|
Скачать 0.51 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Республиканский методический центр по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию Государственное высшее учебное учреждение «Гродненский государственный медицинский университет» ![]() УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ И ПРОФИЛАКТИКЕ ВНУТРИБОЛЬНИЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ ДЛЯ ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ^ по специальности организация сестринского дела 1 - 79 01 06 (150 часов) МИНСК 2004 г. Учебная программа по инфекционным болезням и профилактике внутрибольничных инфекций для студентов факультетов медицинских сестер с высшим образованием разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом «Высшее образование», специализация 1 - 79 01 06 «Сестринское дело», утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 30.12.1998 г. Программа разработана сотрудниками кафедры инфекционных болезней Гродненского государственного медицинского университета: зав. кафедрой профессором, доктором мед. наук Цыркуновым В.М., профессором, доктором мед. наук Васильевым В.С., доцентом, кандидатом мед. наук Богуцким М.И. и ассистентом Волосач О.С. Программа утверждена Центральным научно-методическим Советом университета (протокол № __2___ от _28 ноября_____ 2003 г.) Рецензенты:
профессор, доктор мед. наук Карпов И.А.
доцент, кандидат мед. наук Вольф С.Б. Программа по инфекционным болезням и профилактике внутрибольничных инфекций для студентов факультетов медицинских сестер с высшим образованием прошла согласование в государственном учреждении «Республиканский методический центр по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию» Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Программу разрешается размножить в необходимом количестве без внесения изменений по тексту. ^ Цель программы: подготовить специалистов сестринского дела к самостоятельной работе в лечебных стационарах и поликлинических учреждениях по организации и обеспечению лечебно-диагностического процесса, ухода за больными при инфекционной патологии, обучить основам профилактики внутрибольничных инфекций (ВБИ) в лечебно-профилактических учреждениях различного профиля. Задачи:
Формирование новой для Республики Беларусь высшей медицинской специальности 1 - 79 01 06 «организация сестринского дела» (на базе среднего специального образования) потребовало создания типовой учебной программы по инфекционным болезням и внутрибольничным инфекциям. Особенностью указанной программы, отличающей ее от типовой учебной программы лечебно-профилактического факультета является не только отмеченные цели и задачи, но и то, что программа основой своей стоит на предшествующей подготовке студентов, полученной в период учебы в медицинском училище. Если принять во внимание, что получение высшего медицинского образования по специальности «сестринское дело» предполагает подготовку в основном кадров организаторов сестринского дела (старшие и главные медицинские сестры, преподаватели сестринского дела и т.д.), то вполне понятно, что получение более высокого уровня знаний по медико-биологическим и клиническим дисциплинам должно сочетаться с современными достижениями в области организации лечебно-диагностического дела и выхаживания инфекционного больного. Известно, что инфекционная патология составляет значительный удельный вес на приеме в поликлинике (терапевт, педиатр до 75%) особенно в периоды эпидемического подъема. Интенсивная миграция населения не исключает, а наоборот, увеличивает возможность появления экзогенных инфекций и, что особенно важно, совершенно новых и особоопасных инфекций. Появление ВИЧ-инфекции и других новых инфекций только обострило эту ситуацию. Программа, тематический план лекций и лабораторных занятий по инфекционным болезням для студентов сестринских факультетов ориентированы не только на повышение общей подготовки по этой патологии, но и существенное их осовременивание в целях обеспечения достаточного уровня подготовки их как организаторов работы со средним медперсоналом как в условиях стационаров, так и поликлиник. В основе преподавания положены принципы нозологии, эпидемиологического и этиологического группирования инфекций, что обеспечивает наработку в процессе обучения научного подхода и восприятию сведений по этиологии, эпидемиологии, патогенезу, клинике, диагностике, лечению, уходу и профилактике инфекционных болезней. Наряду с обязательными интеграционными преемственными тенденциями в обеспечении учебного процесса (микробиология, вирусология, иммунология, патология, биохимия, внутренние болезни, нервные болезни, детские болезни и т.д.), данная программа сама по себе предшествует и является базовой основой для логически связанной с ней программой «Профилактика внутрибольничных инфекций». Профилактика внутрибольничных инфекций (ВБИ) в различных лечебно-профилактических учреждениях - актуальнейшая задача всех медицинских работников. Наслаиваясь на основное заболевание, ВБИ утяжеляют его течение, снижают качество, эффективность и безопасность проведенного даже на высоком научном уровне лечения, увеличивают летальность. Кроме того, увеличивается продолжительность занятости больничной койки, инвалидизация, что ведет к большим трудовым потерям и увеличивает материальные затраты на дополнительное лечение, социальное обеспечение, на проведение комплекса противоэпидемических мероприятий, а также подрывается доверие населения к медицинским работникам. В связи с этим, внутрибольничные инфекции представляют актуальность не только с точки зрения патологии, т.е. вреда наносимого здоровью людей, но и социально-экономической и морально-этической сторон проблемы. Основными методами обучения на сестринском факультете по инфекционным болезням и профилактике внутрибольничных инфекций являются лабораторные занятия и лекционный курс. Часть фактического материала предполагается изучить самостоятельно и путем внеаудиторной работы. Лекционный курс посвящен актуальным проблемам инфекционной патологии и нацелен на информацию о достижениях мировой науки по вопросам этиологии, эпидемиологии, патогенеза, клиники, диагностики, лечения, ухода и профилактики. Тематический план составлен с учетом конкретной значимости и особенностей краевой патологии в Республике Беларусь. Отдельные лекции или их разделы носят обзорный или проблематичный характер. Лабораторные занятия проводятся в соответствии с ниже представленным тематическим планом. Освоение инфекционной патологии проводится путем организации непосредственного опроса больных, выяснения эпидемиологического анамнеза, изучения симптоматологии, оценкой обоснованности необходимого объема обследования, лечения, ухода и технологии ведения установленной документации. Особое место в объеме практических занятий занимают вопросы организации работы инфекционного стационара и инфекционного кабинета поликлиники. Контроль посещаемости занятий и освоения материала путем опроса, решения ситуационных задач, оформления документации (учебные формы) осуществляется постоянно. Лекционный курс и тематика лабораторных занятий в рабочей программе могут подвергаться коррекции ежегодно. По окончании подготовки студенты сдают дифференцированный зачет. В процессе обучения возможно использование самостоятельной работы студентов (аудиторный и внеаудиторный). Вариантами аудиторной самостоятельной работы являются: работа с учебными и методическими пособиями, блоками информации, копиями историй болезни (редкая или экзотическая патология), просмотр учебных диафильмов, кино- и видеофильмов, комплектов слайдов, альбомов и атласов, оформление учетной и отчетной документации. Внеаудиторная самостоятельная работа отличается от аудиторной в основном только тем временем, которое используется для получения знаний. При внеаудиторной самостоятельной работе шире рекомендуется работа с монографической литературой, редкими учебниками, отдельными пособиями, восполняющими дефицит материала в основной учебной литературе. В ряде случаев при внеаудиторной работе студент готовит доклады, рефераты по избранным темам, докладывает их на лабораторных занятиях или конференциях СНО во внеучебное время. На основании вышеизложенного в настоящей программе выделяется минимум содержания по инфекционным болезням: - классификация инфекционных болезней; - периоды развития инфекционного заболевания; - особенности эпидемического процесса при инфекционных заболевания; - клинические симптомы и синдромы основных инфекционных заболеваний; - основные методы диагностики инфекционных заболеваний; - клинические и эпидемиологические показания к госпитализации инфекционных больных; - правила эвакуации и госпитализации инфекционных больных; - принципы терапии инфекционных больных; - принципы и методы профилактики инфекционных болезней; - диспансеризация переболевших и функции КИЗа; - противоэпидемический режим инфекционного стационара и мероприятия на дому; - неотложные противоэпидемические (режимные) мероприятия при ООИ. I. Общее количество часов, время, отводимое на лекции, лабораторные занятия и форма контроля знаний и умений при очной форме обучения (табл. 1) Таблица 1
II. Тематический план лекций Таблица 2
III. Тематический план практических занятий Таблица 3
^ |