Учебная программа курса переподготовки для фельдшеров, акушерок, медицинских сестер согласовано icon

Учебная программа курса переподготовки для фельдшеров, акушерок, медицинских сестер согласовано





Скачать 0.8 Mb.
Название Учебная программа курса переподготовки для фельдшеров, акушерок, медицинских сестер согласовано
страница 1/3
Дата конвертации 12.02.2013
Размер 0.8 Mb.
Тип Тематический план
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО здравоохранения республики Беларусь


учреждение образования

«белорусскИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


УТВЕРЖДАЮ

Директор учреждения образования «Белорусский государственный медицинский колледж»

______________ А.Э. Вальчук

_____ ______________ 200_ г.


РЕНТГЕНОЛОГИЯ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


курса переподготовки

для фельдшеров, акушерок, медицинских сестер


СОГЛАСОВАНО


Начальник Учебно-методического

отдела государственного

учреждения образования

«Белорусская медицинская академия

последипломного образования»

________________Л.А. Фролов

___ _________________200_ г.


Минск 2007


Разработчик программы:

Маркварде Мечислав Марианович - доктор медицинских наук, профессор, преподаватель лучевой диагностики учебного центра среднего медицинского и фармацевтического образования БГМК


Рецензенты:

Ванькевич Павел Евгеньевич - зав. отделением лучевой диагностики 2-го городского противотуберкулезного диспансера г. Минска


Рекомендовано к утверждению:

Методическая комиссия № 3 отделения лабораторных методов исследования учебного центра среднего медицинского и фармацевтического образования БГМК

(протокол № 11 от 14 ноября 2007 г.)


Учебно – методический совет учреждения образования «Белорусский государственный медицинский колледж»

(протокол № 3 от 13 ноября 2007 г.)


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………. 4

Тематический план ………………………………………………… 6

Содержание программы …………………………………………… 12

Список рекомендуемой литературы ………………………………28


ВВЕДЕНИЕ


Программа 4 месячного курса предназначена для проведения переподготовки специалистов со средним медицинским образованием (фельдшеров, акушерок, медсестер) для работы в качестве рентгенолаборантов в рентгеновских кабинетах лечебно-профилактических учреждений Республики Беларусь. На курс зачисляются лица, имеющие среднее медицинское образование по специальностям «лечебное дело», «сестринское дело».

Программа состоит из трех подлежащих рассмотрению основных разделов: раздел 1 - гуманитарные и социально-экономические вопросы профессии;

раздел 2 – профессиональный раздел по физическим, химическим и биологическим основам лучевой диагностики; раздел 3 - техническое устройство, диагностические возможности современных лучевых методов исследования и основы профессиональной защиты и радиационной безопасности;

Теоретическая и, особенно, практическая подготовка рентгенолаборантов должна быть организована в многопрофильной больнице на базе рентгенологического отделения и отделения радионуклидных исследований, оснащенных современным оборудованием, где применяются все виды диагностических исследований и работают высококвалифицированные специалисты.

Основная теоретическая тематика по медицинской рентгенологии для переподготовки рентгенолаборантов представлена в виде лекционного курса, включающего обзорные и демонстрационные лекции с современным иллюстративным материалом и использованием современных технических средств обучения (персональный компьютер, мультимедийный проектор, учебные видеофильмы, кадропроекторы и наборы тематических слайдов по актуальным вопросам рентгенодиагностики и др.).

Лекционный материал включает необходимые теоретические сведения по специальности, а также вопросы, отражающие особенности технического оборудования и существующих рутинных и специальных рентгенорадиологических методик и тенденции дальнейшего развития современных технологий.

Лекционный курс предусматривает ознакомление курсантов с особенностями и возможностями альтернативных методов лучевой диагностики (УЗИ, МРТ, медицинская термография, интервенционная радиология и др.).

Практические занятия проводятся в кабинетах рентгенодиагностики и лучевой терапии, флюорографических кабинетах, фотолабораториях. Отдельные занятия проводятся в дозиметрических лабораториях, в радиологических и радиоизотопных отделениях. На практических занятиях закрепляются теоретические знания, полученные на лекциях и из учебников. Практические навыки (умения) приобретаются в процессе участия слушателей в реализации рентгенодиагностических технологий и, главное, путем обязательного личного выполнения разнообразных диагностических процедур - укладок (см. Прилож. 1) с обязательным персональным учетом их количества по представленной форме (Прилож. 2). Количество диагностических процедур учитывается на итоговых занятиях в конце курса обучения и является важной объективной частью персональной аттестационной характеристики.

В программе предусмотрен примерный перечень тем и распределение учебных часов для теоретической и практической подготовки рентгенолаборантов. В целях повышения эффективности учебного процесса слушатель должен обладать определенным исходным уровнем знаний по важнейшим разделам физики и химии, в частности, о строении вещества, природе света, электричества, рентгеновских лучей, радиоактивности, единицах измерения в системе «СИ».

В процессе проведения всех форм учебного процесса уделяется также внимание вопросам медицинской этики и деонтологии, вопросам поэтапной диспансеризации населения, гигиенического воспитания населения, пропаганде здорового образа жизни и др.

В соответствии с постановлением Министерства образования РБ № 90 от 22 сентября 2006г. в ходе занятий проводится проверка текущих знаний в виде собеседований и зачетов по отдельным разделам программы. По окончании курса обучения проводится дифференцированный зачет (экзамен) и формулируются аттестационные характеристики.

Продолжительность обучения на курсе переподготовки - 4 месяца (600 учебных часов) с отрывом от работы.

^ Основная цель курса переподготовки. Слушатели, успешно окончившие курс переподготовки и положительно аттестованные, должны уметь: организовать работу рентгеновского кабинета; обеспечить квалифицированную эксплуатацию аппаратуры; знать и уметь применять правила подготовки к рентгенодиагностическим исследованиям; владеть техникой укладок; ориентироваться в комплексном использовании современных усиливающих экранов и рентгеновских пленок; в совершенстве владеть фотолабораторным процессом (включая использование проявочных машин), максимально снижать экономическую затратность; иметь четкое представление о современных цифровых беспленочных технологиях; уметь доступными средствами минимизировать лучевую нагрузку на пациентов; знать правила охраны труда и всех видов техники безопасности при работе в рентгеновских диагностических кабинетах.

Итоговая аттестация слушателей проводится в форме экзамена.


^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРЕПОДГОТОВКИ

ПО РЕНТГЕНОЛОГИИ




Наименование разделов

и дисциплин

Количество учебных часов

Всего

В т.ч. с ис-пользова-нием ВТ


В том числе распределение их по видам занятий

лек-ции

прак-тичес-кие

заня-

тия

тем.

диск. (круг-

лый

стол,

произ-вод.

сит.)

выездные

заня- тия

дело-

вые

игры

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Общий раздел

8




8













1.1. Основы идеологии белорусского государства

2




2













1.2. Медицинская этика, деонтологии, гигиенического воспитания населения, пропаганды здорового образа жизни

