Е. С. Околокулак заведующий кафедрой анатомии человека Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор icon

Е. С. Околокулак заведующий кафедрой анатомии человека Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор





Скачать 386.53 Kb.
Название Е. С. Околокулак заведующий кафедрой анатомии человека Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор
Дата 05.03.2013
Размер 386.53 Kb.
Тип Документы



СоставителИ:

Е.С.Околокулак – заведующий кафедрой анатомии человека Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;

А.К.Усович – заведующий кафедрой анатомии человека Учреждения образования «Витебский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент;

В.Н.Жданович – заведующий кафедрой анатомии человека Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

К.М.Ковалевич – доцент кафедры анатомии человека Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

Ю.М.Киселевский - доцент кафедры анатомии человека Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

Д.А.Волчкевич - ассистент кафедры анатомии человека Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук.


Рецензенты:

Кафедра нормальной анатомии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»;

А.А.Баешко– профессор кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор.


^ Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой анатомии человека Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол №11от 4 марта 2008 г.);


Центральным научно-методическим советом Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 4 от 20 марта 2008 г.);


Секциями по специальностям: 1-79 01 05 Медико-психологическое дело;

1-79 01 04 Медико-диагностическое дело; 1-79 01 06 Сестринское дело учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол объединенного заседания № 1 от 21 марта 2008 г.).


^ Ответственный за выпуск:


И.Г. Жук - первый проректор Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», профессор, доктор медицинских наук


^ Пояснительная записка


Актуальность изучения учебной дисциплины

Анатомия человека – наука о строении тела человека, является базовой в системе медицинского образования.

В блоке медико-биологических дисциплин она занимает ключевое место. Анатомия человека обеспечивает получение фундаментальных теоретических знаний, начальных компетенций, необходимых для изучения других медико-биологических, специальных клинических дисциплин и для практической деятельности всех специалистов медицинского профиля.

Новые подходы к медицинскому образованию, связанные с преодолением репродуктивного стиля в обучении, обеспечением познавательной активности и самостоятельности мышления обучающихся, открывают и новые перспективы для реализации потенциальных возможностей каждой личности, каждого коллектива.

Появление новых и усовершенствование существующих методов исследования живого человека, изменяющиеся условия среды обитания человека постоянно обогащают анатомию человека новым содержанием.


^ Цели и задачи учебной дисциплины

Цель: формирование уровня анатомической компетентности в системе медицинского образования, обеспечивающих последующее изучение медико-биологических и клинических дисциплин. Сформированность у выпускника анатомической компетентности способствует развитию профессиональной деятельности специалиста как нтегративного результата образования в медицинском вузе.

Задачи:

- получение студентами знаний о закономерностях и принципах строения тела человека, его частей, органов и систем, с учетом их функции, индивидуальных особенностей, половых различий на основе достижений современной науки;

- формирование у студентов представления о взаимозависимости и единстве структуры и функции органов че­ловека, взаимосвязи организма с изменяющимися условиями среды.

- развитие у студентов умений демонстрировать интегрированные знания в оценке строения и развития органов и систем (органогенез), вариантов изменчивости органов, основные аномалии и пороки развития;

Анатомические знания и умения, составляющие основу медицинской компетентности, будут способствовать формированию профессиональной квалификации выпускника.


^ Требования к освоению учебной дисциплины

Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Анатомия человека» определены образовательным стандартом высшего образования первой ступени по циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин, который разработан с учетом требований компетентностного подхода. В нем указан минимум содержания по дисциплине в виде обобщенных анатомических знаний и умений, составляющих анатомическую компетентность выпускника вуза:

а) обобщенные знания:

- понимать сущность предмета как науки и его связи с другими дисциплинами, общеисторическую значимость этапов развития анатомии человека;

- понимать концепцию единства структуры и функции органов, их развития и генетическую обусловленность;

- знать особенности строения человека в основных разделах дисциплины: остеологии, краниологии, артросиндесмологии, миологии, спланхнологии, ангиологии; анатомии органов чувств и нервной системы человека;

- знать анатомо-топографические взаимоотношения внутренних органов и их проекцию на скелет и поверхность тела человека.


б) обобщенные умения:

- различать основные применяемые методы изучения анатомии человека на трупном материале и на живом человеке;

- правильно определять положение и взаимоположение органов;

- находить и демонстрировать на анатомических препаратах, схемах, иллюстрациях и других наглядных материалах области тела, органы, их части, детали строения, правильно называть их по-русски и по-латыни;

-объяснять взаимосвязь органогенеза в норме и при развитии основных аномалий и пороков развития;

- использовать анатомические знания при изучении клинических дисциплин и в практической деятельности при оказании первой помощи в экстренных ситуациях;

- осуществлять адекватную самооценку и самосовершенствование.


^ Структура и содержание учебной дисциплины

В данной программе структура содержания дисциплины «Анатомия человека» построена на основе модульного подхода. Для каждого модуля представлены обобщенные знания и умения, составляющие суть анатомической компетентности студентов. Содержание дисциплины составляют следующие модули:

- нулевой модуль (М-0) , или введение в изучение дисциплины, где определяются цели и задачи, и обосновывается значимость подготовки медицинской сестры для решения профессиональных задач;

- обучающие модули (М-1 – М-18), перечень которых определен в примерном тематическом плане дисциплины. В соответствии с содержанием каждого обучающего модуля определены требования к анатомическим компетенциям (в виде системы обобщенных знаний и умений), для формирования и диагностики которых могут быть разработаны тесты;

- модуль-контроля (М-К), который обеспечивает посредством тестирования и (или) опроса (устного и (или) письменного) итоговый контроль усвоения знаний и умений.


^ Методы обучения

Обучение анатомии человека в медицинском вузе имеет прикладную (клиническую) направленность, достигающуюся сочетанием основных принципов изучения этой науки. Применение системного принципа позволяет, последовательно изучая анатомию по системам (костная, мышечная, пищеварительная и т.д.), постичь закономерности строения организма и его частей. Применение функционального принципа способствует пониманию строения человека в зависимости от выполняемых функций. Учет принципа единства организма и среды его обитания позволяет понимать особенности строения тела человека в зависимости от изменяющихся антропогенных факторов.

Основными методами обучения, адекватно отвечающими целям изучения данной дисциплины, являются:

- объяснение и консультация;

- опрос по анатомическим препаратам;

- макропрепарирование;

- элементы проблемного обучения (учебно-исследовательская работа студентов);

- научное исследование студентов (работа в СНО при кафедре).

Образовательным стандартом высшего образования первой ступени по циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин определено количество часов, отведенных на изучение дисциплины «Анатомия человека»:



Специальность

Распределение по семестрам

Общее количество часов

Аудиторные занятия

из них:


Самостоя-тельная работа

зачет

экзамен

лекцион-ные

практи-ческие


Медико-психологическое дело


1, 2


3


424


238


36


202


186

Медико-диагностическое дело


1


2


288


180


36


144


108

Сестринское дело

1

2

195

108

24

84

87



^ Самостоятельная работа студентов


Содержание и формы самостоятельной работы (СР) студентов, а также оценка знаний и умений разрабатываются (или выбираются и адаптируются) вузами и кафедрами в соответствии с целями и задачами подготовки специалистов.


^ Диагностика компетенций студента


Для диагностики сформированности анатомической компетентности использовать текущий (зачет) и итоговый контроль (курсовой экзамен) посредством тестов и традиционных методов: устный и (или) письменный опрос по анатомическим препаратам и другим наглядным материалам.


^

Примерный тематический план







модуля



Название модулей

Медико-психологи-

ческое дело



^ Медико-

диагности-ческое дело



Сестрин-

ское дело

Количество аудиторных часов

лекции

практические

занятия

лекции

практические

занятия

лекции

практические

занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

М-0

Введение в дисциплину

2




2




2







^ Раздел I. Опорно-двигательный аппарат













М-1

Кости; система скелета

22

2

12

8

М-2

Соединения; система соединений

2

14

2

8



2

5

М-3

Мышцы; мышечная система

2

20

2

16

10




^ Раздел II. Внутренние органы



















М-4

Пищеварительная система

2

14

2

12

2

7

М-5

Дыхательная система

2

4

2

8

2

5

М-6

Мочевая система

2

4

2

4


2

3

М-7

Половая система

2

8

2

8

5

М-8

Эндокринные железы




2

2

2




2




^ Раздел III. Сердце. Сосудистая система. Лимфоидная система



















М-9

Сердце

2

14

2

4

2

2

М-10

Артерии

2

4

2


20

8

М-11

Вены

2

4

4


2

4

М-12

Лимфатическая система. Органы лимфоидной системы


2


4


2


6


2




^ Раздел IV. Нервная система




















М-13

Центральная нервная система: головной и спинной мозг


8


32


4


16


4


8

М-14

Периферическая нервная система: спинномозговые нервы



2



12


2


8



2


4

М-15

Периферическая нервная система: черепные нервы







14


2


4


2

М-16

Вегетативная (автономная) нервная система




2



12


2


4


2


2

1

2

3

4

5

6

7

8




Раздел V. Органы чувств



















М-17

Орган зрения. Преддверно-улитковый орган.



2


10



2

2




2


2

М-18

Орган обоняния. Орган вкуса. Общий покров.


2


2



2

М-К

Итоговый контроль усвоения дисциплины





6





4





3




^ Количество часов:

36

202

36

144

24

84




Итого:

238

180

108


Содержание учебного материала

Нулевой модуль (М-О). Введение в дисциплину

Анатомия человека как наука и учебная дисциплина. Систематическая анатомия, топографическая анатомия, сравнительная анатомия, возрастная анатомия, пластическая анатомия, антропология. Уровни исследования в анатомии: макроскопический, макромикроскопический, микроскопический. Методы изучения анатомии на трупном материале: препарирование, наливка сосудов наполнителями, просветление, коррозия, рентгенография, распилы по Н.И.Пирогову, макро- и микроскопия. Методы изучения анатомии живого человека: антропометрия, рентгеновские (рентгеноскопия, рентгенография, компьютерная томография), ультразвуковая и магнитно-резонансная томография, эндоскопия. Анатомическая терминология и номенклатура. Оси и плоскости, используемые при изучении анатомии человека.

Анатомия в системе медико-биологических и клинических дисциплин, место анатомии в медицине. Основные стадии эмбриогенеза человека. Зародышевые листки и их производные. Органы, системы органов и аппараты. Понятие о норме и вариантах нормы. Типы телосложения. Возрастные, половые и индивидуальные особенности строения тела человека. Влияние внешней среды, образа жизни, профессии, питания, физических упражнений, условий труда и быта на строение тела человека.

История анатомии. Становление представлений о строении тела человека. Анатомия в странах древнего мира; анатомия в древней Греции (Гиппократ, Аристотель, Эразистрат, Герофил); анатомия в древнем Риме (Гален). Анатомия периода средневековья (Леонардо да Винчи, Андрей Везалий). Анатомия периода нового времени: развитие анатомии в Западной Европе и России. Вклад в развитие анатомии Г. О. Мухина, П. А. Загорского, Н. И. Пирогова, П. Ф. Лесгафта, Д. Н. Зернова.

Ведущие направления и школы анатомии советского периода (В. Н. Тонков, В. П. Воробьев, Г. А. Иосифов и др.).

