|
Скачать 430.33 Kb.
|
Выполнение Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом (UNGASS) Страновой отчет Отчетный период: январь-декабрь 2004 г. КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА Список сокращений ВИЧ - вирус иммунодефицита человека ВГС - вирусный гепатит С ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения ГККН - Государственная комиссия по контролю наркотиков ГФСТМ – Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией ДКТ - добровольное консультирование и тестирование ДУМК - Духовное Управление мусульман Кыргызстана ДЭН - дозорный эпидемиологический надзор ИОК - информация, образование, коммуникация ИОМ - информационно-образовательные материалы ИОП - информационно-образовательные программы ИПН - инъекционные потребители наркотиков ИППП - инфекции, передающие половым путем КР - Кыргызская Республика ЛЖВС - люди, живущие с ВИЧ/СПИДом ЛПВС - люди, пострадавшие от ВИЧ/СПИДа ЛПО - лечебно-профилактическая организация МВД КР – Министерство внутренних дел Кыргызской Республики МЗ КР - Министерство здравоохранения Кыргызской Республики МСМ - мужчины, имеющие секс с мужчинами НПО - неправительственная организация НПС - Национальные программы по СПИДу НСС - Национальный совет по СПИДу ОО - Общественное объединение ООН - Организация Объединенных Наций РМКК - Республиканский многосекторальный координационный комитет ПРООН – Программа развития Организации Объединенных Наций РО - Республиканское объединение РЦН - Республиканский центр наркологии СМИ - средства массовой информации СМКК - Страновой многосекторальный координационный комитет СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита CР - секс-работники ТВ - телевидение УВКБООН – Управление Верховного Комиссара по беженцам Организации Объединенных Наций ЮНИСЕФ - Детский фонд Организации Объединенных Наций ЮНЭЙДС - Программа Организации Объединенных Наций ЮНФПА - Фонд народонаселения Организации Объединенных Наций ЮСАИД - Агентство США по международному развитию СОДЕРЖАНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1: Консультационный процесс/подготовка Национального доклада о мониторинге выполнения Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом ПРИЛОЖЕНИЕ 2: Анкета для определения Национального комбинированного индекса в сфере политики ПРИЛОЖЕНИЕ 3: Пятнадцать национальных форм национальной программы и поведенческих индикаторов ПРИЛОЖЕНИЕ 4: Форма мониторинга и оценки ^
II. Обзор эпидемии ВИЧ/СПИДа
На 1.01.05 г. кумулятивное число официально зарегистрированных ЛЖВС составило 655, в т.ч. 31 со СПИДом. В республике умерло 40 ВИЧ-инфицированных, в т.ч. от СПИДа – 231. Особо настораживающим является то, что продолжительность жизни многих из них была менее года с момента регистрации заболевания. Показатель заболеваемости ВИЧ-инфекцией в Кыргызской Республике составляет 13,5 на 100 тыс. населения2, но по оценкам экспертов в настоящее время в стране проживает около 7000 людей, живущих с ВИЧ/СПИДом. Случаи ВИЧ-инфекции зарегистрированы почти во всех регионах республики. В возрастной группе среди зараженных ВИЧ преобладает молодежь, при чем возраст 15-29 лет составляет 54,6% от всех выявленных с ВИЧ/СПИДом. С целью изучения распространенности инфекций, передающихся половым и инъекционным путем (ВИЧ-инфекция, вирусный гепатит С (ВГС), сифилис), поведения, которое связано с высоким уровнем риска, информированности о путях передачи ВИЧ и мерах профилактической защиты, а также охвата профилактическими программами наиболее социально уязвимых групп населения, в республике в 2004 г. проведен дозорный эпидемиологический надзор (ДЭН)3 среди 6-ти дозорных групп (инъекционные потребители наркотиков (ИПН) – 514 чел.; секс-работники (СР) – 352 чел.; мужчины, имеющие секс с мужчинами (МСМ) – 101 чел.; больные ИППП – 647 чел.; контингент пенитенциарной системы – 450 чел.; беременные – 899 чел.). Это позволило изучить распространенность ВИЧ-инфекции, ВГС, сифилиса в этой среде, для дальнейшей разработки и внедрения профилактических программ и их оценки. ^ ВИЧ – 0% (0/899) ВГС - 1,4% (13/899) Сифилис - 1,4% (13/899) ДЭН (II) 2004 г. (гг. Бишкек, Ош) По данным ДЭН в дозорной группе «беременные» случаев инфицирования ВИЧ нет, однако выявление случаев сифилиса в указанной группе свидетельствует о том, что существует реальная угроза передачи ВИЧ-инфекции из среды уязвимых групп в общую популяцию гетеросексуальным путем. Случаи же ВГС говорят о том, что, либо имели место сокрытия беременными женщинами факта употребления наркотиков инъекционным путем, либо они были инфицированы при проведении медицинских манипуляций в лечебных учреждениях. Таким образом, предпосылки распространения ВИЧ-инфекции парентеральным путем в общей популяции так же существуют. II Распространенность ВИЧ, ВГС, сифилиса среди инъекционных потребителей наркотиков (ИПН), секс-работников (СР), мужчин, имеющих секс с мужчинами (МСМ), заключенных, больных ИППП ^ ВИЧ – 6,2% (32/514) ВГС - 53,1% (273/514) Сифилис – 12,3% (63/514) ДЭН (II) 2004 г. (гг. Бишкек, Ош) Среди СР ВИЧ - 1,7% (6/352) ВГС - 4% (14/352) Сифилис - 22,0% (77/352) ДЭН (II) 2004 г. (гг. Бишкек, Ош) . ^ ВИЧ - 0% (0/101) ВГС - 1% (1/101) Сифилис - 4% (4/101) ДЭН (II) 2004 г. (г. Бишкек) Среди заключенных ВИЧ - 2,7% (12/450) ВГС - 32,4% (144/450) Сифилис - 20,1% (89/450) ДЭН (II) 2004 г. (г. Бишкек) ^ ВИЧ - 0,5% (3/647) ВГС - 2,6% (17/647) Сифилис - 20,9% (135/647) ДЭН (II) 2004 г. (гг. Бишкек, Ош) Анализ полученных данных позволил сделать следующие заключения: Эпидемия ВИЧ-инфекции/СПИДа в Кыргызстане находится на начальной стадии. Однако, по данным ДЭН, проведенного в 2004 г., в г. Ош, где проживает более 246 тыс. населения, наблюдаются признаки концентрированной стадии эпидемии (распространенность ВИЧ-инфекции среди ИПН 11,6%4). Наибольший процент распространенности ВИЧ по республике зарегистрирован среди ИПН (6,2%) и заключенных (2,7%) по той причине, что для этого контингента чаще характерны опасные практики инъекционного поведения. По той же причине, высока в этих группах и распространенность ВГС (53,1% и 32,4% соответственно). Опыт употребления наркотиков парентеральным путем имели 5%5 СР, что так же могло послужить причиной инфицирования ВИЧ. Это соответствует официальной статистике, отражающей эпидемиологическую ситуацию по ВИЧ-инфекции в Кыргызской Республике, показывающей, что парентеральный путь заражения ВИЧ занимает первое место, и составляет 83,0%6. На достаточно высоком уровне удерживается распространенность сифилиса почти среди всех дозорных групп (СР – 22,0%; больные ИППП – 20,9%; заключенные – 20,1%, ИПН – 12,3%), а это служит фактором, увеличивающим риск передачи ВИЧ половым путем, и подтверждается регистрацией случаев ВИЧ-инфекции в частности среди СР (распространенность ВИЧ-1,7%), где распространенность сифилиса самая высокая. На практике по официальной статистике прослеживается четкая тенденция увеличения гетеросексуального пути передачи ВИЧ (с 3,3% в 2001 г. до 17,0% в 2004 г.7). Это является косвенным свидетельством значительной продолжительности скрытого этапа развития эпидемии среди инъекционных потребителей наркотиков и начала выхода ВИЧ-инфекции из среды наркопотребителей в общую популяцию. В исправительных учреждениях Кыргызской Республики существует реальная угроза быстрого распространения ВИЧ-инфекции, как парентеральным, так и половым путем. По состоянию на 31.01.05 г. в учреждения пенитенциарной системы республики находятся более 17000 осужденных, из которых 0,7% - ВИЧ-инфицированных8. Несмотря на то, что отмечается наименьшая распространенность ВГС (1,0%) и сифилиса (4,0%) среди представителей МСМ, риск распространения ВИЧ как парентеральным, так и половым путем в этой среде реально существует. ^
Правительство Кыргызской Республики осознает значимость проблемы распространения ВИЧ и предпринимает шаги по ее преодолению. Созданная национальная политика по ВИЧ/СПИДу основана на многосекторальном подходе при участии органов государственной власти. Поддержка данной области со стороны высшего руководства страны создает благоприятные условия для развития профилактических программ. Под председательством Вице-премьер-министра Кыргызской Республики осуществляет свою деятельность Республиканский многосекторальный координационный комитет (РМКК) по профилактике ВИЧ/СПИД/ИППП и наркомании при Правительстве Кыргызской Республики. Для поддержки деятельности РМКК созданы пять консультативных секторов: по национальной политике; по законодательству и правам человека; по вопросам эпидемиологии; по образованию, информации, коммуникации; по работе с военнослужащими и допризывной молодежью. В связи с ростом финансирования и числа доноров в стране назрела необходимость национальной координации, а также в проведении мониторинга и оценки действующих программ по ВИЧ/СПИДу. С этой целью в декабре 2004 г. при отделе социально-культурного развития Аппарата Премьер-министра Кыргызской Республики создан специальный орган – сектор координации и мониторинга программ по ВИЧ/СПИДу. Предполагается, что данный орган будет выполнять функции секретариата РМКК. Создание сектора демонстрирует подход государства к ВИЧ/СПИДу как проблеме развития страны в целом, а не исключительно медицинской проблеме. В настоящее время рассматривается вопрос о создании на основе Республиканского многосекторального координационного комитета (РМКК), созданного в 1997 г., нового координационного органа - Странового межсекторального координационного комитета (СМКК), включающего в свой состав представителей всех заинтересованных сторон. Созданный единый координационный орган будет соответствовать международным «Триединым принципам», и позволит усилить лидерство Правительства страны в деле борьбы с ВИЧ/СПИД и расширит партнерство между государственными структурами, гражданским сектором и международными организациями. Признавая, что распространение ВИЧ-инфекции/СПИДа влияет на социально-экономическое развитие и безопасность страны, ключевые министерства и ведомства Кыргызстана активно принимают участие в выполнении Государственной программы по профилактике ВИЧ-инфекции/СПИДа, инфекций, передающихся половым и инъекционным путем, в Кыргызской Республике на 2001 -2005 гг., разработав на ее основе свои ведомственные программы по профилактике ВИЧ/СПИДа/ИППП и наркомании. Такие программы имеют Министерство здравоохранения КР, Министерство обороны КР, Министерство образования КР, Министерство внутренних дел КР, Национальная гвардия, Министерство труда и социальной защиты КР, Министерство экологии и чрезвычайных ситуаций КР, Внутренние войска МВД КР, Пограничная служба КР, Министерство транспорта и коммуникаций КР, Государственный комитет по туризму, спорту и молодежной политике КР, Духовное управление мусульман КР. Подобные Программы разработаны на областных и районных уровнях во всех регионах республики. В 2005 г. срок исполнения этих Программ подходит к своему завершению, в связи, с чем запланировано проведение мониторинга и оценки их реализации и, с учетом полученных данных, будет разработана новая пятилетняя программа на 2006-2010 гг. С учетом нынешних реалий и накопленного опыта в 2004 г. специально созданной рабочей группой под председательством Заместителя министра юстиции Кыргызской Республики начато усовершенствование закона «О профилактике СПИДа в Кыргызской Республике», принятого Парламентом страны в 1996 г. Внесенные поправки в Законе позволят максимально приблизить национальное законодательство к международным стандартам, гарантирующим защиту ЛЖВС и ЛПВС от стигматизации и дискриминации, а также создаст дополнительные условия по защите их прав на добровольное и конфиденциальное тестирование и меры на комплексное лечение и социальное обеспечение. В 2004 г. Министерством труда и социальной защиты Кыргызской Республики разработана и утверждена Инструкция о порядке оказания социальной защиты ВИЧ-инфицированным, больным СПИДом и членам их семей, которой гарантированы выплаты государственных денежных пособий, социальное обслуживание, пенсионное обеспечение и социальное страхование указанным лицам. В стране налажены устойчивые партнерские связи между государственными, неправительственными и международными организациями. ЮНЭЙДС, ПРООН, ВОЗ, ЮНФПА, ЮНИСЕФ, ЮСАИД/СДС, Фонд "Сорос-Кыргызстан и др. в течение ряда лет оказывают техническое и финансовое содействие в поддержке: работы РМКК при Правительстве по профилактике ВИЧ/СПИД/ИППП и наркомании; программ снижения вреда от употребления наркотиков; в разработке и внедрение клинических протоколов по антиретровирусной терапии; программ по дозорному эпиднадзору (ДЭН); программы работы с силовыми структурами по профилактике ВИЧ/СПИДа, мониторингу и оценке программ по СПИДу; охраны репродуктивного здоровья, планирования семьи, профилактики вертикального пути передачи; информационно-образовательные программы (ИОП) для молодежи. С 2004 г. в Кыргызстан поступило грантовое финансирование Глобального Фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией. Использование этих средств направлено на усиление политической и правовой поддержки программ по профилактике СПИДа; развитие профилактических программ направленных на снижение уязвимости молодежи, ограничение распространения ВИЧ-инфекции среди уязвимых групп (снижение уязвимости среди ИПН, СР, заключенных, МСМ), обеспечение безопасности донорской крови, медицинских процедур и обеспечение медицинской и социальной поддержки ЛЖВС и ЛПВС. Правительство осуществляет финансирование программ по профилактике ВИЧ-инфекции/СПИДа через ключевые министерства и ведомства. По данным 2004 г. на службу СПИД выделено 201345 $ США9. Данные средства направлены на содержание персонала и тестирование на ВИЧ. Финансовые средства на клинический уход и лечение при ВИЧ-инфекции/СПИДе и на уменьшение последствий ВИЧ/СПИДа не выделялись. На лечение СПИ выделено 16095 $ США10. Финансовые затраты на профилактические программы по ВИЧ/СПИДу иных министерств и ведомств в потоке других финансовых затрат проследить в настоящий момент не представляется возможным. 2. Национальные программы и поведение ПРОФИЛАКТИКА ^ ИПН не назвал правильно меры профилактики ВИЧ ив то же время не указал правильно неверные представления о путях передачи ВИЧ (0/514*100%=0%) Поскольку суммарный показатель отрицательный, следует рассмотреть показатели уровня знаний респондентов по отдельности: Знания об истинных путях передачи (297/514*100%=57,8%) Знания о неверных путях передачи (120/514*100%=23,3%)
Как и в предыдущем случае рассмотрим показатели уровня знаний респондентов по отдельности: Знания об истинных путях передачи (44/101*100%=43,6%) Знания о неверных путях передачи (46/101*100%=45,5%)
Как и в предыдущих случаях рассмотрим показатели уровня знаний респондентов по отдельности: Знания об истинных путях передачи (282/352*100%=80,1%) Знания о неверных путях передачи (32/352*100%=9,1%)
Как и в предыдущих случаях рассмотрим показатели уровня знаний респондентов по отдельности: Знания об истинных путях передачи (211/450*100%=46,9%) Знания о неверных путях передачи (201/450*100%=44,7%) Проведенный анализ показателей уровня знаний респондентов дозорных групп «инъекционные потребители наркотиков», «мужчины, имеющие секс с мужчинами», «секс-работники», «заключенные» свидетельствует о том, что представление об истинных и неверных путях передачи ВИЧ имеются, но они не систематизированы, по всей видимости, за счет того, что исследуемые являются не постоянными участниками профилактических программ, или вообще не являются таковыми. Следует уделить большее внимание информационно-образовательной работе по проблемам ВИЧ/СПИДа среди всех уязвимых групп. Предусмотреть увеличение издания целевых информационно-образовательных материалов, охватив ими большее количество человек и др.
