|
Скачать 237.73 Kb.
|
ФГАОУ ВПО «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЦМК ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН Л.Б. Гончарова Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ Рассмотрено и утверждено на заседании ЦМК протокол № _2_ от «_26_» _09_2012 г. председатель ЦМК _____________Н.В.Бирюкова БЕЛГОРОД УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ! Предлагаемая вашему вниманию рабочая тетрадь – дидактическая часть учебного комплекса по изучаемой дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии». Она предназначена для самостоятельной работы студентов и содержит различные вопросы и задания (в виде таблиц, схем, рисунков и т.п.), в том числе тестовые. Они помогут усвоить представленные в лекции и учебнике материалы, а также закрепить, систематизировать и проконтролировать свои знания. Материал в рабочей тетради располагается в хронологической последовательности, предусмотренной тематическим планом учебного цикла. Сначала следует внимательно прочитать изучаемый параграф учебника, рассмотреть иллюстрации и подписи к ним, ответить на поставленные вопросы, а затем выполнить задания, предложенные в рабочей тетради. При затруднении в выполнении какого-либо задания следует вернуться к соответствующей тематике конспекта лекции или учебника и с их помощью выполнить предложенное задание. Задания повышенной трудности, в том числе требующие для их выполнения использования дополнительных источников, обозначены звездочкой ***. ^
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Заполните пропуски в таблице в соответствии с правилами биноминальной номенклатуры микроорганизмов.
Задание 3. Подпишите типы морфологических форм бактерий, изображенных на рисунке. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 1 2 3 4 5 1 – 4 – 2 – 5 – 3 – Задание 4. Рассмотрите рисунок. Напишите названия структур бактериальной клетки, обозначенных цифрами. ![]() 1 – 4 – 2 – 5 – 3 – 6 – ***Задание 5. Рассмотрите рисунки и ответьте на предложенные вопросы. Вопрос 1. Какой метод диагностики используется? ![]() Вопрос 2. Оценка каких свойств микроорганизмов проводится? ![]() Вопрос 3. Какой метод используется для диагностики ВИЧ-инфекции? ![]() Вопрос 4. Оценка каких свойств микроорганизмов показана на рисунке? ![]() Вопрос 5. Опишите морфологические и тинкториальные свойства Clostridium botulinum. ![]() ^ Задание 1. Пользуясь материалом параграфа, составьте план ответа по теме «Общая характеристика простейших»._____________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Задание 2. Рассмотрите изображенных на рисунке представителей подцарства Одноклеточные. Напишите, к каким типам одноклеточных они относятся. 1. ![]() ![]() ![]() 4. ![]() ![]() ![]() 1 – 3 – 2 – 4 – Задание 3. Зарисуйте схему строения Balantidium coli. Подпишите названия частей ее тела. Какую роль в процессе жизнедеятельности они выполняют? 1 - _____________________________ 2 - _____________________________ 3 - _____________________________ ***Задание 4. Выполните лабораторную работу «Определение накопления (концентрации) цист» (см. «Справочник медсестры-лаборантки / С.И. Баулин. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 349 с. – (Медицина).).
Задание 5. Паразитические простейшие. Значение простейших. Выпишите номера характеристик каждого из приведенных понятий. Паразит: __________________________________________________________ Хозяин: ___________________________________________________________ Переносчик паразита: _______________________________________________ Характеристики
***Задание 6. Заполните таблицу «Паразитические простейшие».
Задание 7. Пользуясь материалом параграфа, составьте план ответа по теме «Общая характеристика червей». _________________________________ Задание 8. Рассмотрите рисунок «Жизненный цикл печеночного сосальщика» и обозначьте на нем основные стадии развития этого паразита. ![]() 1 - 4 – 2 - 5 – 3 - 6 – Задание 9. Рассмотрите рисунок. Какие приспособления имеет бычий цепень к паразитическому образу жизни? Подпишите их на рисунке. ![]() ![]() __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Задание 10. Составьте схему развития аскариды. Задание 11. Выполните лабораторную работу «Строение описторхид». ![]()
Задание 12. Составьте план профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний энтеробиозом в ДДУ.
Задание 13. Рассмотрите рисунок представителей отряда «Клещи» и сделайте подписи к нему. 1. ![]() ![]() ![]() 4. ![]() ![]() 1 – 4 – 2 – 5 – 3 – Задание 14. Заполните таблицу «Насекомые – переносчики возбудителей заболеваний», используя материал лекций и дополнительную литературу.
^ Задание 1. Заполните пропуски в таблице, характеризующие соподчинение, используемых в Международной терминологии:
Задание 2. Зарисуйте схему строения вирусов (по одному из предложенных вариантов): Вариант 1. Морфологическая форма вириона вируса гриппа. Вариант 2. Морфологическая форма вириона аденовируса. Вариант 3. Морфологическая форма вириона вируса парагриппа Вариант 4. Морфологическая форма вируса гепатита В. Вариант 5. Ультраструктура зрелого вириона ВИЧ. Задание 3. Решите кроссворд.
^ 3 – антивирусный препарат; 5 – противоэпидемическое мероприятие при вспышке ветряной оспы в детском саду 7 – сущность процесса взаимодействия фага с бактериальной клеткой. ^ 1 – заболевание, по которому известный русский клиницист С.П. Боткин провел глубокие исследования и указал на его инфекционную природу; 2 – вирус гриппа по своей природе является *** - содержащим; 4 – лекарственный препарат, используемый для лечения симптомов простуды; 6 – часть света, являющаяся природно-очаговой зоной японского энцефалита. ***Задание 4. Составите диаграмму общей заболеваемости: Вариант 1. вирусным гепатитом А по Белгородской области и в Российской Федерации в 20__ - 20__ гг. и сделайте соответствующие выводы. Вариант 2. вирусным гепатитом В по Белгородской области и в Российской Федерации в 20__ - 20__ гг. и сделайте соответствующие выводы. Вариант 3. вирусным гепатитом С по Белгородской области и в Российской Федерации в 20__ - 20__ гг. и сделайте соответствующие выводы. Вариант 4. ВИЧ по Белгородской области и в Российской Федерации в 20__ - 20__ гг. и сделайте соответствующие выводы. Тренировочные задания 5. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных: А1. Организмы, которые не имеют клеточного строения, называют 1) простейшими 3) вирусами 2) бактериями 4) грибами А2. Вирусы являются 1) хищниками 3) внешними паразитами 2) всеядными 4) внутриклеточными паразитами А3. Неклеточные формы жизни изучает наука 1) ихтиология 3) зоология 2) вирусология 4) ботаника А4. Вирусным заболеванием не является 1) туберкулез 3) гепатит 2) грипп 4) бешенство А5. Начало изучения нового раздела биологии – вирусологии – заложено 1) Д.К. Заболотным 3) И.И. Мечниковым 2) Д.И. Ивановским 4) С.Н. Виноградским ^ В1. К кишечным инфекциям вирусной этиологии относятся 1) бруцеллез 4) ветряная оспа 2) полиомиелит 5) назофарингит 3) ротавирусная инфекция 6) серозный менингит В2. К инфекциям дыхательных путей вирусной этиологии относятся 1) туберкулез 4) корь 2) грипп 5) краснуха 3) сальмонеллез 6) ящур В3. К кровяным инфекциям вирусной этиологии относятся 1) ГЛПС 4) клещевой энцефалит 2) корь 5) брюшной тиф 3) желтая лихорадка 6) эшерихиоз В4. К инфекциям наружных покровов вирусной этиологии относятся 1) корь 4) клещевой энцефалит 2) бешенство 5) ящур 3) шигеллез 6) В5. Кровоконтактными гепатитами являются 1) ВГА 4) ВГD 2) ВГВ 5) ВГС 3) ВГЕ 6) ВИЧ ***Задание 6. Назовите имена трех лауреатов Нобелевской премии 2008 года по медицине. ^ ***Задание 1. Выполните практическую работу «Взятие мазка из зева для бактериологического исследования» (Учебник «Микробиология», Ф.К. Черкес). Составьте этапы по технике выполнения манипуляции и сделайте необходимые подписи. Задание 2. Постройте график накопления микроорганизмов при развитии инфекционного процесса. ^ 20 апреля у ребенка 5 лет диагностирована ветряная оспа. Инкубационный период: 11- 17 дней. Продромальный период: 1 день. Заразительность периода разгара болезни: 5 – 7 дней. ![]() Задание 3. Пользуясь материалом лекции, составьте рисунок-схему «Объекты внешней среды как факторы передачи инфекции» по предложенному образцу. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() - ВИЧ ![]() Шприц «Рекорд» Вариант 1. Вода водопроводная. Вариант 2. Вода колодезная. Вариант 3. Вода речная. ***Задание 4. Вам представлены химиотерапевтические препараты, применяемые для лечения инфекционных заболеваний. Проведите группировку и соотнесите цифровые обозначения антимикробных препаратов по фармакотерапевтическим группам, пользуясь материалом по фармакологии: 1. ![]() ![]() ![]() 4. ![]() ![]() ![]() 7. ![]() ![]() ![]() 10. ![]() ![]() 1 – антибиотики. 2 – сульфаниламидные препараты. 3 – нитрофураны. 4 – противотуберкулезные препараты. 5 – хинолоны. ***Упражнения и тесты для самоконтроля 5. Укажите, какие утверждения верны, а какие ошибочны: А. У ребенка 5 лет на 23-й день пребывания в травматологическом отделении диагностирована корь: а) это внутрибольничное инфицирование; б) это занос кори в отделение; в) заболевшего корью перевести в бокс; г) заболевшего корью оставить в отделении; д) провести в отделении заключительную дезинфекцию; е) заключительную дезинфекцию в отделении не проводить; ж) выявить среди контактных не болевших корью и не привитых против кори з) непривитым и не болевшим корью ввести живую коревую вакцину; и) непривитым и не болевшим корью ввести иммуноглобулин; к) контактным, не болевшим корью, вести медицинское наблюдение в течение максимального инкубационного периода. Б. В психоневрологическом отделении стационара у пациента Г., 38 лет, на 15-й день госпитализации диагностировании дифтерия ротоглотки: а) это внутрибольничное инфицирование; б) это занос дифтерии в отделение; в) заболевшего дифтерией оставить в отделении; г) заболевшего дифтерией перевести в инфекционную больницу; д) провести в отделении заключительную дезинфекцию; е) заключительную дезинфекцию в отделении не проводить; ж) за контактными вести медицинское наблюдение в течение 7 дней; з) провести бактериологическое обследование контактных; и) ввести контактным противодифтерийную сыворотку; к) ввести контактным АДС-М анатоксин в зависимости от прививочного анамнеза. В. У ребенка 7 лет на 4-й день пребывания в терапевтическом отделении клинически диагностирована острая дизентерия: а) это внутрибольничное инфицирование; б) это занос дизентерии в отделение; в) заболевшего дизентерией перевести в инфекционную больницу; г) заболевшего дизентерией оставить в отделении, поместив в отдельную палату; д) заболевшего дизентерией оставить в стационаре, поместив в бокс; е) провести в отделении заключительную дезинфекцию; ж) заключительную дезинфекцию в отделении не проводить; з) за контактными вести медицинское наблюдение в течение 7 дней; и) провести бактериологическое обследование контактных; к) контактным провести ректороманоскопию; л) контактным ввести нормальный человеческий иммуноглобулин; м) контактным назначить антибиотики; н) контактным экстренную профилактику не проводить. ^ ***Задание 1. История становления иммунологии. Благодаря выдающимся исследованиям этих ученых в недрах микробиологии зародилось и сформировалось учение об иммунитете. Подпишите их фамилии и охарактеризуйте их вклад в развитие науки. 1. ![]() ![]() ![]() ![]()
Задание 2. Зарисуйте схему «Органы иммунитета и иммунокомпетентные клетки». Подпишите названия центральных и перефиферических органов». Тренировочные задания 3. Дополните ответ:
***Решите ситуационные задания 4.
***Задание 5. Провести экспертную оценку динамики индивидуальных туберкулиновых проб согласно записи в медицинской справке Ф. № 086 / у. Задание 6. Составьте санбюллетень по одной из выбранных тем:
***Задание 7. Вам представлены иммунобиологические препараты, применяемые в медицинской практике. Проведите группировку и соотнесите цифровые обозначения ИБП по группам, пользуясь материалом параграфа: 1. ![]() ![]() ![]() 4. ![]() ![]() ![]() 7. ![]() ![]() ![]() 10. ![]() ![]() ![]() 13. ![]() ![]() ![]() 1. Вакцины - 2. Анатоксины - 3. Лечебно-профилактические сыворотки – 4. Иммуноглобулины - 5. Бактериофаги - 6. Аллергены - 7. Эубиотики - 8. Интерфероны - 9. Диагностикумы - 10. Иммуномодуляторы - ОГЛАВЛЕНИЕ Как работать с тетрадью ………………………………………….. 2 Введение …………………………………………………………… 3 Тема 1. Основы медицинской бактериологии и микологии…….. 4 Тема 2. Медицинская паразитология …………………………….. 7 Тема 3. Основы вирусологии. Бактериофаги ……………………. 12 Тема 4. Учение об инфекции. Эпидемический процесс ………… 15 Тема 5. Основы иммунологии …………………………………….. 18 |