Анатомия в Беларуси. Преподавание анатомии и начало анатомических исследований в первых медицинских учебных заведениях XVIII - XIX вв. в Гродно (Ж. Э. Жилибер), в Вильно (С. Л. Бисси, И. А. Лобенвейн, В. Пеликан, А. Белькевич, Л. С. Севрук).

Современная история анатомии: создание школы белорусских анатомов (С. И. Лебедкин, Д. М. Голуб); научные направления, разрабатываемые белорусскими анатомами; разработка белорусской анатомической терминологии.

^ Требования к компетентности:

  • Понимать сущность анатомии человека как науки и ее связи с другими биологическими и медицинскими науками.

  • Уметь различать основные применяемые методы изучения анатомии человека.

  • Знать исторические этапы становления и развития анатомии в целом и отечественной в том числе.


Раздел I

Опорно-двигательный аппарат


^ Модуль 1. Кости; система скелета

Анатомия скеле­та: осевой скелет, добавочный скелет. Развитие костей. Классификация костей. Строение кости. Химический состав, физические и меха­нические свойства кости. Кость как орган. Рентгеноанатомия костей. Влияние социальных и биологических факторов на развитие и строение скелета. Возрастные, индивидуальные и половые особенности строения черепа. Основные варианты, аномалии и пороки развития скелета

^ Осевой скелет. Позвоночный столб, отделы. Строение позвон­ка. Особенности строения шейных, грудных, поясничных, крестцовых и копчиковых позвонков.

Скелет грудной клетки. Ребра и грудина. Строение ребер. Ребра истинные, ложные и колеблющиеся. Строение грудины.

Череп. Развитие черепа в онтогенезе, варианты и аномалии. Мозговой и лицевой (висцеральный) череп. Кости мозгового черепа: лобная, клиновидная, затылочная, теменная, решётчатая, височная. Кости лицевого (висцерального) черепа: верхняя и нижняя челюсти, нижняя носовая раковина, сошник, носовая, слёзная, скуловая, нёбная, подъязычная.

Череп в целом: свод, наружное и внутреннее основания черепа, глазница, полость носа; височная, подвисочная, крыловидно-нёбная ямки.

^ Добавочный скелет. Развитие добавочного скелета в онтогенезе, варианты и аномалии. Возрастные, половые и индивидуальные особенности строения костей осевого и добавочного скелета.

^ Кости верхней конечности. Кости пояса верхней конечности. Клю­чица, лопатка. Кости свободной части верхней конечности: плечевая кость, кости предплечья и кисти.

^ Кости нижней конечности: Кости пояса нижней конечности. Тазовая кость. Кости свободной части нижней конечности: бедренная кость, большеберцовая, малобер­цовая, кости стопы.

^ Требования к компетентности:

  • Понимать принципы строения отдельных костей скелета, их классификацию, развитие и функции.

  • Знать особенности строения отдельных костей и их аномалии и пороки развития.

  • Уметь демонстрировать отдельные части и детали строения костей.


Модуль 2. Соединения; система соединений

Развитие соединений костей. Основные варианты, аномалии и пороки развития соединений. Классификация соединений костей. Непрерывные соединения: фиброзные, хрящевые, синостозы. Симфизы. Синовиальные соединения (суста­вы): строение, классификация, биомеханика. Строение соединений костей на рентге­но- и томограммах.

^ Соединения осевого скелета. Соединения позвоночного столба: межпозвоночные диски, связки, суставы. Позвоноч­ный столб в целом, изгибы, движения.

Соединения грудной клетки. Соединения рёбер с позвонками и с груди­ной. Грудная клетка в целом. Форма грудной клетки у людей разных типов телосложения.

^ Соединения черепа. Швы, роднички, синхондрозы. Височно-нижнечелюстной сустав.

Соединения добавочного скелета. Соединения верхней конечности. Соединения пояса верхней конечности: грудино-ключичный и акромиально-ключичный суставы, связки лопатки. Соединения свободной части верхней конечности: плечевой, локтевой и лучезапястный суставы, со­единения костей предплечья, суставы кисти.

^ Соединения нижней конечности. Соединения костей пояса нижней конечности: соединения тазового пояса (лобковый симфиз, крестцово-подвздошный сустав, синдесмозы). Таз как целое: половые различия, размеры женского таза. Соединения свободной части нижней конечности: тазобедрен­ный и коленный суставы, соединения костей голени, голено­стопный сустав, суставы стопы; стопа в целом.

Требования к компетентности:

  • Знать строение соединений костей скелета, их классификацию.

  • Знать особенности биомеханики суставов.

  • Уметь соединять отдельные кости и демонстрировать закономерности расположения связок.


Модуль 3. Мышцы; мышечная система

Виды мышечной ткани, особенности строения, функции скелетной мышцы. Мышца как орган. Клас­сификация мышц. Вспомогательный аппарат мышц. Основы биомеханики мышц. Развитие скелетных мышц. Основные варианты, аномалии и пороки развития скелетных мышц.

^ Мышцы и фасции спины. Поверхностные и глу­бокие мышцы спины. Фасции спины.

Мышцы и фасции груди. Поверхностные и глубокие мышцы. Диафрагма, строение, топография. Фасции груди и диафрагмы.

^ Мышцы и фасции живота. Боковые, передние и задние мышцы живота. Брюшной пресс. Топография живота. Влагалище прямой мышцы живота. Белая линия живота, пупочное кольцо. Паховый канал. Фасции живота

^ Мышцы и фасции шеи. Классификация мышц шеи. Поверхностные, надподъязычные и подподъязычные, глубокие мышцы. Подзатылочные мышцы. Фасции шеи. Топография шеи.

^ Мышцы и фасции головы. Классификация мышц головы: лица (мими­ческие) и жевательные. Фасции головы.

