|
Скачать 73.8 Kb.
|
ТЕХНИКА РЕЧИ Т.Ю. Кулинкина Пояснительная записка Оратор всегда убеждает или должен убеждать. Аудитория же, на которую он хочет воздействовать, оценивает не только то, что он говорит, но и как говорит и каков сам ведущий. Психологи отмечают, что впечатление от личности говорящего слушатели склонны переносить на предмет речи. «Техника речи» – дисциплина речевого цикла, целью которой является подготовка будущего преподавателя к публичной речевой деятельности. Методологической основой предметов является учение К.С. Станиславского и Вл.Н. Немировича-Данченко об органических законах живой речи на сцене. Содержание курса обусловлено современными разработками проблем ораторской и публицистической речи, педагогики, психологии, теорией речевой деятельности. «Техника речи» – практическая дисциплина. Курс рассчитан на 40 часов. Только последовательное изучение и приобретение навыков способствует переходу от чисто технических навыков (дыхание, дикционная чистота, четкая артикуляция отдельных звуков и т.д.) к творческим – овладению яркой выразительностью, эмоциональностью и индивидуальной манерой речевого общения. Программа курса «Техника речи» включает в себя темы, теоретическое и практическое овладение которыми, необходимо преподавателю: дыхание, голос, артикуляция, дикция, орфоэпии и исправление явных диалектных отклонений. Студент должен подготовить свой речевой аппарат к активной речевой деятельности. ^ − освоение теоретических и научных знаний по вопросам голосообразования; − освоение фонационного дыхания, правильного голосоведения; − определить и зафиксировать свои дикционные недостатки, следуя указаниям педагога подобрать упражнения, основная цель которых – постепенное устранение этих дефектов; − выработка комплекса практических навыков, которые позволят поддерживать рече-голосовую систему в «рабочем» творческом состоянии; − выявление и исправления явных диалектных речевых признаков. ^ − снятие напряжения с дыхательной и окологлоточной мускулатуры; − освоение смешанно-диафрагматического типа дыхания и длинного выдоха; − тренировка внутриглоточной артикуляции; − выявления индивидуального центра голоса; − артикуляционная гимнастика и активная артикуляция гласных; − четкость произношения согласных и их созвучий с гласными; − тренировка правильного произношения гласных и согласных в слоге и слове, простых скороговорках; − закрепление дикционных навыков произношения звуков во фразе, усложненной скороговорке, небольших стихотворных и прозаических текстах. − развитие фонационного дыхания, освоение комплекса общих и индивидуальных упражнений для подготовки речевого аппарата к звучанию непосредственно перед выступлением у микрофона; − теоретическое и практическое знакомство с понятиями «литературная норма» и «говор»; − тренировка произношения гласных звуков в ударном и безударном положении, произношение согласных звуков и их сочетаний, − тренировка слаженной работы дыхания, артикуляции и голоса на материале пословиц, поговорок, небольших публицистических текстах. ^ Тема 1. Введение в предмет (2 часа) Техника речи как основа звучащей речи. Требования к технике речи, предъявляемые современной педагогикой. ^ Центральная нервная система как главный орган управления голосом и речью. Условные и безусловные рефлексы. Понятие динамического стереотипа. Как формируется динамический стереотип (двигательный навык). Первая и вторая сигнальная система. Физиологическое учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. ^ Краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата. Два отдела речевого аппарата: центральный и периферический. Три системы периферического отдела: голосовая, артикуляционная, дыхательная. Гигиена голоса. Предупреждение заболеваний верхних дыхательных путей. Влияние курения и алкоголя на голосовые связки. Голосовые перегрузки и пути устранения голосовой усталости. Недостатки речевого голоса и пути их исправления (афония, дисфония, фоностения, гнусавость и т.д.) Диагностирование индивидуальных речевых качеств студента и составление индивидуальных тренингов. Специальная гимнастика речеголосовых связок. ^ Роль дыхания в воспитании речевого голоса. Строение дыхательной системы. Дыхательная мускулатура: мышцы вдыхатели и мышцы выдыхатели. Особенности газо-обменного (физиологического) и речевого (фонационного) дыхания. Концепция рефлекторной деятельности дыхания и речевого голоса. Типы и виды дыхания. Смешанно-диафрагмальный тип дыхания как основа постановки речевого голоса. Воспитание осанки. Роль верхних дыхательных путей (нос с придаточными пазухами, глотка гортань, трахея) в работе над голосом и дыханием. Преимущество носового дыхания перед ротовым. Влияние работы гортани и артикуляционного аппарата на процесс дыхания в развитии речевого голоса. Тренировка мышц дыхательного аппарата, воспитание верного смешанно-диафрагмального типа дыхания. Упражнения, направленные на поиск центра тяжести тела, выработка правильной осанки. Воспитание навыков носового дыхания, опоры дыхания, ощущения свободы в области грудной клетки и грудного резонирования во время фонационного выдоха. Непрерывность и плавность дыхания во время тренировки. Тренировка фонационного дыхания на текстах (скороговорки, стихи и проза с большими речевыми периодами). ^ Теории голосообразования. Физиологические свойства речевого голоса. Сила речевого голоса. Высота речевого голоса. Диапазон (объем) голоса. Тембр голоса. Профессиональные свойства голоса (звучность, легкость, сила, выносливость и т.д.). Роль резонаторов в работе над голосом. Строение резонаторной системы. Начало звукообразования; атака звука (твердая, мягкая, предыхательная). Регистры речевого голоса. Нахождение центра голоса. Вибрационный массаж. Упражнение по расширению диапазона голоса, развитию гибкости, звучности, выносливости с использованием текстов. Расширение динамического диапазона речевого голоса. ^ Роль артикуляционных органов в образовании звуков речи. Строение артикуляционного аппарата. Артикуляционные нормы произношения звуков. Артикуляционное различие гласных и согласных звуков. Две формы существования языка (речь звучащая и письменная). Соотношение буквы с фонемой. Артикуляционная гимнастика (упражнения для губ, языка, челюсти). Артикуляция гласных звуков. Таблицы гласных. Согласные звуки. Артикуляция взрывных, фрикативных, сонорных, свистящих, шипящих согласных и аффрикат. Упражнения на тренировку произношения согласных в сочетании с гласными в слогах, словах, сочетаниях слов, пословицах и поговорках. Практическая работа по выработке верных дикционных навыков. Комплексная релаксационная гимнастика дыхания, артикуляция, резонирования, тренировка дыхания со звуком и текстом. Подключение активной работы артикуляционного аппарата в постановке голоса. Упражнения на координацию речи и движения. Координация дыхания, голоса и артикуляции. Использование в голосо-речевом тренинге упражнений, направленных на воспитание речевого ритма. ^ Роль ударения в орфоэпии. Ударение как интонационный и смысловой центр слова. Особенности русского ударения. Практическая работа над ударением: контроль педагога, контрольные билеты. Составление индивидуальных словарей и антисловарей. Гласные звуки. Качественная и количественная редукция. Основная таблица гласных. Йотированные гласные. Тренировка произношения безударных О и А в начале слова, в предударной и заударной позициях, сочетаний ОО, АА , ОА и АО; АУ и ОУ; ОИ и АИ; Предударный А после Ш, Ж. Безударные Е и Я. Случаи произношения безударных Е и Я с йотой. Предлоги и отрицательная частица НЕ. Нормативные словари для ведущих радио и телеэфира. Методические принципы работы со словарем. Практическое освоение правил произношения гласных: прослушивание фонопособий с образцовой речью и с орфоэпическими отклонениями, транскрибирование текстов, произношение вслух текстов с обязательным контролем, запись на аудио и видио аппаратуре, анализ. ^ Оглушения согласных в конце слова. Закон ассимиляции (уподобления) по мягкости и глухости-звонкости. Произношение двойных согласных. Произношение звукосочетаний СШ и ЗШ; СЖ, ЗЖ и ЖЖ (в корне слова и на стыке приставки и корня); СЧ и ЗЧ ( в корне и на стыке); ЗДЧ и ЖЧ; СЩ; ТЩ; ТЧ и ДЧ; Особенности произношения сочетаний ЧТ и ЧН; сочетание –ШЬСЯ в окончаниях глаголов; глагольное окончание –ТСЯ, ТЬСЯ; ДС и ТС в прилагательных; ДЦ и ТЦ; ДСК в конце слова. Выпадение отдельных звуков в сочетаниях СТН, ЗДН, СТЛ, СТСК, НДСК и др. Произношение ШН и ЧН в женских отчествах. Допустимые нормы произношения имен и отчеств. Практическая работа по усвоению норм произношения звукосочетаний в слове и фразе. Тренировка произношения звукосочетаний в скороговорках, в стихотворных и прозаических небольших текстах. Составление индивидуальных тренингов по выработке навыков произношения. Примечание: возможны индивидуальные консультации. На индивидуальных занятиях составляется «речевой портрет» конкретного слушателя, определяются голосовые и речевые недостатки, методы их исправления, проводятся контрольные аудио и видео записи. Индивидуальные занятия являются и формой контроля за самостоятельной работой студента. Контрольное задание В начале семестра слушатель самостоятельно готовит текст лекции к аудиозаписи. Вместе с педагогом анализирует звучание голоса, дикционные недостатки, составляет индивидуальный тренинг по развитию дыхания, совершенствованию и развитию голоса; подбираются индивидуальные упражнения по исправлению конкретных дикционных недостатков. В конце семестра представляет контрольную аудиозапись или читает часть своей лекции на аудиторию слушателей с последующим самостоятельным анализом голосо-речевых изменений. Составляет индивидуальный голосо-речевой тренинг для закрепления и совершенствования навыков голосоведения и речи. Библиографический список
|