Рабочая программа учебной дисциплины для специальности: 060101- лечебное дело, 060103- педиатрия icon

Рабочая программа учебной дисциплины для специальности: 060101- лечебное дело, 060103- педиатрия





Скачать 236.68 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины для специальности: 060101- лечебное дело, 060103- педиатрия
Мункожаргалов Бадмажаб Эрдынеевич
Дата04.04.2013
Размер236.68 Kb.
ТипРабочая программа
МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России)


Лечебный факультет


Кафедра травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии с курсами нейрохирургии и мануальной терапии


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР ГОУ ВПО ИГМУ

Минздравсоцразвития России


______________________
__ _____________2009г.


Организация медицинского обеспечения населения

в чрезвычайных ситуациях

природного и техногенного характера и в военное время

^

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




Для специальности:

060101- Лечебное дело, 060103- Педиатрия,

060104- Медико-профилактическое дело, 060105-Стоматология


Составитель:

Мункожаргалов Бадмажаб Эрдынеевич

доцент кафедры травматологии,

ортопедии и военно-полевой хирургии с курсами

нейрохирургии и мануальной терапии,

кандидат медицинских наук.


2010г.

Рабочая программа составлена в соответствии с типовой программой, утвержденной

Директором Департамента фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования Минздравсоцразвития России В.А.Ступиным 22 октября 2007г., и согласованной заместителем Председателя Учебно-Методического Объединения

по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России И.Н.Денисовым 15 октября 2007г.


Рецензенты:

Кузнецов С.М. доцент, к.м.н. кафедры факультетской хирургии

^ Брегель А.И., д.м.н., профессор кафедры общей хирургии.


УТВЕРЖДЕНА

На заседании кафедры травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии с курсами нейрохирургии и мануальной терапии


___ __________2010г. протокол №


Зав. кафедрой личная подпись В.Г.Виноградов


СОГЛАСОВАНА

Председатель ФМС личная подпись И.О.Фамилия

___ __________2010г


Начальник учебного отдела личная подпись И.О.Фамилия

___ __________2010г


В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании кафедры травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии с курсами нейрохирургии и мануальной терапии


___ __________2010г. протокол №


^ 2.3 РАЗДЕЛ «ОГЛАВЛЕНИЕ»

2.4.Обозначения и сокращения…………………………………………………..

2.5.Пояснительная записка……………………………………………………….

2.6.Структура и содержание дисциплины………………………………………

2.7.Список рекомендуемой литературы…………………………………………

2.8.Информационное обеспечение……………………………………………….

2.9.Лист согласования рабочей программы …………………………………….

2.10.Дополнения и изменения в рабочей программе …………………………..

^ 2.4.РАЗДЕЛ «ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ»

АД - артериальное давление

ВГ - военный госпиталь

ВПГЛР - военный полевой госпиталь легкораненых

ВПМГ - военный полевой многопрофильный госпиталь

ВПНхГ - военноый полевой нейрохирургический госпиталь

ВПОжГ- военный полевой ожоговый госпиталь

ВПТАГ - военный полевой торакоабдоминальный госпиталь

ВПТрГ - военный полевой травматологический госпиталь

ВПСГ - военный полевой сортировочный госпиталь

ВПХ - военно-полевая хирургия

ВПХГ - военный полевой общехирургический госпиталь

ВС - вооруженные силы

ВХО - вторичная хирургическая обработка

ГБ - госпитальная база

ГМУ – группа медицинского усиления

ДВС – диссеминированное внутрисосудистое свертывание

ЖКТ – желудочно-кишечный тракт

ИВЛ – искуственная вентиляция легких

КРП – комбинированные радиационные поражения

КТ – компьютерная томография

Медр – медицинская рота

МПб – медицинский пункт батальона

МПп – медицинский пункт полка

МРТ – магнитно-резонансная томография

ОВ – отравляющие вещества

ОЛБ – острая лучевая болезнь

Омедб – отдельный медицинский батальон

Омедо – отдельный медицинский отряд

ОмедоСН - отдельный медицинский отряд специального назначения

ОПН – острая почечная недостаточность

ОСМП – отряд специализированной медицинской помощи

ОЦК – объем циркулирующей крови

ПОН – полиорганная недостаточность

ППИ – пакет перевязочный индивидуальный

ПХО – первичная хирургическая обработка

РВ – радиоактивные вещества

СДС – синдром длительного сдавления

СПК – станция переливания крови

УЗИ – ультразвуковое исследование

ЦНС – центральная нервная система

ЧМТ – черепно-мозговая травма

ЧС - чрезвычайная ситуация


^ 2.5.РАЗДЕЛ «Пояснительная записка»

2.5.1.Предмет учебной дисциплины

Военно-полевая хирургия – раздел хирургии и военной медицины, объектом изучения которого является патология боевых повреждений, их диагностика, клиническое течение и методы лечения, а также организация оказания хирургической помощи раненым и пораженным на этапах медицинской эвакуации в действующей армии и тылу страны.

Военно-полевая хирургия в отличие от хирургии мирного времени имеет ряд особенностей, которые складываются в различных условиях боевой обстановки.

Первая из них – массовость работы. Война, по выражению великого русского хирурга, основоположника военно-полевой хирургии Н. И. Пирогова, - это травматическая эпидемия, и, как всякая эпидемия, она характеризуется значительным числом раненых, которые в короткое время заполняют и переполняют полевые медицинские учреждения, где оказывается медицинская помощь.

Вторая особенность военно-полевой хирургии заключается в первенствующем значении организации работы, особенно при поступлении в медицинские учреждения значительного числа раненых и пострадавших. Эта особенность была также отмечена

Н. И. Пироговым, который предупреждал, что «если врач в этих случаях не предложит себе главной целью, прежде всего действовать административно, а потом уже врачебно, то он совсем растеряется, и ни голова его, ни руки не окажут помощи».

Следующей особенностью военно-полевой хирургии является постоянная готовность полевых медицинских учреждений к передислокации и организации хирургической работы на новых местах и в новых условиях в зависимости от боевой и медико-тактической обстановки. Готовность к перемещению означает умение организовывать и вести работу в любое время года и при любой погоде, в различных географических зонах и условиях (в палатках, бараках, разрушенных домах и землянках).

Отличительной чертой военно-полевой хирургии является еще и зависимость хирургических мероприятий от боевой и медико-тактической обстановки. Это означает, что в ряде случаев приходится ограничивать оказание хирургической помощи раненым и пострадавшим самым минимальным объемом, хотя она могла бы быть оказана и исчерпывающе. Такие условия могут быть и при перегрузке лечебных учреждений (когда число поступивших раненых значительно превышает рабочие возможности), и при необходимости срочного перемещения за войсками. В этих ситуациях приходится ограничиваться оказанием хирургической помощи только тем из нуждающихся, которые не могут быть эвакуированы дальше из-за опасности летального исхода. Эта особенность военно-полевой хирургии требует введения в хирургическую работу совершенно не свойственного хирургии мирного времени элемента, который называют «сортировкой раненых». Следующей особенностью военно-полевой хирургии является необходимость единого руководства всей хирургической работой в соответствии с разработанными и утвержденными принципами («Указаниями по военно-полевой хирургии»). Это вызвано тем, что лечение раненого на войне осуществляется в разных лечебных учреждениях (этапах эвакуации). При этом успех лечения в значительной степени определяется обеспечением преемственности. И если на следующем этапе медицинской эвакуации лечение будет осуществляться без учета предыдущего, то это весьма отрицательно скажется на его результатах и сроках. Кроме того, приемлемы только те методы, которые соответствуют организационно-штатной структуре и оснащению полевых военно-медицинских учреждений.

^ 2.5.2.Цели и задачи учебной дисциплины

Программа отражает современное состояние развития военно-полевой хирургии и учитывает задачи преподавания дисциплины в объёме, необходимом для подготовки студентов к работе в экстренных условиях.

Основной целью преподавания военно-полевой хирургии является обучение студентов основам организации хирургической помощи на этапах медицинской эвакуации, диагностике и оказанию помощи, пострадавшим в условиях дефицита времени, диагностических и лечебных возможностей; овладение знаниями и практическими навыками, позволяющими эффективно работать в этих условиях.

Главной задачей военно-полевой хирургии является строгое соблюдение военно-полевой хирургической доктрины, регламентирующей способы лечения боевых повреждений, определяющей применение наиболее эффективных методов лечения и запрещающей малоэффективные и трудоемкие, хотя и результативные в мирное время.


^ 2.5.3.Требования к уровню освоение содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты:

должны иметь представление:

- об основах организации квалифицированной и специализированной хирургической помощи в госпитальной базе фронта.

должны знать:

- принципы организации хирургической помощи в боевой обстановке и в чрезвычайных ситуациях:

- клинику, диагностику и этапное лечение современных одиночных и множественных огнестрельных ранений, закрытых повреждений, комбиниро­ванных и термических поражений, раневой инфекции, шока, токсикоза массивной кровопотери;

- содержание, объем и организацию оказания первой врачебной и квалифицированной хирургической помои на войсковых этапах медицинской эвакуации:

должны уметь:

- проводить медицинскую сортировку раненых:

- диагностировать огнестрельные, закрытые и сочетанные множест­венные ранения хирургического профиля, повреждения, раневую инфекцию, травматический шок, массивную кровопотерю и оказывать раненым первую врачебную помощь.

^ 2.5.4.Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

Актуальность введения учебной дисциплины обусловлено не только войнами и вооруженными конфликтами, но и частыми природными катаклизмами и техногенными авариями. За последнее время накоплен большой опыт оказания помощи пострадавшим в вышеуказанных ситуациях. Изменились подходы к организации работы этапов медицинской эвакуации в условиях, как военных конфликтов, так мирного времени, внедрены новые медицинские технологии при оказании помощи пострадавшим. Программа отражает современное состояние развития военно-полевой хирургии и учитывает задачи преподавания дисциплины в объёме, необходимом для подготовки студентов к работе в экстренных условиях. Значительную часть учебного времени занимают вопросы диагностики на основании достоверных и вероятных признаков патологии. Необходимо ориентировать студентов на минимум или полное отсутствие возможностей инструментального и лабораторного обследования на начальных этапах эвакуации.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами по соответствующим специальностям высшего профессионального медицинского образования.

Основным принципом отбора содержания и организации учебного процесса является практическую направленность: обсуждение групп поражённых выделяемых при медицинской сортировке, принципы работы врача в экстремальных ситуациях. Важной принципом является формирование и закрепление практических умений.

^ Связь учебной дисциплины с другими дисциплинами выражается в том, что ряд практических умений формируется на других кафедрах. Например, на кафедре оперативной хирургии – техника ПХО ран, временной и окончательной остановки кровотечений, лапаро – и торакоцентез, торако – и лапаротомия, ампутация конечностей, новокаиновые блокады, пункция плевральной полости, перикарда, мочевого пузыря, катетеризация мочевого пузыря, шов сосудов, нервов и др., на кафедре анестезиологии и реанимации– противошоковые мероприятия, сердечно-легочная реанимация и т.д. Ранее полученные знания и умения должны быть закреплены (учитывая процесс «вымывания» знаний) и самое главное – студенты должны ориентироваться в том, какой объём помощи они могут и должны оказать в том или ином этапе медицинской эвакуации.

Особенностью изучения учебной дисциплины является более полное усвоение практических навыков, для этого целесообразно одно или несколько занятий проводить в приёмном отделении, где студенты под руководством преподавателя принимают участие в оказании помощи ургентным больным, обращая внимание на объём и характер помощи, оказанной на догоспитальном этапе бригадами “скорой помощи”. При формировании новых и закреплении ранее полученных умений и практических навыков могут быть использованы фантомы, тренажёры, отработка лечебно-диагностических приёмов на волонтёрах из состава группы (друг на друге).


^ 2.5.5.Объем дисциплины и вид учебной работы

Форма обучения очная Приложение 3





Вид учебной работы

Количество часов (кредитов)

по специальностям

Всего

часов

(кредитов)


060101 «Лечебное дело»

Номера семестров изучения дисциплины

10

10

Общая трудоемкость дисциплины

84

2,817 кредита

84

2,817

кредита

Аудиторные занятия:







Лекции

21

0,583

21

0,583

^ Практические (клинические) занятия

63

1,234


63

1,234


Самостоятельная работа в том числе:







Виды промежуточного и (или) итогового контроля (зачет, экзамен)

экзамен




2.6.Структура и содержание дисциплины:

2.6.1.Тематический план учебной дисциплины

Приложение 4







Наименование тем

Число учебных часов для специальностей

060101-Лечебное

дело

060103-Педиатрия

060104-Медико-профилактическое дело

060105-Стоматология

Л

пр

Все-

го

Л.

пр

Все-го

Л

пр

Все-го

1

Основы организации оказания хирур­гической помощи в чрезвычайных ситуациях и в действующей армии



1









1









1







2

Огнестрельные ране­ния

2

4

6

1

2

3

1

2

3

3

Методы и средства обезболивания на этапах мед. эвакуации


2


6


8


1


2


3


2


4


6

4

Кровотечения и кровопотеря

1

4

5

1

3

4

1

3

4

5

Травматический шок

2

4

6




2

2

2

4

6

6

Синдром длительного раздавливания


1


4


5





3


3


1


3


4

7

Инфекционные осложнения боевых повреждений


2


4


6


1


3


4


1


3


4

8

Комбинированные радиационные и химические поражения


2




4


6





3


3





3


3

9

Термические поражения

2

4

6




3

3

1

4

5

10

Ранения и закрытые повреждения головы и шеи


1


4


5





2


2


1


4


5

11

Ранения и закрытые повреждения груди


1


4


5





2


2





2


2

12

Организация реанимационной помощи в чрезвычайных ситуациях


2


3


5





3


3





3


3

13

Ранения и закрытые повреждения живота, таза и тазовых органов


1


6


7





2


2





2


2

14

Огнестрельные и закрытые повреждения конечностей и суставов


1


6


7


1


2


3





2


2




Итого


21


57


78


6


32


38


11


39


50



^ 2.6.2.Содержание теоретических разделов дисциплины «военно-полевая хирургия»

(лекции)

Преподавание военно-полевой хирургии делится на лекционный курс и практические занятия. Общей направленностью лекционного курса должно быть формирование у студента научного подхода к оказанию помощи в условиях военных действий на основе знания патогенеза угрожающих жизни состояний, организационно-штатной структуры сил службы военно-полевой хирургии. В лекционном курсе излагаются теоретические аспекты, общие и частные вопросы военно-полевой хирургии: патогенеза критических состояний, принципов диагностики, консервативной терапии и хирургического лечения на этапах медицинской эвакуации.

Основная цель лекций формирование у студентов базисных знаний, предваряя практическое занятия и более эффективное их проведение.


ЛЕКЦИЯ 1

Тема 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ ХИРУРГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РАНЕНЫМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И В ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ

Определение и содержание военно-полевой хирургии. Основные этапы развития военно-полевой хирургии. Н.И.Пирогов - основоположник научной военно-полевой хирургии. Роль советских хирургов в организации совре­менной системы этапного лечения раненых с эвакуацией по назначению (В.А.Оппель, Н.Н.Бурденко. П.А.Куприянов. Н.Н.Еланский. В.Н.Шамов). Развитие военно-полевой хирургии в послевоенный период. Перспективы и дальнейшее совершенствование оказания первой врачебной помощи раненым на войне. Современная боевая хирургическая травма. Общая характеристика современного боевого оружия и современных боевых поражений. Влияние современных ранений и поражений на организацию этапного лечения раненых. Возможная структура санитарных потерь в современном бою и ее изменчивость. Содержание работы и объем медицинской помощи в зависимости от боевой и медицинской обстановки. Значение медицинской сортировки в организации этапного лечения раненых. Современные взгляды и проблемы оказания хирургической помощи в чрезвычайных ситуациях.

Тема 4. КРОВОТЕЧЕНИЕ И КРОВОПОТЕРЯ

Классификация кровотечений в зависимости от источника кровотече­ния, времени его возникновения и степени кровопотери. Клиническая картина кровотечения и острой кровопотери. Определение величины кровопо­тери в полевых условиях. Показания к переливанию крови и ее препаратов на войне. Разно­видность трансфузионных и инфузионных средств и показания к их применению. Возможные осложнения при переливании крови, их профилактика и лечение. Способы временной остановки кровотечения на поле боя и этапах медицинской эвакуации. Показаниям переливанию крови и кровезаменителей. Методика расчета потребности крови и кровезаменителей.


ЛЕКЦИЯ 2

Тема 2. ОГНЕСТРЕЛЬНЫЕ РАНЕНИЯ

Современные виды огнестрельного оружия. Раневая баллистика и механизм действия ранящего снаряда. Теории прямого и бокового ударов ранящего снаряда. Морфологические и функциональные изменения в тканях при огнестрельном ранении. Особенности поражающего действия современного огнестрельного, высокоточного и других видов оружия. Зоны повреждения тканей при огнестрельном ранении. Морфология раневого канала (входное и выходное отверстия, характеристика зон). Понятие о первичном и вторичном заражении ран. Первая помощь и медицинская помощь при огнестрельных ранениях на поле боя и этапах медицинской эвакуации. Ранняя профилактика инфекционных осложнений ран. Современные взгляды на хирургическую обработку. Показания и противопоказания к хирургической обработке ран. Заживление ран первичным и вторичным натяжением. Способы закрытия огнестрельной раны после хирургической обработки. Роль, значение и возможности ВПХГ в оказании помощи раненым обшехирургического профиля.


ЛЕКЦИЯ 3

Тема 3. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБЕЗБОЛИВАНИЯ НА ЭТАПАХ МЕДИЦИНСКОЙ ЭВАКУАЦИИ

Выбор метода анестезии. Местное обезболивание, общая анестезия. Медикаментозная подготовка раненых для проведения анестезии. Основные требования к общей анестезии в полевых условиях. Методика проведения общей анестезии в зависимости от оперативных вмешательств и состояния раненых. Местная анестезия и использование новокаиновой блокады по А. В. Вишневскому: вагосимпатическая, футлярная или проводниковая, паранефральная, паравертебральная или межреберная, внутрикостная. Показания к основным видам анестезии. Средства и методы послеоперационной интенсивной терапии.


ЛЕКЦИЯ 4

Тема 5. ТРАВМАТИЧЕСКИЙ ШОК

Понятие о травматическом шоке. Частота и тяжесть шока на войне и при катастрофах. Этиология и патогенез травматического шока. Классифи­кация. Клинические проявления шока в зависимости от локализации ране­ния и повреждений. Роль анестезиологии и реаниматологии в лечении шо­ка. Современные методы коррекции нарушений гемодинамики, дыхания, об­мена. Содержание противошоковых мероприятий на этапах медицинской эва­куации. Профилактика шока, роль инфузионно-трансфузионной терапии.


ЛЕКЦИЯ 5

Тема 6. СИНДРОМ ДЛИТЕЛЬНОГО РАЗДАВЛИВАНИЯ

Этиология, патогенез и классификация синдрома длительного раздавливания. Клиника и зависимость клинического течения от массы раздав­ливаемых тканей, силы и продолжительности действия на них повреждающе­го фактора. Современные методы диагностики синдрома длительного раздавливания. Особенности оказания медицинской помощи постра­давшим на месте поражения и этапах медицинской эвакуации.


ЛЕКЦИЯ 6

Тема 7. ИНФЕКЦИОННЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ БОЕВЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ

Понятие о раневой инфекции. Факторы, способствующие возникновению раневой инфекции. Микрофлора ран. Местная гнойная инфекция. Характеристика токсико-резорбтивной ли­хорадки и сепсиса. Клиника сепсиса. Лечение гнойных осложнений огнестрельных ран. Анаэробная инфекция ран. Сроки возникновения, местные и общие проявления. Характеристика различных клинических форм. Профилактика анаэробной инфекции. Специфическое и неспецифическое лечение. Профи­лактическая и лечебная ценность антибиотиков. Исход лечения. Столбняк, этиология и патогенез. Местные и общие симптомы. Диагностика, профилактика и принципы лечения столбняка на войсковых этапах медицинской эвакуации. Осложнения и исходы.


ЛЕКЦИЯ 7

Тема 9. ТЕРМИЧЕСКИЕ ПОРАЖЕНИЯ

Местные и общие патологические проявления термических ожогов. Классификация ожогов по глубине поражения. Степени ожогов. Определение общей площади ожогов и площади глубокого поражения. Периоды ожоговой болезни. Ожоговый шок. Острая токсемия. Ожоговая септикотоксемия. Реконвалесценция. Поражение световым излучением ядерного взрыва, зажигательными огнесмесями. Медицинская помощь на поле боя, в очагах массового пораже­ния. Медицинская сортировка, объем и содержание медицинской помощи на войсковых этапах медицинской эвакуации.


ЛЕКЦИЯ 8

Тема 8. КОМБИНИРОВАННЫЕ РАДИАЦИОННЫЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ПОРАЖЕНИЯ

Понятие о комбинированных радиационных поражениях, их сочетания. Особенности течения ранений, переломов костей, термических ожогов при комбинированных радиационных поражениях и попадании радиоактивных ве­ществ в раны и на ожоговые поверхности, синдром взаимного отягощения. Особенности течения радиационных ожогов. Медицинская помощь и лечение комбинированных радиационных поражений. Особенности течения ран, термических ожогов, зараженных фосфоро-органическими веществами. Медицинская помощь в очаге поражения и на войсковых этапах медицинской эвакуации при комбинированных химических поражениях.


Тема 10. РАНЕНИЯ И ЗАКРЫТЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ГОЛОВЫ И ШЕИ

Частота закрытых повреждений черепа и головного мозга, их класси­фикация. Клинические проявления ушиба, сотрясения и сдавления головно­го мозга. Трещины и переломы черепа. Огнестрельные ранения черепа и мозга, их классификация и клиника. Медицинская сортировка и содержание медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации. Частота закрытых повреждений спинного мозга. Симптомы сотрясения, ушиба и сдавления спинного мозга. Первая помощь на поле боя. Объем медицинской помощи в медицинской роте (меди­цинском пункте) полка и омедб. Огнестрельные ранения позвоночника и спинного мозга. Периоды клинического течения. Медицинская помощь на поле боя и этапах медицинской эвакуации. Огнестрельные ранения поз­воночника и спинного мозга. Клиническая картина и диагностика. Особен­ности подготовки к эвакуации. Понятие о нетранспортабельности.


ЛЕКЦИЯ 9

Тема 11. РАНЕНИЯ И ЗАКРЫТЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ГРУДИ

Частота и классификация ранений и закрытых повреждений груди. Клинические проявления и диагностика различных видов повреждений и ранений грудной клетки и органов грудной клетки. Медицинская помощь на поле боя и войсковых этапах медицинской эвакуации.


Тема 12. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕАНИМАЦИОНОЙ ПОМОЩИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Роль и значение реанимации в чрезвычайных ситуациях. Основные пе­риоды оказания реанимационного пособия пострадавшим с тяжелыми ранени­ями и травмами, сопровождающимися расстройствами основных жизненных функций. Методы сердечно-легочной реанимации. Реанимационные пособия на этапах медицинской эвакуации в чрезвычайных ситуациях.


ЛЕКЦИЯ 10

Тема 13. РАНЕНИЯ И ЗАКРЫТЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЖИВОТА. ТАЗА И ТАЗОВЫХ ОРГАНОВ

Частота и классификация ранений и повреждений живота. Симптомы проникающих ранений живота. Шок, кровопотеря, перитонит, их значение в исходе проникающих ранений. Клиническая картина закрытых повреждений живота. Диагностика проникающих ранений и закрытых повреждений живота. Первая помощь при ранениях в живот. Объем первой врачебной помощи. Ранения и закрытые повреждения таза и тазовых органов. Классифика­ция ранений таза. Симптомы и диагностика огнестрельных переломов кос­тей таза с повреждением и без повреждения тазовых органов. Осложнения при огнестрельных повреждениях таза. Первая помощь при ранениях и зак­рытых повреждениях костей таза. Объём первой врачебной помощи.


Тема 14. ОГНЕСТРЕЛЬНЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ КОНЕЧНОСТЕЙ И СУСТАВОВ

Частота и классификация огнестрельных переломов костей. Клиника и диагностика. Объем первой помощи, доврачебной и первой врачебной помо­щи. Закрытые и открытые неогнестрельные переломы костей. Клиника и диагностика открытых и закрытых переломов. Объем первой, доврачебной и первой врачебной помощи.Огнестрельные ранения суставов конечностей, их классификация. Об­щие и местные клинические проявления повреждений суставов. Осложнения при ранениях суставов. Объем первой медицинской, доврачебной и первой врачебной помощи. Огнестрельные ранения кисти, стопы и их этапное лечение. Ранения и повреждения кровеносных сосудов, их классификация. Клиническая картина и диагностика огнестрельных ранений крупных кровеносных сосудов. Приемы и методы остановки огнестрельных кровотечений на поле боя и этапах медицинской эвакуации. Симптомы и диагностика повреждений нервов. Особенности иммобили­зации при повреждениях нервов. Объем первой, доврачебной и первой вра­чебной помощи при повреждениях нервов.

^ 2.6.3.Содержание разделов дисциплины «военно-полевая хирургия»

(практические, клинические занятия, самостоятельная работа)

Основной целью практических занятий должно быть формирование навыков диагностики, медицинской сортировки и оказания неотложной помощи пострадавшим. На базе теоретических знаний, полученных студентами на лекциях и в процессе самоподготовки к занятию, основное внимание уделяется двум аспектам:

1.Овладение практическими навыками диагностических лечебных манипуляций.

2.Отработка алгоритма действия при оказании помощи потоку пострадавших на различных этапах медицинской эвакуации. Большую часть учебного времени занимают вопросы клинической диагностики на основании достоверных и вероятных признаков патологи. Необходимо ориентировать студентов на минимум или полное отсутствие возможностей инструментального и лабораторного обследования на начальных этапах эвакуации. Занятия должны иметь практическую направленность: обсуждение групп поражённых выделяемых при медицинской сортировке, принципы работы врача в экстремальных ситуациях

Занятие 1. ОГНЕСТРЕЛЬНЫЕ РАНЕНИЯ

Современные виды огнестрельного оружия. Раневая баллистика и механизм действия ранящего снаряда. Теории прямого и бокового ударов ранящего снаряда. Морфологические и функциональные изменения в тканях при огнестрельном ранении. Особенности поражающего действия современного огнестрельного, высокоточного и других видов оружия. Зоны повреждения тканей при огнестрельном ранении. Морфология раневого канала (входное и выходное отверстия, характеристика зон).

Понятие о первичном и вторичном заражении ран. Медицинская помощь при огнестрельных ранениях на поле боя и войсковых этапах медицинской эвакуации. Ранняя профилактика инфекционных осложнений ран.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины для специальности: 060101- лечебное дело, 060103- педиатрия iconРабочая программа учебной дисциплины фтизиопульмонология Для специальности 060101 лечебное дело

Рабочая программа учебной дисциплины для специальности: 060101- лечебное дело, 060103- педиатрия iconРабочая программа учебной дисциплины по внутренним болезням для специальности: «лечебное дело» 060101

Рабочая программа учебной дисциплины для специальности: 060101- лечебное дело, 060103- педиатрия iconРабочая программа учебной дисциплины «поликлиническая терапия» для специальности 060101 (040100)

Рабочая программа учебной дисциплины для специальности: 060101- лечебное дело, 060103- педиатрия iconПримерная программа дисциплины общественное здоровье и здравоохранение для студентов, обучающихся

Рабочая программа учебной дисциплины для специальности: 060101- лечебное дело, 060103- педиатрия iconРабочая программа учебной дисциплины «Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи» для специальности

Рабочая программа учебной дисциплины для специальности: 060101- лечебное дело, 060103- педиатрия iconРабочая программа учебной дисциплины фтизиопульмонология Для специальности 060103 педиатрия

Рабочая программа учебной дисциплины для специальности: 060101- лечебное дело, 060103- педиатрия iconРабочая программа учебной дисциплины По подготовке специалиста с высшим медицинским образованием

Рабочая программа учебной дисциплины для специальности: 060101- лечебное дело, 060103- педиатрия iconРабочая программа учебной дисциплины хирургические болезни для специальности: 060103 педиатрия. Факультет

Рабочая программа учебной дисциплины для специальности: 060101- лечебное дело, 060103- педиатрия iconРабочая программа учебной дисциплины «анатомия» специальность 060101. 65 «лечебное дело»

Рабочая программа учебной дисциплины для специальности: 060101- лечебное дело, 060103- педиатрия iconРабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы