Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности Стоматология для интернов к практическому занятию №5 icon

Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности Стоматология для интернов к практическому занятию №5





Скачать 167.15 Kb.
Название Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности Стоматология для интернов к практическому занятию №5
Дата 07.03.2013
Размер 167.15 Kb.
Тип Документы
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения

Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрав России


Кафедра дерматовенерологии с курсом косметологии и ПО


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ


по дисциплине «Дерматовенерология»

для специальности Стоматология

^ ДЛЯ ИНТЕРНОВ


К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 5


ТЕМА: «Инфекции, передаваемые половым путем. Сифилис – этиология, патогенез, общее течение. Клиника приобретенного и врожденного сифилиса. Современные методы диагностики»


Утверждены на кафедральном заседании

протокол № 4 от «23» октября 2012 г.


Заведующий кафедрой

д.м.н., профессор________ _________ Прохоренков В.И.


Составители:

к.м.н., доцент ____________________ Гузей Т.Н.


Красноярск

2012

1. Занятие №5

Тема: «Инфекции, передаваемые половым путем. Сифилис – этиология, патогенез, общее течение. Клиника приобретенного и врожденного сифилиса. Современные методы диагностики»


2.Форма организации учебного процесса – практическое занятие.

Разновидность занятия: клиническое

Методы обучения: активные и интерактивные


^ 3. Значение темы.

Учитывая высокую заболеваемость ИППП, системный характер этих заболеваний, изучение данной темы имеет большое значение для врачей.

^ Цели обучения:

- общая

Обучающийся должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):

- способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального дерматовенерологического содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-2);

- способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-4);

- способностью и готовностью к постановке диагноза на основании диагностического исследования в области дерматовенерологии (ПК-1);

- способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы кожных заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования органов и систем при кожных заболеваниях, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний в дерматовенерологической группе заболеваний (ПК-3);

- способностью и готовностью назначать больным с заболеваниями кожи адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии.

- учебная:

На основе теоретических знаний и практических умений обучающийся к концу занятия должен:

-знать пути заражения сифилисом;

-знать общее течение сифилитической инфекции;

-знать особенности клинических проявлений сифилиса в настоящее время;

-знать клинику приобретенного и врожденного сифилиса;

-уметь собрать анамнез у больного, страдающего ИППП;

-владеть методами безопасной работы при работе в полости рта у больных ИППП (сифилис, ВИЧ).


^ 4. Место проведения практического занятия

Учебная комната кафедры, стационар Красноярского краевого кожно-венерологического диспансера №1.


5. Оснащение занятия

Компьютерная презентация, электронный атлас кафедры, атласы по специальности, муляжи по теме занятия.


^ 6. Структура содержания темы (хронокарта).

Хронокарта практического занятия




п/п

Этапы практического занятия

Продолжительность (мин)

Содержание этапа и оснащенность

1.

Организация занятия

5

Проверка посещаемости


2.

Формулировка темы и цели

5

Преподавателем объявляется тема и ее актуальность, цели занятия

3.

Контроль исходного уровня знаний, умений

20

Тестирование, индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос, типовые задачи


4.

Раскрытие учебно-целевых вопросов

5

Инструктаж обучающихся преподавателем (ориентировочная основа деятельности)


5.

Самостоятельная работа обучающихся (текущий контроль):

165

Работа

а) с больными, с наглядным материалом (при отсутствии достаточного набора больных)

б) с историями болезней

в) демонстрация куратором практических навыков по осмотру, физикальному обследованию, интерпретации лабораторных и дополнительных методов обследования, выписке рецептов;

представление больных преподавателю; разбор больных с активным участием группы по типу клинической конференции.


6.

Итоговый контроль знаний письменно или устно с оглашением оценки каждого обучающегося за теоретические знания и практические навыки по изученной теме занятия

20

Тесты по теме, ситуационные и нетиповые задачи


7.

Задание на дом (на следующее занятие)

5

Учебно-методические разработки следующего занятия, индивидуальные задания (составить схемы, алгоритмы, таблицы и т.д.).


Всего:

225





7. Аннотация (краткое содержание темы)

В практической венерологии принято выделять традиционные “классические” венерические болезни: сифилис, гонорея, шанкроид (мягкий шанкр), лимфоранулематоз венерический (лимфагранулема паховая, четвертая венерическая болезнь), гранулема венерологическая (доноватоз, гранулема паховая, пятая венерическая болезнь).

Сифилис – общее инфекционное заболевание, склонное к хроническому рецидивирующему течению с характерной периодизацией клинических симптомов.

Возбудитель – бледная трепонема Пути инфицирования: половой, бытовой, при переливаниях крови, профессиональный, трансплацентарный.

В ответ на внедрение возбудителя формируются как местная клеточная реакция (твердый шанкр), так и гуморальная (иммуноглобулины А. М, G) – первичный период сифилиса. Реакция лимфатических узлов проявляется вначале в виде регионарного лимфаденита, затем полиаденита.

Через 9 – 11 недель появляются генерализованные элементы в виде инфекционной розеолы (характерной для многих инфекций), папул и при злокачественном течении – пустул (вторичный период сифилиса). Чередование активных и скрытых периодов течения вторичного сифилиса обусловлено различными вариантами взаимоотношения иммунологических факторов по выработке защитных антител и реакций инфекционной специфической аллергии.

Третичный сифилис также характеризуется стадийным течением. При активизации появляются специфические инфекционные гранулемы в виде бугорков и гумм.

Сифилис может протекать скрыто как с самого начала, так и с любого его этапа развития, особенно, если человек принимал/принимает антибиотики (по поводу сопутствующих заболеваний).

На начальном этапе сифилиса возможны общие явления интоксикации, как при обычном инфекционном процессе. В дальнейшем органная патология может проявляться разнообразно: гепатит, панкреатит, нефрозонефрит, или с поражением опорно-двигательного аппарата, нервной системы. В позднем третичном периоде формируется поздний висцеральный сифилис, нейросифилис. EMBED PowerPoint.Slide.8 EMBED PowerPoint.Slide.8

.




^ 8. Вопросы по теме занятия.

1. Клиника первичного периода сифилиса.

2. Клиника вторичного периода сифилиса.

  1. Клиника третичного периода сифилиса.

  2. Клиника раннего врожденного сифилиса.

  3. Клиника позднего врожденного сифилиса.


^ 9. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.

001. Для инфильтрата в основании твердого шанкра в последние годы характерно:

1) меньшая его выраженность;

2) большая его выраженность;

3) изменений не наблюдается;

4) большая площадь;

5) меньшая площадь.


002. Регионарный склераденит у больных первичным сифилисом развиваются;

1) еще до появления до твердого шанкра;

2) одновременно с появлением твердого шанкра;

3) спустя 5-9 дней после появлением твердого шанкра;

4) спустя 10-12 дней после появлением твердого шанкра;

5) спустя 14-15 дней после появлением твердого шанкра.

003. При вторичном сифилисе из морфологических элементов наиболее часто встречаются:

1) пигментные;

2) пятнистые;

3) пустулезные;

4) бугорковые;

5) гуммозные.


004. При регрессе папулезных сифилидов возникающее шелушение распространяется:

1) от периферии к центру;

2) от центра к периферии;

3) по всей поверхности папулы;

4) по правой половине папулы;

5) по левой половине папулы.


005. На слизистых оболочках у больных вторичным сифилисом наиболее частыми морфологическими элементами являются:

1) пятна;

2) папулы;

3) язвочки (афты);

4) бугорки;

5) гуммы.


006. Для скрытого раннего сифилиса характерно:

1) наличие резидуальных явлений после разрешения сифилидов;

2) отсутствие резидуальных явлений после разрешения сифилидов;

3) наличие или отсутствие резидуальных явлений после разрешения сифилидов;

4) чувство зуда после регресса сифилидов;

5) чувство жжения после регресса сифилидов.


007. При ранних стадиях сифилиса нервной системы наблюдаются поражения в основном:

1) мезенхимы;

2) паренхимы;

3) глии;

4) серого вещества головного мозга;

5) белого вещества головного мозга.


008. В основе прогрессивного паралича лежит:

1) поражение оболочек головного мозга;

2) поражение вещества головного мозга;

3) поражение сосудов головного мозга;

4) поражение сосудов спинного мозга;

5) поражение корешков спинного мозга.


009. В патологический процесс при сифилитическом аортите чаще всего вовлекается:

1) дуга аорты;

2) восходящая часть аорты;

3) брюшная часть аорты;

4) все части аорты одновременно;

5) все части аорты последовательно.


010. Назовите костные повреждения при врожденном раннем сифилисе:

1) периостит;

2) остеохондрит 1 стадии;

3) остеохондрит 2 стадии;

4) остеопериостит;

5) все перечисленное.


011. К вероятным признакам врожденного позднего сифилиса относятся все, кроме:

1) укорочение мизинца;

2) саблевидные голени;

3) отсутствие мечевидного отростка;

4) гирсутизма;

5) утолщение грудино-ключичного сустава.


012. Манифестные формы приобретенного сифилиса регистрируются преимущественно в возрасте:

1) 18-20-лет;

2) 21-30 лет;

3) 31-40 лет;

4) 41-50 лет;

5)51-60 лет.


013. Для инкубационного периода при приобретенном сифилисе в последние годы характерно:

1) его удлинение;

2) его укорочение;

3) изменений не отмечается;

4) ничего из перечисленного;

4) нет данных.


014.Укорочение инкубационного периода сифилиса отмечается:

1) при развитии одиночного твердого шанкра;

2) при биполярном расположении твердых шанкров;

3) при развитии множественных твердых шанкров;

4) при экстрагенитальном твердом шанкре;

5) ни при чем из перечисленного.


015. К атипичным твердым шанкрам относятся все перечисленные, кроме:

1) шанкра-панариция;

2) шанкра- амигдалита;

3) индуративного отека;

4) верно 1, 2,3;

5) верно 1,2.


016. Для течения первичного периода сифилиса в последнее время характерно:

1) увеличение числа множественных твердых шанкров;

2) уменьшение числа множественных твердых шанкров;

3) заметных изменений не наблюдается;

4) увеличение единичных твердых шанкров;

5) уменьшение единичных твердых шанкров.


017. Экстрагенитальные твердые шанкры чаще всего встречаются:

1) на коже рук;

2) на коже туловища;

3) на коже ног;

4) на губах и слизистой оболочке рта;

5) на всем перечисленном.


018. Стандартные серологические реакции у больных первичным сифилисом становятся положительными после появления твердого шанкра в среднем через:

1) 5-7 дней;

2) 2-3 нед.;

3) 5-6 нед.;

4) 7-8 нед,.;

5) 9-10 нед.


019. К разновидностям пустулезного сифилиса относится все перечисленные, кроме:

1) акнеформного;

2) оспенновидного;

3) импетигинозного;

4) рупиоидного;

5) фурункулоподобного.

020. Возможны все перечисленные исходы гуммозных сифилидов, кроме:

1) бесследного рассасывания;

2) рубцовой атрофии;

3) изъязвления, рубцевания;

4) фиброза (склерозирования);

5) склероза.


021. Основными морфологическими элементами на коже и слизистых оболочках при третичном периоде сифилиса являются:

1) узелки;

2) узлы-гуммы;

3) папулы;

4) пустулы;

5) везикулы.


022. Разновидностями бугоркового сифилиса является все перечисленные, кроме:

1) сгруппированных;

2) карликовых;

3) серпигинирующих;

4) «площадкой»;

5) полосовидных.


Эталоны ответов: 001 - 1; 002 - 2; 003 - 2; 004 - 2; 005 - 2; 006 - 1; 007 - 1; 008 - 1; 009 - 1; 010 - 2; 011 - 2; 012 - 2; 013 - 1; 014 - 2; 015 - 4; 016 - 1; 017 - 4; 018 - 2; 019 - 5; 020 - 1; 021 - 2; 022 – 5.


^ 10. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

Задача №1


На прием обратился больной 25 лет, с жалобами на увеличение миндалины справа.

ИЗ АНАМНЕЗА: считает себя больным около 9-ти дней. Сразу не обратил внимание на то, что увеличилась миндалина, и только когда почувствовал дискомфорт при глотании, пробовал лечиться сам - полоскал горло настоем ромашки и шалфея, эффекта от лечения не было и больной обратился к врачу. Ведет беспорядочную половую жизнь. Сопутствующих заболеваний нет.

ЛОКАЛЬНЫЙ СТАТУС. При осмотре полости рта и миндалин отмечается одностороннее значительное увеличение миндалины справа. Миндалина имеет медно-красный цвет, безболезненная и плотная при пальпации. Подчелюстные лимфатические узлы справа увеличены до размеров фасоли, подвижные, плотно - эластической консистенции, не спаяны с окружающей тканью, безболезненные.

ВОПРОСЫ:

1. Ваш диагноз.

2. Какие дополнительные исследования необходимо провести для установления окончательного диагноза и назначения полноценной этиологической и патогенетической терапии?

3. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать процесс у данного больного?

4. Наметьте план лечебных и профилактических мероприятий.

5. Тактика стоматолога при подобной ситуации.

ОТВЕТЫ:

  1. Сифилис первичный. Шанкр-амигдалит

  2. Исследование крови на РМП, РПГА, ИФА Iq M, G.

  3. Лакунарная ангина.

  4. Лечение согласно клиническим рекомендациям амбулаторно.

  5. Направить к венерологу.


Задача №2

На прием к стоматологу обратился больной 28 лет с жалобами на наличие язвы на губе, мало болезненную, увеличение подчелюстных лимфатических узлов.

ИЗ АНАМНЕЗА: заболевание началось 7 дней назад. Самолечением не занимался. Женат, имеет ребенка. Работа связана с част ыми командировками. Сопутствующих заболеваний нет.

ЛОКАЛЬНЫЙ СТАТУС. При осмотре на красной кайме нижней губы видна язва 1 см в диаметре, слегка болезненная при пальпации. Подчелюстные лимфатические узлы справа увеличены 1,5x2,0 см, безболезненные, плотно - эластической консистенции, подвижные, не спаяны с окружающей тканью.

Стоматологом диагностирован простой герпес, назначена мазь ацикловир. Лечение без эффекта.

ВОПРОСЫ:

  1. В чем ошибка стоматолога?

  2. Что следует исключить в первую очередь?

  3. При какой патологии возможна подобная картина?

  4. Какие необходимо провести дополнительные исследования для установления окончательного диагноза?

  5. Правильная тактика стоматолога.

ОТВЕТЫ:

  1. Неправильный диагноз привел к неразумному лечению.

  2. Сифилис первичный. Шанкр.

  3. Афтозный стоматит, герпетическая инфекция, рак, пиококковая язва.

  4. Исследование крови на РМП, РПГА, ИФА Iq M, G.

  5. Направить к дерматовенерологу.


Задача №3

При санации зубов у подростка стоматолог заметил своеобразную форму резцов с полулунным краем. У мальчика заметна олигофрения.

Вопросы:

  1. При какой патологии может быть подобная деформация зубов?

  2. Как называется подобная деформация зубов?

  3. К какой группе признаков относится подобная патология?

  4. Каков путь передачи заболевания ребенку?

  5. Возможно ли профессиональное заражение стоматолога при работе с подобным больным?

Ответы:

  1. При позднем врожденном сифилисе.

  2. Зубы Гетчинсона.

  3. В группу достоверных признаков позднего врожденного сифилиса.

  4. Трансплацентарный путь.

  5. Возможность профессионального заражения стоматолога в подобной ситуации отсутствует.


Задача №4

При санации зубов у больной стоматолог заметила наличие высыпаний на слизистой рта, которые не беспокоили пациентку и существовали в течение недели. При внимательном осмотре выявлены 3 папулы до 1 см белесоватого цвета с четкой красного цвета окраской по периферии, безболезненные.

Вопросы:

  1. О какой патологии следует думать прежде всего?

  2. Обоснование предположения.

  3. В каком периоде заболевания имеются подобные папулы?

  4. С чем дифференцировать?

  5. Тактика стоматолога.

Ответы:

  1. Прежде всего следует думать о сифилитических папулах.

  2. Цвет папул, окраска по периферии, безболезненность.

  3. При вторичном периоде сифилиса.

  4. Дифференцировать с красным плоским лишаем, лейкоплакией, кандидозом.

  5. Направить к дерматовенерологу.


Задача №5

Женщина 42 лет в течение 2 месяцев отмечала мелено прогрессирующее изъязвление в области мягкого неба мало болезненное. Из интернета получила информацию, что подобная патология может быть при раке и сифилисе. Обратилась к венерологу. При осмотре выявлено разрушение мягкого язычка, правой миндалины и частично прилегающей части мягкого неба.

Вопросы:

  1. Предположительный диагноз.

  2. Обоснование предположения.

  3. Чем подтвердить диагноз?

  4. С чем дифференцировать?

  5. Тактика врача.

Ответы:

  1. Сифилис третичный. Гумма.

  2. Медленное прогрессирование, безболезненность.

  3. Серологическими реакциями ИФА, РПГА.

  4. Дифференцировать с раком.

  5. Направит в стационар для лечения согласно клиническим рекомендациям.



^ 11. Перечень и стандарты практических умений.

1.Сбор анамнестических данных, у больных сифилисом.

2. Осмотр больных, определение морфологических элементов, их интерпретация.

3. Проявлять профессиональную настороженность при наличии высыпаний в полости рта и на красной кайме губ.


^ 12. Примерная тематика НИР курсантов по теме.

1.Клиника первичного периода сифилиса. Дифференциальная диагностика первичных сифилидов.

2.Клиника вторичного периода сифилиса. Дифференциальная диагностика вторичных сифилидов.

3.Клиника третичного периода сифилиса. Дифференциальная диагностика третичных сифилидов.

4.Клиника врожденного сифилиса. Дифференциальная диагностика врожденного сифилиса.

Данные работы проводятся на основании анализа литературы, имеющейся медицинской документации.

^ 13. Рекомендованная литература по теме занятия:

№ п/п

Наименование,

вид издания

Автор (- ы),

составитель (-и),

редактор (ы).


Место издания, издательство, год.

Кол-во экземпляров

в библиотеке

на кафедре

1

2

3

4

5

6



Клиническая дерматовенерология: в 2т.: руководство для врачей

Скрипкин Ю.К.

М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009

1

4



Стандарты в здравоохранении. Дерматовенерология




СПб.: Бонниер Бизнес Пресс, 2010

1






Атлас смертельных кожных болезней

Морган М.Б.

М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010

1

1



Атлас по дерматологии

Уайт Г.

пер. с англ. Н.Кочергина

М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009

1

1



Детская дерматология. Цветной атлас и справочник

Кэйн К и др.; пер. с англ.

М.: Бином, 2011

3






Дерматовенерология [Электронный ресурс] : сб. ситуац. Задач с эталонами ответов для подготовки к сертификац. экзамену клинич. ординаторов, обучающихся по специальности 140104 - Дерматовенерология

Прохоренков В.И.,. Яковлева Т.А, Казанбаев. Р.Т.

Красноярск:КрасГМУ, 2011

ЭБС КрасГМУ

1



Аллергодерматозы в схемах, таблицах и рисунках: учебное пособие для студ. мед. вузов.

Прохоренков В.И.

Красноярск: ЛИТЕРА-принт, 2009


6

3



Наружная терапия в лечении дерматологических больных: учебное пособие

Прохоренков В.И.

Красноярск: ЛИТЕРА-принт, 2009

6

3

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности Стоматология для интернов к практическому занятию №5 icon Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности

Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности Стоматология для интернов к практическому занятию №5 icon Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский...
Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности Стоматология для интернов к практическому занятию №5 icon Методические указания для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности Стоматология

Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности Стоматология для интернов к практическому занятию №5 icon Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Кожные и венерические болезни» для специальности

Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности Стоматология для интернов к практическому занятию №5 icon Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Кожные и венерические болезни» для специальности
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский...
Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности Стоматология для интернов к практическому занятию №5 icon Методические указания для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности Стоматология

Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности Стоматология для интернов к практическому занятию №5 icon Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Кожные и венерические болезни» для специальности

Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности Стоматология для интернов к практическому занятию №5 icon Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Кожные и венерические болезни» для специальности

Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности Стоматология для интернов к практическому занятию №5 icon Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Кожные и венерические болезни» для специальности
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский...
Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология» для специальности Стоматология для интернов к практическому занятию №5 icon Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Кожные и венерические болезни» для специальности

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы