|
Скачать 0.6 Mb.
|
Игры и упражнения к теме ВИЧ/СПИД. Данные упражнения позволяют ведущему выяснить уровень усвоения информации, в игровой форме дополнить задания участников, а также закрепить пройденный материал. Игра «Степень риска» (актуализация проблемы) Цель: закрепить полученную информацию за счет оценки риска заражения –ВИЧ – инфекции при различных формах сексуальной активности и бытовых контактах. Требования к ведущему: игра проходит с большим эмоциональным подъемом, спорами. Это положительно влияет на групповую динамику (если участники не выходят за рамки корректности). Ведущий должен контролировать процесс обсуждения. После того как группа придет к единому мнению, тренер вносит исправления и обосновывает степень опасности тех или иных действий (ситуаций) в плане заражения ВИЧ. Материалы: карточки с обозначением ситуаций риска заражения. На полу чертится линия – линия РИСКА. На одном ее конце размещается карточка с надписью «ВЫСОКИЙ РИСК»; на другом – «РИСК ОТСУТСТВУЕТ»; карточка «НЕБОЛЬШОЙ РИСК» размещается ближе к середине линии. Каждому участнику дается карточка с ситуацией контакта с ВИЧ инифицированным человеком: Поцелуй в щеку, Инъекция в лечебном учреждении, Оральный секс, Половая жизнь в браке, Переливание крови, Пользование чужой зубной щеткой, Плавание в бассейне, Половой акт с потребителем наркотиков, Глубокий поцелуй, Уход за больным СПИДом, Укус комара, Множественные половые связи, Прокалывание ушей, Проживание в одной комнате с больным СПИДом, Нанесение татуировки, Объятия с больным СПИДом, Пользование общественным туалетом Укус постельного клопа Пирсинг Драки Каждый участник по очереди зачитывает надпись на его карточке и кладет ее на тот участок ЛИНИИ РИСКА, который, по его мнению, наиболее точно отражает степень риска заражения ВИЧ, охарактеризованной записью на карточке. Информирование участников.
ВИЧ относится к инфекциям, которые живут только в организме человека. Попадая на воздух, он, как медуза, теряет способность передвигаться и почти моментально разрушается. Если говорить точнее, то вирус вообще не способен передвигаться самостоятельно. Единственным местом, где вирус передвигается хорошо и имеет возможность двигаться, являются жидкости организма человека. 2.Как передается ВИЧ? Уже в 1981 году сразу после обнаружения новой болезни, врачи, заподозрили, что она передается при сексуальных контактах через кровь. Первыми, у кого обнаружили синдром приобретенного иммунодефицита, были сексуально активные мужчины-гомосексуалы и больные гемофилией (при этой болезни требуются частые переливания крови или компонентов). Чуть позже выяснилось, что сексуальная ориентация не волнует вирус, он одинаково передается среди гомосексуальных и гетеросексуальных людей. За более чем 15 лет изучения вируса эпидемиологи установили, что ВИЧ может передаваться только через определенные жидкости организма человека и только в определенных ситуациях.
В середине 90-х годов группа французских ученых из разных исследовательских центров провела в нескольких деревнях Экваториальной Африки эксперимент, чтобы окончательно выяснить этот вопрос. Эксперимент длился два года. Все население выбранных деревень регулярно проходило тестирование на ВИЧ, что позволяло следить за эпидемической динамикой в разных возрастных группах. Были получены следующий результаты: наблюдался явный рост новых случаев ВИЧ - инфекции среди населения деревень в возрасте от 0 до 1 года и от 12-13 до 50 лет. В возрастных группах от 1 года до 12 лет и от 51 и старше роста уровня новых случаев инфекции не наблюдалось. Это притом, что в Экваториальной Африке очень много кровососущих насекомых, и кусают они всех одинаково интенсивно. Распространение инфекции в группе новорожденных было явно связано с тем, что они рождались от инифицированных ВИЧ-матерей, а группа от 12-13 до 50 лет – это группа максимальной сексуальной активности. Тот факт, что ВИЧ не распространялся среди детей и стариков, не ведущих активной сексуальной жизни, несмотря на то, что их постоянно кусали насекомые, позволил сделать вывод, что насекомые не участвуют в процессе распространения ВИЧ.
Жидкости организма человека, через которые может передаваться ВИЧ:
Вирус может находиться и в других жидкостях (моче, слюне, поте), но его концентрация там очень низкая. От концентрации вируса зависит и объем жидкости, который должен попасть в кровь другому человеку, чтобы произошло заражение. Так, необходимое для заражения количество вируса содержится в капле крови, которая умещается на конце швейной иглы. Объем слюны, в котором содержится такое же количество вируса, составляет 4 литра.
(^ После краткой информации ведущего, участники проверяют правильность ответов и перекладывают карточки на места, если они расположены неправильно. Вариант 2: участники делятся на две команды, получают полный одинаковый набор карточек. Каждая группа выстраивает свою «линию риска». Ведущий сравнивает результаты двух команд, обсуждаются ошибки. Выстраивается правильная «линия риска». «Листок с секретом» (15-20 минут). Цель: актуализация проблемы ВИЧ/СПИДа. Материалы: листы бумаги формата А-6 (1/4 стандартного листа) по числу пар в группе. Участники разбиваются на пары (желательно чтобы партнеры были наименее знакомы друг с другом). Каждому выдается лист бумаги. На одном из них ведущий незаметно (заранее) ставит метку на обратной стороне листа. Участникам предлагается записать вопросы, касающиеся темы, на которые они не знают ответа. Далее участники обмениваются листами и пытаются ответить на вопросы друг друга. Потом участникам предлагается объединиться в четверки и обсудить вопросы, оставшиеся неясными. И, наконец, - в восьмерки, с той же целью. После этого ведущий спрашивает: «Остались ли сомнения и не ясности? Какие именно? Произнесите вопросы, на которые не удалось найти ответ?». Далее ведущий предлагает группе перевернуть свои листочки. Тот, кто обнаружит метку – встает. Ведущий просит встать того, кто работал с этим человеком в паре; тех, кто работал с ним в четверке и восьмерке. Ведущий говорит: «Так же незаметно, в приятной обстановке, в обществе происходит распространение ВИЧ-инфекции. Люди встречаются, веселятся, проводят вместе время, любят друг друга, и часто не задумываются о том, что кто-то может быть инифицированным». «Мифы вокруг СПИДа» (25 мин.) Цель: дать возможность каждому частнику выяснить свои взгляды на проблему ВИЧ-СПИД. Сначала участники отвечают на вопросы анкеты «Pre-post». После этого группа делится на две подгруппы. Ведущий предлагает каждой подгруппе записать на листах ватмана все спорные на их взгляд, утверждения, или мнения, связанные с ВИЧ-инфекцией или СПИДом. Все записанные мифы обсуждаются. «Спорные утверждения» (30 мин.) Цель: эта игра, кроме информирования, дает возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему ВИЧ/СПИД, наркомании. Материалы: 4 листа бумаги, на каждом из которых написано одно из следующих утверждений: «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», «Не знаю/не уверен». Прикрепите подготовленные листы с утверждениями по четырем сторонам комнаты. Ведущий зачитывает по одному несколько спорных утверждений, связанных с проблемой ВИЧ/СПИД или наркомании (в зависимости от обсуждаемой на занятии темы). После того как утверждение произносится, участники сразу же должны разойтись и встать у тех листов ватмана, на которых отражена их точка зрения. Участников просят объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав разные точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, более подходящими для них теперь. Спорные утверждения Наркомания — это преступление. Легкие наркотики безвредны. Наркотики повышают творческий потенциал. Наркомания — это болезнь. У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент. Наркомания излечима. Многие подростки начинают употребление наркотиков «за компанию». Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них. Наркоман может умереть от СПИДа. Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления. По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет. Наркоман может умереть от передозировки. Продажа наркотиков не преследуется законом. Наркомания неизлечима. Введение метадоновых программ в нашей стране позволит всем наркоманам безнаказанно получать «кайф» за счет государства. Программы обмена шприцев стимулирует распространение наркомании. Проблема распространения ВИЧ-инфекции и гепатитов В, С касается только наркоманов, проституток и гомосексуалистов. Лечение и реабилитация наркопотребителей должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему. Принудительное обследование на ВИЧ — единственный способ сдержать распространение инфекции. Наркоманы — это не люди. Сексуальное воспитание должно пропагандировать безопасный секс. Нужно, чтобы наркоманы могли бесплатно получать чистые иглы и шприцы. Презервативы должны быть доступны всем не зависимо от возраста. Чтобы предупредить распространение ВИЧ/СПИД, необходимо запретить проституцию. Легкие наркотики нужно разрешить, чтобы решить проблему опийной наркомании. Необходимо ввести поголовное, принудительное обследование на ВИЧ. ВИЧ-инфицированная женщина не должна рожать детей. Врач, у которого обнаружен ВИЧ, должен быть отстранен от работы. Все ВИЧ-инфицированные должны быть изолированы. ВИЧ-инфекция — это наказание за гомосексуализм, наркоманию, сексуальную распущенность. Не логично, что ВИЧ-инфицированных освобождают от службы в армии, но наказание в виде лишения свободы к ним применяется. Государство должно наложить запрет на брак для ВИЧ-инфицированных граждан. «Проблема СПИДа» раздувается журналистами, а, на самом деле, она касается небольшой и не самой лучшей части общества. ВИЧ-инфицированные дети не должны посещать спортивные секции. СПИД — это один из способов естественного отбора, а именно, возможность улучшить генофонд человека. Это не справедливо, что на пенсии старикам у государства денег не хватает, а огромные суммы на лечение ВИЧ-инфицированных находятся. Обсуждение Какие чувства возникли у вас, когда вы размышляли над этими вопросами? Легко ли было высказывать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно, когда вы оказались в меньшинстве? Легко ли было изменить свою точку зрения? Примечание: проводя эту игру, вы можете выбрать любое количество утверждений, которые соответствуют поставленной цели. «Корзинка» (15 мин.) Материалы: корзинка (коробочка), в которой лежит множество листочков с надписями симптомов, путей передачи ВИЧ и других инфекций, диагностики ИППП/ВИЧ. Участники делятся на 3 группы. Каждой группе дается название инфекции; 1-я группа — сифилис, 2-я группа — ВИЧ, 3-я группа — трихомоноз. Задача участников — выбрать правильные варианты ответов, т.е. каждая группа должна найти в корзинке те симптомы, пути передачи, методы диагностики, которые относятся к заданной им инфекции. Выигравшей считается команда, которая быстрее всех и правильно выберет все варианты ответов. «Жизнь с болезнью» (30 мин.) Цель: осознание участниками проблем, связанных с ВИЧ/СПИД, наркоманией; изменение взглядов на проблему ВИЧ-инфицированных, наркопотребителей. Материалы: небольшие листы бумаги, ручки на каждого участника. Ведущий выдает каждому участнику по 12 листочков бумаги (размером 5 на 5 см) и просит написать: на 4 листочках — названия любимых блюд, на 4-х — названия любимых занятий, увлечений, на 4-х — имена близких или любимых людей. ^ Когда все участники готовы, ведущий говорит, что такая опасная болезнь, как СПИД, требует от человека больших жертв, и участников просят выбрать и отдать по 1 любимому блюду, занятию, близкому человеку. Далее болезнь требует следующих жертв, и участники отдают еще 3 листочка. После этого ведущий сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по 1 листку у каждого участника. Все, что осталось у участников — это возможный вариант того, что болезнь может сделать с жизнью любого человека. После этого участники обсуждают психологические последствия незащищенных сексуальных контактов как варианта необдуманного поведения (разочарование, психологическая или сексуальная травма, чувство одиночества, тревога по поводу своего здоровья, мнительность, страх беременности или ИППП, неудовлетворенность своим сексуальным поведением, боязнь огласки, тревога по поводу дальнейших отношений и т.д.) (10 мин.). ^ Когда все участники готовы, ведущий говорит: «Давайте поставим себя на место человека, который попал в зависимость от наркотиков, для того чтобы лучше понять, что может происходить в его жизни. Итак, человек выбрал удовольствие, которое получает от наркотика. За любое удовольствие надо платить. .. и не только деньги. Поэтому я попрошу отдать по 1-ой карточке с любимым блюдом, занятием, близким человеком». Далее зависимость требует следующих жертв, и участники отдают еще 3 листочка. После этого ведущий сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по 1 листку у каждого участника, это символизирует то, что потребитель наркотиков не может контролировать ситуацию. Все, что осталось у участников — это возможный вариант того, что наркомания может сделать с жизнью человека. Обсуждение Как себя чувствовали участники во время игры? Как сейчас себя чувствуют? С чем (или с кем) труднее было расставаться? После игры обязательно проводится эмоциональная разгрузка, для того чтобы вывести участников из игровой ситуации. Ее текст может быть таким: «То, что произошло сейчас, было только игрой. Я надеюсь, что это никогда не коснется Вас и ваших близких. Я надеюсь, никто из Вас не столкнется с такой ситуацией в своей жизни. Все это было только игрой и закончилось вместе с игрой... и т.д.» После этого участники делятся, пережитыми чувствами. Если накал эмоций в группе остается высоким, сделайте небольшой перерыв (5 мин.) или проведите упражнение на снятие тревожности. Можно использовать упражнения, которые описаны в блоке «Игры на сплочение». Комментарий: Необходимо соблюдать осторожность при проведении данной игры, так как в группе могут быть участники, попробовавшие наркотик или находящиеся в той или иной стадии зависимости. В этом случае данная игра может оказать разное воздействие, с одной стороны, показать насколько опасно дальнейшее употребление, а, с другой, — вызвать у человека чувство безысходности. Еще раз вспомним заповедь тренера, как и врача — не навреди! Если пока не уверен в своих силах, лучше выбрать игру попроще из «Сумки тренера». «Степной огонь» Прежде чем приступать к самостоятельному проведению игры, предпочтительно проконсультироваться с психологом, специалистом в области игровых технологий. Цель игры Игра дает возможность наглядно и подробно представить участникам особенности одного из кризисных моментов для человека, живущего в обществе, где распространяется ВИЧ-инфекция. Понимание состояния человека, принимающего решение о прохождении тестирования на ВИЧ, ожидающего результат и получающего отрицательный/положительный результат. Используемые материалы Карточки из бумаги или картона. Число карточек зависит от числа играющих: карточек должно быть в два раза больше, чем число играющих. На карточках написан результат теста на ВИЧ, который участники «пройдут» во время игры. Должны быть положительные результаты (около 35—40%), отрицательные (около 50—55%) и сомнительные (около 10%). Карточки должны быть вложены в конверт или сложены вчетверо так, чтобы участники не могли видеть результата. В помещении должно быть организовано место для наблюдателя так, чтобы ему/ей было хорошо видно и слышно происходящее, но сам наблюдатель не бросался бы в глаза участникам. (Возможно, это может быть небольшой стол в углу или у одной из стен помещения, но не рядом с дверью!) Процесс 1. Участникам {не менее 15 и не более 40 человек) говорится, что сейчас будет проведена игра. При этом ведущий не объясняет смысл игры, а сразу переходит к представлению первого условия: после подготовительной процедуры участники вступят друг с другом в не менее чем три «сексуальных контакта» стремя партнерами. Четвертый «сексуальный контакт» может быть по желанию. Обозначаться сексуальный контакт будет рукопожатием. Ведущий говорит, что после небольшого пояснения участники должны будут встать в круг лицом внутрь и закрыть глаза. Далее он говорит, что по условию игры, об одном из участников известно, что он/она до этого имели сексуальный контакт с ВИЧ-инфицированным человеком и, возможно, заразился/заразилась. Именно этого человека и «назначит» ведущий прикосновением к его/ее спине во время обхода стоящих с закрытыми глазами в кругу участников. Человек, которого коснется ведущий, должен будет при рукопожатии — «сексуальном контакте» — передать своему партнеру определенный знак — почесать ладонь «партнера» указательным пальцем. (Ведущий должен показать этот знак!!!) В дальнейшем каждый, получивший этот знак, должен передавать его всем следующим своим «партнерам». Те, в свою очередь, — всем своим последующим «партнерам». 2. Ведущий просит участников встать в круг и закрыть глаза. Двигаясь вокруг стоящих с закрытыми глазами участников, ведущий повторяет, что, по условию игры, об одном из участников известно, что он/она до этого имели сексуальный контакте ВИЧ-инфицированным человеком и, возможно, заразился/заразилась. Именно этого человека и «назначит» ведущий прикосновением к нему/ней во время обхода стоящих с закрытыми глазами в кругу участников. Человек, которого коснется ведущий, должен будет при рукопожатии передать своему партнеру определенный знак (почесать ладонь «партнера» указательным пальцем). В дальнейшем каждый, получивший этот знак, должен передавать его всем своим последующим «партнерам». Те, в свою очередь, — всем своим следующим «партнерам». (Когда ведущий будет выбирать «жертву», надо учитывать, что это должен быть достаточно спокойный человек, чтобы не показать другим участникам, что именно его выбрали.) 3. Выбрав «жертву», ведущий легко, не толкая, и как можно тише, чтобы соседи не слышали прикосновения, прикасается к его/ее спине и не меняя темпа движения делает еще два-три круга. После чего просит участников открыть глаза. 4. Ведущий предлагает участникам вступить в «сексуальные контакты», напоминая, что каждый должен вступить минимум в три контакта, и возможен — четвертый (все контакты должны быть с разными партнерами). 5. Участники одновременно подходят друг к другу и вступают в «контакты». 6. Когда участники закончат вступать в «контакты», ведущий просит всех, кто получил знак, собраться в середине, а тех, кто знака не получил — образовать внешний круг. 7. Ведущий напоминает участникам, что о человеке, который «принес» знак в их общество, известно, что он/она имел(а) до этого сексуальные контакты с ВИЧ- инфицированным и возможно заразился/заразилась ВИЧ. После этого всем получившим знак предлагается пройти тестирование на ВИЧ. 8. Ведущий объясняет участникам внутреннего круга, что они могут как согласиться, так и отказаться от прохождения теста. После того как участники определятся, проходить им тестирование или нет, ведущий спрашивает, почему тот или иной человек принял то или иное решение. После чего тех, кто отказался пройти тест, ведущий просит выйти на время из игры и расположиться за внешним кругом. Эти участники могут вернуться в игру, если до окончания игры они тоже решат пройти тест. Если это произойдет, то ведущий должен спросить их, чем вызвано их решение. 9. Ведущий просит всех, кто согласился пройти тестирование, представить себе, как они приходят в поликлинику, СПИД-центр или анонимный кабинет тестирования. Как они ждут своей очереди, разглядывая плакаты и информационные листки на стенах. Как они входят в кабинет. Как медсестра перетягивает им руку жгутом. Вводит иглу в вену. Набирает кровь в шприц. Вынимает иглу и прикладывает к месту прокола смоченную спиртом ватку. Как они прижимают руку, чтобы ватка не упала и выходят из кабинета. Дверь за ними закрывается. После рассказа ведущего тем, кто решил пройти тестирование наблюдатель раздает карточки с результатом. При этом нельзя предлагать участникам самим вытащить карточки из коробки или другого аналога шляпы. 10. Ведущий спрашивает получивших карточки участников, какой результат они хотели бы получить и почему именно такой? 11. Ведущий просит участников, получивших карточки посмотреть свой результат. (Вариант: ведущий просит участников, получивших карточки, по очереди подойти к нему, взять у человека карточку и объявить ему/ей результат.) После чего ведущий просит всех, у кого оказался отрицательный результат, выйти из середины и встать во внешний круг, а всех с положительным и сомнительным результатом — остаться внутри. 12. Ведущий спрашивает тех, кто вышел во внешний круг, что они думают/чувствуют по поводу только что случившегося с ними и что они думают/чувствуют по отношению к тем, кто остался во внутреннем круге. 13. Ведущий предлагает тем, у кого в карточке был сомнительный результат, пройти еще один тест, чтобы уже наверняка знать, инфицированы они или нет. Прежде чем раздать карточки согласным на повторное тестирование и попросить отказавшихся пройти тест — выйти из игры, ведущий спрашивает участников, чем вызвано их решение пройти тест, отказаться от теста. После того как участники выскажутся, тем, кто согласится пройти повторный тест, наблюдатель выдает еще по одной карточке, а тем, кто отказался — предлагается, как ранее, выйти из игры до того момента, когда они захотят пройти тест. 14. Повторяется ситуации №10-11-12. Если кому-то выпадет сомнительный результат, то повторяются и ситуации № 13-10-11-12. 15. После того как во внутреннем круге не останется сомнительных результатов, ведущий спрашивает участников, оставшихся во внутреннем круге, что они чувствуют/думают в отношении случившегося с ними и поменяют ли они что-то в своей жизни в связи с тем, что выяснилось, что они инфицированы ВИЧ. Следующий вопрос к участникам, оставшимся во внутреннем круге, — что они думают/чувствуют по отношению к участникам, находящимся во внешнем круге. 16. А. Если окажется, что выбранный ведущим предполагаемый источник инфекции получит в конце концов отрицательный результат, надо обратить внимание участников на это. Ведущий объясняет участникам, что если предполагаемый источник инфекции оказался не инфицированным, но (что видно по наличию других инфицированных людей — находящихся во внутреннем кругу) вирус в обществе присутствует, то источником инфекции мог быть кто-то другой. После этого объяснения ведущий предлагает всем, кто находится во внешнем кругу и еще не тестировался, пройти тест. Б. Если человек, выбранный в качестве возможного источника инфекции, оказывается инфицированным, то ведущий все равно предлагает не проходившим тестирование участникам из внешнего круга пройти тест. Мотивация: то, что в отношении прошлого партнера участника, выбранного в качестве возможного источника, было достоверно известно, что тот человек был ВИЧ-инфицирован, не значит, что прошлые партнеры других участников не могли быть носителями инфекции. Даже если тест на ВИЧ был отрицательным. Ведь известно, что для получения положительного результата теста типа ELISA у ВИЧ-инфицированного человека, необходимо, чтобы помимо вируса в его/ее крови были еще и антитела к нему. Если вирус в крови есть, но организм еще не выработал антител к нему, результат теста будет отрицательный. 17. Повторяются ситуации №8-9-10-11. При этом в ситуации №9 можно не так подробно описывать ситуацию забора крови. Если среди результатов будет сомнительный, повторяются, соответственно, ситуации, связанные с уточнением сомнительного результата. При этом вопросы участникам задаются так же, как и ранее: сначала тем, у кого результат окажется отрицательным, — что они думают/чувствуют по отношению своего результата; а затем участникам, чей результат окажется положительным, — будут ли они что-то менять в своей жизни, что они думают/чувствуют относительно своего результата; по отношению к людям, все-таки оставшимся неинфицированными; по отношению к тем, о ком уже раньше было известно, что они инфицированы. 18. Ведущий спрашивает участников, оказавшихся во внутреннем кругу: для кого первый же контакт оказался «заразным»; кто из них вступил больше чем в три контакта и зачем? 19. Ведущий просит всех участников встать в один круг и закрыть глаза. Ведущий проходит вокруг и, касаясь спины каждого из участников говорит, что все, что сейчас произошло, уже много раз происходило и, к несчастью, произойдет еще не раз. Но все-таки сейчас участники и ведущий играли. Это была игра. Примечание При выяснении мнения участников по тому или другому вопросу не обязательно спрашивать всех стоящих, например, во внутреннем кругу, но надо стараться, чтобы все участники получили возможность высказать свое мнение, рассказать о своих ощущениях хотя бы по поводу одного из вопросов ведущего. ^ К этой группе упражнений относятся обычно ролевые игры. Участникам предлагается участие в ситуациях, где требуется умение аргументировано отстаивать свое мнение и навыки отказа. «Скажи «нет» (20 мин.) Цель: обсудить провоцирующие ситуации. Участники делятся на 3 группы. Каждой группе дается ситуация, в которой субъект подвергается сексуальной провокации или давлению со стороны других. Группам предлагается обсудить ситуации и найти выход, позволяющий с меньшим риском выйти из этой ситуации. ^ «Василина и Егор вместе уже 6 месяцев. Егор очень хочет начать половые отношения, но Василина чувствует, что еще не готова к этому. Каждый раз, когда они встречаются, Егор давит на Василину. Василина не хочет потерять Егора. Что ей делать?» «Я не люблю презервативы и поэтому их не использую. Кроме того, ты же знаешь, что я ничем не болею, давай займемся сексом». «Не волнуйся: если ты забеременеешь, я женюсь на тебе». «Садись, я тебя довезу». «Поехали, я же могу вести — всего-то несколько глотков выпил». ^ Чего хочет молодой человек? Хочет ли этого же девушка? Какие варианты поведения могут быть в такой ситуации? Как может развиваться ситуация, если девушка согласиться/откажется? Какой вариант наиболее эффективен? «Шприц» (30 мин.) Участники садятся в круг. Им дается задание придумать 10 вариантов отказа от принятия наркотика и 10 вариантов предложения его попробовать. Ведущий берет шприц и предлагает его участнику, сидящему справа от него, уговаривая его взять шприц. Участник отказывается. Отказ должен быть тактичным, но твердым. Время, отведенное на работу пары — 3 минуты. После этого шприц переходит к участнику, и уже он уговаривает своего соседа попробовать наркотик. Обсуждение Легко ли было подбирать достойные отказы? Какие из произнесенных вариантов были самыми эффективными отказами? Почему? Как себя чувствовали участники в роли уговаривающего и отказывающего? Какие еще формы отказа существуют? «Презерватив» (15—20 мин.) Цель: преодоление психологического барьера при использовании презервативов. Материалы: презервативы по числу участников группы. Учитывая психологические особенности подростков, перед практической частью лучше устроить не-продолжительное обсуждение «правил» покупки и применения презервативов: презервативы следует покупать только в аптеках и магазинах «Интим», т.к. там продают сертифицированный, качественный товар и соблюдают правила хранения; лучше использовать презервативы, произведенные в Европе или США; не следует использовать презервативы с просроченным сроком годности; не стоит покупать презервативы в прозрачной упаковке, т.к. солнечные лучи разрушительно действуют на латекс; предпочтение следует отдать презервативам со смазкой; проверьте целостность упаковки — почувствуйте пузырек воздуха, упругость под пальцами; открывайте упаковку только пальцами, а не острыми предметами, чтобы не повредить презерватив; не надо надевать презерватив утром, если вы планируете секс вечером. Наденьте его непосредственно перед половым актом; надевайте презерватив только на эрегированный половой член (в состоянии возбуждения); перед тем, как надеть презерватив, зажмите спер-моприемник пальцами, чтобы в нем не осталось воздуха. Наличие воздуха — частая причина разрыва презервативов; раскатайте презерватив по всей длине полового члена до самого основания; снимите презерватив сразу после семяизвержения, придерживая его у основания пальцами, и подальше от половых путей партнера; завяжите презерватив, чтобы не разлить сперму, заверните в бумагу и бросайте не в форточку, не в унитаз, а в мусорное ведро; один презерватив используется один раз. Стирать и сушить их на веревочке не стоит; если смазки на презервативе недостаточно, не используйте сливочное или подсолнечное масло, сметану, вазелин, крем «Дружба», мазь «Звездочка» и т.д., т.к. их жировая основа разрушает презерватив. Можно использовать специальные любриканты (смазки) на водной основе; купить их можно в ма-газине «Интим» или аптеке. Возможно применение гелей-желе («Солкосерил», «Актовегин», «Троксевазин»). Слюна используется, в крайнем случае; не используйте два презерватива, надетые один на другой. Между ними возникает сильное трение, и они могут порваться. Участники разбиваются на пары. Каждому участнику выдается презерватив в упаковке. Ведущий предлагает каждому участнику, соблюдая все выше-изложенные правила, «надеть» презерватив на пальцы руки партнера. Партнер при этом контролирует правильность действий. Примечание: выполнение этого упражнения обычно вызывает бурю эмоций. Тренеру целесообразно не придавать этому большого значения и не пытаться ее погасить. Иногда в группе оказывается несколько очень застенчивых девушек, которые испытывают сильное стеснение и чувство брезгливости. Это естественная реакция. Можно оговорить, что презервативы стерильны и контакт со смазкой не представляет опасности для кожи. Желательно добиться выполнения этого упражнения всеми участниками группы, т.к. в условиях тренинга это все же проще, чем в реальной жизни. «Ответственное решение» (40 мин.) Цель: приобретение участниками практического опыта ответственного поведения в ситуациях выбора. Для этого используется сочетание методов «мозгового штурма» и ролевой игры. Тренер предлагает участникам разбиться на две команды. Дается задание: ■ первой команде: придумать и записать как можно больше аргументов в пользу незащищенного сексуального контакта; ■ второй команде: придумать и записать как можно больше аргументов для отказа от этого предложения. Ведущий описывает ситуацию: молодой человек и девушка вместе учатся в институте. Они встречаются уже два месяца. Им хорошо вместе, но девушка сомневается, что уже пришло время для более близких отношений. В течение 10 минут команды придумывают аргументы. После чего каждая команда выбирает добровольца. Представитель первой команды будет играть роль молодого человека, уговаривающего свою девушку начать сексуальные отношения и не использовать при этом презерватив. Представитель второй команды будет играть роль девушки, которая ему возражает. Добровольцы садятся в центр круга и обсуждают ситуацию, приводя аргументы, выработанные на первом этапе. Их беседа продолжается не более 15 минут. Обсуждение Возможна ли в жизни ситуация, которую вы только, что видели? Если бы это происходило на самом деле, чем бы закончился этот разговор? Это как-то повлияло бы на дальнейшие отношения этой пары? Какие еще проблемы, связанные с сексуальными отношениями, возникают у молодых людей? ^ Цель: определить, какими стратегиями выхода из сложных ситуаций владеют участники группы; найти наиболее эффективные. Материалы: листы бумаги, ручки на каждого участника. Предложите участникам написать мини-сочинение (из 5—7 предложений) на тему: «Что будет, если ...меня попросят пронести наркотик», мне будет очень плохо», я буду очень одинок», я серьезно заболею», класс отвернется от меня», я не смогу отказаться от нар- «Что будет, если…мне будет очень плохо», «Что будет, если…я буду очень одинок», «Что будет, если…я серьезно заболею», «Что будет, если…класс отвернется от меня», «Что будет, если…я не смогу отказаться от наркотика». Вся группа пишет сочинение на одну тему. Это даст возможность более подробно обсудить каждое сочинение. Обсуждение Чем заканчивались истории? Какие выходы были предложены? Сколько было позитивных, сколько негативных окончаний историй (в %)? Есть ли наиболее эффективный выход из ситуации? Какой? Какие возможные стратегии могут быть наиболее эффективными? «Давление группы» (20 мин.) Цель: отработка навыков отказа, выбор наиболее эффективных стратегий отказа. Материалы: не требуются. Выбирается доброволец для участия в «главной роли». В инструкции говорится, что будет предложена ситуация, где тебе необходимо будет отказываться от чего-либо. Отказаться нужно 3-мя способами: агрессивно, уверенно, неуверенно. Ведущий описывает ситуацию: лидер двора или знакомые просят приготовить подростка наркотик у него дома, просят сказать родителям, что какая-то вещь находится у подростка, сосед просит подержать у подростка дома какую-то вещь, просят купить наркотик. Обсуждение Как чувствовал себя человек в ситуации давления? Какой вариант отказа оказался более эффективным (мнение группы и главного героя)? Что можно было сделать, чтобы отказ был более убедительным? «Социум» (20мин.) Цель: определить, как человек делает выбор, что ему в этом может помочь. Материалы: купоны двух цветов по 10—15 штук каждого цвета. Из группы для проведения игры выбирается доброволец, затем он выходит за дверь. После этого участники делятся на 2 команды. Ведущий зачитывает ситуацию, над которой будет думать доброволец. Пока доброволец находится за дверью, одна команда должна приготовить аргументы «за», другая — «против» (5 мин.) Когда команды будут готовы, добровольца приглашают войти в комнату. Ведущий зачитывает эту же ситуацию для добровольца, и дает задание: «Внимательно выслушать обе команды, за удачные, на его взгляд, аргументы дать команде купон. После выступления обеих команд в его задачу входит принятие решение — переход в один или другой лагерь. После этого подсчитываются купоны. Обсуждение Трудно ли было сделать выбор участнику? Какие приводились аргументы «за» и «против»? Что может повлиять на выбор человека? (качество приведенных аргументов, его симпатии, ранее существующая установка и т.д.) Как человек сделал выбор? ^ Молодой человек (девушка) приходит в компанию, где ему(ей) друзья предлагают попробовать наркотик. Молодой человек (девушка) должна сделать вы-бор и принять решение — стоит ли согласиться начать интимные отношения со своим молодым человеком. Этот вопрос она решила обсудить с компанией своих друзей. «История про...» (1 час) Цель: анализ действий, совершаемых героями рассказа. Выяснение взглядов участников на данную проблему. Моделирование наиболее оптимальных стратегий действий участников. Материалы: история, лист ватмана, маркер. Всех участников методом простой жеребьевки делят на 3-4 команды (расчет на 1-3 или 1-4) Затем зачитывается история из жизни подростков. Участников просят оценить действия и поведение героев по 10-балльной шкале с точки зрения их эффективности и морально-этических норм. Полученные результаты сводят в одну таблицу и анализируют. Каждая из команд зачитывает полученные в групповом обсуждении рейтинги, кратко поясняя, что послужило причиной появления именно этого результата. ^ Коля и Маша любят друг друга. Они учатся в одном классе. Однажды Коля во время дискотеки завел Машу в класс и предложил ей попробовать наркотик. Он объяснил ей, что начал недавно колоться, ему очень нравится, и он хочет, чтобы ей тоже было хорошо. Маша отказалась от предложения и убежала из школы. Всю ночь она думала, что ей делать, и в итоге решила рассказать все своей однокласснице Свете, у которой брат недавно погиб под колеса-ми мотоцикла, за рулем которого был наркоман. Света обещала все устроить и решить проблему. Она рассказывает все классному руководителю, а та — директору школы. Родителей Коли вызывают и рассказывают о сыне. Колю кладут в закрытый стационар на лечение. Никто из класса, даже Маша, не приходит к нему. Только друг Ваня не изменил своего отношения к другу и навещает его. Когда Коля вышел из больницы, он решил, что наркотики он употреблять больше не будет, но и с Машей поддерживать отношения тоже не собирается. ^ Маша любит Севу, Сева уговорил Машу в качестве доказательства любви начать с ним сексуальные отношения. Она согласилась. Через неделю у нее начались выделения из половых путей. Она обратилась к подруге Вале, учащейся медицинского училища, которая объяснила, что Маша чем-то заразилась и рассказала «страшную историю» о венерологическом диспансере... Прошло две недели. Маша не решилась пойти к врачу. Сева, узнав об этой проблеме, грубо объяснил Маше, что он здоров и что она сама во всем виновата. После чего посоветовался с другом. Друг поддержал его и посоветовал бросить Машу, а к врачу не ходить, т.к. если он чувствует себя здоровым, то он здоров. Маша сильно переживает. Валя, ее подруга, предложила ей выпить сильный антибиотик, чтобы все прошло. Машу пугает самолечение, но выхода нет. Она ищет деньги, идет к сестре. Сестра сильно сочувствует, входит в ее положение, предлагает помощь в примирении с другом и дает деньги на лечение. В это время в школе проходит плановая проверка девочек гинекологом. Маша очень боится визита к врачу, отказывается идти, опасается огласки и рассказывает все учительнице. Та в свою очередь пытается убедить Машу рассказать все матери, т.к. без родительской помощи не обойтись, мягко журит Машу за неправильное поведение, причитает и ведет за руку к доктору. Доктор ведет себя формально, сообщает, что у Маши, вероятно, ИППП, берет мазок, назначает следующую явку, выявляет трихомоноз и направляет к венерологу. На примере обсуждения историй видно: насколько сложно отказать близкому человеку, принять самостоятельное решение, сделать правильный выбор, определить, какой выбор правильный, отказаться от дискриминирующей позиции. «Отказ» (40 мин.) Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументированного отказа в ситуации выбора. Группа делится на 3 подгруппы. Каждой группе предлагается одна из ситуаций: ■ одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома, ■ одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи, ■ одноклассник (сосед, лидер двора) просит солгать его родителям, что какая-то его вещь лежит у тебя. Задание подгруппам: в течение 7 мин. придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего», другой —«отказывающегося». Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации 3 стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный. Каждый стиль демонстрирует только один участник. ^ Далее следует обсуждение необходимости приобретения таких навыков, влияния тех или иных форм отказа на дальнейшие отношения. Дискутируется вопрос о сложностях и преимуществах ответственного поведения. |