|
Скачать 31.34 Kb.
|
Здоровьесберегающие технологии. Насущными проблемами в логопедическом направлении современной коррекционной педагогики являются: - сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением речи; нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии; коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи; - успешная социализация детей с дефектами речи. Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики. Дыхание у них зачастую поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику. При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается дифицит внимания, снижаются память и работоспособность. Для достижения положительных результатов в логопедическом направлении коррекционного воздействия используются дополнительные средства, обеспечивающие здоровьесберегающую направленность педагогического процесса. ^ А.Л. Сиротюк, необходимые для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Кинезиология стимулирует интеллектуальное развитие и моторику ребёнка. Упражнения улучшают мыслительную деятельность; синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. 2. Биоэнергопластика - содружественное взаимодействие руки и языка. Для более успешного восприятия материала используется «Театр пальчиков и языка». Эти упражнения могут чередоваться с массажем или заменять его. ^ Стимуляция точек массажёрами эффективно лечит многие заболевания, стимулируя работу всех внутренних органов. Самомассаж рук оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении всех систем и органов. Массаж кистей и пальцев рук заменяет общий массаж тела, способствует повышению тонуса, работоспособности, оказывает общее профилактическое действие. 4. Логоритмика. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения Е.А. Алябьевой нормализуют темп и ритм речи, развивают словарный запас, автоматизируют звукопроизношение. «Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышают эмоциональный тонус. Логопедическая ритмика по методике А.Я. Мухиной (эвритмия), предполагающая пропевание звуков в сочетании с движением, воздействует на морально-психологическую и сенсомоторную сферу ребёнка. ^ Показ букв с помощью движения рук, ног, наклонов туловища и головы, полуприседаний, приседаний. Улучшаются показатели двигательной сферы, осанка, возрастают показатели двигательной памяти и фонематического слуха. ^ В момент плавного диафрагмального выдоха снижается активность коры головного мозга, снижается тонус переферических сосудов, происходит нормализация процессов торможения и возбуждения, тем самым наступает состояние расслабления, уменьшаются спастические боли. При диафрагмальном дыхании происходит полная вентиляция лёгких, предотвращая застойные явления в них. Большее количество кислорода поступает внутренним органам. Снижается риск простудных заболеваний. Кроме того, движения диафрагмы способствуют массажу внутренних органов. В момент продолжительного диафрагмального выдоха происходит снижение пульса, а значит отдыхает самый главный орган - сердце. То есть, это ещё и профилактика сердечно - сосудистых заболеваний. 7. Упражнения для стимулирования и развития абстрактно -логического мышления. В результате упражнений улучшается память, повышаются интеллектуальные возможности, активизируется работа головного мозга. 8. Упражнения для профилактики зрения. |