2




2













1.3. Экономическая безопасность государства

2




2













1.4. Основы охраны труда и пожарной безопасности

2




2













^ 2. Профессиональный раздел

14




8

4

2







2.1. Физика ионизирующих излучений, электротехника

2




2













2.2. Биологическое действие ионизирующих излучений

2




2













2.3. Основы дозиметрии

8




4

4










2.3.1. Методы измерения количества энергии. Устройства дозиметров

4




2

2










2.3.2. Дозы излучения

4




2

2










2.4. Зачет – дозиметрия ионизирующих излучений

2










2







3. Рентгенология

562




182

344

36







3.1. Медицинская рентгенотехника

74




26

40

8







3.1.1. Предмет рентгенотехники

2




2













3.1.2. Устройство рентгеновского излучателя

8




2

4

2







3.1.3. Принцип генерации рентгеновского излучения

2




2













3.1.4. Классификация рентгеновского оборудования

6




2

4










1

2

3

4

5

6

7

8

3.1.5. Диагностические рентгеновские аппараты

6




2

4










3.1.6. Структурная схема рентгеновского аппарата

2




2













3.1.7. Условия регулирования высоким напряжением

и силой анодного тока

6




2

4










3.1.8. Выпрямители переменного тока. Высоко- частотные генераторы

6




2

4










3.1.9. Тубусы, растры

6




2

4










3.1.10. Приемники рентгеновского излучения. Флюоресцирующие экраны

8




2

4

2







3.1.11. Усиливающие экраны

6




2

4










3.1.12. Электронно-оптические преобразователи

6




2

4










3.1.13. Влияние размера фокуса на качество изображения

8




2

4

2







3.1.14. Собеседование по разделу

2










2







3.2. Основы рентгеновской анатомии

42




16

24

2







3.2.1. Предмет анатомии и рентгеноанатомии

2




2













3.2.2. Костно-суставной аппарат, особенности рентгеновского изображения

8




2

6










3.2.3. Сердечно-сосудистая система

6




2

4










3.2.4. Система органов дыхания, ее рентгеновское изображение

6




2

4










3.2.5. Плевра, плевральная полость. Средостение. Диафрагма.

2




2













3.2.6. Система органов пищеварения, ее рентген. изображение

6




2

4










3.2.7. Мочеполовая система ее рентгеновское изображение

6




2

4










3.2.8. Терминология. Анатомо-физиологические основы рентгеновских укладок

4




2

2










3.2.9. Собеседование по разделу рентгеноанатомии

2










2







3.3. Общая рентгенология

54




20

32

2










1

2

3

4

5

6

7

8

3.3.1. Основные методы рентгенодиагностики, особенности, достоинства и недостатки

12




4

8










3.3.2. . Методы искусственного контрастирования

8




4

4










3.3.3. Рентгеноконтрастные вещества

8




4

4










3.3.4 Методы пространственного исследования

12




4

8










3.3.5. Методы управления изображением

6




2

4










3.3.6. Методы регистрации движения

6




2

4










3.3.7. Зачет по данному разделу

2










2







3.4. Флюорография

60




14

44

2







3.4.1. Приказ МЗ РБ №106 о флюорографии

6




2

4










3.4.2. Аналоговые методы флюорографии

10




2

8










3.4.3. Химическая обработка флюорографической пленки

10




2

8










3.4.4. Дообследование пациентов

10




2

8










3.4.5. Организация архива

6




2

4










3.4.6. Цифровые методы флюорографии

10




2

8










3.4.7. Работа с цифровым архивом

6




2

4










3.4.8. Собеседование по разделу

2










2







3.5. Частная рентгенология, методики

62




18

42

2







3.5.1. Исследование костно- суставного аппарата

10




2

8










3.5.2. Исследование органов дыхания

10




2

8










3.5.3. Исследование желудоч-но- кишечного тракта

10




2

8










3.5.4. Исследование печени и желчных путей

6




2

4










3.5.5. Исследование сердца и сосудов

6




2

4










3.5.6. Исследование в неврологии

4




2

2










3.5.7. Исследование в урологии

6




2

4













1

2

3

4

5

6

7

8

3.5.8. Исследование в акушер-стве и гинекологии

4




2

2










3.5.9. Маммография

4




2

2










3.5.10. Собеседование по разделу

2










2







3.6. Современные цифровые малодозовые беспленочные технологии

42




16

24

2







3.6.1. Прямые аналоговые рентгеновские изображения

8




4

4










3.6.2. Непрямые аналоговые рентгеновские технологии (ЭОПы)

8




4

4










3.6.3. Цифровая рентгенография на запоминающих люминофорах

6




2

4










3.6.4. Цифровая рентгенография с на полупроводниковых детекторах

6




2

4










3.6.5. Аппараты «Пульмоскан», «Пульмоэкспресс», «Унискан»

12




4

8










3.6.6. Собеседование по разделу

2










2







3.7. Альтернативные методы лучевого исследования

36




16

18

2







3.7.1. Ультразвуковое исследование

8




4

4










3.7.2. Магнитно-резонансная томография

8




4

4










3.7.3. Медицинская термография

4




2

2










3.7.4. Радионуклидная диагностика

6




2

4










3.7.5. Интервенционная радиология

8




4

4










3.7.6. Собеседование по разделу

2










2







3.8. Рентгенодиагностика в стоматологии

38




12

24

2







3.8.1. Рентгеновская анатомия зубочелюстной системы

6




2

4













1

2

3

4

5

6

7

8

3.8.2. Рентгенодиагностические аппараты в стоматологии

6




2

4










3.8.3. Способы внутриротовой и внеротовой рентгенографии зубных рядов

6




2

4










3.8.4. Другие методы итроскопического исследования

6




2

4










3.8.5. Фотолабораторный процесс

6




2

4










3.8.6. Радиационная защита

6




2

4










3.8.7. Собеседование по разделу

2










2







3.9. Рентгенодиагностика в педиатрии

40




10

28

2







3.9.1. Рентгеноанатомические особенности детского возраста

6




2

4










3.9.2. Методики исследования

10




2

8










3.9.3. Воспалительные процессы органов дыхания

6




2

4










3.9.4. Патология органов пищеварения

10




2

8










3.9.5. Пороки развития

6




2

4










3.9.6. Собеседование по теме

2










2







3.10. Фотолабораторный процесс

64




14

48

2







3.10.1. Организация фотолаборатории.

16




4

12










3.10.2. Фотолабораторный процесс

16




4

12










3.10.2.1. Процесс проявления

8




2

6










3.10.2.2. Процесс фиксации

8




2

6










3.10.3. Методика ручной фотохимической обработки рентгенограмм

10




2

8










3.10.4. Проявочные автоматические машины

10




2

8










3.10.5. Оформление рентгенограммы. Артефакты.

10




2

8










3.10.6. Собеседование по теме

2










2







3.11. Рентгеновская служба в Республике Беларусь. Организация работы рентгеновского кабинета

16




10

6









  1   2   3

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебная программа курса переподготовки для фельдшеров, акушерок, медицинских сестер согласовано icon Программа обучения фельдшеров и акушерок в Калининградской области Содержание

Учебная программа курса переподготовки для фельдшеров, акушерок, медицинских сестер согласовано icon Учебная программа дополнительной переподготовки (клиническая ординатура) согласовано начальник учебно-методического

Учебная программа курса переподготовки для фельдшеров, акушерок, медицинских сестер согласовано icon Учебная программа по инфекционным болезням и профилактике внутрибольничных инфекций для факультета

Учебная программа курса переподготовки для фельдшеров, акушерок, медицинских сестер согласовано icon Учебная программа дополнительной переподготовки (клиническая ординатура) согласовано начальник Учебно-методического
Белорусского государственного медицинского университета доцент Глинник А. В.; доцент Людчик Т. Б.;...
Учебная программа курса переподготовки для фельдшеров, акушерок, медицинских сестер согласовано icon Темы занятий по онкологии для студентов 4 курса факультет медицинских сестер

Учебная программа курса переподготовки для фельдшеров, акушерок, медицинских сестер согласовано icon Методическое пособие по оториноларингологии для студентов 3 курса факультета «медицинских сестер»

Учебная программа курса переподготовки для фельдшеров, акушерок, медицинских сестер согласовано icon Методическое пособие по оториноларингологии для преподавателей факультета «медицинских сестер» 3

Учебная программа курса переподготовки для фельдшеров, акушерок, медицинских сестер согласовано icon Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-79 01 07 Стоматология Согласовано

Учебная программа курса переподготовки для фельдшеров, акушерок, медицинских сестер согласовано icon Методические рекомендации по неонатологии для студентов 3 курса факультета медицинских сестер с высшим

Учебная программа курса переподготовки для фельдшеров, акушерок, медицинских сестер согласовано icon Рабочая учебная программа Элективного курса по биологии «Основы медицинских знаний» (наименование

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина