|
Скачать 3.3 Mb.
|
Аннотация к рабочим программам по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование профиль Дошкольная дефектология «Основы речевой культуры дефектолога» 1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП Курс «Основы речевой культуры дефектолога» является составной частью гуманитарного, социального и экономического цикла базовой (общепрофессиональной) подготовки. Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения базового школьного курса русского языка. Данную учебную дисциплину дополняет последующее или параллельное освоение курсов «Филологические основы дефектологии», «Технологии преподавания русского языка (специальные)». ^ Содействие становлению коммуникативной профессиональной компетенции бакалавров-дефектологов путем обогащения профессиональной компетентности предметным содержанием курса «Основы речевой культуры дефектолога». ^ Понятия «язык» и «речь», «речевая деятельность». Языковая норма, виды норм. Классификация функциональных разновидностей современного русского литературного языка. Понятие о национальном языке. ^ В процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и инновационные технологии проектного, игрового, ситуативно-ролевого, объяснительно-иллюстративного обучения. ^ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций: – способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке, готовность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5); – способность использовать в своей профессиональной деятельности своевременные компьютерные и информационные технологии (ОП-3); – готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9). ^ знать:
уметь:
владеть навыками:
^ Промежуточная аттестация: зачет. 8. Составитель Аксиненко Татьяна Михайловна, старший преподаватель кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования. «Основы профессиональной деятельности» ^ Дисциплина «Основы профессиональной деятельности» включена в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Основы профессиональной деятельности», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в средней общеобразовательной школе. Дисциплина «Основы профессиональной деятельности» является базовой для освоения профессиональной деятельности. Дисциплина «Основы профессиональной деятельности» является самостоятельной дисциплиной ^ Целью изучения дисциплины «Основы профессиональной деятельности» является осознавание себя и своих возможностей в сфере профессиональной деятельности, овладение умением проектировать профессиональное самообразование и самовоспитание. ^ Профессия педагога, ее социальная личная значимость. Структура и динамика развития профессиональной деятельности. Система педагогического образования и самообразования. Педагогическое мастерство и педагогическое творчество деятельности педагога. ^ В процессе изучения дисциплины «Основы профессиональной деятельности» используются традиционные и инновационные технологии проектного, игрового, ситуативно-ролевого и контекстного обучения. ^ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций: – способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7); – способность использовать в своей профессиональной деятельности своевременные компьютерные и информационные технологии (ОП-3); – готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9). В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать:
уметь:
владеть:
^ Промежуточная аттестация – экзамен 8. Составитель Рыжикова Надежда Владимировна, доцент кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования ОГУ. «Профессиональная этика» ^ Дисциплина «Профессиональная этика» является составной частью профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) подготовки (Б.1). К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины, относятся знания, умения, сформированные в процессе изучения курса цикла Б.1.В.1. «Основы профессиональной деятельности». Дисциплина «Профессиональная этика» является основной для осуществления дальнейшей профессиональной деятельности. Дисциплина «Профессиональная этика» является самостоятельной дисциплиной. ^ Целью дисциплины является формирование профессиональных навыков общения у бакалавров с участниками образовательного процесса. ^ Профессиональная этика в системе прикладного этического знания. Профессиональная этика как способ регуляции поведения в конкретных видах профессиональной деятельности. Этика отношений в системе "педагог - воспитанник". Этика отношений в системе "педагог - педагог". Этика отношений в системе «руководитель-подчиненный». ^ В процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и технологии интерактивного и контекстного обучения (кейс-метод, дискуссии в группах, деловые игры, игровое проектирование, мозговой штурм и д.р.). ^ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОПК- 9, ОПК-10, ПКПП-5, ПКПП-6 (наименование в соответствии с ФГОС ПО): – способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК- 9); – способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10); – способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5); – способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6). ^ знать:
уметь:
владеть:
^ Промежуточная аттестация – зачет 8. Составитель Сухоленцева Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования ОГУ. «Конфликтология» ^ Курс «Конфликтология» является составной частью гуманитарного социального и экономического цикла базовой (общепрофессиональной) подготовки. Программа курса ориентирована на теоретическую и практическую подготовку к взаимодействию бакалавров с основными участниками педагогического процесса (детьми, их родителями, коллегами-педагогами). Входные знаний, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения цикла ГСЭ (Б.1), а именно «Социальная психология», «Профессиональная этика». Данный курс связан также с курсом «Психология межличностных отношений участников образовательного процесса». ^ Введение в конфликтологию. Семейные конфликты. Педагогическая конфликтология. Конфликты в детских группах. Внутриличностный конфликт. Профилактика конфликтности. ^ В процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и инновационные технологи проектного, игрового, ситуативно-ролевого, объяснительно-иллюстративного обучения. ^ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций: способности использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1); способности понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8); способности вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК- 9); психологической готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности (ПКПП-8). В результате изучения дисциплины студент должен: знать:
уметь:
владеть:
^ Промежуточная аттестация – зачет 8. Составитель Ушачева Ю.В., к.п.н., доцент кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования ОГУ. «Техника речи» ^ Дисциплина «Техника речи» включена в вариативную часть профессионального цикла ООП. Преподавание дисциплины идёт с опорой на знания, умения и навыки, сформированные у студентов в ходе изучения курсов «Основы речевой культуры дефектолога», «Риторика», «Психология», «Педагогика», «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Здоровьесберегающие технологии в образовании», «Медико-биологические основы дефектологии», «Филологические основы дефектологии», «Онтогенез речевой деятельности», «Логопсихология», «Логопедия», «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи детей с речевыми нарушениями», «Логопедические технологии». Учебную дисциплину дополняет последующее или параллельное изучение курсов «Технологии развития речи дошкольников (специальные), «Подготовка к обучению грамоте дошкольников с нарушениями речи», «Создание развивающей среды в коррекционном образовательном учреждении», «Методы коррекционно-развивающей работы», «Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса». Освоение дисциплины является основой для последующего изучения «Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей», «Содержание литературного образования детей с нарушениями речи», «Инсценирование литературных произведений и игра-драматизация», «Обучение детей сочинительству», проведения логопедических практикумов, успешного прохождения учебной и производственной практик и подготовки к итоговой государственной аттестации. ^ Целью изучения дисциплины является формирование системы теоретических знаний и практических умений по развитию звуковой культуры речи. ^ Строение и функционирование органов артикуляционного аппарата. Формирование правильного произношения звуков родного языка (звукопроизношение). Орфоэпическая правильность речи. Формирование дикции, регуляция и модуляция голоса. Мелодико-интонационная сторона речи. Освоение правильного речевого дыхания. ^ В процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и инновационные технологии проектного, игрового, ситуативно-ролевого, объяснительно-иллюстративного обучения. ^ – способности осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1); – способности к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1); – готовности к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2); – способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3); – способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5); – способностью к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6); – способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7); – готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8); – способностью к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10); – готовностью к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу (ПК-11); – способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14). ^ знать:
уметь:
владеть:
^ Промежуточная аттестация – зачёт. 8. Составитель Крючкова Д.С., ассистент кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования ОГУ. «Риторика» ^ Курс «Риторика» является составной частью гуманитарного, социально-го и экономического цикла базовой (общепрофессиональной) подготовки. Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения базового школьного курса русского языка. Данную учебную дисциплину дополняет последующее освоение кур-сов «Психология общения», «Психологические основы эффективного обще-ния». ^ Содействие становлению коммуникативной профессиональной компе-тенции бакалавров психологии путем обогащения профессиональной компе-тентности предметным содержанием курса «Риторика». ^ Риторика как наука и искусство. История становления риторики. Теория монолога. Теория диалога. Языковые средства риторики. Техника речи. Функциональные разновидности современного русского литературного язы-ка. ^ В процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и инновационные технологии проектного, игрового, ситуативно-ролевого, объяснительно-иллюстративного обучения. ^ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций: – способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке, готовность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5); – способность использовать в своей профессиональной деятельности своевременные компьютерные и информационные технологии (ОП-3); – готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9). В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать:
уметь:
владеть навыками:
^ Промежуточная аттестация: зачет. 8. Составитель Аксиненко Татьяна Михайловна, старший преподаватель кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования ОГУ. «Нормативно правовое обеспечение образовательного процесса» ^ Дисциплина «Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса» включена в базовую часть дисциплины по выбору гуманитарного, социального и экономического цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса» относятся знания и умения, сформированные в процессе изучения дисциплины «Правоведение с основами семейного права и прав инвалидов». Дисциплина «Нормативно правовое обеспечение образовательного процесса» является основой для изучения дисциплины «Право в сфере образования». ^ Целью дисциплины является формирование у студентов навыков обеспечения (применения) выполнения нормативно-правовых документов в образовательном процессе. ^ Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Права ребенка и формы его правовой защиты в Законодательстве Российской Федерации. Правовые и социально-педагогические основы деятельности специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. ^ В процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и инновационные технологии игрового, ситуативно-ролевого, объяснительно-иллюстрационного, проектного обучения, деловые игры, разбор ситуаций. ^ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: – способность использовать нормативно правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7); – готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2). ^ знать:
уметь:
владеть:
^ зачет 8. Составитель Семенова Людмила Михайловна, кандидат биологических наук, профессор кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования ОГУ. «Математика и информатика» ^ Дисциплина «Математика и информатика» включена в базовую часть математического и естественнонаучного цикла ООП. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Математика и информатика», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин «Алгебра и начала анализа», «Информатика и информационные технологии» в средней общеобразовательной школе. Дисциплина «Математика и информатика» является основой для осуществления дальнейшей профессиональной деятельности. Дисциплина «Математика и информатика» является самостоятельной дисциплиной. ^ Целью изучения дисциплины является формирование аналитико-логического мышления, что очень важно для студентов гуманитарных специальностей; выработка умений и навыков работы с современными средствами автоматизации человеческой деятельности, в частности – с офисными программами. ^ Основания математики. Теория вероятностей. Основные понятия математической статистики. Информация и информационные процессы. Технические средства реализации информационных процессов. Алгоритмизация и языки программирования. ^ В процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и инновационные технологии проектного, игрового, объяснительно-иллюстративного обучения. |