Социологический опрос в дозорной группе проводился по анкетам, разработанным CDC, в которых респондентам предлагалось указать на получение хотя бы одной из шести перечисленных услуг: ИОМ по профилактике ВИЧ/СПИДа, одноразовые шприцы в ПОШ, дезрастворы, презервативы, медицинскую помощь, психосоциальное консультирование. Анализ анкет показал, что процент охвата ИПН профилактическими программами достаточно высок. Значение этого показателя в корне отличается от значения показателя охвата ИПН услугами по профилактике ВИЧ/СПИДа, рассчитанным по данным Агентства Кыргызской Республики по контролю наркотиков и Республиканского центра наркологии Министерства здравоохранения Кыргызской Республики. Расчет соответственно проведен следующим образом: в целом в профилактических программах участвуют 454311 ИПН, что составляет 8,4% от общего оценочного количества ИПН (54 000 человек)12 (4543/54 000*100%=8,4%). Этот показатель(8,4%) можно считать более достоверным, так как он отражает действительную картину охвата ИПН профилактическими программами. Следует отметить, что программы ограничения распространения ВИЧ/СПИДа среди ИПН осуществляются лишь в крупных городах и охватывают ограниченное число наркопотребителей, нуждающихся в профилактических вмешательствах. 10 неправительственных организаций обеспечивают эти вмешательства, которые предполагают: информационно-образовательные кампании, обмен шприцев, правовую защиту, бесплатную раздачу презервативов, аутрич работу, реабилитацию и др. В настоящий момент в республике функционируют 15 пунктов обмена шприцев, причем 9 открыты в течение 2004 г.13, финансовая и техническая поддержка их осуществляется ГФСТМ. В гг. Бишкек и Ош работают две программы заместительной терапии метадоном – количество участников программы 272 человека. В стране работают 5 реабилитационных программ для лиц с алкогольной и наркотической зависимостью, открытых при наркологических диспансерах и НПО, работающих с ИПН. С 2004 г. венерологический сервис ИПН обеспечивает одна дружественная клиника для уязвимых групп населения в г. Бишкек. ^ В настоящее время в стране вмешательство осуществляется 10-ю неправительственными организациями, все они находятся в крупных городах страны. Вмешательство предполагает: аутрич работу, проведение информационно-образовательных кампаний, бесплатное распространение и социальный маркетинг презерватива, проведение дотестового психосоциального консультирования, адвокация, обмен шприцев среди СР, употребляющих наркотики, венерологический сервис и др. Согласно анкете, предложенной CDC, респондент должен констатировать факт получения хотя бы одной из перечисленных услуг: ИОМ по профилактике ВИЧ/СПИДа; одноразовых шприцев в ПОШ, дезинфицирующих растворов, презервативов; медицинской помощи при СПИ; психосоциального консультирования. Анализ анкет показал: доля СР, получивших ИОМ составляет 57,1%, это достаточно высокий показатель говорит об успешности информационной кампании; 59,4% респондентов получали презервативы. Не смотря на то, что в стране работали программы бесплатного распространения презервативов и в гг. Бишкек и Ош в 2003-2004 гг. развивались программы социального маркетинга презервативов (PSI), но и они в полной мере не покрывали расчетной потребности СР в презервативах. Венерологический сервис СР предоставляют 3 дружественные клиники/кабинеты, подробная информация представлена в разделе «лечение/уход». Но следует отметить, что в 2004 г. за венерологической помощью обратились 1016 СР (1016/3700*100%=27,5% от оценочного количества СР в республике), из которых 489 были первично обратившиеся, 527 регулярно посещающие клинику. У первично обратившихся 21,7% установлен диагноз «сифилис» (106/489*100%= 21,7%), у регулярно посещающих этот процент составил 8,7% (46/527*100%=8,7%)14. Шестишаговая программа консультирования, рекомендованная ЮНЭЙДС, внедрена только в г. Бишкек, отсюда низкий показатель охвата СР психосоциальным консультированием - 30,9%. Следует отметить, что на начало года все профилактические программы для СР из-за отсутствия финансовых средств не функционировали, возобновление деятельности стало возможным с поступлением грантовых средств ГФСТМ.
Вмешательство осуществляется только одной неправительственной организацией – основной сферой деятельности является информационно – образовательные кампании, распространение презервативов, адвокация и защита прав человека, а также формирование толерантного отношения общества к МСМ. Вмешательство осуществляется лишь в трех из семи регионов республики и в г. Бишкек. В ДЭН принимали участие только представители МСМ г. Бишкек. Как и в предыдущих дозорных группах опрос проводилось по анкетам, предложенным CDC. Процент охвата МСМ профилактическими программами довольно высок, в разрезе отдельных услуг: охват презервативами 68,3%; охват ИОМ – 62,0%; психологическую помощь получили – 29,8%. ЛЕЧЕНИЕ/УХОД 8. 29,4 % представителей высоко уязвимых дозорных групп, имеющих СПИ, обратившихся в учреждения системы здравоохранения, получающие соответствующие услуги по диагностированию, лечению и консультированию . (176/598*100%=29,4%) 14,1 % ИПН с симптомами СПИ, которые обратились в учреждения ЛПО за диагностикой и лечением СПИ и получившие полное лечение за последние 6 месяцев: 11/78*100%= 14,1% до 25 лет – 0; старше 25 лет – 11/78*100%=14,1%; мужчины: 8/43*100%=18,6% женщины: 3/35*100%=8,5% 25,9% СР с симптомами СПИ, которые обратились в учреждения ЛПО за диагностикой и лечением СПИ и получившие полное лечение за последние 6 месяцев: 69/266*100%=25,9% До 25 лет – 47/171*100%=27,4% Старше 25 лет – 21/95*100%=22,1% 75% МСМ с симптомами СПИ, которые обратились в учреждения ЛПО за диагностикой и лечением СПИ и получившие полное лечение за последние 12 месяцев: 6/8*100%=75% До 25 лет- 5/7*100%=71,4% Старше 25 лет- 1/1*100%= 100% 36,6% беременных женщин с симптомами СПИ, которые обратились в учреждения ЛПО за диагностикой и лечением СПИ и получившие полное лечение за последние 6 месяцев: 90/246*100%=36,6% До 25 лет – 40/142*100%=28,2% Старше 25 лет – 50/104*100%=48,1% Всего по дозорным группам: 176/598*100%=29,4% На 1.01.05 г. в республике функционируют: 2 кожно-венерологических диспансера, 84 кожвенкабинета при ЛПО15, 11 частных кожновенерологических кабинетов16, 3 дружественные клиники17, которые обеспечивают венерологический сервис в республике. Всего в 2004 г. в эти учреждения обратилось 2049 человек, которым установлен диагноз «сифилис» (мужчин - 1084; женщин – 965), 1844 их них получили соответствующие услуги по диагностированию и лечению, консультированию, что составило 89,9% (1844/2049*100%=89,9%)18. В связи с реструктуризацией дерматовенерологической службы было сокращено количество диспансеров и расширена сеть кожно-венерологических кабинетов при ЛПО, что казалось, сделало венерологический сервис более доступным для населения. Однако укомплектованность государственных ЛПО врачами-венерологами на районном уровне не достаточная. За последние годы выросло число частных кожно-венерологических кабинетов, но и они сконцентрированы больше в столице и крупных областных городах, а высокая оплата курса лечения по поводу СПИ ограничивает обращение к врачам-венерологам социально незащищенные группы населения. С этой целью в 2004 г. увеличилось количество дружественных клиник, за счет открывшихся 2-х новых в северном и южном регионах. Таким образом, 3 дружественные клиники оказывают венерологическую помощь представителям уязвимых групп (ИПН, СР, МСМ), их клиентам и социально незащищенным слоям населения. Деятельность их осуществляется при финансовой поддержки международных организаций (с 2004 г. финансовая поддержка ГФСТМ). Положительным моментом является возможность предоставления бесплатного конфиденциального медицинского сервиса для представителей уязвимых групп населения. Однако эти клиники не обеспечивают потребностей всех уязвимых групп населения, таких как инъекционные потребители наркотиков, заключенные, беженцы и др., отсутствует система конфиденциального дружественного сервиса для подростков и социально незащищенных групп молодежи. Частные венерологические кабинеты доступны для платежеспособной части населения, возможность получить лечение конфиденциально значительно повышает обращаемость в эти кабинеты. Так в 2004 г. в частные кожвенкабинеты обратилось 740 больных с диагнозом «сифилис», из них 399 впервые. ^ 9. 80,9 % СР, указавших на использование презерватива во время контактов с последним клиентом, за последние 12 месяцев (283/350*100%= 80,9%) До 25 лет 197/231*100%=85,3% Старше 25 лет 76/119*100%=63,9% Не смотря на то, что процент использования СР презерватива во время контактов с последним клиентом довольно высок, тем не менее, анализ анкет (ДЭН) показал, что 75,6% (266/352х100%=75,6%) в течение 6 месяцев имели симптомы СПИ. Причем за квалифицированной медицинской помощью по поводу лечения СПИ обратилось всего 25,9% СР, остальные занимались самолечением или вообще ничего не предпринимали. Тогда как, 61,2% СР при анкетировании указали, что одним из «мер профилактики заражения ВИЧ является регулярное обследование и лечение СПИ». В момент опроса 55,5% СР показали имеющиеся при себе презервативы. Из причин не использования презервативов указаны: нет желания партнера – 38,6%; не считаю необходимым – 10,8% - довольно высокие значения. К причинам не использования презервативов, возможно, стоит отнести и наличие наркотического или алкогольного опьянения во время сексуальных контактов поскольку, 5% респондентов имеют опыт употребления наркотиков и в 69,1%19 случаев коммерческий секс сопряжен с употреблением алкогольных напитков. Учитывая вышеизложенное, а так же отсутствие четких, систематизированных знаний по проблеме ВИЧ/СПИДа (1,1%), высокую распространенность сифилиса (22,0%), можно поставить под сомнение высокий процент, указывающий на наличие навыков использования презерватива во время сексуальных контактов в этой дозорной группе. ^ (41/60*100%=68,3%) Процент использования презерватива в этой дозорной группе довольно высок, этим можно объяснить и низкий уровень распространенности СПИ (8/101х100%=7,9%) в течение 6 месяцев. 95% респондентов указали, что сексуальные контакты без презерватива являются одним из возможных путей передачи ВИЧ, тогда как, среди причин не использования презервативов с непостоянным половым партнером при последнем сексуальном контакте 12% респондентов указали, что не считают необходимым, 8% подчеркнули, что им не нравится секс с презервативом. Только 23,4% МСМ использовали лубриканты при анальных сексуальных контактах. Настораживает факт частой смены половых партнеров, так 70% опрошенных имели 2 и более партнеров, причем 56% МСМ имели не постоянных половых партнеров, со средним количеством 7,3 в месяц. 15% МСМ прибегали к услугам коммерческих половых партнеров, со средним количеством 2,6 партнеров в месяц. Учитывая распространенность ВГС (1,0%) и сифилиса (4,0%) среди представителей МСМ, риск распространения ВИЧ как парентеральным, так и половым путем в этой среде реально существует. Доля МСМ, обратившихся за венерологической помощью в ЛПО, составила 75% - это самый высокий процент обращаемости по поводу СПИ среди всех дозорных групп. Следует учесть, что анкетирование среди МСМ проводилось только в г. Бишкек (в настоящий момент доступ в эту группу ограничен), в других регионах данные анкетирования могут быть другими. ^ (62/386*100%=16,1%) До 25 лет 18/62*100%=29,0% Старше 25 лет 44/324*100%=13,6% ^ : 21/95*100%=22,1% До 25 лет 9/43*100%= 20,9% До 25 лет 9/19*100%=47,4% Старше 25 лет 32/248*100%=12,9% Старше 25 лет 12/76*100%=15,8% Суммарный показатель довольно низкий. Это можно объяснить отсутствием систематизированных знаний по проблеме ВИЧ/СПИДа (0%), за счет того, что респонденты являлись не постоянными участниками профилактических программ или вообще в них не участвовали. Следует отметить, что все респонденты не новички и имеют уже достаточный стаж употребления наркотиков (5 лет)20 с уже сложившейся моделью поведения, сопряженного с риском инфицирования ВИЧ, при инъекционном употреблении наркотиков. Несмотря на то, что процент доступности одноразовых шприцев довольно высок (72-87%), но в то же время 42,3% респондентов набирали раствор из общей посуды; 25,5% использовали общую воду для промывания шприца и иглы; 18,8% - пользовались наркотиком, заправленным в шприц кем-то другим; 15,9% - переливали наркотик из одного шприца в другой; 11,5% - добавляли кровь в раствор наркотика и др. Высок процент использования общего инструментария при последней инъекции наркотика (45,5%)21. Таким образом, продолжает поддерживаться резервуар ВИЧ-инфекции и угроза быстрого распространения ВИЧ в этой среде реально существует. 61,7% ИПН практикуют использование презерватива с коммерческим и 53,6% с непостоянным половым партнером при последнем сексуальном контакте. Показатель для этой дозорной группы довольно высок, но распространенность сифилиса (12,3%) среди ИПН свидетельствует, как уже упоминалось выше, что переход ВИЧ-инфекции из среды ИПН в общую популяцию гетеросексуальным путем являет реальную угрозу. Анализируя этот суммарный показатель, следует отметить, что существует ряд причин, от которых зависит малый охват этой группы профилактическими программами. Во-первых, нехватка специально подготовленных, обученных для работы с указанным контингентом кадров, из-за недостатка кадров возможность охвата ИПН профилактическими программами уменьшается. Во-вторых, «прирост» молодых наркопотребителей происходит быстрее, чем эти люди попадают в поле деятельности проектов, работающих с ИПН. В-третьих, труднодоступность этой целевой группы, особенно «молодого» контингента. ^ Мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции/СПИДа проводятся в стране на основе Стратегического плана и Государственной программы по профилактике ВИЧ-инфекции/СПИДа, инфекций, передающихся половым и инъекционным путем, в Кыргызской Республике на 2001-2005г., утвержденной Правительством Кыргызской Республики. Бюджет программы составляет 50 млн. долларов США, но на настоящем этапе Правительство Кыргызской Республики может обеспечить, с учетом вклада международных организаций, лишь не большую часть от потребности. При этом указанные средства направляются на поддержку существующих учреждений, включенных в программу (помещения, заработная плата персоналу), обеспечение безопасности медицинских процедур донорской крови, а также на проведение эпидемиологического слежения за ВИЧ/СПИДом/СПИ. Не предусмотрены финансовые средства на издание информационно-образовательных материалов и организацию мониторинга проводимых программ. В 2004 г. работа всех координационных комитетов по борьбе с ВИЧ-инфекцией/СПИДом, как на республиканском, так и на областных уровнях носила зачастую формальный характер, отчеты руководителей регионов о проделанной работе заключались в констатации фактов, ни разу не были вынесены на обсуждение РМКК действительно существующие проблемы, а соответственно не было поиска их решения. Руководителями регионов не предусматривалось финансирование информационно-профилактических программ по ВИЧ/СПИДу. Ни разу не было заседания сектора по вопросам информации, образованию, коммуникациям, координирующего всю информационно-образовательную работу в республике. Не решен вопрос о возобновлении преподавания в средних учебных заведениях республики курса «Здоровый образ жизни» с элементами ВИЧ/СПИДа, СПИ и безопасного сексуального поведения, отмененного в 2002 г. приказом Министерства образования КР. Напряженная ситуация в республике, существовавшая в течение 2002-2004 гг. вокруг пособия для учителя «Здоровый образ жизни», авторов издания и лиц, принимавших участие в разработке и внедрении его в общеобразовательных школах, а так же, пассивное отношение к этому вопросу Министерства образования КР, которое не приняло участие в разработке Национальных ключевых показателей, системы мониторинга и оценки национальных действий по реализации программ борьбы со СПИДом в КР, послужили в некоторой степени причиной временного отказа от социологического анкетирования молодежи в возрасте 15-24 лет. Следует отметить, что частный сектор, негосударственные университеты, независимые средства массовой информации мобилизованы для противостояния распространению ВИЧ-инфекции в очень ограниченной степени. Кроме того, недостаточная осведомленность СМИ о существующей государственной политике в отношении ВИЧ/СПИД, ее целях, задачах и реализации, является следствием недостаточного взаимодействия СМИ с РМКК. Отмечается несистематизированная, односторонняя работа СМИ, вопрос компетентности и этичности освещенного материала порой стоит остро, отмечается недостаточный доступ к получению информации и обучению. В настоящее время не решена проблема льготного размещения информации (социальных материалов, видеороликов по проблемам ВИЧ/СПИД на ТВ - и радиоканалах), отсутствует система государственного финансирования социальных программ. Достоверность опубликованной СМИ информации и соблюдение этических норм ее предоставления играют наипервейшее значение в формировании общественного мнения. Как показала практика, на примере бума, развернувшегося вокруг пособия для учителя "Здоровый образ жизни", когда редакция газеты использовала для подготовки своих материалов заведомо искаженную информацию, что способствовало взрыву негативного отношения отдельной части населения к проблемам полового воспитания молодежи, сексуальных отношений, безопасного секса, которым посвящены несколько глав вышеуказанного пособия. Это повлекло за собой исключение из программы общеобразовательных школ вопросов профилактики ВИЧ-инфекции/СПИДа/ИППП, наркомании и безопасного секса, и как результат привело фактически к срыву реализации Государственной программы по профилактике ВИЧ-инфекции/СПИДа, инфекций, передающихся половым и инъекционным путем по важнейшему приоритету - снижение уязвимости молодежи. Законодательная база Кыргызской Республики в отношении ВИЧ-инфекции/СПИДа в основном соответствует нормам международного права, либо претерпевает изменения в сторону установления такого соответствия. Однако, подзаконные акты и реальная правовая практика часто находятся в противоречии с принципами, на которых основаны профилактические программы. Не существует системы доступной юридической помощи для уязвимых групп. Не достаточно проводится лечение инфекций, передающихся половым путем для представителей уязвимых групп. Программы по снижению уязвимости секс-работников осуществляются только в двух городах страны. При этом они не обеспечиваются необходимым количеством презервативов. Из-за недофинансирования профилактических программ, проводимые в стране вмешательства не достигают конечного результата, то есть ограничения дальнейшего распространения эпидемии ВИЧ-инфекции в стране. Так, профилактическими программами среди ИПН охвачено 8,4% расчетного количества инъекционных потребителей наркотиков, что не позволяет обеспечить эффективного предотвращения передачи ВИЧ-инфекции при употреблении наркотиков. В первом полугодии 2004 г. все базовые программы для работников секса в стране не работали в связи с отсутствие средств для их развития22. Профилактическая программа среди МСМ работает пока только в г. Бишкек, но уже к концу 2004 г. вмешательство начало осуществляться еще в трех регионах, в т.ч. и на юге республики. Антиретровирусная терапия недоступна нуждающимся лицам, живущим с ВИЧ/СПИДом. Не везде жители страны, в том числе и представители уязвимых групп имеют доступ к анонимному добровольному тестированию и психосоциальному консультированию. Крайне сложная ситуация складывается в местах лишения свободы, где распространение ВИЧ-инфекции, СПИ выше, среди взрослого населения в целом по республике. Для достижения поставленных целей на 2010 г. в области повышения информированности молодых людей в возрасте 15-24 лет о способах профилактики сексуальной передачи ВИЧ и знаниях о том, как ВИЧ не передается и стабилизации распространения ВИЧ-инфекции среди этого контингента населения, необходимо:
Для достижения поставленных целей на 2010 г. в области снижения инфицированности младенцев, рожденных от женщин, живущих с ВИЧ, необходимо:
Для составления Странового отчета по выполнению Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом в 2007г. необходимо провести сбор данных по следующему плану: ^
^ Для оказания помощи стране в достижении поставленных целей/задач партнерам по развитию необходимо:
и оценки. ^ 1. Анализ ситуации в области ВИЧ/СПИДа и значение основных индикаторов вмешательства (июнь-июль 2004 г.) г. Бишкек 2004 г.
Приложение 1 Консультационный процесс/подготовка Национального доклада о мониторинге выполнения Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом
А) НСС или его эквивалент Да В) НПС Да
министерств: Образования Нет Здравоохранения Да Труда и социальной защиты Да Иностранных дел Да Других: Обороны Да Внутренних дел Да Национальной гвардии Да Транспорта и коммуникации Да Гос. Комитета по туризму, спорту и молодежной политике ^ Гос. Комиссии по делам религий Да Духовное управление мусульман Кыргызстана Да Организации гражданского общества Да Людей, живущих с ВИЧ/СПИДом Да Частного сектора Нет Организаций системы ООН Да Двусторонних организаций Да Международных НПО Да Других (просьба указать) ^ центральной организации? Да
консультаций? Да Имя, фамилия/должность: Л.В. Штейнке - Заместитель министра здравоохранения КР Дата: ___________________________________ Подпись:__________________________ Приложение 2 ^ Стратегический план 1. Разработаны ли в Вашей стране многосекторальные стратегии по борьбе с ВИЧ/СПИДом? В Кыргызской Республике многосекторальные стратегии по борьбе с ВИЧ/СПИДом отражены в Государственной программе по профилактике ВИЧ-инфекции/СПИДа, инфекций, передающихся половым и инъекционным путем, на 2001-2005 гг. Данная программа утверждена постановлением Правительства Кыргызской Республики от 13 декабря 2001 г. № 785. Государственная программа включает следующие стратегические направления:
Многосекторальный подход к решению проблемы ВИЧ/СПИДа обеспечивается участием представителей государственных структур, а также организаций гражданского и частного сектора в реализации вышеуказанных стратегий. ^ Вопросы профилактики и борьбы с ВИЧ/СПИДом включены в программу Комплексных основ развития, в частности в компонент национальной стратегии по сокращению бедности, включены в национальные отчеты по человеческому развитию, а также в государственную программу по реализации прав детей Кыргызстана «Новое поколение», национальную программу по развитию молодежи «Жаштык» и др. ^ С 1997 г. при Правительстве Кыргызской Республики действует Республиканский многосекторальный координационный комитет по профилактике ВИЧ-инфекции/СПИДа/ИППП и наркомании (РМКК). В настоящее время рассматривается вопрос о создании на основе РМКК нового координационного органа Странового многосекторального координационного комитета, включающего в свой состав представителей государственных структур, гражданского сектора и международных организаций. Новый орган состоит из шести технических секторов:
Каждый технический сектор включает представителей всех заинтересованных сторон и ориентирован на выполнение стратегий, предусмотренных Государственной программой на 2001-2005 гг. 4.Существует ли в Вашей стране рабочий общенациональный орган по ВИЧ/СПИДу, который содействует процессу взаимодействия между правительством, частным сектором и гражданским обществом? В декабре 2004 г. в отделе социально-культурного развития Аппарата Премьер-министра Кыргызской Республики был создан сектор координации и мониторинга в области ВИЧ/СПИДа. Данный орган, помимо прочего, призван осуществлять координацию взаимодействия между государственными структурами, международными организациями, гражданским обществом и частным сектором в сфере противодействия эпидемии ВИЧ/СПИДа. Сектор координации и мониторинга в области ВИЧ/СПИДа является постоянно действующим органом, выполняющим роль секретариата РМКК (в дальнейшем СМКК). Функции и полномочия сектора регламентируются положением об отделе социально-культурного развития Аппарата Премьер-министра Кыргызской Республики. Сектор имеет квартальный и годовой планы своей работы. ^ В стране с 2002 г. существует Ассоциация СПИД-сервисных НПО. В 2004 г. НПО, работающие по программе снижения вреда, объединились в Ассоциацию программ снижения вреда «Партнерская сеть». Обе Ассоциации имеют устав, определяющий круг полномочий, состав и штатную структуру. ^ Не проводилась. 7.Существует ли в Вашей стране стратегия, направленная на решение проблем ВИЧ/СПИДа среди национальных военизированных служб, включая вооруженные силы и силы гражданской обороны ? Стратегия Государственной программы Кыргызской Республики по снижению уязвимости молодежи предусматривает проведение профилактических мероприятий среди военнослужащих срочной службы, рядовых системы МВД, Национальной гвардии и других военизированных подразделений. Профилактика ^ В Государственную программу по профилактике ВИЧ/СПИД/ИППП на 2001-2005 гг. в качестве одной из приоритетных стратегий включено развитие информационно-образовательных программ по профилактике ВИЧ-инфекции. Мероприятия по исполнению данной стратегии реализуются в рамках технического сектора Республиканского многосекторального координационного комитета Кыргызской Республики по образованию, информации и коммуникации. Помощь в реализации стратегии оказывают организации гражданского общества и международные организации. ^ Просвещение молодежи относительно репродуктивного и сексуального здоровья предусматривается в рамках стратегий Государственной программы по снижению уязвимости молодежи и развитию информационно-образовательных программ по профилактике ВИЧ-инфекции. Мероприятия в этой области проходят при активном участии международных организаций (ПРООН, ЮНФПА, ЮНИФЕМ), а также неправительственных организаций (Альянс по репродуктивному здоровью, Кыргызский альянс планирования семьи, Ассоциация групп семейных врачей). 3. Существуют ли в вашей стране политика и стратегия, направленная на обеспечение ИОК и осуществление других мер вмешательства для защиты здоровья групп населения, для которых характерны высокие или растущие показатели инфицирования ВИЧ? Снижение уязвимости инъекционных потребителей наркотиков, секс-работников, мужчин, имеющих секс с мужчинами, заключенных и молодежи являются приоритетными стратегиями Государственной программы. Работа с представителями вышеуказанных групп, вмешательства по защите их здоровья и информационно-просветительская работа по предупреждению заражения ВИЧ/СПИ, осуществляются соответствующими государственными органами и организациями гражданского общества во многих регионах страны. 4. Существуют ли в вашей стране политика и стратегия, направленная на обеспечение ИОК и осуществление других мер вмешательства для защиты здоровья групп населения, мигрирующего через границу? В стратегии по снижению уязвимости молодежи в качестве одной из подгрупп для осуществления вмешательства выделяются мигранты (как внутренние, так и беженцы). Вмешательства осуществляются представительством Управления Верховного Комиссара ООН по белам беженцев (УВКБ ООН), Международной организацией по миграции и Национальным обществом Красного Полумесяца КР. Профилактическая работа среди мигрантов также проводится Духовным Управлением мусульман Кыргызстана (ДУМК). 5. ^ Мероприятия по обеспечению доступа уязвимых групп к профилактическим товарам указаны в основных стратегиях Государственной программы. В Кыргызской Республике обеспечивается поставка презервативов, проводится социальный маркетинг. Также внедряются программы снижения вреда от употребления инъекционных наркотиков. В рамках этих программ функционируют пункты обмена шприцев, и проводится заместительная терапия (метадон). ^ Отдельным пунктом Государственной программы прописана стратегия по снижению уровня передачи ВИЧ от матери к ребенку. Реализация стратегии осуществлялась в рамках технических секторов по здравоохранению и образованию, информации и коммуникации Республиканского многосекторального координационного комитета. Права человека ^ Защита людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, от дискриминации предусмотрена действующим законом Кыргызской Республики «О профилактике СПИДа». В настоящее время готовится новый законопроект «О ВИЧ/СПИДе в Кыргызской Республике», статья № 13 которого предусматривает запрет на ограничения прав и стигматизацию лиц, живущих с ВИЧ/СПИДом. ^ Не существует 3. Существует ли в Вашей стране политика, направленная на обеспечение равного доступа для мужчин и женщин к услугам по профилактике и уходу, уделяя особое внимание уязвимым группам населения? Женщины и мужчины в Кыргызской Республике имеют равные возможности обращения в государственные учреждения здравоохранения. Платные клиники и кабинеты более доступны мужчинам, так как женщины более зависимы в экономическом отношении. ^ Не существует ^
Не существует.
Не существует
Не существует Приложение 3 ^ НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
А. Стратегический план В. Профилактика С. Права человека D. Уход и поддержка ^ Объем национальных средств, расходуемых правительствами на борьбу с ВИЧ/СПИДом По данным 2004г. на службу СПИД выделено 217440 $ США. Данные средства направлены на содержание персонала и тестирование на ВИЧ. Средства на клинический уход и лечение при ВИЧ-инфекции/СПИДе и на уменьшение последствий ВИЧ-инфекции/СПИДа не выделялись. На лечение СПИ выделено 16095 $ США. Данные получены из финансовых отчетов Республиканского объединения «СПИД» МЗ КР и Республиканского кожно-венерологического диспансера МЗ КР за 2004 г. ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С ВИЧ/СПИДом Комбинированный национальный индекс в области политики ^
![]()
D.Уход и поддержка 1. В стране имеется политика или стратегия, направленная на обеспечение всеобъемлющего ухода и поддержки при ВИЧ/СПИДе, особенно для уязвимых групп – 0;
Расчет комбинированного индекса: А= 6/7= 0,9; В=6/6=1,0; С= 2/4= 0,5; D=0. Суммарный комбинированный индекс = (А+В+С+D)/4 = 2,4/4 = 0,6. Приложение 4 В настоящее время система мониторинга и оценки в Кыргызской Республике представлена:
- дозорный эпидемиологический надзор - рутинная статистика - различные исследования от случая к случаю
Для получения достоверных статистических данных, соответствующих Руководящим принципа по разработке ключевых показателей по мониторингу выполнения Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом, предложенных ЮНЭЙДС в Кыргызской Республике необходимо создать:
1 Статистические данные Республиканского объединения «СПИД» МЗ КР за 2004 г. 2 Статистические данные Республиканского объединения «СПИД» МЗ КР за 2004 г. 3 Данные ДЭН в Страновом отчете Кыргызской Республики за 2004 г. используются впервые, поэтому их можно считать исходными. Данные же последующих отчетов позволят проследить изменение ситуации. 4 ДЭН (II) 2004 г. (гг. Бишкек, Ош) 5 ДЭН (II) 2004 г. (гг. Бишкек, Ош) 6 Статистические данные Республиканского объединения «СПИД» МЗ КР за 2004 г. 7 Статистические данные Республиканского объединения «СПИД» МЗ КР за 2004 г. 8 Статистические данные Министерства юстиции КР 9 Данные финансового отчета Республиканского объединения «СПИД» МЗ КР за 2004 г. 10 Данные финансового отчета Республиканского кожно-венерологического диспансера МЗ КР за 2004 г. 11 Статистические данные Республиканского центра наркологии МЗКР за 2004 г. 12 Исследование проведено Агентством КР по контролю за наркотиками совместно с национальными экспертами ГКНН, РЦН и ОО «Социум» среди ИПН г. Бишкек – 2002 г. 13 Данные получены в ОРП ГФСТМ в 2005 г. 14 Данные получены в дружественной клинике НПО «Научмедлайт» в 2005 г. 15 Статистические данные Республиканского кожно-венерологического диспансера МЗКР за 2004 г. 16 Статистические данные Национального статистического комитета за 2004 г. 17 Статистические данные дружественной клиники НПО «Научмедлайт» за 2004 г. 18 Статистические данные Республиканского кожно-венерологического диспансера МЗ КР за 2004 г. 19 ДЭН (II) 2004 г. (гг. Бишкек, Ош) 20 ДЭН (II) 2004 г. (гг. Бишкек, Ош) 21 ДЭН (II) 2004 г. (гг. Бишкек, Ош) 22 Анализ ситуации в области ВИЧ/СПИДа и знание основных индикаторов вмешательства (июнь-июль 2004 г.) г. Бишкек 2004 г. |