|
Скачать 49.93 Kb.
|
Содержание
При занятиях необходимо соблюдать следующие требованияИгровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания Распустился наш цветок – Наш веселый добрый гном |
Дыхательная гимнастика в детском саду и домаНаша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути(наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи).Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а так же очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха. Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена. Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненым постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей.. Такие заболевания как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в стороении органов артикуляции. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения. Правильное речевое дыхание - основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. ^
^
Добавив к каждому упражнению четверостишие, ребята с удовольствием выполняют эту полезную дыхательную гимнастику. ДятелПестрый дятел тук да тук, Слышим мы знакомый звук. Это с той зеленой ели Раздается громкий стук. Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице- сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательным пальцем (5 – 6 раз). Василек^Ярко-синий василек. Ну пойдем скорей гулять, Аромат его вдыхать! Сделать по 8 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем. БычокВышел на лужок бычок С черным пятнышком бочок. Ты уж не бодайся, С нами занимайся! Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук М, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа. ЗамочекДверь с тобой мы закрываем, На замочек запираем. Не успели мы закрыться, Кто-то в дверь уже стучится. . При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа. Гномик^Часто размышляет. Звуки «ба-бо-бу» и «гм-м-м» Вслух он повторяет. Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с посмтукиванием по крыльям носа произнести «ба-бо-бу» и «гм-м-м». ШарикБудто шариком играем: Наш животик мы сдуваем. Дружно все вдохнули: Шарик мы надули. Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раза). ДокторГорлышко свое мы Доктору покажем. Чтобы все увидел- «А-а-а» ему мы скажем. Во время выдоха широко раскрыть роти, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка, произнести «А-а-а» (5-6 раз) |