|
Скачать 386.53 Kb.
|
![]() С ![]() Е.С.Околокулак – заведующий кафедрой анатомии человека Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор; А.К.Усович – заведующий кафедрой анатомии человека Учреждения образования «Витебский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент; В.Н.Жданович – заведующий кафедрой анатомии человека Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; К.М.Ковалевич – доцент кафедры анатомии человека Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; Ю.М.Киселевский - доцент кафедры анатомии человека Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; Д.А.Волчкевич - ассистент кафедры анатомии человека Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук. Рецензенты: Кафедра нормальной анатомии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»; А.А.Баешко– профессор кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор. ^ Кафедрой анатомии человека Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол №11от 4 марта 2008 г.); Центральным научно-методическим советом Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 4 от 20 марта 2008 г.); Секциями по специальностям: 1-79 01 05 Медико-психологическое дело; 1-79 01 04 Медико-диагностическое дело; 1-79 01 06 Сестринское дело учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол объединенного заседания № 1 от 21 марта 2008 г.). ^ И.Г. Жук - первый проректор Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», профессор, доктор медицинских наук ^ Актуальность изучения учебной дисциплины Анатомия человека – наука о строении тела человека, является базовой в системе медицинского образования. В блоке медико-биологических дисциплин она занимает ключевое место. Анатомия человека обеспечивает получение фундаментальных теоретических знаний, начальных компетенций, необходимых для изучения других медико-биологических, специальных клинических дисциплин и для практической деятельности всех специалистов медицинского профиля. Новые подходы к медицинскому образованию, связанные с преодолением репродуктивного стиля в обучении, обеспечением познавательной активности и самостоятельности мышления обучающихся, открывают и новые перспективы для реализации потенциальных возможностей каждой личности, каждого коллектива. Появление новых и усовершенствование существующих методов исследования живого человека, изменяющиеся условия среды обитания человека постоянно обогащают анатомию человека новым содержанием. ^ Цель: формирование уровня анатомической компетентности в системе медицинского образования, обеспечивающих последующее изучение медико-биологических и клинических дисциплин. Сформированность у выпускника анатомической компетентности способствует развитию профессиональной деятельности специалиста как нтегративного результата образования в медицинском вузе. Задачи: - получение студентами знаний о закономерностях и принципах строения тела человека, его частей, органов и систем, с учетом их функции, индивидуальных особенностей, половых различий на основе достижений современной науки; - формирование у студентов представления о взаимозависимости и единстве структуры и функции органов человека, взаимосвязи организма с изменяющимися условиями среды. - развитие у студентов умений демонстрировать интегрированные знания в оценке строения и развития органов и систем (органогенез), вариантов изменчивости органов, основные аномалии и пороки развития; Анатомические знания и умения, составляющие основу медицинской компетентности, будут способствовать формированию профессиональной квалификации выпускника. ^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Анатомия человека» определены образовательным стандартом высшего образования первой ступени по циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин, который разработан с учетом требований компетентностного подхода. В нем указан минимум содержания по дисциплине в виде обобщенных анатомических знаний и умений, составляющих анатомическую компетентность выпускника вуза: а) обобщенные знания: - понимать сущность предмета как науки и его связи с другими дисциплинами, общеисторическую значимость этапов развития анатомии человека; - понимать концепцию единства структуры и функции органов, их развития и генетическую обусловленность; - знать особенности строения человека в основных разделах дисциплины: остеологии, краниологии, артросиндесмологии, миологии, спланхнологии, ангиологии; анатомии органов чувств и нервной системы человека; - знать анатомо-топографические взаимоотношения внутренних органов и их проекцию на скелет и поверхность тела человека. б) обобщенные умения: - различать основные применяемые методы изучения анатомии человека на трупном материале и на живом человеке; - правильно определять положение и взаимоположение органов; - находить и демонстрировать на анатомических препаратах, схемах, иллюстрациях и других наглядных материалах области тела, органы, их части, детали строения, правильно называть их по-русски и по-латыни; -объяснять взаимосвязь органогенеза в норме и при развитии основных аномалий и пороков развития; - использовать анатомические знания при изучении клинических дисциплин и в практической деятельности при оказании первой помощи в экстренных ситуациях; - осуществлять адекватную самооценку и самосовершенствование. ^ В данной программе структура содержания дисциплины «Анатомия человека» построена на основе модульного подхода. Для каждого модуля представлены обобщенные знания и умения, составляющие суть анатомической компетентности студентов. Содержание дисциплины составляют следующие модули: - нулевой модуль (М-0) , или введение в изучение дисциплины, где определяются цели и задачи, и обосновывается значимость подготовки медицинской сестры для решения профессиональных задач; - обучающие модули (М-1 – М-18), перечень которых определен в примерном тематическом плане дисциплины. В соответствии с содержанием каждого обучающего модуля определены требования к анатомическим компетенциям (в виде системы обобщенных знаний и умений), для формирования и диагностики которых могут быть разработаны тесты; - модуль-контроля (М-К), который обеспечивает посредством тестирования и (или) опроса (устного и (или) письменного) итоговый контроль усвоения знаний и умений. ^ Обучение анатомии человека в медицинском вузе имеет прикладную (клиническую) направленность, достигающуюся сочетанием основных принципов изучения этой науки. Применение системного принципа позволяет, последовательно изучая анатомию по системам (костная, мышечная, пищеварительная и т.д.), постичь закономерности строения организма и его частей. Применение функционального принципа способствует пониманию строения человека в зависимости от выполняемых функций. Учет принципа единства организма и среды его обитания позволяет понимать особенности строения тела человека в зависимости от изменяющихся антропогенных факторов. Основными методами обучения, адекватно отвечающими целям изучения данной дисциплины, являются: - объяснение и консультация; - опрос по анатомическим препаратам; - макропрепарирование; - элементы проблемного обучения (учебно-исследовательская работа студентов); - научное исследование студентов (работа в СНО при кафедре). Образовательным стандартом высшего образования первой ступени по циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин определено количество часов, отведенных на изучение дисциплины «Анатомия человека»:
^ Содержание и формы самостоятельной работы (СР) студентов, а также оценка знаний и умений разрабатываются (или выбираются и адаптируются) вузами и кафедрами в соответствии с целями и задачами подготовки специалистов. ^ Для диагностики сформированности анатомической компетентности использовать текущий (зачет) и итоговый контроль (курсовой экзамен) посредством тестов и традиционных методов: устный и (или) письменный опрос по анатомическим препаратам и другим наглядным материалам. ^
