Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
“УТВЕРЖДАЮ”
Проректор по учебной работе ВолгГМУ
профессор В.Б. Мандриков
________________________________
“_____”____________________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
педиатрия
Для специальности: 040800 “Медицинская биохимия”
Квалификация выпускника – Врач-биохимик
Факультет: медико-биологический
Кафедра: детских болезней
Курс – V
Семестр – IX
Форма обучения - очная
Лекции - 20 часов
Практические занятия - 37 часов
Самостоятельная внеаудиторная работа - 28 часов
Экзамен - IX семестр
Всего часов – 85
Волгоград, 2012 год.
^ : ассистент кафедры детских болезней, к.м.н. Жукова Ю.А.
ассистент кафедры детских болезней, к.м.н. Шефатова Е.И.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры детских болезней
протокол № 11 от «25» июня 2012 года
Заведующий кафедрой детских болезней
д.м.н., профессор М.Я. Ледяев
^ с учебно-методической комиссией педиатрических дисциплин протокол № 5 от «27»июня 2012 года
Председатель УМК,
декан педиатрического факультета Н.В. Малюжинская
^ дана заведующим кафедрой госпитальной педиатрии Астраханского государственного медицинской академии, профессором Н.С. Черкасовым «___» ____________ 2012 г. (прилагается)
^ с научной фундаментальной библиотекой
Заведующая библиотекой Долгова В.В.
Рабочая программа утверждена на заседании Центрального методического совета
протокол №_______ от «_____»______________________ 201_ года
Председатель ЦМС
профессор Мандриков В.Б.
^
ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Врач-биохимик в практической работе нередко встречается с необходимостью решать вопросы диагностики различных заболеваний. Квалифицированная диагностика и ориентированное на профилактику заболеваемости наблюдение за ребенком может быть осуществлено только врачом, хорошо знакомым с особенностями детского организма, спецификой основной патологии в детском возрасте.
^
Цель преподавания дисциплины - ознакомить студентов медико-биологического факультета с особенностями развития детей в различные возрастные периоды, вопросами рационального вскармливания детей, особенностями диагностики, лечения и профилактики наиболее часто встречающихся у детей заболеваний с использованием биохимических методов исследования на современном этапе развития медицины.
^
Задачей преподавания педиатрии на медико-биологических специальностях является:
изучение анатомо-физиологических особенностей органов и систем ребенка в различные возрастные периоды;
изучение особенностей метаболизма и физиологических констант в возрастном аспекте и их изменений при наиболее часто встречающихся патологических процессах;
изучение особенностей течения основных заболеваний в детском возрасте;
изучение особенностей диагностики и лечения наиболее часто встречающейся патологии в детском возрасте с использованием современных биохимических методов исследования.
^
1) Философия, биоэтика, деонтология в педиатрии, с курсом психологии.
2) Морфология (анатомия: анатомические особенности органов и систем у детей и подростков; гистология: эмбриогенез тканей и систем органов, гистология и цитология в детском возрасте).
3) Патология (патологическая физиология: вопросы патогенеза заболеваний детского и подросткового возраста; патологическая анатомия: морфологические изменения при заболеваниях детского и подросткового возраста).
4) Физиология (физиологические особенности органов и систем в детском и подростковом возрасте).
5) Биология, общая медицинская генетика (генетика, паразитология).
6) Биологическая химия (клиническая биохимия детского и подросткового возраста).
10) Общая и неорганическая химия: минеральный состав детского организма, потребность в химических элементах, применение химических веществ в качестве лечебных средств в педиатрии.
11) Биофизика с высшей математикой, информатикой, медицинской техникой: принципы работы и устройства аппаратуры, используемой в медицине, основы физических и математических законов, получающих отображение в медицине.
12) Внутренние болезни: этиопатогенез и клиника основных заболеваний.
13) Клиническая и экспериментальная хирургия: этиопатогенез и клиника хирургических заболеваний, встречающихся в детском и подростковом возрасте.
^
Программа обучения по дисциплине «Педиатрия» для студентов медико-биологического факультета включает в себя теоретическую (лекционный курс), практическую подготовку (практические занятия), а также самостоятельную работу студентов с учебной и научной литературой. Обучение проводится в одном семестре и включает в себя 10 лекций (20 часов в IX семестре), 37 часов аудиторной практической подготовки (IX семестр) и 28 часов внеаудиторной самостоятельной работы (всего 85 часов).
На лекциях освещаются узловые вопросы темы и обобщаются новейшие научные знания, разбираются наиболее трудные для освоения разделы предмета с внесением соответствующих корректив в связи с новыми фактами и открытиями. Продолжительность лекции – 2 часа.
На практических занятиях студенты приобретают основные практические умения. Занятия проводятся на клинических базах кафедры – в отделениях детских больниц. Продолжительность практических занятий 4,5 часа. Практические занятия ставят своей целью научить каждого студента клинико-лабораторной диагностике наиболее часто встречающейся патологии детского и подросткового возраста.
Текущий контроль знаний студентов на занятиях осуществляется с помощью программированного и тестового контролей. По окончании лекционного и практического курса осуществляется итоговый контроль в форме тестового контроля и теоретического экзамена по педиатрии (IX семестр).
^
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Факультет
|
Семестр
|
Количес-тво часов
|
Лекции
|
Практические занятия
|
Самосто-
ятельная
работа
|
Экзамен
|
Медико-биологический
|
IX
|
85
|
20
|
37
|
28
|
IX семестр
|
Всего
|
|
85
|
20
|
37
|
28
|
|
^
1. История педиатрии и организация лечебно-профилактической помощи детям в России. Структура заболеваемости детей, детская смертность. Периоды детского возраста, особенности патологии. Понятие о биологической акселерации и децелерации. Законы нарастания массы тела и роста ребенка. - 2 часа.
2. Питание здорового ребенка первого года жизни. Естественное вскармливание. Биологическая ценность грудного молока. Преимущества грудного вскармливания. Понятие о коррекции питания. Искусственное вскармливание. Адаптированные молочные смеси. Консервированные продукты детского питания. Питание здоровых детей старше года. Понятие о сбалансированном питании. - 2 часа.
3. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей. Классификация и диагностика желудочно-кишечных заболеваний у детей различного возраста. - 2 часа.
4. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей в возрастном аспекте. Методы исследования органов дыхания у детей и подростков. Дыхательная недостаточность у детей, виды и причины ее возникновения, степени тяжести. Респираторный дистресс-синдром новорожденных. Болезнь гиалиновых мембран. - 2 часа.
5. Анатомо-физиологические особенности системы кровообращения у детей. Понятие об острой и хронической сердечно-сосудистой недостаточности у детей различного возраста. Врожденные пороки сердца и кардиопатии у детей. - 2 часа.
6. Особенности кроветворения и морфологии крови у детей различного возраста. Методы параклинической диагностики основных заболеваний крови у детей (гемоглобинопатии, анемии). - 2 часа.
7. Геморрагические диатезы у детей. Классификация, клиника, диагностика, принципы терапии. – 2 часа.
8. Анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы у детей различного возраста. Наследственные и врожденные заболевания почек у детей. Приобретенные заболевания почек и мочевыводящих путей у детей. Методы диагностики на современном этапе. – 2 часа.
9-10. Особенности эндокринной системы в различные возрастные периоды. Патология щитовидной железы. – 4 часа.
^
1. Методы оценки физического развития детей и пропорции тела в возрастном аспекте. Закономерности роста и развития ребенка, нарастание массы и длины тела. Питание здорового и больного ребенка различного возраста. Расчет потребностей детей в основных пищевых ингредиентах, энергии, витаминах, минеральных веществах. – 5,3 часа.
1а. Самостоятельная работа с детьми: сбор анамнеза, измерение, взвешивание, оценка физического развития, определение степени гипотрофии. Оценка состояния кожи, выраженности подкожно-жирового слоя, определение наличия отеков, тургора тканей. Составление рационов питания для детей первого года жизни, находящихся на естественном, смешанном и искусственном вскармливании.
2. Диагностика и функциональные методы исследования при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и печени у детей. Понятие о токсикозе и эксикозе у детей. Степени тяжести и типы дегидратации, принципы коррекции. Заболевания желудка и 12-перстной кишки в старшем детском возрасте, методы диагностики и принципы терапии. – 5,3 часа.
2а. Самостоятельная работа с детьми: закрепление навыков обследования системы пищеварения, пальпация органов брюшной полости, определение болевых точек и симптомов.
Определение размеров и пальпация печени и селезенки. Оценка лабораторных данных (анализы крови, кала), результатов желудочного и дуоденального зондирования, данных эндоскопического исследования. Составление индивидуальных планов лечения, рекомендаций по диетотерапии и профилактике обострений для курируемых больных.
3. Методы исследования органов дыхания у детей. Особенности функциональных нарушений при пневмониях у детей различного возраста. Дыхательная недостаточность у детей. Синдром бронхиальной обструкции. Методы диагностики. Принципы терапии. – 5,3 часа.
3а. Самостоятельная работа с детьми: закрепление навыков перкуссии и аускультации легких, подсчета частоты дыхания и пульса.
4. Методы исследования сердечно-сосудистой системы у детей в возрастном аспекте и функциональные нарушения при различных заболеваниях (кардиопатии, миокардиты, ревматизм, врожденные и приобретенные пороки сердца, фиброэластоз, синдром вегетативных дисфункций). Параклинические методы диагностики на современном этапе. – 5,3 часа.
4а. Самостоятельная работа с детьми: закрепление навыков определения границ сердца, выслушивания тонов и шумов. Интерпретация применительно к больному анализов крови, рентгенограмм сердца, ЭКГ, ФКГ, результатов ультразвукового исследования.
5. Особенности кроветворения у детей. Гемограмма у детей различного возраста. Анемии у детей раннего и старшего возраста. Методы диагностики. Дифференциальная диагностика различных видов анемий в детском возрасте. Геморрагические диатезы у детей. Лабораторная диагностика различных типов кровоточивости. Принципы терапии геморрагических диатезов. Лейкозы и лимфопролиферативные заболевания в детском возрасте. Клинико-морфологические и иммунологические варианты. Методы диагностики, принципы терапии на современном этапе. –5,3 часа.
5а. Самостоятельная работа с детьми: оценка анализов крови детей разных возрастов, оценка анализов крови при анемиях. Составление индивидуальных планов лечения и профилактики анемии для курируемых больных. Курация больных с геморрагическими диатезами, оценка анализов крови и показателей гемостаза (свертываемость крови, длительность кровотечения, число тромбоцитов в периферической крови, показатели коагулограммы).
6. Клиническая, лабораторная и инструментальная диагностика заболеваний почек и мочевыводящих путей у детей. Оценка нормальных и патологических показателей различных лабораторных и других параклинических методов исследования функции почек у детей. –5,3 часа.
6а. Самостоятельная работа с детьми: закрепление навыков пальпации почек. Оценка анализов мочи, результатов функциональных почечных проб, биохимических показателей, характеризующих функцию почек. Составление рекомендаций по питанию и водному режиму, индивидуальному плану лечения курируемых больных.
7. Эндокринные заболевания у детей. Патология щитовидной железы у детей: гипотиреоз, диффузный токсический зоб, аутоиммунный тиреоидит. Методы диагностики, принципы терапии. –5,3 часа.
7а. Самостоятельная работа с детьми: закрепление навыков пальпации щитовидной железы, оценка функционального состояния железы по данным лабораторных исследований.
^
Диагностика иммунодефицитных состояний. – 4 часа.
Диагностика гемоглобинопатий. – 4 часа.
Диагностика тубулопатий. – 4 часа.
Диагностика наследственных гемолитических анемий. – 4 часа.
Артериальная гипертензия у детей и подростков. – 4 часа.
Дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с экзантемой. – 4 часа.
Диагностика внутриутробного инфицирования. – 4 часа.
^
3.1. Рекомендуемая литература:
Основная литература:
Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней.- М., 2009, 2010.
Шабалов Н.П. Детские болезни: учебник для медвузов в 2 т. – СПб., 2010.
Детские болезни [электронный ресурс] / под ред. А.А.Баранова – 2-е изд., - М.: ГЕОТАР-Медиа, 2009. – 1008 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru.
Пропедевтика детских болезней [электронный ресурс]/ под. ред. А.С. Калмыковой. - М.: ГЕОТАР- Медиа, 2010. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru.
Дополнительная литература:
Клиническая биохимия [электронный ресурс] /Под ред. В.А. Ткачука. - М.: ГЕОТАР- Медиа, 2008. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru.
^ к лекциям и практическим занятиям:
^ к практическим занятиям:
“Помесячные прибавки массы тела на первом году жизни”
“Рост и вес детей старше 1 года”
”Окружность головы и груди у детей старше 1 года”
“Окружность головы и груди у детей до 1 года”
”Степени гипотрофии”
“Степени паратрофии, ожирения”
«Схема оценки физического развития детей раннего возраста».
«Центильные таблицы длины тела мальчиков».
«Центильные таблицы длины тела девочек».
«Центильные таблицы массы тела мальчиков».
«Центильные таблицы массы тела девочек».
«Центильные таблицы окружности груди мальчиков».
«Центильные таблицы окружности груди девочек».
«Центильные таблицы окружности головы мальчиков».
«Центильные таблицы окружности головы девочек».
“Основные линии нервно-психического развития”
“Нервно-психическое развитие на первом году жизни”
“Схема прорезывания зубов и формула молочных зубов”
“Патогенез гипотрофии”
“Классификация хронических расстройств питания (по Зайцевой)”
“Расчет объема питания и пищевых ингредиентов при гипотрофии”
“Классификация рахита”
“Специфическое лечение рахита”
“Профилактика рахита”
«Схема сегментарного строения легких».
«Перкуссия грудного ребенка».
«Нормативы ЧД, МОД, ЖЕЛ у детей в зависимости от возраста».
«Респираторные аллергозы».
«Основные факторы развития бронхиальной астмы».
«Классификация бронхиальной астмы у детей».
«Препараты для купирования приступа бронхиальной астмы у детей».
«Классификация пневмоний».
«Диагностические критерии острой пневмонии».
«Классификация хронической пневмонии».
«Антибиотики, применяемые у детей, их дозы и способы введения».
«Схема кровообращения плода».
«Вес сердца, нормативы ЧСС, АД, в различные возрастные периоды».
“Границы сердца у детей”
“Характеристика тонов сердца”
“Характеристика сердечных шумов”
«Дифференциальная диагностика органических и функциональных шумов».
“ЭКГ у детей”
“Классификация врожденных пороков сердца”
“Классификация ревматизма”
“Диагностические критерии ревматизма”
“Антиревматические средства”
“Первичная профилактика ревматизма”
“Вторичная профилактика ревматизма”
«Хроническая сердечная недостаточность».
«Классификация неревматических кардитов у детей».
«Дифференциальная диагностика миокардита и кардиопатий».
«Критерии диагностики миокардита».
«Признаки и степень сердечной недостаточности при кардитах у детей».
“Показатели белой крови у детей”
“Количество эритроцитов, гемоглобина, гематокрит в детском возрасте”
“Перекресты крови у детей”
“Протеинограмма у детей в зависимости от возраста”
“Нормативы биохимических показателей мочи и крови у детей”
“Классификация анемий”
“Классификация анемий по степени тяжести”
“Дифференциальная диагностика анемий”
“Расчет курсовой дозы железа”
“Препараты железа”
“Коагулограмма”
«Схема свертывания крови».
“Типы кровоточивости”
“Классификация геморрагического васкулита”
“Препараты для лечения геморрагического васкулита, их дозы”
“Классификация иммунных тромбоцитопенических пурпур”
“Препараты для лечения тромбоцитопенической пурпуры”
“Препараты для лечения гемофилии, их дозы”
«Объем желудка, длина пищевода у детей в зависимости от возраста».
«Размеры печени по Курлову».
«Фракционное желудочное зондирование».
«Фракционное дуоденальное зондирование у детей».
«Микрофлора кишечника в норме».
“Болевые точки живота”
“Болевые точки и симптомы в гастроэнтерологии”
“Характеристика стула и акта дефекации у здоровых детей”
“Характеристика стула и акта дефекации у детей с хроническими расстройствами питания и пищеварения”
“Результаты микроскопического исследования кала при различных расстройствах питания”
“Классификация дисбактериоза по степени тяжести”
“Классификация язвенной болезни”
“Классификация дискинезий желчевыводящих путей у детей”
“Дифференциальная диагностика заболеваний ЖКТ, протекающих с синдромом мальабсорбции”
“Лечение лямблиоза”
“Нормы потребления пищевых веществ и энергии”
“Суточная потребность в белках, жирах, углеводах”
“Расчет объема питания детей первого года жизни”
“Преимущества грудного вскармливания”
“Сравнительный состав женского и коровьего молока”
“Рефлекс пролактина, окситоцина”
“Правила введения прикорма”
“Программа прикорма при искусственном/естественном вскармливании”
“Характеристика молочных смесей”
“Молочные продукты для вскармливания детей первого года жизни”
“Частота и объем одного мочеиспускания, объем мочевого пузыря у ребенка различного возраста, формула для расчета суточного диуреза”
«Удельный вес мочи у детей».
«Микроскопия осадка мочи».
«Анализ мочи по Зимницкому».
“Изменение цвета мочи при патологических состояниях”
«Семиотика поражения мочевыделительной системы у детей»
“Классификация пиелонефрита у детей”
“Классификация гломерулонефрита у детей”
“Варианты патогенетической терапии гломерулонефрита у детей”
«Классификация хронической почечной недостаточности».
«Острая почечная недостаточность у детей».
«Стандарты полового развития девочек»
«Стандарты полового развития мальчиков»
«Стадии развития вторичных половых признаков у девочек».
«Стадии развития вторичных половых признаков у мальчиков».
«Показатели глюкозотолерантного теста».
«Дифференциальная диагностика кетоацидотической и гипогликемической ком».
3.2.3. Альбомы для практических занятий:
1. “Морфологические элементы кожи”
2.“Альбом иллюстраций к занятиям по детским болезням”
3. “Смеси для искусственного вскармливания”
^ для практических занятий:
Набор фонокардиограмм
Набор электрокардиограмм
Набор рентгенограмм
Набор лабораторных анализов
Набор слайдов для оверхеда и презентаций для мультимедиа-проектора к лекционному курсу.
3.4.1
Периоды детского возраста.
Наиболее опасные сроки формирования пороков развития различных систем плода.
Ранний неонатальный период и грудной возраст.
Основные показатели психомоторного развития ребенка 1-го года жизни.
Преддошкольный возраст и дошкольный возраст.
Постнатальный этап развития ребенка (основные заболевания).
Профилактика несчастных случаев у детей.
Эндогенные факторы роста и развития.
Перцентильные таблицы для оценки физического развития детей.
Классификация хронических расстройств питания.
Классификация хронических расстройств питания (продолжение).
Факторы риска гипотрофии в анте- и интранатальном периоде.
Патогенез гипотрофии.
Классификация гипотрофий.
Критерии диагностики гипотрофии.
Критерии диагностики гипотрофии (продолжение).
Принципы терапии хронических расстройств питания.
Презентация PowerPoint - 58 слайдов.
3.4.2
Различия между видами молока.
основные показатели адекватности питания ребенка.
Дополнительные выгоды и препятствия к грудному вскармливания.
Заменители грудного молока.
Детские смеси с низкой степенью адаптации.
Смеси для недоношенных детей и детей, родившихся с малой массой тела.
Кисломолочные смеси.
Лечебные смеси на основе гидролизатов белка, на основе растительного белка.
Смеси для вскармливания детей из группы риска и больных железодефицитной анемией.
Примерная схема естественного вскармливания детей первого года жизни.
Правила индивидуального здорового питания для детей с 2-х лет.
Особенности питания в подростковом возрасте.
Презентация PowerPoint - 105 слайдов
3.4.3
Желудок и 12-перстная кишка.
Поджелудочная железа.
Функциональные особенности ЖКТ у детей.
Классификация диспепсий.
Функциональные абдоминальные боли
Функциональные заболевания ЖКТ у детей.
Синдром раздраженного кишечника.
Современные методы диагностики ЖКТ у детей.
Принципы терапии заболеваний ЖКТ у детей.
Презентация PowerPoint - 77 слайдов.
3.4.4
Строение бронхолегочной системы.
Ухо человека.
Классификация заболеваний органов дыхания.
Показания к рентгенологическому обследования.
Диагностический алгоритм при кашле.
Диагностический алгоритм при одышке.
Алгоритм выбора терапии при кашле.
Острые респираторные заболевания, классификация.
Распространенность пневмоний у детей.
Определение понятия «пневмония».
Классификация пневмоний.
Основные возбудители пневмонии.
Рациональный выбор антибактериальной терапии при пневмониях у детей.
Дозы антибиотиков для лечения пневмоний у детей.
Основные ошибки антибактериальной терапии пневмоний у детей.
Презентация PowerPoint - 99 слайдов.
3.4.5
Функциональные особенности сердечно-сосудистой системы у детей и обуславливающие их причины.
Схема внутриутробного кровообращения.
Частота сердечных сокращений у детей разного возраста.
Критерии диагностики миокардита.
Внутрисердечная гемодинамика при врожденных пороках сердца: синдром Эйзенменгера
Триада Фалло
Пентада Фалло
Синдром Эбштейна
Общий артериальный ствол
Трехкамерное сердце
Аномалии дуги аорты
Синдром Лютембаше
Коарктация аорты
ДМЖП
ДМПП
Аномалии впадения легочных вен.
Основные точки аускультации сердца.
Фонокардиографическая картина функционального шума, дефект межжелудочковой перегородки, межпредсердной перегородки.
Определение «суточное мониторирование артериального давления».
Преимущества и ограничения применения СМАД в педиатрии.
Показания и противопоказания к проведению СМАД.
Алгоритм оценки уровня АД у детей и подростков.
Правила измерения АД у детей.
Характеристика тонов Короткова.
Алгоритм диагностики артериальной гипертензии.
Маркеры поражения органов-мишеней при артериальной гипертензии у детей.
Принципы терапии АГ.
Купирование гипертонического криза.
Основные причины повышения АД у детей разного возраста.
Патоморфология ревматизма.
Рабочая классификация и номенклатура ревматизма.
Классификация ревматической лихорадки.
Диагностические критерии Киселя-Джонса-Нестерова.
Признаки кардита при ревматизме.
Характеристика ревматической хореи.
Лечение ревматизма.
Круглогодичная вторичная медикаментозная профилактика ревматизма.
Презентация PowerPoint - 60 слайдов.
3.4.6.
Распределение железа в организме.
Форма и продолжительность жизни нормальных эритроцитов.
Эритропоэз.
Регуляция эритропоэза.
Метаболизм железа.
Обмен железа между матерью и ребенком.
Стадии дефицита железа
Определение понятия « анемия».
Критерии анемии.
Распространенность ЖДА в мире.
Этиология железодефицитного состояния
Патогенез ЖДА.
Латентный дефицит железа
Сидеропенический синдром.
Анемический синдром.
Частота выявления клинических проявлений ЖДА.
Лабораторные критерии ЖДА у детей.
Профилактика ЖДА.
Принципы терапии ЖДА.
Потребность в железе детей разного возраста.
Содержание железа в продуктах питания.
Препараты железа.
Презентация PowerPoint - 82 слайда.
3.4.7
Типы кровоточивости.
Особенности анамнеза детей с иммунной тромбоцитопенической пурпурой.
Клиническое обследование детей с иммунной тромбоцитопенической пурпурой.
Лабораторное исследование детей с иммунной тромбоцитопенической пурпурой.
Классификация иммунной тромбоцитопенической пурпуры.
Дифференциальный диагноз иммунной тромбоцитопенической пурпуры.
Экстренная помощь при кровотечении.
Определение гемофилии.
Диагностика гемофилии.
Особенности анамнеза детей с гемофилией.
Классификация гемофилии.
Принципы терапии гемофилии.
Профилактика кровотечений при гемофилии.
Патогенез геморрагического васкулита.
Особенности анамнеза детей с геморрагическим васкулитом.
Клиника геморрагического васкулита у детей.
План лабораторного обследования ребенка с геморрагическим васкулитом.
Классификация геморрагического васкулита.
План динамического наблюдения ребенка с геморрагическим васкулитом.
Принципы терапии геморрагического васкулита.
Противорецидивное наблюдение.
Оценка вероятных причин лимфоаденопатий.
Алгоритм диагностики лимфоаденопатий.
Доклиническая диагностика солидных опухолей у детей.
Наиболее часто встречающиеся солидные опухоли у детей.
Классификация лейкозов у детей.
Периоды течения острого лейкоза.
Противолейкозные препараты.
Презентация PowerPoint - 67 слайдов.
3.4.8
Особенности мочевой системы у детей.
Определение «инфекция мочевой системы».
Определение «инфекция мочевыводящих путей»
Определение «пиелонефрит», классификация.
Алгоритм лабораторной диагностики ИМС.
Обязательные инструментальные методы исследования при микробно-воспалительных заболеваниях мочевой системы.
Патогенез инфицирования почки.
Анамнестические факторы риска развития микробно-воспалительного процесса.
Степени ПМЛР.
Клиника пиелонефрита у детей разного возраста.
Терапия ИМС.
Патогенез острого гломерулонефрита.
ОГН - анамнез, клиника.
Лабораторная диагностика ОГН
Классификация ОГН.
Клинико-лабораторная диагностика нефротического синдрома.
Клинико-лабораторная диагностика нефритического синдрома.
Принципы терапии ОГН.
Прогноз течения ОГН.
Морфологические изменения в почках при ОГН.
Поражение других органов при ОГН.
Дифференциальный диагноз ОГН.
Лечение быстропрогрессирующего ГН.
Хронический ГН, патогенез.
Классификация ХГН.
Принципы терапии ХГН.
Презентация PowerPoint - 50 слайдов.
3.4.9-10
Гипофиз, гипоталамус.
Гормоны передней доли гипофиза.
Эпифиз.
Щитовидная железа.
Тимус.
Надпочечники.
Почки.
Поджелудочная железа.
Яички.
Яичники.
Особенности эндокринной системы в детском возрасте.
Клинико-лабораторная дифференциальная диагностика кетоацидотической и гипогликемической ком.
Лабораторные показатели при проведении глюкозотолерантного теста.
Презентация PowerPoint - 49 слайдов.
3.5. Стенды:
1. “Вскармливание”
2. Выставка “Питательные смеси для вскармливания детей”
^ (прилагаются):
3.6.1. М.Я.Ледяев, Т.Г.Ионкина, О.В.Степангова /Физикальные методы исследования здорового и больного ребенка: учебное пособие.- ВолГМУ. Волгоград, 2005 г.- 56 стр. Гриф УМО, 2003 г.
3.6.2. М.Я.Ледяев, Т.Е.Заячникова, Н.М.Золотарева /Методические подходы к организации питания детей раннего возраста: учебное пособие.- ВолГМУ. Волгоград, 2005 г. Гриф УМО 09.11.2004 г.
3.6.3. М.Я.Ледяев, М.А.Моргунова, Н.М.Золотарева, О.В.Степанова /Дифференциальная диагностика лимфоаденопатии у детей.- ВМА. Волгоград, 2002 г. Утверждено ЦМК ВМА (протокол №2 от 23.01.2002).
^ (Прилагаются)
3.9. Методические пособия к внеаудиторной самостоятельной работе. (Прилагаются)
4. ТЕМАтический план изучения ДИСЦИПЛИНЫ:
^
№ темы
|
Наименование вопросов, изучаемых на лекции
|
Практические занятия (номера)
|
Используемые наглядные и методические пособия
|
Самостоятельная работа студентов
|
Форма контроля
|
|
Содержание
|
часы
|
|
1
|
2
|
3
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
1.
|
История педиатрии и организация лечебно-профилактической помощи детям в России. Структура заболеваемости детей, детская смертность. Периоды детского возраста, особенности патологии. Понятие о биологической акселерации и децелерации. Законы нарастания массы тела и роста ребенка.
|
1
|
3.4.1.1-3.4.1.17
3.4.1.18.
|
|
|
Экзамен
|
|
2.
|
Питание здорового ребенка первого года жизни. Естественное вскармливание. Биологическая ценность грудного молока. Преимущества грудного вскармливания. Понятие о коррекции питания. Искусственное вскармливание. Адаптированные молочные смеси. Консервированные продукты детского питания. Питание здоровых детей старше года. Понятие о сбалансированном питании.
|
2
|
3.4.2.1-3.4.2.12
3.4.2.13.
|
|
|
Экзамен
|
|
3.
|
Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей. Классификация и диагностика желудочно-кишечных заболеваний у детей различного возраста.
|
3
|
3.4.3.1-3.4.3.9
3.4.3.10.
|
|
|
Экзамен
|
|
4.
|
Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей в возрастном аспекте. Методы исследования органов дыхания у детей и подростков. Дыхательная недостаточность у детей, виды и причины ее возникновения, степени тяжести. Респираторный дистресс-синдром новорожденных. Болезнь гиалиновых мембран.
|
4
|
3.4.4.1-3.4.4.15
3.4.4.16.
|
|
|
Экзамен
|
|
5.
|
Анатомо-физиологические особенности системы кровообращения у детей. Понятие об острой и хронической сердечно-сосудистой недостаточности у детей различного возраста. Врожденные пороки сердца и кардиопатии у детей.
|
5
|
3.4.5.1-3.4.5.37
3.4.5.38.
|
|
|
Экзамен
|
|
6.
|
Особенности кроветворения и морфологии крови у детей различного возраста. Методы параклинической диагностики основных заболеваний крови у детей (гемоглобинопатии, анемии).
|
6
|
3.4.6.1-3.4.6.22
3.4.6.23.
|
|
|
Экзамен
|
|
7.
|
Геморрагические диатезы у детей. Классификация, клиника, диагностика, принципы терапии.
|
7
|
3.4.7.1-3.4.7.28
3.4.7.29.
|
|
|
Экзамен
|
8.
|
Анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы у детей различного возраста. Наследственные и врожденные заболевания почек у детей. Приобретенные заболевания почек и мочевыводящих путей у детей. Методы диагностики на современном этапе.
|
8
|
3.4.8.1-3.4.8.26
3.4.8.27.
|
|
|
Экзамен
|
9-10.
|
Особенности эндокринной системы в различные возрастные периоды. Патология щитовидной железы.
|
9
|
3.4.9-10.1-3.4.9-10.13
3.4.9-10.14.
|
|
|
Экзамен
|
^
№ занятия
|
Тема
|
Номера лекций
|
Используемые наглядные и методические пособия
|
Самостоятельная работа (содержание)
|
Часы сам. раб.
|
Формы контроля
|
1.
|
Методы оценки физического развития детей и пропорции тела в возрастном аспекте. Закономерности роста и развития ребенка, нарастание массы и длины тела.
|
1
|
3.2.1.1-3.2.1.20
3.4.1.1-3.4.1.17
3.2.2.2
3.6.1
|
Сбор анамнеза, измерение, взвешивание, оценка физического развития, определение степени гипотрофии.
|
45 мин.
|
Программированный контроль, тестовый контроль, решение ситуационных задач, экзамен.
|
2.
|
Питание здорового и больного ребенка различного возраста. Расчет потребностей детей в основных пищевых ингредиентах, энергии, витаминах, минеральных веществах.
|
2
|
3.2.1.19-3.2.1.24
3.2.1.87-3.2.1.96
3.4.2.1-3.4.2.12
3.2.2.3
3.6.1
3.6.2
|
Оценка состояния кожи, выраженности подкожно-жирового слоя, определение наличия отеков, тургора тканей. Составление рационов питания для детей первого года жизни, находящихся на естественном, смешанном и искусственном вскармливании.
|
45 мин.
|
Программированный контроль, тестовый контроль, решение ситуационных задач, экзамен.
|
3.
|
Диагностика и функциональные методы исследования при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и печени у детей. Понятие о токсикозе и эксикозе у детей. Степени тяжести и типы дегидратации, принципы коррекции. Заболевания желудка и 12-перстной кишки в старшем детском возрасте, методы диагностики и принципы терапии.
|
3
|
3.2.1.72-3.2.1.86
3.4.3.1-3.4.3.9
3.2.2.2
3.3.3
3.3.4
3.6.1
|
Закрепление навыков обследования системы пищеварения, пальпация органов брюшной полости, определение болевых точек и симптомов. Определение размеров и пальпация печени и селезенки. Оценка лабораторных данных (анализы крови, кала), результатов желудочного и дуоденального зондирования, данных эндоскопического исследования. Составление индивидуальных планов лечения, рекомендаций по диетотерапии и профилактике обострений для курируемых больных.
|
45 мин.
|
Программированный контроль, тестовый контроль, решение ситуационных задач, экзамен.
|
4.
|
Методы исследования органов дыхания у детей. Особенности функциональных нарушений при пневмониях у детей различного возраста. Дыхательная недостаточность у детей. Синдром бронхиальной обструкции. Методы диагностики. Принципы терапии.
|
4
|
3.2.1.25-3.2.1.35
3.4.4.1-3.4.4.15
3.2.2.2
3.3.3
3.3.4
3.6.1
|
Закрепление навыков перкуссии и аускультации легких, подсчета частоты дыхания и пульса.
|
45 мин.
|
Программированный контроль, тестовый контроль, решение ситуационных задач, экзамен.
|
5.
|
Методы исследования сердечно-сосудистой системы у детей в возрастном аспекте и функциональные нарушения при различных заболеваниях (кардиопатии, миокардиты, ревматизм, врожденные и приобретенные пороки сердца, фиброэластоз, синдром вегетативных дисфункций). Параклинические методы диагностики на современном этапе.
|
5
|
3.2.1.36-3.2.1.53
3.4.5.1-3.4.5.37
3.2.2.2
3.3.1-3.3.4
3.6.1
|
Закрепление навыков определения границ сердца, выслушивания тонов и шумов. Интерпретация применительно к больному анализов крови, рентгенограмм сердца, ЭКГ, ФКГ, результатов ультразвукового исследования.
|
45 мин.
|
Программированный контроль, тестовый контроль, решение ситуационных задач, экзамен.
|
6.
|
Особенности кроветворения у детей. Гемограмма у детей различного возраста. Анемии у детей раннего и старшего возраста. Методы диагностики. Дифференциальная диагностика различных видов анемий в детском возрасте.
|
6
|
3.2.1.54-3.2.1.63
3.4.6.1-3.4.6.22
3.3.4
3.6.1
|
Оценка анализов крови детей разных возрастов, оценка анализов крови при анемиях. Составление индивидуальных планов лечения и профилактики анемии для курируемых больных.
|
45 мин.
|
Программированный контроль, тестовый контроль, решение ситуационных задач, экзамен.
|
7.
|
Геморрагические диатезы у детей. Лабораторная диагностика различных типов кровоточивости. Принципы терапии геморрагических диатезов. Лейкозы и лимфопролиферативные заболевания в детском возрасте. Клинико-морфологические и иммунологические варианты. Методы диагностики, принципы терапии на современном этапе.
|
7
|
3.2.1.64-3.2.1.71
3.4.7.1-3.4.7.28
3.2.2.1
3.3.4
3.6.1
3.6.3
|
Курация больных с геморрагическими диатезами, оценка анализов крови и показателей гемостаза (свертываемость крови, длительность кровотечения, число тромбоцитов в периферической крови, показатели коагулограммы).
|
45 мин.
|
Программированный контроль, тестовый контроль, решение ситуационных задач, экзамен.
|
8.
|
Клиническая, лабораторная и инструментальная диагностика заболеваний почек и мочевыводящих путей у детей. Оценка нормальных и патологических показателей различных лабораторных и других параклинических методов исследования функции почек у детей.
|
8
|
3.2.1.97-3.2.1.107
3.4.8.1-3.4.8.26
3.2.2.2
3.3.3
3.3.4
3.6.1
|
Закрепление навыков пальпации почек. Оценка анализов мочи, результатов функциональных почечных проб, биохимических показателей, характеризующих функцию почек. Составление рекомендаций по питанию и водному режиму, индивидуальному плану лечения курируемых больных.
|
45 мин.
|
Программированный контроль, тестовый контроль, решение ситуационных задач, экзамен.
|
9.
|
Эндокринные заболевания у детей. Патология щитовидной железы у детей: гипотиреоз, диффузный токсический зоб, аутоиммунный тиреоидит. Методы диагностики, принципы терапии.
|
9-10
|
3.2.1.108-3.2.1.113
3.4.9.1-3.4.9.13
3.2.2.2
3.3.4
3.6.1
|
Закрепление навыков пальпации щитовидной железы, оценка функционального состояния железы по данным лабораторных исследований.
|
45 мин.
|
Программированный контроль, тестовый контроль, решение ситуационных задач, экзамен.
|
^ (прилагается).
5.2. Перечень вопросов к итоговой аттестации:
Педиатрия как наука, основные вопросы деонтологии и медицинской этики в педиатрии.
Периоды детского возраста, краткая характеристика периода новорожденности и грудного возраста. Особенности патологии.
Периоды детского возраста. Краткая характеристика преддошкольного, дошкольного и школьного периодов. Особенности патологии.
Анатомо-физиологические особенности верхних дыхательных путей у детей. Семиотика поражения органов дыхания.
Анатомо-физиологические особенности нижних дыхательных путей у детей. Семиотика поражения органов дыхания.
Анатомические и функциональные особенности органов кровообращения у детей. Семиотика поражения органов кровообращения.
Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей. Семиотика поражения костно-мышечной системы у детей при рахите.
Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей. Семиотика поражения органов пищеварения.
Хронические расстройства питания у детей раннего возраста. Этиология, патогенез, классификация. Принципы терапии.
Гипотрофии. Причины и виды гипотрофий. Классификация. Клинико-лабораторная характеристика. Принципы терапии.
Основные показатели физического развития детей, методы расчета длины тела и площади поверхности тела у детей до года.
Основные показатели физического развития детей, методы расчета массы тела у детей до года.
Основные показатели физического развития детей, методы расчета длины тела и площади поверхности тела у детей старше года.
Основные показатели физического развития детей, методы расчета массы тела у детей старше года.
Анатомо-физиологические особенности мочевой системы детей. Семиотика поражения органов мочеобразования и мочеотделения.
Особенности состава периферической крови у детей разного возраста.
Виды вскармливания детей первого года жизни. Определение понятий естественного, смешанного и искусственного вскармливания детей грудного возраста. Потребность в белках, углеводах, жирах и килокалориях детей на естественном, смешанном, искусственном вскармливании в течение первого года жизни.
Преимущества грудного вскармливания детей первого года жизни. Содержание белков, жиров, углеводов, калорий в грудном молоке.
Принципы успешного грудного вскармливания детей первого года жизни.
Дополнительные факторы питания, понятие о докорме и прикорме, сроки, правила введения.
Искусственное вскармливание. Классификация и выбор молочных смесей.
Определение рациональных и лечебных режимов питания у детей старшего возраста.
Рахит. Этиология, патогенез, классификация, клинико-лабораторная диагностика, профилактика. Принципы терапии.
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Этиология, патогенез, клинико-лабораторная диагностика. Принципы терапии.
Лабораторная диагностика поражений печени (синдром цитолиза, холестаза, мезенхимально-воспалительный, гепатодепрессивный).
Гастродуоденит. Этиология, патогенез, клинико-лабораторная диагностика. Принципы терапии.
Клинико-лабораторная диагностика паразитозов (лямблиоз, энтеробиоз, аскаридоз).
Особенности процессов пищеварения в кишечнике у детей раннего возраста. Синдромы нарушения кишечного всасывания.
Бактериальная флора кишечника у здоровых детей, ее физиологическая роль. Понятие об эубиозе и дисбиозе.
Ревматизм. Этиология, патогенез, классификация, клинико-лабораторная диагностика. Принципы терапии.
Неревматический кардит. Этиология, патогенез, клинико-лабораторная диагностика. Принципы терапии.
Врожденные пороки сердца. Патогенез, классификация, клиника, диагностика, прогноз.
Недостаточность кровообращения. Этиология, патогенез, классификация, клинико-лабораторная диагностика.
Артериальная гипертензия у детей и подростков. Классификация, методы диагностики, принципы терапии.
Железодефицитные анемии у детей. Этиология, патогенез, классификация, клинико-лабораторная диагностика, профилактика. Принципы терапии.
Гемолитические анемии с нарушением структуры белка мембран эритроцитов. Клинико-лабораторная диагностика.
Гемолитические анемии с нарушением ферментных систем эритроцитов. Клинико-лабораторная диагностика.
Классификация основных форм геморрагических диатезов. Их гематологическая характеристика.
Иммунная тромбоцитопеническая пурпура. Этиология, патогенез, клинико-лабораторная диагностика, прогноз, клинико-лабораторная диагностика. Принципы терапии.
Гемофилия. Этиология, патогенез, классификация, клинико-лабораторная диагностика, прогноз. Принципы терапии.
Геморрагический васкулит. Этиология, патогенез, классификация, клинико-лабораторная диагностика. Принципы терапии.
Клиническая и лабораторная диагностика лейкозов у детей. Особенности изменений анализов крови и миелограммы.
Острые пневмонии у детей различного возраста. Этиология, патогенез, клинико-лабораторная диагностика. Принципы терапии.
Бронхиальная астма. Этиология, патогенез, профилактика, клинико-лабораторная диагностика. Методы исследования функции внешнего дыхания у детей.
Определение понятия «дыхательная недостаточность». Ее причины, формы, степени тяжести. Диагностика.
Острый пиелонефрит. Этиология, патогенез, классификация, профилактика, клинико-лабораторная диагностика. Принципы терапии.
Хронический пиелонефрит. Этиология, патогенез, классификация, прогноз, клинико-лабораторная диагностика. Принципы терапии.
Острый гломерулонефрит. Этиология, патогенез, классификация, прогноз, клинико-лабораторная диагностика. Принципы терапии.
Понятие о врожденных тубулопатиях. Клинико-лабораторная диагностика.
Методы оценки клубочковой фильтрации и канальцевой реабсорбции у детей в клинических условиях.
Хроническая почечная недостаточность. Клинические и лабораторные признаки. Принципы терапии. Показания к гемодиализу.
Муковисцидоз. Этиология, патогенез, классификация, клинико-лабораторная диагностика, прогноз.
Диффузный токсический зоб. Этиология, патогенез, клинико-лабораторная диагностика, прогноз. Принципы терапии.
Сахарный диабет. Клинико-лабораторная диагностика, принципы терапии.
Врожденный гипотиреоз у детей. Этиология, патогенез, клинико-лабораторная диагностика, прогноз. Принципы терапии.
^
1. Сбор и оценка анамнеза (социального, биологического, генеалогического).
2. Клиническое обследование здорового и больного пациента: осмотр, аускультация, перкуссия, пальпация. Измерение и оценка артериального давления, частоты сердечных сокращений и дыханий в минуту у пациента.
3. Расчет поверхности тела у детей различного возраста.
4. Составление рациона питания здоровым детям различного возраста, рациона питания при патологических состояниях у детей: гипотрофии, железодефицитной анемии, аллергическом диатезе, сахарном диабете, ожирении, болезнях почек.
5. Оценка кислотно-основного состояния у детей в норме и при патологии органов дыхания, почек, эндокринной патологии (сахарный диабет).
6. Определение типа дегидратации у детей с различной патологией по лабораторным данным.
7. Оценка кислотообразующей функции желудка по данным фракционного исследования желудочного сока.
8. Оценка результатов анализов:
общего анализа крови; изменения количества и формы эритроцитов, гемоглобина, цветового показателя, осмотической резистентности эритроцитов, сывороточного железа, железосвязывающей способности сыворотки; оценка протеинограммы; обнаружение LE-клеток, антинуклеарного фактора, ревматоидного фактора, выявление антител к актину, миозину, коллагену, антител к ДНК, антимиокардиальных антител, антистрептококковых антител, ЦИК, оценка ревмопроб; содержания общего белка, креатина и креатинина; липидного спектра крови; щелочной фосфатазы; калия, кальция, фосфора, натрия, хлора, магния; фракций билирубина; уровня гликемии, глюкозотолерантного теста, гликозилированного гемоглобина; лимонной кислоты; кетоновых тел сыворотки; гормонов крови (щитовидной железы, коры надпочечников, половых, отдельных тропных гормонов гипофиза); тимоловой, сулемовой проб; изменения газового состава крови и pH крови; холинэстеразы, трансаминаз; интерпретация изменений протромбинового времени, тромбинового времени, длительности кровотечения, времени свертывания, парциального тромбопластинового времени, аутокоагуляционный тест, тест генерации тромбопластина, содержания факторов свертывания, количества тромбоцитов и их адгезивно-агрегационных свойств;
Оценка анализов мочи общего, по Нечипоренко, Аддис-Каковскому, пробы по Зимницкому, по Ребергу, с сухоядением, результатов бак. посева мочи, уровня экскреции креатинина, креатина, аминокислот, диастазы, 17КС мочи, глюкозурический профиль, вычисление функционального почечного резерва;
копрограммы, кала при паразитозах, кала на скрытую кровь; результатов дуоденального и желудочного зондирований;
макро- и микроскопической характеристики мокроты;
результатов исследования пота на хлориды.
9. Оценка результатов инструментальных методов исследования: ультразвукового сканирования, ЭКГ, ФКГ, ренгенографического исследования, люмбальной, стернальной, плевральной пункций.
10. Оказание неотложной помощи при:
-гипертермии, гипертоническом кризе, судорогах, острых аллергических реакциях.
11. Ведение типовой медицинской документации.
^
Наименование дисциплин, на изучение которых опирается данная дисциплина
|
Кафедра
|
Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядке изложения и т. д.
|
Принятое решение (№ протокола, дата) кафедрой, разработавшей программу
|
Биохимия
|
Кафедра теоретической биохимии с курсом клинической биохимии
|
Клиническая биохимия подробно изучается на кафедре биохимии.
|
Профессор
О.В. Островский
|
Внутренние болезни
|
Кафедра внутренних болезней пед. и стомат. факультетов
|
На практических занятиях подробно не разбираются вопросы этиопатогенеза заболеваний, т. к. они подробно изучаются на кафедре внутренних болезней.
|
Профессор
М.Е. Стаценко
|
^
№ п/п
|
Дата внесения дополнений и изменений
|
Внесенные изменения или дополнения
|
Обоснование внесенных изменений или дополнений
|
Дата утверждения на каф. заседании, № протокола
|
Кем утверждены изменения (ФИО, должность)
|
Дата утверждения на УМК, № протокола
|
Кем внесены изменения (ФИО, должность)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|