голоса, видами нарушений голосовой функции и приемами их исправления. Ознакомление с методикой обследования голосового аппарата. Ознакомление с содержанием работы по профилактике нарушений голоса, с современным состоянием проблемы нарушения голосовой функции.


Особенности изучения дисциплины:

1) для изучения данной дисциплины студенты должны обладать знаниями по дисциплинам: в области логопедии и медицинских дисциплин.

  1. переход к изучению новой темы возможен только в случае выполнения всех заданий предыдущих разделов.
^

3. Перечень основных тем и подтем


Тема 1. Анатомо- физиологические особенности голосового аппарата.

Участие в голосообразовании диафрагмы, легких, бронхов, трахеи, гортани, глотки, полости носа и придаточных пазух. Механизм голосообразования. Регулирующая роль коры головного мозга.

Цель изучения: ознакомление с анатомо-физиологическим механизмом голосообразования

Изучив данную тему студент должен:

- знать:

- механизм голосообразования с точки зрения анатомии и физиологии.

- уметь:

  • анализировать возникновение патогенетических механизмов голосообразования.

При изучении темы 1 необходимо:

    1. изучить учебный материал: ссылки на учебники или учебные пособия из списка литературы в скобках с указанием страниц по теме;

    2. самостоятельно более подробно рассмотреть работы: Василенко Ю.С. Голос.- М., 2002; Максимова И. Фониатрия.- М., 1987.

Особое внимание обратить на:

- участие в голосообразовании диафрагмы, легких, бронхов, трахеи, гортани, глотки, полости носа и придаточных пазух. Механизм голосообразования. Регулирующую роль коры головного мозга.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

      • Роль дыхания в голосообразовании.

      • Роль голосовых складок в процессе голосообразования.

      • Участие надставной трубы в процессе образования голоса.

План практических/лабораторных/семинарских занятий по теме 1.

1.Анатомо-физиологическое строение речевого аппарата.

1.1. Основные отделы центрального и периферического речевого аппарата.

1.2.Периферический речевой аппарат.

1.3.Анатомо-физиологические особенности голосового отдела.

2. Механизм голосообразования.

Задания для самостоятельной работы

1.Зарисовать строение речевого аппарата, обозначив центральную и периферическую часть речевого аппарата.

2.Зарисовать вертикальный разрез гортани.

3.Составить таблицу «Участие периферических органов речевого аппарата в голосообразовании».



Название органа

Строение

Функции


Диафрагма







Легкие







Бронхи







Трахея







Гортань







Глотка







Полость носа и придаточных пазух







4.Подготовить конспект работы №3, с.306-310 (см. учебно- методическое обеспечение курса и список литературы).

5. Использовать в подготовке к практической работе №7,с.6-21, №2,с.39-41, №1,с.15-20 ( см. список литературы)


Занятие №2

Тема: Голос. Общая характеристика.

1.Акустические параметры голоса.

2.Теории голосообразования.

3.Харктеристика голоса в зависимости от способов подачи и целей использования.

4.Этапы развития детского голоса.


Задания для самостоятельной работы


1.Подготовить таблицу «Акустические параметры голоса».



Аспекты голоса

Ед. измерения

Определение

Сила







Высота







Тембр









2.Подобрать примеры различных способов голосоподачи среди известных людей голосоречевых профессий.

3.Использовать в подготовке практической работы источники: № 3,с.308-310, №9,№10,с31-38 (см. список литературы).


Занятие №3

Тема: История становления фонопедии и фониатрии.


1.Фонопедия и фониатрия и их место в комплексной коррекционной работе по восстановлению голоса.

2.Исторический путь становления наук.


Задания для самостоятельной работы


1.Составить таблицу «Исторический путь становления фонопедиии, фониатрии».



Исследователь

Годы работы

Методы лечения или педагогического воздействия











2.Использовать в подготовке работы источники: №11,с.25-34, №12,с.203-204 (см. список литературы).