Содержание учебного материала Нулевой модуль (М-О). Введение в дисциплинуАнатомия человека как наука и учебная дисциплина. Систематическая анатомия, топографическая анатомия, сравнительная анатомия, возрастная анатомия, пластическая анатомия, антропология. Уровни исследования в анатомии: макроскопический, макромикроскопический, микроскопический. Методы изучения анатомии на трупном материале: препарирование, наливка сосудов наполнителями, просветление, коррозия, рентгенография, распилы по Н.И.Пирогову, макро- и микроскопия. Методы изучения анатомии живого человека: антропометрия, рентгеновские (рентгеноскопия, рентгенография, компьютерная томография), ультразвуковая и магнитно-резонансная томография, эндоскопия. Анатомическая терминология и номенклатура. Оси и плоскости, используемые при изучении анатомии человека. Анатомия в системе медико-биологических и клинических дисциплин, место анатомии в медицине. Основные стадии эмбриогенеза человека. Зародышевые листки и их производные. Органы, системы органов и аппараты. Понятие о норме и вариантах нормы. Типы телосложения. Возрастные, половые и индивидуальные особенности строения тела человека. Влияние внешней среды, образа жизни, профессии, питания, физических упражнений, условий труда и быта на строение тела человека. История анатомии. Становление представлений о строении тела человека. Анатомия в странах древнего мира; анатомия в древней Греции (Гиппократ, Аристотель, Эразистрат, Герофил); анатомия в древнем Риме (Гален). Анатомия периода средневековья (Леонардо да Винчи, Андрей Везалий). Анатомия периода нового времени: развитие анатомии в Западной Европе и России. Вклад в развитие анатомии Г. О. Мухина, П. А. Загорского, Н. И. Пирогова, П. Ф. Лесгафта, Д. Н. Зернова. Ведущие направления и школы анатомии советского периода (В. Н. Тонков, В. П. Воробьев, Г. А. Иосифов и др.). Анатомия в Беларуси. Преподавание анатомии и начало анатомических исследований в первых медицинских учебных заведениях XVIII - XIX вв. в Гродно (Ж. Э. Жилибер), в Вильно (С. Л. Бисси, И. А. Лобенвейн, В. Пеликан, А. Белькевич, Л. С. Севрук). Современная история анатомии: создание школы белорусских анатомов (С. И. Лебедкин, Д. М. Голуб); научные направления, разрабатываемые белорусскими анатомами; разработка белорусской анатомической терминологии. ^
Раздел I Опорно-двигательный аппарат ^ Анатомия скелета: осевой скелет, добавочный скелет. Развитие костей. Классификация костей. Строение кости. Химический состав, физические и механические свойства кости. Кость как орган. Рентгеноанатомия костей. Влияние социальных и биологических факторов на развитие и строение скелета. Возрастные, индивидуальные и половые особенности строения черепа. Основные варианты, аномалии и пороки развития скелета ^ , отделы. Строение позвонка. Особенности строения шейных, грудных, поясничных, крестцовых и копчиковых позвонков. Скелет грудной клетки. Ребра и грудина. Строение ребер. Ребра истинные, ложные и колеблющиеся. Строение грудины. Череп. Развитие черепа в онтогенезе, варианты и аномалии. Мозговой и лицевой (висцеральный) череп. Кости мозгового черепа: лобная, клиновидная, затылочная, теменная, решётчатая, височная. Кости лицевого (висцерального) черепа: верхняя и нижняя челюсти, нижняя носовая раковина, сошник, носовая, слёзная, скуловая, нёбная, подъязычная. Череп в целом: свод, наружное и внутреннее основания черепа, глазница, полость носа; височная, подвисочная, крыловидно-нёбная ямки. ^ Развитие добавочного скелета в онтогенезе, варианты и аномалии. Возрастные, половые и индивидуальные особенности строения костей осевого и добавочного скелета. ^ Кости пояса верхней конечности. Ключица, лопатка. Кости свободной части верхней конечности: плечевая кость, кости предплечья и кисти. ^ : Кости пояса нижней конечности. Тазовая кость. Кости свободной части нижней конечности: бедренная кость, большеберцовая, малоберцовая, кости стопы. ^
Модуль 2. Соединения; система соединений Развитие соединений костей. Основные варианты, аномалии и пороки развития соединений. Классификация соединений костей. Непрерывные соединения: фиброзные, хрящевые, синостозы. Симфизы. Синовиальные соединения (суставы): строение, классификация, биомеханика. Строение соединений костей на рентгено- и томограммах. ^ Соединения позвоночного столба: межпозвоночные диски, связки, суставы. Позвоночный столб в целом, изгибы, движения. Соединения грудной клетки. Соединения рёбер с позвонками и с грудиной. Грудная клетка в целом. Форма грудной клетки у людей разных типов телосложения. ^ Швы, роднички, синхондрозы. Височно-нижнечелюстной сустав. Соединения добавочного скелета. Соединения верхней конечности. Соединения пояса верхней конечности: грудино-ключичный и акромиально-ключичный суставы, связки лопатки. Соединения свободной части верхней конечности: плечевой, локтевой и лучезапястный суставы, соединения костей предплечья, суставы кисти. ^ . Соединения костей пояса нижней конечности: соединения тазового пояса (лобковый симфиз, крестцово-подвздошный сустав, синдесмозы). Таз как целое: половые различия, размеры женского таза. Соединения свободной части нижней конечности: тазобедренный и коленный суставы, соединения костей голени, голеностопный сустав, суставы стопы; стопа в целом. Требования к компетентности:
Модуль 3. Мышцы; мышечная система Виды мышечной ткани, особенности строения, функции скелетной мышцы. Мышца как орган. Классификация мышц. Вспомогательный аппарат мышц. Основы биомеханики мышц. Развитие скелетных мышц. Основные варианты, аномалии и пороки развития скелетных мышц. ^ Поверхностные и глубокие мышцы спины. Фасции спины. Мышцы и фасции груди. Поверхностные и глубокие мышцы. Диафрагма, строение, топография. Фасции груди и диафрагмы. ^ . Боковые, передние и задние мышцы живота. Брюшной пресс. Топография живота. Влагалище прямой мышцы живота. Белая линия живота, пупочное кольцо. Паховый канал. Фасции живота ^ Поверхностные, надподъязычные и подподъязычные, глубокие мышцы. Подзатылочные мышцы. Фасции шеи. Топография шеи. ^ Классификация мышц головы: лица (мимические) и жевательные. Фасции головы. Мышцы и фасции верхней конечности. Мышцы и фасции пояса верхней конечности. Мышцы свободной части верхней конечности: плеча, предплечья и кисти. Фасции и сухожильные влагалища. Топография верхней конечности: подмышечная ямка, подмышечная полость, локтевая ямка, борозды и каналы плеча, предплечья и кисти. ^ Мышцы и фасции пояса нижней конечности, строение, топография. Мышцы свободной части нижней конечности: бедра, голени и стопы. Топография нижней конечности: отверстия, каналы, ямки, борозды. Фасции, синовиальные сумки и сухожильные влагалища. Требования к компетентности:
Раздел II Внутренние органы Модуль 4. Пищеварительная система Понятие о развитии внутренних органов, серозных оболочек, полостей тела. Классификация внутренних органов. Общие принципы строения полых и паренхиматозных органов. Железы: классификация, строение, функции. Проекционные линии на поверхности тела, области, части тела человека. Скелетотопия, голотопия и синтопия внутренних органов. Основы рентгеноанатомии внутренних органов. Развитие пищеварительной системы. Первичная кишка, ее части и отделы. Основные аномалии и пороки развития. Общие принципы строения стенки пищеварительной трубки. Пищеварительные железы. ^ Преддверие и собственно полость рта, их стенки. Щеки. Губы. Небо: твердое и мягкое. Небные миндалины. Диафрагма рта. Органы полости рта. Зубы: молочные и постоянные. Сроки их прорезывания и смены. Части зуба. Язык: части, поверхности, мышцы, функции. Железы полости рта. Большие слюнные железы: подъязычная, поднижнечелюстная, околоушная. ^ . Топография, строение, сужения пищевода. Желудок: топография, части, строение стенки, функции. ^ Части тонкой кишки: двенадцатиперстная кишка (строение, топография, варианты формы и положения) и брыжеечная тонкая кишка (тощая и подвздошная), функции, строение. ^ . Отделы толстой кишки: слепая кишка и червеобразный отросток (топография, строение), ободочная кишка и прямая кишка (топография, строение), анальный канал. Отличия в строении толстой кишки от тонкой. Печень: топография, внешнее и внутреннее строение, функции. Внутри- и внепеченочные пути выведения желчи, желчный пузырь (части, топография, строение стенки); особенности кровообращения в печени (печёночная артерия, воротная вена). ^ строение, топография. Брюшина: париетальная, висцеральная. Топография: этажи, сумки, карманы, ямки, каналы, синусы, связки, брыжейки, большой и малый сальник. Функция брюшины. ^
Модуль 5. Дыхательная система Развитие дыхательной системы, аномалии и пороки развития. Дыхательные пути, органы дыхания. Общие принципы строения дыхательных путей. ^ Гортань: строение (хрящи, связки, суставы, мышцы), топография, функции, полость гортани. Трахея и бронхи: строение, топография. Легкие. Внешнее и внутреннее строение: бронхиальное дерево, альвеолярное дерево (ацинус), сегменты. Топография и функции легких. ^ : верхнее, нижнее (переднее, среднее, заднее), границы. Строение органов дыхательной системы на рентгенограммах и компьютерных томограммах. Средостение. Границы, содержимое отделов. Требования к компетентности:
Модуль 6. Мочевая система Развитие мочевых органов. Аномалии и пороки развития. Почка. Строение, топография, функции. Особенности кровообращения в почке; нефрон: принципы образования и выведения мочи. Почечные чашки (большие и малые), форникальный аппарат; почечная лоханка. Мочеточник. Части, топография, строение стенки, сужения. Мочевой пузырь. Строение, топография. ^ Строение, топография, функции. Половые отличия. Строение органов мочевой системы на рентгенограммах, ультразвуковых и компьютерных томограммах. ^
Модуль 7. Половая система Особенности строения, функции и развития мужских и женских половых органов. Аномалии и пороки развития. ^ Яичко: строение, топография, оболочки и их происхождение, процесс закладки и опускания; придаток яичка. Семявыносящий проток. Семенной канатик, его составные элементы. Предстательная железа, бульбоуретральные железы, семенные пузырьки. Строение, топография и функции. ^ Половой член, мошонка. Строение, топография и функции. Внутренние женские половые органы. Яичник. Строение, топография, циклические изменения в яичнике. Матка. Строение, части, топография. Маточная труба. Части, строение. Влагалище. Строение, топография. ^ Большие и малые половые губы, преддверие влагалища, железы преддверия, клитор, девственная плева. Строение, топография и функции. Строение органов половой системы на рентгенограммах, ультразвуковых и компьютерных томограммах. Промежность. Мышцы и фасции - диафрагма таза, мочеполовая диафрагма. Особенности строения у мужчин и у женщин; седалищно-анальная ямка. ^
Модуль 8. Эндокринные железы Классификация и развитие желез внутренней секреции. ^ Строение, топография, функция. Щитовидная железа. Строение, топография, функция. ^ Строение, топография, функция. Надпочечники. Функция, топография, строение. Парааортальные тельца и сонный гломус. ^ (эндокринная часть поджелудочной железы). Эндокринные части половых желез (яичка, яичника). Требования к компетентности:
Раздел III Сердце. Сосудистая система. Лимфоидная система ^ Общая анатомия сердечно-сосудистой системы (круги кровообращения). Этапы развития сердца. Основные аномалии и пороки развития сердца. Сердце. Внешнее строение сердца. Строение камер сердца. Стенка сердца: эндокард, миокард, эпикард. Клапанный аппарат сердца. Проводящая система сердца. Кровоснабжение сердца. Топография: проекция клапанов сердца, границы сердца. Перикард. Строение, полость перикарда, синусы. Строение и положение сердца на рентгенограммах, ультразвуковых и компьютерных томограммах. Требования к компетентности:
Модуль 10. Артерии Закономерности развития, строения, хода, ветвления и формирования артерий, их классификация, особенности гемодинамики. Коллатеральное кровообращение. Анастомозы. Основные аномалии и пороки развития артерий. ^ Легочный ствол, легочные артерии (разветвления внутри легкого). Топография артерий малого круга кровообращения. Артерии большого круга кровообращения. Аорта: части, топография. Восходящая часть. Венечные артерии, обасти кровоснабжения, анастомозы. ^ Ветви дуги аорты: плечеголовной ствол, левая общая сонная артерия, левая подключичная артерия. Артерии головы и шеи. Общая сонная артерия, ее топография. Наружная сонная артерия, ее топография. Внутренняя сонная артерия, ее топография, ветви. Кровоснабжение головного и спинного мозга. Подключичная артерия, ее топография, отделы, ветви. Анастомозы между артериями головы и шеи. ^ Подмышечная артерия, ее топография, отделы, ветви. Плечевая артерия, ее топография, ветви. Лучевая и локтевая артерии. Ладонные (поверхностная и глубокая) артериальные дуги кисти: артерии их образующие, топография, ветви, анастомозы; кровоснабжение кисти и пальцев. ^ Грудная часть нисходящей аорты, топография, париетальные и висцеральные ветви. Брюшная часть нисходящей аорты, топография, париетальные, непарные и парные висцеральные ветви. ^ Общая подвздошная артерия. Наружная подвздошная артерия, ее топография, ветви. Внутренняя подвздошная артерия, ее топография, париетальные и висцеральные ветви. ^ Бедренная артерия, ее топография, ветви. Подколенная артерия, ее топография, ветви. Передняя и задняя большеберцовая артерии, малоберцовая артерия, их топография, ход, ветви, анастомозы. Тыльная артерия стопы, ее топография, ветви. Латеральная и медиальная подошвенные артерии, их топография, ветви. Артериальные дуги стопы. Места прижатия артерий к костям для остановки кровотечения и определения пульса. ^
Модуль 11. Вены Особенности развития, строения, хода, ветвления и формирования вен, их классификация, особенности гемодинамики. Микроциркуляторное русло. Межсистемные и внутрисистемные анастомозы. Кровообращение плода. ^ Легочные вены, топография. Вены большого круга кровообращения. Верхняя полая вена:ее притоки, топография. Вены головного мозга, синусы твердой мозговой оболочки, диплоитические и эмиссарные вены. Поверхностные и глубокие вены головы и шеи. Внутренняя, наружная и передняя яремные вены, притоки, топография. Плечеголовные вены, формирование правого и левого венозного угла. Подмышечная и подключичная вены, притоки, топография. Поверхностные и глубокие вены верхней конечности. Межреберные вены. Непарная и полунепарные вены, формирование, притоки. Позвоночные венозные сплетения. ^ , формирование, топография, притоки. Поверхностные и глубокие вены нижней конечности. Наружная подвздошная вена, топография, притоки. Внутренняя подвздошная вена, топография, притоки: венозные сплетения таза. Кава-кавальные анастомозы. ^ основные корни, притоки, топография, разветвления в печени. Портокавальные анастомозы. Требования к компетентности:
Модуль 12. Лимфатическая система. Органы лимфоидной системы Принцип строения и функции лимфатической системы, связь с венозным руслом (сходства и различия). Факторы, обеспечивающие движение лимфы. Основы развития лимфатической системы. Функциональная анатомия органов кроветворения и иммунной системы их классификация. ^ , их строение, отличие от кровеносных капилляров, функции. Лимфатические сосуды, сети, крупные сосуды и коллекторы, строение, топография. ^ , функции, топография, строение, классификация, регионарные лимфатические узлы. Лимфатические стволы, их формирование, топография, функции. ^ формирование, топография. Грудной проток, правый лимфатический проток. Лимфатические сосуды и регионарные лимфатические узлы областей тела человека: верхней и нижней конечностей, таза, брюшной и грудной полостей, головы и шеи. Отток лимфы от отдельных органов и частей тела. ^ Первичные лимфоидные органы. Костный мозг: красный и желтый, локализация, строение, функции. Тимус: строение, топография, функции. Вторичные лимфоидные органы. Селезенка: строение, топография, функции. ^ : пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем (миндалины (лимфоидное кольцо), лимфоидные узелки (фолликулы), групповые лимфоидные узелки, червеобразный отросток, и др. Требования к компетентности:
Раздел IV Нервная система ^ Общий план анатомического строения нервной системы, основные функции, развитие. Рефлекторная дуга. Нейрон, волокна, пучки, корешки, ядра, узлы. Подразделение нервной системы на центральную и периферическую, соматическую и вегетативную (автономную). Развитие спинного и головного мозга, функции. Ретикулярная формация. Лимбическая система. Понятие об анализаторе. Локализация функций в коре полушарий большого мозга. Образование и отток спинномозговой жидкости. ^ Топография, внешнее и внутренне строение, серое и белое вещество, сегмент спинного мозга. Оболочки спинного мозга. Головной мозг. Отделы головного мозга, развитие, функции. Ствол головного мозга: продолговатый мозг, мост, средний мозг. ^ Топография, внешнее и внутреннее строение, функции. Задний мозг: мост. Топография, внешнее и внутреннее строение, функции. ^ . Топография, внешнее строение, функции, состав ножек мозжечка. IV желудочек, строение, пути оттока спинномозговой жидкости. Ромбовидная ямка, рельеф, топография ядер черепных нервов. Перешеек ромбовидного мозга. ^ . Топография, крыша, покрышка, ножки мозга, водопровод среднего мозга. Функции среднего мозга. Передний мозг: промежуточный мозг: таламический мозг: таламус, эпиталамус, метаталамус – строение, функции. ^ . Строение, функции. III желудочек. Передний мозг: конечный мозг: полушария большого мозга: плащ, базальные (подкорковые) ядра, обонятельный мозг. Доли, борозды, извилины плаща, мозолистое тело, свод. Боковые желудочки. Проводящие пути центральной нервной системы (волокна ассоциативные, комиссуральные, проекционные - восходящие и нисходящие). Оболочки головного мозга. Кровоснабжение головного и спинного мозга. ^
Модуль 14. Периферическая нервная система: спинномозговые нервы Развитие и общая характеристика спинномозговых нервов: образование, состав волокон, топография, ветви, области иннервации. ^ : область их иннервации. Передние ветви спинномозговых нервов: образование сплетений. Шейное сплетение: формирование, строение, топография, ветви, области иннервации. ^ формирование, строение, топография, ветви, области иннервации. Межреберные нервы, их топография, области иннервации. Поясничное сплетение: формирование, топография, строение, ветви, зоны их иннервации. ^ формирование, топография, строение, ветви, зоны их иннервации. Требования к компетентности:
Модуль 15. Периферическая нервная система: черепные нервы Развитие, общая характеристика и классификация черепных нервов. Принцип формирования, ядра, их локализация, ветви и области иннервации, связь черепных нервов с вегетативной (автономной) нервной системой и с органами чувств (анализаторами). ^ : ядра, состав волокон, топография нервов и их ветвей, связи с черепными и спинномозговыми нервами, области иннервации. ^ ядра, состав волокон, топография нервов и их ветвей, связи с Вегетативной нервной системой и черепными нервами, области иннервации. ^ ядра, узел, состав волокон, топография нерва и его ветвей, функции. Лицевой (промежуточно-лицевой) нерв (VII пара): ядра, узел, состав волокон, топография нерва и иго ветвей, связи с вегетативными узлами и черепными нервами, области иннервации. ^ ядра, узел, состав волокон, топография нерва и иго ветвей, связи с вегетативными узлами и черепными нервами, области иннервации. Глазодвигательный нерв (III пара), блоковой нерв (IV пара), отводящий нерв (VI пара): ядра, состав волокон, топография нервов, ветви, области иннервации. ^ образование, состав волокон, топография, функции. Требования к компетентности:
Модуль 16. Вегетативная (автономная) нервная система Развитие и общая характеристика вегетативной нервной системы, строение, сходства и различия с анимальной нервной системой. Вегетативная рефлекторная дуга. Подразделение на симпатическую и парасимпатическую части: анатомо-физиологическая и фармакологическая характеристика. Центры вегетативной нервной системы: сегментарные и надсегметарные. Вегетативные узлы: строение, клетки, сплетения, волокна, нервы. ^ центры в спинном мозге, симпатический ствол, узлы, ветви. Вегетативные сплетения и узлы в области шеи, грудной и брюшной полости. ^ : центры в головном и спинном мозге. Периферический отдел вегетативной нервной системы: узлы и волокна в составе черепных нервов-III, VII, IX, Х пар, крестцовых сегментов спинного мозга (тазовые внутренностные нервы, тазовые узлы и ветви. Иннервация отдельных органов тела человека. Иннервация сосудов. Интероцептивный анализатор. Требования к компетентности:
Раздел V Органы чувств Анатомо-функциональная характеристика органов чувств. Развитие органов чувств. Понятие об анализаторе: рецептор, кондуктор, корковый конец. ^ Орган зрения. Глаз и вспомогательные органы глаза. Глаз: глазное яблоко и зрительный нерв. Глазное яблоко: оболочки (фиброзная, сосудистая сетчатка), камеры, оптические среды, аккомодационный аппарат, вспомогательные органы глаза (веки, конъюнктива, мышцы, фасции глазницы, слёзный аппарат), зрительный анализатор. ^ строение, функции, наружное, среднее (барабанная полость, слуховые косточки, слуховая труба) и внутреннее ухо (перепончатый и костный лабиринты), слуховой и статокинетический анализаторы. ^ Обонятельная область слизистой оболочки носа. Обонятельный анализатор. Орган вкуса. Вкусовые почки языка, их топография. Вкусовой анализатор. ^ Кожа и ее производные, функции кожи, виды кожной чувствительности (осязание, боль, температура и др.). Требования к компетентности:
Модуль-контроля (М-К) Обобщение и систематизация основных понятий, ведущих знаний и умений, освоенных студентами в результате изучения дисциплины. Важнейшая цель этого модуля - повторение студентом на основе обобщения и систематизация усвоенного учебного материала. Модуль обеспечивает итоговый контроль усвоения знаний и умений по дисциплине и проводится в виде итогового тестирования и устного опроса по анатомическим препаратам и другим наглядным материалам. ^
Информационная часть Список литературы Основная:
Дополнительная:
![]() |
![]() |
О. А. Скугаревский, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования Королева Е. Г., заведующая кафедрой психиатрии и наркологии Учреждения образования «Гродненский государственный... |
![]() |
В. С. Васильев профессор кафедры инфекционных болезней с курсом детских инфекций Учреждения образования И. А. Новикова, заведующая кафедрой клинической лабораторной диагностики Учреждения образования «Гомельский... |
![]() |
Пояснительная записка О. Г. Хоров, заведующий кафедрой оториноларингологии, офтальмологии и стоматологии Учреждения образования... |
![]() |
Пояснительная записка М. А. Лис, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней Учреждения образования «Гродненский... |
![]() |
Пояснительная записка М. А. Лис, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней Учреждения образования «Гродненский... |
![]() |
Рекомендована к утверждению в качестве типовой В. В. Зинчук, заведующий кафедрой нормальной физиологии Учреждения образования «Гродненский государственный... |
![]() |
Рекомендована к утверждению в качестве типовой В. В. Лелевич, заведующий кафедрой биологической химии Учреждения образования «Гродненский государственный... |
![]() |
Рекомендована к утверждению в качестве типовой В. М. Пырочкин, заведующий кафедрой госпитальной терапии Учреждения образования «Гродненский государственный... |
![]() |
И. О. Походенько-Чудакова, заведующая кафедрой хирургической стоматологии Учреждения образования А. В. Глинник, заведующий кафедрой челюстно-лицевой хирургии Учреждения образования «Белорусский... |
![]() |
Пояснительная записка Нормальная физиология, как наука о функционировании организма здорового человека В. В. Зинчук, заведующий кафедрой нормальной физиологии Учреждения образования «Гродненский государственный... |