Мышцы и фасции верхней конечности. Мышцы и фасции пояса верхней конечности. Мышцы свободной части верхней конечности: плеча, предплечья и кисти. Фасции и сухожильные влагалища. Топография верхней ко­нечности: подмышечная ямка, подмышечная полость, локтевая ямка, борозды и каналы плеча, предплечья и кисти.

^ Мышцы и фасции нижней конечности. Мышцы и фасции пояса нижней конечности, строение, топография. Мышцы свободной части нижней конечности: бедра, голени и стопы. Топография нижней конечности: отверстия, каналы, ямки, борозды. Фасции, синовиальные сумки и сухожильные влагалища.

Требования к компетентности:

  • Знать строение скелетных мышц, их классификацию, элементы развития.

  • Знать названия мышц и их функции.

  • Уметь называть и показывать отдельные мышцы и фасции.

  • Уметь демонстрировать топографические особенности отдельных частей и областей тела.

  • Уметь рисовать анатомические схемы.


Раздел II

Внутренние органы


Модуль 4. Пищеварительная система

Понятие о развитии внутренних органов, серозных оболо­чек, полостей тела. Классификация внутренних органов. Общие принципы строения полых и паренхиматозных органов. Желе­зы: классификация, строение, функции. Проекционные линии на поверхности тела, области, части тела человека. Скелетотопия, голотопия и синтопия внутренних органов. Основы рентгеноанатомии внутренних ор­ганов.

Развитие пищеварительной системы. Первичная кишка, ее части и отделы. Основные аномалии и пороки развития. Общие принципы строения стенки пищеварительной трубки. Пищеварительные железы.

^ Полость рта. Преддверие и собственно полость рта, их стенки. Щеки. Губы. Небо: твердое и мягкое. Небные миндалины. Диафрагма рта. Органы полости рта.

Зубы: молочные и постоянные. Сроки их прорезывания и смены. Части зуба.

Язык: части, поверхности, мышцы, функции.

Железы полости рта. Большие слюнные железы: подъязычная, поднижнечелюстная, околоушная.

^ Глотка. Топография, части, строение; зев, глоточное лимфоидное кольцо; акт глотания.

Пищевод
. Топография, строение, сужения пищевода.

Желудок: топография, части, строение стенки, функции.

^ Тонкая кишка. Части тонкой кишки: двенадцатиперстная кишка (строе­ние, топография, варианты формы и положения) и брыжеечная тонкая кишка (тощая и под­вздошная), функции, строение.

^ Толстая кишка. Отделы толстой кишки: слепая кишка и червеобразный отросток (топография, строение), ободочная кишка и прямая кишка (топогра­фия, строение), анальный канал. Отличия в строении толстой кишки от тонкой.

Печень: топография, внешнее и внутреннее строение, функции. Внутри- и внепеченочные пути выведения желчи, желчный пузырь (части, топография, строение стенки); особенности кровообращения в печени (печёночная артерия, воротная вена).

^ Поджелудочная железа: строение, топография.

Брюшина: париетальная, висцеральная. Топография: этажи, сумки, карманы, ямки, каналы, синусы, связки, брыжейки, большой и малый сальник. Функция брюшины.

^ Требования к компетентности:

  • Понимать принципы строения отдельных органов, их классификацию, элементы развития и функции, аномалии и пороки развития.

  • Знать особенности строения и топографию органов.

  • Уметь находить, называть и показывать органы и отдельные их структуры.

  • Уметь рисовать анатомические схемы.


Модуль 5. Дыхательная система

Развитие дыхательной системы, аномалии и пороки развития. Дыхательные пути, органы дыхания. Общие принципы строения дыхательных путей.

^ Наружный нос. Полость но­са. Околоносовые пазухи.

Гортань: строение (хрящи, связки, суставы, мышцы), топо­графия, функции, полость гортани.

Трахея и бронхи: строение, топография.

Легкие. Внешнее и внутреннее строение: бронхиальное дерево, альвеолярное дерево (ацинус), сегменты. Топография и функции легких.

^ Плевра: париетальная, висцеральная. По­лость, синусы, границы плевры.

Средостение
: верхнее, нижнее (переднее, среднее, заднее), границы.

Строение органов дыхательной системы на рентгенограммах и компьютерных томограммах.

Средостение. Границы, со­держимое отделов.

Требования к компетентности:

  • Понимать принципы строения отдельных органов, их классификацию, элементы развития и функции, аномалии и пороки развития.

  • Знать особенности строения и топографию органов.

  • Уметь находить, называть и показывать органы и отдельные их структуры.

  • Уметь рисовать анатомические схемы.


Модуль 6. Мочевая система

Развитие мочевых органов. Аномалии и пороки развития.

Почка. Строение, топография, функции. Особенности кровообращения в почке; нефрон: принципы образования и выведения мочи. Почечные чашки (большие и малые), форникальный аппарат; почечная лоханка.

Мочеточник. Части, топография, строение стенки, сужения.

Мочевой пузырь. Строение, топо­графия.

^ Мочеиспускательный канал. Строение, топография, функции. Половые отличия.

Строение органов мочевой системы на рентгенограммах, ультразвуковых и компьютерных томограммах.

^ Требования к компетентности:

  • Понимать принципы строения отдельных органов, их классификацию, элементы развития и функции, аномалии и пороки развития.

  • Знать особенности строения и топографии органов.

  • Уметь находить, называть и показывать органы и отдельные их структуры.

  • Уметь рисовать анатомические схемы.


Модуль 7. Половая система

Особенности строения, функции и развития мужских и женских половых органов. Аномалии и пороки развития.

^ Внутренние мужские половые органы. Яичко: строение, топография, оболочки и их происхождение, процесс закладки и опускания; придаток яичка. Семявыносящий про­ток. Семенной канатик, его составные элементы. Предстательная железа, бульбоуретральные железы, семенные пузырьки. Строение, топография и функции.

^ Наружные мужские половые ор­ганы. Половой член, мошонка. Строение, топография и функции.

Внутренние женские половые органы. Яичник. Строение, топография, циклические изменения в яичнике. Матка. Строение, части, топография. Маточная труба. Части, строение. Влагалище. Строение, топография.

^ Наружные женские половые органы. Большие и малые половые губы, преддверие влагалища, железы преддверия, клитор, девствен­ная плева. Строение, топография и функции.

Строение органов половой системы на рентгенограммах, ультразвуковых и компьютерных томограммах.

Промежность. Мышцы и фасции - диафрагма таза, мочепо­ловая диафрагма. Особенности строения у мужчин и у жен­щин; седалищно-анальная ямка.

^ Требования к компетентности:

  • Понимать принципы строения отдельных органов, их классификацию, элементы развития и функции, аномалии и пороки развития.

  • Знать особенности строения и топографии органов.

  • Уметь находить, называть и показывать органы и отдельные их структуры.

  • Уметь рисовать анатомические схемы.


Модуль 8. Эндокринные железы

Классификация и развитие желез внутренней секреции.

^ Гипофиз. Строение, топография, функ­ция.

Шишковидная железа.
Строение, топография, функ­ция.

Щитовидная железа. Строение, топография, функ­ция.

^ Околощитовидные железы. Строение, топография, функ­ция.

Надпочечники. Функ­ция, топография, строение. Парааортальные тельца и сонный гломус.

^ Панкреатические островки (эндокринная часть поджелудочной железы).

Эндокринные части поло­вых желез (яичка, яичника).

Требования к компетентности:

  • Понимать принципы строения отдельных органов, их классификацию, элементы развития и функции, аномалии и пороки развития.

  • Знать особенности строения и топографии органов.

  • Уметь находить, называть и показывать органы и отдельные их структуры.


Раздел III

Сердце. Сосудистая система. Лимфоидная система


^ Модуль 9. Сердце

Общая анатомия сердечно-сосудистой системы (круги кровообращения). Этапы развития сердца. Основные аномалии и пороки развития сердца.

Сердце. Внешнее строение сердца. Строение камер сердца. Стенка сердца: эндокард, миокард, эпикард. Клапанный аппарат сердца. Проводящая система сердца. Кровоснабжение сердца. Топография: проек­ция клапанов сердца, границы сердца.

Перикард. Строение, полость перикарда, синусы.

Строение и положение сердца на рентгенограммах, ультразвуковых и компьютерных томограммах.


Требования к компетентности:

  • Понимать принципы строения сердца, элементы развития и функции, аномалии и пороки развития.

  • Знать особенности строения и топографии сердца, его сосудов.

  • Уметь находить, называть и показывать отдельные структуры.


Модуль 10. Артерии

Закономерности развития, строения, хода, ветв­ления и формирования артерий, их классификация, осо­бенности гемодинамики. Коллатеральное кровообращение. Ана­стомозы. Основные аномалии и пороки развития артерий.

^ Артерии малого круга кровообращения. Легочный ствол, легочные артерии (разветвления внутри легкого). Топография артерий малого круга кровообращения.

Артерии большого круга кровообращения. Аорта: части, топография.

Восходящая часть. Венечные артерии, обасти кровоснабжения, анастомозы.

^ Дуга аорты. Ветви дуги аорты: плечеголовной ствол, левая общая сонная артерия, левая подключичная артерия.

Артерии головы и шеи. Общая сонная артерия, ее топография. Наружная сонная артерия, ее топография. Внутренняя сонная арте­рия, ее топография, ветви. Кровоснабжение головного и спинного мозга. Подключичная артерия, ее топография, отделы, ветви. Анастомозы между артериями головы и шеи.

^ Артерии верхней конечности. Подмышечная артерия, ее топо­графия, отделы, ветви. Плечевая артерия, ее топография, ветви. Лучевая и локтевая артерии. Ладонные (поверхностная и глубокая) арте­риальные дуги кисти: артерии их образующие, топография, ветви, анастомозы; кровоснабжение кисти и пальцев.

^ Нисходящая часть аорты. Грудная часть нисходящей аорты, топография, париетальные и висцеральные ветви.

Брюшная часть нисходящей аорты, топография, париетальные, непарные и парные висцеральные ветви.

^ Артерии таза. Общая подвздошная артерия. Наружная под­вздошная артерия, ее топография, ветви. Внутренняя подвздош­ная артерия, ее топография, париетальные и висцеральные ветви.

^ Артерии нижней конечности. Бедренная артерия, ее топогра­фия, ветви. Подколенная артерия, ее топография, ветви. Передняя и задняя большеберцовая артерии, малоберцовая артерия, их топография, ход, ветви, анастомозы. Тыльная артерия стопы, ее топография, ветви. Латеральная и медиальная подош­венные артерии, их топография, ветви. Артериальные дуги стопы.

Места прижатия артерий к костям для остановки кровотечения и определения пульса.


^ Требования к компетентности:

  • Понимать закономерности расположения артерий, их анатомическую классификацию, элементы развития, основные аномалии и пороки развития присердечных артерий.

  • Знать топографию и ветвление артерий, области их кровоснабжения.

  • Уметь находить, называть и показывать магистральные артерии.

  • Уметь рисовать анатомические схемы.


Модуль 11. Вены

Особенности развития, строения, хода, ветв­ления и формирования вен, их классификация, особенности гемодинамики. Микроциркуляторное русло. Межсистемные и внутрисистемные анастомозы. Кровообращение плода.