Занятие№4

^ Тема: Виды нарушений голоса.


1.Различные подходы в вопросах этиологии, патогенеза, клиники нарушений голоса.(сравнить исследования Д.К. Вильсона, К-П Беккера и М. Совака, О.В.Правдиной, Е.С. Алмазовой, Е.В. Лавровой).

2.Классификации нарушений голоса, разработанные Е.С.Алмазовой и Е.В. Лавровой .


Задания для самостоятельной работы


1.Составить таблицу « Классификация расстройств голоса у детей и подростков» по Е.С. Алмазовой.

Отразить в таблице логопедический, медицинский, психологический аспект классификации.

2.Использовать в подготовке практической работы источники: №3,с.310-314, №4,с.6-9,№2,с.172-182,№5,с.67-69 ( см. список литературы).


Занятие №5

Тема: Органические нарушения голоса.


1.Виды органических расстройств голосовых функций.

1.1.Периферические органические нарушения голоса.

1.2.Центральные органические нарушения голоса.

2.Методика логопедической работы.

2.1.Коррекционно-логопедическая работа по развитию голоса и речи у детей с доброкачественными опухолями.

2.2.Восстановление голоса после удаления гортани.

2.3.Восстановление голоса при парезах и параличах гортани.

2.4.Восстановление голоса при хронических ларингитах.


Задания для самостоятельной работы


1.Составить таблицу «Содержание курса логопедических занятий по восстановлению голоса у детей»(по Е.С. Алмазовой).



Подготовительный этап логопедических занятий.

Восстановительный этап логопедических занятий









2.Составить таблицу «Восстановление голоса после удаления гортани» и конспект работы №11,с.35-43(по С.Л.Таптаповой).



Этапы лечения

1

2

3

4

Содержание логопедической работы















3.Составить таблицу «Восстановление голоса у детей с органическими изменениями гортани».



Этапы лечения

1

2

3

4

5

Содержание логопедической работы
















3.Подготовить конспект работы №15 с.152-167 (см. список литературы).

3.Использовать в подготовке практического занятия работы №4,с.54-58,с.59-133, №12,с.221-223(см. список литературы).


Занятие №6

Тема: Функциональные нарушения голоса


1.Виды функциональных расстройств голосовой функции.

1.1.Периферические функциональные расстройства голоса .

1.2.Центральные функциональные расстройства голоса.

2.Восстановление функциональных нарушений голоса.

Задания для самостоятельной работы


1.Подготовить конспекты работы №7,с.52-56,№12с224-225( см. список литературы).

2.Подготовить подбор логопедических игр на развитие силы голоса, используя работу №13.


Занятие№7

Тема: Исследования голосовых функций


1.Методы исследования голосовой функции (клинические, инструментальные, педагогические).

2.Комплексное медико-педагогическое обследование больных с расстройствами голоса (составление карты обследования).


Задания для самостоятельной работы


1.Подготовить конспект работы №11, с.71-78.

2.Использовать в подготовке работу №12, с.211-212, №11, с.71-78.


Занятие№8

Тема: Профилактическая работа по предотвращению возникновения нарушений голоса.


1.Профилактика голосовых расстройств.

2.Влияние нарушений голоса на формирование личности.

3.Реабилитация больных с нарушением голоса.


Задания для самостоятельной работы


1. Составить рекомендации по профилактике голоса для взрослых, детей, родителей.

2. Использовать в подготовке к практическому занятию: работу № 14,с.34-42, №3,с.99-302, №3,с.302-306, №7, с.84-85.

Нулевой диагностический срез

Дополни:

1.«Речь осуществляется анатомо – физиологическим аппаратом, состоящим

из … и … органов речи».

2.«Периферический речевой аппарат состоит из отделов:….»

3.«В дыхательный отдел входит…»

4.«В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно несколько функций….».

5. «Вдох при речи становится более … и более …».

Назови:

6.Перечислить основные типы дыхания.

7.Перечислить активные и пассивные органы артикуляционного аппарата.

8.Назвать резонирующие органы и полости.


Контрольные текущие задания.


Тест № 1.

Тема: Механизм образования голоса.

Вопрос 1. История развития фонопедии.

  1. Описание механизма голосообразования дано в трудах ученого средневековья ….




  1. Интерес к механизму голосообразования был вызван:


- военными действиями,

- эпидемиями инфекционных заболеваний,

- развитием торговли,

- развитием театрального искусства,

- влиянием религии,

- развитием мореплавания.

3. Первичное возникновение наук: - фонопедия,

- фониатрия.

4. Возникновение фонопедии связано с изобретением:

- стетоскопа,

- фонендоскопа,

- микроскопа,

- ларингоскопа.

5. Фонопедия – это ……


Вопрос 2. Анатомо-физиологический механизм голосообразования.

  1. Периферический речевой аппарат состоит из отделов: ……

  2. Грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей – это …..

  3. Речь образуется в фазе:

- вдоха,

- выдоха,

- удлиненного вдоха,

- удлиненного выдоха.

  1. Существенные отличия речевого дыхания от обычного.

  2. Голосовой отдел состоит из: ….

  3. Голосовые складки находятся в:

- глотке,

- трахее,

- гортани.

  1. Перстневидный, щитовидный, надгортанный, два черпаловидных … - это …..

  2. При фонации голосовые складки …., при дыхании ….

  3. Голосовая щель – это …..

  4. Гортань осуществляет три функции: …

  5. Артикуляционный отдел периферического речевого аппарата состоит из ….

  6. Надставная труба расположена …. .



Вопрос 3 Акустические основы голосообразования.

1. Источник звука человеческого голоса- ….

2. Дать определение голоса.

3. Высота звука определяется ….

4. Сила голоса зависит от …..

5. Звуки речи состоят из основного тона и многочисленных …. Количество в речи …. Определяет …..

6. Дать определение резонанса.

7. Наиболее физиологически обоснованной считается …. Атака звука.

8. При нарушения слуха голос приобретает …..

9. Глухой от рождения ребенок в младенческом возрасте

- не имеет голоса

- имеет голос

- имеет измененный голос

  1   2

отлично
  1
Ваша оценка:

Похожие:

Методические материалы для студентов по изучению дисциплины Нарушение голоса icon Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины: «Анатомия, физиология и патология

Методические материалы для студентов по изучению дисциплины Нарушение голоса icon Методические указания по изучению дисциплины и задания контрольных тестов для студентов, занимающихся

Методические материалы для студентов по изучению дисциплины Нарушение голоса icon Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология»

Методические материалы для студентов по изучению дисциплины Нарушение голоса icon Программа по изучению дисциплины анатомия с основами спортивной морфологии для студентов специальности

Методические материалы для студентов по изучению дисциплины Нарушение голоса icon Тематический план лекций для студентов 1 курса 2-го семестра стоматологического факультета по изучению

Методические материалы для студентов по изучению дисциплины Нарушение голоса icon Методические рекомендации по изучению теоретического материала по курсу «Частная медицинская вирусология»

Методические материалы для студентов по изучению дисциплины Нарушение голоса icon Нарушение голоса у детей раннего возраста

Методические материалы для студентов по изучению дисциплины Нарушение голоса icon Рекомендации для студентов по изучению дисциплины «Внутренние болезни» на 4 курсе Кардиоревматология:

Методические материалы для студентов по изучению дисциплины Нарушение голоса icon Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников
«Технология хранения и переработки животного сырья (по направлению: мясо и мясные продукты)»
Методические материалы для студентов по изучению дисциплины Нарушение голоса icon Справочник для студента по изучению дисциплины
Хирургия” для студентов высших медицинских учебных заведений Украины ІІІ-ІV уровней аккредитации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы