|
Скачать 0.8 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО здравоохранения республики Беларусь учреждение образования «белорусскИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» УТВЕРЖДАЮ Директор учреждения образования «Белорусский государственный медицинский колледж» ______________ А.Э. Вальчук _____ ______________ 200_ г. РЕНТГЕНОЛОГИЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАкурса переподготовки для фельдшеров, акушерок, медицинских сестер СОГЛАСОВАНОНачальник Учебно-методического отдела государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования» ________________Л.А. Фролов ___ _________________200_ г. Минск 2007 Разработчик программы: Маркварде Мечислав Марианович - доктор медицинских наук, профессор, преподаватель лучевой диагностики учебного центра среднего медицинского и фармацевтического образования БГМК Рецензенты: Ванькевич Павел Евгеньевич - зав. отделением лучевой диагностики 2-го городского противотуберкулезного диспансера г. Минска Рекомендовано к утверждению: Методическая комиссия № 3 отделения лабораторных методов исследования учебного центра среднего медицинского и фармацевтического образования БГМК (протокол № 11 от 14 ноября 2007 г.) Учебно – методический совет учреждения образования «Белорусский государственный медицинский колледж» (протокол № 3 от 13 ноября 2007 г.) ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ……………………………………………………………. 4 Тематический план ………………………………………………… 6 Содержание программы …………………………………………… 12 Список рекомендуемой литературы ………………………………28 ВВЕДЕНИЕ Программа 4 месячного курса предназначена для проведения переподготовки специалистов со средним медицинским образованием (фельдшеров, акушерок, медсестер) для работы в качестве рентгенолаборантов в рентгеновских кабинетах лечебно-профилактических учреждений Республики Беларусь. На курс зачисляются лица, имеющие среднее медицинское образование по специальностям «лечебное дело», «сестринское дело». Программа состоит из трех подлежащих рассмотрению основных разделов: раздел 1 - гуманитарные и социально-экономические вопросы профессии; раздел 2 – профессиональный раздел по физическим, химическим и биологическим основам лучевой диагностики; раздел 3 - техническое устройство, диагностические возможности современных лучевых методов исследования и основы профессиональной защиты и радиационной безопасности; Теоретическая и, особенно, практическая подготовка рентгенолаборантов должна быть организована в многопрофильной больнице на базе рентгенологического отделения и отделения радионуклидных исследований, оснащенных современным оборудованием, где применяются все виды диагностических исследований и работают высококвалифицированные специалисты. Основная теоретическая тематика по медицинской рентгенологии для переподготовки рентгенолаборантов представлена в виде лекционного курса, включающего обзорные и демонстрационные лекции с современным иллюстративным материалом и использованием современных технических средств обучения (персональный компьютер, мультимедийный проектор, учебные видеофильмы, кадропроекторы и наборы тематических слайдов по актуальным вопросам рентгенодиагностики и др.). Лекционный материал включает необходимые теоретические сведения по специальности, а также вопросы, отражающие особенности технического оборудования и существующих рутинных и специальных рентгенорадиологических методик и тенденции дальнейшего развития современных технологий. Лекционный курс предусматривает ознакомление курсантов с особенностями и возможностями альтернативных методов лучевой диагностики (УЗИ, МРТ, медицинская термография, интервенционная радиология и др.). Практические занятия проводятся в кабинетах рентгенодиагностики и лучевой терапии, флюорографических кабинетах, фотолабораториях. Отдельные занятия проводятся в дозиметрических лабораториях, в радиологических и радиоизотопных отделениях. На практических занятиях закрепляются теоретические знания, полученные на лекциях и из учебников. Практические навыки (умения) приобретаются в процессе участия слушателей в реализации рентгенодиагностических технологий и, главное, путем обязательного личного выполнения разнообразных диагностических процедур - укладок (см. Прилож. 1) с обязательным персональным учетом их количества по представленной форме (Прилож. 2). Количество диагностических процедур учитывается на итоговых занятиях в конце курса обучения и является важной объективной частью персональной аттестационной характеристики. В программе предусмотрен примерный перечень тем и распределение учебных часов для теоретической и практической подготовки рентгенолаборантов. В целях повышения эффективности учебного процесса слушатель должен обладать определенным исходным уровнем знаний по важнейшим разделам физики и химии, в частности, о строении вещества, природе света, электричества, рентгеновских лучей, радиоактивности, единицах измерения в системе «СИ». В процессе проведения всех форм учебного процесса уделяется также внимание вопросам медицинской этики и деонтологии, вопросам поэтапной диспансеризации населения, гигиенического воспитания населения, пропаганде здорового образа жизни и др. В соответствии с постановлением Министерства образования РБ № 90 от 22 сентября 2006г. в ходе занятий проводится проверка текущих знаний в виде собеседований и зачетов по отдельным разделам программы. По окончании курса обучения проводится дифференцированный зачет (экзамен) и формулируются аттестационные характеристики. Продолжительность обучения на курсе переподготовки - 4 месяца (600 учебных часов) с отрывом от работы. ^ Слушатели, успешно окончившие курс переподготовки и положительно аттестованные, должны уметь: организовать работу рентгеновского кабинета; обеспечить квалифицированную эксплуатацию аппаратуры; знать и уметь применять правила подготовки к рентгенодиагностическим исследованиям; владеть техникой укладок; ориентироваться в комплексном использовании современных усиливающих экранов и рентгеновских пленок; в совершенстве владеть фотолабораторным процессом (включая использование проявочных машин), максимально снижать экономическую затратность; иметь четкое представление о современных цифровых беспленочных технологиях; уметь доступными средствами минимизировать лучевую нагрузку на пациентов; знать правила охраны труда и всех видов техники безопасности при работе в рентгеновских диагностических кабинетах. Итоговая аттестация слушателей проводится в форме экзамена. ^ ПО РЕНТГЕНОЛОГИИ
|