^ Вены малого круга кровообращения. Легочные вены, топография.

Вены большого круга крово­обращения. Верхняя полая вена:ее притоки, топография. Вены головно­го мозга, синусы твердой мозговой оболочки, диплоитические и эмиссарные вены. Поверхностные и глубокие вены головы и шеи. Внутренняя, наружная и передняя яремные вены, притоки, топография. Плечеголовные вены, формирование правого и левого венозного угла. Подмышечная и подключичная вены, притоки, топография. Поверхностные и глубокие вены верх­ней конечности. Межреберные вены. Непарная и полунепарные вены, формирование, притоки. Позвоночные веноз­ные сплетения.

^ Нижняя полая вена, формирование, топография, притоки. Поверхностные и глубокие вены нижней конечности. Наружная подвздошная вена, топография, притоки. Внутренняя под­вздошная вена, топография, притоки: венозные сплетения та­за. Кава-кавальные анастомозы.

^ Воротная вена, основные корни, притоки, топогра­фия, разветвления в печени. Портокавальные анастомозы.

Требования к компетентности:

  • Понимать закономерности расположения вен, их анатомическую классификацию, элементы развития, основные аномалии и пороки развития присердечных вен.

  • Знать топографию и притоки вен.

  • Уметь находить, называть и показывать магистральные вены.

  • Уметь рисовать анатомические схемы.


Модуль 12. Лимфатическая система. Органы лимфоидной системы

Принцип строения и функции лимфатической системы, связь с венозным руслом (сходства и различия). Факторы, обеспечивающие движение лимфы. Основы развития лимфатической системы. Функциональная анатомия органов кроветворения и иммунной системы их классификация.

^ Лимфатические капилляры, их строение, отличие от кровеносных капилляров, функции. Лимфатические сосуды, сети, крупные сосуды и коллекторы, строение, топография.

^ Лимфатический узел, функции, топография, строение, классификация, регионарные лимфатические узлы.

Лимфатические стволы, их формирование, топография, функции.

^ Лимфатические протоки: формирование, топография. Грудной проток, правый лимфатический проток.

Лимфатические сосуды и регионарные лим­фатические узлы областей тела человека: верхней и нижней конечностей, таза, брюшной и грудной полостей, головы и шеи. Отток лимфы от отдельных органов и частей тела.

^ Органы лимфоидной системы:

Первичные лимфоидные органы.

Костный мозг: красный и жел­тый, локализация, строение, функции.

Тимус: строение, топография, функции.

Вторичные лимфоидные органы.

Селезенка: строение, топография, функции.

^ Лимфатические узлы. Лимфоидные образования: пищеварительной, ды­хательной, мочеполовой систем (миндалины (лимфоидное кольцо), лимфоидные узелки (фолликулы), групповые лимфоидные узелки, червеобразный отросток, и др.

Требования к компетентности:

  • Понимать закономерности формирования лимфатических капилляров, сосудов, стволов и протоков, элементы развития.

  • Знать топографию регионарных лимфоузлов.

  • Знать особенности строения и топографии органов кроветворения и иммунной системы.

  • Уметь находить, называть и показывать структуры этих органов.


Раздел IV

Нервная система


^ Модуль 13. Центральная нервная система

Общий план анатомического строения нервной системы, ос­новные функции, развитие. Рефлекторная дуга. Нейрон, волокна, пучки, корешки, ядра, узлы. Подразделение нервной системы на цен­тральную и периферическую, соматическую и вегетативную (автономную).

Развитие спинного и головного мозга, функции. Ретикулярная формация. Лимбическая система. Понятие об анализаторе. Локализация функций в коре полушарий большого мозга. Образование и отток спинномозговой жидкости.

^ Спинной мозг. Топография, внешнее и внутренне строение, серое и белое вещество, сегмент спинного мозга. Оболочки спинного мозга.

Головной мозг. Отделы головного мозга, развитие, функции.

Ствол головного мозга: продолговатый мозг, мост, средний мозг.

^ Задний мозг: продолговатый мозг. Топография, внешнее и внутреннее строение, функции.

Задний мозг: мост. Топография, внешнее и внутрен­нее строение, функции.

^ Задний мозг: мозжечок. Топография, внешнее строение, функции, состав ножек мозжечка. IV желудочек, строение, пути оттока спинно­мозговой жидкости. Ромбовидная ямка, рельеф, топография ядер черепных нервов. Перешеек ромбовидного мозга.

^ Средний мозг. Топография, крыша, покрышка, ножки мозга, водопровод среднего мозга. Функции среднего мозга.

Передний мозг: промежуточный мозг: таламический мозг: таламус, эпиталамус, метаталамус – строение, функции.

^ Промежуточный мозг: гипоталамус. Строение, функции. III желудочек.

Передний мозг: конечный мозг: полушария большого мозга: плащ, базальные (подкорковые) ядра, обонятельный мозг. Доли, борозды, извилины плаща, мозолистое тело, свод. Бо­ковые желудочки.

Проводящие пути центральной нервной системы (волок­на ассоциативные, комиссуральные, проекционные - восходя­щие и нисходящие).

Оболочки головного мозга. Кровоснабжение головного и спинно­го мозга.

^ Требования к компетентности:

  • Знать общий план строения спинного и головного мозга, его части, элементы развития и функции, аномалии и пороки развития.

  • Знать особенности строения и топографии отделов спинного и головного мозга.

  • Уметь находить, называть и показывать отдельные структуры.

  • Уметь делать зарисовки-схемы внутреннего строения мозга.


Модуль 14. Периферическая нервная система:

спинномозговые нервы

Развитие и общая характеристика спинномозговых нервов: образование, состав волокон, топография, ветви, области иннервации.

^ Задние ветви спинномозговых нервов: область их иннервации.

Передние ветви спинномозговых нервов: образование сплетений.

Шейное сплетение: формирование, строение, топография, ветви, области иннервации.

^ Плечевое сплетение: формирование, строение, топография, ветви, области иннервации.

Межреберные нервы, их топография, области иннервации.

Поясничное сплетение: формирование, топография, строение, ветви, зоны их иннервации.

^ Крестцовое сплетение: формирование, топография, строе­ние, ветви, зоны их иннервации.

Требования к компетентности:

  • Понимать закономерности формирования спинномозговых нервов.

  • Знать топографию и формирование нервов, области их иннервации.

  • Уметь находить, называть и показывать спинномозговые нервы.

Модуль 15. Периферическая нервная система: черепные нервы

Развитие, общая характеристика и классификация черепных нервов. Принцип формирования, ядра, их локализация, ветви и области иннервации, связь черепных нервов с вегетативной (автономной) нервной системой и с органами чувств (анализаторами).

^ Подъязычный нерв (XII пара) и добавочный нерв (XI па­ра): ядра, состав волокон, топография нервов и их ветвей, связи с черепными и спинномозговыми нервами, области иннервации.

^ Блуждающий нерв (Х пара) и языкоглоточный нерв (IX пара): ядра, состав волокон, топография нервов и их ветвей, связи с Вегетативной нервной системой и черепными нервами, области иннервации.

^ Преддверно-улитковый нерв (VIII пара): ядра, узел, состав волокон, топография нерва и его ветвей, функции.

Лицевой (промежуточно-лицевой) нерв (VII пара): ядра, узел, состав волокон, топография нерва и иго ветвей, связи с вегетативными узлами и черепными нервами, области иннервации.

^ Тройничный нерв (V пара): ядра, узел, состав волокон, топография нерва и иго ветвей, связи с вегетативными узлами и черепными нервами, области иннервации.

Глазодвигательный нерв (III пара), блоковой нерв (IV пара), отводящий нерв (VI пара): ядра, состав волокон, топография нервов, ветви, области иннервации.

^ Обо­нятельный нерв (I пара), зрительный нерв (II пара): образование, состав волокон, топография, функции.

Требования к компетентности:

  • Понимать закономерности формирования черепных нервов.

  • Знать топографию и формирование нервов, место выхода нервов из мозга и черепа, области их иннервации.

  • Уметь находить, называть и показывать черепные нервы.


Модуль 16. Вегетативная (автономная) нервная система

Развитие и общая характеристика вегетативной нервной системы, строение, сходства и различия с анимальной нервной системой. Вегетативная рефлекторная дуга. Подразделение на симпатиче­скую и парасимпатическую части: анатомо-физиологическая и фармакологическая характеристика. Центры вегетативной нервной системы: сегментарные и надсегметарные. Вегета­тивные узлы: строение, клетки, сплетения, волокна, нервы.

^ Симпатическая часть вегетативной нервной системы: центры в спинном мозге, симпатический ствол, узлы, ветви. Вегетативные сплете­ния и узлы в области шеи, грудной и брюшной полости.

^ Парасимпатическая часть вегетативной нервной системы: центры в головном и спинном мозге. Периферический отдел вегетативной нервной системы: узлы и волокна в составе черепных нервов-III, VII, IX, Х пар, кре­стцовых сегментов спинного мозга (тазовые внутренностные нервы, тазовые узлы и ветви.

Иннервация отдельных органов тела человека. Иннервация сосудов. Интероцептивный анализатор.

Требования к компетентности:

  • Понимать закономерности формирования черепных нервов.

  • Знать топографию и формирование нервов, место выхода нервов из мозга и черепа, области их иннервации.

  • Уметь находить, называть и показывать черепные нервы.


Раздел V

Органы чувств

Анатомо-функциональная характеристика органов чувств. Развитие органов чувств. Понятие об анализаторе: рецептор, кондуктор, корковый конец.


^ Модуль 17. Орган зрения. Преддверно-улитковый орган

Орган зрения. Глаз и вспомогательные органы глаза. Глаз: глазное яблоко и зрительный нерв. Глазное яблоко: оболочки (фиброзная, сосудистая сетчатка), камеры, оптические среды, аккомодационный аппарат, вспомогательные органы глаза (веки, конъюнктива, мышцы, фасции глазницы, слёзный аппарат), зрительный анализатор.

^ Орган слуха и равновесия: строение, функции, наружное, среднее (барабанная полость, слуховые косточки, слуховая труба) и внутреннее ухо (перепончатый и костный лабиринты), слуховой и статокинетический анализаторы.

^ Орган обоняния. Обонятельная область слизистой оболочки носа. Обонятельный анализатор.

Орган вкуса. Вкусовые почки языка, их топография. Вкусовой анализатор.

^ Общий покров. Кожа и ее производные, функции кожи, виды кожной чувствительности (осязание, боль, температура и др.).

Требования к компетентности:

  • Понимать принципы строения отдельных органов, их классификацию, элементы развития и функции, аномалии и пороки развития.

  • Знать особенности строения и топографии органов.

  • Уметь находить, называть и показывать органы и отдельные их структуры.

  • Уметь рисовать анатомические схемы.


Модуль-контроля (М-К)

Обобщение и систематизация основных понятий, ведущих знаний и умений, освоенных студентами в результате изучения дисциплины. Важнейшая цель этого модуля - повторение студентом на основе обобщения и систематизация усвоенного учебного материала.

Модуль обеспечивает итоговый контроль усвоения знаний и умений по дисциплине и проводится в виде итогового тестирования и устного опроса по анатомическим препаратам и другим наглядным материалам.

^ Требования к компетентности:

  • Знать анатомические термины, закономерности строения и развития органов и систем органов.

  • Знать топографию внутренних органов и их анатомо-топографические взаимоотношения; проекцию внутренних органов на скелет и поверхность тела.

  • Уметь находить, называть и показывать на анатомических препаратах органы, их части, детали строения.

  • Уметь применять полученные знания при изучении смежных и клинических дисциплин и в последующей деятельности медицинской сестры.

Информационная часть


Список литературы


Основная:

  1. Околокулак, Е.С. Анатомия человека: учебн. пособие / Е.С.Околокулак [и др.]; под общ. ред Е.С.Околокулака. – Гродно, 2008.- 396 с.

  2. Привес, М.Г. Анатомия человека: учебник для мед. вузов / М.Г. Привес, Н.К. Лысенков, В.И.Бушкович. – 11-е изд., перераб. и доп. – СПб: Гиппократ, 2000. – 704 с.

  3. Привес, М.Г. Анатомия человека: учебник для мед. вузов / М.Г. Привес, Н.К.Лысенков, В.И.Бушкович. – 12-е изд., перераб. и доп. – СПб: Гиппократ, 2006. – 720 с.

  4. Синельников, Р.Д. Атлас анатомии человека. В 4-х томах: учебн. пособие для студ. мед. вузов. – М.: Медицина, 1996.

  5. Фениш, Х. Карманный атлас анатомии человека на основе Международной номенклатуры: учебн. пособие / При участии В. Даубера; пер. с англ. С.Л.Кабак, В.В.Руденок; пер. под. ред. С.Д. Денисова. – 4-е изд.- Мн.: Вышэйш. шк., 2001. – 466 с.


Дополнительная:

  1. Борзяк, Э.И. Анатомия человека. В 2-х томах: учебник для мед. ин-тов / Э.И.Борзяк, В.Я.Бочаров, М.Р.Сапин; под ред. М.Р. Сапина. – М.: Медицина, 1986.

  2. Бурак, Г.Г., Анатомия нервной системы: учебн. пособие / Г.Г Бурак, И.В.Самсонова.- Витебск: ВГМУ, 2008.- 361 с.

  3. Ковалевич, К.М. Межсистемные венозные анастомозы: пособие / К.М.Ковалевич, М.Н.Щербакова. – Гродно: ГрГМУ, 2005. – 13 с.

  4. Ковалевич, К.М. Основы рентгеноанатомии: пособие / К.М.Ковалевич. – Гродно: ГрГМУ, 2006. – 65 с.

  5. Колесов, М.А. Лимфатическая система: учебн. пособие / М.А. Колесов. – Гродно: ГГМИ, 1999. – 29 с.

  6. Лобко, П.И. Вегетативная нервная система. Атлас: учебн. пособие / П.И.Лобко [и др]. – Мн.: Вышейш. шк., 1988. – 271 с.

  7. Пивченко, П.Г. Анатомия опорно-двигательного аппарата: учебн. пособие / П.Г.Пивченко, Д.В.Ковалева.– Минск: БГМУ, 2003. - 138 с.

  8. Усович, А.К. Практикум по анатомии человека. Часть 1. Аппарат движения / А.К.Усович [и др.] Под ред. А.К.Усовича.– Витебск: ВГМУ, 2007.– 164 с.

  9. Щербакова, М.Н. Вегетативная нервная система: учебн. пособие / М.Н. Щербакова. – Гродно: ГГМИ, 2000. – 40 с.




Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Е. С. Околокулак заведующий кафедрой анатомии человека Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор icon О. А. Скугаревский, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования
Королева Е. Г., заведующая кафедрой психиатрии и наркологии Учреждения образования «Гродненский государственный...
Е. С. Околокулак заведующий кафедрой анатомии человека Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор icon В. С. Васильев профессор кафедры инфекционных болезней с курсом детских инфекций Учреждения образования
И. А. Новикова, заведующая кафедрой клинической лабораторной диагностики Учреждения образования «Гомельский...
Е. С. Околокулак заведующий кафедрой анатомии человека Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор icon Пояснительная записка
О. Г. Хоров, заведующий кафедрой оториноларингологии, офтальмологии и стоматологии Учреждения образования...
Е. С. Околокулак заведующий кафедрой анатомии человека Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор icon Пояснительная записка
М. А. Лис, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней Учреждения образования «Гродненский...
Е. С. Околокулак заведующий кафедрой анатомии человека Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор icon Пояснительная записка
М. А. Лис, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней Учреждения образования «Гродненский...
Е. С. Околокулак заведующий кафедрой анатомии человека Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор icon Рекомендована к утверждению в качестве типовой
В. В. Зинчук, заведующий кафедрой нормальной физиологии Учреждения образования «Гродненский государственный...
Е. С. Околокулак заведующий кафедрой анатомии человека Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор icon Рекомендована к утверждению в качестве типовой
В. В. Лелевич, заведующий кафедрой биологической химии Учреждения образования «Гродненский государственный...
Е. С. Околокулак заведующий кафедрой анатомии человека Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор icon Рекомендована к утверждению в качестве типовой
В. М. Пырочкин, заведующий кафедрой госпитальной терапии Учреждения образования «Гродненский государственный...
Е. С. Околокулак заведующий кафедрой анатомии человека Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор icon И. О. Походенько-Чудакова, заведующая кафедрой хирургической стоматологии Учреждения образования
А. В. Глинник, заведующий кафедрой челюстно-лицевой хирургии Учреждения образования «Белорусский...
Е. С. Околокулак заведующий кафедрой анатомии человека Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор icon Пояснительная записка Нормальная физиология, как наука о функционировании организма здорового человека
В. В. Зинчук, заведующий кафедрой нормальной физиологии Учреждения образования «Гродненский государственный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы