Исполнительный совет Программы развития Организации Объединенных Наций, Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения и Управления Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов Distr.: General icon

Исполнительный совет Программы развития Организации Объединенных Наций, Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения и Управления Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов Distr.: General





Скачать 465.77 Kb.
НазваниеИсполнительный совет Программы развития Организации Объединенных Наций, Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения и Управления Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов Distr.: General
Дата07.03.2013
Размер465.77 Kb.
ТипДоклад

Организация Объединенных Наций




DP/2012/26–DP/FPA/2012/18




Исполнительный совет Программы развития Организации Объединенных Наций, Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения и Управления Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов




Distr.: General

318 July 2012

Russian

Original: English







^ Вторая очередная сессия 2012 года

4–10 сентября 2012 года, Нью-Йорк

Пункт 8 предварительной повестки дня

Последующая деятельность по итогам совещания
Программного координационного совета ЮНЭЙДС




















Доклад о ходе осуществления решений
и рекомендаций Программного координационного совета Объединенной программы Организации
Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу




Резюме

Настоящий доклад посвящен ходу осуществления решений и рекомендаций Программного координационного совета Объединенной программы Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу. Доклад сосредоточен на осуществлении решений 29-го совещания Программного координационного совета, состоявшегося в декабре 2011 года, а также планов по проведению последующей деятельности в связи с решениями 30-го совещания, состоявшегося в июне 2012 года. В докладе также освещаются вопросы, касающиеся вклада ПРООН и ЮНФПА в борьбу с ВИЧ.

^ Элементы решения

Исполнительный совет может пожелать принять к сведению настоящий доклад.






Содержание

Глава







Стр.

  1. Условия деятельности

3

  1. Решения и рекомендации ПКС

4

  1. Результаты деятельности ПРООН и ЮНФПА, способствующие преобразованиям

8

    1. Удовлетворение потребностей женщин и девочек, обусловленных ВИЧ, в рамках по меньшей мере половины всех национальных планов по борьбе с ВИЧ

9

    1. Абсолютная нетерпимость к гендерному насилию

10

    1. Сокращение вдвое показателей передачи ВИЧ половым путем, в том числе среди молодых людей и мужчин, имеющих половые связи с мужчинами, и в контексте секс-индустрии

12

    1. Искоренение вертикальной передачи ВИЧ и сокращение вдвое материнской
      смертности от СПИДа

20

    1. Обеспечение всеобщего доступа к антиретровирусной терапии для лиц,
      инфицированных ВИЧ, которые отвечают критериям для назначения лечения, и сокращение вдвое смертности от туберкулеза среди лиц, инфицированных ВИЧ

21

    1. Уделение внимания лицам, инфицированным ВИЧ, и домохозяйствам, затронутым ВИЧ, во всех национальных стратегиях по обеспечению социальной защиты и обеспечение для них доступа к основным услугам в плане ухода и поддержки

23

    1. Уменьшение в два раза числа стран, имеющих карательные законы и практику,
      которые блокируют принятие эффективных ответных мер, и ликвидация связанных с ВИЧ ограничений на въезд, пребывание и постоянное жительство
      в половине всех национальных программ ответных мер в связи с ВИЧ

24

  1. Выводы

25


^ I. Условия деятельност


1. Спустя тридцать лет после появления эпидемии ВИЧ ее удалось отбросить назад. Более 50 стран во всем мире добились сокращения количества случаев заражения ВИЧ на 25 или более процентов. Расширился доступ к основным услугам по лечению и профилактике, снижается количество новых случаев инфицирования ВИЧ и смертность от СПИДа. За последнее десятилетие стоимость антиретровирусной терапии (АРТ) на одного пациента снизилась с 30 тыс. долл. США в год до в среднем 200 долл. США в год. С 2007 года масштабы лечения ВИЧ увеличились в четыре раза: более пяти миллионов взрослых и детей во всем мире проходят лечение с использованием спасающей жизнь АРТ, самого эффективного и жизненно важного метода лечения в истории. Тем не менее остается нерешенным ряд серьезных проблем.

2. Ежегодно свыше 2,7 млн. человек становятся ВИЧ-инфицированными, и сохраняются серьезные пробелы в системе оказания основных услуг. На каждых трех новых пациентов, поступивших на лечение, приходится пять инфицированных. В наступивший период оптимизма и надежд особую обеспокоенность вызывает тот факт, что на момент подготовки настоящего доклада наблюдалось сокращение финансирования программ в области борьбы с ВИЧ, что особенно ощутимо в связи с прекращением финансирования около 11 проектов, осуществляемых Глобальным фондом по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией. В результате глобального экономического кризиса, появления других приоритетов в области развития и истощения ресурсов донорских организаций мир сталкивается с неминуемым кризисом финансирования программ по борьбе с ВИЧ. Сокращение финансирование грозит повернуть вспять успехи, достигнутые в области лечения и профилактики ВИЧ, и некоторые страны были вынуждены ограничить запись на лечение новых пациентов, чтобы продолжить лечение тех пациентов, которые уже получают АРТ. Также наблюдается все большее сокращение бюджетов на мероприятия по профилактике ВИЧ, что приводит к нарастанию проблем, связанных с перспективами лечения и профилактики СПИДа. Для повышения рентабельности и результативности оперативных мер необходимо продолжить работу, направленную на максимальное повышение взаимодействия между программами борьбы с ВИЧ и более широкими проектами в области здравоохранения и развития.

3. В июне 2003 года Исполнительные советы ПРООН/ЮНФПА, Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) и Всемирной продовольственной программы (ВПП) провели совместное совещание, посвященное рассмотрению рекомендаций, представленных по результатам первой оценки деятельности Объединенной программы Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) за пять лет1, которые были изложены в документе UNAIDS/PCB(13)/02.2. В ходе совместного совещания обсуждались дальнейшие действия ПРООН, ЮНФПА, ЮНИСЕФ и ВПП в связи с полученными рекомендациями и рассматривались вопросы, касающиеся операционной и управленческой деятельности ЮНЭЙДС. В итоге члены Исполнительных советов договорились о том, что вопрос о последующей деятельности по итогам совещаний Программного координационного совета ЮНЭЙДС (ПКС) станет регулярным пунктом повестки дня заседаний советов.

4. В настоящем докладе, совместно подготовленном ПРООН и ЮНФПА, содержится обновленная информация о решениях и рекомендациях 29-го и
30-го совещаний ПКС, состоявшихся в декабре 2011 года и июне 2012 года соответственно. На этих совещаниях рассматривался ряд ключевых вопросов, имеющих особое значение для ПРООН и ЮНФПА, в частности: участие Структуры "ООН-женщины" в финансовой поддержке ЮНЭЙДС; принципы бюджета, результатов и подотчетности ЮНЭЙДС на 2012–2015 годы; доклад о результатах мониторинга деятельности ЮНЭЙДС за 2010–2011 годы; а также новые принципы инвестирования средств в глобальную борьбу с ВИЧ. В настоящем докладе также представлен обзор результатов деятельности ПРООН и ЮНФПА в области решения проблемы ВИЧ. Более подробные данные о результатах деятельности ПРООН и ЮНФПА содержатся в докладе о едином бюджете и плане работы на двухлетний период 2010–2011 годов, представленном на рассмотрение ПКС.


^ II. Решения и рекомендации ПКС


5. Участники 30-го совещания ПКС приветствовали и одобрили участие Структуры "ООН-женщины" в качестве одиннадцатого коспонсора ЮНЭЙДС. Во исполнение этого решения Исполнительный директор ЮНЭЙДС учредил рабочую группу (включающую ПРООН и ЮНФПА в качестве руководителей в соответствии с действующими принципами разделения труда в ЮНЭЙДС для участия в работе по тематическому направлению "Уделение внимания потребностям женщин и девочек в связи с ВИЧ и прекращение сексуального и гендерного насилия", Структуру "ООН-женщины" и секретариат ЮНЭЙДС) в целях пересмотра обязанностей в соответствии с принципами разделения труда и решения других вопросов, касающихся принципов бюджета, результатов и подотчетности ЮНЭЙДС. Члены ПКС подчеркнули, что все коспонсоры должны и впредь уделять первоочередное внимание включению вопроса о гендерном равенстве в свои программы по борьбе с ВИЧ. ПРООН и ЮНФПА надеются на продолжение и расширение сотрудничества со Структурой "ООН-женщины", направленного на усиление внимания к проблемам женщин и девочек в связи с борьбой с ВИЧ.

6. После принятия ПКС в июне 2011 года единых принципов бюджета, результатов и подотчетности ЮНЭЙДС на 2012–2015 годы ЮНЭЙДС продолжает свою работу, направленную на обеспечение более тесной интеграции между принципами подотчетности и ориентировочными результатами коспонсоров. Задача по унификации принципов подотчетности и ориентировочных результатов коспонсоров с существующими глобальными показателями была возложена на Рабочую группу коспонсоров по вопросам оценки. Усиленные положения о результатах, подотчетности и бюджете были представлены на 29-м совещании Совета ЮНЭЙДС, и в июне 2012 года ПКС одобрил доклад о мониторинге деятельности ЮНЭЙДС за двухгодичный период 2010–2011 годов, который включал техническое приложение, свидетельствующее о прогрессе в достижении выбранных показателей. ПКС также одобрил усовершенствованную методику подготовки отчетности, отметив факт включения более ощутимых результатов на страновом уровне. В то же время ПКС призвал всех членов ЮНЭЙДС к дальнейшему усовершенствованию отчетности, ориентированной на результаты. Был получен усовершенствованный показатель в отношении принципа подотчетности, предусматривающий дальнейшее участие заинтересованных сторон в проведении мониторинга и оказании содействия в сборе данных.

7. Несмотря на то что программы борьбы с ВИЧ охватывают все большее число людей и приводят к достижению более эффективных результатов, они по-прежнему испытывают нехватку ресурсов, необходимых для обеспечения всеобщего доступа к услугам по профилактике, лечению, уходу и поддержке в связи с ВИЧ. В 2011 году ЮНЭЙДС и ее партнерами были разработаны новые принципы инвестирования средств в принятие глобальных мер борьбы с ВИЧ, направленные на обеспечение более целенаправленного и стратегического использования скудных ресурсов. Эти принципы были разработаны на основе сбора и анализа данных о мерах, обеспечивших сокращение риска заражения, передачи, заболеваемости ВИЧ и смертности от ВИЧ, и о моделях инвестирования средств, которые необходимо использовать в глобальном масштабе в 2011–2020 годах, с тем чтобы остановить эпидемию ВИЧ. Принципы включают три категории ключевых элементов борьбы с ВИЧ – базовые программные мероприятия, основные инструменты реализации программ и взаимодействие с секторами в области развития, – призванных помочь странам и партнерам-исполнителям повысить целенаправленность своих усилий и определить приоритетные меры, чтобы к 2015 году наполовину сократить количество новых случаев инфицирования ВИЧ (рисунок 1). В принципах инвестирования средств предлагается более стратегический подход к выделению ресурсов на меры по борьбе с ВИЧ, чтобы более эффективное инвестирование средств сейчас позволило сократить необходимость платить больше впоследствии. Секретариат ЮНЭЙДС разработал предварительные рекомендации по вопросам странового участия, и инструментарий для применения принципов инвестирования средств был представлен на 30-м совещании ПКС. ПРООН взяла на себя ведущую роль в разработке рекомендаций по применению основных инструментов реализации программ и взаимодействию с секторами в области развития. ПКС приветствовал признание принципа национальной ответственности за использование инструментария инвестирования средств. Было отмечено, что наиболее эффективным способом дальнейшего усовершенствования инструментов является их применение на страновом уровне с проведением дальнейших консультаций в течение всего года. Члены ПКС также предложили ввести регулярную отчетность перед ПКС, чтобы оценить их воздействие.

8. Способность стран выявлять конкретные потребности в технической поддержке и планировать, осуществлять руководство и проводить оценку ее качества и воздействия является жизненно важным условием для эффективного осуществления мер борьбы с ВИЧ на национальном уровне. В то же время важно, чтобы организации по оказанию технической поддержки руководствовались потребностями страны и осуществляли свою деятельность в тесном взаимодействии с другими организациями помощи, чтобы максимально повысить ее качество и воздействие и исключить возможные недостатки. Стратегия ЮНЭЙДС в области оказания технической поддержки, одобренная Советом ЮНЭЙДС в декабре 2010 года, была разработана в целях увеличения воздействия и устойчивости мер борьбы с ВИЧ на страновом уровне посредством предоставления и использования качественной технической помощи. В ее основе лежат принципы странового подхода и оказания организациями-поставщиками эффективной и скоординированной помощи в соответствии с международными обязательствами в области гармонизации, согласованности, использования страновых систем и обеспечения взаимной подотчетности. Доклад о прогрессе в осуществлении технической поддержки ЮНЭЙДС был представлен ПКС в декабре 2011 года. После проведения дальнейших консультаций с заинтересованными сторонами, проходившими в первой половине 2012 года, ПКС призвал ЮНЭЙДС изучить возможности создания действенной руководящей группы по вопросам оказания технической поддержки и попросил предоставлять отчетность о ходе работ по координации технической поддержки между всеми заинтересованными сторонами. Во исполнение этой рекомендации ПРООН и ЮНФПА работают с секретариатом и другими коспонсорами в направлении изучения возможностей для дальнейшего улучшения координации в области оказания технической поддержки.

9. В следующие двухгодичные периоды в своей деятельности ПКС будет руководствоваться стремлением к обеспечению рентабельности, результативности и эффективности затрат. Предполагается, что усиление принципов подотчетности будет способствовать подготовке более четкой и последовательной отчетности о результатах, чем в прошлом, что в свою очередь внесет свой вклад в повышение эффективности за счет дальнейшего совершенствования сбора фактических данных, лежащих в основе работы коспонсоров и секретариата ЮНЭЙДС на страновом, региональном и глобальном уровнях. В соответствии с указанием Исполнительного совета, данным в 2011 году, для поддержки этой работы ПРООН и ЮНФПА будут обеспечивать согласованность связанных с ВИЧ компонентов своих стратегических планов и систем ориентировочных результатов на период 2014–2017 годов с принципами стратегии и подотчетности ЮНЭЙДС.


Диаграмма 1
^ Принципы инвестирования средств





III. Результаты деятельности ПРООН и ЮНФПА, способствующие преобразованиям


10. ПРООН и ЮНФПА продолжают вносить значительный вклад в глобальную борьбу с ВИЧ, наращивая и максимально используя организационный основной потенциал во имя достижения итоговых показателей по ВИЧ наряду с другими приоритетными показателями в области развития. Как показано ниже, эти результаты пересекаются со стратегическими целями единых принципов бюджета, результатов и подотчетности ЮНЭЙДС.

11. ПРООН, являясь коспонсором ЮНЭЙДС и партнером Глобального фонда, внесла важный вклад в улучшение итоговых показателей по ВИЧ и охране здоровья и изучение социально-экономических причин и последствий ВИЧ. Около 100 страновых отделений ПРООН поддерживают меры реагирования в области борьбы с ВИЧ и охраны здоровья на национальном уровне посредством проведения целенаправленных программ или привлечения внимания к ВИЧ и социальным аспектам охраны здоровья в программах сокращения масштабов нищеты, улучшения управления, достижения гендерного равенства и наращивания потенциала. Результатом этих усилий стало более широкое включение проблем ВИЧ в национальные планы, Цели развития тысячелетия (ЦРТ) и программы в области достижения гендерного равенства; укрепление систем управления и координации и создание правовых условий для принятия мер по борьбе с ВИЧ на национальном уровне; а также более эффективное осуществление программ в области борьбы с ВИЧ, туберкулезом и малярией, финансируемых Глобальным фондом.

12. Независимые оценки результатов в области развития подтверждают вклад ПРООН в решение социально-экономических аспектов эпидемии ВИЧ. Так, например, в аналитических отчетах, проведенных в 2011 году в отношении Сальвадора, Папуа — Новой Гвинеи и Таиланда, была дана положительная оценка программ борьбы с ВИЧ, осуществляемых ПРООН, в том числе в плане вклада в укрепление правовой базы, поощрение прав человека и удовлетворение потребностей групп населения, находящихся в неблагоприятном социальном положении. В анализе, проведенном в Сальвадоре, отмечалось, что ПРООН оказывала эффективную поддержку в проведении комплексных межотраслевых мер реагирования на национальном уровне, направленных на содействие достижению гендерного равенства и соблюдению прав человека в отношении лиц, живущих с ВИЧ. Авторы аналитических отчетов также положительно отзываются о деятельности ПРООН, направленной на осуществление программы, финансируемой Глобальным фондом, отметив, что эта программа способствовала укреплению национального потенциала в области организации и доставки медицинских услуг государственных учреждений и неправительственных организаций. В анализе, проведенном в Папуа — Новой Гвинее, говорится, что "ПРООН активно поддерживает и укрепляет правительственные инициативы и деятельность институтов по разработке политики и проведению мониторинга, направленные на сокращение распространенности ВИЧ". В независимой оценке, проведенной для Таиланда, подчеркивалось, что "заинтересованные стороны были особенно удовлетворены вкладом ПРООН в достижение результатов в области развития в тематических разработках, посвященных ВИЧ/СПИДу". Наряду с позитивной оценкой программы борьбы с ВИЧ, аналитические отчеты из Сальвадора и Папуа — Новой Гвинеи содержат призыв уделять больше внимания ключевым проблемам ВИЧ в других программах ПРООН.

13. Вклад ЮНФПА в глобальную борьбу с ВИЧ определяется его мандатом в области ускорения прогресса на пути к обеспечению всеобщего доступа к услугам по охране сексуального и репродуктивного здоровья, включая добровольное планирование семьи и безопасное материнство, а также продвижения прав и возможностей молодежи. ЮНФПА уделяет особое внимание профилактике ВИЧ посредством: a) увязки вопросов сексуального и репродуктивного здоровья, включая предоставление услуг лицам, инфицированным ВИЧ, и искоренение передачи инфекции от матери ребенку; b) сокращения количества новых случаев инфицирования среди молодежи, в том числе с помощью всестороннего сексуального просвещения; c) комплексных программ по распространению мужских и женских презервативов; d) удовлетворения потребностей работников секс-индустрии и их клиентов; e) удовлетворения потребностей девочек и женщин, включая снижение их уязвимости в отношении ВИЧ, и решения проблем, связанных с искоренением гендерного насилия и достижением гендерного равенства; f) обеспечения связи с динамикой роста численности населения в рамках развития; а также g) обеспечения доступа к услугам по охране сексуального и репродуктивного здоровья и лечению ВИЧ для уязвимых групп населения, пострадавших в результате конфликтов.


^ A. Удовлетворение потребностей женщин и девочек, обусловленных ВИЧ, в рамках по меньшей мере половины всех национальных планов по борьбе с ВИ


14. В декабре 2011 года более 94 стран приступили к осуществлению Повестки дня ЮНЭЙДС в интересах ускоренного осуществления на страновом уровне мероприятий в интересах женщин и девочек, обеспечения гендерного равенства и борьбы с ВИЧ (программа действий), в которой участвуют более 700 организаций гражданского общества, включая сети женщин, инфицированных ВИЧ, и женские правозащитные группы. В глобальном масштабе правительства в 80 процентах стран (137 из 171 страны) заявили о включение женщин в межотраслевые стратегии борьбы с ВИЧ. Структура "ООН-женщины" была успешно привлечена к участию в программе и стала партнером в ее осуществлении.

15. Основные проблемы, связанные с осуществлением программы действий, включают: необходимость принятия долгосрочных политических и финансовых обязательств в отношении женщин, девочек и борьбы с ВИЧ; совершенствование методов расширения участия мужчин и мальчиков; необходимость в дальнейшем укреплении связи между службами охраны сексуального и репродуктивного здоровья и услугами в области профилактики ВИЧ; а также сохраняющийся высокий уровень гендерного насилия. Развитие потенциала имеет центральное значение для успешного осуществления этой программы на устойчивой основе.

16. В рамках дальнейшего выполнения своих обязательств по осуществлению программы действий ПРООН взяла на себя функции по наращиванию лидерского потенциала женщин, инфицированных ВИЧ, в 52 странах из шести регионов. В Гамбии, Гвинее, Мадагаскаре, Мьянме, Сальвадоре и Центральноафриканской Республике программы ПРООН помогли укрепить потенциал женских сетей в отношении борьбы с ВИЧ. В Сальвадоре были проведены тренинги для тысяч женщин, являющихся общинными лидерами, направленные на поддержку профилактики ВИЧ и расширение прав и возможностей женщин в сельских муниципалитетах. Тысячи мужчин также приняли участи в тренингах, посвященных вопросам гендерного равенства и рассмотрению мужских черт характера и поведения. В Габоне, Нигере, Сан-Томе и Того программы ПРООН, финансируемые за счет средств Глобального фонда, сообщили о значительных вкладах в улучшение охраны материнского здоровья.

17. Инициативы ПРООН в области борьбы с ВИЧ включают значительное внимание к приоритетным вопросам гендерного равенства и развития потенциала. Например, в Сьерра- Леоне ПРООН осуществляет программу, одновременно охватывающую вопросы гендерного равенства и борьбы с ВИЧ. ПРООН и национальный секретариат ЮНЭЙДС поддерживают проведение в двух районах общинных обсуждений вопросов, касающихся культурных норм, способствующих распространению ВИЧ, включая сексуальные отношения, полигамию и вредную традиционную практику. Эта инициатива способствовала поразительным изменениям во взглядах и поведении участников и была включена в национальный оперативный план борьбы с ВИЧ/СПИДом (2011–2012 годы) и национальную стратегию коммуникаций на 2011 год.

18. ЮНФПА оказывает поддержку 60 странам в разработке, осуществлении и/или оценке программ по профилактике, лечению, уходу и поддержке, непосредственно направленных на расширение прав и возможностей женщин и девочек. Фонд также оказывает поддержку 46 странам в разработке и/или осуществлении политики, связанной с ВИЧ, в которой, как правило, затрагиваются вопросы искоренения гендерного насилия и другие меры в области содействия достижению гендерного равенства. К числу показательных результатов относятся: a) национальные планы действий в интересах женщин, девочек, достижения гендерного равенства и борьбы с ВИЧ, разработанные в Бенине, Лесото, Намибии, Свазиленде и Танзании; b) национальные стратегии или рекомендации по вопросам гендерного насилия и гендерных аспектов (в связи с ВИЧ), которые реализуются или пересматриваются в Бурунди, Демократической Республике Конго, Замбии, Зимбабве, Мадагаскаре, Мозамбике, Свазиленде, Сейшельских Островах и Уганде; а также c) исследования в области ВИЧ, охраны сексуального и репродуктивного здоровья и гендерного насилия для осуществления будущего планирования, которые были проведены и распространены среди заинтересованных сторон в Замбии, Мозамбике, Уганде и Эфиопии. Под руководством Структуры "ООН-женщины", ЮНФПА, ПРООН и других партнеров завершается работа над составлением перечня показателей по гендерному равенству и ВИЧ, инструмента, помогающего странам оценивать достигнутый ими прогресс в этой области.


^ B. Абсолютная нетерпимость к гендерному насили


19. Несмотря на то что четыре из пяти национальных стратегий по борьбе с ВИЧ непосредственно касаются женщин и девочек, только 46 процентов стран имеют специально сформированные бюджеты на осуществление этой деятельности. Высокий уровень распространенности гендерного насилия, от которого в некоторых странах страдает до 70 процентов женщин, продолжает препятствовать принятию эффективных мер реагирования. На декабрь 2011 года 93 страны представили данные, свидетельствующие о том, что менее одной пятой из них (18 из 93 стран) располагают национальными данными о взаимосвязи насилия по признаку пола и ВИЧ и 40 процентов стран (38 из 93) проводят политику в секторе здравоохранения, направленную на искоренение насилия по признаку пола. Для оценки прогресса в области гендерного равенства и борьбы с ВИЧ к существующему основному набору показателей, используемых странами для оценки прогресса в борьбе со СПИДом, был добавлен глобальный показатель распространенности насилия со стороны интимного партнера.

20. ПРООН и ЮНФПА оказывают поддержку усилиям 31 страны, направленным на актуализацию гендерной проблематики и более активное включение деятельности по борьбе с насилием по признаку пола в национальные стратегии и планы в отношении ВИЧ. Например, Белиз включил стратегию противодействия гендерному насилию в новый национальный стратегический план на 2012–2016 годы и увеличил поддержку чрезвычайных мер реагирования для лиц, пострадавших от сексуального насилия. Сербия представила учитывающие гендерные и возрастные особенности программы для лиц, употребляющих наркотики, их сексуальных партнеров и различных групп работников секс-индустрии, а также конкретные мероприятия, направленные на решение проблемы гендерного насилия в рамках осуществления программ профилактики ВИЧ.

21. Через год после разрушительного землетрясения в Гаити было восстановлено оказание услуг по профилактике и лечению ВИЧ. До землетрясения, по оценкам ЮНЭЙДС, в трех департаментах, которые потом пострадали от подземных толчков, насчитывалось 68 тыс. человек, инфицированных ВИЧ, то есть 57 процентов от их общей численности населения, составляющей 120 тыс. человек. ПРООН в качестве первичного получателя грантов Глобального фонда содействовала включению инициатив по профилактике и лечению ВИЧ и охране здоровья в различные этапы скорейшего восстановления общин (включая программы "Деньги за труд" и программы по вопросам гендерного насилия), чтобы ВИЧ-инфицированные и другие уязвимые группы населения, включая работников секс-индустрии, мужчин, имеющих половые отношения с мужчинами, и молодежь, имели доступ к сохраняющим жизнь услугам по профилактике и лечению ВИЧ. ЮНФПА продолжал работать с партнерами Организации Объединенных Наций и международными неправительственными организациями (НПО), чтобы пропагандировать деятельность и оказывать техническую поддержку Ассоциации людей, инфицированных ВИЧ и больных СПИДом, и предотвратить распространение ВИЧ среди молодежи и уязвимых групп населения в лагерях. Презервативы распространялись через Министерство здравоохранения и зарегистрированных партнеров; сообщений о дефиците не поступало.

22. Межучрежденческая рабочая группа по вопросам гендерного равенства и ВИЧ в партнерстве альянсом "МенИнгейдж", организацией по обеспечению гендерного равенства "Сонке" и сетью "Атена" провела консультации с представителями 17 стран по названием "Интеграция программ по вопросам гендерного насилия и привлечение мужчин и мальчиков к решению проблемы неравенства полов в рамках национальных планов и стратегий борьбы со СПИДом". Для участия в этой встрече были приглашены представители министерств здравоохранения и/или по делам женщин/гендерным вопросам, национальных советов по борьбе со СПИДом, организаций гражданского общества и страновых отделений организаций системы Организации Объединенных Наций. Таким образом, эти консультации способствовали достижению консенсуса и понимания цикличности взаимодополняющих проблем гендерного насилия и ВИЧ и потенциальной роли привлечения мужчин и мальчиков к решению проблемы гендерного неравенства, чтобы нарушить и прекратить эту цикличность и укрепить меры реагирования в связи со СПИДом на национальном уровне. В ходе консультаций были проанализированы существующие национальные планы и планы действий на страновом уровне, способствующие включению борьбы с гендерным насилием и стратегий привлечения мужчин и мальчиков к решению проблемы неравенства по признаку пола в национальные стратегические планы борьбы с ВИЧ и другие соответствующие стратегии и планы на национальном уровне. В странах планируется проведение последующих мероприятий по выявлению областей для оказания поддержки и проведению мониторинга прогресса в решении поставленных задач.

23. ЮНФПА выступает в качестве активного партнера секретариата ЮНЭЙДС и Департамента операций по поддержанию мира Организации Объединенных Наций и внес свой вклад в принятие новой резолюции 1983 Совета Безопасности о воздействии эпидемии ВИЧ и СПИДа на поддержание международного мира и безопасности. ЮНФПА, который насчитывает более 45 страновых отделений, работающих с вооруженными силами, в том числе около 10 страновых отделений, непосредственно работающих с миротворческими миссиями и оказывающих поддержку программам разоружения, демобилизации и реинтеграции, считается одним из ключевых участников процесса осуществления резолюции 1983 Совета Безопасности, особенно в области борьбы с ВИЧ в рамках проведения программ разоружения, демобилизации и реинтеграции и укрепления взаимодействия между программами противодействия гендерному насилию и программами борьбы с ВИЧ для военнослужащих и демобилизованного персонала.


C. Сокращение вдвое показателей передачи ВИЧ половым путем, в том числе среди молодых людей и мужчин, имеющих половые связи с мужчинами, и в контексте секс-индустрии


24. Несмотря на то что в глобальных масштабах количество новых случаев инфицирования ВИЧ продолжает снижаться по мере наращивания усилий по профилактике ВИЧ во всем мире, темпы снижения не являются достаточно быстрыми для достижения цели 50-процентного сокращения числа новых случаев инфицирования ВИЧ к 2015 году. В связи с этим Программный координационный совет ЮНЭЙДС организовал тематическую сессию по вопросам комбинированных программ профилактики, посвященную острой необходимости в активизации мер профилактики ВИЧ на глобальном уровне за счет расширения их масштабов и достижения синергетического эффекта, чтобы прекратить и повернуть вспять процесс распространения эпидемии СПИДа.

^ Национальное стратегическое планировани


25. Разработка стратегий и планов действий по борьбе со СПИДОМ на основе фактических данных служит фундаментом для усилий по проведению комплексных комбинированных программ профилактики. В 2010 и 2011 годах ПРООН оказала поддержку в разработке стратегий и планов действий национальным органам власти в 43 странах. Например, была предоставлена поддержка в проведении обзоров национальных стратегических планов, связанных с ВИЧ, и документов о стратегии сокращения масштабов нищеты в Замбии, Кот-д'Ивуаре, Сейшельских Островах и Танзании, а также в разработке национальной секторальной политики в связи с ВИЧ в Маврикии. В 37 странах продолжается работа по оказанию поддержки национальным органам власти и заинтересованным сторонам в укреплении управления и координации ответных мер в связи со СПИДом. ПРООН провела исследования в шести странах – Белизе, Индии, Индонезии, Малави, Сальвадоре и Танзании – для документального подтверждения успехов, достигнутых в области национальной координации ответных мер в связи с ВИЧ с акцентом на национальной ответственности, согласованности помощи, децентрализации и участии гражданского общества. В конкретных исследованиях по странам рассматривается вопрос о том, как работает страновой координационный механизм национальных советов по борьбе со СПИДом Глобального фонда и как они могут более эффективно координировать свою деятельность с сектором здравоохранения и ключевыми партнерами, не относящимися к сектору здравоохранения, в области разработки, контроля за осуществлением и осуществления адекватной межотраслевой стратегии борьбы с ВИЧ, добиваясь значительных успехов в области координации и согласованности помощи. Для каждой страны были подготовлены конкретные рекомендации по условиям координации действий и применению мер реагирования в целом.


Молодежь


26. ВИЧ стал серьезной проблемой здоровья для молодежи, учитывая то, что в 2011 году ежедневно вновь ВИЧ-инфицированными становились более 2400 человек в возрасте от 15 до 24 лет. Включение вопроса о молодежи в качестве основное аспекта мер реагирования в связи со СПИДом придает этим мерам более инновационный и устойчивый характер. Межучрежденческая рабочая группа ЮНЭЙДС по вопросам ВИЧ/СПИД и молодежи продолжает содействовать осуществлению оперативных, согласованных и широких мер реагирования в связи со СПИДом на глобальном, региональном и страновом уровнях организациями и партнерами, принимающими участие в борьбе с пандемией СПИДа, чтобы способствовать более широкому использованию услуг по профилактике, лечению и уходу и добиться выполнения задачи по обеспечению всеобщего доступа к этим услугам. Рабочая группа, в которой в настоящее время участвуют ЮНФПА и ЮНИСЕФ, обязалась поддерживать активные действия в 17 странах, наиболее пострадавших от эпидемии, чтобы повысить уровень всесторонних знаний среди молодежи, в два раза увеличить долю использования презервативов и вдвое увеличить охват консультированием и тестированием на ВИЧ.

27. Помимо 17 стран, наиболее пострадавших от ВИЧ, ЮНФПА активно работает в 70 странах, оказывая поддержку национальным партнерам-исполни-телям в разработке, осуществлении и оценке комплексных программ в области сексуального просвещения. В Восточной Европе и Центральной Азии при поддержке ЮНФПА была разработана концепция всестороннего просвещения и приоритетных действий в области охраны сексуального и репродуктивного здоровья молодежи на национальном уровне. Фонд помог повысить уровень подготовки 70 специалистов по разработке курсов обучения из министерств образования 10 стран – членов Сообщества по вопросам развития стран юга Африки (САДК). В Замбии, Лесото, Свазиленде, Уганде и Южной Африке полученные уроки уже использовались для пересмотра учебных курсов и в разработке программы подготовки преподавателей. Кроме того, ЮНФПА оказал помощь в проведении оценки положения в странах (Гана, Замбия, Кыргызстан) и последующей разработке четырех национальных планов действий (Гана, Кыргызстан, Малави, Намибия). В результате этих усилий три амбициозных показателя (повышение уровня всесторонних знаний среди молодежи, увеличение в два раза доли использования презервативов и увеличение в два раза охвата консультированием и тестированием на ВИЧ) были включены в национальный план действий Малави по борьбе со СПИДом на 2010–2011 годы, а также в национальный стратегический план на 2011–2015 годы и оперативный план на 2011–2013 годы в Гане. Кроме того, работа с молодежью стала приоритетным направлением деятельности в Мозамбике.

28. Всесторонне привлекая молодежь к участию в процессе, ЮНФПА оказывал финансовую и техническую поддержку в области развития потенциала Фонда молодых лидеров для борьбы с ВИЧ, который расширяет новые лидерские возможности молодежи, наиболее пострадавшей от ВИЧ. Фонд выделил 23 гранта на общинные проекты в 19 странах и поддерживает инициативы молодежи в области информационно-просветительской работы, оказания квалифицированных услуг и мобилизации сообщества. Молодые люди решают, куда направить средства субсидий, а также оказывают техническую поддержку.


^ Связь с услугами по охране сексуального и репродуктивного здоровь


29. Страны находятся на разных уровнях интеграции политики, систем и оказания услуг. Два основных полученных урока включают понимание того, что сотрудничество между министерствами здравоохранения и национальными советами по борьбе со СПИДом продолжает играть крайне важную роль и что налаживание взаимосвязей должно быть частью более масштабного механизма в рамках укрепления системы здравоохранения. Включение проблемы ВИЧ в программы охраны здоровья матерей, новорожденных и детей является ключевым звеном системы взаимодействия, поддерживаемой ЮНФПА, особенно в том, что касается искоренения передачи ВИЧ от матери ребенку. К другим важным компонентам комплексного подхода к профилактике является добровольное консультирование и тестирование на ВИЧ, пропаганда более безопасных моделей поведения, оптимизация взаимосвязи между ВИЧ и услугами по профилактике заболеваний, передаваемых половым путем, а также устранение стигматизации и дискриминации в предоставлении доступа к услугам для ключевых групп населения и людей, инфицированных ВИЧ.

30. Понимая значение увязки охраны сексуального и репродуктивного здоровья и борьбы с ВИЧ в политике, системах и на уровне предоставления услуг, в течение последних двух лет ЮНФПА и его партнеры – Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), секретариат ЮНЭЙДС, Международная федерация планируемого родительства, Глобальная cеть лиц, инфицированных ВИЧ и больных СПИДом, Международное сообщество женщин, инфицированных ВИЧ и больных СПИДом, и организация "Позитивная молодежь" – оказывали поддержку странам в применении механизма для быстрой оценки связи между сексуальным и репродуктивным здоровьем и ВИЧ для углубления понимания того, как увязать охрану сексуального и репродуктивного здоровья с борьбой с ВИЧ в целях укрепления национального потенциала для расширения программ в области охраны сексуального и репродуктивного здоровья и борьбы с ВИЧ, которые связаны друг с другом. В течение 2011 года еще 16 стран использовали этот механизм для разработки национальных планов, укрепления механизмов партнерства и координации действий и интеграции услуг. Всего в 36 странах была проведена оценка связей между охраной сексуального и репродуктивного здоровья и борьбой с ВИЧ, и в 16 странах были подготовлены и опубликованы (www.srhhivlinkages.org) обзоры, в которых были представлены описание процесса, полученные результаты, извлеченные уроки, рекомендации и дальнейшие действия. Для определения прогресса в области увязывания охраны сексуального и репродуктивного здоровья и борьбы с ВИЧ на страновом уровне была проведена оценка последствий в 17 странах из первой группы стран, которые провели быструю оценку. ЮНФПА также продолжает оказывать поддержку семи африканским странам, использующим финансирование со стороны Европейского союза для укрепления связей и интеграции.

31. ЮНФПА и его партнеры будут и впредь поддерживать основные направления деятельности по совершенствованию связи между охраной сексуального и репродуктивного здоровья и борьбой с ВИЧ, которые включают: a) адаптацию метода быстрой оценки к условиям локальной эпидемии; b) принятие шести составных компонентов ВОЗ в качестве основы для дальнейшего анализа; c) обеспечение принятия последующих мер в связи с рекомендациями по методу быстрой оценки, и d) информационно-просветительскую работу в целях увеличения финансирования, поступающего из государственного сектора. Кроме того, широкий круг партнеров в области обеспечения увязки и интеграции будет продолжать пропагандировать и поддерживать наращивание базы фактических данных на основе оценки рентабельности связей и интеграции, а также разработки, обновления и использования более подходящих показателей.

32. ЮНФПА оказывает поддержку усилиям 87 стран, направленным на совершенствование ориентированных на молодежь услуг по охране сексуального и репродуктивного здоровья/борьбы с ВИЧ в секторе здравоохранения и за его пределами, в том числе в области распространения информации, консультирования и тестирования на ВИЧ, пропаганды и распространения мужских и женских презервативов с помощью обзоров программ, подготовки поставщиков медицинских услуг и национальных институтов и создания и укрепления центров, ориентированных на молодежь, и повышения осведомленности молодежи, включая подготовку квалифицированных инструкторов. На молодых людей, живущих с ВИЧ, ориентированы программы укрепления национального потенциала, которые ЮНФПА проводит на востоке и юге Африки в партнерстве с ЮНИСЕФ и ВОЗ. Они сосредоточены на предоставлении высококачественных услуг, что также включает вопросы, касающиеся сохранения, выявления и сокращения стигматизации в семье, школе и сообществе.

^ Программы распространения презервативо


33. Использование презервативов является крайне важным компонентом всестороннего, эффективного и устойчивого подхода в области профилактики и лечения ВИЧ. Вероятность использования презервативов повышается, если люди могут получить их бесплатно или по значительно субсидируемым ценам. Таким образом, презервативы должны быть повсеместно доступными и рекламироваться с помощью таких методов, которые помогают преодолевать социальные и личные препятствия на пути их использования. Ежегодно требуется около 10 миллиардов мужских презервативов для всех представляющих риск половых актов. Однако, по данным на 2011 год, доступность презервативов остается крайне низкой: на каждого мужчину репродуктивного возраста в странах Африки к югу от Сахары приходится девять презервативов и один женский презерватив – на каждые 10 женщин репродуктивного возраста. Правительства, донорские организации и учреждения в области развития должны расширить свою поддержку, чтобы увеличить финансирование таких товаров первой необходимости, как мужские и женские презервативы, и выделять больше средств на комплексные программы, которые включают такие аспекты, как наращивание потенциала в сфере оказания услуг; проведение кампаний по повышению всеобщей осведомленности о важной роли презервативов; создание спроса для стимулирования и поддержки их использования; и создание систем мониторинга и оценки для более результативного осуществления программ и оценки эффективности и результатов их проведения. Кроме того, в течение нескольких десятилетий не выделялись средства на проведение исследований в области использования презервативов, в том числе на исследование поведенческих, социальных или эпидемиологических аспектов. Эти данные крайне важны для руководителей программ и лиц, ответственных за принятие решений, чтобы они имели представление о сексуальном поведении и другой практике и взглядах, которые могут влиять на передачу ВИЧ.

34. Межучрежденческая рабочая группа ЮНЭЙДС по программам распространения презервативов, работой которой руководит ЮНФПА, служит платформой, с помощью которой правительства, учреждения, организации гражданского общества и частного сектора, играющие важную роль в программах распространения презервативов, мобилизуют свои усилия для поддержки комплексных программ распространения презервативов на основе координации и стратегических действий. С помощью рабочей группы они стремятся обеспечить предоставление на постоянной основе людских, финансовых и технических ресурсов, необходимых заинтересованным сторонам на глобальном и страновом уровнях. Недавно рабочая группа разработала принципы стимулирования, мониторинга и оценки спроса, чтобы предоставить странам инструменты, необходимые для стимулирования и поддержки использования презервативов и контроля над осуществлением программ. Эти инструменты служат дополнением к включающему 10 шагов стратегическому подходу ЮНФПА к комплексным программам распространения презервативов, которые осуществляются в 86 странах. В течение последних двух лет 10 стран разработали или пересмотрели национальные политики и стратегии распространения презервативов, а 8 стран приступили к реализации ориентированных на молодежь принципов стимулирования спроса на презервативы.

35. Усилия в области информационно-просветительской работы, например кампания "CONDOMIZE!", на международных и региональных конференциях направлены на то, чтобы использованию презервативов уделялось необходимое приоритетное внимание в деле профилактики ВИЧ и противодействия стигматизации в вопросах, связанных с их доступностью и использованием. Для охвата миллионов пользователей инновационными подходами к созданию
спроса используется потенциал Интернета, чтобы расширить веб-сайт www.allaboutcondoms.org, состоящий из нескольких компонентов, в том числе онлайновой кампании за использование презервативов в социальной сети с привлечением сетей Facebook, Twitter и YouTube и просветительской программы по использованию презервативов, включающей интерактивные обучающие видеоигры и информационно-просветительские материалы на шести языках Организации Объединенных Наций и языке жестов.


^ Основные группы населения повышенного риск


36. Еще одной ключевой проблемой борьбы с ВИЧ остается недостаточный охват услугами в области профилактики, лечения, ухода и поддержки в связи с ВИЧ и ограниченный доступ к этим услугам для ключевых групп населения повышенного риска заражения ВИЧ, в число которых входят работники секс-индустрии, мужчины, имеющие половые отношения с мужчинами, лица, употребляющие наркотики, и транссексуалы. Не произошло существенного сокращения количества новых случаев инфицирования ни в странах с локальными эпидемиями, ни среди основных групп населения в странах с широко распространенными эпидемиями. Донорские структуры по-прежнему неохотно финансируют предоставление услуг ключевым группам населения. Анализ финансирования Глобального фонда на первом этапе восьмого цикла свидетельствует о том, что на услуги, предоставляемые непосредственно ключевым группам населения, из 903 млн. долл. США, выделенных на бюджеты по борьбе с ВИЧ, было выделено только 8,8 процента (79 млн. долл. США), из которых 2,1 процента предназначалось мужчинам, имеющим половые отношения с мужчинами (19 млн. долл. США), 3,2 процента выделялись на борьбу с ВИЧ среди работников секс-индустрии (29 млн. долл. США) и 3,5 процента предназначались для людей, употребляющих инъекционные наркотики (31 млн. долл. США).

37. В соответствии с согласованными положениями о разделении труда в ЮНЭЙДС ПРООН и ЮНФПА принимают участие в совместных усилиях, направленных на борьбу с ВИЧ среди мужчин, имеющих половые отношения с мужчинами, работников секс-индустрии и транссексуалов. ЮНФПА концентрирует внимание на базовой деятельности по программам и на таких основных инструментах реализации программ, как мобилизация сообщества и подходы, применяемые под руководством сообщества. ПРООН главным образом сосредоточивает свои усилия на соответствующих основных инструментах реализации программ, включая законы, политику и практику в области законодательства и прав человека и синергетическое взаимодействие в области развития. ЮНФПА и ПРООН оказывали поддержку более чем 80 странам в решении вопросов, касающихся риска и подверженности ВИЧ-инфицированию мужчин, имеющих половые отношения с мужчинами, работников секс-индустрии и транссексуалов, включая программы распространения презервативов, доступ к услугам по охране сексуального и репродуктивного здоровья, доступ к программам правосудия, программы сокращения насилия в отношении ключевых групп населения, а также мероприятия по снижению стигматизации и обеспечению прав человека. Так, например, ПРООН оказала поддержку в проведении пересмотра, разработке и/или осуществлении муниципальных планов действий, направленных на предоставление более широкого доступа к услугам, связанным с ВИЧ, для мужчин, имеющих половые отношения с мужчинами, и транссексуалов в Азии2 и для мужчин, имеющих половые отношения с мужчинами, транссексуалов и работников секс-индустрии в Африке, Латинской Америке и Восточной Европе3. В 37 страновых группах Организации Объединенных Наций обе организации активно участвуют в проведении внутриорганизационной подготовки по вопросам стигматизации, дискриминации, связанных с ВИЧ рисков и уязвимости ключевых групп населения.

38. В 2011 году ВОЗ, ПРООН, секретариат ЮНЭЙДС и другие партнеры совместно опубликовали руководящие указания по профилактике и лечению ВИЧ и других инфекций, передаваемых половым путем, среди мужчин, имеющих половые отношения с мужчинами, и транссексуалов. Это первое руководство в сфере здравоохранения, акцентирующее внимание на этих конкретных группах населения и предназначенное для директивных органов, исполнителей и медицинского персонала, чтобы расширить доступ к услугам по профилактике и лечению ВИЧ. ВОЗ, ЮНФПА, секретариат ЮНЭЙДС и Сеть проектов в сфере секс-индустрии разработали руководство "Профилактика и лечение ВИЧ и других инфекций, передаваемых половым путем, среди работников секс-индустрии в странах с низким и среднем уровнем доходов", которое будет опубликовано в 2012 году. Всемирный банк и Медицинская школа Университета Джона Хопкинса в партнерстве с ПРООН и ВОЗ подготовили первый глобальный экономический анализ, который был проведен для изучения возникающих эпидемий ВИЧ среди мужчин, имеющих половые отношения с мужчинами, в странах с низким и средним уровнем доходов. Всемирный банк и Медицинская школа Университета Джона Хопкинса в рамках партнерства с ЮНФПА и консультаций с Сетью проектов в сфере секс-индустрии подготовили первый в истории доклад о глобальной эпидемии ВИЧ среди работников секс-индустрии в странах с низким и среднем уровнем доходов. Доклад предполагается опубликовать в 2012 году. И наконец, ПРООН и ВОЗ совместно с Чрезвычайным планом президента Соединенных Штатов по оказанию помощи больным СПИДом опубликовали техническое руководство по улучшению качества программ для мужчин, имеющих половые отношения с мужчинами, и оценке их воздействия для специалистов-практиков в национальных учреждениях, НПО и муниципальных органах.

39. Консультативная группа ЮНЭЙДС по вопросам профилактики ВИЧ среди работников секс-индустрии, сопредседателем которой от имени Объединенной программы является ЮНФПА и в которую входит ПРООН, и Сеть проектов в сфере секс-индустрии представили свой доклад на совещании ПКС в декабре 2011 года. В докладе содержатся руководящие указания по проведению на национальном уровне согласованной политики в области создания правовых и политических условий для работников секс-индустрии, включая уголовное законодательство и другие законы, касающиеся работников секс-индустрии; смещение акцента с сокращения спроса на услуги секс-индустрии на сокращение спроса на небезопасные платные сексуальные услуги; проблему слияния услуг секс-индустрии с торговлей людьми; а также расширение экономических прав и возможностей работников секс-индустрии.

40. Примерами деятельности ЮНФПА могут служить способствующая изменениям поддержка расширения участия работников секс-индустрии в процессе координации донорской помощи и усиление акцента на приоритетных проблемах секс-индустрии в Намибии; мероприятия по продвижению экономических прав и возможностей работников секс-индустрии в Габоне; работа с полицейской службой Ганы в целях обеспечения прав человека работников секс-индустрии посредством проведения профессиональной подготовки, нацеленной на сокращение количества нарушений; программы по проблемам гомофобии и трансфобии в Латинской Америке; разработка межотраслевой дорожной карты для женщин, транссексуалов и мужчин, работающих в секс-индустрии, с привлечением к участию региональных государственных органов, Управления омбудсмена Организации Объединенных Наций, руководителей региональных органов здравоохранения, работников региональных структур по борьбе с ВИЧ/СПИДом, муниципальной полиции, прокурора по предупреждению преступности и общинных организаций работников секс-индустрии; проведение в 7 странах 14 конкретных исследований в области передовой практики для принятия комплексных мер по борьбе с ВИЧ в секс-индустрии в Азиатско-Тихоокеанской регионе; а также разработка руководства по вопросам охраны сексуального и репродуктивного здоровья для работников секс-индустрии в России. Использование подборки данных по профилактике ВИЧ среди основных групп населения для проведения мер реагирования на страновом уровне является одним из практических методов, разработанных и оформленных для 10 стран. Кроме того, совместными усилиями была разработана правовая карта по методике в сфере секс-индустрии, чтобы поддержать действия, направленные на изъятие карательных законов, политики и практики, связанных с ВИЧ и секс-индустрией.

41. К примерам деятельности ПРООН относятся прилагаемые на страновом уровне усилия по улучшению положения в области прав мужчин, имеющих половые отношения с мужчинами, и транссексуалов в Белизе, Гане, Конго, Сенегале, Уганде и Украине. Совместно с Международной организацией права в области развития ПРООН способствует укреплению потенциала поставщиков юридических услуг для групп населения, подвергающихся наибольшему риску, и ВИЧ-инфицированных в Гватемале, Колумбии, Мексике, Перу и Сальвадоре. ПРООН и Азиатско-Тихоокеанская коалиция за охрану сексуального здоровья мужчин провели исследование в 20 азиатских странах, нацеленное на расширение доступа мужчин, имеющих половые отношения с мужчинами, и транссексуалов к услугам в области охраны здоровья и борьбы с ВИЧ, которому посвящена редакционная статья в журнале "Ланцет". Результаты исследования и связанных с ним технических консультаций вызвали значительный политический интерес у правительств, судебных органов, депутатов парламентов и научного сообщества региона. Так, например, в Папуа-Новой Гвинее министерства по делам общинного развития и Министерство юстиции призвали к пересмотру карательных законов, касающихся подобного сексуального поведения и секс-индустрии.

^ D. Искоренение вертикальной передачи ВИЧ и сокращение вдвое материнской смертности от СПИД


42. Существенное сокращение новых случаев заражения ВИЧ среди детей за последние два десятилетия вызвало всеобщий оптимизм. Впечатляющее расширение спектра соответствующих услуг позволило значительно снизить распространенность ВИЧ среди детей и способствовало улучшению охраны материнского здоровья. Эти успехи вносят непосредственный вклад в достижение целей 3, 4, 5 и 6 ЦРТ, связанных с охраной здоровья и решением гендерных вопросов.

43. Опираясь на эти достижения, в 2011 году ЮНЭЙДС, доноры, руководители правительств и партнеры в области развития опубликовали "Глобальный план исключения к 2015 году новых случаев ВИЧ-инфицирования среди детей и сохранения жизни их матерей". Этот план нацелен на выполнение двух первоочередных задач: a) сокращение на 90 процентов количества новых случаев ВИЧ-инфицирования среди детей и b) сокращение на 50 процентов материнской смертности от СПИДа.

44. Для достижения целей по ликвидации передачи инфекции от матери ребенку и сокращению материнской смертности, поставленных в "Глобальном плане исключения к 2015 году новых случаев ВИЧ-инфицирования среди детей и сохранения жизни их матерей", необходимо оказывать содействие развитию сотрудничества между структурами, занимающимися охраной здоровья матерей, новорожденных и детей, и структурами, отвечающими за ликвидацию передачи инфекции от матери ребенку, в осуществлении практических действий в области совместного планирования и реализации программ. Недавно разработанные принципы "Профилактика ВИЧ и незапланированных беременностей: стратегические рамки на 2011–2015 годы" служат руководством для расширения масштабов деятельности ЮНФПА, направленной на искоренение передачи инфекции от матери ребенку посредством создания платформы в области охраны сексуального и репродуктивного здоровья/здоровья матерей и новорожденных и внесения своего вклада в Глобальный план. На сегодняшний день 38 стран получают прямую поддержку, в частности, на основе региональных консультаций в Восточной Европе и Центральной Азии, которые проводятся в целях расширения масштабов удобных для пользователей услуг по планированию семьи, предоставляемых лицам, инфицированным ВИЧ, и ключевым группам населения для сокращения числа нежелательных беременностей. В Таиланде было обеспечено расширение масштабов участия мужчин в консультациях и тестировании пар в антенатальный период и услуг в области охраны сексуального и репродуктивного здоровья и планирования семьи, предоставляемых лицам, инфицированным ВИЧ, с учетом аспектов прав человека на основе учебной подготовки поставщиков услуг. Поставщики медицинских услуг прошли подготовку по вопросам интеграции в Гайане, Таджикистане, Тринидаде и Тобаго и Эквадоре. Результаты коллективной деятельности партнеров включают увеличение доли медицинских учреждений на Мадагаскаре, предлагающих услуги по профилактике передачи инфекции от матери ребенку и по уходу за новорожденными, до 65 процентов; расширение масштабов услуг по профилактике передачи инфекции от матери ребенку в 80 процентах всех медицинских учреждений в Малави; а также рост численности лиц, в добровольном порядке пользующихся консультационными услугами, проходящих тестирование и получающих услуги по предотвращению передачи инфекции от матери ребенку в Бурунди.


E. Обеспечение всеобщего доступа к антиретровирусной терапии для лиц, инфицированных ВИЧ, которые отвечают критериям для назначения лечения, и сокращение вдвое смертности от туберкулеза среди лиц, инфицированных ВИЧ


45. В 2010 году количество ВИЧ-инфицированных в странах с низким и средним уровнем доходов, получающих антиретровирусную терапию, увеличилось на 27 процентов и достигло более 6,6 млн. человек. Тем не менее, по имеющимся подсчетам, глобальный охват терапией в странах с низким и средним уровнем доходов все еще составляет менее 50 процентов. По последним оценкам ВОЗ, в 2010 году было зафиксировано 1,1 млн. новых случаев заболевания туберкулезом и 360 тыс. случаев смерти от туберкулеза среди лиц, инфицированных ВИЧ. Однако расширение масштабов совместных услуг, связанных с туберкулезом и ВИЧ, способствовало ускорению темпов снижения смертности от туберкулеза среди лиц, инфицированных ВИЧ, что привело к ее снижению на 10 процентов в 2009–2010 годах.

46. В обзорах положения в области обеспечения всеобщего доступа к услугам на национальном уровне, которые проводились при поддержке ЮНЭЙДС, был выявлен ряд проблем, связанных с расширением масштабов применения антиретровирусной терапии и оптимизацией результатов мероприятий по охране здоровья. Цены на лекарственные препараты, перебои с поставками лекарств, ограниченные возможности для проведения лабораторных исследований и не отвечающая требованиям продолжительность лечения пациентов, получающих антиретровирусную терапию, – вот некоторые ключевые проблемы, которые могут отразиться на результатах лечения и создают риск возникновения лекарственной устойчивости.

47. Многие страны смогли более эффективно использовать гибкие положения и гарантии защиты торговых аспектов прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) для снижения цен на лекарственные препараты и расширения доступа к лечению. Руководство по передовой практике и краткий обзор политики, подготовленные ПРООН, ВОЗ и секретариатом ЮНЭЙДС, служат примерами доступных и всеобъемлющих политических инструментов для поддержки использования гибких положений и гарантий защиты ТРИПС. В 42 странах при поддержке ПРООН был создан потенциал в плане принятия директивных указаний и нормативных актов, способствующих развитию торговли и здравоохранения. Например, в Казахстане ПРООН провела консультации по вопросам прав интеллектуальной собственности и доступа к лечению для правительственных чиновников из министерств экономики и здравоохранения и патентных бюро. В рамках переговоров о присоединении к Всемирной торговой организации были представлены рекомендации по включению предусмотренных ТРИПС гибких положений, касающихся здравоохранения, в проект законодательства и политики в области интеллектуальной собственности, разработанных для согласования режима защиты интеллектуальной собственности, который обеспечивает доступ к недорогим лекарственным средствам.

48. Партнерство ПРООН с Глобальным фондом оказывает содействие развитию национального потенциала стран, необходимого для эффективного осуществления крупномасштабных программ в области здравоохранения. В течение двухгодичного периода 2010–2011 годов в 33 странах ПРООН выступала в качестве первичного получателя грантов Глобального фонда на осуществление программ на сумму 727 млн. долл. США. В качестве первичного получателя ПРООН оказывает помощь странам, которые сталкиваются с чрезвычайно трудными обстоятельствами на пути достижения заметных результатов. За период 2003–2010 годов первичные получатели грантов ПРООН помогли охватить услугами по профилактике ВИЧ 47 млн. человек; распространить 403 млн. презервативов; провести консультации и тестирование на ВИЧ 7 млн. человек; выявить и провести лечение 493 тыс. случаев заболевания туберкулезом; провести лечение 1,1 млн. случаев заражения инфекциями, передаваемыми половым путем; назначить антиретровирусную терапию 774 тыс. человек; провести лечение 32 млн. случаев малярии и распространить 14 млн. надкроватных сеток.

49. С 2003 по 2010 год ПРООН выступала в качестве первичного получателя в 41 стране. В 14 из этих стран ПРООН передала полномочия первичного получателя национальным структурам, что свидетельствует об успехах, достигнутых в области развития потенциала. Она находится в процессе передачи таких полномочий еще в 9 странах в отношении по крайней мере одной субсидии. Мероприятия по наращиванию потенциала систематически проводятся в рамках освоения субсидий и включают конкретные планы в области развития с разбивкой расходов, направленные на совершенствование системы установления приоритетов, обеспечение последовательности действий и распределения ресурсов и повышения ответственности. ПРООН разрабатывает на веб-основе пакет программ по вопросам наращивания потенциала, чтобы предоставить национальным структурам практические указания по методам управления процессом развития потенциала в целях реализации национальных мер борьбы с такими заболеваниями, как ВИЧ, туберкулез и малярия. Этот пакет программ разрабатывается на основе методов развития потенциала и уроков, полученных в других областях практической деятельности ПРООН. Он включает указания, ресурсы и инструменты, необходимые для укрепления потенциала правительственных учреждений и организаций гражданского общества, чтобы они могли эффективно управлять освоением субсидий, снижать риски и обеспечивать плавную передачу им полномочий первичного получателя, когда позволят обстоятельства. 

50. О результатах в области развития потенциала свидетельствуют страновые доклады о партнерстве ПРООН и Глобального фонда. Например, в Замбии наращивание потенциала национального совета по борьбе со СПИДом способствовало укреплению сотрудничества с другими институтами, принятию мер реагирования в связи с эпидемией на децентрализованном уровне, привлечению общин к участию в освоении субсидий и решению вопроса о межсекторальных связях с гендерными и другими ключевыми аспектами. В настоящее время национальный совет по борьбе со СПИДом может проводить более эффективные программы по предотвращению серьезных последствий, разработанные на основе полученной информации о мужском обрезании, профилактике передачи инфекции от матери ребенку и антиретровирусной терапии. С помощью тщательно разработанного плана развития потенциала и проведения преобразований для управления программами Глобального фонда Министерство здравоохранения выявило собственные сильные стороны и недостатки, создало подразделение по управлению программой, ввело стандартные операционные процедуры управления средствами доноров и разработало план по обеспечению качества системы снабжения. Это позволило Министерству избежать возникновения дефицита жизненно важных товаров для населения в целом и расширить возможности по привлечению донорских средств.

51. На своем 25-м совещании в Анкаре, проходившем в ноябре, Исполнительный совет Глобального фонда фактически отменил одиннадцатый цикл финансирования. Непредсказуемость следующего цикла финансирования вызывает серьезную обеспокоенность. Остается неясным вопрос о том, каким будет уровень финансирования в 2014 году. Для обеспечения более устойчивого финансирования странам необходимо выявить пути увеличения ресурсов, в том числе на национальном уровне. Недавно проведенный анализ национальных бюджетов свидетельствует о том, что две трети средств, выделяемых на финансирование мер по борьбе с ВИЧ, поступает из внешних источников – подобная ситуация характерна и для сектора здравоохранения в целом. В связи с приостановкой сколь-либо значительного нового финансирования со стороны Глобального фонда секретариат ЮНЭЙДС и коспонсоры работают в тесном взаимодействии со странами в целях выявления и определения приоритетов и возможностей для сохранения и максимального увеличения существующих фондов. Возобновление финансирования на втором этапе и связанные с ним возможности для пересмотра программ использования ресурсов будут жизненно необходимы для обеспечения того, чтобы страны могли продолжать финансирование своих мер реагирования.


F. Уделение внимания лицам, инфицированным ВИЧ, и домохозяйствам, затронутым ВИЧ, во всех национальных стратегиях по обеспечению социальной защиты и обеспечение для них доступа к основным услугам в плане ухода и поддержки


52. Правительственные партнеры проявляют растущий интерес к разработке политики социальной защиты с учетом ВИЧ, которая бы охватывала группы населения, затронутого ВИЧ, и предусматривала сокращение структурных различий, способствующих повышению риска и уязвимости в связи с ВИЧ. ПРООН оказала поддержку в проведении исследований и инициатив по оценке социально-экономических последствий в 30 странах. Эти исследования служат доказательной основой для политических действий и краеугольным камнем для разработки мер по смягчению последствий, как это было во Вьетнаме, Индии, Индонезии, Камбодже, Китае, Непале, Папуа-Новой Гвинее и Таиланде. При поддержке ПРООН эти страны включили аспекты ВИЧ в свои национальные стратегии обеспечения социальной защиты. После проведения региональных консультаций в Камбодже, организованных ПРООН при участии ЮНЕСЕФ в середине 2011 года, МОТ, секретариат ЮНЭЙДС и правительства стран региона смогли рассмотреть полученные результаты, обменяться опытом и взять на себя обязательства по совершенствованию социальной защиты с учетом ВИЧ. В связи с этим премьер-министр Индии решительно призвал к обеспечению социальной защиты с учетом ВИЧ, особенно в области занятости. В дальнейшем была предоставлена поддержка в области разработки новой национальной политики борьбы со СПИДом, в которой особый акцент был сделан на обеспечении социальной защиты с учетом ВИЧ и привлечении гражданского общества и женщин к участию в разработке процедур и стратегии. Таким образом, Национальная комиссия Индии по вопросам планирования впервые предложила организациям, представляющим группы ВИЧ-инфицированных лиц и транссексуалов, внести свой вклад в подготовку концептуального документа для 12-го пятилетнего плана. Осуществление стратегии, направленной на расширение прав и возможностей женщин, инфицированных ВИЧ, было отражено во включенных в план рекомендациях, в которых особый акцент был сделан на расширении доступа женщин к услугам по социальной защите. После успешного завершения этой работы в Азиатско-Тихоокеанском регионе ПРООН будет дублировать эту инициативу в Латинской Америке.


G. Уменьшение в два раза числа стран, имеющих карательные законы и практику, которые блокируют принятие эффективных ответных мер, и ликвидация связанных с ВИЧ ограничений на въезд, пребывание и постоянное жительство в половине всех национальных программ ответных мер в связи с ВИЧ


53. Добиться полной реализации потенциала, возникшего в результате последних достижений в области профилактики и лечения ВИЧ, будет невозможно при сохранении социального, правового, гендерного и экономического неравенства, препятствующего распространению и получению услуг в связи с ВИЧ. Защита прав человека, продвижение гендерного равенства и содействие расширению прав и возможностей сообщества способствуют активизации мер реагирования в связи с ВИЧ и служат основой для достижения прогресса в социальной области и в области развития. В декабре 2011 года эти вопросы подробно обсуждались на тематической сессии Программного координационного совета ЮНЭЙДС, посвященной созданию благоприятных правовых условий.

54. Для изучения воздействия законодательства на меры реагирования в связи с ВИЧ, активизации действий на страновом уровне и создания таких правовых условий, которые обеспечивали бы защиту и содействие обеспечению прав человека, была создана Глобальная комиссия по ВИЧ и законодательству, которую от имени ЮНЭЙДС поддерживает ПРООН. Комиссия объединяет 700 заинтересованных правительственных организаций и организаций гражданского общества из 140 стран, которые ведут конструктивный диалог о создании на основе уважения прав человека таких правовых условий, которые способствовали бы проведению мер реагирования в связи с ВИЧ. Комиссия уже сыграла позитивную роль в проведении связанной с ВИЧ правовой реформы в ряде стран. Например, недавно Фиджи приняло решение не вводить уголовную ответственность за передачу ВИЧ и отменило ограничения на поездки ВИЧ-инфицированных лиц; в Гайане специальный парламентский комитет также принял решение не вводить уголовную ответственность за передачу ВИЧ; в Молдове и Кыргызстане было пересмотрено патентное законодательство; в других странах, например Белизе, Непале, Панаме и Папуа-Новой Гвинее, в результате проведения многостороннего национального диалога были приняты планы действий по проведению правовой реформы, основанной на уважении прав человека. Работа Комиссии также повлияла на подготовку доклада Группы выдающихся людей Содружества, который включает рекомендацию об отмене карательных законов, блокирующих эффективные меры реагирования в связи с ВИЧ. Заключительный доклад Комиссии будет представлен в июле 2012 года.


^ IV. Вывод


55. ПРООН и ЮНФПА признают, что проблемы еще существуют, и продолжают действовать согласованно, чтобы помочь странам ускорить принятие мер реагирования в связи с ВИЧ таким образом, чтобы сохранить уже достигнутые успехи и использовать программы, разработанные на основе фактических данных, для достижения устойчивого прогресса. Странам будет предоставлена более широкая помощь в определении приоритетов борьбы со СПИДом в условиях бюджетных ограничений посредством повышения эффективности и результативности реализации программ по борьбе с ВИЧ и предоставления услуг в связи с ВИЧ для достижения целей, поставленных в разработанной ЮНЭЙДС Стратегии выхода на нулевой рубеж и Политической декларации по борьбе со СПИДом, принятой в 2011 году.

56. Продолжающееся обсуждение программы развития после 2015 года также имеет крайне важное значение. ЦРТ определяют общие рамки приоритетов в области развития сообщества и помогают привлекать необходимое внимание к эпидемии ВИЧ. В течение последнего десятилетия удалось добиться огромного прогресса на пути выполнения ЦРТ. Эти достижения необходимо защитить в программе развития после 2015 года. Процесс разработки программы развития после 2015 года, которым руководит Департамент Организации Объединенных Наций по экономическим и социальным вопросам, был официально запущен в начале текущего года и достигнет основного этапа на момент поведения специального мероприятия по ЦРТ на 68-й сессии Генеральной Ассамблеи, которая будет проходить в сентябре 2013 года.

57. В течение последующих трех лет необходимо сохранить акцент на достижении ЦРТ, одновременно развивая сотрудничество со странами и партерами в области развития в целях достижения консенсуса по программе развития после 2015 года. ПРООН и ЮНФПА будут работать вместе с другими коспонсорами над сохранением позитивной динамики в осуществлении мер реагирования в связи с ВИЧ и обеспечением надлежащего внимания к проблеме ВИЧ в программе развития после 2015 года и в последующих стратегических планах ПРООН и ЮНФПА.





1  ЮНЭЙДС включает 11 спонсоров и секретариат Объединенной программы Организации Объединенных Наций.

2  Бангкок, Чэнду, Хошимин, Джакарта, Янгон и Манила.

3  Дар-эс-Салам, Кампала, Кигали, Лагос, Лусака, Мапуту и Уагадугу; Белград, Джорджтаун, Нью-Амстердам, Сакатекас и Санто-Доминго.




12-42873X (R) 030812 030812

*1242873*






Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Исполнительный совет Программы развития Организации Объединенных Наций, Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения и Управления Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов Distr.: General iconИсполнительный совет Программы развития Организации Объединенных Наций и Фонда Организации Объединенных
Исполнительный совет Программы развития Организации Объединенных Наций и Фонда Организации Объединенных...
Исполнительный совет Программы развития Организации Объединенных Наций, Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения и Управления Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов Distr.: General iconИсполнительный совет Программы развития Организации Объединенных Наций и Фонда Организации Объединенных

Исполнительный совет Программы развития Организации Объединенных Наций, Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения и Управления Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов Distr.: General iconИсполнительный совет Программы развития Организации Объединенных Наций и Фонда Организации Объединенных

Исполнительный совет Программы развития Организации Объединенных Наций, Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения и Управления Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов Distr.: General iconПрограмма Организации Объединенных Наций по окружающей среде Distr.: General

Исполнительный совет Программы развития Организации Объединенных Наций, Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения и Управления Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов Distr.: General iconПрограмма Организации Объединенных Наций по окружающей среде рабочая группа открытого состава

Исполнительный совет Программы развития Организации Объединенных Наций, Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения и Управления Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов Distr.: General iconПрограмма Организации Объединенных Наций по окружающей среде Межправительственный комитет для ведения

Исполнительный совет Программы развития Организации Объединенных Наций, Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения и Управления Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов Distr.: General iconПрограмма Организации Объединенных Наций по окружающей среде Межправительственный комитет для ведения

Исполнительный совет Программы развития Организации Объединенных Наций, Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения и Управления Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов Distr.: General iconПоложение семей, имеющих детей-инвалидов, в россии в российской Федерации права лиц с проблемами

Исполнительный совет Программы развития Организации Объединенных Наций, Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения и Управления Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов Distr.: General iconС 12 мая в г. Алчевске стартует дополнительная массовая иммунизация населения против кори и краснухи.
Ируется привить 23 447 человек в возрасте 16 – 29 лет. Фонд юнисеф (Детский фонд Организации Объединенных...
Исполнительный совет Программы развития Организации Объединенных Наций, Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения и Управления Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов Distr.: General iconОтчет, представлен к Универсальному периодическому докладу Организации Объединенных Наций Четырнадцатая
Четырнадцатая сессия Совета по правам человека ООН по Универсальному периодическому докладу (второй...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы