Пояснительная записка icon

Пояснительная записка





Скачать 229.53 Kb.
Название Пояснительная записка
Дата конвертации 19.03.2013
Размер 229.53 Kb.
Тип Пояснительная записка


СОСТАВИТЕЛИ:

М.А.Лис, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;

М.А.Добродей, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

К.Н.Соколов, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент


РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра пропедевтики внутренних болезней Учреждения образования «Витебский государственный медицинский университет»;

Л.В. Романьков, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент


^ РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой пропедевтики внутренних болезней Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»

(протокол № 12 от 17.04.2009г.);


Центральным научно-методическим советом Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»

(протокол №5 от 22.06.2009г.);


Секцией по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол №2 от 23.06. 2009г.)


^

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Инновационные технологии, повышая уровень производства материальных ценностей общества, облегчая условия труда и быта людей, оказывают большое воздействие на социально-психологическую, эмоционально-нравственную сферу человека. Приходится сталкиваться с проблемой психологической неустойчивости больных и очень важно, чтобы врач учитывал это при обследовании и лечении.

«Пропедевтика внутренних болезней» является одной из первых и ведущих общепрофессиональных дисциплин медицинского Вуза. У студентов-медиков формируются профессиональные навыки обследования больного, основы клинического мышления, медицинской этики и деонтологии, а также соответствующая мотивационно-потребностная сфера в сопереживании и милосердии. Не овладев в совершенстве этими главнейшими целями пропедевтической терапии, трудно рассчитывать на качественную подготовку врача любой специальности на старших курсах.

Важнейшей задачей дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней» является формирование у студентов основ клинического мышления. При этом большое внимание уделяется не только симптоматологии, но и умению из отдельных симптомов формировать тот или иной синдром. Синдромальный подход к диагностике является «переходным мостиком» от симптомов к нозологическому диагнозу конкретного заболевания. Вопросам этиологии и патогенеза отдельных нозологических единиц отводится минимальное время, в основном необходимое лишь для понимания механизма возникновения наиболее типичных симптомов и синдромов, характерных для данного заболевания.

Преподавание дисциплины должно проводиться на базах общетерапевтических и специализированных терапевтических отделений. Изучение вопросов общей диагностики должно предшествовать преподаванию частной патологии. Важнейшими методами обучения в терапевтической клинике является самостоятельная работа студентов в палате у постели больного.

Изучаемый в программе по пропедевтике внутренних болезней материал опирается на сведения, предварительно полученные студентами на кафедрах медицинской и биологической физики, анатомии человека, нормальной физиологии, биологической химии, гистологии, микробиологии. Параллельно должно проводиться интегрированное обучение на кафедрах патологической физиологии, патологической анатомии и общей хирургии. Типовая программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» разработана в соответствии с:

образовательным стандартом по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело (ОС РБ 1-79 01 05-2007), утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 40 от 02.05.2008 года;

типовым учебным планом по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 12.02.2008 года (регистрационный номер № L 79 - 002/тип.).

Цель и задачи учебной дисциплины:

Цель: формирование навыков профессиональной деятельности, заключающейся в умении обследовать больного, выявить синдромы и симптомы заболеваний внутренних органов, оформлять клинический диагноз и оказывать медицинскую помощь при некоторых неотложных состояниях.

Задачи:

изучить основы нормативной правовой базы профилактической медицины;

изучить принципы деонтологии и медицинской этики;

изучить механизмы развития основных заболеваний внутренних органов;

овладеть методами клинического объективного обследования больных;

изучить основные клинические симптомы и синдромы наиболее распространенных заболеваний внутренних органов;

изучить основные методы лабораторно-инструментальных методов исследования;

освоить оценку полученных результатов лабораторно-инструментальных методов исследования при основных заболеваниях внутренних органов;

овладеть принципами оказания медицинской помощи при некоторых неотложных состояниях;

^ Требования к освоению учебной дисциплины

Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней» определены образовательным стандартом по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело, который разработан с учетом требований компетентностного подхода.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

структуру, цели и задачи профилактической медицины;

основные принципы деонтологии и медицинской этики;

механизмы развития и причины возникновения основных патологических процессов в организме человека;

основные клинические синдромы и симптомы заболеваний внутренних органов и механизмы их возникновения;

симптоматологию типично протекающих, наиболее распространенных заболеваний внутренних органов;

главные объективные методы диагностики клинических симптомов и синдромов основных заболеваний внутренних органов;

лабораторно-инструментальные методы диагностики и их роль в диагностике заболеваний;

симптоматологию и основные принципы оказания медицинской помощи при некоторых неотложных состояниях (бронхиальная астма, стенокардия, анафилактический шок, гипер- гипогликемическая кома и др.).

уметь:

провести расспрос больного (или его родственников) и получить полную информацию о заболевании, установив причины его возникновения в типичных случаях;

провести физикальное обследование больного (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация, измерение АД, термометрия) для выявления объективных признаков заболевания;

оценить состояние больного и необходимость оказания скорой (неотложной) медицинской помощи;

составить план дополнительного лабораторного инструментального исследования больного;

самостоятельно диагностировать основные клинические синдромы;

установить клинический диагноз наиболее распространенных заболеваний внутренних органов, протекающих в типичной форме, и обосновать этот диагноз;

расшифровать ЭКГ в 12 отведениях и обнаружить простые нарушения ритма и проводимости, признаки гипертрофии миокарда предсердий и желудочков, ишемической болезни сердца;

оценить результаты общего анализа крови, мочи, кала, мокроты, плеврального выпота, желудочного и дуоденального содержимого, а также некоторых биохимических анализов крови;

овладеть методикой построения диагноза;

изложить результаты клинического обследования больного в виде истории болезни с обоснованием диагноза;

оказать медицинскую помощь при некоторых неотложных состояниях (анафилактический шок, клиническая смерть и т.п.).

^ Методы обучения

Основными методами обучения, адекватно отвечающими целям изучения данной дисциплины, являются:

лекции;

практические занятия;

коммуникативные методы (собеседования, дискуссии, олимпиады);

дистанционные методы (компакт-диски лекций, интернет);

работа у постели больного (обследование и заключение);

научно-исследовательская работа студентов.

На изучение дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней» выделено 228 часов. Из них аудиторных - 120 часов, в том числе: лекций -30 часов, практических – 90 часов.

Форма текущей аттестации: зачет – 5 семестр, экзамен - 6 семестр.


^ ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование раздела (темы)

Количество

аудиторных часов

лекций


практических занятий

1

2

3

1. Общие вопросы. Основные методы клинического обследования больного


2


9

1.1. Введение в дисциплину


2


6

1.2.Общий план обследования больного. Анамнез

1.3. Общий осмотр больного. Пальпация. Антропометрические измерения. Термометрия


-


3

2. Обследование больных с заболеваниями органов дыхания

4

15
^

2.1. Жалобы больных с заболеваниями органов дыхания. Осмотр и пальпация грудной клетки. Перкуссия легких, аускультация легких



2


6
^

2.2. Инструментальные методы исследования лёгких. Обследование больных с бронхообструктивным синдромом и синдромом повышения воздушности легочной ткани




2



3

2.3. Обследование больных с синдромом очагового уплотнения легочной ткани и синдромом наличия жидкости и воздуха в плевральной полости. Диагностика плевритов. Исследование плеврального пунктата




-



3
^

2.4. Обследование больных с синдром наличия воздухосодержащей полости в легких. Дыхательная недостаточность



3

3. Обследование больных с заболеваниями системы кровообращения

10

30
^

3.1. Жалобы больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Осмотр и пальпация области сердца. Перкуссия сердца




2



3
^

3.2. Аускультация сердца


2

3

3.3. Исследование сосудов. Артериальное давление



-


3
^

3.4. Электрокардиографическое исследование


-

3



3.5. Аритмии сердца


2

3
^

3.6. Диагностика острой ревматической лихорадки, миокардитов. Митральные пороки сердца



-


3
^

3.7. Диагностика инфекционного эндокардита. Аортальные пороки сердца



-


3

3.8. Диагностика артериальной гипертензии


2

3
^

3.9. Диагностика ишемической болезни сердца




2


3

3.10. Диагностика недостаточности кровообращения



3
^

4. Обследование больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта


6

18

4.1. Жалобы и обследование больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта



2


3
^

4.2. Диагностика гастритов и язвенной болезни желудка, рака желудка




2



3

4.3. Синдром мальабсорции, мальдигестии, диареи. Копрограмма. Диагностика заболеваний тонкого и толстого кишечника, хронического панкреатита



6
^

4.4. Обследование больных с заболеваниями печени и желчного пузыря. Основные синдромы при заболеваниях печени



2


3
^

4.5. Диагностика хронических гепатитов, циррозов печени, холециститов, желчнокаменной болезни



-


3
^

5. Обследование больных с заболеваниями органов мочевыделения


2

6

5.1. Обследование больных с заболеваниями почек и мочевыводящих путей. Основные синдромы при заболеваниях почек и мочевыводящих путей




2



3
^

5.2. Диагностика гломерулонефритов и хронического пиелонефрита. Острая и хроническая почечная недостаточность



-


3
^

6. Обследование больных с заболеваниями крови


2

3

6. 1. Обследование больных с заболеваниями системы кроветворения. Анемии. Лейкозы. Геморрагический синдром



2


3
^

7. Обследование больных с заболеваниями эндокринной системы


2

6

7.1. Обследование эндокринологических больных. Диагностика сахарного диабета, ожирения




2


3
^

7.2. Диагностика гипертиреоза и гипотиреоза. Кахексия. Гипо- и авитаминозы



3

8. Обследование больных с заболеваниями суставов и аллергозами


2

3
^

8.1. Острые аллергозы. Диагностика суставного синдрома. Понятие о ВИЧ-инфекции



2


3

Всего:


30

90



Содержание учебного материала

^ 1. Общие вопросы. Основные методы клинического обследования больного

1.1. Введение в дисциплину


Основные задачи дисциплины пропедевтики внутренних болезней. Виды диагноза. Врачебная этика и деонтология. Отечественные терапевтические школы.

^ 1.2.Общий план обследования больного. Анамнез

Схема истории болезни. Значение истории болезни как научно-медицинского и юридического документа.

Расспрос. Особенности индивидуального подхода к больному. Схема расспроса: паспортные сведения, жалобы больного (основные и дополнительные), история настоящего заболевания, история жизни больного.

^ 1.3. Общий осмотр больного. Пальпация. Антропометрические измерения. Термометрия

Общий осмотр больного. Общее состояние больного. Сознание, виды его нарушения. Положение больного. Понятие о конституциональном типе. Телосложение. Температура тела. Виды температурных кривых.

Кожные покровы и видимые слизистые, их характеристика.

Развитие и распределение подкожно-жировой клетчатки. Отеки, их локализация, распространенность и выраженность, диагностика. Методы исследования лимфатических узлов. Мышцы: степень развития, тонус, сила мышц.

Кости: форма, наличие деформации, болезненность.

Суставы: форма, подвижность. Диагностическое значение выявленных изменений.

^ 2. Обследование больных с заболеваниями органов дыхания

2.1. Жалобы больных с заболеваниями органов дыхания. Осмотр и пальпация грудной клетки. Перкуссия легких, аускультация легких

Основные жалобы и их патогенез при заболеваниях органов дыхания.

Топографические линии и ориентиры грудной клетки. Осмотр грудной клетки. Статический осмотр: форма грудной клетки, ее симметричность, искривление позвоночника. Патологические формы грудной клетки. Диагностическое значение. Динамический осмотр грудной клетки.

Дыхание: типы дыхания, число дыханий в минуту, глубина дыханий, ритм дыхания, объективные признаки затруднения вдоха и выдоха. Диагностическое значение. Окружность грудной клетки, экскурсия грудной клетки, определение голосового дрожания.

Перкуссия легких: техника и методика, сравнительная и топографическая. Правила перкуссии. Характер перкуторного звука на симметричных участках грудной клетки в норме. Изменение перкуторного звука при патологических состояниях.

Аускультация. Методика аускультации легких. Основные и дополнительные (побочные) дыхательные шумы, механизм их возникновения и диагностическое значение. Везикулярное и бронхиальное дыхание, изменение его при патологии. Хрипы, крепитация, шум трения плевры. Механизм их образования и диагностическое значение. Бронхофония, методика определения, значение в диагностике патологии легких и плевры.

^ 2.2. Инструментальные методы исследования лёгких. Обследование больных с бронхообструктивным синдромом и синдромом повышения воздушности легочной ткани

Исследование функции внешнего дыхания, рентгенография легких, томография, компьютерная томография, бронхоскопия. Исследование мокроты. Бронхообструктивный синдром. Симптоматология и диагностика бронхитов, хронической обструктивной болезни легких и бронхиальной астмы. Синдром повышенной воздушности легочной ткани. Симптоматология и диагностика эмфиземы легких.

2.3. Обследование больных с синдромом очагового уплотнения легочной ткани и синдромом наличия жидкости и воздуха в плевральной полости. Диагностика плевритов. Исследование плеврального пунктата


Синдром очагового уплотнения легочной ткани. Этиология, патогенез. Симптоматология диагностика крупозной и очаговой пневмонии, компрессионного ателектаза. Синдром наличия жидкости и воздуха в плевральной полости: этиология, патогенез, симптоматология и диагностика экссудативного плеврита, пневмоторакса. Симптоматология и диагностика сухого плеврита. Исследование плеврального пунктата. Отличительные признаки экссудата и транссудата.

^ 2.4. Обследование больных с синдром наличия воздухосодержащей полости в легких. Дыхательная недостаточность

Синдром воздухосодержащей полости в легких: этиопатогенез, симптоматология и диагностика двух периодов (до вскрытия и после вскрытия) абсцесса легких. Признаки деструкции легочной ткани при исследовании мокроты. Этиология, патогенез, симптоматология и диагностика бронхоэктатической болезни. Дыхательная недостаточность. Классификация. Признаки дыхательной недостаточности. Диагностика. Спирограмма при различных типах дыхательной недостаточности.

^ 3. Обследование больных с заболеваниями системы кровообращения

3.1. Жалобы больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Осмотр и пальпация области сердца. Перкуссия сердца

Расспрос. Основные жалобы и их патогенез.

Общий осмотр больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Осмотр области сердца и крупных сосудов. Отличие венозной и артериальной пульсации на шее. Диагностическое значение.

Пальпация. Пальпация верхушечного и сердечного толчка, определение систолического и диастолического дрожания в области сердца. Пальпаторное изучение эпигастральной пульсации, ее причин. Диагностическое значение.

Перкуссия. Методика определения границ относительной и абсолютной тупости сердца, сосудистого пучка. Определение конфигурации относительной сердечной тупости. Типы конфигурации сердца. Диагностическое значение изменения границ относительной и абсолютной тупости сердца.

^ 3.2. Аускультация сердца

Аускультация сердца. Точки выслушивания сердца, проекция его клапанов на переднюю грудную стенку, последовательность выслушивания. Тоны сердца. Механизм их возникновения и свойства тонов. Изменение тонов при патологии. Расчепление и раздвоение тонов. Трехчленные ритмы. Эмбриокардия. Шумы сердца. Классификация. Отличие органических шумов от функциональных. Механизм возникновения шумов. Мышечные шумы. Шум трения перикарда, плевроперикадиальный шум. Места наилучшего выслушивания шумов, пути проведения шумов сердца. Диагностическое значение. Функциональные шумы.

^ 3.3. Исследование сосудов. Артериальное давление

Осмотр и пальпация сосудов: выраженность пульсации, эластичность, извитость артерий, наличие уплотнений, аневризматических расширений. Определение пульсации аорты в яремной ямке.

Артериальный пульс. Исследование его на лучевых артериях, сравнение пульса на обеих руках. Его характеристика. Понятие о сфигмографии, реографии. Определение артериального давления по методу Короткова, методика и техника. Систолическое, диастолическое, среднее артериальное давление. Пульсовое артериальное давление. Понятие об артериальной гипертензии и гипотонии.

Исследование вен. Расширения вен грудной клетки, брюшной стенки, конечностей. Уплотнения и болезненность вен.

^ 3.4. Электрокардиографическое исследование

Электрокардиография. Техника электрокардиографии. Регистрация электрокардиограмм в 12 отведениях. Нормальная электрокардиография. Зубцы, интервалы, сегменты комплексы электрокардиограммы. Последовательность расшифровки. Векторный принцип анализа. Изменение электрокардиограммы при гипертрофии миокарда желудочков и предсердий.

^ 3.5. Аритмии сердца

Нарушение функции автоматизма: синусовая тахикардия, брадикардия и дыхательная аритмия. Нарушение функции возбудимости (эктопические ритмы): экстрасистолия предсердная, узловая, желудочковая. Пароксизмальная тахикардия (суправентрикулярная и желудочковая). Нарушение проводимости: синоаурикулярная блокада, внутрипредсердная блокада, предсердно-желудочковая блокада I, II, III степени. Блокада правой и левой ножек пучка Гиса. Фибрилляция и трепетание предсердий и желудочков. Клиническая и электрокардиографическая их характеристика. Понятие о дефибрилляции сердца.

^ 3.6. Диагностика острой ревматической лихорадки, миокардитов. Митральные пороки сердца

Синдром воспаления миокарда. Определение термина «ревматическая лихорадка». Ревмокардит. Этиология, патогенез, патанатомия. Классификация. Симптоматология и диагностика ревматической лихорадки, миокардитов.

Митральные пороки сердца. Классификация. Этиология. Гемодинамика. Симптоматология и диагностика недостаточности митрального клапана и стеноза левого атрио-вентрикулярного отверстия.

^ 3.7. Диагностика инфекционного эндокардита. Аортальные пороки сердца

Инфекционный эндокардит. Этиология, патогенез. Классификация. Симптоматология и диагностика инфекционного эндокардита. Аортальные пороки сердца. Этиология. Классификация. Гемодинамика. Симптоматология и диагностика недостаточности клапана аорты и стеноза устья аорты.

^ 3.8. Диагностика артериальной гипертензии

Синдром артериальной гипертензии. Этиопатогенез. Классификация. Симптоматология и диагностика эссенциальной артериальной гипертензии. Поражение органов-«мишеней». Понятие о симптоматических артериальных гипертензиях, их виды. Общие представления о вегетососудистой дистонии.

^ 3.9. Диагностика ишемической болезни сердца

Общие представления об этиологии и патогенезе атеросклероза. Основные формы ишемической болезни сердца (классификация ВОЗ). Клинические проявления стенокардии. Электрокардиографическая диагностика стенокардии.

Инфаркт миокарда. Клинические проявления типичной (ангинозной) формы инфаркта миокарда. Электрокардиографическая диагностика инфаркта миокарда в зависимости от стадии заболевания. Лабораторная диагностика. Осложнения и исходы. Краткая характеристика атипичных форм инфаркта миокарда. Кардиосклероз. Виды. Симптоматология и диагностика.

^ 3.10. Диагностика недостаточности кровообращения

Определение понятия «недостаточность кровообращения». Классификация. Основные этиопатогенетические механизмы развития недостаточности кровообращения: миокардиальный, перегрузка давлением и объемом. Клинические проявления острой левожелудочковой, правожелудочковой и левопредсердной недостаточности.

Хроническая недостаточность кровообращения. Классификация хронической недостаточности кровообращения по Василенко-Стражеско и по Нью-Йоркской Ассоциации Сердца (NYHA, 1995). Клинические проявления в зависимости от стадии развития и функционального класса.

^ 4. Обследование больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта

4.1. Жалобы и обследование больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта


Основные жалобы больных с заболеваниями органов пищеварения.

Общий осмотр больных при заболеваниях органов пищеварения. Осмотр полости рта и живота.

Методика поверхностной пальпации живота. Общие положения глубокой методической пальпации живота по В.П. Образцову и Н.Д. Стражеско.

Общие представления о лабораторных и инструментальных методах исследования желудочно-кишечного тракта. Исследование желудочной секреции.

^ 4.2. Диагностика гастритов и язвенной болезни желудка, рака желудка

Синдром желудочной диспепсии. Общие представления об этиопатогенезе. Симптоматология и диагностика острых и хронических гастритов. Общие представления об этиопатогенезе. Симптоматология и диагностика пептической язвы желудка. Ранняя симптоматология и диагностика рака желудка.

^ 4.3. Синдром мальабсорции, мальдигестии, диареи. Копрограмма. Диагностика заболеваний тонкого и толстого кишечника, хронического панкреатита

Синдром мальабсорции, мальдегестии и диареи. Понятие о синдроме раздраженного толстого кишечника. Роль дополнительных методов обследования в диагностике заболеваний кишечника. Копрограмма. Хронический колит. Хронический панкреатит. Симптоматология и диагностика.

^ 4.4. Обследование больных с заболеваниями печени и желчного пузыря. Основные синдромы при заболеваниях печени

Основные жалобы больных. Информационная значимость общего осмотра, осмотра полости рта и живота. Методика перкуссии и пальпации печени.

Лабораторная диагностика заболеваний печени и желчевыводящих путей. Дуоденальное зондирование, его фазы.

Общие представления об инструментальных методах исследования.

Основные синдромы при заболеваниях печени и желчевыводящих путей: желтушный, болевой, портальной гипертензии, отечный, гепатолиенальный, геморрагический, печеночно-клеточной недостаточности, диспепсический, цитолиза гепатоцитов.

^ 4.5. Диагностика хронических гепатитов, циррозов печени, холециститов, желчнокаменной болезни

Общее представление об этиопатогенезе хронических гепатитов. Классификация. Клиническая картина, дополнительные методы исследования при гепатитах. Этиопатогенез циррозов печени. Классификация. Клиническая картина, дополнительные методы исследования при циррозах печени.

Симптоматология и диагностика холециститов и желчнокаменной болезни.

^ 5. Обследование больных с заболеваниями органов мочевыделения

5.1. Обследование больных с заболеваниями почек и мочевыводящих путей. Основные синдромы при заболеваниях почек и мочевыводящих путей

Расспрос: основные жалобы и их патогенез.

Осмотр. Внешний вид больного с заболеваниями почек, особенности распределения отеков и отличие их от отеков другого происхождения.

Перкуссия и пальпация почек.

Аускультация. Методика выслушивания почечных артерий.

Лабораторные исследования. Общий анализ мочи. Исследование мочи по Нечипоренко. Проба Зимницкого. Проба Реберга. Биохимические показатели крови при заболеваниях органов мочевыделения и их диагностическое значение. Инструментальные методы исследования.

Основные синдромы при заболевания почек и органов мочеотделения: мочевой, артериальной гипертензии, отечный, нефротический, болевой.

^ 5.2. Диагностика гломерулонефритов и хронического пиелонефрита. Острая и хроническая почечная недостаточность

Общее представление об этиопатогенезе острого и хронического гломерулонефрита, хронического пиелонефрита. Симптоматология и диагностика нефритов и хронического пиелонефрита. Этиопатогенез, классификация, симптоматология и диагностика острой и хронической почечной недостаточности.

^ 6. Обследование больных с заболеваниями крови

6.1. Обследование больных с заболеваниями системы кроветворения. Анемии. Лейкозы. Геморрагический синдром

Расспрос больных с заболеваниями органов кроветворения, основные жалобы. Общий осмотр. Пальпация поверхностно расположенных лимфатических узлов. Пальпация и перкуссия селезенки. Диагностическое значение.

Общий клинический анализ крови. Знакомство с основными методами определения состояния свертывающей системы крови.

Понятие о пункции костного мозга, лимфоузлов, трепанобиопсии.

Общие представления об этиологии и патогенезе анемий, лейкозов, геморрагических диатезов. Симптоматология и диагностика этих заболеваний.

^ 7. Обследование больных с заболеваниями эндокринной системы

7.1. Обследование эндокринологических больных. Диагностика сахарного диабета, ожирения


Особенности обследования больных с заболеваниями желез внутренней секреции. Общий осмотр, объективные данные, дополнительные методы исследования. Современные представления об этиологии и патогенезе сахарного диабета 1 и 2 типов. Клинические проявления его. Лабораторная диагностика, осложнения. Симптоматология и диагностика ожирения.

^ 7.2. Диагностика гипертиреоза и гипотиреоза. Кахексия. Гипо- и авитаминозы

Гипертиреоз (диффузный токсический зоб). Гипотериоз (микседема). Этиопатогенез. Клинические проявления. Данные лабораторных и инструментальных методов исследования. Симптоматология и диагностика кахексии и гипо- и авитаминозов.

^ 8. Обследование больных с заболеваниями суставов и аллергозами

8.1. Острые аллергозы. Диагностика суставного синдрома. Понятие о ВИЧ-инфекции


Суставной синдром. Этиология, патогенез, симптоматология, лабораторная и рентгенологическая диагностика ревматоидного артрита и остеоартрита.

Этиопатогенез, клинические проявления крапивницы и отека Квинке, поллинозов. Анафилактический шок. Этиопатогенез, симптоматология анафилактического шока. Неотложная помощь при анафилактическом шоке.

Общие представления о ВИЧ-инфекции, свойства вируса иммунодефицита человека. Группы риска заражения ВИЧ. Клинические проявления в зависимости от стадии заболевания. Формы заболевания больных СПИДом. Лабораторная диагностика.


^ ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Литература

Основная:

1. Гребенев, А.Л. Пропедевтика внутренних болезней / А.Л. Гребенев. – М.: Медицина, 2001. – 592с.

2. Лис, М.А. Пропедевтика внутренних болезней: учебное пособие для студентов мед. вузов / М.А. Лис, Ю.Т. Солоненко, К.Н. Соколов. - Гродно: ГрГМУ, 2007. – 512 с.

3. Мухин, Н.А. Пропедевтика внутренних болезней: учебник / Н.А. Мухин, В.С. Моисеев. – М.: ГЭОТАР-Мед, 2004. – 768с.

Дополнительная:

4. Рябов, С.И. Внутренние болезни: учеб. для студентов мед. вузов / С.И. Рябов, В.А. Алмазов, Е.В. Шляхто. – СПб., 2000. – 861с.

5. Милькаманович, В.К. Методическое обследование, симптомы и симптомокомплексы в клинике внутренних болезней: рукопись для студентов и врачей / В.К. Милькаманович. – Мн.: ООО «Полифакт-Альфа», 1995. – 674с.

6. Мухин, Н.А. Основы клинической диагностики внутренних болезней / Н.А. Мухин, В.С. Моисеев. - М.: Медицина, 1997. – 464с.

7. Ивашкин, В.Т. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для студентов мед. вузов / В.Т. Ивашкин, А.А. Шептулин. – М.: МЕДпресс-информ, 2005. – 229с.

8. Царев, В.П. Пропедевтика внутренних болезней: клиническая лабораторная диагностика / В.П. Царев. – Мн.: Выш. шк, 2005.

9. Шишкин, А.Н. Внутренние болезни: Распознавание, семиотика, диагностика: учеб. для студ. вузов / А.Н. Шишкин. – СПБ.: Лань, 2000. – 384с.






Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Пояснительная записка icon Пояснительная записка 4 Примерный план подготовки 5 Содержание программы 12 Квалификационные требования
«Белорусский государственный медицинский университет» кандидат медицинских наук, доцент О. Т. Прасмыцкий
Пояснительная записка icon Пояснительная записка 4 Примерный план подготовки 5 Содержание программы 8 Квалификационные требования
«Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор С. И. Третьяк
Пояснительная записка icon Пояснительная записка

Пояснительная записка icon Пояснительная записка

Пояснительная записка icon Пояснительная записка

Пояснительная записка icon Пояснительная записка

Пояснительная записка icon Пояснительная записка

Пояснительная записка icon Пояснительная записка

Пояснительная записка icon Пояснительная записка

Пояснительная записка icon Пояснительная записка урок №27 6 класс

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина